Создавать художественные образы, передавать восторг, отчаяние, теплоту с помощью голоса люди научились давно, а пение, как искусство зародилось, когда возникло стремление выражать чувства в музыкальной линии. Ни один инструмент не может передавать богатство человеческих эмоций, как голос. Что такое вокал, и почему в погоне за идеалом люди порой теряют самое главное - свободу, искренность, легкость исполнения - интересует многих наших современников.

Вокальное исполнение - одно из древнейших способов донести яркие образы народного творчества. В процессе развития певческий феномен сформировал особые музыкальные направления, когда мастерское владение голосом рождало кумиров на эстраде, в опере, фольклоре.

Вокалист должен обладать определенными способностями:

  • правильно воссоздавать звуки различной высоты;
  • владеть чувством ритма;
  • знать нотную грамоту, теоретические основы;
  • уметь координировать слуховой механизм с голосовым аппаратом.

Некоторые навыки вокалисты развивают в процессе обучения, получают знания, необходимые для профессионального воплощения в любом направлении.

Классическое исполнение

По мере того как развивались разные стили, академический вокал, истоки которого начинаются с XVI века, остается базовой основой для всех исполнителей. Чтобы научиться петь хорошо, недостаточно иметь сильный голос.

Что такое академический вокал? Профессионалы знают, что половина успеха зависит от правильного дыхания, а работа заключается в ежедневных тренировках. У педагогов по мастерству есть масса приемов, при помощи которых они добиваются максимального раскрытия гортани. Специальные методики помогают совершенствовать технику для глубокого насыщенного пения.

  1. Умелое использование резонаторов певческого аппарата один из важнейших аспектов вокала. Для большинства вокалистов навыки приходят с накоплением опыта. Способность направлять звук в нужное русло - важное условие для вокалиста.
  2. Владение точкой опоры. Академический певец должен уметь извлекать звуки нижней и верхней позиции. Для этого используются головные, грудные резонаторы.
  3. Развитие образного мышления. Все знают - голос исходит из гортани, но артист должен представлять, что звуки зарождаются в груди, а уж потом вырываются наружу. При исполнении высоких нот репетиторы добиваются легкости звучания, ощущения, что звук, проникая через мягкое нёбо, выходит из темени.

Когда связки максимально открыты, при одинаковой тесситуре становится намного выразительнее. Обладателю уникальной гортани Ф.И. Шаляпину не нужно было «зевать» днями напролет, ходить с ложкой во рту, чтобы раскрыть связки.

Есть мнения, что Лучано Паваротти не использовал никакие точки и позиции, он пел при естественном положении связок, но уникальность его тембра, излучающий тепло голос вряд ли кто-то станет оспаривать. Но даже систематичные тренировки не всем помогают приблизиться к идеалам.

Особенности эстрадного исполнения

Популярное искусство во многом отличается от классического стиля, но далеко не каждый, обладающий красивым голосом, умеет петь современный репертуар. Школа эстрадного искусства основывается на собственных приемах и отличительной манере исполнения.

Когда спрашивают, что такое эстрадный вокал, людям интересно знать, какой смысл отражает это выражение, и чем популярное исполнение отличается от академического творчества. Ступени базовой подготовки вокалисты проходят практически одинаково. Они работают над дыханием, развитием диапазона, умением управлять голосовым механизмом.

Классический стиль обычно воспринимается подготовленными и музыкально образованными людьми. Эстрадный вокал - это открытая манера извлечения и подачи звука, он понятен для большинства слушателей. Светское содержание, простая форма изложения тоже требует от исполнителя определенных навыков. Уроки эстрадного мастерства, как и в других направлениях певческого искусства, начинаются с выполнения определенных упражнений:

  • изучения основ правильного дыхания;
  • извлечения резонаторного звука;
  • освоения певческих позиций.

После подготовительных упражнений начинается работа над и номерами для выступлений. Вначале исполнители испытывают трудности - сложно объединить все моменты. Но регулярные и последовательные занятия позволяют в дальнейшем не задумываться об академических основах - они выполняются механически. Эстрадное исполнение объединяет несколько направлений:

  • выразительный джаз;
  • мелодичные и зажигательные народные песни в современных обработках;
  • бардовские композиции;
  • рок-музыка;
  • поп-музыка.

Это позволяет выходить за рамки культурных, социальных и языковых традиций. Отличия вокального мастерства среди академических исполнителей и эстрадных певцов размыты. Во всех случаях профессиональный артист должен обладать главным богатством - голосом, четкой дикцией, широким диапазоном.

Оттачивая мастерство базовыми упражнениями, ежедневными репетициями, вокалисты выходят на сцену, не концентрируясь на технике исполнения. Публика наслаждается представлением и одаривает певца аплодисментами. Слушатели не задумываются над тем, чего стоило академическому или эстрадному исполнителю его успешное выступление.

Пение

вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса - Дуэт , на три - Трио , на четыре - Квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инструментальным Аккомпанемент ом, но может осуществляться и без него - А капелла . Основными жанрами П. в классической музыке являются оперное П., связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства, и камерное - исполнение романсов, песен, главным образом Соло или небольшими ансамблями (См. Ансамбль). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры П.: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П.- Кантилена , декламационный стиль, где П. воспроизводит строение и интонации речи (Речитатив ы, монологи), и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Различные национальные школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа П. как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере П. находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской школой П. была итальянская; она сложилась в начале 17 в. Выделяясь совершенной техникой Бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы П. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие др. национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнительский стиль её выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом. Традициям русской вокальной школы следует советская вокальная школа.

Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., .

Л. Б. Дмитриев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пение" в других словарях:

    Пение - – пение свящ. песней было уже в вет. завете, когда св. мужи и жены прославляли Бога в поэтической речи. Так явились псалмы, песни Моисея и Мариамы, Девворы и Варака, Анны, матери Самуила, Ионы, Исаии, трех Вавилонских отроков, Захарии, отца… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Трель, колоратура, рулада, концерт, колено, коленце. Соловей проделал все свои колена. .. Ср. голос, крик... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    ПЕНИЕ, пения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. петь (в 1, 3 и 4 знач.). «Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы.» А.К.Толстой. «Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели и пеньем были заняты.» Пушкин. Послышалось пение. 2. Искусство петь,… … Толковый словарь Ушакова

    - (вокальное искусство) различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее кантилена; декламационное речитатив; колоратурное). Пение без слов вокализ … Большой Энциклопедический словарь

    ПЕНИЕ, см. петь. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сирен. Книжн. Неодобр. Льстивые речи, которыми кто л. старается обмануть легковерного человека. БМС 1998, 435. Хоровое пение. Жарг. мол. Групповой секс. Аврора, 1990, №11, 123, 126 … Большой словарь русских поговорок

    пение - ПЕНИЕ, вокал ПЕВЧЕСКИЙ, вокальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Пение - Пение, услышанное во сне, обещает Вам радость и счастливое товарищество. Возможно, что Вы скоро получите обещанное письмо от далекого друга. Вам снится сон: Вы поете, а тем временем все, что Вас окружает, манит ожиданием счастья.… … Сонник Миллера

    См. петь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (вокальное искусство) – искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов – вокализ. Различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное – концертное… … Энциклопедия культурологии

    пение - бесшабашное (Муйжель); благоуханное (Скиталец); нескладное (Муйжель); серебряное (Надсон); сладкозвучное (Минаев); усыпительное (Жуковский) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А.… … Словарь эпитетов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

муниципальное образование

Приморско-Ахтарский район

«Искусство пения

Искусство дыхания»

Методическая разработка

Учитель музыки

МОУ СОШ № 13

г. Приморско-Ахтарск

Радченко Светлана Алексеевна

Тема: «Искусство пения - эго искусство дыхания»

Работа над правильным формированием звука

Ничего не должно быть удовлетворительно. Удовлетворительно только совершенство. Искусство пения - это искусство дыхания известно со времен староитальянской школы.

Марк Рейзин - народный артист говорил: «Человек без дыхания. Что человек без ног». Многие считают, что вся сила и красота родится на голосовых связках, поэтому: «упражняйте их, тренируйте, осуществляйте их работу, манипулируйте ими», говорят они. Как правило, эти певцы - завсегдатаи фониатрических кабинетов. Большое значение в силе и красоте звука играет использование резонаторов.

Был такой случай - вокальный семинар в Киевской консерватории, открытый урок у одного авторитетного педагога- профессора (это была дама). У рояля тенор, очень хороший голос. Но ему не удается верхнее си бемоль. Педагог и так, и сяк. Тогда она говорит: «Костенька - приготовь в голове большое пустое место и пой в это место». Костенька - врач, он прекрасно знает, что в голове мозг и там нельзя приготовить «пустое место». Но совершается чудо си бемоль ослепительно ярко, свободно «в фокусе», в высокой и близкой позиции, одним словом, все что надо.

Задача педагога-вокалиста научить ребенка правильному вокальному дыханию, и правильному формированию звука.

Проводились исследования среди детей. Им на уроках давали слушать голоса мастеров вокального искусства высокого уровня и полетности звука. После этого у детей повышалась звонкость и полетность голоса. Дети склонны подражать естественному механизму - механизму голосообразования, свойственному мастерам.

После же прослушивания программы эстрадных певцов в звучании голосов детей появилась сипота, ухудшилось качество верхних нот, наблюдалось укорочение диапазона.

По оценкам специалистов почти 90 % абитуриентов вокального факультета имеют непоправимо испорченный, непригодный для профессионального обучения голосовой аппарат.

Искусство пения - это искусство дыхания, пренебрежение этим золотым правилом певческого искусства («дышите как угодно») грозит многими неприятностями, вплоть до потери голоса. Горлом петь нельзя, горло должно быть освобождено, оно должно быть мягким, это труба. Тот, кто думает, что в горле надо что - то делать, рискует закрыть горло.

Петь надо на проценты, а не на капитале. Капитал должен оставаться неприкосновенным. Как сохранить капитал? Это значит петь на дыхании, а не на горле. Рано или поздно горлопение приводит к потере даже самого сильного от природы и красивого голоса.

Е. Образцова пишет: «Когда мы поем, в мышцах не должно быть напряжения. Живот, диафрагма, плечи, шея, лицо, язык все должно быть мягкое. Если при пении есть напряжение мышц, значит пение неверное и голос будет быстро уставать, но говоря о мягких мышцах, я не имею ввиду их расслабленность. Напряжение не должно быть - натяжение. Вдох должен быть таким, как будто нюхаешь цветок».

При этом происходит еще одна интересная вещь. Мышцы вокруг носа и рта растягиваются, натягиваясь на кости лица, пазухи носа расширяются, т. е. увеличиваются головные резонаторы.

Некоторые дети страдают таким дефектом как пение в нос, это происходит от опускания небной занавески, она перекрывает доступ звука в полость рта, звучащая струя воздуха направляется в нос.

Многие знаменитые певцы говорят, что пение в нос «гнусавость» недопустимо в пении и очень трудно исправить. Для этого нужно начать обучение с нуля и учить ребенка формировать звук близко к зубам, одновременно поднимая купол, т.е. мягкое нёбо. Рассказывают, что один известный профессор пения брал со своих учеников двойную плату, если они раньше уже учились у другого педагога, так как ему приходилось сначала отучить их от неправильного пения, а лишь потом начинать учить.

Подбородок при пении должен опускаться мягко, точно формируя гласные, как они есть. А, О, У, И, Ы, Э, Е, а не иначе. Если ребенок не поет близким звуком, он поет глоткой.

Все буквы-звуки должны быть произнесены на уровне зубов. Зубы как клавиши у рояля. Какие бы звуки пианист не извлекал, руки его всегда на одном уровне - на уровне клавиатуры.

Так и в пении - звуки-буквы должны быть всегда на уровне зубов.

У Калачевой Изабеллы расширена глотка т. Е. она поет А как Э, И как Ы, О как А, У как Ы. Это приводит не только к плохой дикции, заглублению звука, но и к рассыпанию звука в стороны, звук утрачивает полетность.

Вот когда уже дети научены правильно и точно формировать каждую гласную, тогда только можно некоторые звуки округлять, т. е. приблизив И к Ы или А к О, а ни в коем случае не наоборот. Глотка при пении должна только дышать, сосредотачивать на ней внимание нельзя. Ни в коем случае не формировать в ней звук, это уже идет нагрузка на связки.

Естественно желание любого педагога побыстрее показать «товар лицом», вывести на сцену еще слабенькие, не окрепшие голоса и выжать из них f (форте). Все это отразится позже на здоровье голоса.

Занятия полезно начинать упражнением с закрытым ртом или как еще называют «мычанием» на букву М и Н. Медленно, на одном звуке, потом 2-3 звука. Оно развивает подвижность мягкого неба, активизирует небную занавеску, которую нужно поднимать на высоких нотах. Это упражнение дает импульс к ощущению резонаторов.

С самого начала нужно работать с учеником над дикцией, учить петь не только гласные, но и согласные, этим самым готовить следующий слог. Этим мы заставляем работать мышцы артикуляционного аппарата.

Гласная буква А считается наиболее трудной, надо обязательно присоединять к ней согласные МА, НА, ЛА. Надо применять согласную Р (слоги - РИ, РЭ, РА, РУ) которая активирует кончик языка. Верхние ноты поем на улыбке. Если при этом не нужно петь громко дыхания берется мало. Чем тише нужно спеть фразу, тем активнее произносится первая буква, тем больше опора на дыхании.

Губы, щеки, все лицо в естественном положении, без каких-либо гримас - это и есть позиция для пения.

У некоторых детей есть такой недостаток как желание гримасничать. Активная работа артикуляционного аппарата не должна перерастать в клоунаду, когда мышцы лица задействуют преувеличенно.

Главное в положении рта не делать резких движений, так как они ведут к смещению челюсти, а вместе с ней и гортани. Все надо делать мягко, эластично.

При работе используются образные выражения, помогающие получить нужный эффект: «Звук чуть ярче», «чуть более вперед», «более округло», «более компактно».

Безусловно, нужно избегать крика - потому что крик - естественный враг пения, то и другое несовместимо. Если ученик не избегает крика - не может долго петь - крик убивает пение, тот, кто кричит, теряет и свой голос.

Не надо забывать, что никакой учитель не в состоянии дать больше того, что дала природа, и что всякое чрезмерное усилие, сделанное для увеличения голоса неправильно, будет идти во вред голосу. Правда, что хорошо направленные упражнения могут развить весь голос, данный от природы. Но эти упражнения, конечно, не состоят в крике, как обыкновенно думают.

Часто фальшивое пение детей зависит не от того, как он слышит, а от того как у него поставлен голос. Исправление такого недостатка - это правильная кропотливая работа с голосом ученика, пение вокализов.

Один из моментов неправильного пения у детей «пение в себя», т. е. чрезмерно заглублять звук, загонять его в затылок, а между тем главная задача вынести звук вперед, для этого можно применять выражения: «Поближе к зубам звук, пойте на улыбке, отпусти звук лететь, прицелься в дальний ряд зала».

Еще о пользе вокализов. Вокализ - это небольшое музыкальное произведение-упражнение. Так же как вокальные произведения они необходимы для усвоения разных моментов вокальной техники. Это развитие дыхания, напевности голоса, чистоты интонации. Кроме того, эти музыкальные произведения имеют развернутую мелодическую линию, часто очень красивую и ставят перед учащимися наравне с доступными и

более сложные задачи. Способствуют развитию музыкальности, навыков экономного дыхания и хорошего легато.

Несложная музыкальная фактура, красивая мелодия облегчает усвоение вокально-технических навыков эмоционально выразительных моментов пения.

Вокализы можно петь сольфеджио, на любую букву или слог. Многие композиторы писали концертные вокализы. Среди них знаменитый концерт для голоса с оркестром - Глиэра, вокализы Рахманинова, Ракова. Для работы с начинающими очень полезны вокализы авторов - Зейдлера, Абта.


Вокальное искусство — вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, как академическое, так и эстрадное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос. Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Акустическим же законам нет дела до различия школ, потому что они ведают лишь самой физической природой звука. Школа лишь исправляет недостатки и несовершенства.
В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно, пели простые и спокойные мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент примитивных инструментов. Пение, танцы и музыка лежали в основе воспитания, составляли основу гуманитарной части обучения в гимназиях, где вокальные упражнения перемежались с атлетическими, имея целью добиться гармоничного развития личности.

Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.

Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квинтет, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Пение выигрывает в музыке мелодичной, дающей возможность певцу передавать исполняемое свободно, не делая над голосом слишком больших усилий, не утомляя его приёмами, противными его натуре. Музыка для пения не должна носить на себе характера инструментального, то есть не должна заключать в себе приёмов, более подходящих к инструменту, чем к голосу.

Специальность «Эстрадный вокал»

Эстрадный вокал — эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

На отделение вокального исполнительства принимаются дети в возрасте 6-8 лет и обучаются по программе семилетнего обучения. В задачи обучения входят формирование и развитие:

  • художественного восприятия музыки.
  • певческих навыков.
  • исполнительских навыков.
  • навыков овладения сценическими приемами, характерных для разных жанров эстрадной музыки.
  • чувство метра и ритма.
  • тембра голоса.
  • бережного отношения к слову.
  • навыков вокального исполнения произведений.
  • навыков работы с фонограммой и микрофоном.
  • навыков сольного исполнения в сопровождении оркестра, фортепиано и других музыкальных инструментов.

Основной предмет – сольное пение. Занятия проводятся в индивидуальной форме. В младших классах по 1 часу в неделю (40 минут), а в старших классах по 2 часа.

Сольфеджио – обязательный теоретический предмет (1 урок в неделю в течение всего срока обучения). Эта учебная дисциплина направлена на развитие слуха и освоение музыкальной теории. Без него невозможно представить воспитание полноценного музыканта.

Музыкальная литература

Вокальный ансамбль – групповые занятия. В младших классах по 1,5 часа в неделю, в старших по 2 часа в неделю. Здесь воспитываются способности к коллективному творчеству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, дикции, строе, ритмической организации и нюансировки.

Сценическое движение – групповые занятия, где формируются музыкально – двигательные и художественно – творческие танцевальные способности учащихся. Развиваются чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, танцевальная выразительность, координация движений. Танцевальные движения – это дополнительные средства выразительности. Хорошее общее впечатление от внешности исполнителя, его манер, его позы, жестов крайне необходимо для успешного испонения вокального номера.

Музыкальный инструмент

Специальность «Академическое пение».

Академическое пение – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Одно из прекраснейших изобретений человечества – это хор. В последние годы хоровое движение в России идет впере. Рождаются новые коллективы, проводятся фестивали и конкурсы. Все больше и больше юных исполнителей интересуются хоровым пением. Почему? Наверное потому, что…В первую очередь – хор дает человеку ощущение счастья. Можно сказать, что хоровое пение имеет оздоровляющий эффект. Ну, а детское хоровое пение – это один из реальных путей формирования физически и духовно здорового молодого поколения.
Хор – это особая – «ячейка общества», как большая семья, где каждая, обладает своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих. Особенность хорового искусства верно подметил известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский:
«Какое могучее средство – это хоровое пение!
В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу».
И, наконец хор – как признаются сами участники этого творческого содружества – это просто весело!

На отделение хорового пения принимаются дети в возрасте 6-8 лет и обучаются по программе семилетнего обучения. В задачи обучения входят не только обучение данному виду искусства. В процессе осущетвляется развитие детского голоса, решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности учащегося, а также умение ученика подчинить свою индивидуальность задачам коллектива, в чем проявляется главная суть хорового исполнительства – коллективность.

Основной предмет – хор. Групповые занятия по 3,5 часа в неделю на протяжении всего периода обучения. Здесь прививается детям любовь к хоровому пению. Создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела.

Сольфеджио

Музыкальная литература (с 4 класса один урок неделю).Этот предмет действительно имеет много точек соприкосновения и с литературой, и с историей, и с живописью. Ведь вся история развития культуры неотделима от развития музыкального искусства. На уроках музыкальной литературы дети, имеющие склонность к гуманитарным наукам, углубленно, на профессиональном уровне, изучают историю искусств. Путешествуя из века в век, они знакомятся с мировыми музыкальными шедеврами и их создателями. Они свободно ориентируются в таких художественных течениях, как барокко, классицизм, романтизм, модернизм.

Вокальный ансамбль – групповые занятия по 0,5 часа в неделю. Здесь воспитываются способности к коллективному творчеству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, дикции, строе, ритмической организации и нюансировки.

Вокал – индивидуальные занятия по 1 часу в неделю на протяжении всего срока обучения. Цель занятий – улучшение вокальной стороны звучания всего хора через индивидуальную работу с певческим голосом каждого ребенка. Особенно этот предмет рекомендуется перспективным учащимся для более полного раскрытия певческого потенциала (подготовка солистов к концертам и конкурсам), а также учащимся, у которых существуют проблемы в накоплении вокально – хоровых навыков на групповых занятиях (необходим индивидуальный подход).

Музыкальный инструмент – любой, по желанию учащегося. Занятия в индивидуальной форме по 1 часу в неделю.

С пециальность «Фольклорное искусство».

Народно-песенное творчество — тот первоисточник, который заложил основу русской музыкальной культуры. В России коллективное пение, как никакое другое искусство, всегда было близким народу, и уже в XV веке оно достигло высокого уровня развития.
Характеризуя русское народное хоровое пение, следует отметить прежде всего его многоголосную основу, использование примарных звуков, наиболее удобных и естественно звучащих в певческом диапазоне. Певцы гибко «ладили» между собой, поэтому пение отличалось слитностью звучания, чистотой интонирования. Выразительная интонация слова, распевность мелодии, которая насыщалась тембровыми красками, придавали народному пению особую теплоту, проникновенность и задушевность.
Русское народное пение вытекает из естественной живой интонации речи, звуковая волна как бы подчиняется смыслу пропеваемого слова. Звукообразование является лишь следствием потребности выразить мысль определенным словом, а чувство - интонацией. При этом певец стремится к наибольшему музыкально-драматургическому единству слова и напева, звук и тембр становятся средством выразительности. Голос как бы присутствует рядом со словом, но никогда не превалирует над ним. Слово в русском пении всегда было предметом особой заботы. Манера исполнения русских песен характеризуется прежде всего бережным отношением к слову. Через слово, его выразительную интонацию народ передавал свои чувства - радость и раздумье о жизни, раскрывал свое душевное богатство и глубину характера. Благодаря этому пение приобретало глубокую осмысленность и искренность.
Именно на основе народного пения исторически развивались высокая профессиональная хоровая культура России и профессиональное музыкальное образование.

Особенно ярко обозначились принципы русской певческой школы во второй половине XIX столетия, в эпоху общественного подъема. Распевность в этот период становится еще более характерной и самобытной стороной русского хорового исполнения, которое отличается также непринужденной и свободной подачей звука, чистотой интонации динамически ровного и темброво — слитного органного звучания.
Народное пение всегда было и остается по сей день неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры. Русское народное пение, в частности хоровое народное пение, обладает многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием и огромными влиянием на эмоциональный, нравственный и душевный настрой как исполнителей, так и слушателей. Именно это объясняет постоянный интерес к хоровому исполнению народных произведений и обуславливает его популярность.

Такое возрождение любви к национальной культуре неслучайно и уже не воспринимается как нечто экзотичное и чисто декоративное. Сегодня народная культура снова стала духовной основой общества. Манящее, искреннее, энергичное живое пение хоровое и сольное народное пение не оставит никого равнодушным. Чистота песенных форм, поэтическая легкость и яркая живая энергетика – это то, что выгодно отличает русское народное пение.

На отделение фольклорного искусства принимаются дети в возрасте 8 – 11 лет и обучаются по программе пятилетнего обучения.

Основной предмет – хор (по 2 часа в неделю). Здесь развиваются музыкальные способности учеников в коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого учащегося в интенсивную практическую деятельность.

Сольфеджио – обязательный теоретический предмет (по 1,5 часа в неделю в течение всего срока обучения). Эта учебная дисциплина направлена на развитие слуха и освоение музыкальной теории. Без него невозможно представить воспитание полноценного музыканта.

Народное творчество - групповые занятиясо 2 класса один урок неделю. Этот предмет является основой для расширения музыкального кругозора, формирования музыкального вкуса и профессионализма. Изучение народного творчества включает в себя широкий круг вопросов:

  • знакомство с наиболее значительными и яркими образцами русского фольклора.
  • изучение его основных жанров с последующим практическим применением полученных знаний в хоровой исполнительской практике.
  • краткая музыкальная характеристика фольклорных жанров.
  • понятие обряда, северной и южной традиций.
  • умение ориентироваться в структуре обряда.
  • определять по тексту незнакомой песни ее жанровую принадлежность.

Изучение жанров фольклора тесно связано с примерами из русской музыкальной классики.

Вокальный ансамбль – групповые занятия по 0,5 часа в неделю. Здесь воспитывается бережное отношение к народно – песенному искусству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, четкой дикции, строе, ритмической организации и нюансировки. Ведется работа над народной исполнительской манерой и приемами, свойственными народному пению.

Вокал – индивидуальные занятия по 1 часу в неделю на протяжении всего срока обучения. Цель занятий – постановка голоса. Музыкальный инструмент певца – голос, функционирует по законам физиологии. Голос требует бережного отношения, гигиена голоса – область очень важная для каждого певца. Вокально – техническое развитие учащегося осуществляется путем систематической работы по созданию правильного певческого звучания. Необходимо научит вокалиста разбираться в музыкальном содержании произведения, форме, идейной и эмоциональной сущности теста.

Фольклорная хореография – групповые занятия по 2 часа в неделю. Изучение основ фольклорной хореографии расширяет исполнительские возможности учащихся, формирует навыки исполнения танцевальных элементов в разных стилях, знакомит с историей народных танцев. Основные задачи – ознакомление с основными элементами народного танца, ознакомление с характерными особенностями танцевального искусства различных областей России, приобретение элементарных навыков сценического воплощения народного танца.

Музыкальный инструмент – любой, по желанию учащегося. Занятия в индивидуальной форме по 1 часу в неделю.

Преподаватели отдела хоровых дисциплин

Нечаева Татьяна Владимировна
заведующая отделением,
преподаватель по классу вокала,
образование высшее,общий
стаж работы 28 лет,стаж работы по специальности 28 лет,
высшая квалификационная категория. Руководитель вокальных ансамблей:
«Смайлик», «Конфетти», «Дуэт», «Мандаринки», «Данко»

Герасименко Светлана Викторовна

стаж работы 14 лет,стаж работы по счпециальности 14 лет,
первая квалификационная категория.Руководитель хоровых коллективов:«Петушок», «Капельки», «Детство», «Колокольчик», «Каприччио», «Бамбино».

Солодкова Мария Владимировна
преподаватель по классу вокала, хора,образование высшее,общий
стаж работы 10 лет, стаж по специальности 10 лет,э вторая квалификационная категория.
Руководитель фольклорного ансамбля «Горлинка».

Чонгова Евгения Игоревна
преподаватель по классу вокала и хора фольклорного отделения.
образование высшее,общий
стаж работы 4 года, стаж работы по специальности 4 года.
Руководитель фольклорного ансамбля «Масленица»

Бечер Валерий Исаакович
концертмейстер фольклорного отделения, образование высшее,
общий стаж работы 39 лет,стаж работы по специальности 39 лет,

Черницына Анна Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин фольклорного отделения, образование высшее,
общий стаж работы 21 год,стаж работы по специальности 21 год,

Головина Елена Николаевна
концертмейстер отделения вокального исполнительства,
образование высшее,общий
стаж работы 32 года,стаж работы по специальности 32 года,
высшая квалификационная категория.

Малахова Галина Викторовна
преподаватель теоретических дисциплин вокального и хорового отделов, образование средне — специальное,общий стаж работы 42 года,стаж работы по специальности 42 года,
первая квалификационная категория.

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла . Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит. Пение различается:

по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения:

певучий стиль , где требуется широкое, плавное, связное пения - кантилена;

декламационный стиль , где пение воспроизводит строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли «сухой речитатив», в сопровождении аккордов клавесина и «аккомпанированный речитатив», с развитым оркестровым сопровождением. Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке и монологи);

колоратурный стиль , где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Пение без слов - вокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.

Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа пения как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской школой пения была итальянская - она сложилась в начале 17 века. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы пения. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы.

Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и др. Исполнительский стиль её выдающихся представителей Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом.