Юный живописец - это первая русская картина про жизнь обыкновенных людей. У картины занятная история. Перед нами на холсте - мастерская художника. Мягкий свет льется в окно. На стене - картины, одна - портрет, другая изображает уголок леса. На столе белая гипсовая скульптура-бюст и кукла с подвижными руками и ногами - манекен. Такая кукла помогает художнику правильно передавать разные положения человеческого тела. На деревянной треногой подставке - мольберте - укреплен холст, натянутый на подрамник.

А вот и сам художник. Он еще совсем мальчик. Иму лет четырнадцать. Или того меньше. Как он увлечен работой! И как уверенно, смело работает! В руках у него кисти и палитра - дощечка, чтобы смешивать краски. Перед ним непоседливая девочка. Он пишет на холсте ее портрет. Мать уговаривает девочку сидеть тихо.

Художник захватил на кисть нужную краску, решительно и точно кладет мазок на холст. Чувствуется, что этот мальчик - умелый мастер. Картина называется- "Юный живописец".

На картинах И. Фирсова изображены герои далекого прошлого. Художник узнал об их подвигах из старинных книг и сказаний. На картине "Юный живописец" представлены люди, которые жили в одно время с художником и, наверно, были ему хорошо знакомы. И заняты они самым обыкновенным делом. Хотя на холсте не происходит никаких важных происшествий, он очень привлекает зрителей. Картина написана с большим чувством. Она не заставляет думать о серьезных вещах, но зрителям передается сердечность, с которой она написана. Художник любит людей, которых написал, их ничем не примечательную жизнь. Ему дорог этот мальчик-живописец, приятна его уютная, скромная мастерская, близко его занятие.

Когда один знаток искусства увидел "Юного живописца" рядом с торжественными полотнами про чудесные подвиги богов и древних героев, он хорошо сказал, что эта картина - словно маленькая запущенная лужайка, поросшая ромашкой и одуванчиками, в парадном, празднично ухоженном парке.

Имя автора "Юного живописца" долго оставалось загадкой. Правда, в нижней части картины, на крышке ящика с красками, стояла подпись - "Лосенко", но ученые сомневались в том, что подпись правильная. Не сходились кое-какие даты. Автор "Юного живописца" отличался от Лосенко некоторыми приемами работы. И, конечно, трудно было предположить, что торжественные, немного театральные исторические полотна и эта простая сценка - создания одного мастера.

Уже в нынешнем столетии ученые решились смыть подпись "Лосенко". И вот радость! Под ней оказалась другая, латинскими буквами: "I. Firsove" - "И. Фирсов". Наверно, кто-то из первых владельцев картины хотел прибавить ей цену:

Ученым удалось кое-что узнать о жизни Ивана Фирсова. Он служил в Петербурге, при дворе. Потом был отправлен в Париж "для лучшего живописной и театральной науке обучения". Вернулся на родину и стал подмастерьем-декоратором в императорских театрах.


Картина «Юный живописец» была написана в восемнадцатом веке, когда жанровая живопись не пользовалась популярностью и не признавалась Академией художеств. Долгие годы не было установлено авторство полотна. И лишь в двадцатом веке доподлинно стало известно, что это творение русского художника И.И. Фирсова, который занимался оформлением спектаклей, в том числе первой русской оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват», пышных празднеств, устраиваемых вельможами.


Картина проста и незамысловата. Картина проста и незамысловата. Юное дарование, художник, рисует портрет. Натурщицей ему служит такая же юная особа. Девочке трудно усидеть на месте. Ее глаза горят озорством и лукавинкой. Ей хочется соскочить и посмотреть, что же делает мальчик за мольбертом. Но строгая мама грозит ей пальцем, призывая к терпению и усидчивости. И девочка, сдерживая свой порыв, прижалась к матери. А юный художник так увлечен своим творчеством, что не замечает ничего, кроме своего творения.


На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты. На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты.


Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней. Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней.


И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность. И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность.


1. Картина И.И. Фирсова – один из лучших образцов бытового жанра. 1. Картина И.И. Фирсова – один из лучших образцов бытового жанра. 2. Описание картины. А) сюжет картины Б) описание персонажей В) изображение художественной мастерской Г) цветовая гамма 3. Мастерство художника.


Интерьер – внутреннее пространство помещения Интерьер – внутреннее пространство помещения Манекен – деревянная кукла для изображения человеческих поз художником Мольберт – подставка для холста на подрамнике Палитра – тонкая дощечка для смешивания красок Цветовая гамма – подбор красок для картины


Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал; Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал; Картина, художественное полотно, произведение искусства, бытовая зарисовка; Художник, живописец, Иван Фирсов; Юный художник, молодой живописец; Девочка, натурщица, маленькая озорница.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

Юный живописец

1765 - 1766 (?), холст, масло, 67 x 55 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» - одно из первых произведений русской жанровой живописи.
Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов, где он совершенствует свое мастерство в Королевской академии живописи и скульптуры.

Там картина «Юный живописец» и была, как полагают, написана Фирсовым На это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.

По возвращении в 1768 году в Россию работал декоратором по оформлению оперных спектаклей. Сведения об этом времени крайне скудны, о последних годах жизни И.И. Фирсова отсутствуют вовсе. Но картина-то его замечательна.

Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе - обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папьемаше, изображающий человеческую фигуру.

Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца.
Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.

В «Юном живописце» все празднично, артистично, необыденно; и яркие краски одежд, и чудесная зеленая занавеска, и картины на стенах, и атрибуты искусства на столе. Необычна и прекрасна цветовая гармония в целом.

Примечательна и загроможденность сцены предметами и фигурами: картины и скульптуры теснятся слева, чтобы оставить место для девочки с матерью, мольберт заслоняет от художника его модель. Свободного пространства, интерьера, в котором заключается душа бытового жанра, здесь почти не остается...
И все же частная жизнь у домашнего очага впервые в русской живописи появляется на этой картине.
Выполненная в шарденовском стиле картина И. Фирсова, подобно той единственной ласточке, которая весны не делает, не положило начало бытовой живописи в России - время еще не пришло..

По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века. Вполне очевидно, что Фирсов - первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична.

Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.
По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме "Юный живописец" не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия. В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора" и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.

Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.
Фирсов со своим "Юным живописцем" занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.

В XIX веке "Юный живописец" числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись "A. Losenko 1756". Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Не все имена русских живописцев,дошли до нашего времени. Ивану Ивановичу Фирсову, в какой-то мере повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века. В 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась подлинная, написанная по-французски "I. Firsove".

Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. "Юный живописец" остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери.

Лить слёзы о лете ушедшем не надо,
Оно непременно вернётся в наш город -
В осенней поре тоже много отрады.
Сентябрь шагает, прекрасен и молод.

Все знают, что он настоящий художник,
Умеет пейзажи писать и портреты.
В друзьях у него: тёплый ласковый дождик,
Рассветы, закаты, певцы и поэты.

Он юн и беспечен, в природу влюблён он,
Немного наивен, как многие дети.
Раскрасить мечтает понурые кроны
В багрянец и золото в память о лете...

Долгое время числящаяся как "картина неизвестного художника", только в двадцатом веке картина получила имя настоящего своего создателя.
Им оказался Фирсов И.И.
В восемнадцатом веке., когда была создана эта картина Академия художеств не признавала жанровой живописи. Только изображения богов и героев древностей могло быть выставлено как "достойное полотно".
А Фирсов И.И. рисовал декорации к первым операм, оформлял пышные праздники.
Сюжет картины прост и незамысловат. Юный художник рисует девочку, в своей мастерской, которая вся занята предметами искусства. Окно, занавешенное богатой зеленой бархатной шторой, показывает нам, что действие происходит в богатом поместье. В углу стоит мраморный бюст прелестной девушки, на стене, за ним висит портрет, но это не парадный портрет, видно., что это портрет женщины с гитарой, может быть,даже работы самого юного дарования. Иначе бы он висел в парадных комнатах вельможи. Еще одна картина висит рядом, но что изображено на ней разобрать невозможно. Рядом стоит манекен для того, чтобы одевать на него пышные платья дам того времени, чтобы художник мог без помех нарисовать все его складки, рюши и банты.
На переднем плане сам живописец. Он сидит за мольбертом, на котором укреплена картина, над которой он трудится. На картине изображена девочка, которая сидит тут же.
Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери. Молодая женщина, в платке на голове, одета в красно-полосатое платье с белой юбкой. Женщина в положении, ей тоже тяжело стоять, но, она понимает важность момента и успокаивает дочку.
Прелестная жанровая картина показывает нам мастерскую художника в давно прошедшие времена и мы хотели бы, чтобы юноша получил признание, равное его таланту.