Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания - почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?

Этнология

Геология

- экология*


  1. Знаете ли вы:
Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?

- биосфера*

Ноосфера

Стратосфера


  1. Знаете ли вы:
Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?

- медуница*

Радиола розовая

Пролеска лесная


  1. Знаете ли вы:
Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?
- нектар

- вода*


  1. Знаете ли вы:
Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

Железо


- алюминий*

Олово


    Знаете ли вы:
Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?

  1. Знаете ли вы:
так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?

Наводнение

- загрязнение*

Землетрясение


  1. Знаете ли вы:
Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?

- Азовское

- Аральское*

Каспийское


  1. Знаете ли вы:
Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь

- нефть *

Кислота

Щёлочь


  1. Знаете ли вы:
Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди7

Соляные

Грибные

- кислотные*


  1. Знаете ли вы:
К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

- синтетические моющие средства*

Антибиотики

Поверхностно активные вещества

12 Знаете ли вы:

Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Солнечные лучи, действуя на его оксиды, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество?

- озон*

Азот

13 Знаете ли вы:

В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?

Книга редких видов

Экзотическая книга

- Красная книга*

14. Знаете ли вы:

Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?

- Антарктида*

Арктика

Австралия

15. Знаете ли вы:

Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

Нитраты

Удобрения

Викторина «Знаешь ли ты сказки?»

Цели и задачи:

Продолжать формировать интерес детей к русским народным сказкам.

Формировать «командный дух» учащихся, учить работать в команде.

Учить соотносить и анализировать.

Расширять кругозор учащихся.

Развитие речи детей.

Развитие логики, внимания, мышления.

Ход занятия

1.Орг. момент.

Здравствуйте дети! Отгадайте мою загадку:

Легенда, преданье народное, Ребята ее обожают. Родители, если свободные, Ее тебе на ночь читают. (Сказка.)

Правильно ребята, это сказка. И сегодня наша викторина посвящена сказкам.

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?

2 . Представление команд.

- Сегодня в сказочной викторине принимают участие команды

Капитаны, представьте свою команду.

(Название и девиз команды - это было домашнее задание).

: 1. “Знайки”

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Читалкины”

Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”

А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (школьный библиотекарь, педагог-организатор, зам директора по УВР в начальной школе).

Викторина состоит из 6 туров:

разминка

1-й тур – Блицтурнир;

2-й – Допиши словечко;

3-й – Узнай героя и название сказки;

4-й – Знаете ли вы?

5-й – Сказочная одежда;

6-й – Сказочная обувь.

Разминка:

Из какой сказки данный отрывок.

1.Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе- детей у них не было. (Снегурочка).

2. В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться. (12 месяцев)

3. И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек. (Снегурочка).

4. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела –еще до свету… ничем старухе не угодишь- все не так, все худо. (Морозко).

5. Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная? (Морозко).

6.А как свечерело, набрали они хворосту, разложи костери давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

7. Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, -куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

8. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

9. Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

1 конкурс. Блицтурнир. (один правильный ответ - один балл)

1. Имя деревянного мальчика, выструганного из полена. (Буратино)

2. Название сказки, где кот носил обувь? (Кот в сапогах)

3. Добрый доктор... Он под деревом сидит. (Айболит)

4. Смерть этого персонажа - на конце иглы, спрятана в яйце. Кто это? (Кощей Бессмертный)

5. В какой сказке Волк переодевался в бабушку? («Красная Шапочка»)

6. Самая злая старушка во многих сказках? (Баба-Яга)

7. Девочка, которую хотели выдать замуж за жабу и крота? (Дюймовочка)

8. Кто сломал общее жилище в сказке «Теремок»? (Медведь)

9. У лисы избушка ледяная, а у зайца? (Лубяная)

11. «Я мужчина в самом расцвете сил!» Чьи это слова? (Карлсона)

10. Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)

11. Имя человеческого детеныша, выросшего в джунглях? (Маугли)

12. Какое животное старуха Шапокляк носила в своей сумочке? (Крысу)

16. Из какой сказки слова: «Не пей, братец, козленочком станешь». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

17. Похититель солнца в сказке Чуковского? (Крокодил)

18. Кто спас Муху-цокотуху от злодея Паука? (Комар)

19. Кем стал Иванушка, испив водицы из копытца? (козленком)

2 конкурс «Допиши словечко» (по командам).

1. Русская народная сказка «Царевна - _______________________». 2. Стихотворение К. Чуковского «Краденое __________________». 3. Сказка П. Ершова «Конек - ______________________________». 4. Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий ___________________ _____». 5. Сказочная повесть А. Толстого «Золотой __________________ ». 6. Стихотворение К. Чуковского «Федорино __________________». 7. Сказка Ш. Перро «Спящая _______________________________». 8. Русская народная сказка «Курочка ________________________».

3 конкурс « Узнай героя и название сказки »

(по командам,1правильный ответ -1 балл)

1.В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

2.Он в Италии родился, Он своей семьёй гордился. Он не просто мальчик-лук, Он надёжный, верный друг. Чиполлино из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

3.Над простым моим вопросом Не потратишь много сил. Кто мальчишку с длинным носом Из полена смастерил? Папа Карло из сказки А. Н. Толсто «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

4.На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок. Покатился …. Колобок из русской народной сказки «Колобок».

5.Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. Мышка из русской народной сказки «Репка».

6.Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же были эти маленькие дети? Семеро козлят из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

7.Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».

8.Человек немолодой С усами и бородой. Любит ребят, Любит зверят. Симпатичный на вид, А зовется …. Айболит из сказки К.И. Чуковского «Айболит».

9.Он разбойник, он злодей, Свистом он пугал людей. Соловей-разбойник из былины «Илья Муромец».

10. Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)

11.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя)

12.Я родилась в цветке прелестном. И труден, к счастью, был мой путь. И каждый, видно, догадался – Меня … зовут. Дюймовочка из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

13.Болото – дом ее родной. К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

14.Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон)

15.Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас)

4 конкурс «Знаете ли вы?»

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича?

а) Кольцо; в) ведерко;

б) веретено; г) прялку.

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

а) Курицу с цыплятами; в) Круть и Верть;

б) Мурку и Бобика; г) хозяйку.

3. Где жил Джинн тысячу лет?

а) Во дворце; в) в бутылке;

б) в лампе; г) за границей.

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

а) Котелок с бубенчиками; в) музыкальная шкатулка;

б) флейта; г) шарманка.

5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?

а) Тюльпан; в) колокольчик;

б) ромашку; г) аленький цветочек.

6. В кого превратилась Лягушка ночью?

а) В Василису Прекрасную; в) в Елену Прекрасную;

б) в Варвару Красу; г) в лебедя.

5 конкурс «Сказочная одежда»

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

3) Одет он был прелестно - в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря куда он повернется. (Оле-Лукойе.)

4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)

5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)

6) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)

6 конкурс «Сказочная обувь»

1) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)

2 ) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)

3) Лихо мерили шаги

Две огромные ноги.

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)

4) Какой герой «имеет вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный, «Нот какой рассеянный».)

5) Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку.)

6) «Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)

3.Подведение итогов.

Жюри подводит итоги и награждает лучшую команду.







































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи.

  1. Вовлечение обучающихся в творческую деятельность, раскрытие их интеллектуальных способностей, расширение кругозора
  2. Развитие у них умения мыслить, рассуждать логически, основываясь на полученных ранее знаниях по истории, русскому языку и литературе.

Оборудование: компьютер, медиапроектор

Правила проведения урока-викторины.

В викторине принимают участие две команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной на доске схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. В случае верного ответа, на счет команды поступает количество, баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, право отвечать на этот вопрос переходит к другой команде.

Вопросы каждого раздела зачитывают ведущие, результаты подсчитывает компетентное жюри.

В конце игры подводится итог и определяется победившая команда

Таблица вопросов и баллов.

Сказки и мифы 10 20 30 40 50
События и люди 10 20 30 40 50
Наш великий и могучий 10 20 30 40 50
Русская литература и её герои 10 20 30 40 50
Всякая всячина 10 20 30 40 50

Вопросы к интегрированному уроку-викторине

1 тур

Сказки и мифы

10. Какого цвета был головной убор героини одноименной французской сказки? (Красный, “Красная шапочка”)

20. Какой овощ стал проблемой сначала для детки, а затем и всей его семьи? (Репка)

30. Яйцо из какого драгоценного метала, принесла домашняя птица бабке и дедке? (Золото)

40. Какая древнегреческая богиня ведала правосудием? (Фемида)

50. Одним из подвигов Геракла было усмирение пса Цербера, имя которого стало нарицательным. А сколько у Цербера было голов? (Три)

События и люди

10. Как звали человека, ставшего первым царем в России? (Иван)

20. Какая страна первой заключила письменный договор с Русью? (Византия)

30. Как называлась первая печатная книга, изданная Иваном Федоровым? (“Апостол”)

40. Какой русский князь навсегда остановил попытки шведов и немцев захватить Северную Русь? (Александр Невский).

50. Девизом какого генералиссимуса были слова: “Тяжело в учении - легко в бою”? (А.В. Суворов)

Наш великий могучий…

10. Подобрать антонимы к словам:

Толстый – Тонкий

Рано - Поздно

Друг - Враг

Высокий –Низкий

20. Подобрать из современного языка слова к архаизмам: зодчий,лекарь. (Архитектор, врач)

30. Назовите старинное название монеты, достоинством в три копейки. (Алтын)

40. Что означало в древнерусском языке числительное “тьма” ? (Десять тысяч)

50. К какому личному местоимению нужно присоединить существительные: беда, корь, лик, сень, чтобы получить новые существительные? (Личное местоимение Я)

2 тур

Наш великий могучий…

10. Составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

дело-смело

шило-мешок

время-потеха

лес-щепка

(Сделал дело – гуляй смело. Делу – время, потехе - час. Шила в мешке не утаишь. Лес рубят-щепки летят.)

20. Объясните, как понимаете вы следующие выражения:

1. Рука об руку. (Рядом)

2. Человек с головой. (Умный)

30. Подберите синонимы к фразеологическим сочетаниям:

1. Ставить точку над и. (Довести дело до конца)

2. Зарубить на носу. (Запомнить)

40. Какая разница между лоточником и лотошником? (Лоточник торгует с лотка, лотошник играет в лото)

50. Какое имя получится если написать тридцать я? (Зоя)

Русская литература и её герои

10. Что объединяет всех этих замечательных русских писателей: Лермонтова. Шолохова, Булгакова, Ломоносова, Зощенко? (Имя Михаил)

20. Что связывает Черную речку и гору Машук? (Места дуэлей Пушкина и Лермонтова)

30. Какой из этих русских классиков родился позднее всех?

а) Ф.М. Достоевский

б) М.Ю. Лермонтов

в) А.П. Чехов

40. Что Печорин пообещал Азамату за Бэлу?

а) Винтовку

г) Счет в банке

50. Назовите поэму Н.А. Некрасова, в которой семь мужиков выясняли: “Кому живётся весело, вольготно на Руси?” (“Кому на Руси жить хорошо?”)

Всякая всячина

10. Чем согласно русской пословице, красна изба? (Пирогами)

20. Продолжить строку стихотворения: “Откуда дровишки?…”, (….Из лесу, вестимо)

30. Как называлась столица древней Руси? (Киев)

40. Продолжите фразу: “Не хочу учиться, хочу…” (Жениться)

50. В каком немецком городе находится картинная галерея получившая мировую известность? (Дрезден)

3 тур

Сказки и мифы

10. Согласно легендам Олимпийские игры организовал:

б) Геракл

в) Прометей

20. Днём святого Валентина был заменён древнеримский праздник, который назывался:

а) Ювеналии (Праздник в честь богини юности Ювенты)

б) Сатурналии (праздник в честь бога Сатурна по окончании полевых работ)

в) Луперкалии (“Охранитель стад от волков” весенний сельский праздник в честь бога Фавна)

30.Олимпиадой звали:

а) жену Александра Македонского

б) сестру Александра Македонского

в) мать Александра Македонского

40.В античности Олимпийские игры проходили в Олимпии. А находилась она:

а) на острове Эвбея

б) на полуострове Пелопоннес

в) в Фессалии

50.Участвовать в античных Олимпийских играх могли:

а) только греки

б) сначала только греки, а потом ещё и римляне

в) все свободные мужчины

События и люди

а) А.С.Пушкина

б) М.Ю.Лермонтова

в) В.В.Маяковского

20. С чьими именами связаны литературные места России:с. Ясная поляна, с.Тарханы, с.Михайловское, г.Нежин? (Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь)

30.В феврале 1943 года завершилась Сталинградская битва. Как называлась её заключительная часть?

а) Операция “Сатурн”

б) Операция “Дон”

в) Операция “Кольцо”?

40.Когда водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине?

50. Когда закончилась Вторая Мировая война?

Всякая всячина

10.Как назывался доклад, отчёт российского чиновника в XIX веке? (Сказка)

20.Какой мультфильм из серии о дяде Фёдоре, Шарике и коте Матроскине по произведениям Э.Успенского ещё не снят?

а) “Трое из Простоквашино”

б) “Уик-энд в Простоквашино”

в) “Зима в Простоквашино”

30. Популярная в СССР детская зубная паста называлась именем одного из героев Э.Успенского. На тюбике было написано:

а) “Дядя Фёдор”

б) “Крокодил Гена”

в) “Чебурашка”

40.Придуманный Э.Успенским вредный, но обаятельный почтальон Печкин является неофициальным символом:

а) Федерации велоспорта

б) Почты России

в) Союза покровителей домашних животных

50.Одна из крылатых фраз кота Матроскина, ушедшая в народ, звучит так:

“Совместный труд для моей пользы…

а) ...позволяет заработать в два раза больше”

б…полезен даже Шарику”

в) …объединяет

4 тур

Русская литература и её герои

10.В знаменитую “Болдинскую осень” Пушкин написал

а) “Я помню чудное мгновенье…”

б) “Повести Белкина”

в) “Графа Нулина”

20.Кто из русских поэтов назвал свою первую книгу “Стихи о прекрасной даме”?

а) Игорь Северянин

б) Александр Блок

в) Сергей Есенин

30.Какая литературная героиня чаще других появлялась на экране за последние 100 с лишним лет существования кино?

а) Джульетта

б) Кармен

в) Золушка

Наш великий могучий…

10.Какой город в России летает по воздуху? (Орёл)

20.Объясните, как вы понимаете следующие выражения: взять себя в руки, сложить голову. (Обладать собой, погибнуть)

30. Подберите синонимы к фразеологическим сочетаниям: сесть в лужу, навострить лыжи (Опозориться, удрать)

40. Ответьте на вопросы:

  1. Какой болезнью никто на земле не болел?
  2. Какой год продолжается всего один день?

1) морской 2) Новый год

50.Замените фразеологические сочетания синонимичными глаголами в неопределённой форме:

1. Клевать носом

2. Действовать на нервы

1. Дремать 2. Раздражать

Всякая всячина

10.Адамово яблоко находится в организме:

а) рядом с печенью

б) на горле

в) в глазу

20.Слово помидор означает:

а) “золотое яблоко”

б) “серебряное яблоко”

в) “красное яблоко”

30.Первые почтовые лошади появились:

а) в Греции

в) в Персии

40.Как называли щёки в старину? (Ланиты)

50.В каком фильме прозвучала фраза: “Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить, да помотаться с ним лет двадцать по гарнизонам…”?

а) “Выйти замуж за капитана”

б) “Москва слезам не верит”

в) “Офицеры”

Вопросы для подведения итогов урока.

  1. С какой целью проводился урок?
  2. Знание каких школьных предметов было необходимо для верных ответов?

Подготовила

учитель начальных классов МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»

Мухина Валентина Александровна

Форма проведения: экологическая игра.

Цели: пробуждать интерес к экологии; воспитывать экологическую культуру; развивать мыслительную деятельность.

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает.

Весной оживает. (Лес)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна)

Стоят столбики белены,

На них шапочки зелены. (Березы)

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.. (Береза)

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

На лесной поляне

Красуется Татьяна:

Алый сарафан,

Белые крапинки. (Земляника)

1. Кто носит шляпку на ноге? (Гриб)

2. Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).

3. Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

4. Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).

5. Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).

6. Какие грибы раньше засаливали целыми бочками и ели с картошкой всю зиму? (Грузди).

1. Трава от 99 болезней (зверобой)

2. Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

3. Это растение с шипами и красивыми цветами, придаёт человеку силы и снабжает организм витаминами. (Шиповник)

4. Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, мать-и-мачеха).

5. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

6. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придаёт приятный запах и свежесть зубной пасте (Мята).

7. В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина. Витамина К, способствующих свёртыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при лёгочных, кишечных и других кровотечениях, при диабете. (Крапива)

8. Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

9. Плоды какого фрукта являются источником витамина С? (лимон).

10 . Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

11. Быстро убивают вредные бактерии. (Лук, чеснок).

12. Соком этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)

1. Кто быстро бежит в гору, а с горы - кубарем? (Заяц.)

2. Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)

3. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

4. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

5. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

1. Почему у деревьев весной клейкие листочки? (Смолистые вещества защищают их от заморозков).

2. Почему медуницу называют «цветок-букетик»? (На веточке цветки голубого, розового, фиолетового цветов).

3. Почему древесина не тонет в воде? (В древесине есть воздух).

4. Почему листья на верхушке дерева опадают последними? (Они моложе остальных).

5. Почему облака двигаются по небу? (Благодаря движению воздуха).

6. Почему весной нельзя охотиться на пушных зверей? (Появляются детёныши).

7. Почему говорят: «Волка ноги кормят?» (В отличие от других животных, он не стережёт добычу, а догоняет).

8. Почему в сильные морозы птицы прячутся под снегом? (От холода, в снегу много воздуха, он сохраняет тепло).

1. Веришь ли ты, что перевязывать можно рану тонкой свежей корой липы, сосны, а болотный мох остановит кровь? (Да).

2. Веришь ли ты, что подорожник американские индейцы назвали следами бледнолицых? (Да).

3. Веришь ли ты, что лекарственные растения нужно собирать в сухую нежаркую погоду? (Да).

4. Веришь ли ты, что клюкву и крыжовник называют северным лимоном? (Да).

5. Веришь ли ты, что у птиц бывает зуб? (Да, у птенцов есть на клюве шишечка, им птенец разбивает скорлупу).

6. Веришь ли ты, что дрова, заготовленные зимой, сухие и горят лучше дров, заготовленных летом? (Да, дерево зимой «спит» и не впитывает влагу).

1. Когда старое дерево сгнивает, образуется удобрение, а когда камень разрушается-образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

2. Известно, что почва, осадки, солнце – объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек - объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

3. Что приближает наступление осени: затяжные летние дожди или изменение положения солнца на небосклоне?

4. Почему у двух растущих рядом берёз разная окраска листьев, а у отдельно стоящих клёнов одинаковая?

5. Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

Сказка леса

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса...

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий...

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку - сказку в сердце леса...

В лесу

Много в лесу

Черники; снесу

Моей маме.

Вот еще кочка.

Я не боюсь!

Нет ли грибочка?

Ну-ка, нагнусь.

А вон на елке

Дятел сидит,

В дереве щелки

Важно долбит.

Видно, на ужин

Жук ему нужен

Тема: «Знаете ли вы….?»

Цель: расширить представление детей об экологической безопасности; формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;

способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

формирование познавательных интересов.

Оформление:

на доске – эпиграф: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Оборудование: жетоны, листочки белой бумаги, ручки.

Ход игры-викторины.

Тема игры –викторины – «Знаете ли вы..». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Все мы с вами живем в великой огромной стране - Казахстан.

16.04.1962 г. Президиумом Верховного Совета Каз. ССР принят указ об охране природы Казахстана, в котором предписывалось взять под охрану государства полезные ископаемые, воды, леса, животных, птиц, атмосферный воздух, почвы. В дополнение к Указу была составлена специальная инструкция о правилах использования различных природных богатств, сохранение плодородия почвы, лесов, воздуха, воды, правилах охоты и рыболовства.

В декабре 2003 г. Президентом Р.К. был подписан Указ о концепции экологической безопасности Р.К. на 2004-2015 годы, в котором определен комплекс мер по устойчивому экологическому развитию.

Все мы очень любим нашу страну. Но, к сожалению, не все жители нашей страны берегут окружающую природу, красоту наших лесов и степей.

Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником ее существования и вдохновения.

Учёными подсчитано :

    За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;

    В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;

    Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;

    Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

    70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

    Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

    Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

    Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

Поэтому не случайно сегодня мы провеём турнир Знатоков природы.

1конкурс Викторина

Каждому из вас будет предложено по 1 вопросу, ответивший на вопрос получает 1 балл. Если ответа нет, то этот балл может заработать другой участник турнира.

Птица – лесной доктор. (дятел)

Животное которое строит дом на реке. (бобр)

Самый трусливый лесной житель? (заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в берлоге снеговой. (медведь)

Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)

Сколько крыльев у жука? (4)

Кто спиной яблоки собирает? (ёж)

Трава, которую на ощупь узнают даже слепые. (крапива)

2 конкурс «Устами младенца».

А теперь я предлагаю следующую игру «Устами младенца ». В каждом задании с помощью пяти признаков вам необходимо отгадать определённый вид отходов.

Задание 1.

    При попадании в реки и озёра это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться

    Иногда этого бывает слишком много, оно становится настоящим бедствием

    Это необходимо компостировать

    В небольших количествах это используется в качестве удобрения

    Его производит домашние животные (навоз)

    Это бывает разноцветным, можно купить в любом магазине

    Если её поджечь,то появится чёрный едкий дым

    У нас очень много игрушек из этого материала

    Предметы, сделанные из неё, очень легки на вес.

    Её нельзя выбрасывать, так как в природе она практически не разлагается(пластмасса )

Задание 3

    Его делают из песка

    Если нагреть, становится тягучим, как тесто

    Чаще всего оно прозрачное

    Частенько оно становится причиной пожара в лесах

    Легко разбивается на мелкие осколки (стекло )

Задание 4

    Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог

    Это получается, когда становится старым или ломается

    Это можно сдать и получить за это деньги

    Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое

    Это бывает цветным (металлом )

Задание 5

    Это изобрели китайцы

    У нас это получают из древесины

    Это легко горит

    Улицы завалены этим мусором

    На этом мы обычно рисуем или пишем (бумага)

Задание 6

    Его очень много в больших городах

    От него люди болеют, нервничают

    Особенно силён он в промышленных городах, где много фабрик и заводов

    Его издают различные приборы и машины

    Он вызывает загрязнение окружающей среды.(шум )

Задание 7

    1.Она образуется при горении.

    2.У этого бывает только черный цвет.

    3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.

    4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.

    5.Этого больше в городе, чем в деревне.

Ответ: сажа.

Задание 8

    1.Без этого человек не может обойтись.

    2.Этим люди пользуются ежедневно.

    3.Если это добавить в воду, то будет пена.

    4.От этого гибнет рыба, умирают растения.

    5.Это помогает нам бороться с грязью.

    Ответ: мыло-моющие средства.

    1.Оно очень легкое.

    2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.

    3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.

    4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.

    5.С поверхности воды это надо убирать.

    Ответ: машинное масло.

3 конкурс: «Конкурс эрудитов».

    Что в переводе означает экология:
    А) наука о доме;
    B) наука о природе.

    Какое растение называют сосной сибирской:
    A) лиственницу;
    B) кедр.

    Где зимуют ласточки:
    A) в Австралии;
    B) в Африке.

    Кит – это:
    A) рыба;
    B) млекопитающее.

    Название «адмирал» носит:
    A) жук;
    B) бабочка

    С какой стороны дерева растет мох:
    A) с северной;
    B) с южной

    Хвоинки сосны:
    A) двухгранные;
    B) трехгранные

    Сколько пар ног у паука:
    A) три;
    B) четыре

    На стволе березы растет гриб:
    A) чага;
    B) подберезовик

    Какой газ используют для дыхания все живые существа:
    A) кислород;
    B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)

4 конкурс «Лесная аптека».

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Отгадать загадки о лекарственных растениях.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит. (Крапива)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него -

И не будет ничего. (Одуванчик)

Я - капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Весной зазеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

На верхушке стебелька -

Солнышко и облака. (Ромашка)

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь - слюнки потекут,

А раскусишь - кисло. (Клюква)

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его - сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)

Воспитатель: Молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.


5. конкурс «Бюро прогнозов»

А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

    Рыба не клюет – она сыта;

    пчелы сидят в улье и громко гудят;

    ласточки и стрижи летают высоко;

    птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

    благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

    Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

    раскрыты цветы кувшинки;

    одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

    поздно вечером сильно трещат кузнечики;

    крот нагребает высокие холмики;

    паук усиленно плетет паутину;

    голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

6. Конкурс «Знатоки законов».

Законов природы всего четыре. И мыс вами на предыдущем занятии знакомились с ними. Давайте вспомним эти законы.

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем»

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Воспитатель: Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Воспитатель: Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Молодцы ребята. . Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова НЕ. Запишите на листочках, что это за советы.

7 конкурс «Проблемный».

Всегда возникает вопрос «Что делать с мусором?». И этот вопрос становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры).
«Что мы знаем о мусоре и отходах»
1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10 секунд.
Вопросы:
1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?
а) Стекло;
б) пластмасса;*
в) металл.
2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов?
а) Нью-Йорка;*
б) Берлина;
в) Минска.
3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции.
а) Производство бытовой техники;
б) автомобилестроение;
в) переработка мусора*.
4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?
а) Собрать в одном месте;
б) рассортировать;*
в) перемолоть.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) сжечь при специальных условиях;*
б) компостировать;
в) переплавить.
6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки?
а) Об ограждении места свалки;
б) об укомплектование соответствующей техникой;
в) о защите поверхности земли и грунтовых вод*.
7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?
а) Изменение климатических условий (температура, влажность)*;
б) разрушение почвы;
в) гибель животных.
8.Что является основой для разработки санитарных норм?
а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;
б) предельно допустимая концентрация вещества;*
в) государственный стандарт качества.
9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы?
а) Только на те, где загрязнение возникло;
б) на прилегающие территории;
в) даже на удаленные от места загрязнения территории*.
10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:
а) пестицидов;*
б) бытового мусора;
в) минеральных удобрений.
11. Какая страна является самой загрязненной в Европе?
а) Россия;
б) Великобритания;*
в) Италия.
12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС?
а) легкая промышленность;
б) тяжелая промышленность;
в) сельское хозяйство*.
13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?
А) твердые вещества;
Б) газы;*
В) жидкости.
14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным?
а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;
б) захоронение;
в) вторичное использование отходов (рециркуляция)*.
15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем?
а) Экологический кризис;
б) загрязнение;*
в) интродукция.
16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу?
а) нефтегазоперерабатывающая отрасль;
б) автотранспорт;*
в) машиностроение.
17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным?
а) Экономия энергии;*
б) использование энергии солнечных батарей;
в) развитие ветровой энергетики.
18. Что такое гарбология?
а) Наука о путешествиях;
б) мусороведение;*
в) наука, которая изучает климат.
19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?
а) 5 лет;
б) 55 лет;
в) более 100 лет.*
20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами?
а) 1-2 года;*
б) 3-5 лет;
в) более 10 лет.

8.Конкурс "По страницам Красной книги"

1 тур. "Встреча с Красной книгой"

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965 г.)

2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР? (1978 г.)

4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)

2 тур. "Они исчезли навсегда"

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.

(Зебра-квагга).

И последний конкурс нашей игры –викторины.

9. Викторина о лесе.

1) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)

2) Из какого дерева делают пианино? (Ель.)

3) Какие дрова самые жаркие? (Березовые, дубовые.)

4) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

5) Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

6) Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)

8) У какой птицы самый длинный язык? (У дятла -15 см.)

9) Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота.)

10) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

2. Загадки.

1) Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)

2) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

3) Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)

4) Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

5) Зимой на ветке яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это... (Снегири.)

(после каждого конкурса дети получают жетоны).

Подведение итогов.

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природ мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Молодцы ребята. Вы все хорошо знаете природу своего края. И каждый из вас сделал для себя соответствующий вывод. И я думаю, что вы приложите все усилия, чтобы сохранить её для будущих поколений. А теперь подведём итоги нашей викторины. (подсчёт жетонов, награждение победителей).

Рефлексия.

Воспитатель: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...

Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!