Лекция 1

Понятие композиции. Визуальное восприятие изображения на плоскости. Средства графического изображения. Средства выражения художественного образа.

Эстетические требования к проектированию можно сформулировать как систему эстетических норм, обеспечивающих создание изделий, выразительных в художественном отношении и оказывающих положительное воздействие на человека. Требования разнообразны (технические, эргономические, социально – экономические, эстетические). Они включают обеспечение рациональной конструкции и формы, максимальной функциональности, образной выразительности объекта, удобства эксплуатации. В процессе проектирования дизайнер реализует эти требования, с помощью средств композиции добиваясь соответствия формы закономерностям композиции, подчиненность всех элементов изделия общему композиционному решению.

Композиция научная дисциплина, которая рассматривает закономерности формообразования, а также специфические приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием внутреннего пространства.

Композиция (от латинского – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу в целом.

Композиция - «сочинение» - система построения художественного произведения. Приемы и средства композиции известны давно и широко применяются в художественной практике, они изучаются в основном по материалам архитектуры, промышленного проектирования, декоративно прикладного искусства. В процессе работы над композицией художник оперирует движениями образов – элементов. Композиционное равновесие связано с установлением определенных пространственных интервалов между измеряемыми элементами формы, например точками.

Для успешного решения проектных задач специалисту необходимо освоить все основные закономерности композиции и уметь пользоваться ее средствами. Композиция как объект изучения может выступать в трех состояниях:

    как независимо существующая реальность;

    визуально выявленная и зафиксированная воображением гармония;

    как результат сознательной эстетически направленной деятельности. Отсюда и ее определения:

    композиция есть объективное свойство ограниченного множества элементов, организованного на основе общих признаков, отличающих его от других множеств;

    композиция есть субъективное отражение в сознании наблюдателя множества элементов, организованного на основе реальных или воображаемых общих признаков;

композиция как действие есть приведение к гармоническому единству элементов ограниченного множества.

Таким образом, формальные требования к композиции исходят из объективной реальности природного мира и обусловлены психофизическим устройством человека, его органов восприятия, мозга и тем, как отражается в человеческом сознании объективная реальность. Диалектическое развитие, присущее материи, находит свое отражение в продуктах духовной деятельности человека, в частности, в искусстве. Законы диалектики непосредственно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие «композиция» означая связь, сопоставление, уже подразумевает наличие противоположных начал.

Знаменателем вышеприведенных формулировок является их эстетическая направленность, т.е. оценка композиции в любом аспекте осуществляется с точки зрения ее эмоционально-художественного воздействия на зрителя. (Ткачев)

Формирование композиции - процесс, предусматривающий логическую последовательность мышления и очередность ввода композиционных средств. Акцент на достижение художественной гармонии и эмоциональной напряженности выносит на первые позиции обобщенную идею, представляющую генетическое ядро, композиционный код, в котором зашифрованы ассоциативные связи с функциональным и образным аналогом, иерархия средств.

Современные концепции прогрессивных дизайнерских школ утверждают, что на разных этапах обучения учащийся развивает свой профессиональный опыт с помощью разных по своей выразительности графических средств и приемов, которые далеко не всегда применяются на практике, поэтому просто вооружить студента лишь графическими навыками практического проектирования недостаточно. Нельзя забывать и о том, что любое изображение в проектной графике служит не только для сообщения графической информации, но является объектом эстетического восприятия.

Возможно, художественная интуиция удачливого дизайнера и есть основа его монопольного имиджа, однако составляющие секрета профессии достаточно просты, и они давно открыты. Их общее название - композиционное мышление. Как обязательный признак мировоззрения творческой личности, композиционное мышление основано на воспитанном (или даже врожденном) внимании к гармоничным связям вещей и явлений (чувство формы и цвета, тонкий музыкальный слух, вкус), практическая реализация которого заключается в освоении многочисленных составляющих мастерства, «извлекающего» гармонию и делающего ее достоянием людей.

Рецептурное изложение основ творческого процесса, касающегося сферы композиционного мышления, предполагает необходимость изначального выявления наблюдаемых свойств объектов и пространства, изучение тех видов и форм их взаимодействия, которые вызывают впечатление единства или дисгармонии. Обратите внимание на то, что композиционное мышление оперирует не объективным состоянием среды и предметов, а их отображением в нашем сознании, сформированным на основе наблюдения. Когда же дело доходит до практического воплощения результатов композиционного мышления, то объективные итоги работы отображают закономерность преобладания визуального начала в формах регулирования созданного человеком мира. (Ткачев)

Объектом и результатом композиционного мышления в дизайне являются: композиция, элементы, ее составляющие, и организационные формы их сочетаний .

Композиционное мышление, использование законов визуального восприятия помогает:

    овладеть принципами создания композиции, основанными на психологии и физиологии визуального восприятия;

    осознанно выбирать художественно-выразительные средства, заранее предполагая реакцию зрителя, возможность корректировать композицию;

Любое изображение не является точной копией объекта, заимствованного из окружающей действительности. Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета. Изучение уровней художественного языка и средств передачи формы:

Знаковый, восприятие линии, как единицы художественного языка на эмоциональном, подсознательном уровне;

Символический, закрепленное в традициях значение и смысл линий, форм, фигур, основано на сознательном использовании при условии специального знания символики;

Образный, привлечение художественных образов восприятия человека, активизации воображения в процессе визуального восприятия.

При изучении знакового уровня художественного языка формы рассматриваются эмоциональные качества точки, линий, пятна определяющих строение формы. Эмоциональное воздействие тех или иных изображений на человека связно с работой глаза человека. Например, горизонтальная линия воспринимается глазом с минимальным напряжением и потому вызывает ощущение удовлетворения, вертикальная воспринимается с большим напряжением, неправильные и ломаные линии вызывают наибольшее напряжение и болезненные ощущения глаза. При восприятии правильных кривых линий глаз подготавливается к предстоящему изменению, воспринимает более спокойно.

Художественно-композиционные достоинства проектной графики влияют на эффективность восприятия передаваемой информации, на содержательность эмоционального отношения к изображаемому объекту. Из этого следу ет, что в дизайнерской школе необходимо обучать не только черчению и рисунку, но целенаправленно прививать учащемуся культуру рисования и черчения. (Кудряшов) Изучение композиции на начальном этапе заключается в изучении средств, особенностей и закономерностей композиции: теоретические параметры построения композиционных модулей различных культурно – исторических эпох.

Средства изображения Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета.

Понятие средств изображения в проектной Г неразрывно связано с ее содержанием, основой которого является модель проектируемого объекта. Сама природа этого объекта настолько специфична и качественно своеобразна, что ее свойства активно воздействуют на содержание и изобразительную форму ПГ, выделяют ее по ряду признаков из других видов графического искусства. Чем же специфичен архитектурный объект? Его отличают следующие основные свойства:

    Положение в пространстве

    Размер, масштабность,

    Тектоника, стиль

Свойство графического изображения:

    Стиль изображения

    Лаконизм

    условность

ТОЧКА играет заметную роль в промграфике. станковой, книжной, иллюстративной графике и пр. Точка чаще всего является бесконечно малой единицей - частью линии, ряд точек, смыкаясь, воспринимается как линейное образование, составляет фрагмент точечного, линейного рисунка. Соразмерными с точкой изобразительными элементами являются буквы и цифры, реже очень малые по своей величине детали изображения. Именно по этим причинам в палитре средств ПГ чаще фигурируют три важнейшие разновидности - линия, тон и цвет.

Точка . Понятие точки – исходное понятие в арифметике и геометрии. В теоретическом смысле точка не имеет измерения, она безмерна и указывает лишь место объекта. В формальном понятии – точка геометрическая форма, имеющая нулевые размеры(абсурд) – точка отсчета, место положение, в механике точка наделяется массой, в кинематике точка трактуется как шар имеющий, визуальную «протяженность»,(наша земля, вращаясь вокруг солнца – «научная абстракция точки»).

Рассмотрим точку в пределах композиционного пространства. Мы невольно награждаем ее известными материальными характеристиками: формой (шарик), конечностью (протяженность), граничностью (ощущается барьер между телом точки и непосредственно прилегающим к нему пустым пространством).

Точка результат первого столкновения художественного орудия с материальной плоскостью, с бумагой. Материализуясь невидимая геометрическая точка должна приобрести величину, занимающую определенную часть основной плоскости (на уровне ощущений). Она приобретает границы, контуры, чтобы отделить себя от окружающего:

Соотношение точки и основной плоскости по величине и соотношение ее величины с другими формами на этой плоскости.

Необходимо уметь не просто поставить точку, а сделать это на таком уровне, чтобы она обладала необходимым качеством. Под качеством подразумевается отношение размера точки к ее положению на плоскости, контраст между точкой и плоскостью (фоном). Задача сводится к тому чтобы разрушить пассивную целостность пространства плоскости, выявить активное начало, нанеся на белую плоскость черный предмет – точку. Точка может подвергаться формальным графическим превращениям – изменятся по размеру, плотности, насыщенности.

точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит

от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

Линия. Пятно

Линиям также свойственно выражение образа. Одна линия - это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы.

В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость.

Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна.

Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.

Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать

утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».

Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз - сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.

Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм - вот их диапазон.

Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия . Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции.

Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется

несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости. Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

1.Простейшие формы природа всегда «ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения (в результате процесса эволюции, естественного отбора). Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование этих форм показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм. Эти простые формы - «кирпичики», из которых строятся сложные формы, немногочисленны. Авторы статьи «Нужна ли жизни форма» Ч. Щемайтис и В. Миронов11 к ним причисляют спираль, шар, многогранник, трубу, дерево и звезду. По нашим наблюдениям они также являются излюбленными формами всех пространственных искусств.

Спираль - одна из форм, распространенных в органичeском мире. Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно сжать, растянуть, - она гибка и компактна. Известно, что форму двойной спирали имеет молекула жизни ДНК. Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы - вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д. Спираль - кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя точками на цилиндрической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой). Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров, цилиндров, - сосуды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спираль. (Спираль и Sобразную форму мы часто обнаруживаем в композиционных схемах. Хогарт считал извилистую змеевидную линию «линией красоты и грации»).

Шар - самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем

на любую другую. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал - наиболее часто встречавшиеся формы в произведениях искусства, т. к. отражают реальные формы, свойственные природе. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала и так как в этих формах наилучшим образом отражается представление о цельности, завершенности, в противоположность, например, формам прямоугольным, которые наоборот, ассоциируются с ограничением, с чемто условным.

Многогранники - пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кровеносных сосудов. Экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство. (Благодаря этому их используют в дизайне в покрытиях поверхностей).

Труба - среди природных форм встречается в качестве транспортного русла - для переброски питательных веществ, крови и других продуктов

жизнедеятельности живого организма, растения. (В искусстве - труба и ее линейное выражение используется как связующее коммуникационное сред ство, и как переход от одной формы к другой).

Дерево - ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кроны и корней дерева, в строении кровеносной системы. (В произведениях искусства, а в особенности, в организации информационных объектов широко распространенная форма).

Звезда - разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, - лучи, лепестки расходятся от центра, охватывают окружающее пространство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам ногам (актиния, морская звезда, осьминог). Форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии. Ноги - лучи в древнем искусстве были символом вечного движения).

Если свести живые органические формы к геометрическим, то получим - шар, конус, цилиндр, многогранники . Интересно, что мысль о том, что в основе жизни лежат простые стереометрические образования, встречается у Платона и у ученых эпохи Возрождения (Лука Пачоли). Они

полагали, что мировым стихиям соответствуют формы: огню - пирамида (тетраэдр); земле - куб, т. е. гексаэдр; воздуху - октаэдр, воде - икосаэдр. Несмотря на то, что никакого научного обоснования эта гипотеза не имеет, она представляет определенный интерес. Она указывает на тенденцию видеть мир конструктивно и цельно, внося логику и разум в стихию.

лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМПОЗИЦИЯ

от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесенность героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок). В повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщенное воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).

Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринев в ставке Пугачева в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Композиция - важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение относительно друг друга и целого, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Закономерности, лежащие в основе композиции, определяются общими законами искусства, нормами стиля. Композиция - важнейший элемент стиля, содержащий в себе его главные признаки.

В первоначальном значении термин «композиция» имел широкий смысл: в римском праве он обозначал примирение сторон при тяжбе; при состязании борцов на арене цирка - их противостояние. Но, несмотря на различные трактовки этого понятия, в них кроется нечто общее, так как речь идет о двух сторонах, частях, образующих единство при их соединении.

В современном понимании композиция - это построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника.

В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса, в котором единство и целостность формы художественного произведения обусловлены его содержанием.

Оформление текстильных изделий, проектирование и моделирование современного костюма относятся к области художественного творчества, поэтому значение композиции в этом творчестве достаточно велико.

В различные исторические эпохи существовали свои композиционные закономерности. В архитектуре храмов и скульптурных рельефах древние греки использовали ритмические построения. Для орнаментов средневековой Европы характерны ритмические повторы сложных пластических мотивов.

В эпоху Возрождения в основу композиции картины были положены законы зрительного восприятия и перспективы. В своих произведениях художники добивались иллюзии разнопланового пространства, взаимосвязи частей и целого, а также передачи динамики в композиции.

В XVIII - XIX вв. особое внимание уделяется теоретическим основам композиции. Так, французский художник Эжен Делакруа, анализируя творчество своих современников, отметил важный композиционный принцип - соподчинение второстепенных деталей главному. В XX в. все теоретические закономерности композиции были исследованы художниками, архитекторами, искусствоведами с разных позиций.

Таким образом, знание законов композиции лежит в основе творчества художника, являясь средством и результатом творческого мышления, посредством которого создается художественный образ в произведении искусства.

Художественный образ - способ и форма отражения действительности в искусстве, результат художественного обобщения, реальность, осмысленная художником и отраженная с определенной точки зрения. Для более полного раскрытия художественного образа необходимо знание закономерностей построения художественного произведения.



Виды композиции

Условно различают три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. В практической деятельности каждый вид композиции может иметь различные взаимосвязи. Например, в состав пространственной композиции входят фронтальная и объемная, а объемная композиция нередко состоит из замкнутых фронтальных поверхностей, являясь одновременно частью пространственной среды.

Особенностью фронтальной композиции является распределение элементов формы в одной плобкости в двух направлениях по отношению к зрителю - в вертикальном и горизонтальном (например, панно, стенды, картины, ткани и т.д.). Такие рельефные изображения, как резьба по дереву, чеканные панно, скульптурные рельефы, строящиеся по законам пластики, также относятся к фронтальной композиции. В плоскостных композициях, рассчитанных на восприятие с большого расстояния, значительную роль играют ударные цветовые пятна, ритм, масштабность (мозаика, витраж, настенная роспись, гобелен и др.).

Объемная композиция представляет собой замкнутую трехмерную форму, которая воспринимается со всех сторон (скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, костюм и др.). Основную роль здесь играют объемно-пространственная структура и тектонические закономерности (соразмерность частей и целого, весомость, материал и т.д.). Выразительность объемной формы зависит также от взаимодействия ее с окружающей средой.

Глубинно-пространственная композиция объединяет материальные элементы, объемы, поверхности, пространства. Она рассчитана на восприятие зрителя при движении в глубину пространства в интерьере и экстерьере. Ощущение глубинности усиливается, когда пространство делится на ряд последовательных планов (например, различного рода выставки, оформление улиц, площадей и др.).

Основные закономерности композиции

Из сказанного выше видно, что с изменением исторических условий, эстетических взглядов, с развитием самого искусства формируются новые композиционные системы и приемы. Однако наряду с этими изменениями существуют устойчивые композиционные принципы, среди которых основными являются единство формы и содержания и целостность композиции.

Целостность композиции определяется ее неделимостью, взаимной согласованностью ее элементов и наличием композиционного центра.

Неделимость композиции означает, что композицию невозможно воспринимать как совокупность, хотя бы в малой степени, самостоятельных частей. В основе неделимости лежит нахождение конструктивной идеи, способной объединить в целое все компоненты композиции.

С точки зрения согласованности элементов композицию можно считать удачной, если соблюдаются следующие условия:

невозможность изъятия или замены хотя бы одной детали без ущерба для целого;

взаимосвязь и соподчинение всех частей, невозможность перемены мест частей;

ни один элемент не может быть присоединен к композиции без нарушения целостности.

Важным элементом, выражающим главную идею композиции, является центр внимания, или композиционный центр.

Композиционный центр - это элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей. Композиционный центр несет в себе всю смысловую нагрузку. Выделение его в композиции связано с особенностью зрительного восприятия человека фиксировать внимание прежде всего на сильнодействующем раздражителе. В качестве раздражителя могут выступить контрасты форм, размеров, цветовых пятен, световые эффекты и т. п. Композиционный центр не всегда совпадает с геометрическим центром произведения, он может быть смещен вверх, вниз, вправо или влево. Однако, как бы ни был расположен композиционный центр, обязательно должна прослеживаться его логическая связь с другими композиционными элементами, чтобы создавалось ощущение равновесия, заполненности и завершенности композиции.

Таким образом, для создания по-настоящему гармоничного произведения необходимо найти единство между главным и второстепенным, между целым и частями.

Определение композиции

Считается, что первым употребил слово «ком-
позиция» по отношению к произведению искусства
итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Ран-
него Возрождения, живописец и архитектор Леон
Баггиста Альберти (1404-1472), считавший, что
композиция - это такое разумное основание живо-
писания, благодаря которому части видимых вещей

1 См.: Школа изобразительного искусства: Вып. 1.-М.,
I960.- С. 5.

складываются в картину. В последующие столетия,
и вплоть до наших дней, попытки дать исчерпыва-
ющее определение композиции не прекращаются.
Приводим некоторые из них.

Композиция есть такое сопоставление отдельных форм,
при котором они связываются в новое целое высшего порядка.

Ф. Шмит

Композиция... в литературе и изобразительных искусст-
вах- построение произведения, соотношение отдельных частей
(компонентов) произведения, образующих единое целое.

Словарь иностранных слов

Все виды искусства... характеризуются наличием такой
важнейшей стороны художественной формы, как композиция.

В. Ванслов

Композиция - главная форма произведения искусства.

Н. Волков

Народный художник СССР Е. А. Кибрик в
1961 г. сетовал, что, когда в Академии художеств
разрабатывались программы по композиции, не
удалось найти приемлемой для всех формулиров-
ки, что есть композиция.

Выработке научного определения термина
«композиция» в значительной мере мешает утвер-
дившееся в практике художников различное упо-
требление этого слова. Композицией называется
учебный предмет в художественном институте или
училище. Композицией называют тематическую
картину, в отличие от портрета, пейзажа и натюр-
морта. Еще больше усложнило определение компо-
зиции стремление объединить в одном слове поня-
тия единства содержания и формы художественно-
го произведения. В программе по композиции для
художественно-графических факультетов педагоги-
ческих институтов можно прочитать, что в настоя-
щее время понятие «композиция» рассматривается
как явление диалектическое в своей сущности, так
как оно впитало в себя и структурную организа-
цию художественного образа, и систему идейно-
тематических и формально-пластических связей и
зависимостей, и важнейшие закономерности по-
строения художественного произведения, процесса
его создания и восприятия. Эти основные уровни
понятия «композиция» являются и основными на-
правлениями формирования навыков композицион-
ной деятельности.

О трудностях нахождения окончательного опре-
деления термина «композиция» свидетельствуют и
попытки Е. В. Шорохова дать это определение в
учебнике «Композиция», предназначенном для сту-
дентов художественно-графических факультетов


педагогических институтов. Он пишет: «...Более
полное определение понятия «композиция» будет
звучать так: «Композиция произведения изобрази-
тельного искусства есть главная художественная
форма произведения изобразительного искусства,
объединяющая все остальные формы, характери-
зующаяся как целое с фиксированными, законо-
мерно связанными между собой и с целыми частя-
ми (элементами), в котором ничего нельзя пере-
местить или изменить, от которого ничего нельзя
отнять и к которому ничего нельзя добавить без
ущерба художественному образу, это целое, нахо-
дящееся в неразрывном единстве со смыслом (иде-
ей, содержанием) произведения» ".

К множеству определений какого-то понятия
приходят всякий раз не только в изобразительном
искусстве, но и в других областях культуры, когда
нет четкого понимания содержания понятия. Чтобы
не заблудиться в дебрях словотворчества, остано-
вимся на академическом определении понятия
«композиция».

Композиция - это строение формы произведе-
ния искусства, направленное на раскрытие замыс-
ла автора.
Композиция (от лат. compositio - со-
ставление, связывание)-это построение произве-
дения искусства, обусловленное его содержанием,
характером и назначением и во многом определяю-
щее его восприятие.

В высшей степени целесообразным является
ознакомление с высказываниями о композиции из-
вестных советских художников и теоретиков искус-
ства, в которых чувствуется биение пульса време-
ни, прозрение и стремление к истине. К. Ф. Юон
отмечает, что продуманную и завершенную ком-
позицию рассматривают как образную формулу,
в которой приведены к смысловому и формально-
му единству все части картины. В. Ванслов гово-
рит, что закономерности композиции существенно
различаются в архитектуре и живописи, музыке и
поэзии. Но композиция как план и схема построе-
ния произведения, как соотношение и организация
его разделов, частей, персонажей и так далее, как
соподчииенность целого и его элементов присуща
художественной форме произведения любого вида
искусства. Композиция есть завершенная целост-
ность, определенная смыслом произведения, утвер-
ждает Н. Волков.

1 Шорохов Е. В. Композиция.-М., 1986.-С. 10-11.

Приводим ряд примеров по определению поня-
тия композиция, высказанных художниками и тео-
ретиками искусства.

Художники прекрасно знают..., что, пока не нашлась ком-
позиция... бесполезно писать лица. Как бы сильно они ни были
написаны, они таинственным образом теряют силу, пока не
найдут свое место в картинном пространстве, в композицион-
ном ряду.

В. Леняшин

Мне запомнилось, как он (Б. Н. Зуев) меня учил, что в
композиции обязательно должно быть нечетное число фигур.
Я это запомнил - что-то в этом правиле есть, хотя бы то, что
«неделимую» композицию естественнее сложить из нечетного
числа фигур, так как четное число легче распадается на рав-
ные части.

Е. Кибрик

Композиция есть творческая организация картины. Ни в
коем случае нельзя смешивать ее с размещением предметов
на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж,
изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное
небо, является картиной, не имеющей композиции... На самом
деле, отношение по размеру неба в длину и ширину к морю
уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей картины -
все это элементы композиции.

Н. Крымов

Композиция - это всегда построение (цветовое, линейное
и т. п.), выявляющее смысловые связи. Композиция - это всег-
да толкование сюжета.

Н. Волков

Со временем убеждаешься, что в основе всякого творче-
ства лежит композиция, что все начинается и кончается ею,
что в ней как бы сфокусированы все слагаемые ремесла. Она
может быть элементарной, а может быть выверена математи-
ческой логикой, подчинена интуиции художника. ...Композиция
удовлетворяет меня тогда, когда и образно-смысловой строй,
и декоративно-пластические задачи находятся в органическом
взаимодействии.



В. Сидоров

Наше время - век композиции. Если раньше она по су-
ществу означала эскизирование, то есть работу над сюжетом
картины (предусматривала размещение фигур и интерьера в
формате картины), то теперь значение и понимание композиции
изменилось. Она может быть в натюрморте и рисунке, в на-
броске. Это не только соотношение линий, силуэтов, цветов -
это и взаимовлияния, и внутренние связи элементов, персона-
х<ей, линий, форм на основе стилевого единства, чувства цело-
стности.

С. Григорьев

Мне важно, когда я начинаю новый холст, прежде всего
ночувствовать весь ход дальнейшей работы. В этом процессе
создания вещи я главной для себя считаю композицию. Без
нее картина не может существовать, даже когда верно найдены
цветовые отношения и выражено состояние. Искать компози-
цию-для меня это значит прежде всего внутренне органи-
зовать холст, определить его структурный костяк, его основу.

Э. Браговский


Вопрос о композиции является труднейшим, узловым во-
просом.

Б. Иогансон

...«Вопросы композиции» по-прежнему остаются лишь «во-
просами». ...Уже намечен верный путь к теоретическому раз-
решению этого сложного вопроса; но единого взгляда на ком-
позицию все еще нет, нет и установившейся методики обуче-
ния композиции.

М. Эткинд

Отнюдь не способствует расцвету тематической картины и
медленно совершенствующееся преподавание композиции, осо-
бенно многофигурной, в наших вузах.

Е. Калинин

Число примеров определений композиции, дан-
ных художниками и теоретиками искусства, можно
легко продолжить. Из них все же следует, что
композиция - это строение, взаимосвязь частей,
обеспечивающая целостность изображения, направ-
ленная на раскрытие содержания, идеи произве-
дения.

Содержание художественного произведения
возникает в голове художника как замысел; иногда
оно диктуется заказчиком, конкурсной программой
и так далее, а композиция создается художником,
строится форма. Когда возникает единство содер-
жания и формы, тогда возникает завершенная це-
лостность - картина, скульптура, офорт. Содержа-
ние картины сочиняется, композиция строится.
В итоге - это единое целое. Работать над фор-
мой- значит работать над содержанием, и наобо-
рот. Логика художника - это сочинение; интуи-
ция его - это геометрия холста, ритмы, пропорции,
отношения, потому что глаз и мозг его - неосоз-
нанная геометрия, измерение. Всякое познание
есть чувственное измерение.

Считается, что первым употребил слово «композиция» по отношению к произведению искусства итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения, живописец и архитектор Леон Баггиста Альберти (1404 — 1472), считавший, что композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются в картину. В последующие столетия, и вплоть до наших дней, попытки дать исчерпывающее определение композиции не прекращаются. Приводим некоторые из них.

Композиция есть такое сопоставление отдельных форм, при котором они связываются в новое целое высшего порядка. Ф. Шмит

Композиция... в литературе и изобразительных искусствах — построение произведения, соотношение отдельных частей (компонентов) произведения, образующих единое целое. Словарь иностранных слов

Все виды искусства... характеризуются наличием такой важнейшей стороны художественной формы, как композиция. В. Ванслов

Композиция — главная форма произведения искусства. Н. Волков

Народный художник СССР Е. А. Кибрик в 1961 г. сетовал, что, когда в Академии художеств разрабатывались программы по композиции, не удалось найти приемлемой для всех формулировки, что есть композиция.

Выработке научного определения термина «композиция» в значительной мере мешает утвердившееся в практике художников различное употребление этого слова. Композицией называется учебный предмет в художественном институте или училище. Композицией называют тематическую картину, в отличие от портрета, пейзажа и натюрморта. Еще больше усложнило определение композиции стремление объединить в одном слове понятия единства содержания и формы художественного произведения. В программе по композиции для художественно-графических факультетов педагогических институтов можно прочитать, что в настоящее время понятие «композиция» рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, так как оно впитало в себя и структурную организацию художественного образа, и систему идейнотематических и формально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие закономерности построения художественного произведения, процесса его создания и восприятия. Эти основные уровни понятия «композиция» являются и основными направлениями формирования навыков композиционной деятельности.

О трудностях нахождения окончательного определения термина «композиция» свидетельствуют и попытки Е. В. Шорохова дать это определение в учебнике «Композиция», предназначенном для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. Он пишет: «...Более полное определение понятия «композиция» будет звучать так: «Композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием) произведения» 1 .

К множеству определений какого-то понятия приходят всякий раз не только в изобразительном искусстве, но и в других областях культуры, когда нет четкого понимания содержания понятия. Чтобы не заблудиться в дебрях словотворчества, остановимся на академическом определении понятия «композиция».

Композиция — это строение формы произведения искусства, направленное на раскрытие замысла автора. Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — это построение произведения искусства, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

В высшей степени целесообразным является ознакомление с высказываниями о композиции известных советских художников и теоретиков искусства, в которых чувствуется биение пульса времени, прозрение и стремление к истине. К. Ф. Юон отмечает, что продуманную и завершенную композицию рассматривают как образную формулу, в которой приведены к смысловому и формальному единству все части картины. В. Ванслов говорит, что закономерности композиции существенно различаются в архитектуре и живописи, музыке и поэзии. Но композиция как план и схема построения произведения, как соотношение и организация его разделов, частей, персонажей и так далее, как соподчииенность целого и его элементов присуща художественной форме произведения любого вида искусства. Композиция есть завершенная целостность, определенная смыслом произведения, утверждает Н. Волков.

Приводим ряд примеров по определению понятия композиция, высказанных художниками и теоретиками искусства.

Художники прекрасно знают..., что, пока не нашлась композиция... бесполезно писать лица. Как бы сильно они ни были написаны, они таинственным образом теряют силу, пока не найдут свое место в картинном пространстве, в композиционном ряду. В. Леняшин

Мне запомнилось, как он (Б. Н. Зуев) меня учил, что в композиции обязательно должно быть нечетное число фигур. Я это запомнил — что-то в этом правиле есть, хотя бы то, что «неделимую» композицию естественнее сложить из нечетного числа фигур, так как четное число легче распадается на равные части. Е. Кибрик

Композиция есть творческая организация картины. Ни в коем случае нельзя смешивать ее с размещением предметов на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж, изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное небо, является картиной, не имеющей композиции... На самом деле, отношение по размеру неба в длину и ширину к морю уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей картины — все это элементы композиции. Н. Крымов

Композиция — это всегда построение (цветовое, линейное и т. п.), выявляющее смысловые связи. Композиция — это всегда толкование сюжета. Н. Волков

Со временем убеждаешься, что в основе всякого творчества лежит композиция, что все начинается и кончается ею, что в ней как бы сфокусированы все слагаемые ремесла. Она может быть элементарной, а может быть выверена математической логикой, подчинена интуиции художника. ...Композиция удовлетворяет меня тогда, когда и образно-смысловой строй, и декоративно-пластические задачи находятся в органическом взаимодействии. В. Сидоров

Наше время — век композиции. Если раньше она по существу означала эскизирование, то есть работу над сюжетом картины (предусматривала размещение фигур и интерьера в формате картины), то теперь значение и понимание композиции изменилось. Она может быть в натюрморте и рисунке, в наброске. Это не только соотношение линий, силуэтов, цветов — это и взаимовлияния, и внутренние связи элементов, персонажей, линий, форм на основе стилевого единства, чувства целостности. С. Григорьев

Мне важно, когда я начинаю новый холст, прежде всего ночувствовать весь ход дальнейшей работы. В этом процессе создания вещи я главной для себя считаю композицию. Без нее картина не может существовать, даже когда верно найдены цветовые отношения и выражено состояние. Искать композицию — для меня это значит прежде всего внутренне организовать холст, определить его структурный костяк, его основу. Э. Браговский

Вопрос о композиции является труднейшим, узловым вопросом. Б. Иогансон

...«Вопросы композиции» по-прежнему остаются лишь «вопросами». ...Уже намечен верный путь к теоретическому разрешению этого сложного вопроса; но единого взгляда на композицию все еще нет, нет и установившейся методики обучения композиции. М. Эткинд

Отнюдь не способствует расцвету тематической картины и медленно совершенствующееся преподавание композиции, особенно многофигурной, в наших вузах. Е. Калинин

Число примеров определений композиции, данных художниками и теоретиками искусства, можно легко продолжить. Из них все же следует, что композиция — это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображения, направленная на раскрытие содержания, идеи произведения.

Содержание художественного произведения возникает в голове художника как замысел; иногда оно диктуется заказчиком, конкурсной программой и так далее, а композиция создается художником, строится форма. Когда возникает единство содержания и формы, тогда возникает завершенная целостность — картина, скульптура, офорт. Содержание картины сочиняется, композиция строится. В итоге — это единое целое. Работать над формой— значит работать над содержанием, и наоборот. Логика художника — это сочинение; интуиция его — это геометрия холста, ритмы, пропорции, отношения, потому что глаз и мозг его — неосознанная геометрия, измерение. Всякое познание есть чувственное измерение.

1 Шорохов Е. В. Композиция. — М., 1986. — С. 10-11.