Тема «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»

Цель урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника А. С. Степанова.

Задачи:

Совершенствование навыка описания картины; формирование умения строить текст в определенной последовательности; определять основную мысль сочинения;
- развитие способности правильного употребления слов в устной и письменной речи; развитие чувства прекрасного;
- воспитание интереса к живописи; привитие любви к природе и животным; эстетическое восприятие искусства.

Оборудование: репродукция картины А. С. Степанова «Лоси», портрет художника.

Ход урока:

Учитель.
Ребята, сегодня мы будем описывать животного, чтобы понять о ком мы будем говорить, вам нужно отгадать загадку:
Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит …

Описывать мы будем лося, вернее картину А.С.Степанова «Лоси».

А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного, бывшего участника Севастопольской обороны. Алексей Степанович рано остался сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, Степанов по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает в 1879 году со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств.
Степанов пользовался любовью своих коллег. Это был деликатный, добрый человек.

В жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков.
Незадолго до смерти Алексей Степанович Степанов уничтожил свой архив. Зато весь он – в своих картинах.

Учитель.
Сегодня мы с вами познакомимся с его картиной, которая называется «Лоси». Посмотрите на картину.

Что изображено на ней? (ответы детей).
- Опишите, какими изобразил лосей художник? (ответы детей).
- Какое время года изображено на картине? (ответы детей).
- Что мы видим на заднем плане картины? (ответы детей).
- Какое общее впечатление от картины А. С. Степанова? (ответы детей).
- Почему? (ответы детей).
- Почему картина называется «Лоси»? (ответы детей).
- Из каких частей будет состоять план нашего сочинения? Назовите их. (ответы детей).
- О чем мы будем говорить во вступлении? (ответы детей).
- Что будет включать основная часть сочинения? (ответы детей).
- А что мы напишем в заключении? (ответы детей).
- Давайте составим примерный план.

План


1.Вступление.
Художник А. С. Степанов и его картина.
2.Основная часть.
а) время года, изображенное на картине. Приметы зимы.
б) предметы, изображенные на заднем плане картины.
в) описание лосей:
г) краски, использованные художником.
3. Заключительная часть.
- какие чувства вызвала у вас картина «Лоси»?
- на какую мысль наводит нас эта картина?
Слова для справок:
1. Художник: знаменитый, талантливый, великий, известный; художник, живописец; картина, полотно
2.Основная часть.
- зимний пейзаж.

Описание лосей:
- размеры
- шерсть
- голова, рога
- ноги, копыта
Краски, использованные художником.
Зима; голые деревья; сугробы снега; низкое небо; пасмурный зимний день.
Большие, могучие, высокие, гордые;
Грубая шерсть, короткая, коричневого цвета.
Большая, с вытянутой мордой; широкие, плоские, ветвистые, красивые
Высокие, стройные, длинные, светло-серые; сильные, крепкие, широкие
Коричневые, серые, мрачные, скучные, темные

3. Заключительная часть (чувства, впечатления) Грустное, тоскливое, скучное, печальное, жалостливое.

Какое вступление нам бы подошло? (ответы детей).
- А какое заключение вы бы использовали в своих сочинениях? (ответы детей).
Написание сочинения ребятами.

Примеры детских сочинений. Текст не редактировала.

    А.С. Степанов – талантливый художник. Картина «Лоси» вызывает грусть. Художник использовал в картине тёмные серые краски.

Деревья и кустарники без листьев и покрыты снегом. Небо серое и пасмурное. В середине картины мы видим стог сена. Лосиная семья нашла его. Лоси стали есть сено. Мама вытянула шею и кушает. У папы огромные ветвистые рога и сильные крепкие ноги. У лосей жёсткая и тёмная шерсть. Один лосёнок спрятался за маму.

(Иванова Полина, 2 класс)

    А.С. Степанов- знаменитый русский художник. Он написал картину «Лоси».

На картине небо хмурое. Деревья стоят без листьев. Посередине стоит стог сена. Возле него семья лосей. Большой лось - папа, у него красивые рога. Поменьше – мама-лосиха. Она протянула голову к сену. А два маленьких лосёнка тоже едят сено. Маленький лосёнок спрятался за маму, потому что ему холодно.

Картина вызывает грустное настроение. Хочется лосям помочь.

(Радзивилюк Роман, 2 класс)

    А.С. Степанов – талантливый русский художник. Он использует серый и коричневый цвета. На картине «Лоси» время года – зима. Небо серое и тёмное. Вдали тёмный сосновый лес. В середине стог сена. Около сена семья лосей. Большой лось-папа, поменьше - мама. Один из лосят прячется за маму. У папы красивые рога, у него очень толстая шкура. Мама подняла голову и начала есть сено.

Картина вызывает грустное настроение.

(Буров Денис, 2 класс)

    А.С.Степанов писал картины о русской природе и животных. Он использовал в картине «Лоси» мрачные цвета.

На картине художник изобразил время года зима. Все деревья голые. На заднем плане сосновый лес. В середине картины стоит стог сена. Лоси нашли его. Папа-лось услышал шорох и прислушался. Но на опушке никого не было. Мама тянет голову к сену. А маленькие лосята ели сено. Один лосёнок спрятался за маму.

Настроение у картины хмурое. Когда смотришь на эту картину, хочется помочь лосям.

(Китова Марина, 2 класс)

    А.С. Степанов – известный русский художник. Он писал картины про животных и русскую природу. Мы на картине «Лоси» видим, что художник использовал серые краски.

Небо серое, а деревья стоят без листьев, в снегу. Из зимнего леса пришла семья лосей. Они увидели стог сена. Лоси стали есть его. Большой лось смотрел по сторонам, чтобы не было опасности. У него ветвистые рога, они красивые. Это папа. Мама вытянула голову к сену и ела. Один лосёнок спрятался за маму, а второй ел сено.

Эта картина вызывает грусть. Хочется помочь этим лосям.

Ну что ж, начнем. Очередное задание для 2 класса из цикла составить рассказ по картине . На уже опубликованы и .

На этот раз пишем сочинение по картине Степанова «Лоси» .

Чтобы подготовить ребенка к написанию сочинение по картине, ответьте с ним на эти вопросы:

План сочинения по картине:

  1. Какое время года изображено? (зима)
  2. Какие изменения произошли в природе? (Серые тучи затянули небо, земля покрыта снегом, деревья голые, видна пожухлая трава, на снегу видны следы животных.)
  3. Кто изображен в центре картины?
  4. Откуда вышли лоси? (из леса) В лесу стало мало корма, а на поляне стоит стог сена. Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в лесничестве.
  5. Что они делают? (Лоси увидели сено, маленькие лосята с удовольствием жуют.)
  6. Взрослый лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (он охраняет свое семейство от хищников)

Образец сочинения по картине Степанова «Лоси»

Грустно в лесу поздней осенью. Тяжелое небо, низкие облака, скупое солнце — вся природа спит. Нет ни ярких красок сентября, ни веселой суеты лета, еще не пробился робкий солнечный лучик нового года. Жизнь в лесу замерла до весны.
Лоси - зимние хозяева леса. В поисках корма они вышли на опушку. Здесь стоит стог сена, добрый человек предусмотрительно оставил его для животных. Пока лосята едят, их отец смотрит по сторонам: в любой момент могут напасть волки, им тоже хочется есть.
Скупая палитра, приглушенные краски, тусклый свет передают унылое настроение застывшей природы. И кажется, что лоси единственные живые существа в лесу, им одиноко и холодно.

Пример сочинения описания картины

Урок русского языка во 2 классе

Учитель начальных классов МАОУ Ильинской СОШ

Домодедовского района

Белозёрова Т.В.

Тема «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси» Цель урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника А. С. Степанова. Задачи: - совершенствование навыка описания картины; формирование умения строить текст в определенной последовательности; определять основную мысль сочинения; - развитие способности правильного употребления слов в устной и письменной речи; развитие чувства прекрасного; - воспитание интереса к живописи; привитие любви к природе и животным; эстетическое восприятие искусства. Оборудование: репродукция картины А. С. Степанова «Лоси», портрет художника. Ход урока:
Учитель. Ребята, сегодня мы будем описывать животного, чтобы понять о ком мы будем говорить, вам нужно отгадать загадку: Не голос – громкая труба, Большая верхняя губа, На нем - громадные рога, Ему природа дорога. В лесу крупнее зверя не нашлось Раз он – сохатый, значит … Описывать мы будем лося, вернее картину А.С.Степанова «Лоси». Сведения об авторе. А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного, бывшего участника Севастопольской обороны. Алексей Степанович рано остался сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, Степанов по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает в 1879 году со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств. Степанов пользовался любовью своих коллег. Это был деликатный, добрый человек. В жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков. Незадолго до смерти Алексей Степанович Степанов уничтожил свой архив. Зато весь он – в своих картинах. Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с его картиной, которая называется «Лоси». Посмотрите на картину.

- Что изображено на ней? (ответы детей). - Опишите, какими изобразил лосей художник? (ответы детей). - Какое время года изображено на картине? (ответы детей). - Что мы видим на заднем плане картины? (ответы детей). - Какое общее впечатление от картины А. С. Степанова? (ответы детей). - Почему? (ответы детей). - Почему картина называется «Лоси»? (ответы детей). - Из каких частей будет состоять план нашего сочинения? Назовите их. (ответы детей). - О чем мы будем говорить во вступлении? (ответы детей). - Что будет включать основная часть сочинения? (ответы детей). - А что мы напишем в заключении? (ответы детей). - Давайте составим примерный план.

План


1.Вступление.
Художник А. С. Степанов и его картина. 2.Основная часть. а) время года, изображенное на картине. Приметы зимы. б) предметы, изображенные на заднем плане картины. в) описание лосей: г) краски, использованные художником. 3. Заключительная часть. - какие чувства вызвала у вас картина «Лоси»? - на какую мысль наводит нас эта картина? Слова для справок:
1. Художник: знаменитый, талантливый, великий, известный; художник, живописец; картина, полотно 2.Основная часть. - зимний пейзаж. Описание лосей:
- размеры
- шерсть - голова, рога - ноги, копыта Краски, использованные художником. Зима; голые деревья; сугробы снега; низкое небо; пасмурный зимний день. Большие, могучие, высокие, гордые; Грубая шерсть, короткая, коричневого цвета. Большая, с вытянутой мордой; широкие, плоские, ветвистые, красивые Высокие, стройные, длинные, светло-серые; сильные, крепкие, широкие Коричневые, серые, мрачные, скучные, темные 3. Заключительная часть (чувства, впечатления) Грустное, тоскливое, скучное, печальное, жалостливое. - Какое вступление нам бы подошло? (ответы детей). - А какое заключение вы бы использовали в своих сочинениях? (ответы детей). Написание сочинения ребятами. Примеры детских сочинений. Текст не редактировала.
    А.С. Степанов – талантливый художник. Картина «Лоси» вызывает грусть. Художник использовал в картине тёмные серые краски.
Деревья и кустарники без листьев и покрыты снегом. Небо серое и пасмурное. В середине картины мы видим стог сена. Лосиная семья нашла его. Лоси стали есть сено. Мама вытянула шею и кушает. У папы огромные ветвистые рога и сильные крепкие ноги. У лосей жёсткая и тёмная шерсть. Один лосёнок спрятался за маму. (Иванова Полина, 2 класс)
    А.С. Степанов- знаменитый русский художник. Он написал картину «Лоси».
На картине небо хмурое. Деревья стоят без листьев. Посередине стоит стог сена. Возле него семья лосей. Большой лось - папа, у него красивые рога. Поменьше – мама-лосиха. Она протянула голову к сену. А два маленьких лосёнка тоже едят сено. Маленький лосёнок спрятался за маму, потому что ему холодно. Картина вызывает грустное настроение. Хочется лосям помочь. (Радзивилюк Роман, 2 класс)
    А.С. Степанов – талантливый русский художник. Он использует серый и коричневый цвета. На картине «Лоси» время года – зима. Небо серое и тёмное. Вдали тёмный сосновый лес. В середине стог сена. Около сена семья лосей. Большой лось-папа, поменьше - мама. Один из лосят прячется за маму. У папы красивые рога, у него очень толстая шкура. Мама подняла голову и начала есть сено.
Картина вызывает грустное настроение. (Буров Денис, 2 класс)
    А.С.Степанов писал картины о русской природе и животных. Он использовал в картине «Лоси» мрачные цвета.
На картине художник изобразил время года зима. Все деревья голые. На заднем плане сосновый лес. В середине картины стоит стог сена. Лоси нашли его. Папа-лось услышал шорох и прислушался. Но на опушке никого не было. Мама тянет голову к сену. А маленькие лосята ели сено. Один лосёнок спрятался за маму. Настроение у картины хмурое. Когда смотришь на эту картину, хочется помочь лосям. (Китова Марина, 2 класс)
    А.С. Степанов – известный русский художник. Он писал картины про животных и русскую природу. Мы на картине «Лоси» видим, что художник использовал серые краски.
Небо серое, а деревья стоят без листьев, в снегу. Из зимнего леса пришла семья лосей. Они увидели стог сена. Лоси стали есть его. Большой лось смотрел по сторонам, чтобы не было опасности. У него ветвистые рога, они красивые. Это папа. Мама вытянула голову к сену и ела. Один лосёнок спрятался за маму, а второй ел сено. Эта картина вызывает грусть. Хочется помочь этим лосям. (Кохтенко Ира, 2 класс)

Источники: http :// www . artlib . ru / objects / gallery _32/ artlib _ gallery -16145- b . jpg - картина

Описание темы: Сочинение на умение строить правильную речь и излагать свои мысли самым простым языком. Проще говоря - именно эту картину попробуйте описать попроще, а пример небольшого сочинения перед вами).

Что мы видим на картине А.Степанова «Лоси»

Картина выполнена в холодных тонах. Глядя на неё становится, немного грустно, ведь зимой зверям сложно найти пищу!

Лесничие стараются наполнить кормом кормушки для всех них. И для лосей в том числе.

На картине «Лоси» художника А.С.Степанова мы видим день в зимнем лесу. На заднем плане густой лес и серое небо. А на переднем плане заснеженная опушка.

На опушке стоит стог сена, который сверху присыпало снегом. К нему вышла семья лосей из четырёх особей. Здесь есть два маленьких лосёнка и их родители. У отца семейства красивые большие рога. Он ими сможет защитить свою семью от всех врагов!

Пока детёныши и лосиха жуют сено, лось вглядывается в даль. Наверное, следит, чтобы никто не подкрался незаметно.

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему “Художник А.С. Степанов”.

Ход урока

I. Организационный момент

Посмотрите на доску. Мы с вами сейчас находимся не в классе, а в картинной галерее художника Алексея Степановича Степанова.

II. Подготовительная работа

1) Знакомство с художником и его картинами.

Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин.

“Зимний пейзаж”

“Осень”

“На Волге”

2) Знакомство с главным персонажем картины.

Представьте: кругом лежит снег, пустынное, заснеженное поле, а там вдали виднеется лес, а из него выходят… Послушайте и подумайте. Кто наши герои?

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый. (Лось)

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это... (Лось)

В. Стручков

Учитель: Да, это большое, сильное животное. Водится в наших лесах. Можно встретить даже в Подмосковье на территории Национального парка Лосиный остров. А сейчас мы послушаем ваши сообщения о лосе.

Ученик 1: Мы юннаты . Мы нашли о нашем герое много интересного. Я узнал, что лось – очень крупное животное. Длина тела 3 метра, высота в холке 2,5 метра, а длина хвоста 12-13 см.

Ученик 2: А я узнал, что масса тела очень большая 360-600 кг. Животное очень сильное, его боятся и волки, и даже медведи.

Ученик 3: Это очень доброе животное, с грозным видом, но сам лось ни на кого не нападает. Любит свежую траву и молоденькие осиновые веточки.

Учитель: Молодцы! Наши юннаты со своим заданием справились.

III. Работа по картине А.С. Степанова “Лоси”.

Учитель: Сейчас каждый из вас станет наблюдателем , и мы рассмотрим картину “Лоси”.

Учитель: Какое время года?

(Наступила зима.)

Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?

(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

Учитель: Кого художник изобразил в центре картины?

(Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

Учитель: Откуда вышли лоси?

(Лоси вышли из леса.)

Учитель: Чем они заняты?

(Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

Учитель: Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему?

(Он их сторожит)

Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. На поляну пришла семья лосей. В лесу стало мало корма, а на поляне стоит стог сена. Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве.

IV. Физкультминутка.

Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
“Не стреляйте, я ваш друг!”

В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?

По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет.

(Дети представляют большое животное и выполняют произвольные движения, которые соответствуют тексту.)

V. Работа по составлению предложений.

Каждый из вас сейчас станет писателем . На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений.

Опорные слова:

Наступила зима, зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, темного цвета, огромные, ветвистые рога, настороженно прислушивается, нет ли опасности.

VI. Практическая работа.

Учитель: А сейчас вы составьте и запишите, используя опорные слова, небольшое сочинение по картине А.С. Степанова “Лоси”.

Выполнив, проверьте свою работу.

Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

Спасибо. Урок окончен.