Вопрос о культуре первобытного общества – это вопрос о начале. Современная наука раннюю его границу проводит в эпоху верхнего палеолита – около 40 тысяч лет назад. Ему предшествовал длительный период антропосоциогенеза, период формирования нового биологического вида homo sapiens, новой формы коллективной жизни – жизни общественной. Главное содержание этого процесса – переход от биологической формы бытия к культурной. Первобытная эпоха – самая протяженная в истории, она занимает более 90% всего времени существования человечества.

Первобытная культура обладает рядом черт, отличающих ее от других и позволяющих сделать вывод о том, что это самостоятельный тип культуры. Ее отличают: синкретический характер культуры, традиционность, единообразие, невыделенность человека из природного мира, мифологический характер мышления, бесписьменный характер.

Синкретизм первобытной культуры (от греч. συνκρητισμος – соединение) – слитность, недифференцированность ее форм. Это было целостное образование, в котором невозможно провести границу между магией и искусством, мифом и ритуалом, магией и позитивным знанием.

Первобытная культура носит почти исключительно черты постфигуративного типа. Конечно, изменения в ней происходили, но чрезвычайно медленно и не приводили к радикальным преобразованиям. Тысячелетиями люди занимались одним и тем же видом производственной деятельности, исполняли одни и те же обряды и ритуалы, вели один и тот же образ жизни. Традиционализм исповедует логику: «делай как я», поэтому поколение детей абсолютно точно воспроизводило поведение поколения отцов.

Отличительной чертой культуры первобытной эпохи являлось ощущение слитности человека с окружающей природой. Человек не отделял себя принципиально от мира природы, ощущал себя ее частью. Многообразные природные явления воспринимались как живые существа, исполненные внутренней духовной жизни. Можно сказать, что доминантной чертой культуры этого времени был анимизм. Латинское слово anime означает «душа», анимизм – всеобщая одухотворенность природы.

Выражением родства с природой был и тотемизм – представление о кровнородственной связи определенного человеческого коллектива и определенного вида животных, реже растений. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве от-отем, буквально – его род) – мифологический первопредок, прародитель рода. С тотемом связаны многие ритуалы и табу (запреты, санкционированные первопредками, т. е. имеющие сакральное значение), прежде всего табу на убийство тотемного животного. Тотем был важнейшим средством консолидации первобытного коллектива, осознававшего себя происходящим от общего первопредка и в этом смысле родственной группой. Принадлежность к одной тотемной группе обусловила и второе по значимости табу – на убийство сородича. Тотем и табу выступали исторически первыми формами социальной регуляции поведения людей. В первобытной культуре существовало много запретов, связанных с различными сферами жизни и деятельности людей: пищевые и сексуальные запреты, табу на некоторые слова, например, название животного перед охотой. Одним из важнейших был также запрет на брачные отношения внутри родового коллектива – обычай экзогамии. Происхождение его не совсем понятно, многие исследователи связывают его с необходимостью консолидации коллектива, вынесения брачных отношений за его пределы – ведь это вечный источник конфликтов между людьми. Брачно-семейные отношения первобытного общества – весьма сложная система дуально-фратриальных союзов. Но и она также явилась продуктом исторического развития первобытного брака. Многие мифы, да и более поздний эпос свидетельствуют о многообразных его формах и сложной структуре. Первобытная культура далеко не так примитивна, как представлялось исследователям XVIII-XIX веков, когда она и начинает изучаться. Это особый тип культуры, которому присущи многие уникальные черты и свои шедевры. К ним можно отнести богатую мифопоэтическую картину мира, наскальную живопись, каменные сооружения – мегалиты.


В сферу практической и духовной жизни человека той эпохи входили сложные отношения с миром вещей. Первобытный человек не отделял предмет и слово, которое его обозначает, наделял вещи жизнью и душой. Вещи обладали особой силой, иными словами, выступали в качестве фетишей. Фетиш – предмет, имеющий внутреннюю духовную силу, которая способна оказывать то или иное влияние на жизнь человека. Фетиши были коллективными, индивидуальными, женскими, мужскими, детскими и т. д. в позднейшие времена на основе фетишизма появились обереги, талисманы, коллекции антикварных предметов, поклонение сакральным предметам.

Важное место в системе жизни первобытного общества играют обряды перехода. Какие три важнейших события мы можем назвать? Родился, женился, умер. Вот они и обозначают переходы из одного состояния в другое. Будучи важнейшими в жизни человека на протяжении тысячелетий, они требовали особых ритуалов, часть которых дошла до наших дней. Среди обрядов перехода особое место занимают инициации – обряды и ритуалы, связанные с моментом перехода индивида из мира детства в мир взрослого. Как правило, дети, достигшие половой зрелости, под руководством старейшин уходили в священные места, где им передавались мифы, предания данного коллектива, их обучали основам производственной деятельности, подвергали физическим испытаниям и т. п. Волшебные сказки – по меткому замечанию поэта Е. Баратынского – «обломки древней правды» – донесли до нас некоторые детали этих обрядов.

Духовная жизнь людей первобытной эпохи включала в себя почти все известные сегодня виды художественной деятельности. Конечно, нам трудно сегодня судить о танцевальном и певческом искусстве того времени, но сохранились памятники изобразительной деятельности – знаменитые наскальные изображения, «палеолитические Венеры», мегалиты. Изобразительное искусство той далекой поры поражает жизнеподобием, высокой степенью мастерства, колоритом. Животные, представшие на стенах пещер, полны жизни, энергии, динамики. Две доминирующие темы этого искусства – крупные животные и женщина – не случайны. Крупные животные – основной объект охоты первобытного человека, и уже в силу этого первобытный художник не мог не обратить на них свое внимание. Женщина была центром первобытной общины, с ней связывали продолжение рода, она была прародительницей рода, она также была хранительницей огня – все это подчеркивало ценность женщины в системе социальных отношений того времени.

Ядром первобытной культуры является миф. Мифы – это основные «тексты» первобытной культуры, они касаются всех сфер жизни человека. Это особый тип мышления, обладающий своеобразной логикой, в которой прецедент заменяет причинно-следственные связи, которая безразлична к противоречиям, не различает предмета и его имени, оперирует конкретным и персональным. Особую роль в мифе играют бинарные оппозиции – пары противоположных понятий, маркирующих положительные и отрицательные смыслы. Примеры: мы – они, безопасное – опасное, жизнь – смерть, левое – правое, верх – низ, мужское – женское, свет – тьма, космос – хаос, сакральное – профанное и т. п.

В VII–IV тыс. до н. э. в ряде регионов произошли важнейшие события, связанные с неолитической революцией. Термин «неолитическая революция» был введен Гордоном Чайлдом в 30-х годах XX века. Он означает переход от присваивающего типа хозяйства к производящему, переход, который привел к радикальному изменению всего образа жизни. Производящее хозяйство уменьшило степень зависимости человека от природы. Неолитическая революция обусловила появление иного знания, иных типов орудий труда, керамики, гончарного круга. Изменилась вся система отношений человека к человеку и человека к природе. Человечество прошло три пути выхода из первобытности – земледелие, скотоводство и ремесло. Эти занятия стали основой различных типов культуры. Началась диверсификация культуры, ее разветвление, расхождение путей развития.

Культура первобытного общества

Характерные черты первобытного общества:

Крайне низкий уровень производительных сил (исключает возможность получения прибавочного продукта);

Общинный тип собственности, присваивающий ха­рактер экономики (коллективный труд, уравнитель­ное распределение);

Отсутствие организованной власти, опирающейся на силу принуждения;

Преобладание родовых связей.

По социальному устройству первобытную куль­туру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху воен­ной демократии, т.е. идет движение от первобытного стада к соседской общине.

Познавательная деятельность человека разви­валась от частного к общему, от простейшего к более сложному и носила прикладной характер (развитие орудий труда и сфер деятельности).

Принято также разделение первобытного общества по материалу, из которого преимущественно изго­тавливались орудия труда и оружие.

Каменный век:

1. Палеолит (до 10 тыс. до н.э.):

Орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем, при неумении пока добывать его; основной способ пропи­тания - охота и собирательство, позднее - рыболовст­во;

Появление жилища;

Предпосылки появления членораздельной речи, эле­ментов ритуальной обрядности,

2. Мезолит (10 - 5 тыс. до н.э.):

Появление лука и стрел;

Приручение собаки;

3. Неолит (8-5 тыс. до н.э.):

Переход от присваивающего хозяйства к производя­щему ("неолитическая революция"), земледелие и ско­товодство;

Начало изготовления предметов потребления;

Возникновение оседлого образа жизни, изобретение способов добычи огня.

Медно-бронзовый век (конец 4 - начало 1 тыс. до н.э.):

Распространение орудий труда и оружия из меди и, далее, бронзы;

Появление кочевого скотоводства и поливного земле­делия;

Возникновение письменности и первых государств (Египет).

Железный (1 тыс. до н.э.):

Распространение металлургии железа, изготовление железных орудий труда и оружия;

Вытеснение меди железом, рост производительности труда.

Существуют и другие периодизации первобытно­го общества. В частности, американский историк и эт­нограф Морган в первобытном обществе выделил пе­риоды дикости, варварства и цивилизации.

Начиная с первобытного стада, формировались коллективная воля и мораль. Сначала - целесообразная взаимопомощь, затем - забота о слабых. Важно было сознание собственной общности - " мы" (групповое самосознание). Постоянно осуществлялись инициации (посвящения) - крайне жестокие обряды-пытки, кото­рым подвергались юноши (реже и девушки), достиг­шие половой зрелости. Инициации выполняли не толь­ко роль естественного отбора, но и социализирующую, воспитательную функцию.

Первобытная культура - синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решаю­щую роль в культурном процессе, охватывая всех лю­дей без разделения их на исполнителей и потребите­лей.

Универсальной формой духовной жизни перво­бытных людей являлась мифология как проявление языческого мировоззрения.

Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания.

Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству, а значит и соответствующее природное и социальное действие, регламентировалось, становилось священной нормой.

Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и другие. В мифологии синкретич­но были слиты культурные функции, разделённые впо­следствии в более развитых обществах между религи­ей, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д.

Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фети­шизма, а также магии, которая выступала средством общения с потусторонними силами и впоследствии стала монополией определенных лиц: магов, колдунов, шаманов и т.д.

Когда мы слышим слово "магия", оно ассоцииру­ется у нас с чем-то таинственным, мистическим. Но для первобытного человека всё было иначе. Для него не было резкой границы между естественным и сверхъестественным. Мир был един и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми.

По определению в современной литературе, маги­ей называются различные действия, цель которых по­влиять воображаемым сверхъестественным путём на окружающий мир.

Между тем, в полном смысле слова, сверхъесте­ственным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому - другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличает­ся от макромира и мегамира. Так что в определении магии ясно одно: магия, действительно, имеет целью повлиять на окружающий мир.

С того момента, когда человек стал обладать соз­нанием, он уловил наличие в мире причинных связей. Главной задачей магии было использование открытых человеком закономерностей для своих повседневных нужд и целей.

Возникновение искусства связано со способно­стью к абстрагированию, с трудовой деятельностью и необходимостью общения.

Первые памятники изобразительной деятельно­сти - гравированные узоры на камне, роспись пещер, рельефы и круглая пластика. Почти все сюжеты по­священы животным (зооморфизм), реже - человеку (антропоморфизм).

От палеолита к неолиту идет эволюция художе­ственных стилей (Ориньяк, Соллютре, Мадлен, Альта-мира и др.). Первые архитектурные сооружения перво­бытного общества - мегалиты (сооружения культового характера из огромных камней) - появились в эпоху бронзы. Существуют различные виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи.

Для первобытной культуры характерно отсутст­вие более или менее ясного представления о специфике человека, его качественного отличия от животных

(оборотни-полулюди-полузвери) и полное отсутствие представлений о личности отдельного человека.

Художественно-образное мышление являлось единственным средством духовного освоения мира.

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Стоит заметить, что оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.) Хотя некᴏᴛᴏᴩые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым сталhomo sapiens , или «человек разумный».

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, кᴏᴛᴏᴩая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для ϶ᴛᴏго дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и будет верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные ϲʙᴏйства некᴏᴛᴏᴩых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается искусство , в особенности изобразительное, кᴏᴛᴏᴩое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала могут быть использованы различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Важно знать, что большинство сюжетов посвящено животным, на кᴏᴛᴏᴩых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. В случае если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в ϶ᴛᴏм плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Кстати, эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности исключительно намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пешерах Нио, Ласко (Франция) Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания) Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.

На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Отметим, что теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некᴏᴛᴏᴩые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в кᴏᴛᴏᴩой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.

Эпоха мезолита

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На ϶ᴛᴏй стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает ире- обладать. В его изображении побудет некий схематизм. При всем этом художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об ϶ᴛᴏм, в частности, свидетельствуют картины на скалах Не стоит забывать, что валлторта (Испания)

Эпоха неолита

Для ϶ᴛᴏй эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Важно заметить, что одно из них состоит по сути в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из кᴏᴛᴏᴩых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. По϶ᴛᴏму неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.

Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо ϶ᴛᴏго возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Стоит заметить, что оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.

В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии побудет мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в кᴏᴛᴏᴩых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, кᴏᴛᴏᴩые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Уместно отметить, что описания и объяснения данных обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемистических предков, но и поступки реальных героев, кᴏᴛᴏᴩые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами кᴏᴛᴏᴩых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях данных божеств.

В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Стоит заметить, что они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они также медицинские знания и умения: знали целебные ϲʙᴏйства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Стоит заметить, что они использовали пиктографическое письмо, могли считать.

Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что пробудет и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, снисходительно. По данной причине английский историк Дж. Фрэзер отмечает, что «на долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение». Такое отношение, конечно, никак нельзя считать справедливым. В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры. Просто люди склонны забывать, кому они обязаны всем тем, что они есть.

ТЕМА 7

Культура в первобытном обществе

Выделим основные вопросы темы:

1) возникновение человека и общества;

2) особенности первобытной культуры;

3) культура эпохи разложения первобытного общества.

Место человека в животном мире

Вопрос о месте человека в природе был поставлен на научную основу в середине XVIII в. Шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778) выделил в составе млекопитающих отряд приматов. Во всех классификациях данного отряда существует семейство гоминидов, куда входят человек и его ближайшие предки. Для представителей семейства гоминидов характерны большой и развитый мозг, выпрямленное положение тела и походка на двух конечностях, подвижные кости, развитые большие пальцы. Современный человек образует вид sapiens рода Homo, который относится к семейству гоминидов отряда приматов.

Появление человека современного вида совпадает с началом позднего палеолита, т.е. исчисляется несколькими десятками тысяч лет. Научные представления о человеке основаны на том, что он имеет животное происхождение. Это подтверждается многочисленными находками ископаемых останков древнейших предков человека.

Разумеется, существуют и другие представления о происхождении человека. Есть красивые гипотезы о том, что человек был рождён в Космосе, на одной из планет далёких звёздных систем. Как считает, например, известный американский антрополог XX в. Маргарет Мид, «космическое чувство» является определяющим для человека. Есть и библейские сюжеты, рассказывающие о сотворении человека. Различные предположения о родословной человека значимы для каждого из нас ещё и в том смысле, в каком мы сами для себя считаем естественным происходить от Бога, из Космоса, или от обезьяны. С научной точки зрения последний вариант происхождения человека является самым подходящим.

Происхождение – это не обязательно и положение

То, что человек является животным по своему происхождению, не служит оправданием животного поведения. В обществе каждый из нас может быть кем угодно по своему социальному происхождению, но наше социальное положение во многом зависит от нас самих. То же можно сказать и о нашем природном происхождении: человеком нас делает не происхождение, а жизнь в обществе и способность к социальным видам деятельности.

Формирование современного человека, начавшееся несколько десятков тысяч лет назад, сопровождалось гибельным воздействием его на природу. Появившись когда-то без естественных средств защиты и приспособлений к окружающей среде, Homo sapiens сам себе обеспечил эти средства, истребив в результате не только своих человекообразных предшественников, но и большую часть всего живого на планете. Человек как бы уничтожает все следы своего животного происхождения, но тем самым лишь подтверждает, что он всё ещё находится на стадии формирования.

Движущие силы процесса антропогенеза

Есть много объяснений причин появления современного человека. Ч. Дарвин (1809–1882) придавал значение половому отбору, т.е. преобладающей роли женщин, предпочитавших определённых индивидов при размножении. Многие учёные оценивали прямохождение как решающий фактор появления современного человека. Другие приписывали такую роль руке. Связывали причины и с особенностью мозга. Но все эти гипотезы не учитывают общественную природу человека. Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», являющейся одной из глав его работы «Диалектика природы» (1873–1876), сформулировал трудовую теорию происхождения человека. Суть этой теории можно передать фразой самого Энгельса: «Труд создал человека». Труд – это целе-со-образная деятельность, начавшаяся с изготовления орудий из камня, кости, дерева. Иными словами, это деятельность сообразно цели, то есть предвосхищённого результата. Постановка цели, целеполагание и было началом сознания, а труд становился определяющим его фактором. Но обретая сознание, наши далёкие предки не передавали его по наследству, в том числе и каждому из нас. В труде сознание не только зародилось когда-то, оно и сегодня зарождается у человека в той мере, в какой он трудится, т.е. действует целесообразно.

Другим фактором появления современного человека стала речь как необходимое средство общения и совместной трудовой деятельности. Труд и речь – это средства искусственного отбора, который является определяющим вплоть до сегодняшнего дня. До их возникновения решающую роль играл естественный отбор.

Но необходимо иметь в виду следующее: какие бы причины ни породили когда-то человека, важно не то, как человек когда-то стал человеком, а то, как он им становится сегодня, что, в том числе и каждого из нас, делает людьми.

Возникновение общинно-родового строя

Учёные считают, что первой упорядоченной формой организации общества, сменившей праобщину, был коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род. Кровное родство обеспечивало более прочные социальные связи. Отношения родства строились по материнской, женской линии, женщины играли и основную роль во всех областях хозяйственной жизни, в воспитании детей.

Постепенно с женщиной стало ассоциироваться само понятие жизни и её продолжения, что было выражено в позднепалеолитических «Венерах» – женских статуэтках с подчёркнутыми признаками пола. Они свидетельствуют о женщине как о первом объекте поклонения (культа) человека. Однолинейный (по женской линии) счёт родства стал началом общинно-родового строя. Поэтому род был уже социальным явлением, а не только биологическим.

Вторым принципом организации рода стал обычай экзогамии, т.е. запрещение брачного общения внутри рода. В современных примитивных обществах иногда даже отсутствует сознание связи между половым актом и рождением ребенка, но принцип экзогамии соблюдается неукоснительно.

Причин происхождения экзогамии выдвигают много: инстинктивное отвращение к кровосмесительным связям; страх перед человеческой кровью вообще и дефлорационной и менструальной кровью женщин из своего рода в особенности; желание не допускать каких-либо столкновений внутри рода. Американский этнограф и историк Л. Морган (1818–1881), результаты исследований которого обобщил Ф. Энгельс в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», связывал возникновение экзогамии со стремлением избежать вредных последствий кровосмешения. Но, ни одна из выдвигаемых гипотез не объясняет достаточно полно запрет на брачное общение внутри рода, хотя в каждой из них есть свой резон. Так или иначе, но именно в связи с. однолинейным счётом родства и экзогамией на смену праобщине приходит новый коллективродовая община.

Переход к родовой общине – это начало иной жизни, организованной на основе не природных, а социальных, самим человеком созданных принципов. Поэтому этот переход можно считать началом культуры. Таким образом, поклонение женщине как хранительнице крова и очага, а также запрещение кровосмешения есть самые глубокие корни человеческой культуры. В сущности, они представляют собой две стороны человеческого отношения к жизни, понимаемой уже не как биологическая, а как культурная данность.

Не зря, следовательно, многие мыслители разных эпох отмечали, что культуру того или иного общества характеризует отношение к женщине. В связи с этим нужно заметить, что разрушение культуры в нашей стране начиналось не только с уничтожения памятников, но и с высмеивания почтительного отношения к женщине, получившего значительное распространение в первые послереволюционные годы. Любовь и уважение к женщине были объявлены буржуазными пережитками, существовали запреты на «частное владение» женщинами и проекты их «национализации». В женщине видели только новую «производительную силу» и работницу «великой армии труда».

Символическое понимание почтения к женщине и запрета на кровосмешение

Разумеется, почтение к женщине и запрет на кровосмешение в своих истоках, как и в развитой культуре, имеют буквальное значение. Однако по мере развития общества они приобретают и символическое значение. Почтение к женщине есть, в конечном счете, почтение к жизни, как говорил А. Швейцер, благоговение перед ней, почтение ко всему, что обеспечивает существование общества и культуры: почтение и уважение к родителям, к истории, традициям, святыням и т.п.

Недопущение кровосмешения становится недопущением смешения ценностей, в частности добра и зла, недопущением подмены принятой в обществе иерархии ценностей какой-нибудь иной системой ценностей. Нужно учесть также, что культ женщины и экзогамия в древности дополняли друг друга и в отдельности существовать не могли. Нельзя поклоняться женщине без запрета на кровосмешение, а запрет не исполнялся, если бы не было поклонения. Символически это означает, что жизнь или культура и уважение к ним не могут существовать, если не соблюдается запрет на смешение ценностей, если, скажем, перестают вообще различать живое и неживое, культуру и бескультурье.

Возникновение речи и мышления

Как было уже отмечено, в связи с коллективным характером труда возникают речь и мышление. Их основой послужили звуковые сигналы обезьян – непосредственных предков человека. Запас сигналов у них довольно большой. Но в основном эти сигналы не столько обозначают предмет, сколько выражают состояние животного. Правда, обезьяны могут издавать звуки и в спокойном состоянии, это так называемые жизненные шумы.

Начальные идеологические представления

Но речь и мышление – иной план жизнедеятельности, в котором человек действует не с вещами, а с их идеальными копиями, с их образами и звуковыми обозначениями. Для этого необходим не только развитый мозг, но и развитый артикуляционный аппарат, включающий органы речи и руку. Речь, мышление, движение руки – всё это становится средством замещения и изготовления отсутствующих непосредственно предметов и их свойств, средством воссоздания и хранения того, что по каким-то причинам утрачено. Мысль, слово, дело становились для людей не менее реальными, чем мир натуральных предметов. Они заполняли собой какие-то ниши, провалы, поэтому невидимое существовало как видимое, отсутствующее как бы присутствовало в слове или в деле, необъяснимое и непонятное становилось понятным и привычным, если было как-то названо, показано, создано. Мысль и слово позволяли общаться и быть связанным с отсутствующим человеком, и связи между людьми становились уже не только материальными, физиологическими, но и идеологическими.

По удачному выражению отечественного философа М.К. Мамардашвили (1930–1990), идеология – это «социальный клей». Благодаря идеологии даже умершие могли продолжать жить, т.е. быть «склеенными» с живущими. Мёртвые обретали способность стать прообразами героев, которым впоследствии поклонялись живые. Со временем идейные связи между людьми крепли, порой становились прочнее кровнородственных.

Идеологические воззрения древних людей закреплялись в определённых действиях, носивших обрядовый, ритуальный характер. Антропологи относят к ним ранние погребения. Многие костные останки принадлежат неандертальцам, предшественникам современного человека. Захороненные лежат на боку, в положении спящих. Костяки захороненных, как правило, ориентированы по линии восток – запад, считается, что их положение как-то увязано с движением Солнца. Некоторые учёные предполагают, что в обряде погребений были выражены зачатки солнечного культа. Но как бы ни объяснять факты погребения и расположения останков захороненных, ясно одно: всё это было исполнением общего плана идей, которыми располагали наши предки.

Становление и развитие первобытной культуры

Неверным было бы представление, что их знания являлись чем-то совершенно примитивным. Это не так. Доказательством может служить наша жизнь. Примитивные, бессодержательные знания не обеспечили бы ни жизнь первобытного человека, ни нашу собственную. Но пращур наш выжил, развил культуру, достижениями которой мы пользуемся и сегодня. Зачатки рациональных знаний и речь, одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение колеса (хотя и не везде), паруса и орудий труда, без которых невозможно обойтись и теперь, в наш развитый в техническом отношении век, – всё это было достигнуто ещё в доисторическое время. Материальная культура являет собой великое множество вещей, но среди них есть топор, пила, молоток, лопата, нож, игла и т.д., без которых культура существовать не может, они служат как бы её скрепами, неразложимыми элементами. И они тоже достались нам в наследство от наших далёких предков.

Особенностью первобытной культуры является, прежде всего, тот факт, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека, то есть была антропоморфной . У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определённом смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял их создатель – человек.

Особая роль руки

Мы уже упоминали о руке как важнейшем органе наряду с мозгом и органами речи. Рука имеет самое большое представительство в мозгу, можно сказать, что она является самым «умным» органом тела. Развитие руки и мозга тесно связаны друг с другом. У неандертальца объём мозга вполне сравним с объёмом мозга современного человека, но структура мозга была неразвитой. Неразвитой была и его рука: малоподвижна кисть, ограничено противопоставление большого пальца всем остальным.

В нашей речи закреплено особое отношение к рукам. Мы можем назвать чьи-то руки добрыми, золотыми, умными, нежными, ласковыми. Обратите внимание: все эти качества, которыми мы наделяем руки, являются человеческими, имеют положительную оценку. Эпитетов с отрицательным значением гораздо меньше: цепкие, загребущие, жадные… Хотя, например, к глазам применимо большее число негативных оценок. Ещё говорят, что глаза боятся, а руки делают, подчёркивая тем самым независимость, самостоятельность рук, их «собственный ум».

Руки – это непосредственные инструменты мозга. На ранних этапах культуры мышление было вплетено в деятельность, оно само было деятельностью. Поэтому и культура носила слитный, нерасчленённый характер. Её также называют синкретичной .

Первобытная история, как и культура, имела ещё одну особенность – примитивный коллективизм. Эту отличительную черту отмечал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Коллективный характер носила и деятельность, производство средств для жизни, с которого, как полагают исследователи, люди начали отличать себя от животных.

Первобытное искусство

Орудия труда имели строго определённое назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась надбиологической, социальной, и требовала иных форм выражения. Искусство явилось одной из таких форм.

В широком смысле слова искусство – это осуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении, в веществе. Создание орудий труда – высокое искусство рук, чувств, мысли, так как нужно, чтобы рука точно следовала образу, имеющемуся в сознании, воспроизводила его в движении. Возможно, сама рука является одним из первых человеческих образов. Не зря ведь младенец может внимательно и подолгу разглядывать её, запечатлевая её вид в пробуждающемся сознании.

Вид руки стал первой моделью, по которой были созданы когда-то простейшие орудия труда. И качество этих орудий определялось тем, насколько они удобны для рук. Но можно представить себе какой-нибудь инструмент превосходного качества, который так искусно сделан, что им по прямому назначению и пользоваться-то жалко. Это уже не просто инструмент, а произведение искусства. Это скорее не средство труда, а предмет, доставляющий эстетическое наслаждение – такое состояние, в котором человек удовлетворён созерцанием, сознанием того, что доставляющий ему радость или приятное волнение предмет существует и вполне доступен для него. Но разве не ради подобного состояния человек напрягается, надрывается, испытывает лишения и далеко не всегда приятные волнения?

Таким образом, труд и соответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворённость человека существующим, а с другой являются способом удовлетворения, способом его достижения. С помощью орудий труда человек создавал то, что виделось ему в воображении.

Искусство как особый вид деятельности в узком смысле слова тоже есть выражение неудовлетворённости и способ достижения удовлетворения. На первых порах большое значение имели руки, органы зрения и речи, тело. Они были самым доступным средством выражения чувств, ви? дения и изображения мира. Поэтому произведения первобытного искусства являются не простым отражением предметов или существ окружающего мира, но и выражением состояния человека. Искусство было миром, преломлённым в сознании первобытного человека. Оно наиболее показательно для характеристики первобытной культуры.

Взгляды на происхождение искусства

Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Видный теоретик марксизма, философ Г.В. Плеханов (1856–1918) писал, что искусство – это дитя труда, а не игры.

Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаённых местах пещер, в тёмных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий.

Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В книге «Утро искусства» академик А.П. Окладников (1908–1981) писал, что у первобытных художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.

Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаённые места пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за этого, может быть, вредным и запретным занятием.

Игровая теория происхождения первобытной культуры

Некоторые учёные связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в её истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер, о взглядах которого мы говорили выше, рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.

Ещё более показательны в этом отношении взгляды голландского историка культуры Й. Хёйзинги (1872–1945). В своей книге «Человек играющий» (1938) он универсализировал понятие игры, к которой свёл всё многообразие человеческой деятельности, рассматривая её как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков, подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало.

Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не бесспорна. Естественно, что источником любой культурной ценности является труд. Но разве игра – не труд? Что может быть серьёзнее для ребёнка, чем игра? Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли и чувства или пробуждая мысли и желания, которые без них у нас бы просто не возникли?

В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П. Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом, о чём мы говорили в соответствующей теме, характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это совпадение всё же происходило в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности. Истина, добро и красота были ещё нераздельны, и все ценности обладали их единством.

Общекультурное значение художественного творчества

Со временем цели становились менее идеальными, всё более реалистичными, земными. И только художественное творчество оставалось сферой совпадения целей и идеалов. Общество развивалось, идеалы как бы умирали, подменялись целями. Искусство было откровением идеалов, их оживлением, напоминанием человеку об изначальном, пусть и неразвитом, единстве истины, добра и красоты. Но также и напоминанием о том, каким должен быть сам человек и окружающий его мир. В прошлом веке французский историк Э. Кинэ (1803–1875) писал: «Человек в нетерпении войти в будущее. Он заранее овладевает им в искусстве».67

Сохранение и захоронение

Таким образом, уже на заре культуры возникает особый вид творчества, направленный на идеал и ставший способом его сохранения. Возможно, что первоначальные захоронения – такое же творчество, способ сохранения живого образа умершего в памяти оставшихся. Как художник, возвращающий людям идеал, тем самым оживляет его в их памяти, так и захоронение покойника было его своеобразным оживлением, т.е. предотвращением любой возможности увидеть разложение образа сородича. Искусство – это откровение в культуре, но оно невозможно без сокровения, без того, чтобы отмирающие ценности культуры предавались захоронению. В противном случае, т.е. когда разложение ценностей культуры становилось очевидным, прекращалось и творчество, гибла культура в целом. Связь между рождением и смертью в культуре и её истории достаточно тесная. Не случайно свидетельства о первоначальном творчестве и о первых захоронениях дошли до нас, в сущности, из одного и того же периода истории – эпохи раннего палеолита.

Ранние формы религии

Становление общинно-родового строя сопровождалось развитием прикладного знания. Развивались медицина, искусство счёта, измерения времени и пространства, способы передачи сигналов на расстояние.

Вместе с тем развивались и религиозные воззрения. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, какихлибо предметов или явлений природы); анимизм (вера в души, заключённые в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно); аниматизм (представления об одушевлённости всех предметов и явлений природы, их оживотворение); фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов); магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).

Религиозные воззрения возникли не случайно. Они стали способом преодоления зависимости человека от различных явлений в природе и в обществе, способом понимания или способности своеобразно контролировать и определять окружающие человека события. Религия – первая форма истинно человеческого отношения людей к миру, обязывавшая их больше доверять ему, чем познавать или изменять его. Но религия – это и первая, специально приносимая человеком жертва природе за невольно причиняемый ей ущерб. Вместе с тем религия была и обязательством не приносить ущерб больший, чем это необходимо для выживания человека. Из этого следует, что человек не стал бы культурным существом без религии, но это не значит, что всё в культуре может быть подчинено религии, хотя и такие эпохи и культуры были в последующей истории. Религия (мы уже приводили слова А. Меня) – это часть культуры, а значит, и часть человека.

Расогенез

С развитием культуры изменялся и облик самого человека. В этнографии и культурологии существуют эволюционистские воззрения на историю культуры, заимствованные из естествознания, согласно которым она развивается от простого к сложному на основе общих для различных областей земного шара закономерностей. Но есть и противоположные воззрения. В соответствии с ними существовала диффузия культуры, т.е. пространственное перемещение её отдельных достижений. Диффузионисты считают, что всё сходное в культурах разных народов является результатом заимствований и распространения элементов культуры или целых культур, их миграции.

Разумеется, для объяснения разнообразия культурных явлений недостаточен какой-либо один взгляд на историю культуры. Об этом свидетельствует теория расообразования. Живя в районе своей прародины, которую большинство учёных связывает с Африкой, человек не имел расовой дифференциации. Но по мере расселения людей на планете возникли особенности главных расовых делений. Они более или менее совпадают с границами материков. Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная – в Азии, представители негроидной расы населили Африку и Австралию. Таким образом, общее действие приспособления к среде, случайной изменчивости и изоляции привело в результате к появлению на трёх больших материках трёх рас. Позже, когда действие естественного отбора и приспособление к среде уменьшились, возросло смешение представителей разных рас, усилилось его влияние на процесс расообразования.

Возникновение частной собственности, эксплуатации и государства

Разделение человечества не окончилось с расообразованием. Оно продолжалось и позже, происходя в самой родовой общине. Это выражалось в разделении труда, в росте его производительности, в появлении регулярного избыточного продукта, что создавало возможность его отчуждения и накопления. Общинно-родовые отношения, препятствовавшие процессам разделения и отчуждения, отошли в прошлое.

В наиболее благоприятных экологических зонах (Месопотамия, Египет, бассейн Инда) процесс разложения первобытного общества закончился к III–II тыс. до н.э., в наименее благоприятных он не завершился и поныне. Основным содержанием эпохи разложения первобытного общества стало возникновение частной собственности, классов и государства.

Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Появление такой собственности способствовало войнам. Грабёж давал возможность быстрого и лёгкого обогащения. Военное дело и трофеи ценились часто выше достатка, полученного мирным трудом. Боеспособные мужчины постепенно составили новую форму организации общества, которую называют военной демократией.68

С появлением частной собственности возникло социальное неравенство. Использовался труд военнопленных, которых часто превращали в рабов. Но и самостоятельных общинников вынуждали отчислять из своего достатка на нужды общины, делать подношения и дары вождям и т.п.

Богатство и привилегии образовавшейся со временем знати нужно было охранять от посягательств со стороны неимущих и рабов. Это вело к сплочению знати, которая постепенно стала обладать реальной властью в родоплеменных общинах. Её тайные союзы всё больше отрывались от родоплеменной организации и превращались в самостоятельные органы господства и угнетения, их возникновение становилось возведением существовавшего неравенства в ранг закона. При этом всякий протест против неравенства объявлялся противозаконным и подавлялся. Так завершается становление государственного, или политического устройства общества.

Духовная культура в период разложения первобытного общества

Экономические и социальные преобразования эпохи распада первобытнообщинного строя обусловили ускоренный рост знаний, многообразие деятельности и культуры в целом. Умственный труд становится профессиональным занятием, появлялись управленцы, выделялись военачальники и жрецы, мастера в области искусства, инженерного дела и т.д. Зарождаются правовые знания, возникает искусство архитектуры, отделение ремесла от земледелия порождает прикладное искусство.

Развиваются и религиозные верования. Переход к патриархату сопровождался возникновением культа мужских предковпокровителей. Рождаются культы плодородия с эротическими обрядами и человеческими жертвоприношениями, появляются образы умирающих и воскресающих божеств. Постепенно образуются целые пантеоны богов. Власть жречества часто была так сильна, что возникали теократические формы правления. Теократию можно считать одним из путей становления государственной власти.

Вершиной развития духовной культуры первобытного общества явилось создание упорядоченной письменности. Пиктографическая (рисуночная) письменность, передававшая лишь общий смысл сообщения, постепенно трансформировалась в идеографическое, или логографическое, письмо, где знаки обозначали понятия или слова. Разновидностью такого письма было древнейшее иероглифическое письмо шумеров, египтян, критян, китайцев, майя и других народов.

Сложение народностей и образование языковых семей

Разложение первобытного общества сопровождалось распадом племени как исторической формы общности людей. Племя было осознанной общностью языка и культуры, сложившейся на определённой территории. От более поздних форм общности племя отличалось социальной и культурной однородностью, а члены племени считались кровными родственниками, потомками одного предка.

Постепенно социально однородные кровнородственные племена сменялись новыми этническими образованиями, для обозначения которых ряд учёных применяет термин «соплемённость». Соплемённости характеризовались социальной неоднородностью, хотя её ещё нельзя назвать классовой, в них сохранялось родство, но было часто включение и инородных племён.

С возникновением антагонистических классов и государства соплемёности превращаются в народности. Кровнородственные связи сменяются территориальными. Конкретный механизм сложения народностей изучен пока плохо. Но общепринято мнение, что ко времени появления народностей сложилось большинство языковых семей, т.е. уже были семьи языков со сходным грамматическим строем и основными словарными фондами.

Большинство учёных полагает, что образование языковых семей пришлось на эпоху разложения первобытного общества и связано с процессами массовой миграции.

В Северной и Восточной Африке и в передней Азии сложилась семито-хамитская семья (языки древних египтян, народов семитской, кушитской и берберской групп). К северу от неё образовалась кавказская языковая семья, к югу, в срединной Африке, – семья банту . В Юго-Западной Сибири сформировались языки уральской (финно-угро-самодийской) семьи, распространившиеся позже на север и запад. В районе между Балтийским морем и Средней Азией возникла крупнейшая в мире индоевропейская языковая семья. Она включает в себя славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские, армянский, греческий и албанский языки, а также ряд мёртвых языков древних цивилизаций. Сложились также китайско-тибетская, алтайская и другие языковые семьи.

Первобытная и мировая культура

Культура классовых обществ начала складываться более 5000 лет назад. Но это не означает, что с того времени исчезла первобытная культура. Она по сей день существует в племенах, живущих на постепенно сужающейся периферии классовых обществ.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Ещё в древности родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский оратор Исократ, живший в V–VI вв. до н.э., полагал, что само слово «эллин» является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция не исчезла, а слово «первобытный» часто употребляют для обозначения неразвитости, отсталости и т.п.

Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шёл процесс разрушения первобытной культуры. Поэтому можно сказать, что деление культур на развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых».

Первобытность – это первое бытие. Разложение первобытной культуры представляет собой разложение основ культуры, которое распространяется на всю культуру. Сохранить её может только культурное, т.е. почтительное и бережное отношение к её основам.

Известный британский антрополог и религиовед Дж. Фрэзер (1854–1941) писал в связи с этим:

«…в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счёте мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное».69

Это значит, что первобытная культура должна оставаться частью мировой, что к древней культуре в каждом обществе не должно быть, скажем так, цивилизаторского отношения, когда её стремятся преобразовать и развить насильственным способом.

КРАТКИЕ ИТОГИ

1. Возникновение человека и общества знаменовало собой новый этап в развитии земной биосферы. В чём проявилась эта новизна? Она проявилась в том, что многие процессы в биосфере стали носить антропогенный характер. Некоторые учёные полагают, что даже существование пустынь на планете связано с деятельностью человека.

2. Человек является наиболее развитым из известных науке существ – представителей животного царства. В чём это выражено? Это выражено в его телесной организации, которая содержит в себе высшие достижения предшествующей эволюции. Образно говоря, телесная организация человека – наиболее культурное произведение природы.

3. Человеческая культура начинает своё развитие с возникновением родовой общины. Существуют ли общекультурные принципы? Да, к ним относится кровное родство людей, счёт в котором вёлся по материнской линии, что связано с особым отношением к женщине, а также экзогамия, или недопущение брачных общений внутри рода. Эти принципы могут быть истолкованы и символически.

4. В изучении культуры искусству принадлежит особая роль. С чем это связано? В первобытном искусстве были выражены мировоззренческие установки и ценности людей, определявшие их культурную деятельность. Искусство – это показатель не только духовной, но и материальной культуры.

5. Каковы особенности первобытной культуры? Во многом она имела антропоморфный (человекообразный) характер, была синкретичной, а также ей был свойствен примитивный коллективизм.

6. Что привело к разложению первобытной культуры? Оно было связано с общественным разделением труда, появлением частной собственности и социального неравенства, возникновением государства. Всё это вело к исчезновению особенностей первобытной культуры.

Из книги История людей автора Антонов Антон

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Нации и национализм автора Геллнер Эрнест

II. КУЛЬТУРА В АГРАРНОМ ОБЩЕСТВЕ В аграрный период истории человечества произошло событие, сравнимое по своей значимости разве что с возникновением государства. Это было появление письменности и выделение особого класса или сословия грамотных людей - ученого сословия.

Из книги Игра как феномен культуры автора Гузик М. А.

ТЕМА 2. ФУНКЦИИ ИГРЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Основным содержанием первобытнообщинного периода (эпоха верхнего палеолита, XXXV – VIII тыс. до н.э.) явилось завершение биологического состояния человека в процессе трудовой деятельности (прямохождение, использование

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

Часть вторая. Преступление и наказание в первобытном

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

IV. Факторы социальной солидарности в первобытном племени Анализируя конфликт между материнским правом и отцовской любовью, мы сосредоточили внимание на личных отношениях, которые складываются между мужчиной, с одной стороны, и его сыном и племянником – с другой. Но эта

Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор Иванович

Тема 1. Культура как предмет культурологии 1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения Слово «культура» появилось в латинском языке, его первоначальный смысл – «возделывание», «обрабатывание», «уход», «воспитание», «образование», «развитие». Исследователи

Из книги автора

ТЕМА 4 Культура и социальный идеал Хотелось бы напомнить, что мы развиваем философское понимание культуры. Культурна любая деятельность, противостоящая стихии. Ведь даже культуру можно разрушать поварварски, а можно и культурно? планомерно, организованно, расчётливо.

Из книги автора

ТЕМА 9 Культура Ближнего Востока в древности Далее мы рассмотрим некоторые древнейшие культуры мира. Разумеется, невозможно осветить всё богатство и своеобразие мировой культуры, но перед нами и не стоит задача изложить полную историю возникновения культуры. Мы будем

Из книги автора

ТЕМА 10 Культура Древней Индии Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной

Из книги автора

ТЕМА 11 Культура Древнего Китая Культура и историяКитайская культура является одной из самых древних на планете. Мы говорим слово «древний» и при этом подразумеваем что-то очень старое, давно ушедшее, забытое, невольно отождествляя культуру и историю. Но мы уже упоминали,

Из книги автора

ТЕМА 12 Культура Древней Греции На очереди у нас рассмотрение античной культуры. Античный по-латыни – древний. Античной называют историю и культуру древних греков и римлян. Вместе с тем исследователи под словом «античность» нередко подразумевают только древнегреческую

Из книги автора

ТЕМА 13 Культура Древнего Рима Черты характера двух народностейКультура Эллады отличалась самобытностью, непосредственностью, открытостью. Как отмечалось выше, греки часто бывали импульсивны, несдержанны, непостоянны. Однако при всех недостатках подобный характер не

Из книги автора

ТЕМА 15 Арабо-мусульманская культура После распада Римской империи казалось уже невозможным существование таких огромных государственных образований. Но в середине I тыс., когда буддизм, достигший к тому времени наивысшего расцвета, уверенно продвигался на восток, а

Из книги автора

ТЕМА 16 Культура Древней Руси Данная тема, несомненно, важна для нас, и было бы не удивительно, если бы она занимала половину объёма курса. Но нет смысла пересказывать историю Древней Руси, все необходимые сведения можно почерпнуть из других книг. Наша цель – изучить

Из книги автора

ТЕМА 18 Культура и культы При рассмотрении данной темы ограничимся тремя вопросами: что является предпосылкой культуры? в чём она наиболее воплощена или выражена? что является следствием культуры?В целях большей наглядности вопросы можно сформулировать так: что ниже

Культура первобытного общества

1. Культура первобытного общества

1.1Характерные черты первобытной культуры

1.2Эволюция искусства в каменном веке

1.3Культура и искусство в века бронзы и железа

Список использованных источников

1. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Характерные черты первобытной культуры

Ранние стадии развития человеческого общества историки делят на век каменный (2,5 млн. – 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III–II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).

Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. – 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10–6 тыс. лет до н.э.), неолит (6–4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III – нач. II тысячелетия до н.э.). В палеолите выделяют два основных периода – нижний палеолит (2,5 млн. – 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90– 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40–10 тыс. лет до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30–19 тыс. лет до н.э.), солютре(19–15 тыс. лет до н.э.), мадлен (15–10 тыс. лет до н.э.).

Уже в эпоху нижнего палеолита возникала орудийная и сигнальная деятельность высших млекопитающих (гоминид). В период 300–40 тыс. лет до н.э. произошел переход от рефлекторно-орудийной деятельности («инстинктивного труда» по терминологии К. Маркса) гоминид к сознательному труду человека. Человек продолжал пользоваться огнем, строил первые жилища. Складывались коллективная (общинная) собственность на добываемые продукты потребления и средства труда и своеобразное «иго коллективности», связанное с полным подчинением индивида роду и жесткой регламентацией всех сторон его жизни. Как отмечал историк Б.Ф. Поршнев («О начале человеческой истории»), исходные формы членораздельной речи и вторая сигнальная система формировались в процессе регулирования социальных отношений на принципах первобытного коммунизма. Первыми компонентами первобытного языка, выделившимися из языкового комплекса, были глаголы, побуждавшие выполнять требования морали выживания в критических условиях («не потребляй сам – отдай матери, детенышу»).

В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homo sapiens («человек разумный»). Шло интенсивное становление изобразительного искусства – скульптуры, рельефа, графики, живописи.

В эпоху мезолита человек приручил собаку, изобрел лук и стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.

В эпоху неолита первобытное общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля.

Обозревая первобытную культуру в целом, можно выделить следующие ее особенности. Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописъменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы потребностей первобытного человека и его деятельности. Сами потребности были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались между собой.

Первобытная культура ориентировалась, прежде всего, на материально-вещественные, утилитарные ценности и конкретно-чувственные формы их репрезентации. В то же время в ней на первый план выдвигались магически значимые, фетишизированные и маркированные тотемными символами компоненты, поскольку считалось, что именно от них в первую очередь зависит выживание рода и племени. Развитие материальной культуры шло по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом к земледельческо-оседлому (неолит). В первобытной картине мира преобладали моменты движения (кинетизм) и мифологического, знаково-символического и спиритуалистического опосредования важных видов коллективной жизнедеятельности (магизм).О многих особенностях первобытной культуры мы можем судить по стилю жизни, формам знаково-символической деятельности так называемых архаических племен, рассеянных в заповедных уголках земли. У них в сфере духовной деятельности (до конца не разъединенной с материальным бытием) до сих пор культивируются древние верования, магия, формы дологического мышления и мифы. К числу наиболее распространенных ранних форм верований первобытных и архаических племен относятся фетишизм, тотемизм, анимизм. Среди древнейших священных поклонений следует выделить погребальный, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы. Наряду с ними появлялись персонализированные культы вождей, племенных богов, тотемных животных и т.п. Центр знакового мира всегда занимал культ предков, которые представлялись самыми главными участниками великой борьбы за выживание и воспринимались как «первичные божества».

Культовые системы сложились на почве магии в эпоху неолита. М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные общины с их весьма сложными религиозными обрядами. Раскопки на юге Турции, в Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды, связанные с культом священного быка (тура), и его рогами украшались места капищ. В разных частях Европы люди поклонялись различным божествам, в честь которых устраивались и разнообразные обряды. Значение тепла и солнечного света для занятий земледелием определило возникновение большого числа общин-солнцепоклонников».

Определим фундаментальные формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие первобытную культуру.

Фетишизм (от порт, feitico – талисман) – вера в сверхъестественные, чудотворные свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже – растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности рода и племени.

Примером такого эзотерического протосимвола может служить чуринга австралийских аборигенов. Чуринга – священный предмет у австралийских племен, наделенный, по их представлениям, сверхъестественными свойствами и якобы обеспечивающий благополучие группы или отдельного человека. В книге «Ранние формы искусства» читаем: «Чуринги глубоко почитались австралийцами, с ними ассоциировались души предков и живых членов племени, чуринги были как бы двойниками, вторым телом, на них изображались посредством спиралей, концентрических окружностей и других абстрактных символов деяния мифических героев и тотемических предков, они хранились в тайниках и показывались лишь юношам, достигшим зрелости и прошедшим обряды посвящения, а их утрата рассматривалась как величайшее несчастье для племени. Чуринга – это, по существу, сакральное изображение конкретного человека, изображение не его внешности, а его тотемической сущности. Иного австралийское общество, с его магическим мышлением, еще не знало. Если потереть чурингу жиром или охрой, она превратится в тотемическое животное – другую ипостась человека».

В древний и средневековый периоды в Беларуси культовыми считались священные камни, символизировавшие власть вождей и князей в границах определенных территориальных общностей.

Тотемизм (от «от-отем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже – растений, в исключительных случаях – неорганических предметов, явлений природы, считающихся его кровными родственниками (а позднее – предками). У белорусов одним из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать и поедать (исключение – влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального убийства и поедания), разрушать и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.

Таинственные перевоплощения тотемов и их сверхъестественные воздействия на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.

Проиллюстрируем это на материале мистического опыта австралийских племен, включенного в книгу «Ранние формы искусства». «Тотемические мифы аранда и лоритья строятся почти все по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину – на север (реже – на запад). Подробно перечисляются пройденные места, поиски пищи, организация стойбищ, встречи в пути. Недалеко от родины, на севере, часто происходит встреча с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, странствующие герои уходят в нору, пещеру, источник, под землю, превратившись в скалы, деревья, чуринги. Причиной этого часто выставляется усталость. В местах стоянок, и в особенности в месте смерти (точнее, ухода в землю), образуются тотемические центры.

Иногда идет речь о вождях, ведущих за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации – посвящения в полноправные члены племени. Группа по пути производит культовые церемонии с целью размножения своего тотема. Бывает и так, что странствие имеет характер бегства и преследования. Например, большой серый кенгуру бежит от человека того же тотема; человек с помощью ножей убивает животное, но оно воскресает, затем оба превращаются в чуринг...». За «войной тотемов» кроются, по всей видимости, кровавые столкновения племен за места промысла.