Утро цирковой семьи начинается так же, как и у всех - нужно отвести ребенка в садик. Элеоноре два с половиной года. По выходным родители берут девочку с собой в цирк, а будни она проводит в детском саду. Элеоноре пока еще рано забираться под купол, но, по словам родителей, она уже норовит это сделать. Выполняет движения, подсмотренные у родителей, гордо выкрикивая при этом "я гимнастка!".


С дедом она уже сальто делает и по канату ходит, - рассказывает Алия, первые тренировки которой начались примерно в таком же возрасте.


Алия Канахина , сколько себя помнит, всегда была в цирке. С "опилками в ботинках", как говорят про детей цирковой династии, она научилась ходить, выполнять свои первые номера. Позже встретила здесь любовь своей жизни - Андрея.


Часто артисты называют цирк своим домом. Они проводят здесь все свое время. Цирк - это и дом, и работа, и хобби.


В малом зале, который используется как для тренировок, так и для представлений, артисты отрабатывают новые номера и трюки. Всегда есть над чем поработать, предела совершенству просто не существует.


Нагрузки при тренировке намного выше, чем при выступлениях. Воздушные гимнасты обычно тренируются в чешках. Но, учитывая особенности подготавливаемого номера, Алия тренируется сегодня в танцевальных туфлях.


"Номера, исполняемые в советские времена и теперь, сильно отличаются. Сегодня больше внимания уделяют сценарию, постановке. В номере должно быть начало и конец. Это и есть драматургия", - говорит Курмангали Досбатыров - отец Алии, воздушный гимнаст, заслуженный деятель СССР и Казахстана. С него и начинается история династии Досбатыровых.

Номера, исполняемые в советские времена и теперь сильно отличаются. Сегодня больше внимания уделяют сценарию, постановке.


После службы в армии, в 1974 году, глава будущей цирковой династии Досбатыровых, прошел республиканский конкурс Казахского цирка и 17 лет гастролировал по всему СССР с номером "Земля чудес".


На гастролях в Ставрополе гимнаст поселился в гостинице, где проживала молодая танцовщица народного ансамбля "Колос". Это знакомство перевернуло жизнь 17-летней Елены и 27-летнего Курмангали. Они поженились и родили троих детей - Даулета, Алию и Мадину.

Первым, на арену в возрасте двух лет вышел Даулет - старший брат Алии. Позже в той же клоунской репризе "Садись на ИЛ, садись на ТУ и прилетай в Алма-Ату!", в огромном яблоке из папье-маше выпрыгивала уже двухлетняя Алия в паре с Муратом Мутургановым.


Сегодня Курмангали Досбатыров преподает акробатику в академии им. Жургенова, а также руководит воздушными гимнастами в цирке.


Вместе с Андреем и Алией сегодня на тренировочной арене занимается одна из учениц Курмангали - Марина Стародубова . Когда Марине было 5 лет, ее впечатлил номер Алии и Даулета, и девочка захотела стать воздушной гимнасткой.

По словам Курмангали, Марина научилась делать все трюки за один год. Теперь она их только совершенствует. Несмотря на свои 9 лет, девочка выступает вместе с опытными взрослыми артистами.


Андрей Канахин попал в алматинский цирк только после поступления в эстрадно-цирковое училище. До этого момента, в родном Шымкенте, Андрей работал в цирке-шапито, но, по словам самого Андрея, это был уровень самодеятельности.


Я никогда не был связан ни с гимнастикой, ни с акробатикой. Пока учился в школе, занимался самодеятельностью, выступал как клоун Кузя. Выступал при любой возможности, - рассказывает Андрей.


Пришел момент, когда я подумал "а дальше что?". Решил поступить в эстрадно-цирковое училище. На конкурс приехали уже подготовленные ребята - были жонглеры, акробаты. Я подумал, что ловить тут точно нечего, ведь растяжки нет, сальто делать не умею. Я взял займы у кого-то свисток и показал миниатюру. Рассмешил жюри, поступил на грант, - вспоминает Андрей.


Артисты цирка получают знания во всех областях циркового искусства. Так, например, второе любимое занятие у Алии - жонглирование, а Андрей, поступив на специализацию "клоунада", переквалифицировался в воздушного гимнаста.


Андрей совмещал обучение и гастроли. Выступал сначала с труппой, потом в дуэте с Русланом Файзулиным. Объездил всю Европу. Насытившись "кочевой" жизнью, Андрей понял, что пора создать семью. Ему хотелось, чтобы в этой жизни у него появилось что-то свое, постоянное.


Мы знакомы 15 лет. Все артисты цирка знают друг друга. То он на гастроли уезжал на полгода, то я. Мы особо не общались, - говорит Алия.


Аля наверняка обо мне даже не думала, а я всегда наблюдал за ней со стороны. Как коршун, парил над своей добычей, - смеется Андрей.


Как это часто бывает, все изменилось благодаря случаю. Приближалось окончание школы, Алие необходимо было сдавать государственные экзамены. Даулет получил травму на арене, и семья Алии надолго осталась в Казахстане. Вернувшись с очередных гастролей, Андрей решил действовать, и у него получилось. Алия и Андрей встречались 6 лет, в браке уже 4 года. Сегодня Алия для Андрея - незаменимая партнерша на арене цирка, любящая жена и заботливая мама их дочери.


Сейчас пара готовится к цирковому фестивалю в Испании. Номер придумали сами, но в разработке принимала участие вся семья.


Номер совмещает в себе два жанра - акробатику на мачте (любимый жанр Андрея), и воздушную гимнастику на ремнях. По словам Андрея, этот симбиоз стилей - новшество, которое они привнесли в номер.


Сегодня удивить зрителя очень сложно, поэтому приходится придумывать что-то новое в трюках, в номерах. Папа, имея огромный багаж знаний, помогает нам, - говорит Алия.


Номер называется "Ты и я". Под трогательную французскую песню гимнасты рассказывают историю о том, как девушка мечтает о молодом человеке. В конце номера героиня остается одна. Музыка подбиралась особенно тщательно, у пары ушли месяцы на выбор песни.


Идея для номера приходит не спонтанно. Это многочасовые раздумья, бессонные ночи, нелегкое время терзаний и сомнений. Сначала берется набор трюков, потом продумывается сюжет, только затем накладывается музыка.

У нас нет любимых номеров. Каждый номер, как маленький, любимый ребенок, - говорит Андрей.


Один из номеров пары

На вопрос, тяжело ли совмещать семейную и цирковую жизнь, Алия отвечает: "С одной стороны, очень удобно, когда партнеры еще и женатая пара. Есть общая цель и мечта. Я не знаю, как бы я смогла объяснить своему мужу, не артисту цирка, что я на полгода уезжаю в Испанию. С другой стороны, некоторые ссоры переносятся с арены домой. Это - минус".


Под конец тренировки гимнасты очень устали. Не было сил даже на то, чтобы поднять бутылку воды, а ведь еще нужно было убрать весь свой инвентарь.

За дочерью пара едет тоже вместе. Андрей и Алия не расстаются никогда. Даже во сне может прийти идея для номера, и ее нужно будет обсудить утром.

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Если вам наскучил обычный тренажерный зал со штангами и гантелями, вы можете добавить к нему занятия воздушной гимнастикой. Конечно, с первого раза сложное и зрелищное выступление, как в цирке, у вас вряд ли получатся, но подтянуть фигуру и преодолеть страх высоты вполне возможно.


Воздушные гимнасты используют петли и полотна из ткани, металлические обручи, трапеции и многое другое, чтобы буквально летать под куполом цирка. На все это очень интересно смотреть, но кажется, что такое совершенно невозможно выполнить самому. Отчасти это правда. Человек, который с детства не занимался ничем, кроме школьной физкультуры (да и то на ней в основном заставляли убирать территорию), вряд ли научится сгибаться в бублик и без страха отпускать руки, чтобы совершить трехметровый прыжок с трапеции. Но научиться красиво двигаться, уверенно чувствовать себя, даже оторвавшись от земли, и, конечно же, накачать мышцы в помощью цирковых снарядов вполне возможно. Кроме того, эти занятия приносят огромное удовольствие. Хотя крыльев у нас нет, ощущение полета - одно из самых приятных. Кто же в детстве не качался на качелях или тарзанке? Конечно, отпускать руки было страшно, но это была смесь страха и настоящего восторга.

Что вы получите от занятий?

Воздушная гимнастика требует хорошей физической подготовки, причем важна не только сила, но и растяжка. Лучше приходить на занятия, если вы уже и так занимаетесь фитнесом - тогда вы не разочаруетесь на первом же уроке, обнаружив, что у вас не получается выполнить ни один элемент. Но дальше от тренажерного зала можно спокойно отказываться: для поддержания хорошей формы воздушной гимнастики более чем достаточно. Особенно эффективно она укрепляет мышцы рук, плеч, пресса и спины. Этому способствуют статичные упражнения, при которых требуется балансировать в определенной позе.

Заниматься не стоит, если у вас:

  • проблемы с сердцем
  • бронхиальная астма
  • повышенное внутричерепное давление
  • серьезные травмы в прошлом

· ожирение (индекс массы тела от 30 и выше)Тренировки на полотнах и кольце — способ избавиться от ненужных страхов, научиться перебарывать себя и развивать силу воли. Особенно способствуют этому обрывы, выполняемые на воздушных полотнах. Первый опыт свободного падения никогда не обходится без крика и паники. Но при правильной технике выполнения обрывы и прочие трюки не представляют опасности, и, испытав щекочущий нервы опыт один раз, вы захотите повторять его снова и снова.

Собираемся на тренировку

Воздушные гимнасты надевают на выступления обтягивающие комбинезоны не только для того, чтобы красиво выглядеть на сцене. Нужно, чтобы кожа была максимально закрыта одеждой, тогда она не «обожжется» от быстрого скольжения по ткани полотна. Лишние детали одежды могут намотаться вокруг полотен или кольца и в самый неподходящий момент помешают сделать трюк. Впрочем, для первых занятий заводить специальный комбинезон не обязательно, вполне подойдут лосины и футболка с длинными рукавами. При этом заниматься на полотнах и петлях лучше босиком: пальцы ног, как и пальцы рук, серьезно помогают при попытке удержаться на этих снарядах. А вот для воздушного кольца, напротив, носки пригодятся. Этот снаряд, в отличие от полотен и петель, жесткий, а зажимать его приходится всеми сгибами тела, в том числе голеностопом. По этой же причине для тренировок на кольце стоит выбирать максимально плотную одежду, в противном случае синяки неизбежны.

Первое время руки будут быстро уставать, и на них могут появиться мозоли. Чтобы этого не происходило, можно использовать кожаные или лаковые перчатки без пальцев. Если руки сильно потеют, можно использовать магнезию (она продается в спортивных магазинах в разделе товаров для скалолазания).

Серьги, цепочки и кольца перед занятием нужно снять. Все жесткие предметы на теле могут поранить вас или поцарапать снаряд. Волосы стоит собрать в хвост, косу или пучок, причем не пользуясь металлической или пластмассовой заколкой.

Как научиться?

Лучше всего, если вас будет тренировать выпускник циркового училища с дипломом по специальности «воздушная гимнастика». Это застрахует вас от ошибок в начале обучения. К тому же, если ваша физическая подготовка и ловкость пока не на высоте, внимание и страховка персонального тренера будут для вас особенно полезны.

Тем не менее, если вы не готовы тратить массу денег и не ставите перед собой серьезных целей, а просто хотите попробовать что-то новое, вы можете заняться воздушной гимнастикой в одной из танцевальных школ. Фитнес-клубы только начинают открывать для себя это направление, но число мест, где можно освоить упражнения на воздушных полотнах, петлях и кольце, неуклонно растет.

Воздушные полотна

Две длинных и широких полоски ткани, одним концом прикрепленные к потолку. Во время выступлений на воздушных полотнах не используется страховка: она слишком мешает выполнению трюков. Артист может положиться только на собственную силу и ловкость. Основные упражнения на воздушных полотнах - это подъемы, обмотки и обрывы.

Подъемы используются, чтобы забраться с помощью воздушного полотна наверх.

Обмотки позволяют принять в воздухе статичную позу, например, сесть на шпагат. Как следует из названия, полотно при этом наматывается на руки, ноги или туловище.

Обрывы - это сложные и красивые трюки. Гимнаст наматывает на себя ткань полотен, а затем отпускает руки, и, к ужасу зрителей, некоторое время падает. Благодаря тому, что ткань была свернута специальным хитрым способом, в какой-то момент она перестает разматываться и останавливает падение. Чтобы выполнять обрывы, нужно долго учиться, к тому же с непривычки это по-настоящему страшно. Но зрелищность этих элементов стоит того, чтобы перебороть себя!

Воздушное кольцо

Металлический обруч, подвешенный к потолку. Может вращаться и качаться. К обручу иногда добавляют перекладину или петлю, чтобы дополнительно держаться рукой. Для каждого циркового артиста делают свое кольцо, но при обучении применяются кольца стандартного диаметра.

Воздушные ремни

Этот снаряд похож одновременно на полотна и кольцо. Издавна номера на воздушных ремнях показывали китайские артисты. А в современном цирке пионерами упражнений на воздушных ремнях стали советские гимнасты, близнецы Юрий и Валерий Пантелеенко.

Антигравити-йога

Если лезть под потолок вы точно не собираетесь, но все-таки хотите попробовать оторваться от земли, сходите на антигравити-йогу. Ее еще называют воздушной йогой или йогой в гамаках. На этих занятиях используются полотна ткани, закрепленные за оба конца. Получается своеобразный гамак, в котором можно и нужно лежать и выполнять различные асаны, притом нередко вниз головой. Создатель метода - Кристофер Кальвин, и гамак для антигравити-йоги назван в его честь.

Уникальность антигравити-йоги в том, что во время асан снимается нагрузка на спину. Это улучшает кровообращение и полезно для позвоночника. К тому же эта разновидность йоги не требует особой физической подготовки. Правда, к настоящей воздушной гимнастике такой фитнес практически не имеет отношения.

Выступления в воздухе на разных снарядах — это не только экстремальное зрелище, которое мы можем увидеть в цирке, эта дисциплина сейчас развивается как спорт. В воздухе можно выступать на кольцах, трапеции, полотнах, корд де волане, турниках, вертикальном канате и других похожих конструкциях (бамбук, воздушный полет). Но на тренировках в спортивных клубах основными снарядами являются именно кольца и полотна.

Выступления на полотнах

Воздушные полотна предназначены для выполнения упражнений воздушной гимнастики. Они являют собой два полотна из ткани, которая немного тянется, шириной от одного до полутора метра. Если подготовка гимнаста позволяет, то ткань растягивается сильнее, так выступать труднее, но есть больший простор для акробатического творчества.

Гимнастика на полотнах имеет длинную историю — она была известна в 17 веке в Китае, тогда воздушные гимнасты использовали кожаные ремни для своих трюков. Но в Европе воздушные гимнасты начали выступать в 1959 году, когда нужно было придумать оригинальную замену другим снарядам для выступления над землей. Таким образом воздушная гимнастика на отрезках тканей стала наиболее поздней модификацией этого циркового спортивного искусства.

С 1996 года занятия на отрезках тканей становятся обязательными во всех цирковых учебных учреждениях Франции, сейчас эту дисциплину преподают во всех больших цирковых студиях, а также занятия проводят для детей и взрослых в частных спортивных клубах и танцевальных школах. Как аналог полотнам являются занятия на гамаках или петлях — это те же отрезки тканей, только они не свисают свободно, а два конца закреплены на потолке, и снаряд становится похожим на качели.

Акробатика на кольце

Воздушное кольцо жесткое, оно давно используется в цирковых выступлениях, являясь классикой циркового искусства. Его еще называют воздушным обручем, лирой. Этот обруч часто обладает дополнительными элементами, например петля и перекладина.

На этом снаряде исполняют гимнастические элементы, как шпагат, также акробатичечские — на равновесие, раскачивание, динамические упражнения. На кольце возможны занятия парами, но как спорт, а не показательные выступления, эта дисциплина подходит для одиночных занятий.

Воздушное кольцо требует большой силы, гибкости и ловкости, поэтому занятия на нем популярно у тех, кто хочет попробовать себя испытать в сложной дисциплине. Но эта дисциплина небезопасна, поэтому кольцо должно быть надежно закреплено, обязательно наличие страховки и опытного тренера.

Области применения воздушной гимнастики — цирковые и показательные выступления. Школы танцев часто проводят концерты, выступления и соревнования по воздушным танцевальным композициям. В отличии от танцев на пилоне, танцы на других воздушных снарядах лишены двузначных ассоциаций (к сожалению и они проникают в ночные клубы), поэтому они развиваются как спортивно-танцевальное направление.

Две артистки цирка из России рассказали «Афише Daily», каково это - выполнять акробатические трюки на высоте 25 метров без страховки.

Елена Бараненко: «Что бы ни происходило, в день я должна сделать не меньше 50 приседаний»

Я служу в Большом Московском государственном цирке уже много лет. Мои родители были цирковыми артистами. С самого детства я принимала участие в номерах, училась дрессуре животных, жонглированию, а когда стала чуть постарше, родители отдали меня в хореографическое училище. Поэтому я во многих жанрах что-то могу. Лет семь назад мы дурачились с подругой, воздушной гимнасткой, на манеже во время репетиции, и она попросила меня сделать некоторые элементы, у меня стало многое с ходу получаться, потом мы попробовали сделать вместе пару движений и выяснили, что у меня есть склонность к этому жанру. С тех пор мы стали тренироваться вместе и уже лет шесть как выступаем под куполом.

День своего первого выхода на арену с воздушным номером я помню очень хорошо. За час до выхода я нечаянно сбрила себе брови и чувствовала себя ужасно. Я очень волновалась в тот день, не находила себе места в гримерке. Подумала, что нужно подстричь их перед выступлением. Не подходя к зеркалу, провела машинкой по бровям, а насадку надеть забыла. А потом подошла к зеркалу и увидела все великолепие. Этот инцидент меня расслабил. Я нарисовала себе две линии на месте, где раньше росли брови, и пошла выступать.

Мы работаем без страховки. Иногда во время выступления страх такой берет, что ужас! Я стараюсь его перебарывать. Меня успокаивают мысли о том, что олимпийским спортсменам сложнее, чем нам: у них дикий прессинг и ответственность в разы больше. Когда ты на вершине каната, тебе прикольно. Но иногда бывает очень страшно.

Относительно выступлений на арене у меня много суеверий. Может быть, это из-за того, что у меня на арене погибла мама. Они с папой тоже работали в жанре воздушной гимнастики. Однажды во время выступления оба сорвались, папа выжил, а мама умерла. Ей тогда было 33 года, мне - 9. После смерти мамы папа сначала строго запрещал мне выступать в цирке, какое-то время я слушалась. Но в цирк нельзя прийти, влюбиться и уйти. Если ты проникся этой жизнью однажды, то уже не сможешь бросить вот так, по чьему-то приказу.

Я всегда перед выступлением проверяю всю технику, подвеску, люблю безопасность. Хотя от судьбы не уйдешь. Ведь риск и смерть - это тоже часть жизни, особенно если мы говорим о воздушной гимнастике. Когда я выступаю с лошадьми, перед выходом я обязательно глажу лошадку по носу: мне кажется, так она успокаивается. Если у меня что-то не получается несколько раз, я делаю пируэт, этакий маленький ритуал на удачу. Перед номерами в воздухе я всегда читаю «Отче наш» и целую свой крестик. Когда приезжаю в новый цирк, перед выступлением отправляю воздушный поцелуй в сторону манежа. Еще я целую булавы, которыми жонглирую: я благодарна своему реквизиту и партнеру и пытаюсь создать положительную атмосферу вокруг. Кстати, у меня есть еще один пунктик: что бы ни происходило, я в день должна сделать не меньше 50 приседаний.

Мне важно быть в хорошей спортивной форме не потому, что это дань моде, а потому, что от этого зависит моя жизнь. Кроме того, мне необходимо красиво выглядеть, я же артистка. Я увлекаюсь здоровым питанием. С вечера завариваю себе имбирь, утром пью. Обязательно с вечера заливаю семена чиа кефиром и кладу в холодильник, утром добавляю туда цветочную пыльцу, тыквенные семечки, фрукты. Также я перемалываю себе семена льна и пью спирулину. По утрам еще часто употребляю масло авокадо, масло миндальных и грецких орехов и съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом: это полезно для кожи. У меня низкое давление, поэтому я еще обязательно утром пью зерновой кофе. Еще я недавно прочитала, что помидоры и огурцы не усваиваются желудком, поэтому теперь стараюсь избегать их. У нас в цирке очень вкусная столовая. Стараюсь есть простую пищу, но качественную. На обед беру суп, котлеты из печени, салат из моркови. К концу дня очень устаю, поэтому заезжаю в супермаркет, покупаю мытую траву, туда брызгаю оливковое масло и с удовольствием ем. Могу себе позволить вино в хорошей компании или даже коньяк зимой. При этом я большой противник курения. Покупаю еду на рынках выходного дня, потому что там все вкусное и свежее. На тренировки всегда беру с собой гематоген, потому что в нужный момент он придает сил. В качестве перекуса могу употребить яблоко, кофе с горьким или молочным шоколадом. Если честно, я сладкоежка. Если я увижу по пути домой пирожное, я приду домой, буду думать о нем, потом вернусь за ним, куплю и съем, а потом буду приседать, пытаться избавиться от этих калорий. У меня раньше было малокровие, поэтому я часто ем говядину и баранину, кроме того, мне они очень нравятся по вкусу в отличие от остальных видов мяса.

В первый раз я вышла на манеж в 14 лет: выступала с номером, где жонглировала на лошади. Сейчас помимо номеров в воздухе выступаю с жонглированием булавами и дрессированными попугаями (это мои любимые птицы). Мои папа и брат тоже работают в цирке.

«Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать»

Елена Петрикова

Я вышла на манеж в 5 лет в репризе у клоунов. А работать в жанре воздушной гимнастики начала в возрасте 14 лет, хотя официально это можно делать только с 18. Но больно хорошо у меня получалось, и поэтому Мстислав Запашный добился того, чтобы мне позволили выступать раньше положенного. Я выступала с номером на канате (корд-де-парель) на высоте 15 метров - первая и единственная в этом возрасте абсолютно без страховки.

Не знаю, почему выбрала этот жанр: я очень боюсь высоты, на каруселях меня укачивает, не могу смотреть вниз даже с балкона пятнадцатого этажа. Изначально мы с папой делали пару в акробатическом номере, выполняли стойки разные. А однажды мы приехали во Владивосток на слет самодеятельных цирков - и я увидела выступление одной девочки, которая работала в жанре корд-де-парель, и она меня восхитила. Я достала папу, он тут же пошел в порт, добыл мне канат с какого-то корабля. Девочка на том выступлении так непринужденно выполняла свой номер, что я думала, мне это тоже не составит труда. И вот я ухватилась руками и ногами за канат и замерла - вообще не могла ни одного раза подтянуться, не то что летать на нем. У меня было такое разочарование: я-то думала, сейчас залезу и сразу полечу. В итоге я потратила полтора года и наконец подготовила восьмиминутный номер в воздухе.

В то время я еще училась в школе. В 5 утра я приходила на репетицию в цирк, отрабатывала другой номер с лошадьми, потом шла в школу, приходя из нее, репетировала совместные номера с папой, потом снова номера с лошадьми, потом обязательно посещала балетный мастер-класс, потому что Мстислав Запашный следил, чтобы все артисты посещали занятия по хореографии, потом был перерыв и уже часа в два ночи при свете лампочки, когда все расходились по домам, мы с папой репетировали мой сольный номер с канатом. Когда я впервые в 14 лет на новогоднем концерте выступила в образе чайки с этим самым номером в воздухе, у меня крылья намотались на канат, я их судорожно пыталась вытащить и при этом не выйти из образа, а когда оказалась за кулисами, у меня от переизбытка эмоций просто согнулись колени и я упала. У папы даже есть видеокассета, на которой видно, как я отрабатываю номер на арене, а после выступления захожу за кулисы и падаю.

В детстве я работала все конные жанры, даже под живот лошадям лазила, пока маленькая была. Цирковые дети всегда обучаются разным жанрам. Помню, когда мне было лет 7, я готовила акробатический номер, где мне нужно было разбежаться и прыгнуть на руки стоящим передо мной ребятам. Я разбежалась, неудачно прыгнула, промахнулась и проехала лицом по ковру до конца манежа (метра четыре). Было больно, противно, стыдно, и я невзлюбила акробатику после этого.

Специфика воздушной гимнастики в том, что это очень опасно. Мы работаем без страховки, это значит, что если раскроется рука и ты уронишь человека, то все. Нужно иметь очень сильные руки и чувствовать партнера. Я привыкла работать с партнершей, мы уже около семи лет выступаем вместе и досконально друг друга чувствуем. Недавно мы взяли в номер еще одного гимнаста - и пока привыкнуть очень трудно.

Иногда, когда выходишь на сцену, очень страшно. У меня был номер, в котором нужно было делать резкий обрыв. Когда было слишком страшно, я отрабатывала весь номер, но именно этот элемент не исполняла, вместо этого просто делала разные движения, пережидая, пока музыка пройдет. У меня так было, правда, всего несколько раз. Я выступаю на высоте 25 метров без страховки. К этому страху невозможно привыкнуть, он просто появляется время от времени из ниоткуда и также неожиданно уходит. У нас недавно была премьера номера, когда мы выступали впервые втроем, а не вдвоем, и мне было до того страшно от чувства, что я не на сто процентов владею ситуацией, что тряслись пальцы. Была внутренняя паника, истерия. Я стою на манеже, у меня трясутся руки, мне стыдно, и я не знаю, как это остановить. Я думаю, что существует высший разум, иногда, когда я настраиваюсь, обращаюсь к нему. Перед номером на две секунды закрываю глаза и ухожу в себя. Может, я циник, но когда за кулисами перед выступлением стоят жонглеры, которые будут подбрасывать три булавы, и молятся и крестятся, это выглядит комично.

Родители у меня тоже цирковые артисты, поэтому у них нет паники во время моего выступления. После шоу мама может подойти ко мне, отругать, что где-то у меня было не такое выражение лица, недотянула носок. Папа стоит на лебедке (аппарате, который поднимает нас наверх) и следит за безопасностью. Мы относимся нормально ко многим вещам, к которым невоцирковленный человек отнесется негативно. Например, в детстве я каждый месяц переезжала из города в город, меняла школу из-за того, что родители постоянно гастролировали. Ты переехал, поступил в новую школу, через месяц собрал свои манатки, переехал в новый город - и все по новой. Сейчас я тоже гастролирую и часто живу в разных городах. Сколько мне лет, говорить не стану. По цирковым меркам я уже пенсионерка - у нас выслуга 15 лет. Я не замужем, детей у меня нет. Но мне это и не нужно сейчас, я не ощущаю себя взрослой женщиной, которой уже все это необходимо, мне в душе еще 17 лет.

Я хожу в фитнес-центр три раза в неделю. Не могу сказать, что я фанат тренажеров, я терпеть их не могу, хожу через силу. На манеже каждый день мы разминаемся и репетируем по 5 часов. За это время я успеваю отрепетировать номера с лошадьми, потом с собаками и свой номер в воздухе. Потом до вечера я работаю помощником художественного руководителя в Большом Московском государственном цирке.

Я очень люблю есть, это для меня трагедия. Особенно сейчас, с возрастом. Расстраиваюсь, когда не могу позволить себе макарошки и пиццу. Стараюсь питаться овощами, рыбой, курицей, естественно, без хлеба и сладостей, иначе сразу начинаю поправляться. Сейчас я вешу 56 килограмм - и я вторая в рейтинге самых толстых девочек в нашем коллективе. Мне все в цирке говорят, что я очень жирная. Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать». Мне бы и правда не помешало сбросить килограмма два-три, но я не могу. Мне кажется, я смогу похудеть, только если буду сидеть на воде, но я не могу так, мне нужна сила для тренировок. С утра я обязательно съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом, чтобы кожа была увлажненной. Правда вечером иногда могу съесть кусочек пиццы или суши. Организм привык к физической нагрузке, я от нее не худею.

Мне часто снятся выступления. Точнее то, что на манеже уже начинает играть моя музыка, а я до сих пор сижу в гримерке в повседневной одежде. На самом деле это очень страшно, я просыпаюсь в холодном поту после такого. Насколько я знаю, этот сон преследует многих цирковых артистов.

У меня много друзей не из цирка. Я дружу с рокерами, байкерами, фотографами, писателями. После выступления в цирке, часов в 11 вечера могу пойти в клуб снять напряжение или просто завалиться домой спать. Мы часто собираемся в коттедже моей подруги у камина и устраиваем просмотры Тарковского, Феллини, потом обсуждаем увиденное.

Когда я нахожусь на высоте под куполом, я ни о чем не думаю. Я слушаю музыку, держу образ, мыслей вообще нет, у меня все отключается, и я работаю. На репетициях страшнее, чем на выступлениях, потому что на репетициях ты смотришь вниз и видишь, что находишься очень высоко, а когда ты на арене, тебя ослепляет яркий свет и ты не видишь, что внизу.

В прошлом году мы с партнершей стали бронзовыми призерами в Монте-Карло. Как в мире кино главная награда - получить «Оскар», так у нас получить «Клоуна», мы его получили. Я без страховки держала партнершу одной рукой за ногу, и она висела головой вниз на 28-метровой высоте. Однажды мы чуть не сорвались, партнерша удержала меня за талию, и все обошлось. Зарплаты у нас достойные, но не огромные. Работаем мы точно не ради денег.

Артист очень тонко реагирует на похвалу. Для меня аплодисменты - это наркотики. Если вдуматься, это глупо. Но если я получаю бурные аплодисменты, то прихожу в неописуемый восторг, хочется на куски разорваться от счастья. Важно уметь подстроиться под настроение публики, понять, на кого играть. Даже когда ты на высоте 26 метров, нужно продолжать играть роль, улыбаться. Ошибочно думать, что когда ты там, зритель тебя не видит. Видно все: ненакрашенный ноготь, оторванную блестку, стрелку на колготках, страх на лице.

Не так давно я закончила режиссерское отделение ГИТИСа с красным дипломом и недавно получила еще одну специальность - менеджер по управлению организацией. Я понимаю, что не вечно буду под куполом летать. Даже когда я не смогу быть артисткой цирка, я в другой роли останусь в нем. Я мечтаю когда-нибудь стать директором цирка, поэтому сейчас получаю максимум знаний.

Когда мы были в Монако в прошлом году, пришлось выступать на опилочном манеже, который имеет свойство терять форму. Я выступала на лошади, она меня в какой-то момент сбросила, и я упала прямо в ноги принцу Альберту и принцессе Стефании. У меня с двух сторон оказались два кола, я умудрилась сгруппироваться и попасть строго между ними, иначе я бы разбилась, а так я только палец сломала. Но потом быстро встала и еще раз отработала неудавшийся трюк. Зато мне хлопал Жан-Поль Бельмондо! В другой раз мне во время выступления нечаянно ассистент порвал плечо. Обычно папа поднимает меня в воздух на канате, а в тот день его заменял другой человек. Я была в воздухе, он контролировал ситуацию снизу, и вот когда я пошла на трюк, он подумал, что я как-то низко летаю, и решил меня поднять выше, и у меня в этот момент разорвались связки плечевого сустава от такого резкого подъема. Это как раз был финал номера, я не подала виду и с максимально спокойным видом ушла за кулисы. После этого случая я не могла работать полгода. К сожалению, в нашей профессии ты не всегда зависишь сам от себя. Всегда есть ассистенты, у которых может случиться приступ идиотизма, и этого ты не можешь контролировать и с этим человеком уже ничего не сможешь сделать - да и зачем, если ты уже калека. Для нашего жанра типичны порванные плечи, кисти рук, связки.

Самое главное правило - ты должен любой ценой подарить зрителю праздник. Если бы он хотел посмотреть на страдания, то не платил бы деньги за билет в цирк, а пошел в другое место. Но он захотел праздника, он ждет чуда, поэтому что бы ты себе ни порвал, что бы ни сломал во время выступления, ни в коем случае нельзя этого показывать. После того как вышел за кулисы, ради бога, плачь, проклинай мир, беги к врачу, делай, что хочешь, это уже твое дело. Зрителю это не интересно.