Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

Главный герой романа - блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию - только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения - просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Восприятие окружающего мира Онегиным

Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

Трагедия Онегина

В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец - то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

Учитель Короткова Л. А.

«Уж не пародия ли он?»

…он (Пушкин) освещает перед нами общество и чело-

века: герой его – шалун с умом, ветреник с сердцем – он

знаком нам, мы любим его!

Н. А. Полевой. Из статьи «Евгений

Онегин». Роман в стихах. Сочине-

ния Александра Пушкина»

Мы видим, что Онегин уже испытан жизнью; но опыт

поселил в нём … скуку, наружное беспристрастие, свой-

ственное русской холодности (мы не говорим русской

Д. В. Веневитинов. Из заметки об

«Евгении Онегине»

Онегин – добрый малой, но при этом – недюжинный

человек. …бездеятельность и пошлость жизни душат его;

он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он

знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не

хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюби-

вая посредственность. Онегин – страдающий эгоист. Его

можно назвать эгоистом поневоле, …силы его богатой не-

туры остались без приложения, жизнь – без смысла.

В. Г. Белинский. Из статьи «Сочине-

ния Александра Пушкина»
Цель урока - помочь понять образ Евгения Онегина, его роль в раскрытии идейного содержания романа.
Ход урока:

1 этап. Организационный.

Слово учителя, в котором обосновывается необходимость размышления над поставленным вопросом: одновременно и типичность, и необычность Евгения стали причиной противоречивого восприятия его образа читателями; нужно понять, каким был Евгений на самом деле. (Пресытившись удовольствиями, доступными «золотой молодёжи» того времени, Евгений страдал, испытывая неудовлетворённость жизнью. Почему?)
2 этап. Проверка домашнего задания.

Как автор называет Евгения на страницах романа? Как эти слова-характеристики помогают понять внутренний мир Онегина? («Денди лондонский» - «учёный малый», «проказник» - «философ в осьмнадцать лет», «повеса пылкий» - «отступник бурных наслаждений», «педант» - «порядка враг и расточитель». Герой хотел обрести смысл жизни, но не знал как. Не желая подчинять своё существование правилам, придуманным кем-то, он тяготился зависимостью от «мнений света» и, страстно желая очистить свою жизнь от фальши, мечтал о настоящем деле, о преданной дружбе, об истинной любви.)
3 этап. Анализ эпизода (с применением ИКТ)

В программе «МАМИ-тестинг» составить вопросы так, чтобы учащиеся не только закрепили умение объяснять мотивы поведения героя, проявления его характера, авторское отношение к нему, но и составили представление о характере заданий ЕГЭ.

- Какие «роли» приходилось «играть» Евгению, подчиняясь условностям жизни светского общества? («забав и роскоши дитя», «умён и очень мил», «гений…науки страсти нежной», «почётный гражданин кулис», «второй Чадаев», «подобный ветреной Венере») – Но был ли счастлив мой Евгений?

Для анализа учитель предлагает строфы XXXVII – LI из главы первой.

Ответив на вопросы теста, помогающие понять изменения в характере Онегина, постарайтесь составить краткий ответ на ключевой вопрос : почему у Онегина возникает душевная пустота, разочарование жизнью, горечь?
1. К какому литературному направлению принадлежит произведение, фрагмент из которого вы прочли?

а) сентиментализм

б) классицизм

в) реализм

г) романтизм
2. К какому жанру относится произведение?

б) роман в стихах

г) баллада
3. Когда произведение было написано?

а) начало двадцатого века

б) конец восемнадцатого века

г) 1823-1830 гг.
4. Где происходят события?

а) в Москве

б) в Петербурге

в) В поместье Онегина

г) в деревне Лариных
5. Какова тема приведённого фрагмента?

а) месть героя за оскорбление

б) разочарование

в) раскаяние

г) мечты о будущем
6. Каким композиционным элементом является данный эпизод?

а) пейзажная зарисовка

б) лирическое отступление

в) вставной эпизод

а) его мучила жажда писательского труда

б) рано чувства в нём остыли

в) он был расстроен неудачами в свете

г) его терзала бедность

а) метафору

б) сравнение

в) гиперболу

г) олицетворение
9. Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору показать глубину разочарования героя в XXXVIII строфе.

а) литота

б) сравнение

в) метонимия

г) аллегория
10. Описание надоевших Евгению занятий в XXXVII строфе введено в эпизод, чтобы читатель

а) проникся идеями Онегина

б) понял душевное состояние героя

в) представил круг общения Онегина

а) вызвал своего врага на дуэль

б) выплатил долги кредиторам

в) уединившись, предавался мечтаниям

г) занялся самообразованием, читая книги
12. «Томление душевной пустотой» заставило героя

а) собраться в путешествие

б) озлобиться на мир

в) думать о самоубийстве

г) искать выгодные связи
13. Страдание Евгения характеризует его как человека

а) ленивого

б) пустого

в) слабого

г) ищущего
14. Какое отношение к Евгению хочет вызвать автор у читателя?

а) жалость

б) презрение

в) сочувствие

г) осуждение
15. определите смысловую функцию данного фрагмента в контексте произведения.

а) обнажает суть конфликта героя с обществом

в) играет роль биографической справки об Онегине

г) является новым витком в развитии сюжета.
Учащиеся, быстро справившиеся с тестом, имеют возможность составить план обобщающего ответа «Почему у Онегина возникло ощущение душевной пустоты, разочарование жизнью?» («неподражаемая странность « Онегина – это его протест против норм жизни, подавляющих личность, это новый виток в его жизни, когда он начал искать новые духовные ценности).

Учитель: Когда же Евгений настоящий? Когда, приобретя огромный опыт светской жизни, получал удовольствие от возможности управлять страстями людей или когда глубоко страдал от того, что «много жизни погубил», так и не поняв своего предназначения? Понять это мы сможем, наблюдая, как Евгений прошёл дальнейшие жизненные испытания – дружбой и любовью.
4 этап. Работа в группах.

Задание первой группе. - Каким рисует автор Владимира Ленского? (строфа VI главы второй. Выпускник Геттингена, поклонник Философа-идеалиста Канта, не знает жизни, чужд фальши светского общества, искренне верит в чистоту человеческих чувств, отношений, поклонник немецких поэтов-романтиков).

Действительно ли Онегин и Ленский – «от делать нечего друзья»? (У них много общего: не могли принять бедный духовно мир окружающего их общества, близки по духовным запросам – «Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло»).

Как характеризует Ленского его пламенная любовь к Ольге? (Он наивно не замечает пустоты души возлюбленной, любит в ней вымышленный идеал, свои мечты о красоте отношений…)

Как Онегин относился к Ленскому? («Вчуже чувство уважал», умно и сердечно делился жизненным опытом с наивным, восторженным юным другом).

С каким чувством описывает автор гибель Ленского? Как убийство друга изменило Онегина? («…Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, А мужем с честью и умом»)

Задание второй группе. - Под влиянием каких сторон русской деревенской жизни формировался характер юной Татьяны?

Почему при первой встрече с сёстрами Лариными Татьяна больше, чем Ольга, понравилась Онегину?

Как характеризует Татьяну её признание Онегину? Почему своё объяснение с Татьяной Онегин называет исповедью?

Почему отношение Татьяны к Онегину перестало быть романтическим после посещения ею кабинета в доме Онегина?

Почему любовное письмо Онегина вызывает у Татьяны гнев? (Его страсть она считает чувством мелким, её нравственная позиция выше, чем у Онегина…) Почему Татьяну уважают в светском обществе? За какие качества характера Татьяну можно назвать идеалом русской женщины?
5 этап. Обобщение размышлений над поставленным вопросом.

Как испытания дружбой и любовью изменили Онегина? (Из путешествия он вернулся, жестоко страдая от своей бесполезности: «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел» - неспособность Евгения жить не рассудком, а чувствами не позволила ему открыться навстречу новой счастливой жизни, которую он так искал, ведь любовь и дружба, по мнению автора, раскрывают богатство или пустоту души).

Назовите черты характера Онегина, которые свидетельствуют о том, что он мог бы быть полезным обществу.

Какие черты характера Онегина сделали из него «умную ненужность»?

Какое из высказываний критиков, по вашему мнению, можно взять эпиграфом к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой выбор

Что в характере Евгения Онегина позволило критикам отнести его к типу «лишнего человека»? (заполнение схемы с дальнейшей проверкой её консультантами – смотри приложение).
6 этап. Домашнее задание.

«И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, надолго… навсегда…». Напишите миниатюру «Может ли человек, такой, как Евгений, быть счастливым?»

Почему Евгения Онегина можно назвать

«лишним человеком»?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ


Предмет, класс

Литература, 9 класс

Тема урока

«Духовные искания Евгения Онегина». Урок обобщения знаний, умений. 6 урок в теме

Актуализация использования средств ИКТ

Индивидуализация учебной деятельности, повышение эффективности проверки знаний учащихся

Цели урока: обучающая

развивающая

воспитательная


совершенствовать умение анализировать эпизод произведения, составлять характеристику литературного героя

способствовать формированию информационной культуры, развитию мышления (умение сравнивать, обобщать, делать выводы)

способствовать формированию коммуникативной культуры


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерный класс, Мультимедийный компьютер, тест программы «Мами-тестинг»

Организационная структура урока.

Этап 1. Мотивационная беседа

Функции преподавателя

Промежуточный контроль

Длительность 1-2 мин. Задача: настроить учащихся на активную познавательную деятельность

Фронтальная работа
Сообщение темы, цели, хода урока по сетевому плану

Проверка готовности к уроку


Этап 2. Проверка выполнения ДЗ

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 5 мин. Задача: повторение основных положений только что изученного материала в новых условиях, развитие устной речи, организация взаимопроверки

Фронтальная. Взаимопроверка. Самооценка.
Контроль за фронтальной работой класса, организация коррекционной работы.

Оценивание схемы в тетради (+ -)


Этап 3. Перенос приобретённых знаний и их применение в новых условиях

Вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя

Промежуточный контроль


Длительность 15 мин. Задача: Формирование умения применять изученный материал самостоятельно в новых условиях
Выполнение теста в программе «Мами-тестинг»
Индивидуальная работа на компьютере
Организация работы на компьютере. Консультации. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими низкую подготовку по предмету

Компьютерная оценка теста. Повторное выполнение заданий с целью коррекции знаний.


Этап 4. Дальнейшее углубление, обобщение наблюдений по теме урока

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 15 мин. Задача: Совершенствование умения взаимодействовать в группе
Выполнение заданий в группах
Организация работы групп. Консультации.
Защита результатов работы группы

Этап 5. Обобщение полученных знаний
Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 6 мин. Задача: проверить умение оценивать характер и поступки героя в соответствии с авторской трактовкой образа

Индивидуальная
Контролирующая функция
Связный ответ на ключевой вопрос урока (творческое задание)


Этап 6. Постановка ДЗ

Инструкция по выполнению

Этап 7. Подведение итогов урока

Рефлексия

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления? В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек.

Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый,но педант: Имел он Счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре, И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли; Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея; Как мы Ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте. Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план. Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он,иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите,чем он возвратился? Что нам представит он пока? Чем ныне явится? Мельмотом, Космополитом,патриотом, Гарольдом, квакером,ханжой, Иль маской щегольнет иной, Иль просто будет добрый малый, Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой - Замена счастью.Боже мой! Как я ошибся,как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Сен 30 2014

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был справедливо назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», так как охватывает в нем широчайший круг проблем своего времени - от образования и воспитания дворянской молодежи до репертуара петербургских театров. На этом фоне раскрываются перед нами образы героев романа, живых людей эпохи, изображаются настроения дворянской молодежи того времени. Мы видим двух совершенно различных по складу ума и allsoch. ru 2001-2005 характеру героев - Онегина и Ленского, которые по воле случая стали друзьями. сразу оговаривает, что они были совершенно противоположными натурами: Волна и камень.

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Онегин родился «на брегах Невы», получил домашнее образование от француза-гувернера, который «не докучал моралью строгой». Его знания были достаточно широки, но поверхностны: классическая , немного латыни, экономика. В светском обществе главным было то, что Евгений - блестящий молодой аристократ: …по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно.

Поэтому «свет решил, что он умен и очень мил». Служить Евгений не пошел, вел праздного повесы, что хорошо видно из его распорядка дня: долгий сон, прогулка, поздний обед в ресторане, театр, бал и возвращение домой на рассвете. До утра жизнь его готова. Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера.

Но не только в однообразии досуга причина его разочарования в жизни. Не менее важным явилось то, с чем столкнулся Онегин в свете: отсутствие естественных живых чувств, фальшь, неискренность. Онегин блестяще овладел этой наукой: «Как рано мог он лицемерить…» Весь синонимический ряд глаголов, используемый автором, доказывает, что настоящие, подлинные чувства в светском обществе никому не были нужны, важнее не быть, а «казаться», «являться», явить во взоре «послушную» слезу. В конце концов естественно, что притворяться самому и переносить притворство других Евгению просто надоело.

Но почему же, «томясь душевной пустотой», не нашел он для себя достойного занятия? Важным оказалось еще одно - «труд упорный ему был тошен». Написать что-либо сам он не смог, найти ответа в книгах на интересующие его вопросы не сумел: - «читал, читал, а все без толку». И для началась жизнь, полная скуки и неверия в людей, неумения приложить к чему-либо свои силы и умения. Провинциальные дворяне, испуганные его нововведениями в усадьбе и оскорбленные его презрением, осудили его, назвав «неучем» и «фармазоном».

Только Ленский не увидел во взглядах Онегина ничего предосудительного. Но Ленский и сам - исключение из провинциального дворянства. Он приехал «из Германии туманной», получив образование в Геттингенском университете - одном из наиболее прогрессивных учебных заведений Европы. Большое влияние на него оказали немецкая классическая философия Канта и немецкие поэты-романтики - Шиллер, . Даже его внешний облик - «кудри черные до плеч» - носит романтический характер.

Но оторванность от родной почвы, от российской действительности с героем сыграла злую шутку. Он наивен и верит в то, что вычитал в романтических книгах: Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал. Поэт, верящий в преданность друзей, в чистую возвышенную любовь, в грядущее , - полная противоположность разочарованному Онегину. Уровень образованности сближает молодых людей, ведь с соседями можно поговорить лишь «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Но это «от делать нечего», подчеркивает автор. Хотя Онегин достаточно снисходителен к юному поэту, не желая его разочаровывать: Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству. Евгений критически оценивает Ольгу, невесту Ленского, понимая ее заурядность и отмечая в то же время неординарность Татьяны.

Посетить Лариных он решился только из любопытства, не предвидя, конечно же, того, что Татьяна его полюбит. Но, в отличие от Ленского, он не способен на искреннее пылкое чувство и не желает менять свою жизнь. Приехать на именины Татьяны он тоже решился от Скуки, уступая просьбе Ленского. И дальнейшие события, приведшие к роковой дуэли, происходят в результате массы нелепых случайностей, недоразумений. Онегин не ожидал увидеть на именинах «кучу» народу «и всякого такого сброду», с которым он не хотел общаться, рассердился, заметив переживания Татьяны, и, поклявшись взбесить Ленского, начал ухаживать за Ольгой.

Ольга по наивности вообще не поняла, что происходит, а взбешенный Владимир решил вызвать недавнего друга на дуэль. Он совершенно не понял, что это просто мелкая месть Онегина, ведь он не жил в светском обществе, где такие шутки обыкновенны, и сразу же нарисовал себе страшные картины измены Ольги, обвинив ее во всех грехах. Поняв, что Ольга и не думала об измене, он винит во всем Онегина, представляя его «развратителем», желающим погубить «младое сердце».

Не зная реальной жизни и ее законов, не понимая людей, его окружающих, Владимир совершает ошибку, стоившую ему жизни. Но и Онегин совершает страшную ошибку: он, в отличие от Ленского, понимает происходящее и осуждает себя, однако, хорошо зная законы общества, боится общественного мнения. Презирая светское общество, он не свободен от него, он знает, что расскажет о нем Зарецкий, если он принесет Ленскому свои извинения, знает, что его осудят, и боится этого осуждения. Поэтому он не отказывается от дуэли, хотя и пытается сделать все, чтобы дуэль не состоялась: опаздывает, приводит слугу в качестве секунданта (все это могло быть поводом для отмены дуэли). Только после убийства Ленского, осознав, что он совершил, Онегин понимает, что обречен на всю оставшуюся жизнь расплачиваться муками совести за свою трусость.

А. С. Пушкин рисует два возможных пути дальнейшей жизни Ленского, если бы он остался жив. Либо он стал бы великим поэтом, либо обычным сельским помещиком. Последнее кажется более вероятным, в этом случае Владимир «узнал бы жизнь на самом деле». И стеганый халат, которого не снимал бы герой, - деталь, уже встречавшаяся в романе: «в халате ел и пил» отец Татьяны и Ольги, помещик Дмитрий Ларин, мирно скончавшийся в деревне, в окружении любящих родственников.

Такая мирная обывательская жизнь, без славы и великих потрясений кажется для героя более вероятной прежде всего потому, что это обычный путь. От возвышенного романтического мировоззрения - к спокойной жизни деревенского помещика, убогой и скучной. Такая духовная деградация - тупик, к которому пришел бы герой, но этот тупик предопределен и неизбежен в жестокой реальности жизни. Онегин, главный герой романа, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», тоже находится в аналогичном нравственном тупике. Теперь, после смерти Ленского, его страдания еще более глубоки: ведь он не радуется своей хандре и своему безделью.

Единственным возможным выходом из этого безнадежного положения для Евгения могла стать любовь. Вспыхнувшее чувство к Татьяне воскресило его, наполнило новым светом и смыслом унылое существование, но не все в жизни складывается так, как хотелось бы. Онегин безнадежно опоздал. Все еще любя его, Татьяна отказывается от чувства, в котором теперь признается ей Евгений: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Пушкин не говорит о дальнейшей судьбе героя, оставляя открытым финал романа. Но, открывая галерею образов «лишних людей», Онегин показывает нам, что жизнь большей части дворянской интеллигенции пуста и бессодержательна, и это, конечно же, человека умного, незаурядного, но не сумевшего найти свое предназначение в жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Онегин и Ленский (нравственные искания русской дворянской интеллигенции начала XIX в.) . Литературные сочинения!
Своеобразие начала романа Происхождение, воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина. Характеристика Онегина в период увлечения светом (бездумное отношение к жизни, напускная разочарованность, «наука страсти нежной») Равнодушие Онегина к искусству. День Онегина - типичный день молодого человека. Причины разочарования Онегина в жизни и интересах светского общества. Черты Онегина в период разочарования в свете: презрение к светскому обществу. отстранение от светской жизни, стремление найти цель в жизни. Жизнь Онегина в деревне: попытка заняться полезной деятельностью: замкнутость, эгоизм в сочетании с некоторым благородством; пренебрежение общественным мнением и одновременно подчинение ему; разочарование в жизни
h Онегин и Ленский: изначаль- lt;у°ная непрочность дружбы. Испыта- " ние дружбой. Различие и близость I Онегина и Ленского. Дуэль и убий- I ство Ленского. Значимость гибе- , ли Ленского. Путешествие - по- I знание родины и народа, измене- I ние мировоззрения под влиянием і путешествия Любовь к Татьяне.
Попытка найти цель в жизни в I любви к Татьяне. Открытый финал I романа.

Место образа Татьяны в истории русской литературы Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Обзор чтения Татьяны. Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к «простонародной старине», неосознанная неудовлетворенность жизнью. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Татьяна в свете: понимание тщеты светской жизни, постоянство чувств, высокое понимание своего нравственного долга, сила воли. См. также 9 класс, тема №21.
I 14. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
I Мир автора, показанный через
1 образ лирического героя, поэта,
| рассказчика и друга Онегина. Ав-
I тор-персонаж («приятель» Онеги-
. на) появляется уже в первой гла-
I ве: «Условий света свергнув бре-
I мя./Как он, отстав от суеты,/С ним
і подружился я в то время». Онегин
" вызывает у автора симпатию, но
| «Всегда я рад отметить разность/
I Между Онегиным и мной». Види-
. мо, эта «разность» объясняется
I тем, что устремления автора, как
I человека творческого, направлены
і в окружающий мир, он всегда от-
" крыт для красоты, радостей и не-
I счастий этого мира; Онегин же
I долгое время был занят исключи-
. тельно собой. Во 2-й главе автор
I появляется, описывая внешность
I и привычки Ольги, и замечает, что
і и сам прежде любил этот образ,
" но он ему «безмерно» надоел. Ли-
I рические отступления как особая
f
сюжетная линия, раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: авто-
| биографические (например, глава
і восьмая, начало: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно рас-
I цветал.../В те дни в таинственных
I долинах,/Весной, при кликах лебе-
I диных,/Близ вод, сиявших в тиши-
" не,/Являться муза стала мне»);
І критико-публицистические, бесе-
I ды на бытовые темы (глава седь-
, мая:

Пейзажные {глава седьмая" Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана. . Вот север, тучи нагоняя, Дохнул завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани.../ а также глава седьмая, первые три строфы.
I
Отступления на гражданскую тему (глава седьмая, со слов «Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и далее).

Еще по теме 12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА:

  1. Г. ФРАНКФОРТ. Г.А.ФРАНКФОРТ ДЖ. УИЛСОН. Т. ЯКОБСЕН. В ПРЕДДВЕРИИ ФИЛОСОФИИ Духовные искания древнего человека. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1984, 1984