Александр МАЙКАПАР

ВООБРАЖАЕМЫЙ РАЗГОВОР
Баха с Э.Г. Хаусманом

Э. Г. Хаусман. Портрет И.С. Баха. 1747

Господин Хаусман, как вы думаете, сколько времени займет написание моего портрета?
- Вы мне понадобитесь сеанса на три-четыре, потом я допишу его сам.
- М-да, это я опрометчиво дал согласие. У меня совершенно нет времени. Как много от меня потребовал Мицлер за вступление в его Общество - и канонические вариации 1 , и портрет маслом представить. Видите ли, так записано в уставе: новый член должен представить «свой портрет, хорошо на холсте написанный». Что-то я не припомню, Телеман и Гендель дали свои портреты? Они ведь члены Общества.
- А почему вы так долго не вступали, ведь Мицлер давно вас уговаривал?
- Не очень-то меня интересуют все эти «научные изыскания». Кстати, я дождался, что стал, представьте себе, четырнадцатым членом Общества.
- А что, это так важно - четырнадцатым или пятнадцатым?
- Да нет, не важно, просто «14» - это мое число.
- То есть?
- Очень просто. Пронумеруйте наш алфавит: A, B, C, D … - 1, 2, 3, 4 и так далее, получится, что BACH - это 2+1+3+8 = 14. А что, вы не знали? Да это все знают. А вот еще фокус: J.S. Bach (по этой системе, только, конечно, если старым латинским алфавитом пользоваться, в котором I и J были еще одной - девятой - буквой) = 41. Вот видите, одно число является инверсией другого. Мне говорили, что через двести лет после моей смерти все прямо-таки помешаются на подсчетах всего чего угодно в моей музыке. Но кое-что я действительно зашифровал в ней. Тему первой фуги из «Хорошо темперированного клавира» я сконструировал из 14 звуков. Ну а Святую Троицу сам Бог велел выразить всевозможными троичными символами: я написал в ее честь фугу в тональности с тремя бемолями при ключе (ми-бемоль мажор), тройную, то есть на три темы, да к тому же в трех частях.
Слушайте, Хаусман, мне пришла в голову гениальная мысль! У вас в студии ведь нет никакого музыкального инструмента, за которым вы могли бы изобразить меня, чтобы все поняли, что я музыкант, так давайте я возьму в руки нотный лист. Я на нем что-нибудь напишу. Все будут знать, что я композитор. Все так делали - и Шютц, и Шейдт. Большую партитуру нельзя, конечно, - но что-то небольшое, но очень остроумное. О! Я напишу тему канона; и даже тройного канона - это будут три темы. (Пишет.) Вот вам лист с тремя строчками. Каждый, кто будет смотреть этот портрет, должен мысленно добавить к каждой строке еще один голос (называет контрапункт). Так что в полном виде это должно быть шестиголосное произведение. Только обязательно нарисуйте лист так, чтобы не я его читал - сам-то я уж как-нибудь знаю, как его расшифровать, а зритель.

Автограф канона с портрета И.С. Баха

Интересно, кто-нибудь сумеет его расшифровать? Мне рассказывали, что лет через пятьдесят после моей смерти Гайдн что-то подобное сделал: представил в Оксфорд, где его избрали почетным доктором музыки, один нотный лист - и это вместо объемистого ученого трактата - с произведением, которое можно играть, читая слева направо и, перевернув, справа налево (вверх ногами). А ведь и я такое проделывал. Вот недавно вернулся из Берлина. Был там у Фридриха, играл на его новеньких клавирах, которые мой друг, Готфрид Зильберман, построил. Один из канонов на тему короля так и исполняется: тема в верхнем голосе до середины проходит, так сказать, нормально, во второй половине этот же голос играет контрапункт, тогда как тема переходит в нижний голос и звучит от последней ноты к первой; в это время в верхнем голосе звучит контрапункт, который сопровождал тему в первой половине, но он теперь тоже исполняется от последней ноты к первой. Я знаю, у русских есть такая хитрая фразочка, которая одинаково звучит, читай ее от начала к концу и от конца к началу:

А роза упала на лапу Азора

Не совсем то, что я проделал, но все же… Кстати, о русских. У них есть такой композитор - Сергей Танеев; он здорово систематизировал все хитрости полифонии. Вот бы ему к Мицлеру в Общество, да только он жил, когда Общество-то уже давно сгинуло.
С этой темой, что мы дадим на портрете, я поступлю так: напишу на нее четырнадцать (помните, это мое число!) канонов. Их, конечно, куда-нибудь засунут после моей смерти, как кантаты, - штук сто потеряли, но, я знаю, каноны были найдены в тот год, когда состыковались «Союз» и «Аполлон» 2 . Хорошо еще, что я однажды уже использовал эту тему, когда написал свои «Гольдберг-вариации». Как, неужели вы не знаете их? Русский посланник граф Кайзерлинг просил меня написать что-нибудь для его клавесиниста, кстати, моего ученика, Иоганна Готлиба Гольдберга, чтобы тот играл их по ночам, когда графа мучила бессонница. Что там Гольдберг наигрывал, я уж не знаю, ведь ему тогда едва минуло тринадцать. Потом их и вовсе никто не играл. Правда, нашелся один пианист, кажется, в какой-то Канаде, который захотел сыграть эти вариации. Фамилия похожа на Гольдберга, но в два раза короче, вроде Гульд, но играл в два раз лучше. Мне прокручивали запись, которую он сделал в год рождения сэра Тима Бернерс-Ли.
- Господин Бах, я, наверное, не первый, кто вас пишет?
- Да, было несколько портретов. Я их не собирал. Все они где-то хранятся. Был один портрет, он висел у Кирнбергера, но давно пропал. Жаль, конечно. Зато мне потом дали почитать любопытную историю, рассказанную Карлом Фридрихом Цельтером в одном из его писем к Иоганну Вольфгангу Гёте. Это уж было лет через пятьдесят после моей смерти. «У Кирнбергера был портрет его учителя Себастиана Баха, которым я всегда восхищался; он висел между двух окон над клавесином. Один лейпцигский торговец холстом, который видел Кирнбергера, когда он, будучи учеником школы св. Фомы, ходил по улицам Лейпцига, распевая с другими учениками, приехал в Берлин и решил своим посещением почтить знаменитого тогда Кирнбергера. Едва только сели, как торговец восклицает: «Господи Иисусе! Да у вас ведь висит наш кантор Бах; и у нас в Лейпциге он есть в школе Фомы. Грубый был человек; не мог, тщеславный дурак, заказать себе портрет в роскошном бархатном камзоле». Кирнбергер спокойно встает, подходит к гостю и, поднимая обе руки, кричит, сначала тихо, потом все громче: «Убирайся вон, собака! Убирайся!» Торговец, перепуганный до смерти, стремительно хватает шляпу и палку, ищет руками дверь и быстро выбегает на улицу. Кирнбергер велит снять портрет, обтереть его, вымыть стул, на котором сидел филистер, и затем, прикрыв портрет платком, снова повесить его на старое место. Когда же его спрашивали, что означает этот платок на стене, он отвечал: «Оставьте! За ним скрывается нечто!» По этому поводу и возник слух, будто Кирнбергер сошел с ума».
- Да, для учеников вы были просто кумиром и богом.
- Для кого как. Учеников за всю мою жизнь у меня было много. Те, кто были способными, ко мне привязывались, малоспособным со мной было трудно, да и мне с ними. С учениками я переиграл много музыки - и своей и чужой. Помню, лет десять назад мы здесь, в Лейпциге, с моей Музыкальной коллегией еженедельно давали по два концерта, особенно любили играть в Циммермановском саду, в тамошней кофейне. Мицлер часто писал об этих концертах в своей «Музыкальной библиотеке» еще до того, как меня избрали в его Общество 3 . Вы слышали мои клавирные концерты, те, что со струнными? Многие из них мы играли там. Я писал для одного, двух, трех и даже четырех клавесинов. Мои сыновья могли со мной играть. Я играл с сыновьями и учениками, а Вагензейль в Вене тоже написал для четырех клавесинов, чтобы играть самому с тремя своими дочерьми. Жидковато получилось. Да и чего можно ждать от девиц!? Концерт этот где-то затерялся и долго пролежал в архивах, никому не известный. Его откопала Альгримм, разослала по миру ноты, и вот собрались четверо клавесинистов из разных стран в Берлине и сыграли: Альгримм за папашу Вагензейля (уже забавно), его партия потруднее, а компания с Майкапаром - за дочурок. Кажется, все повеселились. Тогда и мой концерт для четырех клавесинов они сыграли. Ну как же, целое событие - собрать четыре клавесина в одном месте.

Кафедра управления баховского органа в Арнштадте

А ваши-то дети как? Они ведь тоже музыканты?
- Ох, как все сложно в жизни! Самый способный мой старший - Вильгельм Фридеман. Я завел для него специальную нотную тетрадь и записывал в нее все, что давал ему разучивать. Кое-что я писал прямо на уроке, а порой не дописывал до конца пьесу, а он должен был ее завершить исходя из моего начала. Все это где-то сохранилось 4 . Не он один играл - другие ученики тоже. Был у меня, кстати, один очень хороший - Людвиг Кребс. Потом все повторяли мой каламбур: «В моем ручье (Bach) только один рак (Krebs)». Так вот, в Нотную тетрадь Вильгельма Фридемана были записаны первоначальные варианты двух- и трехголосных инвенций, много прелюдий из «Хорошо темперированного клавира». Он довольно хорошо играл на органе. А все потому, что учился по моей «Органной книжечке». Я ведь ее тоже для него писал. Каждый молодой органист должен выучить из нее хоралы, а еще играть все мои Трио-сонаты. Их шесть. Да и все мои циклы - по шесть пьес одного рода: Английские и Французские сюиты, Партиты, Бранденбургские концерты, виолончельные сюиты.
- Почему так?
- Неужели не ясно? Это же символизирует шесть «рабочих» дней творения! Мои ученики это усвоили, и второй мой сын, Карл Филипп Эмануэль, многие свои сонаты тоже группировал по шесть. Кстати, он-то после моей смерти считался «Великим Бахом», хотя Вильгельм Фридеман талантливее. О нем, моем первенце, я смело могу сказать словами Евангелия: «Вот сын мой возлюбленный, в нем мое благоволение». А как он кончил! Ведь из-за своего вздорного характера и дурных пристрастий он чуть ли не в буквальном смысле умер на навозной куче. Слава богу, я не дожил до этого. Хотя он ближе всех был мне по стилю, меня же самого называл «старый парик»!
- А второй, Карл Филипп Эмануэль? Он служит у Фридриха?
- Да. Я ведь в прошлом году поехал в Берлин именно чтобы с ним повидаться. Он уговорил меня. Вот он - ученый. Трактат написал об игре на клавире 5 . Не так, конечно, как я учил, но все же вроде как с претензией на основательность. Мне не показывал, дождался моей смерти, только потом напечатал вдогонку за Кванцем. Вероятно, боялся, что не одобрю. Что скажу вам? Это берлинская лазурь! А лазурь выцветает! Есть у меня еще сын, Иоганн Кристиан, сейчас ему двенадцать. Мой Кристиан - глупый парень, так что уж он-то наверняка когда-нибудь добьется в жизни счастья. Когда меня уже не будет, он обоснуется в Лондоне и там у него будет все в порядке: будет пользоваться славой, много концертировать, носиться с маленьким Моцартом, когда тот приедет в Лондон.
- Как вы строги. Ваши оценки несправедливы.
- Знаете что, занятия музыкой развивают здравый смысл. Казалось бы, вообще музыка нечто эфемерное, а вот, как ни странно, она развивает способность суждения. Это потом, лет через сто после меня, романтики будут закатывать глаза, музицировать в полуобморочном состоянии, а я - я в этом абсолютно уверен - мыслю очень трезво. Да и романтики, эти Листы и Шопены, они на публике впадали в экстаз, а когда сидели за столом и выписывали нотку за ноткой в своих партитурах, - как же без этого?! - были вполне здравомыслящими. Не зря они ко мне благоволили. Лист вон сколько транскрипций сделал моих органных прелюдий и фуг. Это у него здорово получилось - на рояле передать органное звучание. Конечно, рояль все равно не может звучать, как орган, хотя бы потому, что у него струны, а у органа трубы, но распределить на рояле звуковые массы органа - звучание разных его мануалов 6 , педали 7 , отдельных регистров - это у Листа хорошо получилось. Я-то как раз могу оценить его мастерство как транскриптора.
Он написал огромное количество транскрипций. Но скажу по секрету, Хаусман, - вы не поверите! - я их написал еще больше. А знаете почему? Из любознательности. Мне всегда хотелось самому все играть. Понравились оркестровые концерты Вивальди - я их переложил, причем одни для клавесина, другие для органа. То же самое с концертами герцога Иоганна Эрнста фон Саксен-Веймара (совсем молодой был, умер восемнадцатилетним; жаль, мне он был симпатичен; Маттезон был прав, когда говорил: «Не каждый день встречаешь вельмож, сочиняющих музыку, которую можно играть»). И еще потому, что часто не хватало времени. Ведь здесь мне приходится чуть ли не к каждому воскресенью новую кантату писать. Нужно ведь не только сочинить, но и записать партитуру, расписать партии, разучить все это с оболтусами-учениками школы св. Фомы. Вот иногда и приходится употреблять что-то ранее написанное и приспосабливать к новым обстоятельствам.

«Малая» ночная музыка студентов лейпцигской «Музыкальной коллегии». 1732–1734

Помните мой ре-минорный концерт для клавесина и струнных? Так я его использовал для вступления к одной своей церковной кантате и поручил органу. И так я делал сотни - да, да! - сотни раз. Достаточно полистать Шмидера, его каталог моих произведений, который он издал к двухсотлетию моей смерти, так поразишься, сколько у меня транскрипций. Он лучше меня знает, что я написал…
Как мне хотелось бы лично познакомиться с Генделем! Когда-то мы оказались с ним поблизости друг от друга, и я даже посылал Вильгельма Фридемана, чтобы пригласить его к себе, но почему-то не получилось. Это, конечно, музыкант! Один умник в период Берлинской стены 8 сочинил сцены, где мы, будто бы встретившись, что-то обсуждаем 9 . Их даже кое-где ставили 10 . Видевшие спектакль рассказывали, что меня там вывели каким-то придурковатым, глупее Генделя. А ведь нужно было, чтобы мы выглядели по крайней мере равными. Ведь не зря же мы родились в один год, да и операцию на глазах, в результате которой мы оба ослепли окончательно, нам делал один и тот же окулист 11 , будь он неладен! Так что получилось как-то несправедливо. Ну а как портрет-то? Можно взглянуть?
– Продвигается. Вы уже в парике.
(Долго рассматривает.)
– 62 года… Жизнь заканчивается.

Именной указатель

Альгримм Изольда (1914–1995) – выдающаяся австрийская клавесинистка, профессор Венской высшей школы музыки.

Бах Вильгельм Фридеман (1710–1784) – композитор, служил в Галле органистом в одной из церквей, был городским директором музыки, отсюда прозвище «галльский Бах».

Вильгельм Фридеман, «галльский Бах»

Бах Иоганн Кристиан (1735–1828) – немецкий композитор, жил в Милане и Лондоне, отсюда прозвища «миланский» и «лондонский Бах».

Иоганн Кристиан, «миланский», или «лондонский», Бах

Бах Карл Филипп Эмануэль (1714–1788) – композитор, придворный клавесинист короля Фридриха II в Берлине (Потсдаме); отсюда прозвище «берлинский Бах». Яркий представитель немецкого сентиментализма в музыке. Оказал значительное влияние на Гайдна и Моцарта.

Карл Филипп Эмануэль, «берлинский» Бах

Бернерс-Ли Тим (род. в 1955) – английский ученый, изобретатель Интернета.

Кванц Иоганн Иоахим (1697–1773) – немецкий композитор, флейтист, педагог, учитель игры на флейте короля Фридриха II Великого. Автор трактата «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» (1752).

Кирнбергер Иоганн Филипп (1721–1783) - контрапунктист и музыковед, занимался проблемами акустики и создал один из наиболее широко применявшихся способов темперации.

Маттезон Иоганн (1681–1764) – немецкий музыкальный писатель, композитор, певец и дирижер.

Мицлер Лоренц Кристоф (1711–1778) – в прошлом ученик И.С. Баха, немецкий музыковед; основатель и руководитель «Общества музыкальных наук» (1738–1755). Публиковавшиеся Обществом труды, так называемая «Музыкальная библиотека», - ценный источник сведений о музыкальной жизни того времени.

Шейдт Самуэль (1587–1654) - немецкий композитор и органист, один из наиболее значительных предшественников Баха, его творчество сыграло важную роль в развитии немецкого органного искусства. На гравированном портрете композитора, украшающем его «Новую табулатуру» (трехтомное собрание органных произведений), композитор изображен с нотным листом, на котором записан один из его канонов.

Шмидер Вольфганг – крупнейший немецкий знаток творческого наследия Баха, автор каталога сочинений Баха, много раз переиздававшегося и дополнявшегося: Schmider W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach. В наше время все баховские произведения обозначаются по этому каталогу. Его аббревиатура: BWV (Bach-Werke-Verzeichnis).

Шютц Генрих (1585–1672) – немецкий композитор. Считается, что он изображен на одном из портретов кисти Рембрандта (1633. Галерея Коркоран, Вашингтон). Подробнее см.: Майкапар А. Рембрандт и музыка («Искусство», № 18 (330), 2005).

1 Бах написал по этому случаю канонические вариации на тему рождественского хорала «С высот небесных я схожу» для органа.
2 1975.

3 «Члены [кружка «Collegium musicum»], дающие эти музыкальные концерты, большей частью состоят из здешних господ учащихся, и среди них всегда есть хорошие музыканты, так что, как известно, со временем из них вырастают знаменитые виртуозы. Всякому музыканту позволено публично выступать в этих музыкальных концертах, и по большей части наличествуют также и такие слушатели, которые умеют оценить достоинства умелого музыканта». – Мицлер Л. Музыкальная библиотека. Лейпциг, октябрь 1736. Цит. по кн.: Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха (далее: ДБ). с. 82.

4 Автограф Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха хранится в библиотеке Йельского университета (США).
5 См.: Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства игры на клавире. 1753.
6 Так на органе называются клавиатуры для рук; их может быть несколько.
7 Ножная клавиатура на органе. В русском языке употребляется в единственном числе для обозначения устройства для игры ногами (обычная ошибка считать отдельные клавиши этой клавиатуры педалями; это не велосипед).
8 Берлинская стена, разделявшая Берлин на Западный и Восточный, была возведена в 1961 году и демонтирована в 1989.

Иоганн Себастьян Бах с семьей

21 марта — день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых «музыкальных» семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!

Бальтазар Деннер. Иоганн Себастьян Бах с сыновьями

Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.

В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа — Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту — 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.

Иоганн Бах и его жена Анна Магдалена Бах

В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.

Иоганн Христиан Бах, музыкант, самый младший сын композитора

Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха

Умер Иоганн Себастьян Бах в 1750 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1894 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.

Иоганн Себастьян Бах (родился 21 марта 1685 Эйзенах, Германия — умер 28 июля 1750 Лейпциг, Германия) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Цель музыки - трогать сердца.

Бах Иоганн Себастьян

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на просьбы Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре а капелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном и Брунсом в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705—1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. К тому же, начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл более 40 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших — Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.

Оригинал взят у davydov_index в Бах и гениальный музыкант, и отец 20 детей!

21 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!

Бальтазар Деннер. Иоганн Себастьян Бах с сыновьями.

Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.

В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа - Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.

Иоганн Бах и его жена Анна Магдалена Бах.

В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.

Иоганн Христиан Бах, музыкант, самый младший сын композитора.

Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Умер Иоганн Себастьян Бах в 1710 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1984 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.

И. С. Бах был не только прекрасным композитором, но и лучшим среди своих современников, исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак Подготовила: Преподаватель по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак Лазарева Надежда Николаевна 2012г. (1685-1750)

Ионанн Себастьян Бах родился в Германии, в городе Эйзенахе.

Произведения И.С. Баха: Органная Токката и фуга ре минор; Токката Фуга Французская сюита до минор: Аллеманда; Куранта; Сарабанда; Жига МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

И. С. Бах родился 31 марта 1685 года в маленьком местечке Тюрингии - Эйзенахе, в семье музыкантов. Уже с раннего детства он готовился, как и все его предки, к профессии музыканта. Первым его учителем был папа - скрипач, городской музыкант. Самостоятельная жизнь у Себастьяна началась в 15 лет, когда он решил поступить в школу певчих стипендиатов при монастырской церкви. МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Он никогда не расставался со своей любимой цитрой, на которой играл очень искусно. Цитра МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Цитра - струнный щипковый инструмент, известный еще в древности. Особую популярность она завоевала в середине XIX века. Но в наши дни цитра почти не используется. «Музыка И. С. Баха понятна всем, как музыкантам, так и людям, от музыки далеким», - писал известный швейцарский пианист Эдвин Фишер. Творчество Баха - это тот «фокус», в котором сошлись, чтобы в дальнейшем разойтись, музыкальные пути всего человечества. МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

И. С. Бах был не только прекрасным композитором, но и лучшим среди своих современников, исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники. МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. В этот период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор. Токката – это (итал. « toccata ») «прикосновение», «удар» – виртуозная пьеса для клавишных инструментов. Примечание: прослушивание Токкаты Баха Какие настроения передаёт эта музыка? Какой инструмент исполняет это произведение? (Орган) МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Орган отливал серебром, Немой, как в руках ювелира, А издали слышался гром, Катившийся из-за полмира. Покоилась люстр тишина И в зареве их бездыханном Играл не орган, а стена, Украшенная органом. Ворочая балки, как слон, И, освобождаясь от брёвен, Хорал выходил, как Самсон, Из кладки, где был замурован. Борис Пастернак МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

И.С. Бах создавал не только органные произведения, но пьесы для клавира и клавесина. Например, Французская сюита до минор. Сюита состоит из четырёх частей: Аллеманда; Куранта; Сарабанда; Жига Примечание: прослушивание фрагментов сюиты. МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Какой из танцев сюиты изображён на картине? МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Трёхмануальный клавесин Клавесин XVII век МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Единственной отрадой на протяжении всей жизни были творчество и семья. Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануэль, Иоганн Кристиан – оказались талантливыми музыкантами. Ещё при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах – вторая жена композитора. Хорошо пела старшая дочь Баха. Поэтому в его доме часто звучала музыка. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли. МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Семья И. С. Баха МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

В 1717 году Бах с семьей переехал в Кётен. В Кётене Бах пишет, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. Здесь были написаны двухголосные и трёхголосные инвенции (синфонии), полифонический цикл из 24 прелюдий и фуг. Основная работа Баха – руководитель школы певчих – приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были настолько ничтожны, что певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их певческих способностей. МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Из Кетена в 1723 году Бах переезжает в Лейпциг, где остаётся до конца своей жизни. Здесь он занимает должность руководителя хора певческой школы. Однако, как и прежде, его творческие возможности ограничены: Бах должен сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была бы слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально – инструментальные композиции: большую часть кантат, «Страсти по Матфею», «Итальянский концерт». МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха прошла мало замеченной. О нем скоро забыли. Его могила при перепланировке церковного двора исчезла под мостовой. Печально сложились судьбы жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помог Бетховен. МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

И. С. Бах - годы жизни 1685 - 1750 великий немецкий композитор; представитель эпохи барокко; непревзойденный органист; великий мастер полифонии. Основные периоды жизни: Веймар – Кётен – Лейпциг Музыкальный словарь: Гомофония – вид многоголосной фактуры, в которой один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют. Полифония – вид многоголосной фактуры, основанной на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических голосов. Фуга – «бег» - полифоническое многоголосие, основанное на развитии одной темы. Месса – «обедня» - жанр церковной католической службы. МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак