Музыкальное воспитание -

это не воспитание музыканта, а,

прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Задачами музыкального воспитания и обучения игры на музыкальных инструментах :

    Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

    Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

3.Знать названия инструментов, узнавать их тембр.

4. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

5. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.

6. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

7. Импровизировать несложные попевки.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма - самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной дея-ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как к средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению.Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистымприятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры. Произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и варициозными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Совместно с Н.А.Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Фумер и др. А впоследствии разработкой этих методик занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук).


1.Игра на ДМИ - полезное и интересное занятие


Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детсих музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир.Это прекрасное средство не только индивидуального развития,но и развития мышления,творческой инициативы,сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучшей понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактурупроизведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки.

То есть игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

2 .Знакомство с музыкальными инструментами в 1младшей группе

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например,собачка принесла в корзине интересные вещи ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматриваютих, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки" муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой.

На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу они танцуют вместе с мишкой (вос-ль играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя. а затем самостоятельно.

Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей.Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна.

Таким образом, дети учаться чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра "Ходим-бегаем" муз. Е.Теличеевой и пляска "Бубен" Р. Фрида. Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр.проводим музыкально-дидактическую игру "Угадай на чем играю?".Дети узнают барабан,дудочку,бубен,колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4.

Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет вос-ль лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Используя металлофон фортепиано, мы также учим малышей различать высокие и низкие звуки (игра "Птица и птенчики" муз. Теличеевой.)

3. Знания детей о музыкальных инструментах во 2 младшей группе

Во 2-ой младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в 1ой мл. гр., продолжаем знакомить с новыми-добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма мы предлагаем детям такое упражнение.Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход-дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд остананавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке,а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре "Мишка ходит в гости" муз. Раухвергера (мелодия им знакома с 1ой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Вос-ль водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре "Кто по лесу ходит?" задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары-ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ежик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх "Капельки большие и маленькие", "Какая птичка поет?", дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду - тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

В игре " Гулять-спать" муз. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

При обучении детей игре на музыкальных инструментах большое значение имеет чувство ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Вот почему в этой группе используются различные ударные инструменты, и пробуем оркестровать некоторые песенки, которые поем на занятии.

Музыкальные игрушки используются и на праздниках. Так на Новый год мы даем детям колокольчики или погремушки-так они будят Снегурочку, которая спит в своем домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

4.Занятия на музыкальных инструментах в средней группе

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности-игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла.

После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке из музыкального букваря Ветлугиной. Сначала знакомим детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем прохлопать ритмический рисунок попевки используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали.

Упражнение "УТОЧКИ"

Наши уточки с утра: кря-кря-кря (звуки инструмента)

кря-кря-кря (поют дети)

Наши гуси у пруда: га-га-га (инструмент)

га-га-га (дети)

Наши курочки в окно: ко-ко-ко (инструмент)

ко-ко-ко (дети).

После таких упражнений дети играют дружнее, слажаннее. Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии ставлю перед детьми задачу узнать ее по мелодии, спеть ее, прохлопать ритм. Затем рисунок выкладывается на фланелеграфе большими или маленькими елочками, матрешками, звездочками. На следующем занятии дети определяют попевку по ритму, выложенному на фланелеграфе. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Пластины метолофона обозначаются цветными кружочками. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Часто играют целым оркестром из различных инструментов, что вызывает радость и желание играть еще.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенок на инструменте должен передать ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.

5.Занятия на музыкальных инструментах в старшей группе

В старшей группе мы знакомим детей с новым инструментом - цитрой(домрой). Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры(домры) с другими инструментами находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нем идет в основном на индивидуальных занятиях. В старших группах, при обучении игре на ДМИ важное место мы отводим музыкально-дидактическим играм.

Так для развития тембрового слуха играем "Определи инструмент", игры с раздаточным материалом "Определи по ритму". Музыкально-дидактические игры играют очень важную роль, помогают развивать в детях определенные умения и навыки так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают у них музыкально-сенсорные способности. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях. Во второй половине года старшей группы мы знакомим детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идет через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребенка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки - ноты.

При знакомстве с нотами используем короткие стихи из "Нотной азбуки". Дети легче запоминают ноты и стихотворение вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у малышей. На каждом последующем занятии закрепляем материал предыдущего и даем новый.

6.Занятия на музыкальных инструментах в подготовительной группе

В подготовительной группе мы знакомим детей с аккордеоном. Даем его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в исполнении руководителя и прослушиваем его звучание в исполнении музыкантов - профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей 5-6 человек детей которые хотят научится игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Мы учим детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учим правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле,приучаем слушать себя и других.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки - ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

7.Инструментальный состав детского оркестра

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе оркестра можно использовать различные группы музыкальных инструментов:

    Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

    Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);

    Струнные (арфы, цитры);

    Духовые (блок-флейты, триолы);

    Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);

    Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы - меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.



ГЛАВА VII. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

§ 1. Игра на детских инструментах — вид деятельности

Музыкальные игрушки и инструменты в жизни детей

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес.
Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.
Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.
Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.
В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький орке
Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие настройки, ремонта,— приведены в порядок до начала занятий.
В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них.
Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать, в оркестре как равноправные инструменты.
Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.

Виды инструментов

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.
Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.
Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).
Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку.инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.
Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.
В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая сигнал «отправления поезда», и т. д.
В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.
Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.
Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.
Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра типа «горячо-холодно»).
При комплектовании оркестра или ансамбля следует придерживаться известной пропорции: желательно, чтобы были представ лены все группы инструментов — струнные, духовые, ударные ударно-клавишные, клавишно-язычковые. Однако по их количественному соотношению следует добиваться, чтобы инструментов с нежным, тихим звучанием (цитры, металлофоны) было больше, так как они точнее по своему строю и удобнее для игры. Что касается ударной и духовой групп, а также аккордеонов и триол, лучше, если их будет меньше. Они звучат сочно, насыщенно, довольно громко и могут заглушать цитры, металлофоны. К тому же играть на аккордеонах и триолах сложнее.
Целесообразным можно считать оркестр примерно в таком составе: цитр —6—8; металлофонов — 5—7; аккордеонов _ 1—2-триол — 2—3; кастаньет — 2—3; треугольников — 2—3; барабанов, бубнов, тарелок — по одному инструменту.
Детей в оркестре рассаживают так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно.
Так выглядит оркестр максимальный по количеству инструментов, смешанный по составу (т. е. включающий все группы инструментов). Однако не всегда используются все группы (например, исключается ударная). Можно организовать оркестр, состоящий только из однородных инструментов, например из одних металлофонов. Такие оркестровые составы могут звучать как в сопровождении фортепиано, так и без сопровождения.

Задачи обучения

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основ-
ном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой проходит в средней, старшей, подготовительной группах.
В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослыми; обучение игре на детских музыкальных инструментах.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом знаний и умений.
Дети должны знать:
названия инструментов;
характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан гремящий и т. д.),
правила пользования инструментами и их хранение;
приемы игры на них;
расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;
названия нот — до , ре, ми, фа, соль, ля, си, и их место на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов. Дети должны научиться:
владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре;
правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы;
играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру;
пользоваться элементарными динамическими оттенками;
играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки;
импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Музыкальный репертуар

Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами и доступностью. Он составляется из
произведении (или же их отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жанрам и индивидуальному почерку.
Чувства дошкольников, вызываемые музыкой, нередко приобретают социальный характер. Ребенка волнует музыка, посвященная Советской Родине, дети чувствуют героический жанр, с увлечением слушают и исполняют такие произведения, как «Про нашу Советскую Родину» А. Пахмутовой, «Наш край» Д. Кабалевского, «Наша Родина» Е. Тиличеевой, «Пусть всегда будет солнце» А. Островского. Дети старшего дошкольного возраста хорошо воспринимают и любят исполнять лирические произведения — русскую народную мелодию «Вейся, вейся, капустка моя» в обработке Т. Попатенко, «На лодке» Н. Любарского, «Колыбельную» Е. Тиличеевой и др.
В репертуар включаются и произведения, близкие интересам малышей. Это мир животных и птиц («Лошадка» М. Раухвергера, «Ворон», «Сорока-сорока», «Петушок» — русские народные), поэтические картины природы («Во поле береза стояла», «Дождик», «Солнышко» — русские народные песни), странички из жизни детей («Мы идем с флажками», «К пионерам в гости» Е. Тиличеевой).
Но, пожалуй, самым характерным является то, что Д. Кабалевский назвал образно «тремя китами». Это песня, марш, танец. Если проанализировать весь детский репертуар, то станет очевидной справедливость этого высказывания. И дело не в большом количестве, а во взаимных проникновениях этих жанров, в их разнообразии. Марши могут быть совершенно различными по характеру, например, «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта — яркий,

блестящий март; песня для малышей Е. Тиличеевой «К пионерам в гости» — легкий, простой марш; «Звездочка» и «Праздничный детский марш» того же композитора — марш для торжественного шествия на празднике.
Еще больше разнообразия можно отметить в танцах. Это к примеру, ритмически четкий «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского и спокойные мелодии русских народных песен-хороводов «Сеяли девушки яровой хмель» в обработке А. Лядова, «Во саду ли в огороде» в обработке В. Агафонникова. Это веселая, задорная украинская пляска «Ой, лопнув обруч» в обработке И. Берковича, изящная «Латвийская полька» в обработке М. Раухвергера, грациозная чешская народная мелодия «Парная полька» и многие другие.
Но, помимо общих требовании к музыкальному репертуару есть и специфические, характерные для детской инструментальной музыки. Музыка для детского оркестра отличается своими особенностями. Многие пьесы как бы иллюстрируют звучание тех или иных инструментов. Для примера назовем пьесы «Шарманка» Д. Шостаковича, «Трубач и эхо» Д. Кабалевского, «Музыкальная шкатулка» Ю. Некрасова, «Гармошка» и «Наш оркестр» Е. Тиличеевой, «Звенящий треугольник» и «Азербайджанский танец с бубном» Р. Рустамова, «Веселая тройка с бубенцами» и «Маракас» Е. Туманян.
В произведениях, предназначенных для оркестров, необходимо учитывать исполнительские возможности детей. Вот некоторые пожелания, основанные на опыте работы с детьми.
Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами; фактура должна быть достаточно прозрачной, ритмические рисунки несложными (предпочтительны остинатные ритмы, т. е. многократно повторяющиеся ритмические обороты).
Если динамика развития музыкальных образов требует изменения их характера, то изменение это должно быть очень четким. Важна ясность структуры произведения, так как в соответствии с новыми музыкальными фразами, предложениями обычно вступают новые инструменты. Особенно хорошо инструментовать пьесы, написанные в форме вариаций, или песни с вариационной обработкой.
Все эти пожелания вызваны тем, что внимание у дошкольников еще неустойчиво, они слабо владеют техникой игры. Главная же задача педагога — обучить детей игре на музыкальных инструментах и тем самым заинтересовать их музыкой, вызвать желание музицировать самостоятельно.
Репертуар для игры на детских музыкальных инструментах можно условно разделить так:
маленькие пьески для первоначальных упражнений; попевки, песенки, считалки для индивидуальной игры;
пьесы, песни для коллективного исполнения.
Обучение игре на музыкальных инструментах должно протекать в атмосфере особенно большой заинтересованности. Вот почему вначале ребят следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента.
Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. п. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов.
С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке,— так детям легче сосредоточить свое внимание на точном выполнении приемов игры. Это пьесы Е. Тиличеевой «Мы идем с флажками», «В школу», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот», а также различные считалочки и несложные песенки. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно.
Для индивидуального обучения целесообразно применять разнообразные попевки с поэтическим текстом. Это облегчает запоминание: ребята поют, подыгрывая себе на инструменте.
Помогают обучению включенные в репертуар разнообразные русские народные попевки и песенки, например «Солнышко», «Дождик», «Ладушки», «Петушок», «Зайка», «Бай, качи-качи» и др.
Подбор произведений для коллективного исполнения зависит от состава оркестра. Следует разучивать пьесы с четко выраженными музыкальными фразами и предложениями. Особенно важно это при смешанном составе оркестра, так как разные группы инструментов должны вступать каждый в свое время. Так, «Вальс»» Е. Тиличеевой, помимо художественных качеств, имеет еще одно достоинство — каждая фраза заканчивается длительной паузой, и дети успевают подготовиться к дальнейшему исполнению. Отметим, однако, что в этой пьесе фортепианное сопровождение написано в одной манере, характер звучания не меняется, поэтому трудно сделать инструментовку разнообразной.

Напротив, фортепианная обработка русской народной попевки «Ворон» (того же композитора) представляет собой удачный пример пьесы для оркестрового переложения. В каждом предложении меняется характер звучания: то мелодия звучит одноголосно, то она украшена трелью в высоком регистре, то появляются шестнадцатые, придающие попевке оживленный характер.
Эти особенности представляют широкие возможности для различных вариантов оркестровки, в зависимости от имеющихся инструментов. Вот почему надо приветствовать попытки композиторов создавать партитуры специально для детского оркестра, например русские народные песни «Ах, вы, сени мои, сени», «Во саду ли, в огороде» в переложении В. Агафонникова; «Ослик», «Полька», «Тихий вечер» в переложении С. Урбаха. Но основной репертуар для детского оркестра — огромные богатства уже имеющейся замечательной музыки (пьесы и песни), которые по своему мелодическому рисунку хорошо поддаются оркестровой обработке.
Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ

1. Игра на инструментах - один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. Сама музыка ассоциируется у детей с инструментами. Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Звуки окружающего мира для детей не просто шумы, но краски, образы этого мира, выражение «души», сути вещей, возможность контакта с ними. Потому так интересны детям звучащие предметы и игрушки. И потому взрослые испокон веков изобретали, мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т.п.

Дошкольные учреждения располагают, как правило, большим количеством детских музыкальных инструментов. Это и различные игрушки со звуковыми и шумовыми эффектами, и инструменты-игрушки, сделанные по типу «взрослых» инструментов симфонического или народного оркестра. Прочно вошли в музыкальный быт ДОУ детские инструменты с фиксированным звукорядом - ксилофоны и металлофоны.

2. Отечетственная методика обучения игре на инструментах. Еще в 20-е гг. музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов проводил работу по совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд. В публикациях Н.А. Метлова были даны подробные методические рекомендации по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, отобран репертуар для детского оркестра. Эту работу продолжили в дальнейшем педагоги Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина, Г.С. Ригина и др. В методических пособиях этих авторов описываются различные приемы освоения детьми нотной грамоты и средств музыкальной выразительности в процессе игры на инструментах, упражнения на развитие ладового и ритмического чувства, на развитие навыков подбора несложных мелодий по слуху, ансамблевой игры. В целом методики отечественных авторов направлены на развитие у детей умений выразительного исполнения на инструментах пьес детского репертуара. Творческие задания связаны с импровизациями звукоподражательного характера и сочинениями различных по жанру и настроению мелодий. Непременным условием творческих проявлений детей является накопление и обогащение музыкальных впечатлений, владение навыками игры на инструментах, осознанное отношение к средствам музыкальной выразительности.

Начинается обучение с ударных и шумовых инструментов, не имеющих звукоряда. С помощью этих инструментов подчеркивается ритм звучащей музыки. Сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке, потом действия детей становятся все более самостоятельными. Темброво-шумовые эффекты выступают одним из ярких средств выразительности в творческих играх детей со звуками и шумами окружающего мира и заняли прочное место в современных музыкальных методиках. На музыкальных занятиях дети сами придумывают и создают шумовые «инструменты», превращая в них окружающие предметы. Оригинальные игры с шумами и немузыкальными звуками разработаны современными отечественными педагогами Т. Тютюниковой, Т. Боровик, В. Жилиным, И. Манаковой, Н. Салминой.

3. Зарубежные методики. Многие дошкольные учреждения сегодня обладают так называемым «орфовским набором» детских музыкальных инструментов. Его основу составляют ксилофоны, металлофоны, разновидности металлофонов – глокеншпили (колокольчики), блокфлейты и разнообразные шумовые инструменты. Ударные инструменты в орфовском наборе – барабаны, бубны, треугольники, маракасы – могут быть дополнены любыми другими ударными инструментами, а также и предметами, привлекшими детей в связи со звуковыми и шумовыми эффектами. Эти инструменты, созданные для игр со звуками, значительно расширяют и обогащают красочную звуковую палитру.

Карл Орф создавал инструменты для детей, консультируясь с Куртом Саксом, знатоком музыки разных народов. Их творческие усилия были устремлены к созданию инструментов, обладающих мягким, гармоничным, красивым звучанием и при этом простых, доступных для освоения детьми. Пластины для ксилофонов в орфовском наборе сделаны из палисандрового дерева, а для металлофонов – из особых сплавов металлов, что придает звучанию инструментов особую красоту и очарование. Крепятся пластины на специальном штифте и располагаются над резонаторным ящиком, чем обеспечивается высокое качество звучания, способность инструмента держать чистый строй. Пластины на инструментах съемные, и это создает особые удобства для ребенка в процессе игры, поскольку «лишние», незадействованные в данной композиции пластины-клавиши можно просто убрать из поля зрения.

В педагогической концепции К. Орфа игра на детских инструментах предстает как система темброво-ритмического воспитания. Орф-инструменты предназначены не столько для исполнительской деятельности, сколько для игр детей с музыкальными тембрами, для звукотворчества, разнообразных «игр со звуком». С этим их предназначением связаны завораживающая красота и чистота звучания, техническая легкость извлечения звука и игры на них. Не случайно и то, что «Орф-оркестр» включает в себя и самодельные инструменты, и «звучащие жесты», и вообще любые предметы из окружающего пространства, способные издавать звуки и тем самым принимать участие в игре.

В системе К. Орфа обнажена и акцентирована первичная связь музыкальных инструментов с голосом и телом человека. Игра на инструментах сочетается с игрой со «звучащими жестами», т.е. с игрой звуками своего тела: хлопками, шлепками, щелчками, притопами, разнообразными движениями, а также вокально-речевым интонированием, эмоционально-выразительными возгласами. Звучащие жесты помогают детям погрузиться в красочную стихию тембра, соединить его восприятие с интонационными и пластическими образами-ощущениями, телесно пережить и прочувствовать его выразительность.

К. Орфом разработаны особые приемы для организации с детьми звуковых импровизаций и игр с музыкальными тембрами. К таким музыкальным играм можно отнести темброво-шумовой аккомпанемент. Аккомпанирование организуется по принципу ритмического подстраивания детей к пению или инструментальному звучанию, а также друг к другу. Такому подстраиванию не нужно учить особо, оно основано на природном чувстве ритма. В процессе игры природное чувство ритма у детей «развязывается», по выражению К. Орфа, обостряется и совершенствуется. Для подобного аккомпанемента используются не только инструменты, но и любые предметы, способные издавать звуки (самодельные инструменты-игрушки из дерева, металла, стекла, бумаги). В результате игра на детских музыкальных инструментах обретает именно значение музыкальной ИГРЫ, в процессе которой у детей развивается и чувство ритма, и тембровый слух, и чувство музыкальной формы, и в целом эмоциональная отзывчивость на музыку.



Приемы организации импровизационных тембро-шумовых композиций, основанных на ритмической подстройке, разнообразны:

1. Игра «в дирижера». «Дирижер» - ведущий показывает различные движения, которые дети должны в точности копировать вслед за ним. Движения могут быть самыми разнообразными, включающими смешные, игровые варианты. «Дирижер» может напевать песенку и делать движения, соответствующие тексту («Вы знаете, что у кролика есть большие длинные лапы… и т.д.). С помощью этого игрового прима дети учатся правильно держать палочки (свободно, не зажимая кисти рук) и извлекать звуки из инструментов различными способами: глиссандо, удары руками вместе и по очереди, громко и тихо, в верхнем и низком регистрах и т.д. Все движения «дирижер» делает без инструмента, лишь имитируя игру на нем. Дети же озвучивают эту имитацию каждый на своем инструменте. Таким образом, происходит знакомство не с отдельными нотами, мелодиями, но в целом со звучанием инструмента, его красочными, тембровыми возможностями;

2. Игровой диалог : одновременная импровизация двух детей на инструментах. Смысл игры заключается в умении двух партнеров подстроиться друг к другу ритмически, найти общий темп, характер ритмического движения. Высота звука, мелодическое соответствие, выстраивание какой-либо музыкальной формы в этой игре не имеют значения. Остановить «разговор» можно в любой момент, когда это захочется партнерам-«собеседникам» (на начальном этапе необходим пример педагога в таком диалоге с каждым ребенком, помогающий «запустить» естественный природный механизм эмоционально-ритмической подстройки);

3. Темброво-шумовой аккомпанемент . Педагог предлагает детям аккомпанировать его пению или игре. Педагог может петь или играть несложную мелодию на любом инструменте, которым он владеет: скрипке, фортепиано, блок-флейте и т.д. Важно, чтобы тембр его инструмента отличался от тембра инструментов, на которых играют дети. Можно включить аудиозапись со спокойной, негромко звучащей мелодией. Условия аккомпанемента: необходимо подстроиться под ритм мелодии; играть тише или громче вслед за ней; вступать в аккомпанемент, когда захочется, без сигнала педагога; играть то, что хочешь и чувствуешь сам.

4. Импровизация по «условной партитуре». Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра или хора, в которой сведены партии всех отдельных голосов. Условные партитуры предназначаются для детей, не владеющих нотной грамотой. Графическое изображение музыки в них носит условный, игровой характер. Вариантов таких условных партитур может быть очень много.

«Круги на полу». Педагог распределяет инструменты по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например: ксилофоны – колокольчики – металлофоны – маракасы – бубны и барабаны. Мелом на полу педагог рисует круги и договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждый круг. Задача детей – распределить между собой эти инструменты и ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какой круг встанет ногами или прикоснется руками воспитатель-«дирижер». Задача педагога – внимательно слушать получающуюся «музыку», не спешить переходить с одного круга на другой, но дать возможность детям интуитивно найти общий ритм игры, подстроиться друг к другу.

«Картина-партитура». Педагог загадывает детям загадку. После того как дети ее отгадали, показывает нарисованную отгадку. Желательно, чтобы предмет на картинке был изображен ярким цветом, заключал в себе образ, характер. Далее детям предлагается подобрать позы, подвигаться в характере изображенного предмета, найти звуки, которые ему соответствуют. В результате дети должны самостоятельно подобрать инструменты, с помощью которых можно было бы «раскрасить звуками» картинку.

Итог всей игры: педагог показывает картинку и поет мелодию загадки, а дети «аккомпанируют» его пению на выбранных инструментах. Условия «аккомпанемента» несложные: каждый вступает, когда захочет, и извлекает из своего инструмента звуки в произвольном порядке, но только негромко – так, чтобы была слышна мелодия. Выстраивание звукового фона основано на природном чувстве ритма, инстинктивном механизме ритмической подстройки. Требование играть тихо, прислушиваясь к пению педагога, поможет детям «включить» этот природный механизм координации своего ритма с ритмами других. Если песенка короткая, педагог может повторить ее несколько раз подряд, разнообразя исполнение жестами, движениями, сменой динамики, исключением из мелодии слов, заменой их на нейтральные слоги и т.д.

Партитурой может послужить «живая картина» с каким-либо игровым сюжетом. Сюжетов для создания и озвучивания игровых сценок великое множество. Ими могут быть знакомые детям или придуманные ими самими сказки, игровые «путешествия» в зоопарк, в лес, в цирк, в космос, в сказочную страну и т.п. В этих играх инструменты превращаются в персонажей сказок и историй, воплощают их звуковые образы. Это прекрасные творческие задания, развивающие воображение, эмоциональную сферу детей, а главное – способность чувствовать партнеров по игре, умение подстраиваться к общему ритму, вживаться в эмоциональное состояние звучащих образов.

Дети ведут себя свободно и непосредственно в играх со звуками-красками. Ведь главное здесь – ощущение тембра, его образных звукокрасочных возможностей. Инструмент в этих играх призван восприниматься детьми как один недифференцированный предмет, звуковая масса, красочное пятно, которым дети озвучивают-«окрашивают» понятное им по характеру и эмоции изображение на картинке.

Работа над созданием и озвучиванием картин-партитур может превратиться в увлекательное творческое занятие не только для детей, но и для самого педагога.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного (4-5 лет) и младшего школьного возраста.

Металлофон, ксилофон
Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов

умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)

овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)
Бубенцы (браслет на руку)

Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые, и медленные движения, меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами, или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев. Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок или стать участником музыкального ансамбля, или исполнителем театрализованного действия.

Юлия Сафонова
«Игра на детских музыкальных инструментах». Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе

Ход занятия

Дети под фоновую музыку (по выбору педагога) свободно входят в зал и располагаются на местах.

Музыкальный руководитель . Дорогие, ребята! Позвольте мне начать наше занятие , но оно будет необычным. Сегодня я хочу отправиться с вами в удивительное путешествие - в мир музыкальных инструментов . И в начале я хочу проверить как вы их знаете.

Проводится музыкально – дидактическая игра «Отгадай и повтори» .

«Отгадай и повтори»

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных и шумовых инструментов : ксилофона, колокольчика, треугольника, маракаса, деревянных ложек, бубна. Развивать тембровый и динамический слух.

Описание. Ширма для ведущего с выше перечисленным набором музыкальных инструментов . Два столика для участников игры с аналогичными наборами музыкальных инструментов .

Ход игры. В игре принимают участие три человека, один из них – ведущий. Ведущий выбирает один из инструментов и исполняет небольшую ритмическую композицию.

Задача игроков отгадать прозвучавший инструмент , и продемонстрировать свой вариант игры. Выигрывает тот, кто правильно определил инструмент и сыграл на нем .

А теперь ответьте мне как мы можем узнать- шумовой инструмент или музыкальный (если звучание инструмента можно повторить голосом, то это музыкальный инструмент ; если же повторить голосом нельзя, то – шумовой).

Молодцы! А сейчас отгадайте загадку :

«Он похож на крышу дома.

(Треугольник)

И пришло время нам с вами отправляться в сказку.

Дети одевают маски музыкальных инструментов и уходят за кулисы . В зале приглушается свет, звучит фоновая музыка ; зрители, по просьбе музыкального руководителя , закрывают глаза.

Муз. рук. Первый взмах и дети дружно

Кто в кого, кому как нужно

Превращаются у нас в инструменты высший класс !

Зашуршите, зазвените,

Поскорее удивите нашу публику-

Народ вашей сказки очень ждет!

(к зрителям)

Вот теперь глаза откройте ,

Никого не беспокойте!

Вот однажды в тихий час

Случай произошел у нас :

Спор пошел среди игрушек

Музыкальных погремушек .

На сцену выходят «ложки» .

Мы девицы озорные-

Ложки деревянные.

Да мы лучшие из всех-

Звонкие, упрямые.

Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени, мои сени» исполняется музыкальная композиция на ложках.

И упрямые орешки

Не желали уступать :

На сцене появляются «орешки» – шумовой инструмент , сделанный своими руками.

Мы ответим вам без спешки-

Нас не просто обыграть.

Под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» исполняется музыкальная композиция .

Недовольно маракасы

Зашуршали им в ответ :

На сцену выходят «маракасы» .

«Не найдете выше класса,

Мы покруче кастаньет!»

В сопровождении «Итальянской польки» С. Рахманинова исполняется музыкальная композиция на маракасах.

Длился спор весь этот долго,

Каждый лучшим быть хотел.

Только не было в нем толку-

Уступать никто не смел.

Не хотели наши звезды

Дружною семьею жить.

Кто поможет, кто рассудит,

Как здесь нужно поступить?

Продолжали спор игрою

Ловкою, умелою,

Да и просто озорною-

Легкою и смелою!

Под музыку русского народного наигрыша «Полянка» звучит музыкальная композиция «Веселый оркестр» в исполнении героев сказки.

В спор вступили погремушки :

На сцену выходят «Погремушки» .

«Уступите место нам.

Мы от низа до макушки лучшие-

И здесь и там!»

Под музыку Г . Свиридова «Парень с гармошкой» исполняется музыкальная композиция .

Тут ответил ксилофон :

На сцене появляется «ксилофон» .

«Для меня не важен звон,

Мне милее нежный стук :

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!»

В сопровождении «Польки» из «Детского альбома » П. Чайковского звучит музыкальная композиция .

Колокольчик тут последним

Зазвенел, спеша сказать :

Из – за кулис появляется «колокольчик» .

«Было просто бы нелепо

Меня лучшим не признать!

Я ведь звонче, интересней

Чем шуршалка маракас,

Место есть мне в каждой песне :

Я- ведь это просто класс!»

В сопровождении пьесы С. Майкапара «В садике» исполняется музыкальная композиция .

Вскоре все друзья устали,

Потянулись и сказали :

Все герои произносят вместе.

«Позовем сейчас мы к нам

Эксперта по музыкальным делам ».

Грозно вышел треугольник :

На сцену выходит «треугольник» .

«Что за крики, что за шум,

Вы же каждый у нас умник

Красота в вас есть и ум.

Впредь пожалуйста не ссорьтесь,

Вам ведь ссориться нельзя.

Больше вместе выступайте,

Мои милые друзья.

Под русскую народную мелодию «Кадриль» звучит музыкальная композиция в исполнении «Веселого оркестра» .

Герои кланяются и под аплодисменты зрителей уходят со сцены.

Цель : развитие детского исполнительского творчества в игре на .

Образовательные задачи :

Закреплять навык исполнения музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах ;

Активизировать словарь детей;

Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

Развивающие задачи :

Развивать чувство ансамблевой игры;

Развивать чувство ритма, координацию движений;

Развивать творческое мышление, фантазию.

Воспитательные задачи :

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально - эстетический вкус средствами музыки ,

Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах , желание играть на инструментах , беречь их,

Способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.

Предварительная работа :

Обучение игре на музыкальных инструментах на занятиях и в индивидуальной работе.

Музыкальный репертуар :

Русская народная мелодия «Ах вы, сени, мои сени» ;

Русская народная мелодия «Как у наших у ворот» ;

С. Рахманинов «Итальянская полька» ;

Русский народный наигрыш «Полянка» ;

Г. Свиридов «Парень с гармошкой» ;

П. Чайковский «Полька» («Детский альбом » );

С. Майкапар «В садике» ;

Русская народная мелодия «Кадриль» .

Музыкальные инструменты :

Маракасы;

Погремушки;

Ксилофон;

Колокольчик;

Треугольник.

Музыкальный центр .

Сценические маски.