Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «СЛУЭТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ГРАФИКИ».

Представлен конспект интегрированного урока изобразительного искусства для учащихся 6 класса. Тема урока «Силуэт как выразительное средство графики» (по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского)

Цель урока: Изображение фигуры человека. Главная задача - развить «чувство» силуэта и больших форм, от которого зависит выразительность, как общей композиции, так и изображенных персонажей и предметов.

Овладение силуэтностью изображения достигается средствами аппликации из черной бумаги вырезанием и наклейкой на белый фон. Здесь применяется чистый силуэт. дать представление о силуэте как виде изобразительной деятельности – графики.

Задачи урока :

Обучающая : развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы силуэта;

    Познакомить детей с созданием образа человека в искусстве, используя понятие «силуэт».

    способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству;

    Формирование навыка работы по созданию выразительности силуэта, используя черную бумагу.

    воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная доска , мультимедийная презентация «Силуэт», видеоролик «рисунки песком», диск с музыкой для релаксации.

Для учащихся: картон черный, ножницы, клей-карандаш

Представленный урок состоит из 7 этапов.

I . Организационный этап

II . Актуализация знаний учащихся.

III . Подготовительный этап.

IV . Основной и контрольный этапы.

V . Рефлективный этап.

VI . Итоговый этап.

VII . Информационный этап.

Описание хода урока

/1 слайд/ В наслаждении красотой есть элемент

наслаждения мышлением.

/Аристотель/

    Организационный этап.

1. Приветствие. Настрой на урок.

Для начала проведем упражнение на рефлексию «Мордашки». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизированными рисунками. Каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

Учитель: /2 слайд/

Добрый день, дорогие друзья!

Встрече с вами очень рада я.

Ждет на уроке вас

О силуэте рассказ.

Хочу услышать я от вас ответ:

Как вы считаете, что же такое силуэт? (ответы учащихся).

Силуэт – это тень? Так ли это?

Не всегда. Силуэт подобен тени объекта, но падающие тени изменяются в зависимости от положения освещения. Вспомните лето, жаркий полдень и тень, бегущую впереди или позади нас. Она не повторяет нашу фигуру. Это измененный силуэт. А в силуэте главное – это правдивое, выразительное изображение, характеризующее форму объекта. /3 слайд/

Итак, в широком смысле « силуэт » - характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле « силуэт » - вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. /4 слайд/ Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне.

В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие - нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль и их можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства.

Из истории существует объяснение, откуда появилось значение «силуэта». В 18 веке при дворе французского короля Людовика 15 министром финансов (генеральный контролёр финансов) был некий Этьен де Силуэт (1709- 1767).

О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно, как тень. /слайд 6/ Этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра. И если бы не это обстоятельство, то о самом Силуэте, возможно, давно бы забыли.

На самом деле искусство силуэта имеет древние традиции. Интересно, что первобытные люди не называли силуэтные изображения искусством. Для них черные и красные абрисы на стенах пещер были инструментом диалога с богами, частью языка молитв и просьб, адресованных природе. Считалось, что нарисованные на стенах пещер черный буйвол или красная самка оленя могли отвратить бурю и сделать охоту удачной.

Также искусство известно с древности в Китае, где оно сохранило свои традиции, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока.

В Европе силуэтное искусство распространилось с 18 века во Франции. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты. В России этим искусством особенно увлекались известные художники Ф.Толстой, М.Добужинский, А.Ильин, Н.Рерберг, Е.Кругликова.

Учитель: Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многие. Такими портретами украшали стены комнат, кабинетов.

Силуэтами украшали шкатулки, вазы, посуду, зонтики. Силуэт стал очень популярным и в России. /слайд/ слайд/ слайд/).

Всегда ли силуэты бывают черными?

Показ «Бабочки».

Прилетела черная бабочка и села на белое поле (показ /слайд/). Прилетела белая бабочка и села на черное поле (показ /слайд/). Прилетела третья бабочка – разноцветная (показ /слайд/). Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета? (Ответы детей).

Верно, у разноцветной бабочки крылья внутри проработаны – тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. А силуэт внутри не прорабатывается, поэтому он воспринимается как пятно.

Вот целая стайка бабочек. Издалека они выглядят черными пятнышками (показ /слайд/). Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму. И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

/слайд/ Скажите, а почему головы людей в силуэтах изображают в профиль, а не в фас? (Ответы учащихся).

Верно. Потому что именно при таком изображении мы имеем лучшее представление о чертах лица и даже характер человека.

3. Постановка художественной задачи.

Учитель: Сегодня будем рисовать мы силуэты,

Затем их из бумаги вырезать.

И силуэтами, как в прошлые столетия,

Предметы быта будем украшать.

Выберите силуэты старинных предметов быта: ларца, лампы, вазы, чаши, блюда, книги – и украсьте их в своих группах черными или белыми силуэтами – портретами сказок А.С.Пушкина или других известных писателей (на выбор).

4. Последовательность рисования головы человека в профиль.

Учитель: Давайте вспомним, как надо рисовать голову человека в профиль. /слайд/

У вас на столах есть алгоритм рисунка, обратите на него внимание.

Педагогический рисунок учителя на доске.

1) Сделать набросок базовой формы головы.

2) Нанести конструктивные линии и обозначить форму волос.

3) Прорисовать черты лица с учетом линий.

4) Подправить контуры лица, волос, шеи, чтобы получилось похоже на выбранную модель.

5) Обвести готовый контур мелом, стараясь не отрывать его от доски.

6) Стереть все ненужные линии.

Учитель: Получился силуэтный портрет.

5. Указания к работе.

1) Вспомнить героев сказок А.С.Пушкина.

2) Обсудить в группе, какими силуэтными портретами будете украшать предмет, какого он будет цвета.

3) Распределить работу.

4) На половине листа черной или белой бумаги нарисовать силуэты.

5) Вырезать их ножницами по контуру, начав сбоку.

6) Наклеить в овал или прямоугольник.

7) Если кто-то в группе остался без работы над силуэтом, он может дополнить декор вазы или книги каким-нибудь красивым элементом: веточкой лавра или чернильницы с пером. Все должны принять участие в оформлении предмета. Надо уметь договариваться и сотрудничать.

Не забывать, что главное – это силуэты людей (животных не рисовать).

8) Выбрать работу, которая получилась лучше, а силуэты выразительнее.

Учитель: Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Будьте осторожны!

ГЕРОИ ПУШКИНА

Мы можем смело выбирать,

Кого на вазах рисовать:

Или гордую девицу

Шамаханскую царицу.

Звездочета и Дадона,

Царевну Лебедь и Гвидона,

Бабариху иль Салтана,

Или смелого Руслана,

Черномора с бородой,

Людмилу с длинною косой,

Рыбака, старуху злую,

Поискать еще такую,

Жадного попа, Балду,

Черта и Бабу Ягу,

Или жадного Кощея,

Что от скупости дряхлеет,

Царевну, семь богатырей

Нарисуем поскорей!

А может их создателя –

Гения, писателя?

Практическое выполнение задания. /Слайд с музыкой/

Подведение итогов.

1. Анализ работ, вывод.

Первые законченные работы сразу же закрепляются на доске. Отмечаются наиболее красивые, с оригинальными, выразительными силуэтами. Определяется характер персонажей. Отмечается один силуэт с недостатками, выясняется, в чем ошибка.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы все очень старались, работали дружно, поэтому так хорошо украсили свои предметы силуэтными портретами сказочных героев. Некоторые даже успели сделать декоративные элементы для предметов.

Упражнение «Мордашки» (экспресс-опрос). («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

Учитель: Улыбок стало больше - урок удался!

Заключительное слово учителя.

Вы сегодня побывали в роли по-настоящему творческого человека. Урок завершен. Творческих вам успехов

КОММЕНТАРИИ

Приветствие в начале урока проходит нетрадиционно. Учащиеся произносят свое имя (в этом возрасте это важно, потому что чаще подростки обращаются друг к другу, используя клички) и положительное качество. Данный психологический прием создает позитивный фон для работы, усиливает психологический настрой. И, что особенно ценно, способствует преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, что для уроков изобразительного искусства крайне важно.

В ходе проведения урока используются активные формы обучения. На организационном и рефлективном этапах используется упражнение «Мордашки». Ребенок сам осознает свое состояние и делится с этим учителем, что повышает его самоуправляемость. Упражнение имеет и свехэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроив ученика на работу. Показом мордашек и завершается урок. Учитель имеет возможность сделать сравнительный диагностический срез, получив обратную связь от учащихся.

На этапе актуализации знаний используется техника «Опорный план урока».

Он отличается от распространенного входа в урок: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителя, по команде сели.

На доске прикрепляются соответствующие карточки, обозначающие определенные виды деятельности. Эти обозначения ребята легко запоминают. Боле интересные, занимательные задания, секрет или сюрприз от учителя, предлагаются в конце урока. Поэтому у ребят есть стимул работать организованнее, активней, чтобы успеть поработать над интересными заданиями, узнать секрет урока или заработать сюрприз. Учитель комментирует план урока в полушутливой форме («Восхитимся знаниями….», «Потренируем мозги…», «Вытащим из тайников памяти кое -что ценное…»). Тем самым решается главная задача входа в урок- позитивно настроить учащихся на работу. А не устроить ему стресс с головомойкой.

На подготовительном этапе проводится диалоговая беседа, развивающая представления учащихся об истоках творчества художника. Акцентируется внимание на том, что первоосновой творчества во всех видах деятельности является окружающая нас реальность. На этом этапе ребята также работают в словариках по изобразительному искусству, записывают основные понятия урока, затрагивая и психологические аспекты, что позволяет глубже понять природу творческой деятельности, а также обогатить словарный запас.

«Переходным мостиком» к основному этапу является составление синквейна. Синквейн – приём технологии развития критического мышления Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы. На данном этапе синквейн применялся не только как средство творческого самовыражения, и способ улучшения эмоционального состояния на уроке, но и как прием проверки усвоенных знаний по теме. А главное, он позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом и получается у всех!

На физминутке учащимся предлагается упражнение «Зеркальное рисование». Данный прием широко используется в арттерапии (метод в психологии). Направлено оно на развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Учащимся предлагается рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Для выполнения практической работы используется техника рисования песком. Рисуя песком, учащиеся используют нетрадиционные технологии изображения, что создает условия для творческой самореализации.

Стоит отметить еще один из важных аспектов применения техники рисования песком. Данная техника так же как и прием «Рисование в воздухе» используется в арттерапии (терапии искусством). На обычном школьном уроке ставится задача– научить как правильно делать что-либо, например рисовать («Домик рисуется вот так, дерево вот так и именно таким цветом»). У ребенка нет возможности подключить свое воображение и поэкспериментировать; самому для себя сделать открытие: за него это уже давно сделали другие, ему остается только смотреть, слушать и воспроизводить, его учат репродуцировать готовые знания и умения.

Арттерапевтическая цель рисования песком- раскрепостить психику, дать выход творческой энергии. Главное – не правильно выполнить, не зацикливаться на отметке, а включить на полную мощность эмоции и чувства. Исходя из данных артерапевтических задач, учащиеся сами оценивают свои работы.

На рефлективном этапе учащиеся имеют возможность посмотреть работы, выполненные одноклассниками, дать обратную связь. Экспресс-выставка организуется прямо на местах, учащиеся свободно перемещаются по классу, оценивая работы друг друга, делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом. Желающие учащиеся свои рисунки комментируют.

На итоговом этапе акцентируется внимание учащихся на чувствах и ощущениях. Фиксируется внимание на эмоциях творчества.

Учитель дает необходимые рекомендации по выполнению аналогичных работ. Кратко рассказывает об используемом приеме арттерапии, тем самым вооружая учащихся одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

На уроке используется прием самооценки работ. Функция оценки результатов своего труда, переданная учащимся, позволяет ребятам более критично отнестись к своей творческой деятельности, способствует развитию рефлексии.

На информационном этапе учащимся предлагается разноуровневое домашнее задание.

Первый уровень- обязательный минимум. Главное свойство этого задания- оно должно быть понятно любому ученику. Предложено придумать небольшой рассказ к своему рисунку, выполненному на уроке.

Второй уровень задания- тренировочный. Его выполняют учащиеся, которые - желают более углубленно изучить тему. По усмотрению учителя учащиеся могут освобождаться от задания первого уровня. Учащимся предлагается раздаточный материал, где на отдельных листах разнообразные фигуры, которые нужно дорисовать, выполнив определенные задания.

Третий уровень- творческое задание, выполняется на добровольных началах. Предлагается провести самоанализ творческой деятельности (Тест “Определение уровня воображения”).

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Упражнения на развитие воображения

(для выполнения домашнего задания 2 уровня).

Упражнения предлагаются на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Тест “Определение уровня воображения”

(для выполнения домашнего задания 3 уровня)

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

    Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

    Часто ли вы скучаете? (1, 2).

    Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

    Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).

    "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

    Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

    Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

    Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

    Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

    Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

    Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

    Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. cinquain ) - пятистрочная форма.

Синквейн- это приём технологии развития критического мышления. Синквейны – это и стихи, и средство творческого самовыражения, и способ улучшения эмоционального состояния на уроке, а так же прием проверки усвоенных знаний по теме.

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношени к теме-фраза из 4 слов (предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

Пример сиквейна на тему «Воображение, фантазия, творчество»

Воображение.

Яркое. Богатое.

Представлять. Фантазировать. Сочинять.

Умение в повседневой реальности видеть особенное.

Творчество.

Искусство силуэта. Серебряный век в силуэтах.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет Н. Гумилева.

"Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его «бедности» и «наивности». Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, — к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется «скульптура», тончайшая «моделировка», даже «красочность». Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт — как бы формула и — одновременно — намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette». По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах.

Ф. Сидо. Силуэтный портрет императрицы Екатерины Второй.

Ф. Сидо. Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический

Ф. Сидо. Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786). Вторая пол. XVIII в.

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. «Collection de cent silhouettes» альбом."

"Академики", силуэт работы Антинга, XVIII век.

В первой половине 19 века "силуэтную" эстафету подхватывает русский мастер - Федор Петрович Толстой. Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Жанр Толстого - батальные сцены и эпизоды из народной жизни.

Ф. Толстой. Александр Первый верхом.

Ф. Толстой. Человек, читающий книгу.

Ф. Толстой. Солдат.

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем."

Е. Бем. Сцены из деревенской жизни.

Но временем настоящего возрождения искусства силуэта стало начало 20- века. Оглянуться в прошлое чтобы понять настоящее - это было совершенно в духе идей Серебряного века. 20 век принес новые имена. Нина Симонович - Ефимова, Георгий Нарбут и, конечно, Елизавета Кругликова.


Н. Симонович. Цикламена.


Н. Симонович. Катание на санках.


Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.


Г. Нарбут. Заставка с грозой.

Г. Нарбут. И Крылов. Иллюстрация для титульного разворота.


Е. Кругликова. В мастерской.Автопортрет. 1865-1941 гг.), Елизавета Сергеевна Кругликова - русская художница, мастер гравюры и силуэта, выдающийся педагог, представитель модерна.

"...Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов"

Е. Кругликова. Силуэтный портрет А. Блока

Е. Кругликова. Силуэтный портрет С. Есенина.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет В. Маяковского.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет Б. Пастернака

Е. Кругликова. Силуэтный портрет О. Мандельштама.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет А. Белого.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет К. Бальмонта.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Волошина.

Е. Кругликова. Силуэт из альбома "Париж накануне войны в монотипиях"

Е. Кругликова. Силуэтный портрет В. Брюсова.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет А. Ахматовой.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Цветаевой.

Е. Кругликова Силуэтный портрет Д. Бурлюка

Е.Кругликова. Силуэтный портрет М.Горького.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет И. Одоевцевой.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет М.Кузмина.

Е. Кругликова. М.Нестеров за работой.

Е Кругликова. Силуэтный портрет С.Судейкина.


Е. Кругликова. Групповой портрет Е.Е.Лансере, И.Е.Репина и К.П.Петрова-Водкина в залах художественной выставки объединения "Мир искусства".

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной. Большую известность получили, например, "силуэтные" иллюстрации классики.


Б Кустодиев. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Дубровский"

В.Гельмерсен. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"


Н. Ильин. Иллюстрация.

А это настоящее и будущее жанра - работы В. Жукова и А. Гусева


В. Жуков. Силуэт.

А.Гусев. Фантазия

  • познакомитьобучающихся с выразительными средствами графики;
  • рассказать о происхождении слова “силуэт”;
  • развивать творческое воображение;
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Оборудование:

  • альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги 10х14 см.,
  • карандаш,
  • ножницы,
  • клей,
  • ластик,
  • кисточка,
  • ветошь.

Для учащихся:

  • линейно–пятновой портрет <Рисунок1>, <Рисунок2>,
  • силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня”<Рисунок3>,
  • обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова <Рисунок8> /на каждой парте по 1 экземпляру/.
Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 8

Для учителя:

  • силуэт Крылова,
  • черная бабочка<Рисунок9>, белая бабочка <Рисунок10>, цветная бабочка <Рисунок11>, целая стайка бабочек /силуэтные/ <Рисунок12>,
  • силуэтные иллюстрации из басни Крылова /“Ворона и лиса”<Рисунок5>,“Свинья и дуб” <Рисунок6>, “Лиса и виноград” <Рисунок7> и другие/.
Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Основная часть урока

Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

Эти работы выполняют художники-графики . Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами .

Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.

- Почему же мы говорим, что силуэт - это изображение в виде тени, котороя обязательно повторяет сам предмет ?

Значит, бывают и другие тени?

Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)

Рассмотрим следующий сюжет композиции.

Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?

За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.

Значит зима, поздний вечер.

А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.

Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.

- Какое время года?

Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)

Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.

Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми?(См. рис. 8)

- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.

Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?

Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?

Верно. Тени удлиняются и сужаются.

Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.

Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.

Отметим еще одну особенность силуэта.

Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)

Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)

Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)

- Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?

- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.

Поэтому он воспринимается как пятно.

Вот целая стайка бабочек . (См. рис. 12)

Издали они выглядят черными пятнышками.

Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.

И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?

- Откуда произошло это слово?

Историческая справка:

Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.

У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.

Такие изображения и стали называться “силуэтами” . Было это почти 200 лет назад.

- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?

Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.

Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.

Выполнение задания:

1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.

2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.

3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.

4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.

Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.

Задаются вопросы:

1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.

2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/

Силуэт — ограниченное отображение чего-либо.

Вид и приём прикладной графической техники. История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века. Французский художник Ф. Г. Сидо - один из первых силуэтистов в России. Он известен по созданной галерее портретов придворных Екатерины II. Новым словом в развитии искусства силуэта в России стали портреты, выполненные в первой половине ХХ века графом Ф. П. Толстым. Силуэт конца XIX века - первой половины XX века неразрывно связан с творчеством Е. С. Кругляковой и Н. Я. Симонович-Ефимовой. (Википедия)

В XVIII веке в эпоху рококо искусство силуэта начало получать распространение во Франции. Популярность получили портреты в стиле силуэта. Название силуэт искусство получило от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709-1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и не престижное.

В конце XIX века техника получила развитие. Популярность стали получать не только портреты, но и книжная иллюстрация.

Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому (1783-1873). Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он широко известен как автор медальонов с аллегорическими сценами на темы Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.

Небольшой альбом силуэтов работы Федора Толстого хранится в Эрмитаже.

Выцинанка, вытынанка, вырезанка … Получила развитие в Белоруссии в XVI веке. Это вырезание силуэта из бумаги. Особенности выцинанки: симметричность и декоративность.

Искусство силуэта сейчас широко развито в мире. Чаще всего это одноцветные бумажные работы.

украинские художники Дмирто и Юлия

Вырезание из бумаги Джулен Харрисон

Нас силуэт интересует с точки зрения интересной привлекательной линии, которая будет удерживать внимание зрителя. Сложный силуэт создает у зрителя желание рассматривать, возникает понимание того что изображено на фотографии или рисунке.

С помощью силуэта зритель распознает форму. Мы не видим, что находится внутри формы, но при этом нам понятно, что происходит на изображении. Точно так же мы должны находить интересные силуэты в наших работах и показывать их зрителю. Посмотрите как на плакате снизу четко читается силуэт!

Интересный силуэт задает ритм, движение.

Неудачный силуэтвнесет сумятицу в умы, человеку придется всматриваться в изображание что бы понять о чем оно?

В данном силуэте не понятно что изображено.

В хорошем силуэете мы быстро понимаем о чем идет речь.

«ПРИЯТНЕЙШАЯ ТЕНЬ» В РОССИИ

Л.Л. РУДЕНКО

Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность…

Искусство изображения чернофигурных контурных сцен дошло до нас на античных сосудах, производимых в Аттике. Античные художники (VI веке до н. э.) виртуозно владели выразительным контуром и штрихом, создавая сложные многофигурные профильные композиции.

С изобретением бумаги в Древнем Китае (105 г. н.э.) появились «китайские тени». Из Китая по Великому шелковому пути они проникают в Западную Европу, где общественная культура начинает осваивать новое искусство. Но к середине XVIII века европейская жизнь искусства «китайской тени» замирает и переживает свой Ренессанс уже во Франции, где и получило название «силуэта».

России увлечение силуэтом приходится на вторую половину XVIII века. Честь знакомства русских с европейским силуэтом принадлежит императрице Екатерине Великой – немецкой принцессе по своему происхождению, и французскому мастеру Ф. Г. Сидо, которого по праву называли «художником ножниц». Он портретировал Екатерину Великую и преподнес ей в подарок её силуэт с подписью «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской».

В Петербурге мастер работал всего два года с 1782 по 1784, и за столь короткое время создал около 200 портретов. Альбом силуэтов Ф. Г. Сидо «Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные» был издан в Петербурге в России 1899 году.

Ф. Сидо. Силуэтные портреты
слева – «Приятнейшая тень Екатерины II» (1729-1796)»,
справа – портрет князя Потёмкина-Таврического (1739-1791)

Ф. Сидо.
слева – Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786)
справа – Папа римский Пий VI (1717-1799).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик И.Ф. Антинг (1753-1803),
выпустивший в 1791 г. альбом «Collection de cent silhouettes».

И.Ф. Антинг. Русский учёный Разумовский С.Я. (1734-1812),

В первой половине XIX века силуэтное портретирование становится одним из излюбленных художественных развлечений русского дворянства. «Силуэтную» эстафету подхватывает русский мастер – Федор Толстой (1783-1873), скульптор, медальер, рисовальщик и живописец.

Ф. Толстой. Российский царь Александр Первый (1777-1825)

Ф. Толстой.
слева – Солдат (1812-1820 г.г.),
справа – Человек, читающий книгу (37х35)

Лучшие силуэты Ф.Толстого, посвящены Отечественной войне 1812г.. Особый интерес представляет силуэтная композиция Ф.Толстого «Парад Павловского полка у памятника Суворову» времен императора Николая I (1796-1855).

Ф. П. Толстой. Парад Павловского полка у памятника Суворову
1816 – 1820-е г.г. (Илл.: – 7х21см.)
.

Силуэты Ф. Толстого, изображающие будни русской жизни, привлекают широтой, многогранностью интересов художника. Русские крестьяне в его работах – это достойные, сильные, привлекательные люди, вызывающие глубокое уважение.

Ф. П. Толстой. Сцена в избе. 1816 – 1820-е г.г.
(Илл. прим. – 8х21см.)

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству в России почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Во второй половине XIX века преемницей Ф.Толстого стала «прекрасная Диана». Так современники нарекли Е. Бем (1843-1914). Она создала жанр детских сцен – целый мир детства. Лучшие ее работы навеяны образами детей.

Е. М. Бем. Автопортрет.

Е. Бём. Силуэты из жизни детей (1877).

Новый период возрождения силуэта начинается в конце XIX в. в творчестве русского художника К. Сомова (1869-1939) – «он мастер линий, он маг линий» по выражнию А.Бенуа.

К.Сомов. Заставки к журналу «Золотое руно», 1906 г.:
слева «Поцелуй»; справа «Дама с собачкой».

Но временем настоящего возрождения искусства силуэта стало начало XX – века. Возвращение к традициям прошлого, чтобы понять настоящее – это было совершенно в духе идей Серебряного века. XX век принес новые имена: Нина Симонович – Ефимова (1878-1958), Георгий Нарбут (1886-1920), Михаил Добужинский (1875 – 1957) и Елизавета Кругликова (1865 – 1941).

Н. Симонович-Ефимова. Катание на санках.

Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.

Г. Нарбут. И Крылов(1769- 1844), русский баснописец.

С именем М. Добужинского, крупнейшего мастера книжной графики, в истории русского силуэта связан целый ряд «украшательских» виньеток и концовок к журналу «Аполлон», отличающихся декоративностью и причудливостью форм оригинального узора. Добужинский заботится не столько о выразительности черного пятна, сколько о сложной извилистости линий контура, стараясь как можно больше ими рассказать.

М. В. Добужинский. Концовка. 1909 г..

М. В. Добужинский. Мадригал. 1908.

Другим крупнейшим мастером силуэта была Е. Кругликова. Ее творчество отличалось поисками новых современных средств и форм выражения и развивалось в реалистическом направлении.

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русских поэтов «Серебряного века»
Слева Б. Пастернак (1890-1960), справа К. Бальмонт (1867-1942)


Е.Кругликова. Силуэтный портрет русского поэта
М. Волошина (1877-1932).

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русской поэтессы
А. Ахматовой (1889-1966)

Е. Кругликова. Групповой портрет русских художников Е.Лансере, И.Репина и К.Петрова-Водкина в залах художественной выставки.

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной для иллюстраций.

Н. Ильин. Царское село. Русский поэт Пушкин А.С. (1799-1837)

В.Гельмерсен. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»
(Илл. прим. – 7х7см.)

Произведения современных русских художников различных поколений показывают, что искусство силуэтного портрета успешно развивается.

Арина Даур (г.р. 1982)

слева Автопортрет (12х17), справа портрет К.Х. Андерсена

Игорь Бабаянц (г.р. 1940).
Портрет матери.

Александр Гусев (г.р. 1953).