Появление “Преступления и наказания” явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал пятнадцать лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета – драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала нравственная ответственность. В письме к Котову, редактору “русского вестника”, писатель определяет предполагаемую форму будущего произведения как психологический отчет одного преступления.
Известно, что работал над романом Достоевский очень тщательно, переработав восемь вариантов, прежде чем нашел окончательный. Он работал так усердно, что теперь читая и перечитывая эпизоды нам кажется, что это вполне оконченные и оформленные рассказы, как в мозаике, каждый кусочек красив, но а вместе эта картина вызывает восхищение и тихую едва заметную зависть перед гением великих. Вот и сейчас, прочитав маленький отрывок, постараемся понять что он значит, для чего он дан нам. Свидригайлов и Дуня – вообще очень интересная линия романа. Их взаимоотношения развивались довольно странно, но самым интересным для нас становится развязка отношений, последняя встреча стала самым драматическим моментом.
Если рассматривать эпизод композиционно, то мы можем сказать: в начале отрывка Достоевским дана экспозиция, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. Все начинается очень таинственно, но вполне мирно, не что не предвещало столь бурного развития действий; в этом и состоит гений Достоевского, любое произведение, даже часть оного, держит читателей в постоянном напряжении. Завязку, начало действия, мы видим, когда вместе с героями перемещаемся в квартиру Свидригайлова. Мы чувствуем, как бегут цыпки по рукам Дуни, нам страшно, вернее мы только задумались над возможным исходом сцены и уже становится не по себе. Развитие действия очень бурное, настолько яркое, что становится плохо, как бы весь этот мир не разрушился и не залился багровой краской. Наши опасения все возрастают и возрастают но вот и он, самый напряженный момент в развитии действий – кульминация ставшая неожиданностью для всех: Дуня стреляет, но пуля лишь оцарапала Свидригайлова; стреляет еще… о боже, она его убьет, неужели в этой книге будут еще убийцы и убитые; неужели мир страшен не только в реальности, но и в книгах, разве это единственный путь, одна только возможность решить все проблемы. Неужели человек настолько слаб… Но Достоевский опять сделал невозможное, заставив поверить в альтернативную реальность, которой нет и быть не может. И вот развязка мы видим, они слишком разные чтоб быть вместе.
Не малую роль сыграло само описание квартиры Свидригайлова. Он дает понять, что дом пуст, тем более, что “квартира Свидригайлова приходилась как-то между двумя почти не обитаемыми квартирами. Вход к нему был не прямо из коридора, а через две хозяйкины комнаты, почти пустые… ”
Временные рамки искусно раздвигаются, когда мы слышим рассказ о подслушивании вновь и вновь возвращаясь к преступлению Раскольникова.
Но на этом фоне Достоевский показывает как Свидригайлов приближается к Дуне: ” на сажень от нее”, ” шагах в восьми от Дуни”, ” в трех шагах”, ” в двух шагах”… Мы видим как пространство рядом с ней уменьшается и это не просто угнетает, это рвет ее на части изнутри. Достоевский на протяжении повествования дает точные, меткие описания: ” бледные помертвевшие губы”, ” она задыхалась”, ” почти в обмороке упала она на стул”…
Этот эпизод был трагичен не только для Дуни но и для Свидригайлова, мы помним его “насмешливую улыбку”… кажется, он сам ищет смерти, приближаясь к ней, он подталкивает ее к действию, но нет, он будет жить.
Спасая свою душу, он отпускает Дуню…


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Последняя встреча Свидригайлова и Дуни. (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. V)

Достоевский Ф.М. Последняя встреча Свидригайлова и Дуни. (Анализ эпизода из романа «Преступление и наказание», ч. 6, гл. V.)

Своё произведение Достоевский обдумывал пятнадцать лет. Ещё в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и её прав. В основе первоначального сюжета - драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала нравственная ответственность. Работал над романом Достоевский очень тщательно, переработав восемь вариантов, прежде чем нашёл окончательный. Он работал так усердно, что теперь читая и перечитывая эпизоды нам кажется, что это вполне оконченные и оформленные рассказы, как в мозаике, каждый кусочек красив, но а вместе эта картина вызывает восхищение и тихую едва заметную зависть перед гением великих. Вот и сейчас прочитав маленький отрывок постараемся понять что он значит, для чего он дан нам.

Свидригайлов и Дуня вообще очень интересная линия романа. Их взаимоотношения развивались довольно странно, но самым интересным для нас становится развязка отношений, последняя встреча стала самым драматическим моментом. Если рассматривать эпизод композиционно, то мы можем сказать в начале отрывка Достоевским дана экспозиция, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. Всё начинается очень таинственно но вполне мирно, не что не предвещало столь бурного развития действий; в этом и состоит гений Достоевского, любое произведение держит читателей в постоянном напряжении. Завязку, начало действия, мы видим, когда вместе с героями перемещаемся в квартиру Свидригайлова. Не малую роль сыграло само описание квартиры. Свидригайлов даёт понять, что дом пуст, тем более, что " квартира Свидригайлова приходилась как-то между двумя почти не обитаемыми квартирами. Вход к нему был не прямо из коридора, а через две хозяйкины комнаты, почти пустые..." Свидригайлов признается Дуне, что подслушивал разговор Софьи Семеновны с Родионом Романычем «сидя на стуле, два вечера, оба раза часа по два». Мы чувствуем как бегут цыпки по рукам Дуни нам страшно, вернее мы только задумались над возможным исходом сцены и уже становится не по себе. Уединенное положение квартиры Свидригайлова поразило Дуню и ей захотелось спросить, «дома ли по крайней мере его хозяйка», но из-за чувства гордости она не сделала этого. Мы понимаем, что Свидригайлову так просто не отвернуть Дуню от Раскольникова, и чтобы Дуня осталась с ним, он начинает рассказывать про убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Она не верит этому, так как знает что Раскольников ради денег этого сделать не может, но вскоре верит этому, потому что Свидригайлов приводит причины. Развитие действия очень бурное, настолько яркое, что становится плохо, как бы весь этот мир не разрушился и не залился багровой краской. Свидригайлов приближается к Дуне: " на сажень от неё", " шагах в восьми от Дуни", " в трёх шагах", " в двух шагах"...Мы видим как пространство рядом с ней уменьшается и это не просто угнетает, это рвёт её на части изнутри. Наши опасения всё возрастают и возрастают но вот и он, самый напряжённый момент в развитии действий - кульминация ставшая неожиданностью для всех: Дуня стреляет, но пуля лишь оцарапала Свидригайлова; стреляет ещё! ... о боже, она его убьёт, неужели в этой книге будут ещё убийцы и убитые; неужели мир страшен не только в реальности но и в книгах, разве это единственный путь, одна только возможность решить все проблемы. Неужели человек настолько слаб... Но Достоевский опять сделал невозможное, заставив поверить в альтернативную реальность, которой нет и быть не может. И вот развязка мы видим, они слишком разные чтоб быть вместе. В душе Дуня не питала к Свидригайлову ни каких чувств. «Он подошел к Дуне и тихо обнял ее рукой за талию. Она не сопротивлялась, но, вся трепеща как лист, смотрела на него умоляющими глазами. Он было хотел что-то сказать, но только губы его кривились, а выговорить он не мог.

Отпусти меня! - умоляя сказала Дуня….»

«- Так не любишь? - тихо спросил он.

Дуня отрицательно повела головой.

И... не можешь?.. Никогда? - с отчаянием прошептал он.

Никогда! - прошептала Дуня.»

Достоевский на протяжении повествования даёт точные, меткие описания: " бледные помертвевшие губы", " она задыхалась", " почти в обмороке упала она на стул"...

Этот эпизод был трагичен не только для Дуни но и для Свидригайлова, мы помним его "насмешливую улыбку"...кажется он сам ищет смерти, приближаясь к ней, он подталкивает её к действию, но нет, он будет жить. Спасая свою душу он отпускает Дуню...


Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф

Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, - вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия «больного» сознания.

Материал для сочинения

СВИДРИГАЙЛОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), состоятельный дворянин «не без связей». Впервые Аркадий Иванович С. упоминается в письме матери Раскольникова к сыну с рассказом о злоключениях его сестры Дуни, служившей в доме С. и его жены, богатой помещицы Марфы Петровны. Сластолюбивый С. преследовал красавицу горничную, а получив отказ, оклеветал.

Образ Свидригайлова в романе Преступление и наказание

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» будет рассмотрен в данной статье. Этот персонаж в произведении является вторым духовным «двойником» Родиона Раскольникова (первый — несостоявшийся жених его сестры). Образ Лужина и Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» объединяет принцип вседозволенности.

Внешне, по мнению интересующего нас персонажа, они с Родионом «одного поля ягоды».

Образы Свидригайлова и Лужина в романе «Преступление и наказание»

«Двойники» Раскольникова. Система образов в «Преступлении и наказании » строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы привести его самого к осознанию ее ложности. Герою романа кажется, что он ответствен только перед собственной совестью. Суд других он принципиально отвергает. И все же при всей его отдаленности от людей, замкнутости, эгоцентричности он не может разорвать объективно существующие многообразные связи с внешним миром.

Описание свидригайлова глава

Свидригайлов Аркадій Іванович - один з центральних пфоев. «…Років п’ятдесяти, зростанню вище середнього, огрядного, з широкими і крутими плечима, що надавало йому дещо сутулому вигляду… Широке, вилицювате обличчя його було досить приємно, і колір обличчя був свіжий, не петербурзький. Волосся його, дуже ще густі, було зовсім біляве і трохи хіба з сивиною, а широка, густа борода, що спускалася лопатою, була ще світліша за головне волосся.

Последняя встреча Свидригайлова и Дуни

Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч. 6, гл. V. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого автора? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ.

Презентация на тему: Двойники Раскольникова

Тема: «Двойники Раскольникова». Работа Швецовой Елизаветы. ученицы 10 «А» класса МБОУ СОШ №12 школы г.Новоалтайска Преподаватель Бочкарёва Галина Рудольфовна

В центре романа - Родион Раскольников и его теория о вседозволенности избранных. Каждое лицо, разговор, встреча здесь играют важную роль в душевной эволюции героя. Очень важное значение в этом смысле приобретают образы двойников Раскольникова - Свидригайлова и Лужина

Дворянин, служивший в кавалерии, Свидригайлов «рыскал» потом в Петербурге, был шулером.

Раскольников и Свидригайлов сравнительная характеристика

Раскольников и Свидригайлов - герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство.

Раскольников и Свидригайлов

Подготовила Лидия Финч, 10 А Проверила Л. В. Кузякина Роман ФедораМихайловича Достоевского Преступление и наказание — одно из самых глубоких исложных произведений русской литературы. Главный герой отчужден от всего мира,от самых близких ему людей матери, сестры, друга. Достоевский утверждал, чтовернуться в это общество, стать его полноправным членом можно, лишьвоспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись состраданием.

Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Возможно, еще на каторге, куда Достоевский был сослан в 1850 году как государственный преступник, у писателя заро­дилась мысль об «идейном преступлении», разрешившем себе кровь по совести. Мучила Достоевского и мысль о «наполео­нах», присвоивших себе право на гибель миллионов людей.

В 1866 г. был напечатан роман «Преступление и наказа­ние». Достоевский подчеркивал современность своего романа. «Действие современное, в нынешнем году», - писал он Катко­ву в сентябре 1865 года. Достоевский считал, что главное обая­ние личности Раскольникова в том, что он «сознает и судит мир».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга… После сцены убийства практически сразу начинается наказание преступ­ника. Весь дальнейший ход романа является опровержением теории Раскольникова.

От убийства до признания проходит всего месяц. Борьба с самим собой не прекращается ни на минуту. И все время «за кулисами» ощущается присутствие Порфирия Петровича, хотя они встречаются за все время всего три раза.

Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Следователь со­страдает Раскольникову, по-своему любит его. Он симпатизи­рует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Ме­сто следователя в романе - это постоянные подсмеивания над главным героем при всей серьезности отношения к нему. Рас­кольников никак не может уловить, когда Порфирий Петро­вич серьезен, а когда валяет дурака.

Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но де­лает их в шутейном тоне и форме, и форма-то больше, чем на­меки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развен­чать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом попадается.

И лишь когда приходит к Раскольникову на квартиру, сле­дователь не смеется, не подхихикивает, и этим снимает маску и добивает Раскольникова. Он откровенно обвиняет его и пред­лагает явиться с повинной, хотя арестовать не может из-за от­сутствия доказательств. Он уверен, что у Раскольникова все наладится со временем, что ему «давно уже воздух переменить надо», что ему просто необходимо пострадать - это его изле­чит.Порфирий - это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Рас­кольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетер­пимы для «наполеончика» из Столярного переулка.

Прощаясь, советует Раскольникову, ежели он надумает по­кончить самоубийством, оставить «краткую, но обстоятель­ную записочку» в две строчки, поскольку так «благороднее будет-с».

Измотанный страхом разоблачения, Раскольников пере­сматривает если не саму свою теорию, то свое место в ней: «.. .Он с омерзением почувствовал вдруг, как он ослабел, физи­чески ослабел.

«Я это должен был знать, - думал он с горькою усмешкой, - и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же за­ранее и знал!..» - прошептал он в отчаянии.

Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию:

«Нет, те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забы­вает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в москов­ском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»

Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти рассмеши­ла его:

«Наполеон, пирамиды, Ватерлоо - и тощая гаденькая ре­гистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, - ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: «по­лезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке»! Эх, дрянь!..»

Читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопро­сы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную за­дачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя-гумани-ста.

/ / / Последняя встреча Раскольникова со Свидригайловым (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Во время душевных излияний Свидригайлова Раскольников все время ловит себя на мысли, что Аркадий Иванович воспользуется неопытностью и наивностью его сестры. Такие предположения неприятны Свидригайлову, если не сказать больше, они его раздражают, он злится и нервничает. Возможно, все дело в том, что вызвала в душе циника настоящие чувства. Авдотья Романовна глубоко засела в душе этого развратника, она смогла затронуть в ней потаенные струны. Только вот быть им вместе никак не суждено. И Свидригайлов это прекрасно понимает: он не достоин такой женщины, не сможет ее добиться. Тогда чтобы сделать больнее, в первую очередь себе, начинает в подробностях рассказывать все пикантные моменты своих похождений.

Многие моменты описаний жизни и внутренних побуждений никак не состыкуются с тем, что у него есть совесть. И он действительно мучается ее терзаниями. Свидригайлов боится смерти. Он не знает, что за этой чертой, как придется платить за все поступки, совершенные здесь.

Судьба Аркадия Ивановича трагична, и это мы с ясным осознанием понимаем в эпизоде последней его встречи с Раскольниковым.