Wrote in February 24th, 2016

Ещё

Москва на костях
Фотограф Сергей Карпов и журналист Алексей Сочнев изучили, что теперь находится на местах, где раньше были кладбища

Корреспондент «Русской планеты» Алексей Сочнев и фотограф Сергей Карпов приглашают вас на прогулку по нескольким бывшим кладбищам Москвы.


Здание Гохрана на месте бывшего Армянского кладбища в Филях


В старину покойников в Москве хоронили при церквях и монастырях, а для умерших насильственной смертью, странников и иноверцев существовали убогие дома, которые также называли скидельницами или гноищами. К концу XVII века в Москве насчитывалось более 300 разрастающихся кладбищ около церквей, а известных убогих домов было четыре. Скидельницами назывались места, откуда брали глину («скидель» - глиняная посуда). Когда место вырабатывалось, евреи и христиане использовали яму для погребения странников, иноплеменных и убогих, погибших на войне или умерших от моровых язв.

Если трупов было слишком много, их сваливали в кучу в огромные ямы со льдом, не закапывая, не отпевая, оставляли до весны. Трупы хранились до Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи), когда тела предавали земле. К убогим домам на ритуал приходило много народу, зевак, побирушек и плакальщиц. Собравшиеся рыли могилы, вытаскивали накопившиеся мертвые тела из ямы, облекали их в саваны, клали в гробы и предавали земле. Другие в этот момент пели панихиды и молились за упокой всех погребенных. Тут же устраивали поминки, передавая из рук в руки чашу. Из-за воздействия погоды некоторые трупы подгнивали, отсюда и альтернативное название места - гноища.

В Москве известных убогих домов было четыре. Один на пересечении Пречистенки и Мертвого переулка (теперь это Пречистенский переулок). Второй убогий дом находился за Серпуховскими воротами, там был похоронен царевич Димитрий, сын Ивана IV (или Лжедмитрий). Третий - за Таганкой, на его месте построен Божедомский монастырь (он же Покровский). Самый старый, четвертый убогий дом, был на реке Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. В 1934 году церковь снесли, на ее месте прошел Калининский проспект (сейчас улица Воздвиженка). В 1979 году, когда через проспект строили подземный переход, культурный слой с древними гробами был вскрыт. Их сгребли в кучу экскаватором, вывезли на свалку и сожгли.

Первыми запретили хоронить в пределах Кремля цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович: во время ливней и паводка трупный яд с церковных кладбищ и убогих домов попадал в питьевую воду, вызывал заболевания, повышал смертность. Запрет на захоронение в пределах всего города издал в октябре 1723 года Петр I. Однако его указы в Москве исполнять не торопились: москвичи считали царя Антихристом, который ведет борьбу с традициями православного народа, и продолжали хоронить около церквей.

Следом за Петром борьбу с кладбищами продолжила императрица Елизавета Петровна. Ее беспокоило не только здоровье населения, но и эстетика: могилы портили пейзаж на пути от дворца на Яузе к Кремлю. Их было велено сравнять с землей, а надгробные камни пустить на строительство новых и ремонт старых церквей. Чтобы закрыть оставшиеся московские кладбища и убогие дома, было решено открыть общегородское кладбище за пределами города. Для подбора места образовали специальный комитет из авторитетных московских священников и главного архитектора Москвы князя Дмитрия Ухтомского.

Место было выбрано соответствующее: при новых убогих домах у Марьиной Рощи, близ древнего немецкого кладбища за городской чертой. В 1732 году от церкви Иоанна Воина сюда перевезли амбар для хранения мертвых тел, а затем в 1750 году выстроили деревянную церковь Св. Лазаря Четверодневного. Так общегородское кладбище стало называться Лазаревским. Москвичи не любили его, считали проклятым местом для непокаявшихся грешников. Такое отношение к нему сохранялось до знаменитой эпидемии чумы 1771 года (тогда из-за опасности распространения болезни сенат окончательно запретил хоронить в черте города, и для покойников на скорую руку были созданы восемь кладбищ за пределами Москвы). А Лазаревское, оказавшееся единственным в Москве кладбищем внутри Камер-Коллежского вала, сделалось престижным. В XIX веке на нем уже хоронили купцов, духовенство, военных и артистов. На западе Москвы было разбито огромное Дорогомиловское кладбище. По соседству с ним расположилось Борейское (еврейско-караимское) и Армянское кладбища. На Востоке появились Семеновское и Военное кладбища, Братское на севере Москвы, на юго-востоке - Кожуховское, всего более 40 погостов.

После революции в 1920–1930 годах большевики в рамках борьбы с религиозными культами и смертью как таковой повсеместно упраздняют кладбища и вводят традицию открывать на их месте учебные заведения, парки и футбольные поля. После расширения Москвы в 1950-х годах под каток попадают кладбища в присоединенных к столице селах. С одних кладбищ родственникам разрешают перевезти останки в разрешенные места, с других останки сгребает экскаватор и отправляет в последний путь на пригородную свалку.


2. Кладбище Симонова монастыря

Дворец культуры и другие сооружения предприятия ЗИЛ были построены на месте внушительного кладбища при Симоновом монастыре. Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь же в ряд выставлены надгробия, которые до этого использовались как бордюрный камень. Сам Дворец творчества в связи с реконструкцией заводской территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ». Под зданиями ЗИЛа похоронены представители русского дворянства. Например, Головины, Дурасовы, Муравьевы, Нарышкины, Татищевы, Шаховские и многие другие.


3. Кожуховское кладбище

Кожуховское кладбище было создано в 1771 году во времена буйства чумы. Тогда в сутки болезнь уносила 40–70 жизней, погибли тысячи людей. Кладбище действовало до 1935 года, когда было принято решение его закрыть, а захоронения убрать. Сейчас его территорию занимают школа №2056 (улица Петра Романова, дом 16) и пришкольная территория. Холерных кладбищ на старых картах Москвы удалось обнаружить ровно восемь. Сейчас на их месте находятся жилые дома (например, дом 3 корпус 5 и 3 корпус 6 по Большой Черкизовской улице), офисные здания или даже одно из старейших предприятий, входящих в структуру Роскосмоса, - корпорация ВНИИЭМ.


4. Люблинское кладбище

Сравнительно большое кладбище города Люблино, бывшего районного центра Московской области к юго-востоку от столицы. Существовало с 1635 года, находилось между нынешним Спортивным проездом, дом 3, и домом 5 (строение 3) по Краснодонской улице.

Кладбище было закрыто для захоронений в 1939 году и снесено в начале 1960-х годов, после присоединения города Люблино к Москве. На самом кладбище теперь располагаются школа № 335 (Спортивный проезд, дом 3А) и футбольное поле. Несмотря на то что это кладбище снесли сравнительно недавно, коренной житель Люблино Сергей Аникин в разговоре с РП уверял, что даже не подозревал о его существовании. Здесь же, в Южнопортовом районе Юго-Восточного округа, когда-то было Старообрядческое кладбище. Оно находилось между домами 3 (строение 10) и 3 (строение 13) по улице Мельникова.


5. Кладбище села Юрлово

Село Юрлово находилось на севере Москвы у правого притока Яузы реки Черемянки. Оно соседствовало с деревнями Подушкино, Сабурово, Козеево, Чернево, Медведково и Бибирево. В 1960 году села и деревни вошли в состав Москвы. Территории Сабурово, Подушкино, Бибирево и Юрлово сейчас входят в состав района Бибирево. Кладбище бывшего села Юрлово при вхождении в состав Москвы было застроено. Сейчас на его месте стоит дом 10 по улице Пришвина, в нем, кроме прочего, располагается судебный участок № 86.

На севере Москвы располагались еще два кладбища: Братское и кладбище поселка Сокол. Братское кладбище находилось в районе нынешней станции метро «Сокол» на землях бывшего села Всехсвятского. Оно было открыто по распоряжению Городской думы в начале 1915 года для захоронения москвичей, погибших на фронтах Первой мировой войны или умерших в московских госпиталях от ран. На нем были похоронены около 18 тысяч солдат, офицеров, врачей, сестер милосердия и летчиков. В 1925 году кладбище было закрыто для захоронений, а в 1932 году почти все надгробия были снесены, в центральной его части создали парк. В парке за кинотеатром «Ленинград» сохранился памятник на могиле студента Шлихтера. В 2004 году парк преобразовали в Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны, установили ряд монументов и открыли часовню в память о погибших.

На востоке поселка Сокол и Братского кладбища располагалось еще одно обычное городское кладбище. Сейчас на его месте разбит Чапаевский парк.

Не всем кладбищам повезло повезло так, как кладбищу района Сокол, где установили памятные знаки. Много лет градозащитники из организации «Архнадзор» пытаются добиться от властей Москвы решения построить в районе Соколиной Горы (Восточный административный округ) военный мемориал. Здесь когда-то находилось огромное Семеновское кладбище. Оно, кстати, было единственным «нечумным» из дореволюционных кладбищ, а после 1812 года часть территории кладбища была специально выделена для погребений героев и участников войн. Там погребали умерших от ранений в близлежащем Лефортовском военном госпитале солдат, офицеров и ветеранов как Отечественной войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой. Для жертв этой войны на южной окраине кладбища был даже выделен специальный участок, где все могилы и надписи на могильных плитах были оформлены по единому образцу, а кресты по одной форме. Семеновское кладбище называли кладбищем воинской славы России.

Весной 1935 года кладбище было закрыто для захоронений. Родственникам было разрешено перенести останки усопших. Их частично перенесли на ближайшее - Преображенское кладбище, но большая часть осталась на месте. Моссовет принял решение о досрочной ликвидации части кладбища размером 4,2 га, «вызванное государственной необходимостью в связи с прирезкой земель к территории завода №24».

На месте военных могил теперь находится ФГУП «ММПП "Салют"» и многоэтажные жилые дома. Котлован на кладбище под будущий завод рыли студенты. Один из них, Эмиль Кардин, вспоминает: «На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали... Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады – стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку... Иной раз останки лежали в два-три слоя».

Сейчас кладбище застроено, прямо по нему прошел Семеновский проезд и трамвайные пути, разделившие его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, - именно там теперь находится сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися несколькими надгробиями. При облагораживании сквера ежегодно находят черепа, кости и даже гробы.


6. Черемушкинское кладбище

Дом аспиранта и студента МГУ, знаменитый ДАС на улице Шверника - самое большое общежитие Московского университета, а в прошлом «Дом нового быта» архитектора Остермана - находится на пересечении Большой Черемушкинской улицы и улицы Шверника. Рядом с ДАСом, где сейчас автостоянка №3, было Черемушкинское кладбище. «Я жила в ДАСе в 2002–2003 годах, и несмотря на то, что студенты любят страшилки, о кладбище никто не упоминал. Скорее всего, о нем просто не знали», - рассказала «Русской планете» бывшая студентка МГУ Мила Дубровина.


7. Тропаревское кладбище

Тропаревское кладбище находилось в ранее существовавшем селе Тропарево на юго-западе Москвы. Сейчас на месте некрополя расположился комплекс Российского медицинского университета им. Пирогова (улица Островитянова, дом 1). Кстати, это не единственное медицинское заведение на месте погоста: медицинский центр «Практика» на 3-й Мытищинской улице стоит на месте холерного кладбища.


8. Кладбище при Алексеевском женском монастыре и богадельне им. И.Н. Геер

Главный доход обители приносило монастырское кладбище, которое было открыто в 1842 году и быстро превратилось в один из самых престижных московских погостов. Всегда украшенное цветами, оно славилось множеством часовен всех фасонов: чугунных, кованых, с литьем. Не каждое московское кладбище могло сравниться с Алексеевским по числу упокоенных знаменитостей. Здесь находились могилы историков Бартенева и Шахова, публициста и издателя «Московских ведомостей» Каткова, поэта Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Вигеля, архитектора Каминского, скульптора Рамазанова - автора скульптур Аничкова моста, горельефов Храма Христа Спасителя и посмертной маски Гоголя, художников Зарянко и Прянишникова, физика Лебедева, основателя Народного университета Шанявского, мецената Надежды фон Мекк, московских обер-полицмейстеров Огарева и Власовского, психиатра Корсакова - одного из создателей Центрального полицейского покоя для душевнобольных (НИИ общей и судебной психиатрии им. Сербского). На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы Васнецова) и Алексеевых, родителей Станиславского, семейные склепы кондитеров Абрикосовых (в советское время их фабрику переименовали в честь революционера Бабаева); Перловых, Оловянишниковых, Шустовых, производивших лучший коньяк в Москве; основателя Ново-Афонского монастыря иеромонаха Арсения. Здесь упокоились известные русские литераторы, знакомые Пушкина: например, Вельтман, историк Московского Кремля и директор Оружейной палаты, и Хлюстин, племянник графа Толстого. Судьбу Алексеевского монастыря и кладбища решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова (где был запланирован стадион имени Сталина) до Ленинских гор через площадь Дворца Советов. Назначение проспекта Ильича обязывало «осуществить на нем надлежащую монументальную застройку», что значило убрать с глаз долой храмы и могилы. Так как Алексеевское кладбище было классово чуждым, никакого переноса могил не производили. Надгробия и гранит пошли на бордюрный камень и облицовочную плитку, мрамор – на гравий. На месте кладбища был устроен детский парк, а в храме святого Алексия - дом пионеров. Сейчас на месте кладбища находится футбольное поле, все тот же детский парк, некоторые дома по улице Верхняя Красносельская, по части бывшего кладбища проходит улица Гаврикова.


9. Шелепихинское кладбище

На месте Шелепихинского кладбища был построен детский сад №1929. Исследователь исторической памяти, некросоциолог, основатель блога «Археология русской смерти» Сергей Мохов считает, что практика застраивать старые кладбища не считается кощунственной. «В Европе с кладбищами происходит приблизительно то же самое. Только к XXI веку стало придаваться значение этической стороне захоронений. Все помпезные европейские кладбища начали создаваться в эпоху романтизма - в конце XVIII - начале XIX века. Филипп Арьес в книге «Человек перед лицом смерти» подробно рассказывает про эту трансформацию отношения к смерти. Средневековое европейское кладбище - это чаще всего могила, в которую без всяких гробов сваливались тела, на картах эти места никак не отмечались. Так что по большому счету все старые европейские города, как и Москва, стоят на костях», - рассказал «Русской планете» Мохов.


10. Армянское кладбище

До наших дней просуществовало лишь одно старинное армянское кладбище неподалеку от Ваганьковского, однако карты сообщают, что было еще одно - в Филях. Находилось оно между нынешним домом 14 (строение 4) по улице 1812 года и домами 16 (строение 12) и 16 (строение 1) по Кутузовскому проезду. Сейчас там стоит здание Гохрана - Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России. Кладбище было закрыто для захоронений в 1956 году. В 1957 году родственникам усопших предложили перезахоронить могилы в течение года в ускоренном порядке, так как по проекту через территорию кладбища должен был пройти тоннель метрополитена от станции «Кутузовская» до станции «Фили». Через год проект был отклонен, и пути прошли чуть ближе к берегу Москвы-реки по открытому участку Филевско-Арбатской линии. В итоге перезахоронена была лишь каждая пятая могила. В 1970 годы во время строительства Гохрана вскрывалось много захоронений, и грунт вместе с гробами вывозился на братеевскую свалку. Выше от берега Москвы-реки вскрывались массовые захоронения солдат, предположительно привезенных с Бородинского сражения. Далее по берегу экскаваторы вскрывали карьерные захоронения, где человеческие останки были захоронены вперемежку с костями животных (недалеко от кладбища на старых картах обозначена скотобойня) и пересыпаны известью. Судя по остаткам формы, которую видели очевидцы, со скотом хоронили солдат армии Наполеона.


11. Кладбище сел Коломенское и Новинки

В 1988 году в районе была основана московская средняя общеобразовательная физико-математическая школа №1170 при МИФИ (сейчас Лицей №1523), которая находится по адресу Кленовый бульвар, дом 21, стоит как раз на месте кладбища двух сел - Коломенское и Новинки. Выпускница лицея Ольга Завелева рассказала «Русской планете», что ни она, ни кто-либо из ее одноклассников не знал, что их школа построена на месте кладбища. Скорее всего, не в курсе этого исторического материала и лицейские учителя.


12. Еврейско-караимское кладбище

В 1788 году участок под кладбище получила московская община белорусских евреев. С тех пор до революции кладбище расширялось в сторону области. В период Первой мировой войны на кладбище хоронили не только евреев-горожан, но и евреев-беженцев из районов, занятых военными действиями, а также солдат иудейского вероисповедания, умерших в больницах города. Еврейско-караимское кладбище или, как его еще называли, Борейское, граничило с Дорогомиловским - их разделял только деревянный заборчик. Судьба у них тоже сложилась по-соседски. В начале 1930-х годов захоронения были прекращены, ограды и часть надгробий снесены и разобраны населением. В 1932 году еврейской общине выделили территорию вблизи поселка Востряково, куда родственники смогли перезахоронить останки своих родных. Эксгумация проводилась за счет родственников, а перевозка гробов осуществлялась централизованно за счет государства - на машинах и подводах. По воспоминаниям очевидцев, лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место, а на Борейском, несмотря на запрет, продолжили хоронить до 1940-х годов - начала массовой жилой и промышленной застройки района. В 1948 году были демонтированы оставшиеся могилы и снесена церковь святой Елисаветы на Дорогомиловском кладбище. Перезахоронения с Дорогомиловского кладбища продолжались до начала 1950-х годов. Краевед Игорь Сергеев вспоминает, что мальчишки в то время бегали на стройку в надежде найти черепа с золотыми коронками и разбогатеть. На Дорогомиловском кладбище были погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. На Еврейском кладбище находились, например, могилы художника-жанриста Аскназия, директора института фтизиатрии, профессора Вермеля, известного публициста и общественного деятеля Иоллоса, убитого в 1907 году черносотенцами, художника Левитана, крупных российских предпринимателей Поляковых. С середины 1950-х годов Дорогомилово было застроено и приобрело тот вид, который сохранился и по сей день. На месте кладбищ были построены дома для партийной элиты: в них жили Брежнев, Андропов, Суслов и другие. В одном из домов был открыт кинотеатр «Киев», сейчас это Театр-студия Петра Фоменко. Относительно недавно, когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.


13. Лазаревское кладбище

Найти территорию самого древнего и одного из самых больших кладбищ Москвы, Лазаревского, легко. Большая его часть располагалась на месте нынешнего детского спортивного парка «Фестивальный», на его территории до сих пор можно найти остатки кладбищенских плит. Часть кладбища относится к огороженной территории церкви в самом центре парка. По его северной части проходит Сущевский вал, там же находится «Планета КВН» (в прошлом - кинотеатр «Гавана») и целый квартал жилых домов. На востоке по кладбищу проходит Олимпийский проспект, на нем же стоит несколько жилых домов. Историю создания кладбища мы уже излагали выше. Существовало Лазаревское кладбище до 1934 года. Оно было крупнейшее в Москве до 1917 года. Всего на нем было около 50 тысяч захоронений. В 1932 году кладбищенский храм был оцеплен и закрыт милицией, имущество конфисковали, здание передали заводу под общежитие для рабочих. Кладбище в 1934 году было закрыто для захоронений, а в 1936 году началось его уничтожение: бульдозерами срыли часть могил, последние сровняли в послевоенные годы. На другие кладбища перевезли только те могилы, чьи родственники захотели перенести останки. На расчищенном месте был разбит детский парк им. Дзержинского и танцплощадка. Демонтаж производили халатно, поэтому танцевать людям приходилось в окружении надгробий, которые были срыты только в 1953 году во время субботника.

По воспоминаниям священников кладбищенского храма, в парке даже валялись черепа, которыми рабочие иногда играли в футбол. До наших дней сохранилась только церковь. Местная жительница рассказала «Русской планете», что о кладбище не знают только приезжие: «Оно было очень старое, и на него с собаками гулять ходили даже до того, как появился парк. Здесь это никого не смущает». Она уверена, что все могилы были перенесены, но тут же сообщила, что в парке осталось два могильных камня, и рассказала, как их найти. На Лазаревском кладбище были похоронены: семья известного актера Силы Сандунова (запомнился своими банями); медик Семен Зыбелин, историк и москвовед Иван Кондратьев; авиатор Мухин, архитектор Николай Никитин, метеоролог Михаил Спасский, художник Васнецов, жена Белинского, мать Достоевского и другие. Здесь были усыпальницы бояр рода Колычевых, князей Голицыных, Оболенских, представители других знатных родов, родственники святителя Игнатия Брянчанинова; множество духовенства и монашествующих. В их числе епархиальный духовник Александр Стефановский, диакон Лефортовского кадетского корпуса Митрофан Протопопов, настоятель храма Святителя Николая на Маросейке, св. прав. Алексий Мечев и другие.

Кладбища Москвы часто являются не только местом захоронения умерших, но и историческими достопримечательностями. Например, Ваганьковское и Новодевичье кладбища Москвы известны как места, где погребены выдающиеся личности, известные далеко за пределами России.

История кладбищ Москвы уходит в глубину веков. Вначале погосты устраивали при монастырях и приходских церквях. Согласно различным документальным источникам в 17 веке в Москве насчитывалось от 300 до 600 кладбищ.

Были в то время кладбища и на территории Кремля. После того, как при Иване Калите в 14 веке из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра, в кремлевских соборах хоронили не только великих князей, но и русских митрополитов. Усыпальницей московских князей, а затем и царей стал Архангельский собор, а высших церковных иерархов хоронили в Успенском соборе Кремля. В числе самых древних захоронений, сохранившихся в Москве и те, что расположены на Новодевичьем кладбище и в Донском монастыре.

Иностранцев хоронили на отдельных кладбищах. Было не принято особо разделять их по национальностям, поэтому использовалось обобщение "немцы". В 12 веке "немцев" хоронили на кладбище в Марьиной роще (не сохранилось до нашего времени), позднее в Лефортове, на Немецком кладбище на Введенских горах. Здесь хоронили христиан, среди которых было множество иностранных коммерсантов, чьи фамилии встречались на вывесках магазинов Кузнецкого моста и других торговых улиц.

Уже в 1657 году, а затем и в 1723 году были изданы указы запрещающие производить захоронения при церквях на территории Москвы. Исключение делалось только для высокопоставленных лиц. Но, как это часто бывает, указ этот не особо соблюдался. Первое загородное кладбище в Москве было открыто или в 1750 или в 1758 году (источники на этот счет выражают разные мнения) - это было Лазаревское городское кладбище. В 1771 году, когда во время эпидемии чумы в Москве ежедневно умирало огромное количество людей, на Лазаревском кладбище места уже не хватало, и возобновились захоронения на территории Москвы. В ответ на это указом Екатерины II Сенат вновь запретил хоронить умерших на московских церковных некрополях, потребовав организовать достаточное количество кладбищ за чертой города.

В это время появилось около двадцати кладбищ, в числе которых: Ваганьковское, Даниловское, Армянское, старообрядческие Преображенское и Рогожское, а также другие. Тогда же открылись и Еврейское, Караимское и Татарское кладбища.

Как уже упоминалось выше, знатные особы имели привилегию быть захороненными в Москве, но за границами Земляного вала. Таким образом расширились некрополи Симонова, Новоспасского и других московских монастырей.

В 1915 году в нынешнем районе Сокол (село Всехсвятское) было создано воинское братское кладбище для захоронения погибших в сражениях Первой мировой войны. Его заложила великая княгиня Елизавета Федоровна, а позднее здесь построили храм Преображения Господня. В 1917 году на этом московском кладбище похоронили юнкеров, погибших в революционных боях. В 30-е годы кладбище и церковь сравняли с землей, и на этом месте выстроили Песчаные улицы, а затем кинотеатр Ленинград.

В ноябре 1917 года у стен Кремля возникло еще одно кладбище – здесь похоронили красногвардейцев, погибших в борьбе за новую власть. В 1927 году в Москве на Донском кладбище был построен первый крематорий с колумбарием, а затем колумбарии начали оборудовать и на других московских кладбищах.

Некоторые кладбища в Москве воспринимались как исторические памятники еще в дореволюционные годы, ведь на них можно было встретить могилы людей, сыгравших в свое время заметные роли в судьбе России. После того, как указом Советского правительства церковь была отделена от государства, кладбища превратились в гражданские учреждения, и религиозные обряды погребения сменились светскими. Изменяются не только обряды, но и внешний вид надгробий: вместо распятий появились пятиконечные звезды, и другая советская символика. В годы советской власти были снесены некоторые старые кладбища, в числе которых: Братское, Всехсвятское, Дьяковское кладбища. Были уничтожены и кладбища при Симоновом, Даниловском, Спасо-Андрониковом, Покровском и других монастырях Москвы. Исчезли также Лазаревское, Дорогомиловское и Семеновское кладбища.

По счастливой случайности удалось уцелеть кладбищам при Новодевичьем и Донском монастырях – это случилось потому, что здесь были открыты музеи. Хотя, несмотря на статус музея, Новодевичье кладбище в 30-е годы понесло значительный урон, из 2811 надгробий здесь остались лишь немногим более ста. Лучше всего сохранился некрополь при Донском монастыре – это было одно из самых аристократических московских кладбищ. Сюда после революции свозили надгробия со старинных кладбищ, подлежащих уничтожению. Поэтому Донской монастырь стал еще и своеобразным музеем надгробных памятников.

Что касается Новодевичьего кладбища, то в советское время оно стало вторым по престижности после некрополя в Кремлевской стене. Кроме многочисленных захоронений видных правительственных чиновников и партийных деятелей, на Новодевичьем кладбище покоятся и останки писателя Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, А. С. Хомякова, художника И. И. Левитана и многих других знаменитых людей.

В настоящее время в Москве существует 68 кладбищ. Некоторые из них закрыты для захоронения, а некоторые действуют.

Ваганьковское кладбище возникло в 1771 году после эпидемии чумы. Тогда на нём хоронили рядовых граждан, а сегодня предают земле известных людей. Своё последнее пристанище здесь нашли Василий Суриков, Владимир Даль, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Александр Абдулов. С этим местом связано множество историй и мистических легенд. Так, к примеру, на могиле Есенина здесь покончила с собой Галина Бесниславская. Работники Ваганьковского кладбища утверждают, что её призрак до сих пор ходит по округе.

ул. Сергея Макеева, д. 15

Новодевичье - ещё одно известнейшее кладбище столицы. Здесь похоронены Антон Чехов, Константин Станиславский, Дмитрий Шостакович, Фёдор Шаляпин, Вера Мухина, Михаил Булгаков. В 1931 году состоялось перезахоронение останков Николая Гоголя, породившее ряд слухов. Очевидцы утверждали, что череп писателя был повёрнут на бок, откуда и родилась о легенда о том, что автора «Мёртвых душ», вероятно, по ошибке закопали живьём, пока тот пребывал в летаргическом сне. Ещё одна загадочная история связана с могилой Велимира Хлебникова, которую украшает половецкая каменная баба. С 1970-х годов скульптура стала покрываться необъяснимыми красными пятнами, напоминавшими кровь. Исчезали они во время дождя.

пр-д Лужнецкий, д. 2

Старое столичное кладбище ведёт свою историю с конца XVIII века. Его первое название - Немецкое: преимущественно здесь хоронили католиков и лютеран. На территории можно встретить массу интересных склепов. Так, здесь находится мавзолей доктора Александра Овера, куда частенько приходят попросить помощи в разных житейских делах, усыпальница Луизы Симон-Деманш (любовницы драматурга Александра Сухово-Кобылина), чей дух, утверждают очевидцы, бродит среди могил. Последнее пристанище Николая Кельха по неизвестным причинам привлекает людей, интересующихся чёрной магией.

ул. Наличная, д. 1

Армянское кладбище было основано в начале XIX века по ходатайству армянской общины. Пожалуй, самая известная здесь могила принадлежит меценату Николаю Тарасову. Памятник, созданный скульптором Николаем Андреевым, воспроизводит сцену самоубийства нефтепромышленника. Он свёл счёты с жизнью после того, как с собой покончила его любовница Ольга Грибова. Та же, в свою очередь, не захотела жить после самоубийства другого своего возлюбленного - Николая Журавлёва, который незадолго до этого проигрался в карты. Грибова даже просила денег у Тарасова, но тот, конечно, ничего не дал. Ходят легенды, что призрак мецената до сих пор бродит по кладбищу и раздаёт нищим монеты, пытаясь хоть как-то успокоить совесть.

ул. Сергея Макеева, д. 12

Как и многие московские кладбища, Даниловское было основано Екатериной II после эпидемии чумы. Здесь похоронены известные футболисты, художники, артисты, писатели. Говорят, на аллеях можно встретить собственного двойника, что, как известно, недобрый знак: взгляд на себя-призрака приводит к неминуемой кончине через три дня.

пр-д 4-й Рощинский, вл. 30

С Некрополем у Кремлёвской стены и его центром - Мавзолеем Ленина - связано немало мистических историй. Рассказывают, что на Красной площади и территории Кремля периодически можно увидеть призрачных государственных, партийных и военных деятелей. Одну из таких встреч в своё время описал Николай II. Последний русский император утверждал, что накануне коронации в нему явился Иван Грозный. Как мы помним, после этого произошла трагедия на Ходынке, и потому визиты Ивана Васильевича рассматриваются как предзнаменование беды. Ещё один частый гость с того света - Владимир Ленин.

Красная площадь

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Еще Бенджамин Франклин отметил, что в мире нельзя быть ни в чем уверенным, кроме неотвратимости смерти и налогов. Обычно люди стараются максимально предпринять все необходимые обряды и ритуалы, когда свершается то самое неизбежное.

Церемония похорон стара, как и сама цивилизация, но от региона к региону наблюдаются заметные отличия в ее проведении. Многие культуры и религии предусматривают кладбища для сохранения останков умерших людей. Именно тут происходят траурные и памятные церемонии.

Однако есть у кладбищ и другое предназначение - наиболее необычные из них стали туристическими достопримечательностями. Появился даже "темный" туризм, который ставит перед собой цель посещение именно такого рода мест. Расскажем о 10 самых необычных кладбищах мира, привлекающих так много посторонних посетителей.

Кладбище домашних животных. Кладбище de Chiens для собак и других домашних питомцев считается самым старым такого рода в мире. Оно располагается в коммуне Аньер-сюр-Сен, что на северо-западе Парижа. Еще в 1898 году был принят закон, который запрещал выбрасывать трупы умерших животных и предписывал хоронить их в специальных могильниках. В итоге в 1899 году появилось такое кладбище - теперь хозяева питомцев были избавлены от необходимости сбрасывать трупы в Сену. Сейчас на кладбище захоронено около 40 тысяч животных. В начале 20 века вход на кладбище был украшен памятников сенбернару Барри, который спас около 40 человек. Самой же большой звездой de Chiens является собака-актер Рин Тин Тин (1918-1932). Считается, что именно этот пес спас кинокомпанию Warner от банкротства.

Шоссе в Ад. Кладбище Stull, расположенное в Канзасе имеет репутацию одного из самых посещаемых в мире туристами. Некоторые люди даже полагают, что именно тут располагается одно из семи врат Ада. Вокруг кладбища существует так много легенд, рассказов о колдовстве, сверхъестественных происшествиях и призраках, что якобы сам Папа Римский Иоанн Павел II приказал своему частному самолету облететь это место стороной, когда побывал на публичном выступлении в Колорадо в 1995 году. Папа посчитал это место "проклятой землей". Однако насколько это правда, и действительно ли это место так страшно? По этому поводу ведутся многочисленные споры, говорят, что тут похоронен сын дьявола со своей земной матерью. Именно поэтому Сатана и посещает это место один или два раза в год, начиная с 1850 года. Однако Трейси Моррис, автор юмористических рассказов о сверхъестественном, логично вопрошает: "Почему бы госпоже Люцифер со своим сыном после смерти не отправиться в ад, где их ждет отец семейства? Возможно, они тогда все вместе посещают свои могилы на своих каникулах?"

Посмотрите на Винчестерских гусынь. Кладбище скрещенных костей называют еще и кладбищем женщин-одиночек. Его история восходит к средневековью. Именно это место стало местом упокоения проституток, которых в Англии прозвали Винчестерскими гусынями. Женщины легально работали в публичных домах Лондона и для них выделили собственное кладбище. Железный забор здесь украшен цветными лентами, брелками, стихами и фотографиями, перьями и шелковыми чулками. Историк эпохи Тюдор Джон Стоу написал в своем обзоре Лондона 1603 года: "Этим одиноким женщинам было запрещено участвовать в церковных обрядах, пока они вели свою греховную жизнь. Их даже исключали из христианского погребения, если они занимались своим ремеслом до самой смерти. Поэтому участок, выделенный для их погребения, и называется кладбищем одиноких женщин. А создано оно было на отдалении от приходской церкви".

Природные мумии. Чтобы увидеть мумии не обязательно ехать в Египет. В Урбании, Италия, находится церковь мертвых. Сама церковь возникла тут в 1380 году, ее украшает красивый готический портал. В 1567 году здесь возникло целое братство, которое помогало людям умереть в тепле, спокойствии и заботе. А в 1833 году здесь появилось кладбище мумий, известное тем, что здесь представлены образцы не человеческой мумификации, а естественной. За алтарем были выставлены останки 18 человек, история каждого из них сохранилась до сих пор. Выделяется бывший настоятель братства, женщина, умершая во время родов и молодой парень, похороненный во время анабиоза. Туристов любят пугать рассказом, что эта мумия иногда просыпается. Специалисты полагают, что такой эффект стал возможен благодаря плесени, которая полностью вобрала влагу из трупов, поспособствовав высыханию органов. В год кладбище-музей посещает около 13 тысяч туристов.

Кладбище мафии. В 90-е годы Екатеринбург был известен в качестве криминальной столицы России. В этом городе жили многие лидеры преступных группировок, со временем Широкореченское кладбище стало место последнего успокоения для многих из них. Большинство могил здесь очень дорогих, отделанных черным мрамором. Нередко можно встретить драгоценные камни, на надгробиях часто встречаются лазерные гравировки усопших в полный рост. На могилах указаны не только имена бандитов, но и их псевдонимы, а также их таланты: "он был экспертом в использовании ножей". Коллеги отдавали дань уважения своим друзьям, стараясь максимально показать свое уважение - здесь можно встретить и семиметровую стелу, и вечный огонь. Стоимость могил и мавзолеев тут доходит до десятков тысяч долларов. Интересно, что тут же захоронен и отец Бориса Ельцина, чья могила намного скромнее.

Первое подводное кладбище в мире. В 2007 году около побережья Майами-бич был создан Мемориальный риф Нептуна, также известный как риф Атлантиды или Атлантический мемориальный миф. Это первый в мире подводный мавзолей для хранения кремированных останков и самый большой техногенный риф в мире. Он был создан на 16 акрах бесплодного дна океана и располагается на глубине около 12 метров. Несомненно, это место является идеальным кладбищем для тех, кто при жизни любил море. Посещать своих усопших родных близкие могут или путем погружения с аквалангом, или же на сайте кладбища. Комплекс является совершенным с архитектурной точки зрения - здесь есть множество колонн, столбом, статуй львов и ворот. Средняя стоимость похорон тут составляет 7 тысяч долларов, кремированные останки смешиваются с цементом и встраиваются в структуру рифа, а на этом месте устанавливается бронзовая табличка. Сегодня на рифе Нептуна похоронены уже сотни людей.

Веселое кладбище. Казалось бы, кладбище является печальным местом, но некоторые предприимчивые люди решили сделать его развлекательным. Веселое кладбище располагается на севере Румынии, в деревне Сапанта. Сегодня это место вошло в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО. Надгробия выглядят красочно, на них в поэтической и веселой манере рассказано о жизни человека. Обычные цвета здесь зеленый, синий, красный, а не унылые серый и черный. Надгробия украшают большие дубовые кресты, на которых и выгравированы смешные эпитафии. Начало этой местной традиции положил местный мастер Иоанн Стэн Патра, который установил первый крест со стишком еще в 1935 году. Возникновению такого кладбища поспособствовал тот факт, что древний народ даков, румынских предков, считал смерть лишь освобождением бессмертной души. Смерть для них была торжественным и радостным событием в ожидании лучшей жизни.

Мост в рай. Это кладбище единственное в своем роде, ведь оно является мостом в вечность. В Мексике располагается парк, который славен такой достопримечательностью. Структура кладбища основана на Григорианском календаре. Само же оно выглядит холмом, в котором есть семь уровней, представляющих семь дней недели. Кладбище, именуемое "Мостом в рай", содержит в себе 365 гробниц, внешняя сторона которых отображает соответствующее время года. Лестниц главного входа состоит из 52 ступенек - именно столько недель в году. Каждая могила здесь уникальна - отличия кроются в самом проектировании, используются различные строительные материалы. На "Мосту в рай" есть как копии знаменитых соборов, так и могилы в виде дивана или кровати с подушками в изголовье.

Таинственные висячие гробы. Традиции подвешивать гробы являются довольно распространенным мероприятием в Азии. Такие способы захоронения можно встретить в Китае, на Филиппинах и Индонезии. Некоторые гробы лежат на деревянных кольях, вбитых в скалу, а некоторые располагаются прямо на уступах или пещерах. Самым известным захоронением такого рода являются гробницы людей Бо в Гонгксиане, что в китайской провинции Сичуань. Здесь, в горах Уишань располагаются самое старое висящее кладбище - старейшим могилам целых 3750 лет! Как ни странно, но такой подход не лишен смысла - зачем хоронить гробы под землей, если желаешь попасть на небеса? Такое расположение захоронений ставит также своей целью не мешать живущим ныне людям, да и защитить останки от нерадивых потомков.

Грандиозные египетские захоронения. Одним из самых древних и величественных кладбищ является Кладбище в Гизе, что в долине Царей. Плато Гизы, место расположения Великой пирамиды, местный Сфинкс и тысячи могил привлекают сюда тысячи туристов, историков, археологов, математиков и просто ученых со всего света. Пирамида Хеопса, расположенная здесь, является самой крупной и старой. Сегодня это одно из семи чудес света. Здесь покоится тело фараона Хуфу, или Хеопса, а для изготовления такого величественного надгробия понадобилось более чем 2 миллиона камней и целых 20 лет работы рабов. Египтяне полагали, что такая сложная система захоронения обеспечит их вождю бессмертие в загробной жизни. Другим примечательным кладбищем этой местности является Долина Царей. Она входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Здесь с 1600 до 1100 года до нашей эры были построены гробницы для захоронения фараонов. Сегодня в долине обнаружено более 60 гробниц и 120 камер, где содержались останки членов королевской семьи Древнего Египта. Гробницы пережили череду ограблений, но и сегодня в Долине Царей обнаруживаются все новые интереснейшие захоронения. Последним же самым крупным открытием стало обнаружение гробницы царя Тутанхамона в 1922 году.

Нет более жуткого места на земле, как старое заброшенное кладбище. О таких местах всегда слагают множество страшных легенд и пугают ими приезжих туристов. Какую же тайну они хранят? Действительно ли души умерших наблюдают за нами? На эту тему можно рассуждать бесконечно, однако, все это не может быть доказано фактически. Еще есть аномальные зоны , которые тоже не менее жуткие, чем эти захоронения. Давайте лучше ненадолго окунемся в потусторонний мир и проведем экскурсию по самым страшным кладбищам планеты.

Старое кладбище евреев в Праге.

Кладбище представляет собой не очень большое, но очень жуткое место захоронения евреев. Захоронения происходили с 1440 по 1787 гг. На данном кладбище захоронено более 100 тыс. человек. Здесь располагаются порядка 12 тыс. надгробий.

Персонал кладбища засыпал песком самые старые погребения и возводил новые монументы и надгробия. Под землей данного кладбища уместилось 13 могильных ярусов. Земля, которая проседала с годами, сдвигалась более поздними слоями. В итоге, надгробия также стали сдвигать друг друга. Необыкновенно жуткая картина предстала перед жителями Праги, которые опасаются этого места и обходят его стороной.


Посреди огромной чилийской пустыне простирается кладбище шахтеров Ла-Нории. Исторические факты подтверждают, что несколько десятков лет назад хозяева жестоко издевались и убивали своих рабов-шахтеров. Они не щадили никого и убивали даже женщин и детей.
О кладбище ходят множество легенд, но невозможно разобрать какие из них являются правдой. Чувство потусторонних сил витает над кладбищем, пугая всех обитателей городка Ла-Нория. Кладбище совсем не ухожено, и множество могил попросту разрушено и вскрыто. Говорят, что под разрешенными надгробиями можно увидеть скелеты умерших шахтеров.

«Висячее» кладбище в Филиппинах.

Кладбище представляет собой большое количество гробов привязанных к отвесным скалам. Это жители племени Игорот хоронили своих покойных именно таким образом. По поверью племени, если тело покойного находится максимально близко к небесам, это благоприятно сказывается на его жизни в потустороннем мире. Души умерших легко наблюдают за своими близкими с высоты. Конечно, данное поверье кажется абсурдом, но зато такое кладбище совсем не занимает место на земле, которое можно использовать для посевов или прочих хозяйственных нужд.

Кладбище – катакомба в Париже.

В данных кладбищах-катакомбах захоронено более 6-ти млн. людей. Захоронения здесь начались еще в начале 19 века. Протяженность катакомб составляет более 200 км. Красота Парижа совсем не сочетается с подземной жизнью мертвых в катакомбах. Катакомбы настолько огромны, что заблудиться в них проще простого. Жители говорят, что парижские катакомбы – это бесконечный лабиринт, из которого нет выхода.

В наши дни, парижские катакомбы стали музеем и достопримечательностью для туристов. К сожалению, даже из такого страшного и трагичного места сделали бизнес-проект. Куда же катится наш мир?

Кладбище Чаучилла в Перу.

На южном побережье Перу располагается кладбище обнаруженное в начале 20-го века. Некоторым телам Долины смерти (так называют это кладбище перуанцы) более 700 лет, а самые свежие захоронения производились в 19-ом веке. Странность кладбища в том, что все покойные тела находятся в сидячем положении. В сухом климате неплохо сохранились некоторые из них.
Скелеты многих усопших остались полностью целыми. Также процесс распада тел значительно замедлился из-за того, что люди города Наска покрывали одежду покойных особыми смесями смолы, тем самым создавая процесс мумификации.

Кладбище младенцев в Тунисе.

Кладбище Тофет представляет собой большое количество могил младенцев. Захоронения, расположенные на территории площадью в 2 гектара, были досконально изучены учеными США. Специалисты утверждают, что захороненные дети умирали по естественным причинам.
Одна из версии гласит о том, что сюда приносили уже мертвых детей, что являлось обрядом в честь будущего здорового потомства. Другая гипотеза говорит о жертвоприношении на кладбище Тофет. Люди приносили младенцев в жертву Богам на этом священном для них месте. Точного ответа на вопрос об истории появления кладбища пока нет.

Даргавс – город мертвецов.

Даргавс располагается в Северной Осетии и является в прямом смысле городом мертвых . 96 больших склепов начали свое существование в начале 14-го века. Осетины хоронили родных, просто уложив тело в склепе и накрыв его щитом. Каждый склеп считается отдельным домом мертвых родственников. Каждый склеп-домик построен очень аккуратно и отштукатурен.

История гласит о том, что в период эпидемии чумы, заболевшие родственники, доживали свои последние дни именно в этих склепах.

К большому разочарованию, современные туристы засорили склепы и прилегающую территорию Даргавса бутылками , банками и прочим мусором. Стоит поднять вопрос о качестве охраны и защите кладбища от невоспитанных гостей.

8 самых красивых видов спорта