Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, И. Грабарь. Его перу принадлежит известная картина «Мороз и солнце». Название автор взял с первых слов стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина. Именно имеющейся в стихотворении пейзаж, запечатлен на полотне.

На картине мы видим суровую зиму. Всю землю покрывает толстый слой снега. Оттого как он блестит на солнце можно понять, что очень сильный мороз. Вся картина нарисована холодными тонами. Небо очень светлое, а снег настолько белый, что даже отдает синевой. Единственным темным пятном на картине есть лошадь с санями, которая заезжает в деревню. Слева на картине виднеются несколько домов. Они все покрыты снегом и такое чувство, бут-то спят. Если бы не лошади, то, казалось бы, что на картине нет никакой жизни. Но один противоречивый факт невозможно не заметить. Хотя вся картина насыщена какой-то стариной и древность, но столбы с линией электропередач уже присутствовали. Прогресс даже в то время не стоял на месте. Но все, же автор назвал свою картину «Мороз и солнце», значит, он хотел обратить наше внимание на природу, хотел показать все ее стороны. Что даже в холодные, суровые, зимние дни прелесть природы окружающей нас просто ослепительна. И хотя лучи солнца, падающие на снег, уже совсем не греют землю, но своей красотой отражения очень радуют глаз ценителей прекрасного.

Глядя на картину Виктора Цыплакова «Мороз и солнце» невольно ощущаешь пронзительный холод, исходящий от нее. Но от него не замерзаешь, а просто покрываешься мурашками по коже от увиденного чуда на картине. Переливы солнечного света на снегу уносят нас в сказку. Стоит только надеть потеплее одежду и любоваться ее до захода солнца.

Цыплаков - Мороз и солнце

Виктор Цыплаков один из знаменитых русских художников прошлого столетия. Его картина "Мороз и солнце" признана шедевром, она наполнена теплом и добром, не смотря на то, что на ней изображена холодная пора года. Зима - это волшебное время, когда вся природа замирает когда снег окутывает деревья и дороги, и атмосфера наполняется волшебством. На картине мы видим лошадку, она спокойно и плавно везет своего хозяина.

На картине изображен небольшой кусок деревенской улицы, все вокруг белое, видны сугробы снега и небольшая дорога. Очень красивый и сказочный вид. Можно предположить, что на картине изображен один из самых холодных периодов зимы. По дороге идет лошадь, а сзади ею управляет человек, который сидит в санях. Чувствуется колорит настоящей русской деревни.

Так же, видны окраины домов, они все разные, один больше, другой чуть меньше, но их объединяет то, что укрыты снегом. Чем дольше смотришь на картину, тем сильнее ощущаешь себя там, в окружении такой замечательной природы. Не маловажными являются и деревья, они отлично дополняют картину. Небо художник изобразил в синих тонах, от этого создается впечатление, что это море, которое не имеет конца. Эта работа веет спокойствием и уравновешенностью, тут нет ничего лишнего, чтобы могло отвлекать глаз зрителя. Картина дает возможность представить себя в деревне ощутить тепло печи в доме, художник дает возможность нашему воображению работать.

Картина наполнена спокойными тонами, которые не бросаются в глаза, цветовая гамма подобрана таким образом, что есть ощущение реальности. Благодаря стараниям художника, точно передана атмосфера зимней деревни. Даже человека, далекого от такой тематики данная работа не оставит равнодушным. Природа и ее составляющие стали основной темой работ Виктора Цыплакова.

Вариант 2

Картина «Мороз и солнце» полностью соответствует стихотворению А.С. Пушкина. Ведь художник написал эту картину на основе стихотворения этого всем известного русского поэта.

На картине изображена настоящая русская зима, с огромными сугробами снега. Сильный мороз и окутанная снежным покровом деревня, передают всю сущность русской зимы.

Снег искриться в лучах солнца, это подтверждает, что на улице сильный мороз. Кроме этого тепло одетые люди и медленно передвигающиеся лошади. Всё это говорит о том, что зима очень холодная и снежная.

Но от этого становиться как то радостно и тепло на душе, ведь это настоящая красавица зима. Картина не навевает грустных мыслей, а наоборот передает всю красоту и особенность отечественных зимних пейзажей, и уклад жизни людей в русских деревнях.

По человеку в санях видно, что он хочет скорее добраться домой, чтобы зайти в дом и погреться возле печи. Лошадь тоже старается быстрее преодолеть расстояние к дому, чтобы быстрее согреться в своем стойле и поскорее получить свою порцию пищи.

На санях едет один человек, а за ним еще видна лошадь с санями. Высокие сугробы, спящие дома укутанные снегом, деревья в снежном покрове и все вокруг белым бело.

Люди в санях видимо едут из леса. Скорее всего, ездили за дровами. На заднем плане картины хорошо виден лес. Картина передает радостное настроение и зимнюю стужу русской зимы.

Все вокруг засыпано снегом дома, деревья и дорога. Сугробы очень высокие, белоснежный снег переливается в розовых оттенках солнца. А высоко над головой чистое голубое небо.

Этот пейзаж передает зимнее настроение. Долго рассматривая картину, чувствуешь свежесть морозного воздуха. И полностью попадаешь в царство, где господствует суровая красавица зима.

Картина полностью передает сущность зимней деревни в прошлом. Единственное что мешает окунуться с головой в прошлое. Это линии электропередач, которые идут вдоль домов. Глядя на них чувствуешь себя в настоящем, но с минимальной долей прогресса и цивилизации.

Эта очень душевная и радостная картина, написана художником с присущим ему мастерством и душевностью. Благодаря чему это полотно остаётся известным и узнаваемым долгое время.

Много поколений видело эту картину и еще многие увидят. Благодаря искренности и точности воплощения на холсте настоящей русской зимы. Эта картина имеет много поклонников.

И настоящие ценители искусства не остаются равнодушными при просмотре этого волшебного зимнего пейзажа.

Описание картины Мороз и солнце Цыплакова

Цыплаков В. Г. Большинство своих картин писал с прекрасных русских пейзажей, создавая чудесные полотна с изображением времен года, погоды и замечательной природы.

Когда я смотрю на одну из его творений «Мороз и солнце» то создается такое впечатлении, что я нахожусь там, на пути у лошадей на той плохо очищенной от снега дороге. Она, почему то имеет розовый оттенок, наверное, из-за красного солнца предвещающего еще больший мороз. Вокруг пышные кучи снега волшебно лежат неровными буграми, укрыв как будто одеялом всю деревню. Деревья, крыши, тропинки – все укрыто белоснежным покрывалом, а на горизонте сливается в одно целое с небом. Создается такое впечатление, что совсем недавно была метель, а теперь утихла. Погода спокойная, но морозная и люди управляющие лошадьми спешат попасть домой в теплоту, не желая, долго находится на свежем воздухе.

Небольшой, старенький домик с маленькими окнами и тишиной за стеклом чем-то похож на помещичий.
Тихая живописная деревня как будто спит среди белого дня. И только две лошади, впряжены в сани, бегут по заснеженному пути, скорее всего из леса. По обочине гордо растут могучие деревья, притрушены снегом, а по тому, как наклонены их верхушки, можно понять, что ветер еще не полностью утих и слегка подувает.

Яркий свет от солнца, еще одно доказательство большого мороза присущего лютой зиме. Но, не смотря на холод, от картины веет радостью, праздником и весельем. Отдельной красоты додают тени голубого оттенка падающие на заснеженную землю от домов и деревьев, а где-то вдали виднеется темная полоса лесного массива.

Тяжело оторвать глаза и перевести дух от такой красоты. Автор до такой степени реалистично написал на картине игру света с переливами розового, голубого и синего тонов, что ее с легкостью можно спутать с фотографией.

Урок развития речи по русскому языку Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце».

Ведерникова В.Г.

Цели:

  1. Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению – описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце»
  2. Углубить знания учащихся о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому.
  3. Научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение.
  4. Развивать речь учащихся, обогащая ее образно-выразительными средствами
  5. Воспитывать любовь к родной земле, чувство прекрасного.

Форма урока: развитие речи.

Оборудование:

  • интерактивная доска (эпиграф к уроку, портрет художника В. Цыплакова, пейзажные картины В. Цыплакова «Мороз и солнце», «Картошку сажают», «После дождя», «Солнечный день», «Осенний мотив», «На Волге», «Осенний пейзаж», «Снег в деревне», «Снег», «Первый снег»);
  • материал для словесно – стилистической работы;
  • отрывки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Подготовительная работа:

  • Подготовить сообщение о художнике В. Цыплакове .
  • Подобрать и прочитать выразительно стихотворения, связанные с темой «Зима».
  • Письменный ответ на вопрос «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»
  • Найти и выписать теоретические понятия, которые будут изучаться на уроке (композиция, колорит).

Ход урока.

Солнце смеется! …Ликует природа

Всюду приволье, покой и свобода!

Н. Некрасов.

I. Вступительное слово:

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к домашнему сочинению – описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце». Запишите дату и тему урока (Слайд №1).

Тема урока созвучна с поэтическими строчками Н.А.Некрасова. Прочитайте. (Чтение эпиграфа, слайд №2 ). Эти замечательные слова послужат эпиграфом нашего урока.

Запишите. (Демонстрация картины В. Цыплакова «Мороз и солнце», слайд №3 ).

II. Рассказ о художнике Викторе Григорьевиче Цыплакове.

Такую картину не мог нарисовать равнодушный к природе человек. Об авторе этого полотна расскажет нам Пандюрин Андрей (слайд №4).

Ученик. Виктор Цыплаков родился в 1915 году в крестьянской семье, в селе Бурминки бывшей Рязанской губернии, в есенинском краю «березового ситца». Ярких деревенских впечатлений ему хватило на многие годы жизни. Они, разумеется, не могли быть только радостными, тем более в годы гражданской войны, да и позже, когда пришлось испытать немало лишений, когда семья искала, где прокормиться. И все-таки восприятие деревенской жизни у Цыплакова всегда окрашивается теплыми, светлыми тонами. Это весенние пейзажи (слайд №5), в которых с такой тонкостью выражается особое состояние протаявшей, ожидающей тепла земли, не оставляют без внимания летние картины (слайд №6, 7) , пристально вглядывается автор и в осеннее золото (слайд №8, 9, 10).

В этом - один из секретов художественной и жизненной полноты цыплаковской живописи. Художник любит ясные, предвесенние дни, когда снега как бы расцветают, сияя под солнцем, впрочем, он так же охотно пишет серенькие деньки с неярким серебристым светом низкого облачного неба.

В зимних пейзажах обращает внимание виртуозное мастерство, с которым наносит художник красочный слой, то более плотный и весомый, то, напротив, как бы размытый воздухом, почти акварельный (слайд №11, 12, 13). Не случайно этюд «Мороз и солнце» (1952) (слайд № 14), принадлежащий ныне Государственной Третьяковской галерее, вызвал восхищение И. Э. Грабаря. Цыплаков вспоминает, как тот, увидев этот этюд, просто прыгал от восторга, восклицая: «Вот это русское искусство!»

III. Беседа по картине «Мороз и солнце».

Учитель. Эту репродукцию вы видите и на страницах вашего учебника. Рассмотрите его.

Учитель. Что привлекает наше внимание, когда мы смотрим на картину Цыплакова «Мороз и солнце»?

Ученик. Зимний пейзаж.

Учитель. Что изображено на переднем плане картины?

Ученик. Земля как спящая красавица, закованная в голубое; нависший на кустарнике иней; снег, розовеющий на солнце и синеющий в тени; лучи солнца, пронизывающие все предметы, изображенные на картине.

Учитель. Что вы видите слева от дороги?

Ученик. Дома, ярко освещенные солнечными лучами, телеграфные столбы с тонкими нитями проводов.

Учитель. Что изображено в центре картины?

Ученик. Лошади, люди.

Учитель. Что скажете о вознице?

Ученик. Чтение отрывков из письменного ответа на вопрос: «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»

Учитель. Что изображено вдали?

Ученик. Поле, раскинувшееся за рекой. На горизонте виднеется лес, нарисованный сплошной линией.

Учитель. Обратите внимание на обилие красок, с помощью которых художник изобразил небо, снег, дали, дом. Какие краски и тона преобладают на картине?

Ученик. Много розового: снег, березы; голубого: небо, снег; коричневого: пятна домов, телеграфные столбы, лошади с возницами, березы; светло-лилового: снег; белого: снег. Цвета, создающие ощущение счастья, радости.

Учитель. Как выписывает художник детали?

Ученик. Неясно, расплывчато, как бы в дымке.

Учитель. Что хотел показать художник этой картиной?

Ученик. Красоту родной природы, необозримые просторы нашей родины. Ничего броского в этом этюде, но эта картина близка и понятна нам.

Учитель. Понравилась ли вам картина, если понравилась, то чем?

IV. Выразительное чтение самостоятельно подобранных отрывков из стихотворений, раскрывающих содержание картины В.Цыплакова «Мороз и солнце»

Учитель. Какие стихотворные строчки вспоминаются, когда смотрите на картину «Мороз и солнце»?

Ученик. Мне вспоминается из ранее прочитанных произведений строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мороз и солнце; день чудесный:

Ученик.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ученик.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

ЗИМЕ

Когда природа хороша

В своём обыкновении,

Зима врывается в дома,

Сквозит мороз метелями.

Но мне особенно мила

Другая снега сторона:

Когда он хлопьями кружится

И тихо на землю ложится.

Ты грезишь раннею зимой –

Великолепною порой:

Когда понурые деревья

Стоят и терпеливо ждут,

Что вновь мороз леса оденет,

Послушно в инее заснут.

Не снега первого любимей,

Бурана хмурого грустней,

Не новогодних поздравлений

Нет лучше для души моей.

Порой сидишь часами в школе

И глаз отводишь поневоле

От в клетку белого листа,

От скучных цифр и письма

Туда, где воздух чистый – чистый,

Где первый снег слегка искрится,

Туда, где правят холода –

Властолюбивая зима!

Домой идешь – момент лелеешь,

Не хочешь внутрь заходить,

Снежинки на ладони греешь –

Так можно ведь совсем простыть!

Но, несмотря на все прогнозы,

По мне зима – хоть круглый год.

За наши русские морозы

Никто не будет так же горд!

Все наши прошлые проказы:

Те санки, валенки, коньки

Как будто вспоминаем разом,

Кидаясь в снег, как чудаки.

Поём, танцуем бесконечно,

Ждём – не дождёмся новый год,

Тепла и волшебства, конечно –

Вот что нам зимушка даёт!

Теперь всё сказано словами,

А фразы сложены в стихи.

Мой снег, я в вас души не чаю,

Зима, вам признаюсь в любви!

V. Вывод:

Учитель. В искусстве Цыплакова сильно выражается глубоко лирическое начало радостной живописной гармонии. Пейзаж и жанровый рассказ составляют нечто нераздельное. В пейзаже Цыплакову удается проникнуть в глубины ее потаенной, скрытой жизни. Природа всегда соотносится с внутренней жизнью человека.

Иногда она противостоит состоянию его души, а иногда выражает высоту духовного подъема, прилива жизненных сил, сливаясь в едином потоке, что мы и наблюдаем, глядя на эту картину. Вот почему Цыплаков в центре своего полотна изобразил человека на лошади.

V. Составление примерного плана сочинения-описания картины.

Учитель. Для работы над сочинением необходимо составить примерный план. Ваши предложения.

  • Идея. Что хотел художник показать этой картиной?

На картине Цыплакова «Мороз и солнце» с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение родными просторами, стремиться передать внутренний мир изображаемых им людей, мысли, чувства и переживания в гармонии с природой.

От картины веет Родиной и покоем, как веет покоем от мудрой матери.

  • Описание:
а) улица, б) березы, в) дома, г) лошади с возницами, д) дали, лес е) небо.
  • Средства, использованные художником для раскрытия замысла картины (цвет, светотень, композиция).
  • Впечатление от картины. (Слайд №15)

VI. Словарная работа.

Учитель. Как можно одним словом можно назвать цвет, светотень?

Ученик. Колорит.

Учитель. Что такое композиция? Значение этих слов объяснит Шумская Виктория. (Слайд № 16)

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Яркий, выразительный). Композиция – соотношение, взаимное расположение частей.

Учитель. Великолепный зимний день – основная мысль картины и раскрывается она такими средствами живописи как расположение предметов на полотне, т.е. композицией, сочетанием различных цветов освещения. Раскрытию замыслов художника помогают и краски.

Учитель. Составить словосочетания и предложения со словами композиция, колорит. Варианты ответов (слайд №17): удачная композиция, композиция картины (произведения, поэмы, романа), особенности композиции.

VII. Словарно - стилистическая работа.

Учитель. Подберите синонимы к существительному простор и прилагательному необъятный.

Простор необъятный ширь неохватный даль необозримый приволье бескрайний безбрежный неоглядный беспредельный

Учитель. Составить словосочетания по схеме «прил. + сущ.». (Слайд №18)

Возможные варианты словосочетаний.

необъятные просторы

неохватная ширь

неоглядная даль

необозримое приволье

бескрайнее поле

VIII. Объяснить знаки препинания в следующем предложении (слайд №19).

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Учитель. Расставить знаки препинания в следующем предложении. (Слайд № 20)

Учитель. Проверьте (слайд № 21).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –…

Учитель. Какое из этих предложений по содержанию не подходит к нашей теме урока. Почему?

IX. Учитель. Во время работы над сочинением иные начинают испытывать затруднения с подбором слов синонимов.

Учитель. Подобрать слова-синонимы к глаголам описывать и понравиться. (Слайд № 22).

Описывать понравиться показывать произвести большое впечатление изображать глубоко взволновать рисовать привлечь внимание знакомить с …запомниться вводить в … запасть в душу

X. Использование фразеологизмов в сочинении.

Учитель. Уместное использование фразеологизмов способствует выразительности речи. Об умелом их применении расскажет нам Лабахуа Светлана.

XI. Вывод.

Учитель . И поэт, и художник изображали одно и то же время года – зимний день. При этом каждый из них использовал разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем этот прекрасный зимний день. Картину художника видим и понимаем, что такое прекрасное произведение искусства мог написать человек, любящий свою землю, Отчизну.

Картина эта как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

XII. Домашнее задание.

Учитель. Представьте, что вы живете в одном из этих домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Цыплаков — талантливый художник из-под кисти которого вышли великолепные работы. На многих из них художник изобразил природу нашей страны, при этом его картины, что та поэзия — смотришь на них, а мысленно начинаешь повторять строчки стихов знаменитых писателей. Так произошло и с картиной Цыплакова Мороз и солнце.

Картина Мороз и солнце

Картина Мороз и солнце, ее удачное название, ее изображение, напомнило мне строчки Пушкина: и картина полностью этим строчкам соответствует. А чтобы в этом еще больше убедиться, я сделаю описание картины в своем .

Описание картины Мороз и солнце

И вот, глядя на картину и работая над сочинением по картине Мороз и солнце, сразу примечаю большие сугробы и блестящий на солнце снег. Снег такой белый, что аж отдает синевой. На улице мороз и его просто чувствуешь, ведь этот морозный дух просто исходит от картины. Что самое интересное, само солнце художник не изображает, но его свет ощутим и мы видим, насколько ярко освещены солнцем дома, и насколько ослепляет свет, что отбивается от снега. Но в то же время понимаешь, что на улице никак не тепло, мороз сразу же начинает щипать за руки, щеки, нос. Мороз посеребрил все кругом, поэтому сейчас деревья стоят в инее. Все вокруг бело, и только лошадь, что тянет сани, выделяется коричневым цветом.

На санях сидит мужчина, возможно, он ездил в лес за дровами. Но теперь быстро направляется в деревню, чтобы согреться в доме. Едет мужчина по дороге, которая уже хорошо укатана, а значит, снег выпал давно, но благодаря крепким морозам, он не тает. От главной дороги отходят вытоптанные тропинки, которые ведут к домам, и как раз угол первого дома мы можем видеть. Получается, что деревня только начинается, а лошадь только-только въезжает на улицу.

В своем сочинении по картине Мороз и солнце еще раз хочу обратить внимание на ее название. Мороз и солнце — значит художник хотел обратить наше внимание именно на окружающую нас зимнюю красоту, именно на природу в суровую зиму. В это время земля полностью покрывается слоем снега, а голубизна и серость неба сливается с землей, и даже воздух кажется голубым от того обилия выпавшего снега и мороза, что стоит суровыми зимами. Это по-своему прекрасно, даже зимой природа нашей страны красивая.


Сочинение по картине Цыплакова "Мороз и солнце"


Прекрасна русская природа вне зависимости от времени года. Хороши весенние пейзажи, пронизанные голубизной очищающегося неба и нежной зеленью первой травы. Красивы поля летом, раскинувшиеся под высоким голубым небом, украшенные россыпью ярких полевых цветов. Богаты и праздничны осенние пейзажи: щедро разбрасывающие золото и медь, рубины и янтарь леса, покрытые теплой платиной вызревшей пшеницы поля, тонкое серебро первых паутинок в воздухе. Но особенно поэтичной и привлекательной художники, писатели и поэты находили для себя морозную, серебряную и ярко-белую русскую зиму.
На картине В. Цыплакова изображен трогательный и живописный зимний пейзаж. Полотно изображает яркий, солнечный морозный день необъятные просторы снега переливаются в солнечных лучах, таинственно голубеют в тени. Пейзаж органично включает в себя и бревенчатую стенку избушки, и мужичка в тулупе, едущего сквозь сугробы на санках, которые везет запряженная в них лошадка. Пейзаж очень достоверен: возникает ощущение, что под ногами поскрипывает сухой снежок, морозец озорно пощипывает щеки и лицо. Слышен птичий щебет и пофыркивание распаренной от долгой дороги лошадки, мужичок весело понукает ее. Снежная пыль серебрится и переливается радужно в солнечных лучах - на душе поневоле становится легко и весело!
Композиция картины незамысловата. Главным действующем героем картины выступает все тот же мужичок, возвращающийся, очевидно, из леса, который виднеется на заднем плане. На переднем плане располагаются голые ветки куста, изображенного в левой части полотна. В левой же части находится стена бревенчатого дома, телеграфный столб, провода которого поблескивают на солнце. Дальше слева на среднем с переходом на задний план видно еще несколько построек - очевидно, художник изобразил околицу небольшой деревеньки. Справа полого вздымается покрытый снегом холм, поросший низкими елочками. На заднем плане далеко вдаль уходят покрытые снегами поля, чтобы на самом горизонте встретиться с густым зимним лесом.
Несмотря на скудность цветовых оттенков и их общую холодность, картина не выглядит мрачной и унылой. Напротив, она полностью передает сияние и свежесть ясного морозного утра. Поражает обилие оттенков синего и голубого. Ярко-белый снег переходит через голубой и бирюзовый оттенки в насыщенный синий. Красота использованных живописцем оттенков напоминает драгоценные камни - сапфиры, турмалины, бирюзу и горный хрусталь. Разнообразию оттенков снега противопоставляется небо - практически однотонное, пастельно-голубое, оно кажется прозрачным и необыкновенно высоким.
Выгодно контрастируют с голубым и синим разнообразные теплые и насыщенные оттенки коричневого и рыжеватого, с помощью которых художник изобразил обнаженные деревья, стены домов и построек. Четко выделяются на снегу лошадка с санями и мужичок, их фигуры написаны густым темным, почти черным, коричневым цветом. Много светлого золота и ярких желтых пятен - бликов солнца - на снегу и строениях. Несколько ярких зеленых мазков - это выглядывающие из-за сугроба молоденькие елочки.

Стихотворение А. С. Пушкина "Зимнее утро" очень точно передает настроение полотна - радость и восторг, бодрость и разудалое веселье!
Хочется выбежать на улицу, пробежаться по скрипучему снегу или последовать герою стихотворения:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня.
Данное произведение Цыплакова является неоспоримым доказательством красоты и величия русской природы. И как бы ни выла буря, как бы ни злилась метель, обязательно выглянет солнце, ветер утихнет и невольный свидетель потрясающего пейзажа обязательно воскликнет: "Мороз и солнце; день чудесный!"

Сочинение по картине В. Цыплакова "Мороз и солнце".
План сочинения:
Краткие сведения о художнике
Сюжет картины
Композиция картины
Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 г. в Рязанской губернии. Обучение живописи начал в мастерской Г. М. Шегаля; с 1932 г. был студентом Московского полиграфического техникума, затем поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Наставниками молодого художника были такие мастера, как И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, В. В. Почиталов.
Позднее Цыплаков сам стал руководителем персональной мастерской, одновременно являясь преподавателем, а затем и профессором МГХИ им. В. И. Сурикова. Наибольшую известность получили такие его картины, как "А. М. Горький на Волге", "В.И. Ленин с крестьянами", "Допрос Зои Космодемьянской" и др. Одним из образцов советского искусства стала его картина "В. И. Ленин в Смольном". Помимо картин на историко-революционные темы, среди работ В. Г. Цыплакова немало портретов и пейзажей. Нужно отметить, что после смерти И. Сталина Цыплакову в числе немногочисленной группы других художников было дано разрешение запечатлеть умершего "вождя народов" на похоронах. Также Цыплаков вместе с другими художниками - В. П. Ефановым, С. И. Дудником, Ю. П. Кугачом - работал над картиной "Передовые люди в Кремле".
В 1956 и 1986 гг. в Москве прошли персональные выставки работ Цыплакова. В настоящее время его картины находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Исторического музея в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а также в других музеях мира и частных коллекциях. В. Г. Цыплаков состоял членом-корреспондентом Академии художеств СССР, имел звания народного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР, был дважды удостоен Сталинской премии СССР (в 1949 и 1950 гг.). В. Г. Цыплаков умер в 1986 г. в Москве.
Название картины Цыплакова "Мороз и солнце" повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро" (см. эпиграф). Нужно отметить, что имеющееся в стихотворении описание зимнего пейзажа как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник:
.Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. Сюжет картины прост: мы видим, как крестьянин едет в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти. Можно предположить, что он ездил в лес за дровами, а, может быть, даже в соседнее село или в город. У Пушкина в "Евгении Онегине" есть строки:
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
На картине Цыплакова дорога не выглядит хорошо утоптанной. Мы угадываем ее по синеватым теням, отбрасываемым небольшими склонами по сторонам тропы. Деревенские дома мы видим слева; справа и на заднем плане картины - неохватные просторы заснеженных полей. У горизонта чуть темнеет лес или, может быть, небольшие возвышенности. Домики, потемневшие от времени, наверное, такие же, какие были в русских селах и во времена Пушкина. Однако, если присмотреться внимательнее, можно заметить на картине Цыплакова Деталь, характерную для времени, в котором жил художник. Слева, неподалеку от домов, мы видим столб электропередачи; едва намечены провода и столб, стоящий дальше. "Электрификация всей страны" была одним из лозунгов коммунистического руководства страны в 20-30-х гг. XX в. Очевидно, что в селе, изображенном Цыплаковым, необходимая работа в этом направлении проведена.
Деревьев на картине не очень много. Очертания куста или дерева мы видим на переднем плане в левом углу. Также справа от того места, где сейчас находятся крестьянские сани, можно различить группу молодых елей. Справа от едущих саней виднеются низкие и редкие кустарники. Очертания дерева едва угадываются за низенькой избушкой. Нужно отметить, что на картине не очень много объектов. Несомненно, это неслучайно - ведь художник хотел изобразить морозный солнечный день; для этой цели как нельзя лучше подходит зрелище занесенных снегом полей. Бескрайний простор, снег искрится на солнце, так что глазам становится больно смотреть. Снег хрустит под полозьями саней и копытами лошади. Снег повсюду: на ветвях елей, на крышах изб, он пушистым белым одеялом заботливо укрывает землю от стужи. Ведь при тех морозах, какие были совсем недавно обычным явлением для зимы в средней полосе России, очень важно, чтобы земля была надежно защищена от холода, иначе могут погибнуть озимые посевы.
Пушкин так писал о зимнем утре, когда его героиня наконец увидела, что выпал долгожданный снег:
Снег выпал только в январе На третью ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательны ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Это описание очень созвучно картине Цыплакова "Мороз и солнце". Художник стремился передать красоту и величие суровой русской зимы; но вместе с тем он показывает, что никакой холод не устрашает русского крестьянина. Наоборот, русский человек радуется морозу и зимнему солнцу; крестьянин на картине бодро погоняет лошадку.
Восхищение заснеженными просторами тонко передает Пушкин в стихотворении "Зимнее утро":
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Композиция картины Цыплакова "Мороз и солнце" достаточно проста. Зрительно картина разделена дорогой на две неравные части. Слева изображены деревенские дома, от которых на снег падают тени. Другую часть композиции образует группа елей и лошадь, запряженная в сани, в которых сидит крестьянин. Что же касается цветовых решений, то они основаны на резком контрасте. Основной цвет - белый; в картине очень много света. На белом фоне четко выделяются силуэты деревенских построек, а также коня, саней и седока. Голубоватые тени лишь подчеркивают ослепительный блеск снега, озаренного солнечными лучами.