В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:



Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

Максимальный балл

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?



В 2018 году Министерство образования не планирует кардинальные изменения в структуре тестирования по литературе для девятиклассников.

Руководство школьного заведения может оставить учащегося на второй год, если он отказался пройти итоговую госаттестацию. Без сдачи тестирования аттестат за 9 класс не выдадут. Также девятиклассники получат три попытки сдачи экзаменов.

ГИА по литературе 2018 года один из тех предметов школьной программы, который не пользуется особой популярностью среди школьников. Литература – это не обязательный предмет на экзаменации, однако учащиеся вполне могут выбрать дисциплину в качестве дополнительного экзамена.

Результаты экзаменации не вносятся в аттестат за девятилетнее образование.

Достаточно серьезно поменяется процедура испытания. Теперь в обязательном порядке сдавать экзамены после девяти классов должны будут все школьники. Также, будет разрешено выбрать для экзаменации, любые дисциплины из утвержденного Минобразованием списка. Примечательно, что в этот список будут включены ОБЖ и физкультура.

В будущем году планируется оставить русский язык и математику в качестве обязательных экзаменов, а с предметами остальных испытаний должен определиться сам учащийся. Те ученики, которые стали победителями в олимпиадах или заняли призовое место, освобождаются от ГИА по этой дисциплине.

Кроме этого, поправки будут внесены и относительно получения аттестата. Если раньше документ выдавался школьникам только при успешной сдаче всех госэкзаменов, то теперь достаточно будет сдать обязательные предметы на отметку «удовлетворительно».

Существенно поменяется и система оценивания выполненных работ. Для этого будет разработана новая федеральная шкала баллов, которая будет унифицированной.

Структура заданий ГИА 2018 года по литературе

ГИА по литературе занимает особенное место среди экзаменации по остальным дисциплинам. Особенность состоит в том, что КИМы по предмету содержат всего четыре вопроса, которые поделены на две части.

Основная группа заданий состоит из 3 вопросов, и ответы на них включает анализ стихотворного произведения или отрывка на выбор.

Вторая группа представлена одним вопросом, в котором необходимо написать сочинение объемом не менее двухсот слов на одну из четырех предоставленных тем. Темы выбраны исходя из школьной программы.

Сочинение ГИА 2018 года

В последнем задании КИМов по литературе требуется написать сочинение. Крайне важно справиться с заданием, поскольку, именно за него присуждается максимальное количество баллов.

Чтобы написать сочинение так как надо, стоит познакомиться с типичными ошибками, которые допускают учащиеся.

Прежде всего, стоит избегать пересказа и изложения ненужной информации. Текст должен быть четко построен и доводы, представленные в качестве подтверждения точки зрения, аргументированы. Учащемуся следует придерживаться следующего плана сочинения:

  • вступление – формулировка проблемы;
  • основная часть – аргументация своей точки зрения относительно проблемы сочинения;
  • заключение – краткий вывод по тексту.

Категории сдающих ГИА по литературе

В будущем году сдавать госэкзамен после девятого класса обязаны будут все школьники. Что касается литературы, то эта дисциплина останется исключительно на выбор учащихся.

В распоряжении Министерства образования РФ определены категории подростков, которые могут зарегистрироваться для сдачи госэкзамена. Это могут быть учащиеся, которые не набрали проходного балла за прошлые годы. Также вправе подать заявку те школьники, которые имеют по всем дисциплинам отметки не ниже «удовлетворительно».

Согласно распоряжению, допускаются до экзаменации те учащиеся, у которых по одному предмету школьной программы отметка «неудовлетворительно», однако этот предмет включен в список сдаваемых госэкзаменов.

На данный момент график проведения экзаменации еще не утвержден. Мы следим за последними новостями.

Как стать участником ГИА 2018 года

Для того чтобы стать участником итогового испытания школьнику необходимо пройти регистрацию. Для этого, подросток должен собственноручно заполнить и лично подать заявление унифицированной формы в комиссию по месту своего обучения.

Заявление подается в письменной форме и в нем указываются все данные учащегося и перечень предметов, которые будут сдаваться. Документ должен быть подан и зарегистрирован до 1 февраля .

В том случае, если появились причины, по которым школьник не имеет возможности сдавать какой-либо предмет, то он имеет право подать дополнительный документ с указанием этих причин, а также приложить к заявлению соответствующие медицинские справки или иные официальные акты, обосновывающие подачу повторного заявления.

Подобную заявку необходимо подать не позднее, чем за месяц до госэкзаменации.

Досрочная сдача ГИА по литературе в 2018 году

Несколько лет назад сдавать итоговую госаттестацию в досрочном периоде разрешалось только тем учащимся, которые имели уважительные причины. К таким школьникам относились: подростки, которые участвовали в спортивных состязаниях на федеральном уровне; дети, которые имели серьезные заболевания и находились на лечении; ученики, которые отправлялись на обучение за рубеж.

Подобный вариант прохождения испытания позволял своевременно сдать все экзамен и получить свободное время в будущем, для того, чтобы уделить больше внимания поступлению на дальнейшее обучение (если таковое входит в планы).

Недостаток тоже достаточно значительный. Досрочная экзаменация может плохо отразиться на результатах ГИА по литературе. Это обусловлено тем, что школьники вынуждены будут совмещать обучение в школе с подготовкой к экзаменации, что станет дополнительной нагрузкой на организм ребенка.

Демоверсия ГИА по литературе 2018 года

Достаточно хорошим материалом для подготовки к экзаменации считается демоверсия ГИА по литературе 2018 года ФИПИ. Это пособие представляет собой задания, которые были представлены на госэкзаменации прошлых временных периодов. Стоит отметить, что задания не совпадают с экзаменационными в полной мере. Как правило, в демоверсию, включены варианты вопросов, в которых указаны данные, подобные тем, которые будут на госаттестации.

Для того чтобы это пособие позволяло осуществить качественную подготовку, за основу демонстрационных вариантов были взяты кодификаторы КИМов официальных заданий госэкзамена.

У нас на сайте можно скачать самые последние демоверсии для подготовки к экзаменации по литературе.

Дополнительная информация о ГИА 2018 года

Как и на все дисциплины, на литературу необходимо брать с собой паспорт, ручку, регистрационный бланк и бланк ответов. Если есть необходимость, то разрешается принести с собой лекарства и питание. Все остальные предметы личного пользования, к примеру, сотовые телефоны, оставляются в специально отведенном для этих целей, месте.

Также не допускается использование различной справочной литературы, за исключением разрешенной.

На литературе школьник вправе воспользоваться полными текстами художественных произведений и сборниками стихов. Список произведений утверждается в соответствие с курсом школьной программы.

Для того чтобы результаты экзаменации по литературе были засчитаны, школьнику необходимо набрать не менее 7 баллов , что приравнивается к тройке. Для оценки «5» следует получить как минимум 23 балла .

Учащийся имеет право опротестовать результаты ГИА. Это возможно в двух случаях. Прежде всего, подобное право у школьника возникает тогда, когда он не согласен с результатами экзаменации. Для этого, в четырехдневный срок , школьник должен написать апелляционную жалобу и обратиться в конфликтную комиссию с просьбой о повторной проверке своей работы.

Во втором случае, учащийся имеет право на обжалование, если организаторами была нарушена сама процедура проведения экзаменации и школьник не получил возможность полноценно сдать экзамен. В этом случае, жалоба подается по факту, а именно, не выходя из аудитории.

Конфликтная комиссия может отказать в апелляции по той причине, что школьник сам являлся участником нарушений на экзамене или жалоба содержит претензии относительно формы и содержания заданий.

Как подготовиться к ГИА 2018 года по литературе

Подготовка к ГИА по литературе 2018 года требует не только приложения определенных усилий, но и составления плана. Именно от этих факторов, зависит, насколько успешно будет сдан госэкзамен. Крайне важно, определиться с тем, какие материалы будут использованы при подготовке. Здесь вполне подойдут такие специально разработанные пособия, как демоверсия ГИА или онлайн тесты ГИА по литературе. Также, можно принять во внимание следующий список литературы:

  1. Подготовка к ОГЭ в 2016 году. Литература. Диагностические работы. ФГОС, 2016 г. Новикова Л.В. – пособие составлено для того, чтобы помочь учащемуся развить практические навыки при работе с экзаменационными вопросами.
  2. ОГЭ 2016. Литература. Типовые тестовые задания, 2016 г. Кузанова О.А. – в брошюру включены 12 заданий с ответами, необходимых для подготовки к ГИА по литературе.
  3. ОГЭ 2015. Литература, 2016 г. Ерохина Е.Л. – комплект типовых заданий по литературе.
  4. ОГЭ-2016. Литература. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе, 2015 г. – Зинина Е.А., Фёдоров А.В. – пособие для подготовки к ГИА, содержит 20 заданий по литературе.

Все указанные пособия и брошюры вполне можно приобрести в любом специализированном магазине или скачать книгу на официальном сайте.

Также, демоверсию ГИА по литературе можно скачать на официальном сайте ФИПИ в Открытом банке заданий. В этом банке собраны все задания по ГИА за предыдущие годы, и любой школьник может скачать там все необходимые материалы.

Крайне важно подготовиться к экзаменации психологически. Несомненно, для любого подростка сдача экзаменов является серьезнейшим стрессом. Чтобы избежать сложностей во время экзаменации, от школьника требуется настроить свой мозг на позитивный исход испытания и поверить в свои силы.

От родителей потребуется максимальная поддержка, создание, необходимых для подготовки условий, и контроль за режимом сна и питания своего ребенка.

Статистика сдачи ГИА по литературе за прошлые годы

Статистические данные за прошлые годы показывают, что на максимальную отметку смогли написать работы порядка четверти учащихся, а на отметку «удовлетворительно» около 36% . Около 8% школьников не смогли набрать проходного балла.

Расписание экзаменов

Дарья Ульянова:

ГОВОРЯТ, ЧТО СЛОЖНО, НО ЭТО НЕ ТАК

Я начала готовиться к экзамену за полгода. Основное, что надо знать – термины, например, что такое рассказ, сказка, роман. Если уж вы совсем не готовитесь, то запомните, что в ОГЭ по литературе, в основном, восьмой-девятый класс.

Если хочется получить максимальный балл, надо начинать готовиться за год хотя бы. Я очень переживала, что плохо напишу, потому что сдавала в другой школе, но, когда села, была удивлена, как все легко. Справилась за 40-50 минут и ушла.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Самое главное – знать писателей, и о чем они говорили. Экзамен состоит из трех частей: сравнить два стихотворения, найти в нем эпитеты, олицетворение и другие средства выразительности речи и сочинение.
На мой взгляд, надо правильно выражать свои мысли в сочинении – это большой плюс. В школах всегда пугают насчет экзаменов, говорят, что все очень сложно, но это не так.

Алена Гроссман:

В СОЧИНЕНИИ НЕ НАДО «ЛИТЬ ВОДУ»

Я начала подготовку к экзамену с того, что прочитала весь список рекомендуемой литературы и анализ этих произведений, ознакомилась с биографией поэтов и писателей. Выучила все термины. После я посмотрела на сами кимы. Все задания брала с сайта ФИПИ.

Готовиться я начала с сентября. Сначала занималась с репетитором, чтобы понять, что и как писать, а после этого все делала сама. Очень важно – уметь видеть проблематику произведения и анализировать. Сложно с таким объемом информации запомнить что-то и не перепутать ничего.

Для меня экзамен прошел спокойно. Надо сосредоточиться и не паниковать в случае, если чего-то не знаете. Начать следует с задания, которое кажется проще остальных. В сочинении не нужно «лить воду». Говорите строго по делу и употребляйте литературную терминологию. Конечно, важна грамотность.

Времени дается достаточно для того, чтобы все написать, проверить и перенести на бланк ответов.

Екатерина Шуклина:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Я начала готовиться с ноября. Сначала я определилась, какой вариант буду писать из первой части. Передо мной стоял выбор между лирикой и прозой. Я выбрала первое, потому что она мне ближе. Помогал мне учитель по литературе, мы разбирали все возможные варианты из первой части, а сочинение я писала самостоятельно дома, после чего преподаватель проверяла.

Я учила все литературные термины, читала биографию писателей. Перед экзаменом я прочитала краткое содержание произведений, которые мы проходили в школе, смотрела пересказы на YouTube.

На экзамене я очень сильно волновалась, из-за чего были трудности с внимательностью. Я ответила даже неправильно на вопрос из-за того, что что-то не дочитала в задании.

Во время написания сочинения мне понравилось то, что у смотрящего можно было попросить любое произведение.

Самый главный совет – быть внимательными и не волноваться. Это к хорошему не приведет.

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.