Теория литературы - наука о законах художественного словесного творчества, о законах исторического развития литературы, о способах построения поэтических, прозаических и драматургических произведений, о природе создаваемых писателями духовно-эстетических ценностей.

Что такое литература? Вот вопрос, на который отвечает теоретико-литературная наука. Этот же вопрос постоянно возникает перед каждым серьезным, думающим читателем. А потому глубоко не правы те, кто считает научную теорию литературы сводом сухих, умозрительных положений, набором замысловатых понятий и мудреных терминов. Сколь ни были бы сложны идеи этой науки, сам предмет её - художественная литература - всегда неизмеримо сложнее и многограннее. Теория дает ключ к пониманию литературы, сводит бесконечное множество явлений к конечному числу законов. Любая теоретическая идея оценивается прежде всего по тому, какой разъясняющей силой она обладает.

Главный вопрос, стоящий перед теорией литературы, подразделяется на множество конкретных вопросов, которые можно условно представить в виде четырех групп.

Первая группа вопросов - место и роль литературы в жизни общества; её положение в системе культуры (в том числе в ряду видов искусства); связь мировоззрения художника с его художественным методом, диалектика объективного и субъективного, личного и общего в литературном творчестве; литература как отражение и преобразование действительности по законам искусства. Отвечая на эти вопросы, наука разъясняет, какие черты литературы определяются общими законами общественного бытия, а какие - внутренней спецификой словесного искусства.

Вторая группа вопросов - общие закономерности исторического развития литературы в целом и её отдельных родов и видов; литературный процесс (направления, течения, их взаимодействие и борьба); новаторство и традиции; роль художественного таланта и творческой индивидуальности; закономерности восприятия литературных произведений. Решая эти вопросы, теория литературы постоянно пересекается с историей литературы, получая от нее конкретные данные, обобщая их и вырабатывая общие методологические принципы историко-литературного исследования. Работая рука об руку, теория и история литературы дают читателям представление о месте писателей в контексте эпохи, в движении времени.

Третья группа вопросов связана с приемами и принципами построения художественных произведений, общими законами стиля, композиции, сходством и различием стиха и прозы, отдельных жанров. Этот раздел теории литературы называется поэтикой. Он вооружает исследователей, критиков и читателей приемами анализа художественного текста, навыками проникновения в его глубину.

Четвертая группа вопросов - литература как эстетическая ценность; живое и мертвое в литературе; объективные критерии оценки литературных произведений и тенденций литературного процесса. Эта сфера теории литературы тесно смыкается с эстетикой как общей теорией искусства и с литературной критикой как конкретной практикой оценки произведений.

Теория литературы в целом развивается в двух направлениях: относительно себя самой, систематизируя свои идеи и обобщения, отбрасывая отжившие научные представления, и относительно своего предмета, сверяя свои идеи с реальным богатством художественной литературы.

Настоящий теоретик литературы в своих раздумьях и поисках всегда ощущает живой контакт с двумя незримыми собеседниками: с писателем (не каким‑то одним конкретным литератором, а писателем как таковым) и с читателем (опять-таки не просто с конкретным лицом, но с читателем вообще). Свидетельства непосредственного писательского опыта - бесценный и необходимый материал для теоретической мысли; теория во многом движется вперед как обобщение художественной практики. И читательский опыт (в том числе и опыт самого теоретика) - важный критерий истинности научных обобщений. Теория литературы в этом смысле - искусство чтения, искусство понимания произведений.

Предмет теории литературы - наиболее общие закономерности литературы и литературного процесса. Этот аспект изучения литературно-художественного сознания, специфичный для теории литературы, обусловливает ее особое, методологическое значение для литературной науки в целом. Опираясь на опыт истории литературы и литературной критики, накапливая собственный опыт обобщающего освоения литературы многих эпох, теория литературы формирует философские основы литературоведения, уточняет и оттачивает его категориально-терминологический аппарат, отрабатывает принципы анализа и критерии оценки художественных произведений. Определяя уровень развития науки о литературе в целом и способствуя росту ее профессионализма, теория литературы предстает "наукой наук" для всех литературоведческих дисциплин. Будучи направленной к самым общим литературным закономерностям, теория литературы оказывается, соответственно, наиболее строгой и точной среди других литературных наук, вооружая необходимой мерой исследовательской точности и корректности историю литературы и литературную критику в их подходах к произведению, к тем или иным сторонам его содержания и формы, к творчеству писателя, к литературе определенной эпохи, к литературному процессу и т. д. Теория литературы обусловливает, таким образом, совершенствование конкретных методик анализа литературного текста, определяемых историко-литературными или литературно-критическими задачами.

Теория литературы актуализирует наиболее существенные проблемы литературной науки на каждом этапе ее развития. Сосредоточиваясь на вопросах, принципиальных для художественного сознания литературы эпохи и его научного осмысления, она, тем самым, способствует интенсивному контакту литературоведческой и философской мысли, выявляет и усиливает особый, эстетико-идеологический характер литературной науки.

Наконец, активность контактов теории литературы со многими - гуманитарными и естественными - научными дисциплинами (искусствоведением, лингвистикой, эстетикой, философией, историей, социологией, психологией, физиологией, информатикой и др.) позволяет ей не терять связей с движением научной мысли времени, включаясь в актуальную для него проблематику решением своих, специальных вопросов.

Овладение теорией литературы требует знания процесса движения эстетической и литературоведческой мысли прошлого и современности. Теоретическая подготовленность литературоведа предполагает освоение и критическую переработку многих, нередко дискутирующих между собой, концепций искусства и трактовок конкретных художественных проблем (позитивистских, формалистических, интуитивистских, структуралистских и т. д.).

Литература как наука и ее связь с другими науками.

Теория лит-ры - теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей лит-ры и лит-ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование.

Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками , одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близки к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика , общее искусствознание ), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием , основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур.

Литературоведение - многоаспектная наука, в состав которой входит множество спец.дисциплин:

1. поэтика-учение о составе и структуре худ.произведений

Виды поэтики:

Теоретическая- об общих законах строения и функционирования

Историческая - изучает произведение, исходя из его историч.эволюции

2. стилистика- теория худ.речи

3. теория композиции - изучает функционирование худ.произв.

4. стиховедение - изучает функции стиха

5. эйдология- теория худ.образа

6. литературная критика- связана с оценкой лит-ры(разделяют на профессиональную и дилетантскую)

7. практическая поэтика - связана с искусством интерпритации и оценки лит.произв.

Философия связана с (изучает духовный мир)

8. гносеологическая ф-ция (общая)- познание, постижение чел.бытия

9. эстетика- главная ф-ия лит-ры, наука о прекрасном, эстетич.ф-ия связана с переживанием прекрасного, связана с понятием катарсиса, кот. было определено Аристотелем, произ-ие должно потрести

10.лингвистика-наука сравнительного исследования языков; языковедение, языкознание

11.риторика- наука об ораторском искусстве; о функ-ии, создании прозаического текста

12. герменевтика- наука, объясняющая священное писание

Важнейшей частью Л. является поэтика - наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д. Поэтика соотносится с основным отраслями Л.: в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.)

Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли Л.: теория литературы , история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, "сегодняшнее" состояние литературы; для неё характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Принадлежность критики к Л. как к науке не является общепризнанной

Методология науки - нука наук, каждая конкретная наука должна иметь базовые методы

    структурализм(формальный метод)

    семиотический метод (наука о знаках и знаковых системах)

    метод герменевтики(толкование, основанное на знание культурного контекста)

    рецептивный- метод, основанный на восприятии человеком текста

    интерпретация мифа или символа, положенного в основу произ-ия

    психоаналитические принципы, сформулировал теорию коллективно-бессознательного (архетипы) К. Г. Юнг

    деконструкция (Жан Береда)

Литературоведение – наука о литературе . Зародилась в Древней Греции. Основоположник – Аристотель . 1-ая книжка – «Поэтика », 4 век до н.э.

18 век – литературоведение стало самостоятельной наукой.

Литературоведение объединяет 3 литературные дисциплины:

    Теорию литературы (изучает специфику, соц. Природу, общественную роль и закономерности развития художественной литературы;

    Историю литературы (исследует процесс литературного развития в хронологической последовательности);

    Литературную критику (откликается на важнейшие литературные события времени).

Вспомогательные науки:

    Историография (собирает и отрабатывает достижения в развитии литературных дисциплин);

    Библиография (указатель, путеводитель книг).

Литературоведение – это наука, которая изучает специфику литературы, развитие словесного художественного творчества, художественные литературные произведения в единстве его содержания и формы, закономерности литературного процесса. Это одна из ветвей филологии. Профессия филолога появилась, чтобы обработать древние тексты – расшифровать их и адаптировать для чтения. В Эпоху Возрождения появился огромный интерес к античности – к текстам Эпохи Возрождения филологи обращались в качестве помощи. Пример, когда необходима филология: расшифровать исторические реалии и имена в «Евгении Онегине». Необходимость комментария, например, к военной литературе. Литературоведы помогают понять, о чем текст, и зачем он создан.

Текст становится произведением, когда у него есть какая-нибудь задача.

Сейчас литература рассматривается как приведенная выше система, где все взаимосвязано. Нам интересна чужая оценка. Часто мы начинаем читать текст, уже зная о нем что-то. Автор всегда пишет для читателя. Существует разные типы читателей, о чем говорит Чернышевский. Пример – Маяковский, который через своих современников обращался к потомкам. Литературовед обращен и к личности автора, его мнению, биографии. Ему также интересно читательское мнение.

В литературоведении много дисциплин. Они бывают основные и вспомогательные. Основные: теория литературы, история литературы и литературная критика. Литературная критика обращена к современному литературному процессу. Она откликается на новые произведения. Главная задача критики – дать произведению оценку. Возникает тогда, когда четко проступает связь художника и общества. Критиков часто называют квалифицированными читателями. Русская критика начинается с Белинского. Критика манипулирует мнением читателя. Часто она необъективна. Пример: реакции на «Повести Белкина» и травля Бориса Пастернака, когда о нем отзывались плохо те, кто его даже не читал.

Теория и история не обращены к злободневности. Ни историку, ни теоретику не важна злободневность, он изучает произведение на фоне всего литературного процесса. Очень часто литературные процессы проявляются ярче во второстепенной литературе. Теоретик выявляет общие закономерности, константы, ядро. Ему не важны нюансы. Историк, наоборот, изучает частности, специфику.

«Теория предполагает, а искусство разрушает эти предположения, конечно, чаще всего неосознанно» - Ежи Фарино.

Теория формирует модель. Но модель плоха на практике. Лучшие произведения почти всегда разрушают эти модели. Пример: Ревизор, Горе от ума. Несоответствие образцу, поэтому мы рассматриваем их с точки зрения разрушения модели.

Существует разное качество литературоведения. Иногда текст научного исследования я сам похож на художественное произведение.

Наука должна иметь предмет исследования, методы исследования и терминологический аппарат.

Методы исследования: диалектические и структуральные. Структуральные – метод формального анализа (Тынянов, Шкловский, Томашевский, Якобсон), метод структурального анализа (Лотман, Топоров). Диалектические – метод диалектического анализа (Лосев, Бахтин), рецептивная эстетика (Гадамер, Яусс). Также есть мотивная структуральность, сравнительно-исторический анализ, фрейдовская теория.

Термин хорош, когда он однозначен. В литературоведении термины неоднозначны, неоднозначно и их понимание.

2. ЭПИТЕТОМ (от гр. epitheton - приложение) называется образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. - Пушкин).

Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к. усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое).

Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.) (Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины. Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями [Дивной вязью он (народ.)) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого]. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.

Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов - оксюмороны [живой труп; радостная печаль; ненавидящая любовь].

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия.

Эпитет фиксирует постоянное (многоумный Одиссей) . Гомеровский эпитет - сложное слово. В лирике он считался тяжелым. Архаичным. Исключение – Тютчев (громокипящий, всепоглощающий – концептуальность) . У Тютчева эпитет индивидуализируется. Структура эпитета зависит от мировоззрения: бесчарная Цирцея, гробовая Афродита у Баратынского . Парадоксальные эпитеты – эсхатологические мотивы. Отпадение человека, он утрачивает свои главные свойства. Античность – начало разлада, когда разум побеждает дух. Жуковский изображает смиренность перед судьбой, добавочные значения слова. Баллада «Рыбак» разбирается Орестом Сомовым построчно. Художественный эффект рождается потому, что возникает нарушение нормы, но в рамках значения. В художественной литературе ничего не прочитывается буквально. Слово изначально обладает способностью к словотворчеству.

МЕТАФОРА (гр. metaphorá - перенос) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Однако лингвисты определяют метафору как семантическое явление; вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения. При этом прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора. Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. Например : Горит восток зарею новой - слово горит , выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Пример: «Горит восток…» Должно быть подобие. «Пчела из кельи восковой, летит за данью полевой» - нигде нет обозначаемых слов. Вид метафоры – олицетворение (антропоморфизм) – перенос свойств живого организма на неживое. Есть застывшие олицетворения. Иногда абстрактное понятие выражает конкретная фраза. Такие олицетворения легко становятся символами – стук топора у Чехова. Метафора может быть выражена двумя существительными, глаголом, прилагательным (тогда это метафорический эпитет).

Теория литературы

Теория литературы как наука.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу художественного творчества и определяющий методологию его анализа. Существуют различные определения теории литературы и её границ, в основном выделяются три системы представлений:

1) социологическая теория литературы – учение об особенностях образного отражения действительности;

2) формалистская – учение о структуре (способах построения) литературных произведений;

3) историческая – учение о литературном процессе.

· Первый подход выносит на первый план отвлечённые категории: образность, художественность, партийность, народность, классовость, мировоззрение, метод.

· Второй актуализирует понятия идеи, темы, сюжета, композиции, стиля и стихосложения.

· Третий подход тяготеет к истории литературы, рассматривает проблемы литературных родов и жанров, литературных течений и общих принципов литературного процесса.

Тяготение к единству (монизму) теории литературы было присуще всем этапам существования науки о литературе и не является порождением марксистской философии.

В 20 в. были предприняты попытки построить теорию литературы на основе историко-логического пути исследования. Но дать исчерпывающую характеристику исторического развития условных категорий социологической теории литературы (образность, художественность, метод) не удалось – видимо, это невозможно. Всё ограничилось сбором материала, дающего представление о реальном многообразии истории литературы. Этот опыт продемонстрировал вторичность теории литературы, её зависимость от реального осуществления теоретических понятий в историко-литературном процессе.

Разработка теории литературы началась ещё в античности . Своеобразное развитие она получила в Индии, Китае, Японии и других странах: всякий раз осмысливался свой национальный литературный материал, создавалась особая национальная терминология. В Европе теория литературы начинается с трактата Аристотеля «Об искусстве поэзии» («Поэтика»), относящегося к 4 в. до н. э. Уже в нём был поставлен ряд основных теоретических вопросов, важных и для современной науки: природа литературного творчества, отношения литературы и действительности, типы литературного творчества, роды и жанры, особенности поэтического языка и стихосложения. В процессе исторического развития литературы, смены различных литературных течений и осмысления своеобразия их художественного опыта формировалось и содержание теории литературы, отражавшей различные исторические системы взглядов – в работах Н. Буало, Г. Э. Лессинга, Г. В. Ф. Гегеля, В. Гюго, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и многих других.

В конце 19 – начале 20 в. усиливается тенденция отграничить теорию литературы от поэтики. Эта идея восходит к стремлению рассматривать поэзию как «язык в его эстетической функции» (Р. О. Якобсон), что ведёт к превращению поэтики в чисто лингвистическую дисциплину и усиливает в ней формалистические тенденции. В менее последовательной форме поэтику рассматривают в отрыве от теории литературы, ограничивая её изучением словесного воплощения замысла и включая в её предмет литературные роды и жанры. Однако подобное ограничение не может быть признано обоснованным: теория литературы обедняется, от неё отрываются жанры, стилистика и стихосложение, неотъемлемой частью входящие в цельный состав науки о литературе, а поэтика, в свою очередь, не может осмыслить своё ограниченное содержание вне связи с определяющими его более общими сторонами литературного произведения (язык в литературном произведении мотивирован прежде всего характером и тем его состоянием, которое обусловлено сюжетными ситуациями; характеры и сюжет определяются сторонами жизни, изображаемыми писателями в зависимости от его мировоззрения и эстетической позиции и т. д.). Без понимания этих связей рассмотрение выразительных и композиционных средств, которые служат их раскрытию, оказывается неполным и неточным.

Отечественные и зарубежные теории литературы не поддерживают разделения теории литературы и поэтики. Классическая «Теория литературы» Р. Уэллека и О. Уоррена (1956) рассматривает эти понятия как синонимы. Так же синонимичны они и в названии книги Б. В. Томашевского «Теория литературы (Поэтика)» (1924). Томашевский в круг ведения поэтики включает понятия темы, героя и др. В. В. Виноградов специально указывал, что необходимо «вместить в сферу поэтики вопросы тематики, сюжетосложения, композиции и характерологии». В своих исследованиях он объединял поэтику и теорию литературы, включая в поэтику проблему героя, личности и характера, образ автора, образный строй. Вместе с тем общность теории литературы и поэтики не ограничивает возможность и даже необходимость самостоятельного рассмотрения частных вопросов теории литературы и присущих им исторических особенностей, своеобразия развития (сюжетосложение, стилистика, стихосложение и т. д.). Однако при этом необходимо учитывать их место в целостном процессе литературного творчества.

Современное развитие гуманитарных наук как междисциплинарных исследований в области изучения культуры (cultures studies) ставит перед теорией литературы новые задачи, связанные с наметившейся возможностью комплексного изучения литературы на основе взаимодействия теории литературы с рядом смежных дисциплин и привлечения опыта точных наук. Для современной теории литературы приобретают особое значение психология (особенно психология творчества), изучение закономерностей, управляющих процессами создания и восприятия литературного творчества, исследования читательской аудитории (социология литературного процесса и восприятия). предметом художественного творчества является человек во всём многообразии его природных и социальных ролей, приводит к тому, что в постмодернистской теории литературы интенсифицируется использование естественно-научных и социологических знаний о человеке (физиология, экология; теория малых социальных групп, локальные теории). Всё это позволяет преодолеть односторонность квантитативных (математических) приёмов изучения словесной структуры произведения, соотношение образа и знака, которая преобладала в период увлечения структурно-семиотическим анализом. В связи с этим современная теория литературы характеризуется поисками новых подходов к изучению литературы и вытекающей отсюда пестротой терминологии, возникновением новых, не вполне определившихся школ.

Литература в кругу других видов искусства

Термин «литература» (от лат. literatura) буквально означает «письменность, все, написанное буквами». Однако обычно под ним подразумевается художественная литера­тура как вид искусства, основным материалом кото­рого служит слово. Привычное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку литература также является частью искусства. Как элемент системы она взаимодей­ствует с живописью, музыкой, архитектурой, хореографией, кинематографом и пр. Что-то берет от них и что-то, в свою оче­редь, отдает.

В разные исторические эпохи лидирующую роль исполняет попеременно то один, то другой вид искусства. В античные времена, например, таким искусством-лидером была скульптура как самый пластический вид искусства. В средние века тон задает архитектура, в эпоху Возрождения - живопись, XVII-XVIII вв. - эпоха безраздельного господ­ства театра. В XIX в. также безусловно превалирует литера­тура. Наконец, в XX в. настоящими триумфаторами стали ки­нематограф и телевидение. Соответственно античный поэтический образ отличал­ся скульптурностью, средневековый - монументаль­ностью, ренессансный - тонкостью психологической нюансировки, классицистический - театральнос­тью, просветительский - публицистичностью и ди­дактизмом, модернистский и постмодернистс­кий - динамикой стремительно меняющихся планов, их прихотливым «монтажом». Реалистическая литера­тура XIX в., напротив, кардинально олитературила живопись, музыку и даже появив­шийся к концу столетия кинематограф, в котором видеоряд органически дополнялся титрами.

С древнейших времен предпринимались попытки систе­матизировать разнообразные виды искусства в рамках еди­ной классификации. Сложность, однако, состояла в том, что первоначально, как неопровержимо доказал А.Н. Веселовский, все они находились в синкретически слитном, нерасчлененном состоянии. В дальнейшем, развиваясь из едино­го корня, они постепенно обособились, дифференцировались, хотя и сохранили некоторые элементы общности и взаимо­действия.

Наиболее принятая классификация делит искусства на пространственные (скульптура, архитектура, живо­пись), временные (музыка) и синтетические (те­атр, литература, кинематограф). Опровергая утвердившую­ся с античных времен формулу «Живопись есть молчащая поэзия, а поэзия говорящая живопись», Г.Э. Лессинг в трак­тате «Лаокоон» показал, что поэзия - искусство наиболее широкое, которому доступны такие красоты, каких никог­да не достигнуть живописи. Синтетическая природа искус­ства слова позволяет ему вторгаться на территорию «сосе­дей», используя пространственные, пластические и колори­стические завоевания живописи и скульптуры, а также динамические и мелодические свойства музыки; для созда­ния литературной образности она нередко апеллирует к ин­теллекту или таким нетрадиционным в эстетическом отно­шении чувствам и ощущениям, как осязание и обоняние. Поэтому для художественной литературы нет запретных тем. Художественная литература изображает жизнь в целом.

Эпос.

! Предмет эпоса – внешняя по отношению к сознанию автора жизнь. В эпосе предполагается объективированный рассказ о событиях, как бы погруженных в «поток жизни», при котором автор выступает рассказчиком, «изобразителем» событий. Речевую структуру эпоса организует повествование, которое является его доминирующим началом (речевым ядром), подчиняющим себе все остальные речевые модели.

Повествование представляет собой изображение объективного хода событий, развертывающихся во времени, а также описание, рассуждение, то есть все, за исключением прямой речи персонажей. Прямая речь персонажей органично включена в повествование, которое как бы имитирует, разыгрывает, как в драме, диалоги персонажей, но она всегда обрамлена авторскими комментариями и пояснениями.

! Ядром эпического повествования, его структурным стержнем являетсясюжет .

Сюжет предполагает последовательную смену событий, связанных между собой причинно -следственными связями.

Лирика

! Предмет изображения лирики внутренняя жизнь поэта, картина его сознания , воплощенная, как правило, в речевой форме внутреннего монолога.

! Глубинные конфликты бытия и сознания (в том числе политические, социально-исторические, философские) воплощаются в лирическом произведении через картину переживания (непосредственное или опосредованное воплощение чувств, мыслей, эмоций и т. д.).

Поэтому, анализируя лирику, следует говорить об образе переживания, который создается не столько изобразительными, сколько выразительными средствами.

Одно из основных отличий лирики от эпоса заключается в специфике воплощенияавторского сознания в лирике. Автор в лирике является не повествователем(как в эпосе), а носителем переживания.

Драма

! Драма как род литературы имеет общие черты с эпосом . Так, драма, прежде всего, предполагает сюжетность , т. е. воспроизведение цепи взаимосвязанных событий.

! Драма предназначена для сценического исполнения, в силу чего драматические произведения тяготеют к наиболее острым проблемам современности и в самых ярких образцах становятся народными.

! важнейшие формальные свойства драмы: сплошная цепь высказываний, которые выступают в функции действий персонажей (поведенческих актов), и как следствие этого – сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени .

Универсальная основа композиции драмы – сценические эпизоды (мизансцены), скомпонованные в явления и акты (действия ), в пределах которых изображаемое (так называемое художественное ) время адекватно временивосприятия (так называемому реальному времени ) .

Драма как род литературы включает в себя множество жанров. Основные из них – трагедия , комедия , драма

Критерии родового деления: Главные критерии родового деления:

Основа текста: монолог (лирика), диалог (драма), смешанность (эпос)
- Степень присутствия автора
- ширина обзора (лирика – только чувства, драма – определенная ситуация, эпос может охватывать целые эпохи)
- время (для лирики оно не характерно, в эпос может охватывать целые века, в драме – 24 часа)
- «Речевая ткань» (К. Бюллер): сообщение, апелляция, экспрессия
- своеобразие явленности в них человека
- формы присутствия автора
- характер обращенности текста к читателю

Жанры эпоса.

Эпос - род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

Крупные - эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

Средние - повесть,

Малые - рассказ, новелла, очерк.

Эпопе́я (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος «слово, повествование» + ποιέω «творю») - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Рома́н - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

По́весть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Расска́з - большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести - более краткая форма изложения. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. Как самостоятельный жанр обособился в письменной литературе при записи устных пересказов. Отличим от коротких рассказов и/или сказок. Близок к новеллам, а с XVIII века - и к очеркам. Иногда новеллы и очерки рассматривают в виде полярных разновидностей рассказа.

Новелла - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, Новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Ска́зка - жанр литературного творчества:

1. Сказка фольклорная - эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).

2. Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Жанры лирики

В Лирике - стихотворение, романс, послание, элегия.

Стих (др.-греч. ὁ στίχος - ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);

строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).

Рома́нс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально - «по-романски», то есть «по-испански») - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Послание

В церковной литературе - письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового Завета, а энциклики более поздних церковных иерархов являются основополагающими документами, имеющими силу закона.

В художественной литературе - текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).

Жанр Драмы

трагедия

драма(жанр)

драма в стихах

мелодрама

иеродрама

мистерия

водевиль

Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально - «песня козла», от τράγος, tragos - «козёл» и ᾠδή, ōdè - «песнь») - жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящим к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный

Драма - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).

Мелодрама (от др.-греч. μέλος - песня и δρᾶμα - действие) - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Иеродра́ма (фр. un hiérodrame; от др.-греч. ἱερός, священный) - во Франции 1750-1780 гг. название драматических пьес духовного содержания, синоним оратории и мистерий.

Мисте́рия (от лат. ministerium - служба) - один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.

Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей

Водеви́ль (фр. vaudeville) - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Фарс (фр. Farce) - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Типы проблематики

Вопросы типологии художественной проблематики стали разрабатываться литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых типов проблематики и их подробное описание мы можем найти в работах Гегеля, Шиллера, Белинского, Чернышевского и других эстетиков и литературоведов XVIII-XIX вв. Однако системной научной разработке эта проблема подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М. Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека*. Однако и та и другая группа оказывались внутренне неоднородными, что делало необходимым дальнейшую разработку типологии художественного содержания в направлении большей дифференциации типов. Дальше всех здесь пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил уже четыре типа проблематики: «мифологическую», «национально-историческую», «нравоописательную» (иначе – «этологическую») и романную (в терминологии Г.Н. Поспелова – «романическую»)**. Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков (неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами), однако на нее уже вполне можно опереться, чтобы идти дальше. В дальнейшем изложении мы будем и кратко характеризовать взгляды Г.Н. Поспелова и полемизировать с ним, развивая собственную концепцию; при этом главное внимание будет уделено дальнейшей дифференциации типов проблематики.

Мифологическая проблематика

Мифологическая проблематика – это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»*; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений. Так, например, автор «Метаморфоз» Овидий дает, опираясь на фольклорную легенду, объяснение, откуда и каким образом появился на земле цветок нарцисс – в него, оказывается, был превращен юноша по имени Нарцисс, не любивший никого, кроме самого себя.

Мифологическая проблематика была очень развита на ранних стадиях литературы, а также в долитературном творчестве – фольклоре.. Конечно, многие современные писатели просто используют мифологические модели для воплощения совсем иной (чаще всего философской) проблематики (например, рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесы Ж. Ануя), но и собственно мифотворчество актуально для литературы XX в. Прежде всего оно проявляется в таких важных для современного художественного мышления течениях, как научно-фантастическая литература и в особенности литература «фэнтези».

Национальная проблематика

Проблемаитка национально-историческая. Создатели произведений, в которых воплощался этот тип проблематики, «интересовались в основном историческим становлением и судьбой целых народностей», «национальной судьбой».

К ней ученый относит лишь те произведения, которые посвящены или вызваны к жизни переломными моментами в истории народа, нации. Однако если учесть, что важнейшей проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности национального характера – более глубинная, нежели проблема внешнего исторического бытия нации, народа, – то круг произведений, входящих в данный тип, придется существенно расширить. Наряду с национальными поэмами, отражающими складывание национальной государственности («Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели), с произведениями в новой литературе, вызванными к жизни моментами межгосударственных и внутринациональных конфликтов («Клеветникам России» Пушкина, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Василий Теркин» Твардовского и др.). существуют и произведения, в которых проблемы национального характера, национальной самобытности (национального менталитета, как сказали бы сейчас) ставятся и решаются на совершенно «мирном», даже бытовом материале. К таким произведениям можно отнести стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять...», цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом», рассказы Лескова «Левша» и «Железная воля», рассказы Чехова В этой связи представляется также уместным несколько изменить сам термин говорить не о «национально-исторической», а просто о национальной проблематике.

Филосовская проблематика

Идейный интерес писателей в этом случае направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и природы, как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах. Истоки этого типа опять-таки лежат довольно глубоко: мы находим их в притчах Ветхого и Нового завета, в «Сократических диалогах» Платона, в «Диалогах в царстве мертвых» Лукиана

12. Худ форма и худ содержание

Образной формой раскрытия содержания является жизнь персонажей, как она в целом представлена в произведениях, - отмечает профессор. Г.. Н. Поспелов. Содержание произведения относится к сфере духовной жизни и деятельности людей, форма же произведения - это материальное явление: непосредственно - это словесный строй произведения - художественная речь, которая произносится вслух или «про себя». Содержание и форма литературного произведения представляет собой единство противоположностей. Духовность идейного содержания произведения и материальность его формы - это и есть единство противоположных сфер действительности.

Об единстве содержания и формы в искусстве очень убедительно писал Гегель: «Произведения искусства, которому не достает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, т. е. истинное произведение искусства, и для художника, как такового, служит плохим оправданием, если говоря, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходны), но им недостает надлежащей формы. Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны и представляют собой истинные произведения искусства».

Идейное - художественное единство содержания и формы произведения образуются на основе примата содержания. Как бы не было велико дарование писателя, значимость его произведений, прежде всего, обусловлено их содержанием. Назначение же их образной формы и всех жанровых, композиционных и языковых элементов заключается в полной яркой и художественной точной передаче содержания. Всякое нарушение этого принципа, этого единства художественного творчества отрицательно сказывается на литературном произведении, снижает его ценность. Зависимость формы от содержания не делает её, однако, чем-то второстепенным. Содержание раскрывается только в ней, в силу этого, от степени соответствия формы содержанию зависит полнота и ясность его раскрытия.

Говоря о содержании и форме, нужно помнить об их относительности и соотносительности. Нельзя сводить содержание произведения только к идее. Оно - единство объективного и субъективного, воплощенного в художественном произведении. Поэтому, анализируя художественное произведение, нельзя рассматривать его идею вне образной формы. Идея, которая в художественном произведении выступает как процесс познания, постижения действительности художником, не должна сводится к выводам, к программе действия, составляющей только часть субъективного содержания произведения.

Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой темы.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС

Героический пафос заключает в себе утвержде­ние величия подвига отдельной личности и це­лого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества. Предметом героического пафоса в литературе является героика самой дейст­вительности - активная деятельность людей, благодаря которой осуществляются великие общенационально-про­грессивные задачи.

Содержание героики различно в разных национально-исторических обстоятельствах. Овладение стихиями при­роды, отпор иноземным захватчикам, борьба с реакцион­ными силами общества за передовые формы социально-политической жизни, за развитие культуры - все это требует от человека способности возвыситься до интере­сов и целей коллектива, осознать их как свое кровное дело. Тогда общие интересы становятся внутренней потреб­ностью личности, мобилизуют ее силу, мужество, волю и вдохновляют ее на подвиг

Героика всегда предполагает свободное самоопределение личности, ее действенную инициативу, а не послушную исполнитель­ность.

Воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих, национал ь-н о-п регрессивных стремлений - такова положи­тельная внутренняя противоречивость героики в жизни.

Образно раскрывая основные качества героических характеров, восхищаясь ими и воспевая их, художник слова создает произведения, проникнутые героическим пафосом1. Он не просто воспроизводит и эмоционально комментирует героику действительности, а идейно-твор­чески переосмысляет ее в свете своего идеала граждан­ской доблести, чести, долга. Он претворяет жизнь в об­разный мир произведения, выражая свое представление о подвиге, о сущности героического характера, его судьбе и значении. Героика действительности отражается в ху­дожественном произведении преломление и гиперболиче­ски в вымышленных, порой даже фантастических персона­жах и событиях. Многообразны поэтому не только реаль­ные героические ситуации и характеры, но и интерпрета­ция их в литературе.

Интерес к героике обнаруживается еще в древнейших произведениях синкретического творчества, в которых на­ряду с образами богов появились образы богатырей, или, как их называли в Греции, героев (гр. heros - владыка, господин), совершающих небывалые подвиги на благо своего народа.

Следует отметить, что в истории литературы встречается и

ложная, фальшивая героизация, например завоевателей, колонизаторов,

защитников реакционного режима и т. д. Она искажает суть реальной

исторической ситуации, придает произведению ложную идейную направ­

ленность.

Героические образы мифов и легенд широко использовались в литературе последующих эпох. Подвер­гаясь переосмыслению, они тем не менее сохраняют зна­чение вечных символов человеческого героизма. Они ут­верждают ценность подвига и героику как высшую норму поведения для каждого члена народного коллектива.

На более поздних этапах общественного развития, в классовом обществе, героическая проблематика приобрела новую остроту и более широкое значение. В произведениях фольклора - исторических песнях, былинах, бога­тырских сказках, эпопеях, воинских повестях - в центре стоит могучий, справедливый богатырь-воин, защищаю­щий свой народ от иноземных захватчиков. Он рискует жизнью не по предписанию свыше, не по обязанности - он сам свободно принимает решение и отдает всего себя великой цели. Поступки его менее произвольны, более осо­знанны, чем у мифологического героя, они вызваны чувст­вом чести, долга, внутренней ответственности. И эпиче­ский певец часто раскрывает высокое национальное са­мосознание героя, патриотический смысл его деяний.

В героических произведениях художественной л и т ер а т у р ы, созданных в процессе индивидуального твор­чества, своеобразие идеологических убеждений автора сказывается более определенно, чем в фольклоре.

Итак, героический пафос выражает стремление худож­ника показать величие человека, совершающего подвиг во имя общего дела, идейно утвердить в сознании общества значение такого характера и его нравственной готовности к подвигу.

Героический пафос в художественных произведениях разных эпох чаще всего осложняется драматическими и трагическими мотивами.

В произведениях социалистического реализма героиче­ский пафос чаще всего сочетается с романтическим и драматическим пафосом.

ПАФОС ДРАМАТИЗМА

Драматизм в литературе, как и героика, порождается противоречиями реальной жизни людей - не только об­щественной, но и частной. Драматичны такие жиз­ненные положения, когда особенно значительные общест­венные или личные стремления и запросы людей, а иногда сама их жизнь оказываются под угрозой поражения и гибели со стороны независимых от них внешних сил. Такие положения вызывают соответствующие пережива­ния в душе человека - глубокие опасения и страдания, сильную взволнованность и напряженность. Эти пережи­вания или ослабляются сознанием своей правоты и ре­шимостью бороться, или приводят к безнадежности и отчаянию.

Книги занимают очень важное место в жизни современного человека. Учебные, научные, развлекательные, специализированные - все они одинаково нужны. Причем не важно, в какой форме они представлены: традиционной печатной, электронной или аудио. Все равно любая книга является источником информации того или иного рода, доступным любому взявшему ее человеку.

Разумеется, значение книг нельзя переоценить. То же самое можно сказать и о науке их изучающей - литературе. Ее основы преподаются еще в школе, а продолжить ее изучение может каждый желающий. Данная статья призвана поспособствовать этому.

Теория литературы является одной из самых важных составляющих литературоведения. Данное понятие очень близко сообщается с философией и эстетикой, которые способствуют его пониманию и объяснению. Оно основано на истории и критике литературы, но в то же время и обосновывает их, образуя с ними единое и неделимое целое. Но что же изучает теория литературы?

Ответить на этот вопрос односложно не получится, так как данный раздел науки насчитывает три вида: социалистический, формалистский и исторический.

В первом все силы бросаются на изучение отражения действительности (образного). На первом плане такие понятия, как художественность, классовость, народность, мировоззрение, партийность, метод.

Формалистская теория литературы изучает структуру и способы построения различных произведений (как поэтических, так и прозаичных). В ней наибольшее внимание уделяется идее, стилю, теме, стихосложению, сюжету и так далее.

Ну а историческая теория литературы, как можно понять по названию, изучает непосредственно и его изменения, связанные с течением времени. В ней значение имеют жанры и рода.

Проведя обобщение всех трех видов, можно сделать вывод, что данный раздел науки отдает все силы изучению различных произведений и определению их жанра, стиля, исторического значения, классовости, а также поиску линии сюжета, темы и идеи.

Из этого можно сделать вывод, что литературы знакомы многим обывателям - большинство книголюбов используют их в той или иной степени.

Этот раздел науки занимается многими проблемами. Среди них - относящиеся к поэтике и методологии. Конечно же, нельзя забывать и о функции литературы, проблемы которой также изучаются теорией.

Другими словами, ее можно назвать значением, ролью различных произведений.

Так, например, функцией учебной литературы является подача полезной информации в подходящей форме. должны доставлять удовольствие читателю, выполнять политическую, коммуникативную, эстетическую, познавательную и другие роли. А должна обучать, воспитывать (иметь поучительные мотивы), способствовать развитию маленького читателя. Она должна уметь привлечь внимание ребенка и полностью соответствовать нормальному уровню развития той возрастной категории, для которой она предназначена. Кроме того, детская литература должна выполнять эстетическую, нравственную, когнитивную, культурологическую и другие функции.

По определению М.А. Палкина, «теория литературы — важнейшая часть литературо-ведения (науки о литературе), дающая знания о наибо-лее общих свойствах литературных произведений и характеризующая сущность, общественное назначение, особенности содержания и формы художественной литературы как искусства слова». Теория литературы - это открытая научная дисциплина (имеет дискуссионный характер).

«Теория литературы», «литературоведение» и «поэтика» в самом общем смысле синонимичны. Но каждый имеет свою узкую направленность.

«Литературоведение» соотносится с теорией и историей литературы и литературной критикой.

Понятие «поэтика» часто используется синонимом стиля, художественного мира писателя, изобразительных средств. В последние годы термин «теория литературы» все чаще и чаще заменяется термином «поэтика». В.М. Жирмунский, Я. Мукаржовский, Р. Якобсон и др., поэтикой называют учение и науку «о сущности, жанрах и формах поэзии - о свойственных им содержании, технике, структурах и изобразительных средствах…». Б.В. Томашевский поэтикой называл именно теорию литературы. «Задачей поэтики (иначе - теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование». М.М. Бахтин считал поэтику прежде всего «эстетикой словесного художественного творчества».

В 19 веке этот термин был не основным, а использовался термин «поэзия» не смотря на роды и виды произведений. Известные ученые Хализев, Бахтин, Гаспаров, Эпштейн, Манн и т.д.

ТЛ - теоретическая часть литературоведения , входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литературной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. Это молодая наука (ей около 2-х веков: она зародилась в 19 веке), разрабатывающая методологию анализа художественных произведений и эволюции литературно-художественного процесса в целом.

Основная проблема - проблема систематизации. Курс теоретического литературоведения имеет общий характер, т.е. мы обращаемся ко всему,что уже изучено. У теории литературы дискуссионный характер (нет общепринятого учебника), т.к. наука молодая.

Существует несколько равнозначных литературоведческих школ: Тартусская (Лотман), Московская, Петербургская, школа Лейдермана (Екатеринбург). Теория литературоведения изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика).

Основные проблемы теории литературы — методологические: специфика литературы, литература и действительность, генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность литературы, содержание и форма в литературе, критерий художественности, литературный процесс, литературный стиль, художественный метод в литературе, социалистический реализм; проблемы поэтики в теории литературы: образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтический язык, ритм, стих, фоника в их стилевом значении.

Термины теории литературы функциональны, т. е. они не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько раскрывают функцию, которую оно выполняет, соотношение его с другими понятиями.

Теория литературы является одной из трех основных составляющих частей:

  1. теория литературы,
  2. история литературы,
  3. критика литературы.

Состав курса:

  1. блок вопросов общеэстетического (образ, условность, вымысел, форма и содержание).
  2. блок. Теоретическая поэтика - обращена к произведению (художественная речь, ритм, пространство временная организация, повествовательный уровень, мотив, трагическое м комическое).
  3. блок. Проблематика литературного процесса. (литературный процесс, тенденции развития, литературные направления, новаторство, преемственность и т.д.).
  4. блок. Литературоведческие методы (история литературоведения).

Вторая особенность - открыто-дискуссионный характер. Наличие множества литературных форм объясняются словесным художественным образом. Важнейшая задача литературоведения - задача систематизации.