Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались револю-ционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Ку-прин с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведе-ниях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в зву-ках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, бла-городного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в кото-рой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
Тема свободного человекаглавная тема всего произведения, но в ле-генде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького инте-ресует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной фор-ме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр ли-тературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его за-мысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в че-ловеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, са-молюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучи-тельную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горь-кий создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и непод-вижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по ве-черам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным ка-жется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным челове-ком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправед-ливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем люб-ви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом вели-кой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ се-бялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, силь-ны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвер-жен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Ста-руха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплот-ная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гуде-ли сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздуш-ные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, рито-рических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает на-пряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говоря-щие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомнева-юсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Юноша с добрым и храбрым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. создал романтичный образ, заставляющий задуматься, в чем смысл бытия и ценность поступков человека.

История создания

Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов

«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.

Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.

Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.


Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя трудами . В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным мятущимся духом.

Читатели приняли произведение с восторгом. К такому признанию писатель был готов, ведь он и сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в письме, адресованном , автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих работ.

Сюжет

Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.


Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.

Образ и прототип

Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и стойкостью, сделал идеалом чести, мужества и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму. Прекрасные качества дополнены красивой внешностью. Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос:

«Что я сделаю для людей?».

А умерев, заставил читателя размышлять о нужности добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».


Исследователи уверены, что Алексей Максимович при создании персонажа опирался на библейские мотивы, взяв черты и даже . Кто-то высказывает предположение о символичности имени героя: Данко имеет один корень со словами «дать», «дающий». На самом деле имя позаимствовано из цыганского языка и означает всего лишь «младший сын», «цыганенок».


Что касается прототипов персонажа, то невооруженным взглядом прослеживается связь с греческой мифологией, где Прометей подарил людям огонь. С другой стороны, в рассказе явно видны отсылки к философу , который настаивал на разумности огня. А Максим Горький, между прочим, слыл «огнепоклонником».


Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прообразом является только Август Стриндберг, шведский поэт, захвативший внимание интеллигенции в конце 19 века. Алексей Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».


Горький также слыл фанатом поэта Пенчо Славейкова. Болгарин тоже внедрял в массы читателей мысль о том, что будущее – за личностями с сильной волей. В списке поэм литератора значится произведение «Сердце сердец», где погибшего романтика Шелли сжигают в огне. Между этим образом и Данко с горящим сердцем легко провести параллель.

  • В 1967 году по мотивам произведения Горького на студии «Киевнаучфильм» был создан мультфильм «Легенда о пламенном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работу признали лучшим фильмом для юношества на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
  • «Старуха Изергиль» – второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первым в списке значится «Челкаш».

  • Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем, в связи с реконструкцией площади, ее перенесли на проспект . Памятник создал заслуженный художник Украинской ССР, скульптор Александр Васякин.
  • В конце 1990-ых годов на небосклоне российской эстрады зажглась новая звездочка по имени . Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Ты моя девочка» и другие.

Цитаты

«Все на свете имеет конец!»
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».
«Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».
«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…»
«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно».
«Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
«Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум».

Подвиг Данко

Посвящается А.К.

Когда это было, никто и не вспомнит. Никто и не скажет, была ли это правда или так, сказка о невозможном.

Еще никогда не было так холодно в этом городе. Температура медленно тоненькой красной струйкой опускалась к сорока. На улице застыли ледяные фигуры деревьев. Они окунули свои грузные ветви в серебро и платину. Ветер срывал с них последний снег и кружил его хлопьями в печальном зимнем вальсе, швыряя его в лицо редким прохожим. Уже давно крепким сном спала природа, а в ее сердце расцветали ромашки. Зима никогда не вызывала в ней тоску и сожаление о прошедшем лете. Там, опьяненная запахом сирени, она гуляла по улицам российских городов, загорала на сером песке местных пляжей, находила друзей, которых волей судьбы больше не встретить, и без памяти любила очередного «единственного» мужчину, который, как и все, оставил после себя приятные воспоминания. Последняя капля лета допита, а впереди еще целый ящик шипучей и бурлящей жизни. Наверно…
Любила.
Летала. И оковы тяжелой шубы не могли удержать ее на земле. Ее глаза светились ярче и теплее, чем в небе одинокое и тусклое солнце. Она смеялась громче и звонче, чем задорные ручьи весной. И совсем, совсем не было холодно. Где-то внутри пульсировало то, что согревало ее. В конце сентября он неосторожно чиркнул спичкой и поднес ее близко к огнеопасному сердцу, и оно взорвалось чувством. Теперь для нее жизнь заключалась лишь в коротких встречах, недолгих разговорах. На вечер их дороги пересекались, и вновь расходились в разных направлениях.
Только в его глазах она видела Космос, куда желала улететь, закрывшись с ним в комнате. Звезды меркли в сравнении с тем блеском, которым горели ее глаза, когда он был рядом. Просто рядом, плечо к плечу. И не скрыть смущения, когда разговор прерывался вдруг томительным молчанием. И какой была глупой фраза, нарушившая тишину.
И совсем не было ничего общего. Трудно было подобрать слова, чтобы вести заинтересованный диалог. КВН, КК, спорт, музыка, машины, математика, хотя она в ней ни черта не понимала, весь мир - это то, о чем они могли бы поговорить, но так сложно... Может, потому, что между ними было что-то большее, чем общая тема для обсуждения? Любовь…
А вокруг нее, как огромный айсберг, замерз город. Вставал транспорт. Автомобили выпрыгивали в тулупы, совершали сложные поддержки, и сливались в страстном поцелуе на обледенелых шоссе. Температура на градуснике падала с каждым днем. Люди наблюдали за всем этими бесчинства природы через стекло своего автомобиля, или уютного кафе, или взирали на все это из своего рабочего кабинета. Но носа никто на улицу не осмеливался показать лишний раз без особого повода.
А ей было все равно. Она гуляла по центральным улицам, про себя сочиняя стихи, представляя сцены признанья, поцелуя… и что-то волнующее щекотало внизу живота.
Он, как и все, завернувшись по глубже в куртку и изредка доставая руки из карманов, чтобы согреть их дыханьем, торопился прильнуть к печке в маршрутке, к обогревателю дома. Надеялся на потепление погоды, чтобы отправиться покорять склоны Хабаровского. Готовился сдать дискретку, как всегда на отлично.
И вдруг…
-Люблю.
Он отвел глаза и промолчал.
-Ты мне нравишься! – повысила она голос.
Он улыбнулся.
-Я хочу докричаться до тебя. Хочу согреть твой лед.
Теперь манящий, прекрасный холод его глаз стал понятен как никогда. Обычное равнодушие, присыпанное снегом и покрытое коркой толстого льда. Она стояла, смотрела на него без слез, не готовая к разочарованию и ждала ответа. Ждала хоть слова.
- Безрассудный поступок тебе признаться, не правда ли, но так мне будет в два раза легче, даже если я услышу: "Нет".
Он внимательно изучал снег, скопившийся на его ботинках.
- О чем твое молчание? О том, что ничего быть не может, ты ничего не хочешь, не хочешь меня расстраивать, или тебя так переполняют чувства, что тебе трудно даже дышать?
В ответ лишь короткая улыбка кому-то в сторону.
-Ты мне нужен, - я посмотрела в окно. А там еще сильнее повалил снег. Ветер подгонял заблудших людей. Неоновые огни магазинов не горели. Город стал бледным, унылым за эти дни, словно больной, ожидающий операции. Температура стала критической для этой полосы местности. Севернее такой погодой ребенка не испугаешь. Какие там, наверное, люди сильные и смелые духом…
По радио объявили, что произошла авария, старые, новые трубы не выдержали низкой температуры и взорвались. Город полностью лишился отопления. ЖЭК и лично губернатор в ближайшее время обещают исправить ситуацию. Последний так сам, наверное, возьмется за ремонт. Вдруг сразу все ожили, затрещали, как вернувшиеся с юга птицы. Только что-то из рода вон выходящее может встрепенуть людей и оторвать их от своих дел. Перспектива ходить по улице и спать в одном и том же не радовала никого.
Да, даже в наш век высоких технологий мы не можем противостоять природе, и никогда не найдем столько сил.
Он возмутился: «Теперь придется обогреватель еще один покупать. Кто знает, когда там отремонтируют. Все перемрут, пока тепла дождутся, » - посмотрел на свою собеседницу, ожидая поддержки.
- У меня есть сломанный. Мне хватит, - дотронулась она ладонью до разрисованного кружевами окна, - От этого холода не замерзнешь…
- Ты о чем? – нахмурился молодой человек.
- Да так. Мысли в слух.
- Ты никогда не дружила с рассудком, - он улыбнулся.
- Мне нравиться, когда ты улыбаешься, - тихо сказала девушка. Только в эти мгновения ей казалось, что он тоже может гореть.
Но его многозначительное молчание обжигало льдом надежду. В сердце закрадывалась пугающая пустота, которая постепенно превращала в жесткого, в чем -то грубого, рассудительного человека. Она не могла и не хотела, быть такой. Касание покраснелой щеки не воспламенит огонь в глазах.
- Хочешь, все измениться? Станет тепло…как летом в июле. Все в секунду растает, побежит водой по тротуарам, - она говорила быстро с перерывами, едва успевая сглатывать слюну. - Ты согреешься, люди…Только будет жарко, очень жарко…Ты будешь пить, пить, но вода не спасет тебя. Везде ты будешь искать прохлады…с нетерпеньем ждать ливня, чтобы на мгновенье охладиться.
- Пар костей не ломит. Брр…ноги замерзли.
Девушка посмотрела в любимые глаза, в них все также тонул свет, как в черных дырах. Он стоял неподвижно, напротив нее. Такой же немой и слепой. Она жалела, что не обладает телепатическим даром. Может, сейчас он признавался ей в своих чувствах… Усмехнулась, отвернулась, пошла быстрым шагом к выходу, куда-то, где меркли все тени.
- Зачем мне одной его невыносимый огонь? – говорила она с пустотой. - Он меня осушает изнутри, лишает свободы чувств и действий, даря взамен… счастье? Счастье любить, надеяться, верить. Летать не в мечтах! А когда идешь куда-нибудь, сидишь где-нибудь... неважно. Тело в миг становиться легким и, как воздушный шарик, стремительно отрывается от земли! Ты не любишь? Бывает…пусть хоть сейчас моя любовь обогреет тебя. Вместе с тобой еще сотни и тысячи людей. Вот оно сердце! В ладонях сжимается от внешнего холода и вновь наливается алой кровью. Видел бы ты, как оно сейчас светится, ярче солнца палящего. Чувствовал бы ты, его жар, обжигающий.
Девушка не плакала. Боль покинула ее. Она судорожно пульсировала в худеньких ручках.
Под ногами появился асфальт. На теле выступила испарина. Она обернулась, а на деревьях уже набухли почки. Изумленные люди стягивали с себя пестрые шапки, шарфы. Не прошло и пяти минут, как все забыли о зиме и еще некогда их волновавшем вопросе об отоплении.
Он вышел на улицу: «Классная погода!» – и улыбнулся.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры - гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко - это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.

  1. Равнодушие никогда не приводит человека к счастью. Например, Ларра, сын орла, презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, убивает девушку на глазах у людей из её племени, не отдавая себе полностью отчёта в том, что поступает жестоко: он слышит только себя и свои желания. Но за это он обречён на вечное страдание от одиночества. Из племени его изгнали, а Бог «наградил» героя вечной жизнью, чтобы тот познал бездну отчаяния за свою гордыню. Так, несчастный персонаж стал скитальцем, в глазах которого навеки поселилась тоска, что не утолить ни времени, ни пространству.
  2. К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.
  3. В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой - их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.
  4. На способность индивидуума к отзывчивости не влияет социум. Например, в образе Ларры и Данко выражены две противоположных стороны человеческой натуры: равнодушие и отзывчивость. В первой легенде в образах людей в определённой степени присутствуют черты отзывчивого Данко, а в третьей легенде - черты равнодушного Ларры. Образы второстепенных персонажей контрастируют с главными героями обеих легенд. Так автор показывает читателю то, что в каждом человеке одновременно присутствуют качества Ларры и Данко, и они проявятся в независимости от того, как окружение будет относиться к личности.
  5. Равнодушие приводит человека к одиночеству. Например, старуха Изергиль из одноименного рассказа Горького всю жизнь предавалась легкомысленным увлечениям, не щадя чувств кавалеров. Она нередко разбивала сердца и лишь забавлялась этим процессом. Но ее красота и сила были растрачены попусту, ведь на настоящую любовь их не хватило. Человек, которого она спасла из плена, рискуя погибнуть, мог любить ее лишь в благодарность, а она из гордости не приняла подачку. В результате «роковая красотка» влачила одинокую старость, ведь молодость и успех и мужчин покинули ее. Вот, к чему привело ее безразличие к чувствам других людей. Теперь всем было наплевать на нее.
  6. Настоящая отзывчивость – это человеколюбие. К примеру, Данко приносит себя в жертву ради народа, и только всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и смешки недалекого племени. Он, невзирая на неблагодарное поведение соплеменников и отсутствие поддержки, шел к цели и вел за собой толпу. Любой на его месте сдался бы, видя такое обращение. Однако герой обладал непоколебимым подспорьем для своей отзывчивости – любовью, которая когда-то заставила Христа взойти на Голгофу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Применение технологии развития критического мышления.

Урок литературы в 7 классе по теме «Подвиг Данко во имя людей» . (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения

    Орг.момент

Чтобы трудности преодолевать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно! слайд 1

-Мы сегодня будем работать и коллективно, и в парах. Как вы думаете, правила нужны для работы в паре? Вы их хорошо знаете? Давайте их вспомним.

...................................................... слайд 2

-Эти правила помогут вам работать вместе? (да ) -Чем? (научимся договариваться)

-Думаю, что у вас все получится.

Фаза вызова.

-Возьмемся за руки. Послушаем, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

-“Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! слайд 3

-Какой человек может так рассуждать? (Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь)

- Что такое подвиг? ( Героический самоотверженный поступок.)

Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

(Решительное активное действие в сложных обстоятельствах ).

слайд 3

-Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство", автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность.

-А сегодня мы говорим ещё об одном пр-и Горького, которое отражает смысл этих слов....................... Какое?

(Конечно же, «Данко»). слайд 4

- Почему? (Данко спас людей ценой своей жизни, т.е совершил подвиг во имя людей)

-Как будет звучать тема нашего урока?(Подвиг Данко во имя людей. (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). слайд 5

- Запишите число и тему в тетрадь.

- Как вы думаете , в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве )

-Итак ,мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО .Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ -пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

-Соберем эти 4 слов в кластер. слайд 6

-Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

Почему Данко помог людям?

Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

-Цель нашего урока –дать ответы на эти вопросы.

Фаза реализации смысла .

-Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

-Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр. 297, давайте прочтем определение.

-А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образы , высокое назначение человека) слайд 7

-Как вы думаете, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка)

-Каков пейзаж в легенде ? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык? (Яркий)

- Как по-другому мы назовём эти определения? (Признаки романтического произведения)

- Давайт е выясним, что называется легендой ? слайд 11 (стр. 295, чтение определения)

-Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) слайд 8

-Чем легенда отличается от сказки?

- Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

- Вывод : мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой.

- слайд 9 Итак, старуха- молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко , определите , что общег о в произведениях и чем они отличаются. слайды 10-12

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом.

Но в это время вождь их Моисей умер.

-Чтобы понять, почему Данко решился на такой поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл)

-Где они жили сначала? (1 предл)

-Почем у эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

-Задание : найти на стр. 84 краски , описывающие природу леса (1 пара), звуки и запахи леса (2 пара), описание племени (его характеристика) (3 пара).

-Сопоставь те характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)

людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль?

Поработаем в парах : 1 пара выписывает эпитеты , 2 олицетворения, метафоры, 3 – гипербола, сравнение.

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Гипербола

Сравнения

старый лес,

тяжёлая пора, каменные деревья,

крепкая тьма, ядовитый смрад,

торжествующий шум леса,

живой огонь.

ветер бил,

тени прыгали,

ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи;

болото разевало пасть,

зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

...................................

лучи падали

ужас родили женщины

лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву;

Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить,

люди гибли один за другим.

...............................

деревья заступали дорогу могучей стеной;

ветки переплелись, как змеи;

стало так темно, точно собрались все ночи;

шли, как стадо овец .

-Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность.

-Почем у у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. (равнодушие, бездействие)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К чему они были готовы?(готовы к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

- слайд 13 Л.Н. Толстой говорил:«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая пословица существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-Почему люди , посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

(Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями)

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии» с. 86)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко)

-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло»,с. 86 «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. что в нём победило ? (Чувство любви к людям в нем победило. текст ... он любил... с 86)

- Какой эпизод легенды является кульминационным?

* слайд 14 Чтение учителем текста

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко?

(Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание).

- Нашелся осторожный человек . с. 87. И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло).

-А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).

-С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

(Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который “жил-дрожал и умирал-дрожал”. Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки).

Мы с вами договаривались , что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко ? (1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).

Фаза рефлексии

теперь попробуем представить , что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

* Представьте , что Данко не отличается от остальных в племени . Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? синих листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил . Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на красных листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Какие листья оказались оптимистичными?

(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

- Напрасна ли смерть Данко ? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

- слайд 15- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»

События настоящего времени : "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", теракты в Волгограде, падение метеорита в прошлом году.

-Значит, герои живут среди нас

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 16

(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других).

-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование ? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)

слайд 17

- Как итог Творческое задание : написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

-Домашнее задание. слайд 18

слайд 19

слай

Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям – это и будет нашим маленьким подвигом.

-С вами приятно и интересно было работать. Все работали хорошо и отлично.

Примеры синквейнов

Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Подвиг.

* * *

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

* * *

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

САМОАНАЛИЗ

Данный урок является программным в изучении творчества Горького. Уже изучена биография писателя и его повесть «Детство».

Цели и задачи урока.

Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения : проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские.

Урок был поделен на три фазы .

1 фаза – вызова . Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы.

На этом этапе урока формируются такие компетентности, как коммуникативная и учебно-познавательная.

2 фаза – реализация смысла. Учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием – аналитическая беседа.

Здесь формируются такие компетентности, как информационная, коммуникативная и учебно-познавательная.

3 фаза – рефлексия . На этом этапе главное – выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения и умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи – подвиг в их жизни.

На этом этапе урока формируется ценностно-смысловая компетентность.

Считаю, что полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. Доказательством того, что ребята поняли смысл произведений, были их верные ответы. Ученики достаточно активно, с интересом отвечали на вопросы, связанные со смыслом и художественными особенностями легенды.

Таким образом, материал урока вызвал интереса у учащихся, достигнуто взаимопонимание между мной и учениками и следствием чего явилось наше активное сотрудничество.

Цель урока была достигнута.