Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы - Сказка о лисице и волке.

Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели - еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем - «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса - медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому - Колобок. Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке Лиса и дрозд. Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим - отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.

Кушакова Саёхатбону

Проектно-исследовательская работа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Каменская СОШ №1

Работу выполнила:

Кушакова Саёхатбону

4 класс

Руководитель:

Пушкина Екатерина Владимировна

Каменка 2012 год

Тема. Лиса. Повадки лисы. Образ лисы в русских народных сказках.

Цель. Проанализировать образ лисы в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи .

  1. Узнать из дополнительной литературы о лисе;
  2. изучить повадки лисы в разных источниках;
  3. провести опрос по теме работы среди учащихся;
  4. прочитать русские народные сказки, в которых действует лиса;
  5. проанализировать образ лисы и сделать выводы.

Объект исследования . Лиса.

Предмет исследования. Русские народные сказки. Дополнительная литература и разнообразные источники о лисе.

Гипотеза . Предположим, что лиса - это самый умный и хитрый персонаж русских народных сказок.

Методы исследования . Размышления, чтение книг, поиск информации о лисе в разных источниках, опрос, анализ результатов.

План работы

  1. Вступление.
  2. Основная часть:

1.Лиса Повадки лисы.

2. Образ лисы в русских народных сказках.

3.Анкетирование и анализ ответов.

4.Чтение книг и изучение образа лисы в русских народных сказках. Вывод.

  1. Заключение.

Вступление

Я очень люблю животных, поэтому читаю много литературы: художественной, энциклопедий про животных и сказки о животных. Последнее время я очень заинтересовалась таким животным как лиса. Я прочитала весь материал в домашних книгах о лисе, в библиотеке мною были прочитаны энциклопедические статьи, посвященные этому зверю, а т.ж. в интернете я нашла и прочитала множество материала про лисицу. Изучив материал о лисе, мне вдруг стало интересно, а почему про лису русский народ стал складывать сказки, какая лиса в сказках, всегда ли «выходит сухой из воды». Я решила ответить на интересующие меня вопросы. Мне очень пригодился и ранее изученный материал.

Основная часть

Лиса. Повадки лисы.

Лиса – один из самых красивых хищников. Она относиться к семейству псовых, хотя чем-то похожа на кошачьих. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые. Лиса по размеру напоминает небольшую собаку. Окраска рыжей плутовки варьируется от огненно-рыжей до серой.

Лиса живет и в Европе, и в Азии, и в Америке, и в Африке. Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что ее очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса великолепный охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух.

Являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных. Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, земноводных, пресмыкающихся, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков. Но особенно рыжая любит полакомиться птицей. Поэтому и заглядывает в курятники. Мясной рацион лисица с успехом дополняет ягодами, яблоками, овощами.

Несмотря на то, что лиса не упустит случая полакомиться зазевавшемся зайцем, поймать тетерку или разорить птичье гнездо, в лесу она приносит гораздо больше пользы, чем вреда. Основной пищей лис остаются полевки, мыши, суслики и другие мелкие грызуны, приносящие вред сельскому хозяйству. А подрастающие лисята в большом количестве истребляют майских жуков – известных вредителей в лесных районах.

Лисы обычно живут поодиночке и объединяются лишь на период гона. Самцы помогают самкам выращивать молодое потомство.

Маленькие лисята обычно появляются на свет в конце апреля, начале мая. Молодое поколение быстро подрастает, к 20-му дню жизни они уже начинают вылезать из норы и питаются не материнским молоком, а живым кормом. Родители приносят в нору живых мышей, птиц и мелких зверей, которыми лисята с удовольствием лакомятся. Малышей тут же начинают обучать азам охоты. Сначала лисята охотятся на майских жуков и кузнечиков, но постепенно приучаются и к более крупной добыче: полевок, ящериц, лягушек.

Лисята быстро растут, и уже в августе их издали трудно отличить от взрослого зверя. В ноябре молодые лисицы начинают самостоятельную жизнь и разбегаются кто куда.

Лисы не всегда живут в норах. Этими жилищами они пользуются только при выращивании потомства, а все остальное время проводят на открытом месте. Чувства дома у лисы практически нет. Они селятся там, где им понравится, да и то не надолго. Лиса охотно роет норы вблизи жилищ человека, иногда лисицы забредают даже в города. Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.

Матерая лисица обзаводится норами не только для того, чтобы вырастить в них потомство или укрыться от продолжительной непогоды. Часто норы служат им убежищем в случае опасности.

Старая лиса по обыкновению имеет не одну нору, а сразу несколько. Лисьи выводные норы в основном располагаются на скатах оврага, неподалеку от ручья, в лесной чащи, т.е. там, куда не забредают люди. Случается, что лисица из года в год возвращается к вырытой однажды норе. Тогда такие «квартиры» постоянно расширяются, подновляются, приобретают несколько «комнат», которые располагаются в 2 – 3 этажа. Охотники хорошо знакомы с такими норами и называют их «вековыми».

Обычно лисья выводная нора снабжена несколькими выходами – отнорками, которые позволяют ей в случае опасности незаметно покинуть свое убежище. Главный отнорок, которым лиса часто пользуется для выхода и входа, заметен издали. Обычно это чистая площадка, посыпанная песком, который появился здесь в результате многолетней чистки норы. Здесь частенько можно увидеть играющих лисят.

Лисица почти все время в движении, предпочитая охотиться на рассвете и в сумерках, в ночные и самые жаркие дневные часы обычно отдыхает на открытых логовах, обозревая просторы вокруг себя. Оттачивая филигранную технику охотничьего мастерства, неугомонный зверек со всей страстью отдается мышкованию, со стороны напоминая заигравшегося котенка. Кажется, ей нравится сам процесс охоты, она постоянно кого-то выслеживает, вынюхивает, высматривает. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам.

По-прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие-нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния.

Лиса в любой ситуации проявляет смекалку, находчивость. Вот, например, когда у нее появляются блохи, находит шерстяную тряпку, подходит к водоему и очень медленно, начиная с хвоста, погружается в воду. Всем известно, что блохи не любят воду и поэтому бегут вверх к голове. В пасти лисицы находится шерстяная тряпка. Лиса с головой погружается в воду, а блохи остаются на тряпке. Так хитрая лисица избавляется то блох.

Образ лисы в русских народных сказках.

Я думала, что лиса в русских народных сказках хитрая плутовка и обманщица. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк. Живет лиса в доме, который отобрала у зайца. Лисица в сказках любит наряжаться. Лиса – большая лакомка. Вот то немногое, что я знала о сказочной лисе.

Анкетирование и анализ ответов.

Сначала я решила провести опрос среди учащихся начальных классов нашей школы, т.к. мне стало интересно, что они знают о лисе – героине русских народных сказок. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какая лиса в русских народных сказках?
  2. Где живет лиса?
  3. Как в сказках называют лису?
  4. Кого в сказках обманывает лиса

В опросе участвовало 35 учеников нашей школы. Варианты их ответов я записала в таблице.

Какая лиса в русских народных сказок?

Хитрая - 12 уч.

Умная – 7 уч.

Где живет лиса?

В норе – 5 уч.

В доме – 4 уч.

Как в сказках называют лису?

Кума, кумушка – 6 уч.

Лисичка-сестричка – 8 уч.

Лиса- 9 уч.

Во что одевается сказочная лиса?

Сарафан и кокошник – 4 уч.

Платье – 3 уч.

Ничего -9 уч.

Кого в сказках обманывает лиса?

Волка – 15 уч.

Мужика – 9 уч.

Цаплю – 4 уч.

Чтение книг и изучение образа лисы в русских народных сказках. Вывод.

Название сказки

Какая лиса в сказке

Жилище лисы

Кого обманула

От кого пострадала

Волк и лиса

Обманщица

Волк, мужик

Лиса- повитуха

Любит сладенькое, обманщица

Дом

Волк

Как лиса шила волку шубу

Швея, торговка

Волк

Лиса, заяц и петух

Выгнала зайца

Избенка ледяная

Собаки, медведь, бык

Петух с косой

Лиса и дрозд

Хитрая, песни поет

Зайца, волка

Дрозд обхитри.

Собаки разорвали лису.

Дрозд Еремеевич

Хитрая, ест маленьких дроздов.

Дрозд Еремеич

Сорока Филипповна

Лиса и тетерев

Пытается обмануть

Дом

Лиса и журавль

Варит манную кашу

Дом

Журавль

Журавль

Лиса- исповедница

Воровка

Петух

Лиса и кувшин

Кур крадет

Мужик

Кувшин утопил лису

Лиса и Котофей Иваныч

Охотится,

Дом

Напугала и перехитрила волка и медведя,

Кот обманул лису.

Мужик, медведь и лиса.

Просит у мужика угощение

Нора

Обманул хвост, собаки

Колобок

Съела колобка

Лисичка со скалочкой

Находит скалочку, требует замену (выкуп)

Трех хозяев

Собака

Кот, лиса и петух

Поет песни и крадет петуха

Дом

Кот

Изучив 15 сказок о лисе, я пришла к следующему выводу: Лиса в сказках выступает главным героем. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках лисе противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух (« Кот, петух и лиса »), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы (« Лиса и заяц » ). Лиса часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой», «Мужик, медведь и лиса». «Лиса и дрозд» спасается бегством и прячется в нору, а затем ее за хвост вытаскиваю из норы собаки и раздирают. В некоторых сказках лиса сама обманывается («Лиса и журавль», «Лиса- исповедница»), а в одной сказке погибает от собственной глупости, надев кувшин на голову, тонет в реке («Лиса и кувшин»).

Сравнительная таблица

Лиса в жизни

Лиса в сказках

Лиса очень красивое животное, имеет ярко-рыжий окрас, с белым кончиком хвоста

В сказке «Теремок» представляется:

  1. Я – лиса, при беседе краса…

Лиса очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание

В сказке «Лиса и Котофей Иваныч», обманув волка и медведя, забирает их добычу

Лисица зверек всеядный: она и зайцем питается, и птицей, и лягушатами и сластена она большая (ягоду ест, фрукты)

Сказочная лисица ест и рыбу(«Волк и лиса»), и мясо(«Лиса и Котофей Иваныч»), и мед («Лиса повитуха»), в сказке «Дрозд Еремеевич» ест маленьких дроздят

Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.

Занимает заюшкину избушку в сказке «Лиса, заяц и петух»

Лиса в любой ситуации проявляет смекалку, находчивость.

Хитрит и обманывает в каждой сказке

Нужно быть очень опытным охотником, чтобы выследить лисицу, обмануть ее и поймать

В половине прочитанных сказках лиса была обманута, иногда погибала от собственной глупости: высунув хвост из норы, была разорвана собаками («Мужик, медведь и лиса»), утонула, засунув голову в кувшин

(« Лиса и кувшин»)

Заключение

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, провела опрос среди учащихся по теме исследования. По сказкам я сделала вывод об образе лисы русских народных сказках. Мне очень понравилось анализировать сказки. Но моя гипотеза подтвердилась не полностью, все же лисица тоже может обманываться.

Анализируя, сказки мне встретились устарелые слова, значение которых мне пришлось выяснить.

Боров – поросенок, свинья.

Исповедь – обряд покаяния в грехах перед священником.

Квашня – деревянная или глиняная посуда для закваски теста, забродившее тесто, опара.

Клирос – место для певчих в церкви по обеим сторонам алтаря.

Повой – приём новорожденного

Родины – день рождения.

Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Используемая литература и интернет – сайты.

  1. Русские народные сказки: Кн. Для самост. чтения. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1983.
  2. www.manorama.ru/article/hunting9.html
  3. sinzhany.ru/povadki_dikoj_lisy.html
  4. www.hunt-dogs.ru ›
  5. rus-oxota.ru/4/16/lisa/lisa-opisanie

Технологическая карта урока

Предмет: Обучение грамоте.

Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.

Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.

Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).

Формы организации учебной деятельности:

  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Структура и содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма деятельности
1. Организационный момент Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. Приветствую учителя и гостей Фронтальная.
2. Актуализация знаний 1. Предлагает отгадать загадки о животных.

2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы.

Отгадывают загадки.

2. Предлагают свои варианты и называют признак

Фронтальная.
3. Постановка учебной задачи 1. Просит детей оценить знания на оценочной линейке.

2. Помогает сформулировать учебную задачу.

1. На оценочной линейке определяют уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как лесном звере.

2. Формулируют учебную задачу урока.

Фронтальная
4. Решение учебной задачи Организует работу с использованием пословиц, энциклопедического материала и по акцентному вычитыванию текстов сказок с моделированием на каждом этапе урока.

Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям,

выборочный пересказ, выразительное чтение.

1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. Фронтальная,
парная работа,
групповая
5. Рефлексия. Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. Подводят итоги.
6. Домашнее задание. Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. Высказывают свои мнения и предложения

Цели урока:

1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;

2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:

На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.

Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.

На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.

Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….

Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.

Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?

А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?

Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.

Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.

А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)

  • Лиса и заяц.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и тетерев.
  • Лиса и дрозд.
  • Лиса и рак.
  • Лиса и козёл.
  • Кот, петух и лиса.
  • Лисичка со скалочкой.
  • Девочка и лиса.
  • Лисичка-сестричка и волк.
  • Петушок – золотой гребешок.

Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.

Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.

3. Этап решения учебной задачи.

На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.

Характеристика лисы.

Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

Как удалось лисе заманить козла в колодец?

Как говорит она с ним в начале? А потом?

На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.

Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)

А для чего?

- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

  • Зайчик встретился с медведем.
  • Петушок выгнал лису.
  • У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
  • Зайчик встретился с собакой.
  • Лиса выгнала зайца.
  • Зайчик живёт с петушком.
  • Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Отметим на оценочной линейке.

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

4. Творческое задание.

Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

  • выполнить дома:
  • прочитать сказки,
  • прочитать в энциклопедии,
  • нарисовать рисунок,
  • составить ребус,
  • найти загадки, стихи о лисе.

Литературное чтение.

Цели урока:

1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;

2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.

1.Орг. момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из животных. А о ком, вы узнаете, разгадав загадку.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая… (лисица).

Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.

3.Проверка домашнего задания.

Какие сказки о лисе мы с вами прочитали?

- «Лисичка-сестричка и волк» и «Хитрая лиса».

Какой изображена лиса в этих сказках?

Хитрой, находчивой, эгоистичной и т. п.

Назовите персонажей сказок.

Лиса, волк, дед, бабы. Лиса, чайки, тюлени, моржи, киты, сороки, лесные звери.

Как лиса обхитрила волка в первой сказке?

Прочитайте диалог волка и лисы.

(чтение по ролям).

Кого обхитрила лиса во второй сказке?

Тюленей, моржей, китов, волков, медведей.

Каким образом?

Вам было дано задание, найти сравнения. Прочтите их.

Плывет, будто в лодке, лапы, как весла, хвост, как руль, бежит по спинам, как по мосту.

4. Беседа по сказкам о лисе.

А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)

    Лиса и заяц.

    Лиса и журавль.

    Лиса и тетерев.

    Лиса и дрозд.

    Лиса и рак.

    Лиса и козёл.

    Кот, петух и лиса.

    Лисичка со скалочкой.

    Девочка и лиса.

    Лисичка-сестричка и волк.

    Петушок – золотой гребешок.

Догадайтесь, к каким сказкам эти иллюстрации.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.

Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные . И будем внимательно выслушивать тех и других.

5. Этап решения учебной задачи.

На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.

Характеристика лисы.

Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт. (Слайд).

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?.........

На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, грубая, завистливая, льстивая.

Запишите характеристики лисы в тетрадь.

- Как вы понимаете эти слова?

- А как еще называют лису?

- Кумушка, Лисичка-сестричка, Лисавета.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.

Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Прочитает её сказочник…

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен. ( На доске появляется вторая пословица.) Слайд

А для чего?

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Зайчик:

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Лиса:

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

ФИЗМИНУТКА

Ой, ты, лисонька-лиса,

Пройдись по лесу, краса,

Ты зверушкам улыбнись,

Низко в пояс поклонись.

С зайцами попрыгай вместе,

С волком покружись на месте,

С белкой спрячь ты урожай,

Никого не обижай!

6. Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильный порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

    Зайчик встретился с медведем.

    Петушок выгнал лису.

    Лиса выгнала зайца.

    Зайчик живёт с петушком.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске) Слайд

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте перескажем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном! Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух.

7. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

8 . Домашнее задание.

Найти загадки, стихи о лисе.

МОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по чтению 2 класс.

Тема: «Образ лисы в народных сказках».

УМК «Перспектива».

подготовила учитель

начальных классов

Ваулина Алеся Олеговна

с. Перемышль, 2014 г.

«Образ Лисы в русских народных сказках»

Выполнила ученица 4 «В» класса

Чернатова Ева

Научный руководитель

Чернатова В.В.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..……………3

1.1. Актуальность выбранной темы……………………….………………...3

2. Основная часть…………………………………………………….……………….4-9

2.1. Образ Лисы в русских народных сказках……………..………..…..4-6

2.2. Повадки настоящей лисы …………………………………………….... ..6-7

2.3. Сказочные черты характера Лисы………………………………….….8-10

2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества………………..….11-13

3. Сочинение сказки о лисе и изготовление книжки……………………………..14

3.1. Работа над сочинением сказки……………………………..…………...

3.2. Подбор материалов для изготовления книжки……………….……….

3.3. Этапы работы……………………………………………………….

4. Заключение…………………………………………………………………………19

5. Информационные ресурсы…………………………………………………….......20

6. Приложения………………………………………………………….…........21-24

Введение.

Рыжей шубкою сверкает,
Волка дурит тут и там,
Мышек, зайчиков гоняет,
По полям, да по лугам.
Лицемерием известна,
Славится на все леса,
Вам, конечно же, известно
Что хитрее всех - лиса.

Я очень люблю животных, поэтому читаю много литературы: художественной, энциклопедий про животных. Мне очень нравятся читать русские народные сказки. Я заметила, что главным героем многих русских народных сказок является лиса. И я очень заинтересовалась этим животным, потому что лиса в русских народных сказках интереснее других зверей. Она может льстить, хитрить, добиваться своей цели.

Я прочитала весь материал в домашней библиотеке о лисе. В городской библиотеке мною были прочитаны энциклопедические статьи, посвященные этому зверю. Также в интернете я нашла и прочитала множество материала про лисицу. Изучив материал о лисе, мне вдруг стало интересно, а почему про лису русский народ стал складывать сказки, какая лиса в сказках, всегда ли «выходит сухой из воды». Я решила ответить на интересующие меня вопросы.

Мы с мамой решили сочинить свою собственную сказку о Лисе и сделать книжку. Мне очень пригодился и ранее изученный материал.

Цель: сочинить сказку о лисе, изготовить книжку.

Задачи:

    Исследовать образ лисы в русских народных сказках.

    Познакомиться со сказками, в которых Лиса кого-то обманула.

    Проанализировать, почему Лису в русских народных сказках называют Патрикеевной.

    Выявить сказочные черты характера Лисы.

2. Основная часть.

2.1. Образ Лисы в русских народных сказках.

Образ Лисы в русских народных сказках имеет много значений, потому что она может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Лиса всегда разная, и можно понять, почему она интересует человека, который наблюдает за ней. В Лисе и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству.

Свойство льстивости в характере Лисы проявляются в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. В сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, что не сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка.

Свойство воровства в характере Лисы можно увидеть в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости.

В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию.

Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы . И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках иногда принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы - хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: «Хитрость – второй ум», «Простота хуже воровства».

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления, сказка имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Лису часто величают по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна. Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Патрикей - имя старинное и происходит от латинского слова « патриций », то есть аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к».

700 лет назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, не довольны они были. Сеял князь вражду промеж народа, был причастен к формированию специальных дружин, которые разбойничали на торговых путях. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то и получила она отчество знаменитого князя – Патрикеевна и стала Лисой Патрикеевной. Также Лису в русских народных сказках называют: Лисичкой-сестричкой, Лисонькой, Кумушкой.

2.2. Повадки настоящей лисы.

Лиса – один из самых красивых хищников. Она относиться к семейству псовых, хотя чем-то похожа на кошачьих. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые.

Среди бывалых охотников имеется много рассказов о рыжей плутовке - шустрой и хитрой лисе. И, что удивительно - это все соответствует действительности, поэтому, нельзя не восхищаться этим грациозным, шустрым и стремительным зверьком. И, дело тут даже не в красивом меховом одеянии лисы, а в её взгляде, который она незамедлительно бросает, замирая на месте и навострив приподнятые уши, как будто, она всегда все знает.

Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что ее очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса великолепный охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух.

Лисица почти все время в движении, предпочитая охотиться на рассвете и в сумерках, в ночные и самые жаркие дневные часы обычно отдыхает на открытых логовах, обозревая просторы вокруг себя. Оттачивая филигранную технику охотничьего мастерства, неугомонный зверек со всей страстью отдается мышкованию, со стороны напоминая заигравшегося котенка. Кажется, ей нравится сам процесс охоты, она постоянно кого-то выслеживает, вынюхивает, высматривает. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам. По-прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие- нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. Для того, чтобы прочитать лисьи следы на снегу, надо быть настоящим мастером-следопытом, такие мудреные письмена не каждому по плечу. Если понаблюдать за этим замечательным охотником, лиса многому сможет научить! Лиса в любой ситуации проявляет смекалку, находчивость. Вот, например, когда у нее появляются блохи, находит шерстяную тряпку, подходит к водоему и очень медленно, начиная с хвоста, погружается в воду. Всем известно, что блохи не любят воду и поэтому бегут вверх к голове. В пасти лисицы находится шерстяная тряпка. Лиса с головой погружается в воду, а блохи остаются на тряпке. Так хитрая лисица избавляется то блох

Не избегает близости человека, если ее не преследуют. А приближается лиса к человеку, потому что в зимнее время не может добыть себе еду. Лисица приспособилась жить в самых разных ландшафтах: от тундры и лесов до степей и пустынь и даже гор. В последнее время зверька все меньше смущает и присутствие человека – лисица неплохо чувствует себя не только в окрестностях сел и деревень, но и в пригородах и даже в больших городах.

Лисица – один из немногих видов животных, которые могут выжить в условиях хозяйственной деятельности человека, когда другие животные вынуждены уходить. Происходит это благодаря удивительным качествам лисы, которыми наградила ее природа. Поймать лису очень непросто. В большинстве случаев она просто убегает и уносит своих детенышей.

2.3.Сказочные черты характера Лисы.

Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица-масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку - на овечку, овечку - на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, чтобы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце волчий кафтан. Волк сдуру сунулся в капкан и попался («Овца, лиса и волк»). Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Лиса - притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.

Сказки, в которых Лиса кого-то обманула:

    «Колобок».

    «Лиса и волк».

    «Лиса и заяц».

    «Лиса и журавль».

    «Лиса и дрозд».

    «Лиса и рак».

    «Лиса и козёл».

    «Кот, петух и лиса».

    «Лисичка со скалкой».

    «Девочка и лиса».

    «Лисичка-сестричка и серый волк».

    «Петушок – золотой гребешок».

Много есть сказок, в которых Лиса обманывает, но есть одна русская народная сказка, в которой обманули саму Лису!

Русская народная сказка

«Как лису обманули».

Вот кума лиса пришла на село, украла у одного мужика свинью. Пошла в лес, опалила свинью, взвалила ее на спину и пошла дальше. Идет, а навстречу ей попадается волк. Вот волк сказывает: «Кума лиса, прими в часть!» - «Иди»,- лиса отвечает.

Пошли вдвоем. Навстречу им попадается медведь: «Кума лиса, прими в часть!» - «Ну, иди»,- лиса опять отвечает.

Вот они идут втроем. Шли, шли, сели отдыхать. Кума лиса и сказывает: «Как нам свинину делить?» И запела:

Еще вас не было на свете,

А я уже стара была, дети!

А волк в ответ:

Когда народился свет,

Я тогда был сед!

А медведь как рявкнет:

На мне нет ни одной сединки,

Нет вам свининки!

Взял свинью и пошел. Обманул-таки хитрую лису!

2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества.

Лиса - это воплощение хитрости и изворотливости. В народных сказках этот герой зачастую сам расплачивается за свою хитрость, наступая на собственные же грабли. Лиса часто противопоставляется волку, хоть и водит с ним одну компанию. Более кровожадный волк часто страдает от своих пороков намного сильнее именно из-за своей озлобленности, примитивности и бесхитростности. Лиса же, суровых наказаний счастливо избегает.

Эти особенности отношения к лисам хорошо проявляются в народном творчестве - загадках, сказках, пословицах и поговорках о лисах. Наблюдательный народ очень хорошо передал эти особенности в устном и письменном творчестве. Некоторые из малых литературных форм о лисах мы попытались собрать, это: загадки, пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки про лису:

    Лиса все хвостом прикроет.

    Лисица от дождя и под бороной схоронится.

    Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.

    Старая лиса дважды поймать себя не дает.

    Лиса сытнее волка живет.

    Лиса в свидетели выставила свой хвост.

    Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.

    Хитра лиса, но еще хитрее кто ее ловит.

    Лиса семерых волков проведет.

    Каждая лиса о своем хвосте заботится.

    Старая лиса от молодых собак отгрызается.

    Спит лиса, а во сне кур щиплет.

    У доброй лисы по три отнорка.

    Близ норы лиса на промысел не ходит.

    Хитра, как Лиса Патрикеевна.

    Лиса врет, на свой хвост шлет, да оба изверились.

    Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

    Лиса и во сне кур считает.

    Лиса кур не оборонит.

    Лиса придет - и курица раскудахчется.

    Лиса своего хвоста не замарает.

    Лиса хитростью берет.

    Лисанька-лиса! Шуба хороша, да повадочка плоха!

    Лисий хвост, да волчий рот.

    Лисица всегда свой хвост прячет.

Загадки о Лисе:

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)


Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай!

(Лиса)

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (лисичка).

Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает?

(Лиса)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ...(Лиса )!

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)

Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,
Кур сворует и в леса.
И зовут ее.... (Лиса)

Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко
Разгребёт из наста корку,
За мышами лезет в норку.
И на праздник в Новый год
Веселиться к нам придёт
Очень любит чудеса
Эта хитрая… (Лиса)

3. Сочинение сказки о лисе.

У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.

Прежде чем начать сочинять сказку, необходимо составить поэтапный план работы:

    Определяю, какой будет сказка. (Сказка о животных)

    Вспоминаем её признаки.

    Придумываем главных героев сказки.

    Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.

    Этапы построения сказки.

    Записываем её.

    Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.

    Придумываем иллюстрации к сказке.

    Оформить сказку в виде книги с иллюстрациями.

Виды сказок:

    Волшебные

    Бытовые

    О животных

В моей сказке главным героем будет лиса, поэтому это будет сказка о животных. Ведь в сказках о животных, действующими лицами являются сами животные. Они говорят, рассуждают и ведут себя, как люди.

Обычно, сказки начинаются с такого вступления:

«В некотором царстве, в некотором государстве…..»

«Жили-были…………..»

«За тридевять земель, в тридевятом царстве…….»

Сказка строится на следующих этапах:

    Зачин (начало сказки)

    Завязка.

    Кульминация.

    Развязка.

Текст сказки.

«Лисёнок Гоша».

Жил в одном лесу маленький лисёнок Гоша вместе со своей мамой Лисой. Гоша был очень веселый, добрый и любознательный лисёнок, а

самое главное, он не умел хитрить и обманывать.

В одно прекрасное утро лисёнок Гоша проснулся очень рано. Он выбежал на улицу и побежал к речке.

Ой, сколько здесь рыбки! – обрадовался Гоша. Но ему вовсе не хотелось их есть. Ему хотелось с ними поиграть! Рыбки плескались и брызгали на его мордочку. Это очень забавляло лисенка. Поиграв с рыбками, лисенок Гоша отправился дальше.

Возле старой березы увидел он белочку. Она собирала грибы, готовила запасы на зиму.

Привет! – радостно крикнул ей Гоша. Но белочка не отвечала. Тогда он решил помочь ей. Но как только Гоша сорвал несколько грибов, Белочка закричала:

Не смей воровать мои грибы!

Гоша положил грибы в корзинку к Белочке и зашагал дальше.

Лисенок немного расстроился, что не смог подружиться с Белочкой. Ему стало очень грустно. Он сел на пенек и хотел заплакать. Как вдруг красивая Бабочка села на нос лисенку. Гоша очень обрадовался и побежал за ней по лесу. Он так весело играл с Бабочкой, что не заметил, как наступил вечер.

Гоша немного устал, играя с Бабочкой и сел отдохнуть в небольшом овраге. Тёплый ветерок приятно обдувал его. Лисёнок ловил каждый лесной звук, доносящийся до него, с жадностью вдыхал запахи цветов и травы. Он даже закрыл глаза от удовольствия!

«Как здорово!» - подумал он.

Вдруг в кустах послышались шорохи.

- «Кто здесь?» - неуверенно спросил Гоша. Но

ему никто не отвечал. Шорохи затихли не на

долго и послышались опять.

- «Я всё равно тебя не боюсь!» - громче сказал

лисёнок.

Привет, дружище! – послышалось из кустов.

Кто это? – испугано ответил Гоша.

Это я, енот Тишка! Что ты здесь делаешь совсем один?

Я так хорошо играл с Бабочкой, что заблудился, а она куда-то улетела.

Пойдём ко мне в гости, я угощу тебя малиной.

Гоша очень обрадовался и весело зашагал в гости к еноту Тишке.

Лисёнок Гоша и енот Тишка так подружились, что все дни проводили вместе. Они ходили на реку, играли в салочки, собирали грибы, ягоды. Им было так хорошо и весело вместе!

Но вот наступила осень. Лес начал потихоньку пустеть. Гоша вспомнил про родной дом, маму Лису, и ему так захотелось к ней!

Простившись со своим другом Тишкой, лисёнок Гоша отправился домой.

Долгим оказался путь в родные места. Шёл лис через овраги и болота, поля и реки. В воздухе уже кружились снежинки, а он все шёл и шёл…

Добрался Гоша до своей норы только зимой. Вышла его встречать мама Лиса.

Ой! – воскликнула она, - «Ведь это уже не лисёнок Гоша, а настоящий лис Георгий!»