ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет»

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Кафедра Философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Культурология

вариант 68

Выполнил:

студент _1_ курса заочной формы обучения

шифр специальности 220201

учебный шифр 610078

Бондарева Вероника

Владимировна

Проверил:

Сергеева О.Ю.

Чебоксары - 2010

Введение 4

1. Что такое искусство? 5

2.Взаимодействие искусства и техники 7

3. Взаимодействие искусства и технологий: перспективы развития. 8

4. Проявление и роль новых технологий в искусстве. 10

5.Проблемы 12

6.Заключение 13

7.Список литературы 14

8.Используемые источники 14

Введение

Исторические вехи в истории современного искусства и технологии широко известны на западе и информацию о них можно легко найти в центрах медиа-искусства, публичных библиотеках, университетах и академиях искусства. В России эта важнейшая информация просто отсутствует, что при изучении влияния новых технологий на искусство провоцируют трудности. Актуальность данной темы очевидна, т.к. и искусство и наука являются неотъемлемыми и необходимыми сферами в жизни каждого человека.

Данная работа имеет цель выяснить особенности влияния новых технологий на искусство, рассмотреть специфику взаимодействия искусства и науки, продуктом которой являются новые технологии, на современном этапе и дать характеристику результатам взаимодействия новых технологий и искусства.

1. Что такое искусство?

Существует множество определений искусства. Назовем основ-ные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искус-ства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда). Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувствен-ный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (осно-ванный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искус-стве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука-рациональную, искусство-чувственную, религия -интуитивную. В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удо-вольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искус-ства).

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусуль-манских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм... Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайков-ского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" - образ мира и человека, пере-работанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессозна-тельного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и рас-крывают различные грани культуры.

2.Взаимодействие искусства и техники

XX век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотог-рафия, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются "языковые", выразительные возможности искусства. Театр - это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Иногда в театраль-ных постановках используются лазеры, слайды, кино, топография (Пражский театр "Латерна Магика"). В музыке появляется новый способ звукоизвлечения - электронный. "Интонационный сло-варь эпохи" (выражение русского композитора и музыкального критика Б. Асафьева) пополняется за счет утверждения в музыке шумового элемента и появления сферы урбанистического звучания.

Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Возникновение "электронной музыки" было подготовлено не толь-ко техническим прогрессом, но и изменением в самом художест-венном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах - видеосинтезаторах - в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинте-затор для перевода электронных звуков в цветовые пятна.

Еще один "синтетический" вид творчества-мультимедиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного творчества была предпринята на Международной выставке в Брюс-селе в 1958 г. в павильоне фирмы "Филиппе". Данная композиция получила название "Электронная поэма": три искусства - архитек-тура (специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса), цветовые проекции (разработанные фран-цузским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел) и электронная музыка (написанная американским ком-позитором, экспериментатором в области электронной музыки Варезом) - оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое. В мультимедиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в "исполнении" используются различные средства - звуки, картины, запахи, краски. Таким обра-зом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.

3. Взаимодействие искусства и технологий: перспективы развития.

По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий.

На протяжении всей истории человечества искусство и наука повсеместно и многогранно взаимодействовали. Существуют области, когда именно искусство воздействует на технологию и производство, а так же области, где процесс такого взаимодействия выглядит более чем естественно (примером такого взаимодействия служат дизайн и архитектура). От того, что техника и искусство находятся в непрерывном развитии, их взаимодействие всегда остаются динамичными.

Искусствоведы выделяют несколько периодов в истории, когда природа подобного взаимодействия качественно изменялась. К недавнему периоду относится мгновенная реакция и рефлексия сферы искусства на технологические события и их значения. Так дело обстоит с использованием некоторых технологий, с целью создания новых форм искусства. Например, фотография.

Очевидно, что в течение последних двух десятилетий мы переживаем одно из фундаментальных изменений. Если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Интересным аспектом новых перспектив является то, что если в процессе фотографирования трудно прогнозировать многие нюансы самого результата творчества, то при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой технологический промежуток, который должен быть преодолен вначале творческого процесса. Это подтверждается тем фактом, что многие люди, способные стать сетевыми художниками, используя в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей. Очевидно, что определенное количество новых творческих возможностей может быть почерпнуто из этой, стремительно развивающейся, области, но прежде необходимо затратить достаточное количество усилий для образования и поддержки художников, стремящихся освоить новое. Мы надеемся, что полученные художником навыки, должным образом отразятся в творчестве.

Как отмечают историки современного искусства, на сегодняшний день, в России сложилась уникальная ситуация для процветания компьютерного искусства. В первую очередь (сравнивая с опытом Запада), процент профессиональных художников, имеющих за плечами хорошую школу подготовки, по отношению к населению России непропорционально велик. В отличие от западного стиля образования, где человек с художественными наклонностями может заниматься исключительно гуманитарными предметами с юного возраста, не утруждая себя изучением технических дисциплин, в России предусмотрен большой процент учебного времени для изучения точных дисциплин, по крайней мере, до конца средней школы. Наконец, несмотря на открытость российского общества и доступность различного рода информации о технологиях с Запада, население России находится в состоянии повышенного внимания к технологическим и компьютерным новинкам, по сравнению со своими коллегами на Западе. В результате этих факторов художники в России представляют группу, идеально подходящую для «поглощения» новых технологий и использования новых методик в своих работах.

Тесное сотрудничество между географически удаленными художниками посредством создания единого произведения искусства – одна из новых парадигм, ставшая возможной благодаря прогрессу технологии. Образование художников в сфере новых технологий и в том, как они могут использоваться в создании новых форм искусства – еще одно направление, над которым трудятся различные тандемы современных экспертов и художников.

4. Проявление и роль новых технологий в искусстве.

В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду, и в результате возник новый феномен искусства – цифровые искусства .

Под цифровыми искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой. Возникшее новообразование активно обсуждается специалистами широкого спектра областей, относящихся как искусстве, культуре, так и науке, технике. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы – кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку – цифровые технологии также сильно повиляли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.

Используя язык цифровой культуры, появление цифровых искусств сразу же противопоставило себе все остальное искусство – традиционное, которое именуется по отношению к цифровому аналоговым. Цифровое искусство – открытая система, поэтому развивается в контексте всего искусства и активно взаимодействует с аналоговым искусством, оказывая на него влияние. Так, в первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру. Наиболее активно арт-медиа повлиял на синтетические искусства – хэппенинг, перформанс.

Что дали новые технологии для искусства? Ответ на этот вопрос одновременно зафиксирует основные черты современного искусства, сформировавшегося под влиянием технологий .

    Интерактивность – возможность для зрителя вступать в контакт с художником и даже участвовать в создании произведений.

    Новые художественные средства.

    Элитарность цифрового (чаще всего сетевого и медиа) искусства.

Наиболее прогрессивным из направлений современного искусства сегодня является видео-арт, который заметно прогрессировал благодаря цифровым технологиям. Он является наиболее демократичным в производстве видом искусства, где кроме камеры, которую можно взять напрокат, почти ничего не надо. Если бы не цифровые технологии в области видео, то сегодня мы бы окончательно распрощались с таким явлением, как независимое кино. Впрочем, с экспонированием видео-арта есть проблемы, так как нужная для качественного показа техника стоит недешево.

WЕВ-дизайн и VJ-инг более всего близки салонному искусству, с которым, находят полное взаимопонимание и слияние. Как это свойственно для традиционного салонного искусства, web-дизайн и VJ-инг используют художественные средства, избегая концептуальной независимости и подчиняясь желаниям заказчика. Именно с WЕВ-дизайном чаще всего путают сетевое искусство, которое к нему не имеет никакого отношения и действительно является ноу-хау, возникшим в результате появления цифровых технологий, но не в визуальной сфере, а коммуникациях.

Сетевое искусство сегодня уже не ограничивается интерактивными Интернет-проектами, оно выходит в реальность, создавая сети, которые объединяют людей и создают новые горизонтальные средства коммуникации от человека к человеку, минуя пропагандистскую машину масс-медиа. В этой области искусства «аналог и цифра» переживают наиболее интересные коллизии. Начавшись как сугубо цифровое, сетевое искусство парадоксальным образом эволюционировало в аналоговое, сильно повлияв на такие явления, как акционизм (появился медиа-активизм) и хэппенинг (появился флешмоб). Примечательно то, что искусство никнеймов и виртуалов естественно соединяется с самым радикально аналоговым искусством, существующим только в момент его создания и требующим непосредственного присутствия автора/зрителя/участника.

Огромное влияние цифровые технологии оказали на музыку. Благодаря «цифре» возникла электронная культура («drum’n’bass», «хаос», «easy», «techno»), которая на протяжении уже четвертого десятилетия остается ведущей в сфере внеакадемичной музыки. Электронные средства сейчас являются мощным средство для синтеза любого музыкального направления, в том числе и классической академической музыки с современной. Так наиболее популярным является синтез рок и поп-музыки, в танцевальной музыке – это «ambient», «gothic dark wave» и «emo». Электроника здесь, как и в роке 60х и 70х придает звучанию психоделический оттенок. Частично из-за преобладания шумовых эффектов, сливающихся с гармонией, из-за средних и медленных темпов, а также ритмов в стиле фанк.

Сегодня цифровые технологии все глубже проникают в нашу жизнь и быт, период восхищения ими сменился периодом рефлексии и критики. Особенно сильно это заметно в области масс-медиа. Телевидение все больше играет роль душеприказчика для человечества и ставит его в положение слуги нарастающего товарооборота. Оно активно ассимилирует открытия художников, использует эти открытия в рекламе. В этой ситуации художники либо подыгрывают, либо пытаются сопротивляться, что так же является полезным тренажером для РR-стратегий.

5.Проблемы

В связи с быстрым проникновением техногенной среды в гуманитарную не все сферы культурной жизни оказались способны быстро адаптироваться. Очевидно, что на пути восприятия «высокотехнологичного искусства» или арт-медиа возникают проблемы.

Первая – это элементарное техническое невежество наших современников. Зритель до сих пор часто не в состоянии понимать язык и пользоваться технологиями, которые предлагает ему художник, он часто вообще не владеет компьютером и, уж конечно, не посвящен в тонкости существующих дискурсов, связанных с искусством новых технологий. Но это, пожалуй, не самое главное.

Как замечает Кирилл Шаманов, «интернет ставит человека лицом к лицу со всем миром. Но, увы, надежды и эйфория, связанные с появлением новых возможностей, исчезли, обнажив с большей остротой былые проблемы. В новой ситуации мы все больше находим следы неразрешенных философских конфликтов прошлого. Из виртуальных бездн мы снова проваливаемся в бездны аналоговые, реальные и, как выясняется, более живучие» 1 .

Новые цифровые средства для самовыражения художника, особенно постоянно обновляемые hi-tech, уже не вызывают восторга, заметно профанированы и больше напоминают спорт, чем искусство. Многие сознательно отказываются от их использования, возвращаясь к аналогу и low-tech, в моду входит аутентичность.

Идентифицировать искусство как цифровое или аналоговое не совсем правильно. Каждый художник выбирает сам, стоит ему делать свои работы при помощи последовательности палочек и нолей или обойтись привычными средствами. При этом есть два понятия, связанные с цифрой и аналогом и имеющие огромное значение, - это виртуальность и реальность. Они являются базовыми не только для НТР, но и для всего 20-го века и в особенности модернизма с его построением «виртуальных» утопий в «реале». Вот и искусство, после информационного взрыва, возвращается из утопического Сиона к реальности, от которой некогда отвернулось.

Художник новых технологий в России до сих пор является маргиналом не только в обществе, как вообще любой художник, но и в локальной области современного искусства. Он напоминает не революционера, несущего в массы просвещение, как ему бы хотелось, а «одинокого муэдзина на технологическо – философском минарете» 2 .

6.Заключение

Итак, рассмотрев взаимодействие искусства и технологий, выяснилось, что влияние новых технологий на искусство неоспоримо. В результате влияния технологий на искусства образовался феномен цифровых искусств, или арт-медиа, для которых характерна интерактивность, элитарность, новые художественные средства, формы и жанры. Наиболее распространенными видами цифрового искусства являются видео-арт, сетевое искусство, анимация.

Неоднозначной остается проблема оценки данного влияния. Специалисты в области искусства и культуры разделились на два лагеря – тех, кто приемлет данное влияние и считает медиа-искусства шагом в развитии, перспективным направлением, и тех, кто не приемлет, оценивая медиа-искусство как деградацию. Остается отметить, что данная проблема борьбы консерваторов и новаторов типична для любого этапа культурной эволюций.

7.Список литературы

    «Русский альбом» - от традиционных форм искусства к новейшим

    Орлова, Е. Музыкальное образование в контексте цифровых искусств // Музыка в школе. Музыка и Электроника. – Объединенный выпуск, №1. – 2005. – С.71-74.

    Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony»

    Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Багдасарьян Н.Г. Издание 5-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2004.

    Кармин Культурология

8.Используемые источники

    http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:-A0fIrZxh8EJ:www.tisbi.ru/resource/library/Philos/t2/t2.htm+%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D

    http://bibl.tikva.ru/base/B1724/B1724Part9-143.php#

1 Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony» / http://www.suggestive.ru/theory/vol011/index.htm.

Человеческой природе свойственно отражать реальность в виде художественных образов. Это осмысление принимает самые разнообразные формы, и ученые-культурологи различают несколько сотен видов искусства. Объективен процесс их взаимовлияния и взаимодействия для усиления художественного эффекта. Объединение, в театре, например, - яркий пример этого явления.

Ещё одним примером решения единой образной задачи может быть духовное воздействие на человека при посещении им православного храма.

Определение

Синтез (греч. syn - вместе, tithemi - помещаю) - объединение, сочетание. В сфере эстетического освоения мира это означает не просто создание художественного произведения средствами различных видов искусства, это не означает простую сумму усилий людей из разных творческих отраслей. Признаки истинно синтетического арт-проекта - единство замысла и стиля, целостность созданного образа, общая направленность воздействия на зрителя и слушателя.

От специализации к взаимодействию

Развитие искусств шло от первобытного обряда, включающего пляски и пение (хореографию и музыку), роспись тел и масок (изобразительное искусство), ритуальные идолы и статуэтки (скульптура). Затем последовало разделение на отдельные виды. В античности сложилась стройная система деления искусств по видам и направлениям (всем памятны девять муз, живущих на Олимпе). В эпоху Возрождения произведения живописцев и скульпторов приобрели особую самоценность. Но синтез искусств в музыке, в театре известен с древних времён.

Значение отдельного для создания единого художественного образа может сильно отличаться. Синтез искусств в театре, кино, например, подразумевает доминирующую роль актёра, особый вес драматической составляющей. В других сферах культуры ситуация иная. В готическом соборе функция организации пространства, свойственная «чистой» архитектуре, выполняется зачастую средствами скульптуры и и значение их одинаково.

Примеры взаимодействия искусств

В литературе, живописи, в музыке всегда существовали произведения большой художественной силы, построенные на законах, действующих в только в данных видах творчества. Но немало шедевров родилось на стыке разных направлений искусства. Книжная иллюстрация, искусство Книги - продукт такого явления. Решая проблему изобразительного воплощения литературных героев, основных событий фабулы повествования, иллюстратор должен иметь в виду целостность восприятия всего оформления книги, единства всех составляющих: обложки, шрифта, заставок. Только тогда результат писательского труда вызовет нужный отклик в душе читателя.

Важное место в культуре любого народа занимает музыка. Синтез искусств в музыке постоянно развивается. Выразительные средства звуковых сочетаний довольно абстрактны, но в соединении с литературой, с поэзией достигается конкретность и смысловое значение, не свойственные миру музыки. Продукт такого синтеза - песня, опера - обрел черты отдельного вида искусства, и его популярность не имеет границ во времени и пространстве. От религиозных песнопений, баллад бродячих музыкантов до грандиозных шоу эстрадных и рок-звезд и впечатляющих постановок на огромных сценических площадках мира - такова эволюция жанра.

Формы содружества искусств

Одной из форм творческого взаимодействия специалистов из смежных областей является синтез пластических искусств. Особенно характерен синтез искусств в архитектуре. В ходе исторического развития степень взаимопроникновения зодчества, скульптуры, живописи, прикладного искусства и дизайна менялась. В древнеегипетских храмах и в дворцах эпохи Возрождения различен масштаб влияния на входящего скульптур, живописных полотен и и утвари. Но всегда основа - архитектурное сооружение, носитель общей образной идеи. В данном случае синтезируемые искусства сохраняют относительную самостоятельность.

Но иногда архитектура имеет характер истинно синтетического искусства. Готические соборы, дворцы в стиле рококо, здания мастеров эпохи арт-нуво и модерна - яркий образец единства пространства и предметной среды обитания. Скульптура, живопись, резьба, мебель - ничего нельзя изъять без ущерба для единого художественного образа.

Другим примером художественного взаимодействия стал синтез искусств в театре. Как и кино, театр имеет пространственно-временной характер и обладает истинно синтетической сутью. Задача режиссера драматического или оперного спектакля, используя возможности разнообразных художественных средств, воздействуя на все органы чувств зрителя, создать зрелище с единым творческим посылом. Драматург, композитор, актер, художник по декорациям, художник по костюмам, художник по свету - каждый из них вносит свой вклад в создание спектакля в соответствии со своим талантом в отдельной отрасли искусства.

Гиперсинтетическое искусство

Кино и телевидение выдают продукт, являющийся плодом усилий множества людей. Визуальный образ, звуковой ряд, смысловое наполнение - всё имеет огромное значение. Автором фильма обычно называют режиссёра, но эта профессия подразумевает знания и умения из разных областей искусства.

Специфика технологии производства фильма влияет на методы работы художника и композитора, декоратора и актёра. Но это лишь усиливает взаимосвязь разных видов творчества в кинопроцессе, где главное - единая эстетическая и художественная программа. Синтез искусств в кино и телевидении - необходимый фактор для выполнения этой программы.

Архитектура православного храма

Здания религиозного назначения всегда воздвигались с участием мастеров самых разных специальностей. Синтез искусств в храме - органичная составляющая в стремлении добиться нужного воздействия на верующих.

Главная роль в формировании образа божьего храма принадлежит архитектуре. Взятая из византийских традиций, конструктивная и планировочная схема крестово-купольного русского православного храма складывалась в течение многих веков. Архитектурная составляющая организации внутреннего пространства служит подчеркиванию связи двух миров - духовного и материального. Строго регламентируемое расположение строения, его планировка подчинены движению с запада на восток и снизу вверх. Алтарь и купол символизируют небо и его обитателей и служат ориентирами для этого движения: при движении от входа, расположенного на западе, на восток - к алтарю, перед верующими потолок раскрывается к куполу.

Сильному воздействию на души верующих служит синтез искусств в православном храме: переплетение архитектуры и живописи, архитектуры и богатого церковного убранства. Расположение икон, элементов росписи стен, потолка, купола - всё это тесно связано с общей и одновременно глубоко символично. Иконостас, состоящий обычно из нескольких ярусов, с посередине, амвон, клирос - всё богато украшено резьбой и росписью, выполненными лучшими мастерами. Церкви всегда строили, не жалея ни сил, ни средств, ведь храм - дом бога.

Гармония и стремление к богу

Храмовая архитектура - важная, но не единственная составляющая сильного душевного воздействия на верующих. Процесс православного богослужения проходит по правилам, схожим с законами некоторых зрелищных видов искусства. Это также синтез искусств. В православном храме проводятся ежедневные и торжественные праздничные службы, регламентируемые строгими канонами. Плавные величавые движения участников церемонии, сопровождаемые пением и чтением божественных текстов, одежды священников, свечи - все имеет символический смысл и ставит целью гармоническое сочетание со всей атмосферой храма, подчеркивание стремления к духовному, к высшим силам.

Храм - единая православная модель мироздания. И синтез искусств в храме - средство выражения красоты, благолепия, величия, гармонии мира.

Время большого синтеза

Современное искусство тяготеет к обобщениям и многогранности. Синтез искусств в театре, кино делает их созвучными времени. Взаимопроникновение и взаимовлияние разных видов творчества очевидно.

Настоящим апофеозом синтетического искусства являются зрелища, посвященные важным общественным событиям. Открытие и закрытие Олимпийских игр - не просто официальные церемонии, проводимые организаторами, а грандиозные шоу, которые видит огромное число жителей планеты. В них участвуют лучшие представители театра, кино, музыки, хореографии. Визуальный ряд создается художниками, специалистами компьютерной графики. Это современный синтез искусств. И у всех одна цель - рассказать о стране-хозяйке игр, выразить радость от общения молодых людей со всех уголков Земли.

Масштаб и многогранность

Основные понятия:

интеграция, синтез искусств, синопсия, синестезия,

взаимодействие, энтропия, синкретизм

Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства

Взаимодействие - процесс контактного взаимовлияния структурных элементов одной системы или структурных элементов различных систем, в результате которого происходят качественные и количественные изменения данных элементов, а иногда и самих систем, в некоторых случаях приводящие не только к их разрушению, но и к образованию новых элементов или систем.


Процессы интеграции в искусстве между различными его видами строятся в основном на основе двух вариантов контакта:

влияние одного вида на другой, результатом которого являются качественные и количественные изменения каждого участвующего во взаимодействии элемента;

объединение видов искусства, в результате которого образуется новый вид искусства, несущий в себе как некоторые черты образующих его видов, а так и новые черты, отсутствующие в первоначальных видах.

Процессы взаимодействия (сближения и установления контактов) являются следствием обнаружения и проявления сходности, похожести и общности. Взаимодействие происходит, как правило, тогда, когда присутствует и четко прослеживается взаимный интерес одного к другому. Художник-автор прибегает к возможностям взаимодействия тогда, когда имеющиеся средства выразительности не вполне удовлетворяют его и привлечение возможностей другого искусства решает эту проблему.

Взаимодействие заключается в проявлении некоторых признаков одного вида искусства в другом (например, использование принципов передачи пространства из изобразительного искусства: «далеко - размыто и неясно, мало; близко - ярко, много и четко», в музыке - «далеко -тихо, близко - громко»). Взаимодействие разных видов искусства является как бы второй стороной одного и того же явления, заключающейся в исторической дифференциации отдельных видов в системе целостного искусства.

I Процесс тяготения к разложению сложных систем на простейшие элементы связан с природными процессами тяготения всего сущего к состоянию покоя и равновесия и называется энтропией.

Виды и формы

интеграционных процессов

в художественной деятельности

В области художественной деятельности процессы интеграции можно рассматривать в следующих областях:

Интеграция техник, средств выразительности, стилей, жанров в пределах одного вида искусства;

Синтез различных видов искусства (цветомузыка, эстрада, бардовская песня, цирк, кино, видеоклип и т. д.);

Интеграция искусства с другими культурными явлениями (фирурное катание, синхронное плавание, лыжные фигурные танцы, брейк-данс, арттерапия и т. д.).


В основе применения синтеза различных видов искусств лежит факт того, что любое произведение искусства есть система особого рода раздражителей, сознательно и подсознательно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. Воздействуя на органы чувств людей комплексом красок, звуков, словесных интонаций, искусство вызывает многообразие ощущений, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуется временная связь между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений.

Ассоциация ощущений - последовательно усложняющийся ряд условных рефлексов, благодаря которым устанавливается связь человека с миром, отражение в мозгу действительности в ее многообразии и полноте.

Проблемой взаимодействия различных видов искусства занимался

B. Кандинский. Ему принадлежит идея монументального искусства, вбирающего в себя все возможные средства выразительности, жанры и стили, основанного на всеобщем синтезе искусств как вершине развития человеческой способности к художественному творчеству.

Параллельно идеи применения интеграции различных видов искусства в музыкальной педагогике разрабатывал Э. Жак-Далькроз, организовавший в Хеллерау (Швейцария) школу музыки и ритма, методика преподавания которой строилась на синтезе музыки и хореографии, получившая свое продолжение в начале XX века в разработках Дельсарте, Ж. Д. Удина, а в Москве и Петербурге - у С. Волконского. Идеи

C. Волконского легли в основу школы К. Станиславского, определившей пути развития музыкального театра.

Продолжая и развивая эти идеи, К. Орф основал в Мюнхене совместно с Д. Гюнтером школу гимнастики, танца и музыки («Гюнтершуле»), а также создал новый тип музыкального спектакля, для которого были характерны тесная связь музыки, текста и сценического движения, организация музыкальной драматургии посредством длительных ритмических остинато. Все эти идеи нашли отражение в пятитомном собрании «Музыка для детей» (Shulweik).

Проблема взаимодействия различных видов искусства была характерна для русской философской мысли начала XX века. Значительное место идеи синтеза искусств занимают в работах П. Флоренского. В работах «Храмовое действо как синтез искусств», «Иконостас» и «Обратная перспектива» Флоренский пишет о проблема значимости контекста для русской иконы, которым является сам храм. Икона, вырванная из храмового единства, теряет силу. Храм - это то, что является объединяющим началом во взаимодействии пластики и ритма, игры и благово-


ния, слова и звучания, обеспечивающим задействованность всех органов чувств человека.

В основу синтеза искусств Флоренский ставит факт единства приемов по организации пространства, который определяется тем, что путь художника всегда един и представляет собой движение от случайного к устойчивому и неизменному. Поэтому ритмика вводит пространствен-ность музыкального характера, симметрия - архитектурного, выпуклость объемов -скульптурного.

Е. Трубецкой синтез искусств также рассматривает на примере православной иконописи. Он пишет о том, что в иконах при изображении евангелистов происходит смена одного семиотического канала другим или переход со взгляда на слух. Тип позы человека демонстрирует обращенность к звуку. Это поза углубленного вслушивания в голос, который не имеет локализации в пространстве, исходит как бы изнутри мира. Видимое переходит в невидимое.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ -взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства друг на друга в процессе их исторического развития. В художественной культуре каждой страны и эпохи виды искусства существуют и развиваются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом. Как правило, в каждую историческую эпоху доминировал тот или иной вид искусства, влияя на другие и накладывая на них свой отпечаток.

В Италии эпохи Возрождения доминировала живопись, в Германии XVIII-XIX вв.- музыка, в России, Франции и Англии XIX в.- литература. Это определяло своеобразие художественной культуры в целом, создавало благоприятную почву для влияний доминирующего искусства на другие (изобразительные тенденции в итальянской музыке XVI в., музыкальный характер немецкой романтической поэзии, литературные влияния в русской живописи и музыке XIX в. и т. д.). Но и при гармоничном развитии всех искусств между ними возникают взаимодействия.

Каждое из искусств способно художественно познавать сущность жизни, человеческих отношений, общественного развития, т. е. отражать мир в целом. Вместе с тем каждый вид искусства одновременно нуждается в помощи других, ибо возможности непосредственного отображения действительности у него ограничены. В этой диалектике общего и специфического в художественной сфере коренится основа процессов взаимодействия между искусствами, которые происходят в развитии художественной культуры на всех этапах ее истории.

С одной стороны, каждый видискусства стремится максимально выявить, усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его от всех других и является его преимуществом перед ними, оправдывающим его право на существование. Но, с другой стороны, каждое искусство стремится также учесть и использовать опыт других, обменяться с ними достижениями, расширить свои возможности и границы. Тенденция к индивидуализации дополняется тенденцией к взаимовлиянию и синтезу (см. Синтез искусств). Искусства развиваются, как бы испытывая одновременное действие и центробежных, и центростремительных сил. Всегда отличаясь «лица необщим выраженьем», они вместе с тем сообща решают одни и те же задачи. Разделясь, они стремятся породниться друг с другом.

Примером взаимодействия искусств в Российской художественной культуре может быть влияние кинематографа на живопись, на театр и на другие виды искусства. В живописи это влияние выражается, например, в крупно плановости изображений, во фрагментарности композиций - приемах, которые не были распространены до эпохи кино. В театре влияние кино сказывается в многоэпизодности и «монтажности» композиции спектакля, проявляется в сжатости и стремительности диалога, в использовании таких приемов, как «наплывы» (в картинах прошлого, воспоминаний, снов и т. п.), «крупные планы» (выделение деталей действия), «озвучивание» мыслей героя (с помощью ведущего, через репродуктор и т. д.), наконец, во включении кинокадров в действие.

При всей специфичности изобразительно-выразительных средств отдельных искусств между ними существует связь, выражающаяся и в том, что они подчинены некоторым общим закономерностям, и в том, что в определенных условиях те или иные искусства могут пользоваться средствами других искусств.

Черты взаимовлияния различных искусств можно проследить в любом виде художественного творчества. Воздействие одного искусства на другое плодотворно, когда оно совершается на основе сохранения специфики какого-либо вида искусства и ведет к обогащению его чертами другого, к расширению художественных возможностей и средств. Но оно неплодотворно, когда разрушает специфику данного искусства, подменяя его спецификой другого, подавляющего его собственную природу. Так, с одной стороны, в модернизме происходит подмена специфики живописи свойствами музыки, что используется для обоснования абстракционизма, а с другой стороны, подмена специфики музыки свойствами живописи, что используется для обоснования «конкретной» (шумовой) музыки. В обоих случаях происходит разрушение каждого из искусств.

Для художественной культуры общества, выполняющей задачу всестороннего и гармоничного развития личности, одной из ведущих закономерностей является тенденция к развитию видов искусств как единой системы. Взаимодействие между ними служит расширению горизонтов каждого из искусств, углублению художественного познания мира.

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-1.jpg" alt="> Первый урок в 9 классе по искусству УМК"> Первый урок в 9 классе по искусству УМК Г. И. Данилова «Пространственно-временные искусства»

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-2.jpg" alt="> «Содружество искусств» Москва Издательство «Дрофа» 2014 ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-3.jpg" alt="> План урока: 1. Пространственно-временные искусства Характеристика синтетических видов искусства "> План урока: 1. Пространственно-временные искусства Характеристика синтетических видов искусства Проблема границ и взаимодействия искусств

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-4.jpg" alt="> «Зачем ссорить искусства? Чем теснее они соединятся, тем сильнее будет их действие» ."> «Зачем ссорить искусства? Чем теснее они соединятся, тем сильнее будет их действие» . Владимир Фёдорович Одоевский 1803 -1869

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-5.jpg" alt=">ПРОСТРАНСТВЕННО - ВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА vтеатр, балет, опера, кино, телевидение, эстрадное искусство, цирк,"> ПРОСТРАНСТВЕННО - ВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА vтеатр, балет, опера, кино, телевидение, эстрадное искусство, цирк, хэ ппенинг, перфо рманс Синтетическое – греч. synthesis – cоединение, сочетание

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-6.jpg" alt="> ТЕАТР Фавн – Н. М. Цискаридзе. "> ТЕАТР Фавн – Н. М. Цискаридзе. Сцена из спектакля «Дети солнца» по пьесе Балет «Послеполуденный отдых фавна» М. Горького. Драматический театр на музыку К. Дебюсси. Москва, 2007 В. Ф. Комиссаржевской. Петербург, 1905

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-7.jpg" alt=">Сцена из спектакля «По щучьему велению» Постер фильма «Иван Грозный» 1944 г. Режиссер"> Сцена из спектакля «По щучьему велению» Постер фильма «Иван Грозный» 1944 г. Режиссер Театр кукол С. В. Образцова. Москва С. М. Эйзенштейн. Кадр из фильма с совмещением Крупного и общего плана

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-8.jpg" alt=">БАЛЕТ ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-9.jpg" alt=">эстрадное искусство ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-10.jpg" alt=">ЦИРК ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-11.jpg" alt=">Хэ ппенинг (от англ. happening – происходящее; непреднамеренное происшествие или событие) – представление, для"> Хэ ппенинг (от англ. happening – происходящее; непреднамеренное происшествие или событие) – представление, для публики, в ходе которого исполнители обычно взаимодействуют с аудиторией, используют элементы живописи, театрального спектакля и танца Хеппенинг во время первомайской демонстрации. 2011 г. Фото из «Российской газеты»

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-12.jpg" alt="> «На скорую руку» , фестиваль - хеппенинг «Репетиция» . ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-13.jpg" alt=">Перфо рманс (от англ. performance – выступление, исполнение, игра) – вид визуального искусства, в"> Перфо рманс (от англ. performance – выступление, исполнение, игра) – вид визуального искусства, в котором произведением являются любые действия одного или нескольких исполнителей, наблюдаемые в реальном времени Коллективный характер синтетических видов искусств Перформанс «Интервалы» . Группа «Коллективные действия» . 1988 г.

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-14.jpg" alt="> Проблема границ и взаимодействия искусств ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-15.jpg" alt="> Ван Вэй (второе имя Мо Цзе)  (699- 759) ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-16.jpg" alt=">Просвет после снегопада в горах у реки. Ван Вэй. ">

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-18.jpg" alt=">Арабеска – орнамент. В основе построения лежит Повторение и бесконечное Развитие геометрического Или растительного"> Арабеска – орнамент. В основе построения лежит Повторение и бесконечное Развитие геометрического Или растительного мотива.

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-19.jpg" alt=">АРАБЕСК в балете А. А. Парланд. Храм Воскресения "> АРАБЕСК в балете А. А. Парланд. Храм Воскресения Христова на Крови. Санкт- Петербург. 1883 - 1907

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-20.jpg" alt=">Д/З: Подготовить презентацию или сообщение по одной из тем: ü «Почему не нужно"> Д/З: Подготовить презентацию или сообщение по одной из тем: ü «Почему не нужно ссорить искусства между собой» ü «Какими знаками и символами рассказывают о мире синтетические искусства»

Src="https://present5.com/presentation/1/171805211_417473244.pdf-img/171805211_417473244.pdf-21.jpg" alt=">http: //www. nina-speranskaya. com/userfiles/photos_large/81. jpg? 55136 «Па-де-катр» https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/4/4 c/Vladimir_Odoyevsky_1. jpg В."> http: //www. nina-speranskaya. com/userfiles/photos_large/81. jpg? 55136 «Па-де-катр» https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/4/4 c/Vladimir_Odoyevsky_1. jpg В. Ф. Одоевский http: //www. kulturologia. ru/files/u 15450/The_Life_and_Death_of_Marina_Abramovic_1. jpg перформанц http: //vovne. ru/wp-content/uploads/2012/03/110. jpg «На скорую руку» , фестиваль-хеппенинг «Репетиция» . http: //static. ngs. ru/news/preview/8 a 56972 b 5 fd 8 d 99 f 59372 d 6 fea 2 bbaed 1 b 51 e 9 d 9_560. jpg хепенинг http: //static. ngs. ru/news/preview/ddf 608308 ba 13 c 331 cbea 6716 acaae 3 c 1 e 226 af 5_560. jpg хепенинг https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/thumb/1/1 a/Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b 2_940 - 0. jpg/800 px-Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b 2_940 -0. jpg арабеска https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/d/dc/Bloktheatre. jpg театр http: //zamanula. ru/pict/illyuzionisty-v-cirke 0. jpg иллюзионизм http: //images. unian. net/photos/2012_12/1355514828. jpg цирк http: //static 1. repo. aif. ru/1/ab/207520/b 5 f 186 c 03 fba 34 d 622 c 1 fccbc 95 b 5 a 0 b. jpg Олег Попов http: //deti-kemerovo. ru/data/user/381_13. jpg эстрадный танец http: //kidsmusicalplanet. ru/images/stories/catalog/pict/v 02. jpg эстрадный вокал http: //russian. chinese. cn/chineseculture/article/attachement/jpg/site 2/20110624/002564 a 17 b 730 f 6 e 67720 d. jpg Ван Вэй http: //www. 5 arts. info/wp-content/uploads/2012/06/02_Wang_Wei_s_Peizage-300 x 197. jpg Картина Ван Вэй Скан учебника Скан стихотворения Ван Вэй УМК Г. И. Данилова, Искусство, 9 класс, М. «Дрофа» , 2014