Башкиры, башкорт (самоназвание), народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). Существует свыше 30 версий происхождения этнонима башкорт. Многие исследователи рассматривают этноним, как слово, состоящее из двух тюркских основ: баш – «голова», «главный», «вожак» + корт, курт «волк», т.е. баш курт – «волк-вожак» – как тотем башкир, по которому они могли получить свое название. Ареал их расселения раздроблен. В большинстве районов Башкирии они живут вперемежку с татарами и русскими. Наиболее высок процент башкирского населения в северо-восточных и восточных районах республики. Живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях. Большинство башкир Челябинской области проживают в Аргаяшском, Кунашакском районах.

Изучение географии, происхождения, антропологических характеристик, традиций хозяйства и культуры этого народа важен, потому что 4,6 процента населения нашей области являются именно башкирами.

Длительная совместная жизнь башкир с русскими оказала большое влияние на их хозяйство и быт. Сельские населенные пункты башкир почти ничем не отличаются от русских: те же бревенчатые дома под тесовой или железной крышей, образующие широкие улицы; почти то же внутреннее устройство дома с современной мебелью.

География: место происхождения и среда обитания

Башкиры (самоназвание башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Численность по переписи 1989, в республике 863,8 тысяч человек, в Российской Федерации – 1345,3 тысяч, в бывшем СССР – 1449,2 тысяч.

Территориальные группы башкир (их расселение совпадает с границами историко-этнографических областей Башкирии):

1)юго-восточная;

2)северо-восточная с подгруппами: северная (айско-юрюзанская), зауральская и горная;

3)юго-западная с подгруппами: демская и южная (оренбургские, саратовские и самарские башкиры);

4)северо-западная с подгруппами: северная, нижнебельская и икская.

Первые упоминания этнонима в форме “башгирд”, “башкирд”, “башджирт”, “баджгар” зафиксированы в 1-й половине 9 века во время путешествия в страну башкир Саллама Тарджемана, также упоминаются в рассказах Масуди (10 век) и Гардизи (11 век). К рубежу 9-10 вв. относятся сведения ал-Балхи и Ибн-Русте, к началу 10 в. – Ибн-Фадлана, к 13-14 вв. – Плано Карпини (“баскарт”), Виллема Рубрука (“паскатир”), Рашида ад-дина. С 15-16 вв. регулярными становятся упоминания о башкирах в русских источниках, главным образом летописях. На протяжении 18-20 вв. выдвинуто около 40 толкований этнонима “башкорт”. Почти все они сходятся на том, что слово это сложное, тюркского происхождения. 1-я часть термина трактуется как “голова”, “главный” (в форме “баш”), “отдельный”, “обособленный” (“башkа”), “серый, сивый” (“буз”), а 2-я часть – как “червь”, “пчела”, “волк” (“kорт”), “поселение”, “страна” (“йорт”) или “орда” (“урза”). Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово “башкорт” этимологизируется как “волк-вожак”, “волк-предводитель”, но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политичический союз (раннюю форму государственного образования), а затем стало общим наименованием этого объединения.

По проблеме этногенеза башкир долгое время параллельно существовали две гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлецер, Д.Месарош, С.А.Токарев и другие) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко). В 20 в. исследованиями Руденко, Р.Г.Кузеева, Н.К.Дмитриева, Дж.Г.Киекбаева и других обоснована точка зрения, согласно которой в происхождении, формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюркские племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южный Урал кочевали на юге Западной Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С конца 9 – в начале 10 века башкиры живут на Южном Урале с прилегающими с Запада, Юга и Востока степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним “башкорт”. По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современные территории расселения. Другое название башкир (“иштэк” или “истэк”) предположительно также было антропонимом. На Южном Урале башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угорское, иранское) население, вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири. В 10 веке в среду башкир начал проникать ислам, ставший в 14 веке господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия (13 век) процесс формирования башкирского этноса в основном завершился, благодаря чему башкиры в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этническое самосознание.

По данным всесоюзной переписи населения 1989 года в РФ проживают 1345 тыс.человек. Основная этническая территория башкир – республика Башкортостан со столицей г.Уфа, проживают также а других областях: Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской, кроме того – в Казахстане, Узбекистане, на Украине, в Таджикистане, Туркмении, Киргизии.

Челябинская область - второй регион в России по численности башкир после самого Башкортостана: по данным переписи населения 2002 года, здесь проживает 166 тысяч башкир, это - 4,6 процента населения области. Компактно проживают башкиры - в Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском и других районах Челябинской области.

Антропологический тип башкир

Антропология, наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариаций физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология, антропогенез, расоведение. Методы антропологии – антропоскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица человека по черепу), исследование крови, микроанатомия и др. Изучение антропологического типа башкир начато со 2-й половины 19 в. Первая антропологическая работа о башкирах “Антропологический очерк башкир” написана Н.М.Малиевым в 1876.

Антропологические типы башкир

На основе изучения 40 башкир Уфимской губернии по 32 признакам он выделил 2 их типа – лесной и степной, а также ряд переходных форм и типов. Те же типы выделяли впоследствии П.С.Назаров, Д.П.Никольский, А.Н.Абрамов, В.М.Флоринский. В 1912-13 С.И. Руденко на основе антропологических измерений 1847 человек выделил на территории Башкирии три области: восточную, северо-западную и юго-западную, население которых резко отличается друг от друга. Исходным типом башкир он считал древнейшее европеоидное население Южного Урала начала 1-го тыс. н.э. В 1928 Руденко была организована экспедиция по антропологическому изучению башкир и других народов области. Отсутствие четкой расовой классификации народов России не позволило ученому дать их типологическую характеристику. В 1963-65 М.С.Акимовой было обследовано около 1500 башкир республики и Челябинской области по нескольким программам: антропометрии, дерматоглифике, изучению крови и др. Она выделила среди башкир 4 антропологических типа: понтийский, или темнопигментированный европеоидный, южносибирский, субуральский и светлый европеоидный. Наиболее древними расовыми типами местного населения Акимова считала понтийский и субуральский, а наиболее поздним – южносибирский, который проник на Южный Урал в период Золотой Орды. Летом 1983 советско-финляндская медико-антропологическая экспедиция под руководством проф. А.А.Зубова провела исследования башкир Стерлибашевского, Архангельского и Илишевского р-нов БАССР. В этих же р-нах были получены краниологические материалы о башкирах 18 – нач. 20 вв. Исследования привели к выводу: башкиры – метисная популяция. Почти по всем признакам они занимают промежуточное положение между народами Поволжья, Сибири и Алтая. Подтвердились выводы экспедиции Акимовой о территориальных вариациях антропологического типа башкир: южносибирский расовый тип характерен для северо-восточных и зауральских районов республики, субуральский – для северо-западных районов, светлый европеоидный – для северных и центральных районов, понтийский – для юго-западного и горно-лесных районов. Кроме того, в юго-восточных районах прослеживаются признаки памиро-ферганского расового типа. Неоднородность антропологического состава башкир, наличие сходных антропологических типов среди окружающих народов говорят о сложности процессов расогенеза на Южном Урале и этнической истории башкирского народа.

Башкирский язык. Морфологические и лингвистические особенности.

Башкирский язык принадлежит к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков, образующих вместе с монгольскими и тунгусо-маньчжурскими языками алтайскую семью. Общее количество башкир – носителей башкирского языка (по переписи 1989) – 1449157 человек, проживают в Башкирии, Челябинской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Курганской, Свердловской, Пермской, Тюменской областях и Республике Татарстан. Башкироязычные диаспоры представлены также в Якутии (Саха), Республике Коми, Читинской области, в республиках Средней Азии, Казахстане и др.

Башкирский язык образовался в результате взаимодействия множества племенных языков (тюркских, иранских, финно-угорских, монгольских). В словарном составе встречаются полностью усвоенные русские слова вследствие давнего тесного общения со слав. народами (“бyрэнэ” – “бревно”, “кэршэк” – “горшок”) и араб. слова, проникшие после принятия башкирами ислама (“халыk” – “народ”, “китап” – “книга”, “эзэбиэт” – “литература”). По основным лексико-грамматическим и фонетическим признакам башкирский язык относится к кыпчакским языкам, однако в нем встречаются и общие черты с огузскими (употребление слов с начальной й; общность демского и других говоров с туркменским языком по звукам [з, с]). Башкирский разговорный язык состоит из 3 диалектов.

Современный башкирский литературный язык имеет единую нормированную систему звуков. Гласные характеризуются по следующим признакам: широкий негубной заднего ряда – а; широкий негубной переднего ряда – э; полуузкие губные заднего ряда – о, у, ы; полуузкие губные переднего ряда – э, е; узкий губной переднего ряда – y; узкий негубной переднего ряда – и. Согласные: по способу образования – фрикативные (у, ф, в, з, с, ш, ж, й, г, F, h), взрывные (п, б, т, д, к, k), аффрикаты (ц, ч), носовые (м, н), боковой (л), дрожащий (р); по месту образования – губные (у, п, б, м, ф, в), язычные (с, з, ц, н, л, р, ш, ж, ч, й, г, к, k, н), гортанный (h); по акустической характеристике – шумные (у, ф, в, з, с, ш, ж, й, г, F, h, п, б, т, д, к, k, ц, ч), сонорные (м, н, л, р).

Башкирский язык по морфологическому типу относится к языкам агглютинативного строя, т.е. характер лексем и типы синтаксических связей определяются в основном аффиксацией. Башкирский корень слова этимологически является моносиллабическим; полисиллабические корни появились лишь в результате исторического развития. Словообразование производится синтетическим и аналитическим способами. Различают простое и сложное предложения. Сложные предложения состоят из двух или нескольких односоставных или двусоставных простых предложений, которые соединяются между собой интонацией или с помощью союзов и союзных слов.

Башкирский язык, как и турецкий, азербайджанский, туркменский, узбекский, казахский, киргизский и татарский языки, относится к числу старописьменных языков. Начиная с 118 в. башкиры пользовались арабской письменностью. Наиболее ранние письменные памятники датируются 14 в. С середины 16 в., после присоединения Башкирии к Русскому государству, язык этих памятников выполнял функцию официального письменного языка. Башкирский национальный язык сформировался в конце 19 в. Функции башкирского языка в различных сферах жизни народа постоянно менялись в зависимости от социально-исторических условий, степени этнической смешанности и общей языковой политики. В Башкортостане широкое развитие получило башкиро-русское двуязычие (Билингвизм).

Традиции хозяйственно-культурной жизни башкир

Традиционный тип хозяйства башкир – полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южных и восточных районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия – деревянный плуг (сабан) на колесах, позднее соха (хука), рамная борона (тырма).

С 17 века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В северо-западных районах уже в 18 веке земледелие становиться основным занятием населения, но на юге и востоке кочевание сохранилось местами до 20 века. Однако и здесь к тому времени переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершен. Увеличиваются, особенно в северных районах, посевы озимой ржи, а из технических культур – льна. Появляется огородничество. В конце 19 – начале 20 веков входят в обиход заводские плуги и первые сельскохозяйственные машины.

Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.

В первой половине 18 века началась промышленная эксплуатация рудных месторождений края; к концу 18 века Урал стал основным центром металлургии. Однако башкиры были заняты в основном на подсобых и сезонных работах.

В современный период в Башкирии создана многоотраслевая промышленность. Сельское хозяйство комплексное, земледельческо-животноводческое: на Юго-Востоке и в Зауралье сохраняет значение коневодство. Развито пчеловодство.

После присоединения к Русскому государству социальная структура башкир определялась переплетением товарно-денежных отношений в пережитками патриархально родового быта. На основе родо-племенного деления (было около 40 племен и племенных групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и других, многие из которых представляли собой осколки древних племенных и этнологических объединений степей Евразии) были образованы волости. Волости, крупные по размерам, обладали некоторыми атрибутами политической организации; делились на родовые подразделения, объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и другие. Во главе волости стоял наследственный (после 1736 выборный) старшина (бий). В делах волостей и аймаков ведущую роль играли тарханы (сословие, освобожденное от податей), батыры, духовенство; отдельным семьям жаловалось дворянство. В 1798-1865 существовала полувоенная кантонная система управления, башкиры были превращены в военно-служилое сословие.

У древних башкир существовала большесемейная община. В 16-19 веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа. Среди богатых башкир бытовало многоженство. В брачных отношениях сохранялись обычаи ливерата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало уплаты калыма), иногда по взаимной договоренности. В свадебной обрядности выделяются обычаи прятанья невест, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания невесткой свекра. Семейный быт башкир строился на подчинении старших. Ныне, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.

Традиционный тип поселения – аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимнее, весеннее, летнее, осеннее. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой. В 18-19 века стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные «концы» или улицы и кварталы.

Традиционное жилище башкир – войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной лесостепной зоне – срубные избы с сенями, дома со связью (изба – сени – изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища башкиры строят из бревен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняются традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины.

Народная одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местами оседлых племен. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий – шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда – распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения – различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

Мужская одежда – рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты (прямоспинные и расклешенные), камзолы, тулупы. Головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, бахилы, а в Приуралье – и лапти.

Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мед, ягоды и травы. Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (кори), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепешки) употребляли пресный, в 18-19 вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зерен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из меда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко айран.

Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время.

После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник). Накануне весенних полевых работ, а местами после их проводили праздник плуга (сабантуй), включающий общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил джин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далекие времена – волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин чай», в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводили обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями. Обливанием друг друга водой.

Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушечка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.

Традиционные музыкальные инструменты – курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный – в виде продолговатой пластины и металлический – в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.

Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озер, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и других, культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джинов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиций и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

Фролова И.В.

Список использованной литературы:

  1. Башкиры: Краткий этноисторический справочник. Уфа, 1995.
  2. Большая советская энциклопедия. М., 1970.
  3. Агеева Р.А. Какого мы роду – племени? М., 2000.
  4. Дмитриев Н.К. Грамматика башкирского языка. М.-Л., 1948.
  5. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
  6. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.
  7. Тишков В.А. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999.
  8. Грамматика современного башкирского литературного языка. Под ред. А.А.Юлдашева. М., 1981.

19 место: - певец. Исполняет песни на башкирском, русском и английском языках.

18 место: - певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id99795490

17 место: (род. 3 июня 1985, Миасс) - российский боксер легкого и первого полусреднего веса. Чемпион мира 2009 года по версии IBO. Выходит на ринг в башкирской национальной одежде: меховой шапке и елане, за что получил прозвище Чингисхан.

16 место: (род. 1 июля 1975, Стерлитамак) - двукратный чемпион мира по боевому самбо.

15 место: Ирек Зарипов (род. 27 марта 1983 года, Стерлитамак) - четырёхкратный чемпион Зимних Паралимпийских игр 2010 года по биатлону и лыжным гонкам. Ирек Зарипов стал инвалидом в возрасте 17 лет после того, как попал под МАЗ на мотоцикле. Страница Ирека "ВКонтакте" - http://vk.com/id6573648

Ирек Зарипов и его жена Елена:

14 место: - телеведущий, обладатель Гран-при в республиканском конкурсе "Баик-2011".

13 место: Роберт Юлдашев - этнический музыкант, играет на древнем духовом инструменте курай. Курай изготавливается из тростника, растущего на Южном Урале. В июне 2006 года Роберт Юлдашев создает свою группу музыкантов под названием «Курайсы». Основой команды, составляют древние башкирские музыкальные инструменты: дунгур, думбра, курай, кубыз.

12 место: - телеведущий, преподаватель БГПУ, председатель профкома студентов БГПУ.

11 место: (род. 29 марта 1984, село Старый Мунасип, Башкортостан), более известный как МС BASH - рэпер.

10 место: (род. 14 сентября 1986) - телеведущий. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id9626528

9 место: - певец, солист группы Каравансарай. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/e_l_m_i_r

8 место: - певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/gaisarmg

7 место: - певец, актер, народный артист Республики Башкортостан, директор Башкирской государственной филармонии им. Хусаина Ахметова. Расуль Карабулатов был солистом группы Каравансарай. Снимался в фильмах "Седьмое лето Сюмбель" (2002), "Долгое-долгое детство" (2003).

6 место: (род. 17 декабря 1980, Аргаяшский район Челябинской области) - боксер, выступающий в США, чемпион Северной Америки по версии NABO. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id18139076

5 место: Эльбрус Нигматуллин (род. 30 марта 1974, д. Чубары Аргаяшского района Челябинской области) - российский спортсмен, актёр. Профессионально занимается силовыми видами спорта: с 1991 по 2001 годы - тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, армреслингом, с 2001 года - стронгменом. С 2005 года ежегодно участвовал в турнире «Самый сильный человек планеты». Рекордсмен России в тяге транспортных средств: тяге сцепки из двух автобусов - 29,4 тонн на 10 метров, тяге речного сухогруза «Нагатино» весом 760 тонн на 20 метров. Исполнитель роли национального героя Салавата Юлаева в историко-документальном фильме «Я не умер, башкиры!». Также снимался в телесериале «Жёлтый дракон» в роли мастера восточных единоборств. Страница Эльбруса Нигматуллина "ВКонтакте" - http://vk.com/id4229130

История

Музыкальное творчество башкир имеет древние корни. Песенно-поэтический фольклор башкир состоит из двух групп:

1. Произведения народного творчества с преобладанием в них текстового, поэтического начала - древние сказания "Кузый Курпэс и Маян Хылу", "Алпамыша и Барсын Хылу", "Акбузат" в форме иртэков и кубаиров . Поэтический текст кубаиров "сказывается" нараспев. Ритмика короткая, речитативного склада. Мелодии кубаиров подчинены метрике семисложного "кубаирского стиха".

2. Эпико-поэтический жанр бэйет - поэтическое произведение устной традиции. В основу бейета положен чаще всего драматический сюжет, об историческом или бытовом событии, ярких, героических личностях. Байты, так же как кубаиры, исполняются речитативом нараспев.

Исторические песни и наигрыши сформировались в эпоху расцвета башкирского эпоса "Урал", "Семирод", "Искендер", "Султанбек", "Боягым хан"). К XVIII веку возникает новый пласт исторических песен, в которых патриотическая тема родины и народного единства сплетается с гневными мотивами протеста и борьбы с угнетением и колонизацией (см. песни "Разорение", "Колой кантон", "Тевкелев" и др.)

Историческая песня - активно развивающийся жанр, отражающий важнейшие моменты истории башкирского народа. Есть песни о событиях первой мировой войны, о революции, гражданской войне, о памятных днях нашей действительности.

Самостоятельную группу музыкального творчества составляют лирические песни о девичьей и женской доле. Такие, как "Таштугай", "Салимакай", "Зюльхизя", "Шаура", представляют классические образы башкирского лирического мелоса. Весьма развита в башкирской музыке любовная лирика. Любонные песни отличаются целомудрием, поэтизацией чувства любви и его носителей.

Среди бытовых песен - застольные, гостевые песни, песни на шуточные и сатирические сюжеты, а также плясовые. Самостоятельную группу составляют песни колыбельные и детские. В конце XIX в. появились так называемые песни зимогоров, отражающие труд и быт башкир, работающих на промыслах, фабриках и заводах.

Академическая музыка

С 20-х годов ХХ века в Башкортостане развивается профессиональная музыка, создаются музыкальные учебные заведения. Башкирские композиторы Х.К.Ибрагимов , М.М.Валеев, кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов пишут музыку для спектаклей Башкирского академического театра драмы. Выдающихся башкирские музыканты - певец Г.С.Альмухаметов и кураист Юмабай Исянбаев , гастролируют по стране и за рубежом. При Обществе по изучению быта, истории и культуры Башкирии в Уфе создается искусствоведческие секции по изучению фольклора, профессиональной музыки 20-х годов. В секцию входили И.В. Салтыков, Г.С. Альмухаметов, С.Х. Габяши, А.С. Ключарев.

В Уфе открывлись учебные заведния: музыкальная школа (), музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922) ; башкирские студии при Московской государственной консерватории и Ленинградском хореографическом училище (1932), готовившем кадры для Башкортостана. В в Уфе открывается Башкирский оперный театр (с 1941 Башкирский государственный театр оперы и балета (ТОБ)), в 1939 - Башкирская государствекнная филармония (с муз. лекторием) .

В годы войны вклад в музыкальную культуру Башкортостана внесли композиторы А.Э.Спадавеккиа , Н.И.Пейко, Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий. В ТОБ поставлены оперы "Карлугас" Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда, балет "Журавлиная песнь" Степанова. Композиторами была созданы серии песен-листовок для воинов-фронтовиков, а также подготовлен сборни "Башкирские композиторы - Красной Армии" с 44 песнями. На фронт ушли студенты учившиеся в башкирской студии при Московской консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов, Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова, К.Ю.Рахимов.

В начале 50-х годов башкирские композиторы уделяют внимание развитию хоровой, симфонической и камерно-инструментальной музыки. Были созданы: "Поэма об Урале" Габитова, кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита "Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир. Симфоническая музыка - "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова, "Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита" Валеева. Балеты "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и Ахметова, оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. В 50-60-х годах создаются З. Г. Исмагиловым - опера "Салават Юлаев" (1955), лирико-психологич. драма "Шаура" ("Легенда о любви", 1963), муз. комедия "Кодаса" ("Свояченица", 1959), лирич. опера "Волны Агидели" (1972); Н. Г. Сабитовым - балеты "Буратино" (1960), "Гюльназира" (1963), "Горный орёл" (совм. с X. Ф. Ахметовым, 1959), "Мурзилка-космонавт" (1964), "Люблю тебя, жизнь" (1967), "Страна Айгуль" (1971); Р. А. Муртазиным - опера "Дауыл" ("Буря", 1969); X. Ф. Ахметовым - опера "Замандаштар" ("Современники", 1970) о башк. рабочем классе; А. С. Ключарёвым - балет "Горная быль" (1959) на историко-героич. сюжет; X. Ш. Заимовым и А. Г. Чугаевым - балет "Черноликие" (1965).

Башкирская эстрада

Башкирская эстрада представлена иcполнителями: Айдар Галимов, Роберт Юлдашев, Тимур ZinDan Валитов, Ильгиз Абдрахманов, музыкальные группы «Шау-Шоу», «Хомай» и «Башстайл», дуэт «Азия».

У истоков зарождения рок-движения в республике стояла башкирские группы «Дервиш-хан» и «Рух» . Гастролируют по стране рок группы "Бурелар" , ДДТ , Люмен.

Фестивали и конкурсы

Фестиваль музыки композиторов Урала и Поволжья (проводился в Уфе в 1983, 1989, 1995 годах).

Республиканский фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера».

Международный конкурс-фестиваль музыкального творчества тюркской молодежи «Урал моно».

Фестиваль рок-музыки "Белая река" (с 2012 года).

Фестиваль популярной музыки и танца "Крещенские морозы".

Музыкальные коллективы

Известные музыканты

  • Монастырский, Вадим Наумович - пианист, заслуженный артист Башкирской АССР (1977)
  • Фарит Идрисов - автор музыки гимна Башкортостана
  • Баева, Вера Михайловна (р.) - оперная певица, народная артистка СССР (1986).
  • Булатов, Рустем Баянович (р.) - известный рок-музыкант, вокалист группы «Lumen»
  • Губин, Андрей Викторович () - российский эстрадный поп-исполнитель.
  • Исмагилов, Загир Гарипович ( -) - выдающийся башкирский композитор.
  • Спиваков, Владимир Теодорович () - российский скрипач и дирижёр , основатель и руководитель оркестра «Виртуозы Москвы », народный артист СССР (1990).
  • Тиманова, Вера Викторовна ( -) - пианистка.
  • Шевчук Юрий Юлианович () - советский и российский музыкант, поэт, композитор. Народный артист Республики Башкортостан (2005).
  • Муртазин, Владислав Львович - органист, народный артист РБ
  • Муртазина, Миляуша Галеевна - певица (сопрано), профессор УГИИ, "Почетный гражданин города Уфы".
  • Родионов, Геннадий Степанович - певец бас, народный артист РБ.
  • Никанорова, Татьяна Леонидовна (р. ) - певица, солистка Театра оперы и балета в Уфе, народная артистка РБ (2008).

Учебные заведения

Азамат Буранчин

Легенды башкирского рока:
творчество группы “Рух”

23 года назад была создана легендарная башкирская группа “Рух”, стоявшая у истоков зарождения рок-движения в республике. Башкирский рок, возникший еще в начале 90-х годов на волне подъема национального самосознания, оказал мощное влияние на формирование постсоветской молодежи Башкортостана, послужил духовным ориентиром в сложных условиях политического кризиса в стране. Именно в те непростые годы песни таких оригинальных групп, как “Дервиш-хан”, “Рух”, “Ант”, “Караван-сарай” и многие другие, стали своеобразной отдушиной для простых людей, помогали не только выжить, но и с надеждой смотреть на будущее. В целом, башкирский рок, как социокультурный феномен, заслуживает самого пристального внимания, поскольку, в отличие, скажем, от русского рока, он близок к постфольклору, то есть непосредственно связан с богатой национальной почвой, является отражением, прежде всего, народного творчества.
Башкирский рок, как культурное явление, еще не был подвергнут всестороннему и глубокому осмыслению, а между тем данный феномен мог бы помочь раскрыть глаза на многие процессы, происходящие сегодня в современном башкирском обществе. К примеру, в схожем в социокультурном плане татарском обществе такой субкультуры фактически так не и возникло. Эти и другие причины указывают на необходимость обратить на башкирский рок более пристальное внимание.
К началу 1990 года башкирское общество, пройдя через процесс советской модернизации, стало постепенно терять фундаменталистские черты, присущие традиционному обществу. Стало ясно, что выросло совершенно новое поколение башкирской молодежи, которое искало другие формы самовыражения, новый культурный язык. Молодежь уже не привлекала “старая”, основанная на крестьянской культуре башкирская (советская) эстрада. Это было поколение, которое не хотело себя идентифицировать с песнями, скажем, Фарита Бикбулатова или Фидана Гафарова, не говоря уже про народные песни. Это был, в сущности, закономерный итог модернизационных процессов общества в условиях советской действительности. Другое дело, что данное явление было феноменом именно башкирского общества, со своими специфическими чертами, присущими только ему. Башкирский рок до сих пор явление не городской, а деревенской культуры. Все ее яркие представители либо выходцы из деревень, либо носители ее традиций. Соответственно, их творчество тесно связано с традиционным типом мышления и сознания. Отсюда и специфическое отношение к миру, особенное восприятие основных проявлений жизни, ясное “логическое” творчество.
Первоначально башкирский рок возник как альтернатива “официальной” башкирской эстраде. Однако со временем эта субкультура получила определенную легитимность. Рокерские песни стали “крутить” на башкирском радио, участников групп приглашали на различные концерты, телепередачи и т.д. И постепенно такие группы, как “Ант”, “Сая”, “Дервиш”, “Диуана”, “Башкортостан”, “Ак йондоз”, “Кышкы яйгор”, “Майдан”, “Йома” и другие добились культурной легитимации и стали частью башкирской эстрады.
В целом уникальность этого явления в том, что, возникнув за короткое время (конец 1980-х — начало 1990-х), башкирский рок был очень разнообразным. Было огромное количество сегодня уже малоизвестных команд, которые играли в различных жанрах и стилях. Была, например, акъярская группа “Майдан”, которая играла в стиле хеви-метал, а группа “Диуана” (лидер Нигматов Руслан) писала песни в стиле босанова. Вокалист группы “Сая” запоминался своей своеобразной манерой пения и достаточно сложно сделанными аранжировками. Все старались отличаться друг от друга, и стилевой охват был очень широк. Башкирский рок дал сильнейший импульс для зарождения башкирской музыкальной молодежной субкультуры. И к планке, которую своим творчеством подняли такие группы, как “Дервиш” и “Рух”, сегодня многие не могут даже приблизиться. Много башкирских команд вышло из Хайбуллинского района. И это не удивительно: ребята из групп “Дервиш” и “Рух” своим творчеством заразили в то время огромное количество молодых людей, которые либо играли на гитаре, либо создавали свою группу. Так закладывались определенные традиции. Кроме того, с социокультурной точки зрения Хайбуллинский район в то время был одной из наиболее модернизированных территорий башкирского Зауралья, со специфической прослойкой гуманитарной интеллигенции, с особой культурной атмосферой. Эти причины в совокупности и создали все условия для возникновения современной и оригинальной молодежной башкирской субкультуры.
Несмотря на то, что на заре 90-х годов в республике было очень много самобытных башкирских команд, творчество каждой из которых достойно уважения, однако легендарными группами, с глубокой и цельной мифологией, получившими общественное признание, стали, на мой взгляд, только две — это “Дервиш-хан” и “Рух”.
Группа “Рух” образовалась в 1991 г. в Хайбуллинском районе в с.Акъяр. Основной состав команды сложился практически сразу и не менялся на протяжении многих лет. Это — основной исполнитель и автор текстов Газинур Салаватович Биктимеров, автор музыки и соло-гитарист Ирек Атанов, бас-гитарист Зуфар Байгускаров, певец, музыкант, автор песен Юлай Аскаров (первый вокалист “Дервиша”), танцор Нуридтин Исянбаев, барабанщик Зиннур Кунысбаев. Молодые и талантливые башкирские парни, вернувшиеся из армии, горели желанием целиком посвятить себя творчеству. В СССР в это время, с началом “перестройки”, шло бурное становление молодежного рок-движения. На арене музыкальной жизни страны блистали такие команды, как “Аквариум”, “Наутилус”, “ДДТ”, “Пикник”, “Алиса” и другие. Уже взошла и ярко горела звезда группы “Кино”. Основатели “Руха” Газинур Биктимеров и Ирек Атанов хорошо знали друг друга, поскольку были друзьями с детства. Вдохновленные примером популярных советских рок-групп, они стали усиленно репетировать, появились первые песни, в основном на русском языке.
В июне 1991 г. ребята собрались дома у И.Атанова. С ними был и приехавший из соседней деревни Макан Альберт Габбасов (основатель группы “Дервиш”). Он, кстати, и предложил им создать свою группу, чтобы вместе с “Дервишем” начать ездить с концертами по району. При этом А.Габбасов настоял на том, чтобы песни исполнялись только на башкирском языке. Он также предложил для репетиций студию в с.Макан, где у них была неплохая по тем временам аппаратура. Так родилась легендарная группа “Рух”.
Ребята с вдохновением принялись за работу, все свое время отдавая музыке, сочиняли новые песни. Поскольку петь было решено на родном языке, многие тексты пришлось перевести с русского. Это, к примеру, ставшие впоследствии широко известными среди башкирской молодежи песни “Оло-Теләк”, “Аҡъяр” и другие. Песни обычно Газинур с Иреком писали вместе. Могли в день сочинить до 2—3 композиции. Вспоминая эти годы, можно отметить, что люди тогда, а особенно молодежь, были в приподнятом настроении, с большими надеждами встречали политические перемены в стране, не подозревая о надвигавшейся катастрофе.
Между тем, творческий опыт группы “Рух” был уже на таком уровне, что она с большим успехом отыграла на фестивале “Новое поколение”, проходившем в ноябре 1991 г. в Уфе. Выступление группы вызвало настоящий фурор, поскольку, в отличие от других команд, певших на русском или английском языках, “Рух” был единственным, кто пел на родном башкирском языке. Лидер Союза башкирской молодежи Артур Идельбаев сразу же заметил молодую команду из далекого района и пригласил в редакцию газеты “Ленинец”, где ребят сфотографировали и написали о них первую статью. Нужно отметить, что песни группы “Рух” за короткое время получили огромную популярность среди башкирской молодежи. Тогда, наряду с песнями “Дервиш”, их можно было услышать, к примеру, из окон общежитий БГУ, в какой-нибудь далекой башкирской деревушке или в тесной комнате гимназии №1 им. Р.Гарипова. Почти вся башкирская молодежь знала и знает эти песни наизусть. Многие выросли на этих песнях, навсегда сохранив их в душе.
Известность группы со временем только росла, что позволило им в октяб-ре 1992 г. дать сольный концерт в ДК “Нефтяник” в клубе “Аҡ тирмә”. Их встретили овациями, зал был набит битком, что неудивительно, поскольку молодая и талантливая команда стала широко известна в республике. До этого в марте того же года “Рух” выступил с песнями “Оло-Теләк” и “Хайран ҡалдым” на фестивале “Урал моңо” (гран-при они получили в 1996 г. за песню “Марьям”). В тот период они много гастролировали с концертами по республике, принимали участие в различных фестивалях, выступали на Днях башкирской молодежи. Однако все неожиданно оборвалось. 1 июня 1994 г. возле п.Садовый Хайбуллинского района лидер группы Г.Биктимеров, возвращаясь домой, разбился на мотоцикле. В том же году погиб и танцор Нуридтин Исянбаев. С этого момента, по сути, закончилось “земное” время легендарной башкирской группы.
Несмотря на то, что группа и сегодня активно выступает, записывает новые песни (участники “старого” состава живут в с.Акъяр), основное их творчество связано, прежде всего, с именем безвременно ушедшего и очень талантливого человека — Газинура Салаватовича Биктимерова. И прежде чем обратиться к творчеству группы “Рух”, хотелось бы сказать несколько слов о нем.
Г.С.Биктимеров родился в 1964 году в д.Урген Зианчуринского района, однако детство и юность прошли в с.Акъяр, куда в свое время переехали его родители. Мама Газинура работала в больнице, отец многие годы был адвокатом. Его младший брат также пошел по стопам отца. Все они — уважаемые люди в районе. Г.С.Биктимеров учился в Акъярской школе №2, в 1987 г. закончил исторический факультет БГУ. Уже в те годы проявились его творческие и организаторские способности. Он был участником танцевального коллектива “Ирендек” при Башкирском госуниверситете и даже ездил в его составе в Германию. Являясь выходцем из семьи сельской интеллигенции, Газинур Салаватович хорошо знал башкирскую литературу, историю и культуру своего народа. Много читал на башкирском языке. Рами Гарипов был его любимым поэтом. Несмотря на то, что первоначально Газинур писал песни и стихи на русском, со временем он полностью погрузился в стихию родного языка, скрупулезно выискивая новые поэтические формы для своих песен.
Это был очень светлый, прямолинейный и отзывчивый человек, что может каждый почувствовать, слушая песни “Рух”. Сколько его помню, он всегда был готов помочь — неважно, словом, советом или делом, как, впрочем, и все “руховцы”. Наша группа (“Игра”) относилась к ним с большим уважением, как к старшим братьям. Они всегда давали нам возможность репетировать, выступать на их концерте, хотя тогда нам всем было по 15 лет. Кроме того, Газинур Салаватович был нашим учителем истории в школе. Строгим, но справедливым. Под его влиянием я, кстати, впоследствии поступил на исторический факультет БГУ. Я очень благодарен судьбе, что мне довелось общаться с такими людьми, учиться у них.
Творчество группы “Рух” лишь на первый взгляд кажется простым и легкодоступным, однако в этом и заключается главная особенность их песен. В действительности, поэтический язык этой команды насыщен народными метафорами и символами, уходит корнями в пласты древней истории. Их творчест-во, в отличие, скажем, от группы “Дервиш” — явление больше культурное (в узком смысле), “интеллигентское”, поскольку в центре композиционного строя стоит лирический герой, с характерным поэтическим мировосприятием. Именно по этой причине многие их песни имеют общенациональное звучание, стали, по сути, гимнами башкирской молодежи (например, песни “Ни булды беҙҙең менән?”, “Хайран ҡалдым мин үҙ халҡыма” и др.). Слушая их, удивляешься способности Газинура Салаватовича обращаться к глубинным символам и архетипам коллективной памяти народа, легко вмещать сюжеты огромного тематического плана в небольшие по размерам песенные строфы. Здесь века легли срезанными колосьями, и прошлое максимально приблизилось к современности. И вот уже начинает казаться, что устами оживших героев башкирских восстаний лирический певец обращается к сегодняшним “бесхребетным” потомкам с гневными словами:
Что же стало с нами?
В сердце погас огонь…
Плачет родная земля
Из-за нас с тобой!
(песня “Ни булды?”).
По этой же причине в песнях группы “Рух” часто повествуется от имени народа, поколения. Соборное “мы”, в котором, однако, не растворена и не задавлена отдельная личность как микрокосм. “Рух” — первая группа, которая дала импульс целому направлению национально-патриотических песен в башкирском роке (позже эта тема нашла наиболее полное выражение в творчестве группы “Караван-Сарай”). Несмотря на то, что в их репертуаре много веселых и жизнерадостных песен, “Рух” — группа с трагическим миросозерцанием.
В целом, стоит отметить, что, в отличие от эстрады, “попсы”, рок в поэтическом плане близок к высокому искусству, хотя и не является им. В этом, наверное, и заключается его притягательность, сопряженная с магией и стихией музыки.
Возвращаясь к творчеству легендарной команды, нужно сказать, что удивляет и широкий жанровый охват песен “Руха”. От пафосных и патриотических композиций о Родине, лирических песен о любви, до шутливых “народного” плана, полных искрометного и веселого юмора. Последние являются одной из форм проявления “смеховой культуры”, уходящей корнями в народный фольклор. Это, кстати, характерно как для группы “Рух” (“Марьям”, “Тукмасбикэ” и др.), так и для группы “Дервиш”.
В музыкальном плане “Рух” испытал прямое влияние русского “классического” рока, в особенности группы “Кино”. Это, прежде всего, гитарная, “битовая” музыка. Однако талантливый композитор Ирек Атанов сумел очень органично украсить свои песни башкирскими народными мотивами. “Наполнить” взятую форму собственным содержанием. Мелодии их песен легко ложатся на слух и сразу же запоминаются. Отсюда и постоянно возникающая иллюзия, что ты слушаешь знакомые с детства башкирские народные песни.
Сегодня в репертуаре группы около 50 песен, автором большинства которых является Газинур Биктимеров. Среди известных хитов — “Тыуған яҡ”, “Һин хаттар яҙма”, “Аҡъяр”, “Тыуған ай”, “Оло-теләк” и многие другие, широко известные башкирской публике. Есть и песни, написанные на стихи башкирских поэтов Г.Ишкинина (“Тыуған көн”), Ф.Абдульменова. Автором слов ряда песен является Юлай Аскаров.
Однако главным, “центральным” мотивом творчества группы “Рух” была и остается тема Родины, долга, высокого служения своему народу. Взятое когда-то случайно из энциклопедии название группы необычайно точно и закономерно определило судьбу этой башкирской команды. Это песни людей с несгибаемой волей, несломленных духом, готовых жертвовать жизнью ради свободы своего народа и родной земли. Отсюда и национально-патриотический характер песен “Руха”, сильное идеологическое влияние, которое они оказывали и оказывают на башкирскую молодежь. Устами трагического героя они призывают не смиряться с существующей несправедливостью, не предавать дело своих отцов и дедов. Доходя до прямого дидактизма, они обращаются к молодому поколению:

Наш клич призывным эхом
Разлетелся по всему Уралу!
Наши глаза, искрящиеся светом,
Зажгли людей погасшие сердца!

Эй, башкирские парни!
Не забывайте мелодию курая.
Эй, башкирские девушки!
Дождитесь своих парней!
(песня “Оран халҡыма”).

Высокая идейная направленность, глубокий смысл песен группы “Рух”, воспитание здорового патриотизма, гордости за свой народ — вот главный итог творчества легендарной группы.
К сожалению, как и многие башкирские исполнители того периода, Газинур Биктимеров очень рано ушел от нас, в возрасте 30 лет, в расцвете своих творческих сил… Остались без отца две дочери (Ильсияр и Азалия). Кроме большого поэтического наследия, песен, неопубликованных стихов, сердце каждого, кто был знаком с ним, хранит в памяти образ светлого, открытого и прямого человека. Настоящего сына своего народа.
В завершение хотелось бы сказать, что легендарные группы “Дервиш” и “Рух”, уже ставшие частью нашей истории, являются тем фундаментом, на котором стоит башкирский рок. И независимо от того, какие группы в дальнейшем возникнут, они неизбежно будут сверять свой путь с творчест-вом этих двух команд, отталкиваться от их наследия. Группы “Дервиш” и “Рух” не только задали основное направление новому культурному феномену, но и экстенсивно освоили огромное тематическое “поле”. Такая миссия — исполнить роль “классиков”, обычно выпадает тем, кто стоит у истоков нового направления в искусстве, тем, кто определяет главные параметры последующего развития. Что вполне закономерно, так как любое серьезное явление в культуре, неважно, идет ли речь о поэзии или рок-музыке, стремится, опираясь на традиции и опыт своих предшественников, пойти дальше, жаждет сказать новое слово от имени своего поколения.
Опираясь на богатую народную почву, башкирский рок стал уникальным в своем роде явлением, поскольку его представители сумели переложить опыт народного творчества на язык молодежных субкультур. Песни таких групп, как “Дервиш”, “Рух”, “Караван-Сарай”, “Ант”, “Диуана” и многие другие, стали путеводными звездами во времена суровых испытаний, выпавших на долю простых людей, и навсегда останутся в сердце народа.

В этом году исполняется 20 лет с момента создания легендарной башкирской группы «Рух», стоявшей у истоков зарождения рок-движения в республике. Башкирский рок, возникший еще в начале 90-х годов на волне подъема национального самосознания, оказал мощное влияние на формирование постсоветской молодежи Башкортостана, послужил духовным ориентиром в сложных условиях политического кризиса в стране. Именно в те непростые годы песни таких оригинальных групп как «Дервиш», «Рух», «Ант», «Караван-сарай» и многих других, стали своеобразной отдушиной для простых людей, помогали не только выжить, но и с надеждой смотреть на будущее. В целом, башкирский рок как социокультурный феномен заслуживает самого пристального внимания, поскольку, в отличие, скажем, от русского рока, оно явление, близкое к постфольклору, то есть непосредственно связанно с богатой национальной «почвой», является отражением, прежде всего, народного творчества.

Необходимо также отметить, что на заре 90-х годов было очень много самобытных и оригинальных башкирских команд, творчество каждой из которых достойно уважения, однако легендарными группами, то есть с глубокой и цельной мифологией, получившими общественное признание, стали, на мой взгляд, только две – это «Дервиш-хан» и «Рух».

Группа «Рух» образовалась в 1991г. в Хайбуллинском районе в с. Акъяр. Основной состав команды сложился практически сразу и не менялся на протяжении многих лет. Это — основной исполнитель и автор текстов Газинур Салаватович Биктимеров, автор музыки и соло-гитарист Ирек Атанов, бас-гитарист Зуфар Байгускаров, певец, музыкант, автор песен Юлай Аскаров (первый вокалист гр. «Дервиш»), танцор Нуридтин Исянбаев, барабанщик Зиннур Кунысбаев.

В начале 90-х годов молодые и талантливые башкирские ребята, только что вернувшиеся из армии, горели желанием заниматься своим творчеством. В СССР в это время, с началом «перестройки», шло бурное становление молодежного рок-движения. На арене музыкальной жизни страны блистали такие команды как «Аквариум», «Наутилус», «ДДТ», «Пикник», «Алиса» и др. Уже взошла и горела звезда группы «Кино». Основатели «Руха» — Газинур Биктимеров и Ирек Атанов к этому времени уже хорошо знали друг друга, поскольку были друзьями с детства. Вдохновленные примером популярных рок-групп СССР, они стали усиленно репетировать, появились первые песни, в основном на русском языке.

В июне 1991г. ребята собрались дома у И.Атанова. С ними был и приехавший из соседней деревни Макан Альберт Габбасов (основатель гр. «Дервиш»). Он, кстати, и предложил им создать свою группу, чтобы вместе с «Дервишем» начать ездить с концертами по району. При этом А.Габбасов настоял на том, чтобы песни исполнялись только на башкирском языке. Он также предложил для репетиций студию в с.Макан, где у них была неплохая по тем временам аппаратура. Так родилась легендарная группа «Рух».

Ребята с вдохновением принялись за работу, много занимались, сочиняли новые песни. Поскольку петь было решено на родном языке, многие тексты пришлось перевести с русского. Это, к примеру, ставшие впоследствии широко известными среди башкирской молодежи – песни «Оло-Телэк», «Акъяр» и др. Со временем группа обрела себе место при ДДТ в райцентре.

Песни обычно Г.С.Биктимеров с Иреком Атановым писали вместе. Могли в день сочинить до 2-3 композиций. Вообще, кто помнит эти времена — люди тогда, а особенно молодежь, были в приподнятом настроении. Наивные советские люди с праздничным восторгом и большими надеждами встречали политические перемены в стране, не подозревая о надвигавшейся катастрофе.

Между тем творческий опыт группы «Рух» был уже на таком уровне, что они с большим успехом отыграли на фестивале «Новое поколение», проходившем в ноябре 1991г в г. Уфе. Выступление «Рух» вызвало настоящий фурор, поскольку в отличие от других команд, исполнявших на русском или английском, «Рух» был единственной группой на фестивале, кто пел на родном башкирском языке. Лидер СБМ Артур Идельбаев сразу же заметил молодую команду из далекого района и пригласил в редакцию газеты «Ленинец», где ребят сфотографировали и написали о них первую статью. Нужно отметить, что песни группы «Рух» за короткое время получили огромную популярность среди башкирской молодежи. Тогда, наряду с песнями гр. «Дервиш», их можно было услышать, к примеру, из окон общежитий БГУ, в какой-нибудь далекой башкирской деревушке или в тесной комнате гимназии №1 им. Р.Гарипова. Почти вся башкирская молодежь знала и знает эти песни наизусть. У каждого они лежат где-то там, в глубине души…

Известность группы со временем только росла, что позволило им в октябре 1992г. дать сольный концерт в ДК «Нефтяник» при клубе «Ак тирмэ». Их встретили «на ура», зал был набит битком, что было неудивительно, поскольку молодая и талантливая команда была уже широко известна в республике. До этого в марте того же года, «Рух» выступил с песнями «Оло-Телэк» и «Хайран калдым» на фестивале «Урал моно» (гран-при они получили в 1996г. за песню «Марьям»). В тот период они много гастролировали с концертами по республике, принимали участие в различных фестивалях, выступали на Днях башкирской молодежи. Однако все неожиданно оборвалось. 1 июня 1994г. возле п. Садовый Хайбуллинского района лидер группы Г.Биктимеров, возвращаясь домой, разбился на мотоцикле. В том же году погиб и танцор Нуридтин Исянбаев. С этого момента, по сути, закончилось «земное» время легендарной башкирской группы.

Несмотря на то, что гр. «Рух» и сегодня активно выступает, записывает новые песни (участники «старого» состава живут в с. Акъяр), основное их творчество связано, прежде всего, с именем безвременно ушедшего и очень талантливого человека — Газинура Салаватовича Биктимерова. И прежде чем обратится к творчеству гр. «Рух» хотелось бы сказать несколько слов о нем.

Г.С.Биктимеров родился в 1964 году д. Урген Зианчуринского района, однако его детство и юность прошли в с. Акъяр, куда в свое время переехали его родители. Мама Газинура работа в больнице, отец многие годы был адвокатом. Его младший брат также пошел по стопам отца. Все они уважаемые люди в районе. Г.С.Биктимеров учился Акъярской школе №2, в 1987г. закончил исторический факультет БашГУ. Уже в те годы проявились его творческие и организаторские способности. Он был участником танцевального коллектива «Ирендек» при Башкирском госуниверситете и даже ездил в его составе в Германию. Являясь выходцем из семьи сельской интеллигенции, Газинур Салаватович хорошо знал башкирскую литературу, историю и культуру своего народа. Много читал на башкирском языке. Рами Гарипов был его любимым поэтом. Несмотря на то, что первоначально Газинур писал песни и стихи на русском, со временем он полностью погрузился в стихию родного языка, скрупулезно выискивая новые поэтические формы для своих песен.

Это был очень светлый, прямолинейный и отзывчивый человек, что может каждый почувствовать, слушая песни гр. «Рух». Сколько его помню, он всегда был готов помочь – неважно, словом, советом или делом, как, впрочем, и все руховцы. Наша группа («Игра») относилась к ним с большим уважением, как к старшим братьям. Они всегда давали нам возможность репетировать, выступить на их концерте, хотя тогда нам всем было по 15 лет. Кроме того, Газинур Салаватович был нашим учителем истории в школе. Строгим, но справедливым. Под его влиянием я, кстати, впоследствии поступил на истфак БашГУ. Словом я очень благодарен судьбе, что мне пришлось общаться с такими людьми, учится у них.

Творчество гр. «Рух» лишь на первый взгляд кажется простым и легкодоступным, однако в этом и заключается главная особенность их песен. В действительности поэтический язык гр. «Рух» богато насыщен народными метафорами и символами, уходит корнями в пласты древней истории. Их творчество, в отличие скажем от гр. «Дервиш», явление более культурное (в узком смысле), «интеллигентское», поскольку в центре композиционного строя стоит лирический герой, с характерным поэтическим мировосприятием. Именно по этой причине многие их песни имеют общенациональное звучание, стали, по сути, гимнами для башкирской молодежи (например, песни «Ни булды беззен менэн!», «Хайран калдым мин уз халкыма» и др.). Слушая их, удивляешься способности Газинура Салаватовича обращаться к глубинным символам и архетипам коллективной памяти народа, легко вмещать сюжеты огромного тематического плана в небольшие по размерам песенные строфы. Здесь века легли срезанными колосьями, и прошлое максимально приблизилось к современности. И вот уже начинает казаться, что устами оживших героев башкирских восстаний, лирический певец обращается к сегодняшним «бесхребетным» потомкам с гневными словами:

Что же стало с нами?
В сердце погас огонь…
Плачет родная земля
Из-за нас с тобой!
(«Ни булды?»).

По этой же причине в песнях «Рух» часто повествуется от имени народа, своего поколения. Соборное «мы», в котором, однако, не растворена и не задавлена отдельная личность как микрокосм. «Рух» первая группа, которая дала импульс целому направлению национально-патриотических песен в башкирском роке (позже эта тема нашла наиболее полное выражение в творчестве гр. «Караван-Сарай»). Несмотря на то, что в их репертуаре много веселых и жизнерадостных песен, «Рух» — группа с трагическим миросозерцанием.

В целом, стоит отметить, что в отличие от эстрады, «попсы», рок в поэтическом плане близок к высокому искусству, хотя и не является им. В этом, наверное, и заключается его притягательность, сопряженная с магией и стихией музыки.

Возвращаясь к творчеству легендарной команды нужно сказать, что удивляет и широкий жанровый охват песен «Рух». От пафосных и патриотических композиций о Родине, лирических о любви, до шутливых песен «народного» плана, полных искрометного и веселого юмора. Последние являются одной из форм проявления «смеховой культуры», уходящей корнями в народный фольклор. Это, кстати, характерно как для гр. «Рух» («Марьям», «Тукмасбикэ» и др.), так и для гр. «Дервиш».

В музыкальном плане «Рух» испытал прямое влияние русского «классического» рока, в особенности гр. «Кино». Это, прежде всего, гитарная, «битовая» музыка. Однако талантливый композитор Ирек Атанов сумел очень органично украсить свои песни башкирскими народными мотивами. «Наполнить» взятую форму собственным содержанием. Мелодии их песен легко ложатся на слух и сразу же запоминаются. Отсюда и постоянно возникающая иллюзия, что ты слушаешь знакомые с детства башкирские народные песни.

Сегодня в репертуаре группы около 50 песен, автором большинства которых является Газинур Биктимеров. Среди известных хитов «Тыуган як», «Хин хаттар язма», «Акъяр», «Тыуган ай», «Оло телэк» и многие другие широко известные башкирской публике. Есть и песни, написанные на стихи башкирских поэтов – Г.Ишкинина («Тыуган кон»), Ф.Абдульменова. Автором слов ряда песен является Юлай Аскаров.

Однако главным, «центральным» мотивом творчества гр. «Рух» была и остается тема Родины, долга, высокого служения своему народу. Взятое когда-то «случайно» из энциклопедии название группы необычайно точно и закономерно определило судьбу этой башкирской команды. Это песни людей с несгибаемой волей, несломленных духом, готовых жертвовать жизнью ради свободы своего народа и родной земли.

Отсюда и национально-патриотический характер песен «Рух», сильное идеологическое влияние, которое они оказывали и оказывают на башкирскую молодежь. Устами трагического героя, они призывают не смиряться с существующей несправедливостью, не предавать дел своих отцов и дедов. Доходя до прямого дидактизма, они обращаются к молодому поколению:

Наш клич призывным эхом
Разлетелся по всему Уралу!
Наши глаза искрящиеся светом
Зажгли людей погасшие сердца!

Эй, башкирские парни!
Не забывайте мелодию курая.
Эй, башкирские девушки!
Дождитесь своих парней!
(«Оран халкыма»).

Высокая идейная направленность, глубокий смысл песен гр. «Рух», воспитание здорового патриотизма, гордости за свой народ – вот главный итог творчества легендарной группы и, прежде всего, Газинура Биктимерова.

К сожалению, как и многие башкирские исполнители того периода, он слишком рано ушел от нас, в возрасте 30 лет, в расцвете своих творческих сил… Остались без отца две дочери (Ильсияр и Азалия). Кроме большого поэтического наследия, песен, неопубликованных стихов сердце каждого кто был знаком с ним, хранит в памяти образ светлого, открытого и прямого человека. Настоящего сына своего народа.

В завершении хотелось бы выразить несколько общих мыслей по поводу написанного. Легендарные группы «Дервиш» и «Рух», уже ставшие частью нашей истории, являются тем фундаментом, на котором стоит башкирский рок. И независимо от того, какие группы в дальнейшем возникнут, они неизбежно будут сверять свой путь с творчеством этих двух команд, отталкиваться от их наследия. Группы «Дервиш» и «Рух» не только задали основное направление новому культурному феномену, но и экстенсивно освоили огромное тематическое «поле». Такая миссия, исполнить роль «классиков», обычно выпадает тем, кто стоит у истоков нового направления в искусстве, тем, кто определяет главные параметры последующего развития. Что вполне закономерно, так как любое серьезное явление в культуре, неважно, идет ли речь о поэзии или рок-музыке, стремится, опираясь на традицию и опыт своих предшественников, пойти дальше, жаждет сказать новое слово от имени своего поколения.

Опираясь на богатую народную почву, башкирский рок стал уникальным в своем роде явлением, поскольку его представители сумели переложить опыт народного творчества на язык молодежных субкультур. Песни таких групп как «Дервиш», «Рух», «Караван-Сарай», «Ант», «Диуана» и многих других стали путеводными звездами во времена суровых испытаний выпавших на долю простых людей, навсегда останутся в сердце народа.

Нет связанных постов.