Культура Киевской Руси и русских земель периода феодальной раздробленности.

Понятие культуры. Характерные черты культуры Киевской Руси. Развитие литературы, архитектуры, живописи. Культура русских земель периода феодальной раздробленности и ее особенности.

Ответ по любому вопросу по культуре рекомендуется начать с определения понятия «культура» (совокупность материальных и духовных ценностей людей, существующих на определенном этапе исторического развития и передающихся из поколения в поколение). Затем следует выявить характерную черту развития культуры этого периода и описать достижения в разных областях культуры: литературе, архитектура, искусстве и т.д.

1. Культура Киевской Руси. Характерная черта – огромное влияние принятия христианства на становление и развитие культуры. Особенно оно проявилось:

1. В литературе: окончательно возникла письменность (кириллица), появились первые рукописные книги духовного и реже светского содержания («Изборник» Святослава, «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха»), возникло летописание (ПВЛ Нестора). Основной материал – пергамент (особым образом выделанная кожа телят) и береста (берестяные грамоты в Новгороде).

2. В архитектуре – появились первые сооружения из камня: церковь Богородицы (Десятинная) в Киеве (989-996 гг.), соборы святой Софии в Киеве (1037-1043 гг.) и Новгороде (1045-1050 гг.). Постарайтесь ответить на вопрос, что означал культ святой Софии и почему главные храмы государства были именно так названы? (показать свое равенство с Византией, где главный собор был назван в честь св. Софии). Необходимо отметить, что первоначально в качестве образца использовались византийские крестово-купольные храмы; постепенно с конца XII в. появились и элементы национального стиля – прежде всего, завершение глав храмов либо в виде луковицы, либо в виде шлема воина (в Византии – полусфера).

3. В живописи – появление иконописи (в основном копировались византийские иконы). Следует также отметить использование фресковой живописи (нанесение красок по сырой штукатурке) и мозаики при украшении храмов.

Следует отметить и достижения в развитии ремесла, прежде всего оружейного и ювелирного дела (техники «зернь» и «скань» ).

2. Культура русских земель периода феодальной раздробленности. Характерная черта – появление многочисленных новых культурных центров помимо Киева и Новгорода, конкурировавших между собой. В особенности это проявилось:

1. В литературе – возникло несколько альтернативных центров летописания; наиболее яркие из них – новгородская школа (характерная черта: восхваление «господина Великого Новгорода»), владимирская школа (характерная черта: восхваление княжеской власти), галицко-волынская школа (характерная черта: наличие многочисленных лирических отступлений, яркость стиля; главный герой – Даниил Галицкий).

2. В архитектуре – выделилось два стиля:

новгородский: главная черта – суровость стиля, минимизация украшений, основной материал – кирпич (пример: церковь Спаса на Нередице (1198 г.);

владимирский : главная черта – повышенная декоративность, монументальность, использование резьбы по камню, основной материал – белый известняк (примеры: церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире (1158-1160 гг.), Дмитровский собор во Владимире (1154-1197 гг.)).

Вывод: к моменту монгольского нашествия русская культура находилась на достаточно высоком уровне развития и, как минимум, не уступала культуре стран Запада.

В XII - XIV вв. развитие культуры проходило в сложных условиях феодальной раздробленности Руси. В древнерусской культуре этого времени наблюдается все новые успехи. К особенностям культуры этого времени относится появление местных различий в культурной жизни отдельных земель. При наличии общей основы уже в XII веке в обособившихся землях появляются диалекты с местными языковыми особенностями. Появляются местные черты в летописании, архитектуре и живописи. В то же время сохраняются и общерусские начала культуры. К важным центрам древнерусской культуры на юге относились города: Киев, Чернигов, Галич, Холм и др.

Несмотря на феодальную раздробленность, стремление к единству нашло отражение в литературных произведениях XII века. В частности, автор "Слова о полку Игореве" выразил глубокую озабоченность судьбой русской земли, выступил с горячим призывом к князьям прекратить раздоры, объединиться и организовать отпор кочевникам.

В период феодальной раздробленности меняется характер летописания. Возникают новые центры в Чернигове, Холме, Владимире-Волынском и др. Пишутся семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописание князей.

В Звенигороде и Бресте найдены берестяные грамоты, а также в некоторых городах бронзовые приспособления для письма на восковых дощечках, что свидетельствует о развитии образования. Образованные люди, знающие иностранные языки работали в княжеских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели дипломатическую переписку. Сохранились тексты грамот галицко-волынских князей написанные на латыни, с требованием вернуть купцам города Владимира сукно с корабля, который потерпел аварию.

Большого развития достигла архитектура края. Сохранился Успенский собор в городе Владимире (1160 г.). Он повторяет план Успенского собора Киево-Печерской лавры. В городах Галичины началось строительство церквей из белого камня, широко стали практиковать разные орнаменты.

Иконопись развивалась в Галицко-Волынских землях под влиянием Киевской школы. До нас дошла икона богоматери Одигитрии к XIII - XIV вв. (г. Луцк), икона Юрия-змиеборца на черном коне (XIVв.).

Многие ценные памятники этого времени погибли. Но и то, что нам известно говорит о подъеме в культурной жизни народа.

Таким образом, Киевская Русь была страной высокоразвитой культуры. Уже в XIвеке она достигла уровня стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Период феодальной раздробленности в развитии культуры сопровождался развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Завоевание Руси монголо-татарами, хотя и замедлило темпы культурного развития, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культуры начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху.

Культурные процессы в литовско-польский период украинской истории (сер. XIV – сер. XVII в.В.) План

2. Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине.

3. Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры

1. Исторические условия развития и формирования украинской культуры. Борьба украинцев против культурной ассимиляции

В сложных исторических условиях проходило развитие украинской культуры в период, который хронологически совпадает с эпохой Возрождения в Западной Европе.

Став частью Речи Посполитой, Украина попала в сферу стимулирующего влияния Запада. В то же время борьба украинцев за сохранение культурной самобытности на долгие века становиться главной темой их истории, их культуры.

В Европе того времени все идейные споры и противоречия, в конце концов, сводились к религии. В Украине это была дискуссия между защитниками православия и приверженцами католичества. Роль православия в общественной жизни украинцев выросла во много раз. При отсутствии государства церковь выступала единственным средством общественного самовыражения и национального единения. Но, украинская церковь в этот период переживала тяжелые времена.

Великие князья литовские, а затем и польские короли пользовались правом патронажа. Более того, они назначали и самого киевского митрополита. Самым страшным порождением патронажной системы была коррупция. При таком положении вещей культурное влияние церкви было весьма ограниченным.

Большую роль в поддержке православия играли Братства – общественные организации купцов, ремесленников и др. слоев украинского общества. Они появились еще в XV веке. Но их роль усиливается особенно во второй половине XVI века в связи с усилившимся притеснением православной религии в Речи Посполитой.

2.Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине .

В области образования сохранились традиции Киевской Руси. Школы существовали при больших церквях и монастырях, а также в поместьях крупных магнатов. Постепенно количество школ увеличивалось. Во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Ровно, Кременчуге, Заблудове, Владимире-Волынском и в других местах.

С развертыванием реформаторского движения на Украине появляются протестантские школы. В Гоще, Белзе, Львове, Берестечке действовали школы лютеранского и кальвинистского направлений – в основном начальные, но кое-где и средние. После принятия Брестской унии 1596 г. в ряде городов появляются униатские школы. Наиболее многочисленными среди неправославных школ были католические. С 70-х годов XVI в.в на территории Речи Посполитой развернули активную деятельность по созданию школ иезуиты.

Таким образом, в конце XVI в. на Украине действовало большое количество школ, которые отличались уровнем преподавания и религиозной принадлежностью. Они способствовали развитию образования. Вместе с тем униатские и католические школы отстаивали идеологические и политические цели правящих кругов Речи Посполитой. Это понимала украинская общественность. Украинские деятели культуры взялись за организацию отечественных школ, которые бы действовали на национальной основе, а по содержанию и уровню обучения отвечали бы потребностям времени.

В 1576 г. в Остроге на Волыни возник культурно-просветительный центр. Его основателем был князь Острожский – представитель старинного украинского православного рода. Составной частью культурно-просветительного центра стала школа, основанная не позднее 1578 года. Она положила начало новому этапу в развитии школьного образования на Украине. По содержанию образования Острожская школа основала «славяно-греко-латинский тип» школ на Украине. Первым ректором школы был Герасим Смотрицкий.

Новую страницу в истории отечественного образования открыли братские школы. В 1585 году возникает первая на Украине братская школа во Львове. В конце XVI – начале XVII в. такие школы появляются также в Рогатине, Городке, Перемышле, Луцке, Виннице, Немирове, Каменец-Подольском, Киеве и в других городах и селах (всего около 30). Братские школы противостояли полонизации, воспитывая украинскую молодежь в духе патриотизма и уважения к своему народу, отечественной истории, языку, культуре, вере отцов. Значительное место отводилось изучению основ православной религии. Главное внимание уделялось изучению славянского и украинского языков. По традиции изучали греческий язык, латынь. Нелегко приживался в украинских учебных заведениях латинский язык, – поскольку с ним ассоциировалось все католическое, польское. Однако знание латыни – было влиянием времени: без нее невозможно было войти в европейскую культуру и науку. Латинский язык был тогда языком ученых, философов, поэтов, языком преподавания в университетах и международного общения. Да и украинские полемисты, которые готовились в братских школах для квалифицированных, обоснованных идеологических дискуссий, должны были досконально владеть языком противника.

Это обусловило возникновение и развитие на Украине славяно-греко-латинских школ, учащиеся которых изучали языки и овладевали программой «семи вольных наук». Таким образом, начатое в Остроге дело продолжали братские школы.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.) было создано первое высшее заведение на Украине, которое получило название коллегии (коллегиями в Польше называли учебные заведения высшего типа). Называя новую школу коллегией, Петр Могила – ее опекун и наставник – исходил, прежде всего, из уровня образования, который она могла обеспечить. Так был сделан важный шаг в становлении высшего образования в Украине

Просветительская деятельность Могилы не ограничивалась основанием Киевской коллегии. Он возглавлял кружок лаврских ученых, на протяжении 20 лет руководил книгоиздательским делом на Украине, основал школы, типографии в разных украинских городах. Свои произведения Могила большей частью писал простым языком, стремясь донести их содержание до широких народных масс. С его именем связан новый этап в развитии полемической литературы.

Киевская коллегия была высшим учебным заведением гуманитарного типа. Однако несмотря на все усилия Петра Могилы и его последователей, так и не получила от польского правительства статуса академии. И не удивительно, поскольку она не только обучала молодежь высшим наукам, но и готовила идеологов народно-освободительного движения, воспитывала защитников национальной культуры и веры.

Первым официальным документом, который получила Киевская академия в подтверждение статуса высшей школы, была царская грамота в 1701 году.

Определенную роль в развитии образования на Украине сыграл и Львовский университет (1661 г.), хотя это учебное заведение было основано с целью полонизации украинского населения.

2.Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры.

В конце XIV – в первой половине XVI ст. развитие народного творчества украинцев происходило на основе древнерусских фольклорных традиций, в условиях борьбы крестьянства и городского населения против феодального гнета и иноземных захватчиков. Вместе с тем новые исторические и общественные условия порождали и новые формы фольклора. Например, обрядовая поэзия в значительной степени освобождалась от культовых элементов. Народным языком создавались сказки, пословицы, поговорки.

Несмотря на преследования со стороны церкви сохранялись народные обряды: колядования, щедрования, праздник Купала. Церковники осуждали эти обряды, вместе с тем пытались приспособить к своим нуждам. Продолжали сохраняться веснянки, русальные обряды и песни. В обрядовой поэзии зарождаются социальные (прежде всего антифеодальные) мотивы и настроения.

В XV веке возникает эпическая поэзия украинского народа – исторические песни и думы. Исполняли их народные певцы – кобзари. Возникновение дум связано с зарождением казачества и восходит своими корнями к героическому эпосу Киевской Руси. Одна из известнейших и наистарейших – «Дума про казака Голоту». Думы и исторические песни-баллады воспитывали в народных массах чувство любви к родине, будили протест против ее врагов и панского гнета, прославляли народных героев. Устное народное творчество сыграло большую роль в формировании и развитии литературы украинского народа.

В летописании XIV - первой половины XVI вв. продолжались традиции Киевской Руси. Важными летописными произведениями этого периода были «Краткая киевская летопись XIV - XV ст.” и так называемые «литовские» или «западнорусские летописи». Краткая Киевская летопись, в которой использовались древнерусские летописи, также дает ценные сведения по истории Украины XIV - XVI вв., в частности о борьбе против крымских татар, литовско-российской войне, описывает действия князя К.Острожского на полях сражений (в частности под Оршей в 1515 г.). Завершается рассказ похвалой Острожскому. В отдельных «литовских» летописях приведены факты про «отъезды» украинских и белорусских феодалов в российское государство. Идея российского летописания об единстве исторического процесса всех восточнославянских земель находили отклик на украинских землях, порабощенных Литвой и Польшей.

В этот период появились также новые церковно-литературные произведения: послания, «слова», жития святых и т.д. Замечательным литературным памятником той эпохи был «Киево-Печерский патерик». Наряду с житием монахов и рассказами о разных чудесах в Киево-Печерской лавре в нем имелось немало фактов из общественной жизни, а также относительно быта монахов. Большое значение имели также сборники житий святых Четьи-Минеи (XV в.).

Одновременно с идеями гуманизма на Украину с Запада пришло течение Реформации. Под его влиянием происходило сближение литературного и народного языка, предпринимались попытки сделать Библию доступной для широких общественных слоев. С этой целью на народный язык переводились книги Священного писания. Например, Пересопницкое евангелие. До нас дошел ряд списков этого Евангелия, украшенного заставками, инициалами, миниатюрами, орнаментом в стиле Возрождения.

Наряду с религиозной начинает развиваться светская литература. Ярким свидетельством этого является сборник «Измарагд», в котором содержалось около ста произведений, написанных в жанре «слово», на морально-бытовые темы: о книжной мудрости, об уважении к учителям, о добропорядочности и грехах, а также о богатых и бедных. В XV в. появляются также переведенные повести об Александре Македонском (Александрия), о Троянской войне и другие. В этих произведениях раскрываются подвиги, мужество и храбрость героев, и одновременно в полной мере изображается реальная действительность того времени, взгляды разных слоев общества на современные или политические явления и события.

Во второй половине XVI века в украинской литературе появляются явления, свойственные литературе Возрождения: - формирование и развитие новых жанров: полемической публицистики, стихосложения, мемуарно-исторической прозы, школьной драматургии.

В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал «Апостол» – первую книгу украинского книгопечатания. Глубокий след в украинской литературе оставили произведения представителей полемической литературы Г. Смотрицкого, С. Зизания, Х. Филарета, М. Смотрицкого, З. Копыстенского.

Вершиной полемической литературы было творчество И. Вишенского, который заклеймил измену епископов-ренегатов, выступил с критикой всего политико-государственного строя Речи Посполитой, в защиту прав и человеческого достоинства простого народа.

Религиозная полемика с католицизмом, униатством, протестантизмом отражена в литературе второй половины XVII в. (Л. Баранович, И. Галятовский, Ф. Сафонович, В. Ясинский и другие). Ораторско – проповедническая проза нашла свое дальнейшее развитие в творчестве К.Ставровецкого, автора “Евангелия учительного” (1619 г), Даниил Корсунский в конце XVI в. описал свое путешествие к «святым местам» («Книга беседы о пути иерусалимском»).

Со второй половины XVI в. приобрели популярность новые формы исторической прозы (завещание В. Загоровского, 1577 г; воспоминание о московских событиях 1612 г. Б. Балыки; Острожская 1500 – 1636 гг.; Львовская (1498 – 1649 гг.); Хмельницкая (1636 – 1650 гг.); Густынская (20-е годы XVII в.) летописи и др).

С середины XVI в. берет свое начало украинское книжное стихосложение.

В конце XVI в. – начале XVII в. зарождается драматургия в форме декламаций и диалогов, предназначавшихся для исполнения в братских школах: «На Рождество…» П. Берынды (Львов, 1616 г.) и др.

Освободительная война украинского народа середины XVIIвека идейно и эстетически переориентировали украинскую литературу, сблизили ее с русской литературой. Литература начала освобождаться от религиозной идеологии. В художественных произведениях стали ставиться и решаться актуальные проблемы общественно – политической жизни.

В конце XIV - начале XVI в.в. в творчестве художников прослеживалась более тесная связь с жизнью и интересами народных масс. В искусстве этого времени усилился интерес к человеку, его духовному миру, а также к природе. Украинские художники творчески развивали традиции искусства прошлых веков, обогащали свое мастерство, усваивая достижения художников других стран, в частности прослеживается влияние западноевропейского Возрождения. Достигает расцвета иконопись, сохранившаяся главным образом на западно-украинских землях (Перемышль, Львов и др.). Иконы, расположенные в определенном порядке образовывали отдельную композицию – иконостас. Со временем структура иконостаса усложнилась, он стал неотъемлемой частью интерьера храма.

В украинской иконописи XV – XVI вв. проявляется влияние московской школы («Архангел Гавриил» из села Далява, Львовская область XV в.). Иногда ощутимы готические влияния западной Европы («Петр и Василий» из села Лесятичи, Львовской области XV в.).

Высокую художественную ценность имеют миниатюры рукописных произведений: «Житие Бориса и Глеба», и «Радзивиловская летопись».

Начало книгопечатания способствовало дальнейшему развитию искусства оформлению книги. В художественной культуре второй половины XVI - первой половины XVII вв. происходили существенные изменения содержания и формы, развивались новые жанры искусства (в том числе светские). Появился живописный и скульптурный портрет («Портрет К. Корнякта», начало XVI Iв.), надгробие К. Острожского в Успенском соборе Киево – Печерской лавры, 1579 г. Выдающимися художниками этого времени были Ф. Сенькович, Н. Петрахнович, С. Корунка.

Благодаря книгопечатанию одним из ведущих видов графики стала гравюра. Гравюрами (преимущественно на дереве) иллюстрировали книги, изданные в украинский типографиях.

В архитектуре рассматриваемого периода в Украине продолжали развиваться и совершенствоваться традиции древнерусского зодчества. Архитектура этого периода приобретает фортификационный характер, для нее характерны суровость и величие, ограничение декоративных украшений. Вокруг городов возводили крепостные стены, рвы и валы. Планировка улиц была радиальной (Луцк, Меджибож) и радиально – кольцевой (Владимир – Волынский, Путивль), часть городов имела нерегулярную планировку (Киев, Нежин).

Сформировался композиционный центр города: - главная рыночная площадь с ратушей, имевшая высокую башню и собором. Развивалась и деревянная, и каменная архитектура. В первой половине XVIв. в архитектуре появляется новая форма замков – замки-дворцы, в которых жилые помещения размещались по внутреннему периметру дворца. В них строили открытые двухэтажные аркады – галереи с большими окнами; а внешние стены замков носили оборонительный характер и имели бойницы (замок в Бережанах, Тернопольской области, серединаXVIв.).

Строились монастыри – крепости.

В связи с развитием ремесла и торговли разрастались старые и новые города, а в них общественные сооружения – ратуши, дома ремесленных цехов, новые типы двух – трехэтажных жилых домов: на первом этаже размещались лавки, различные мастерские, на верхних этажах – жилые помещения.

На западных землях Украины, находившихся в более тесных отношениях с западной Европой, в архитектуре жилых домов все больше проявлялись формы итальянского Возрождения в своеобразной местной трактовке (например, дом Корнякта, архитектора П. Барбон, 1572 – 1582 гг., Львов). В культовом строительстве распространились храмы, стены которых, сооруженные из белого камня или кирпича не имели украшений (Покровская церковь в Луцке); центрические, так называемые церкви – ротонды (с. Готряни близ Ужгорода); трехнефные церкви с 1, 3, 5-тью куполами (Богоявленская церковь в Остроге).

Новые тенденции появляются в культовой архитектуре. Главными заказчиками на строительство становятся шляхта, городские и сельские общества, чьи вкусы и эстетические идеалы оказали влияние на церковную архитектуру. Сказывались также взаимосвязь с передовой гуманистической культурой западной Европы. Все эти тенденции отразились в строительстве безкупольных храмов. Законченным типом церкви – крепости является Покровская церковь в Суткивцах (XVст.).

После освободительной войны украинского народа наступил новый этап в развитии архитектуры. Наплыв населения на Приднепровье и Слобожанщину вызвало быстрое развитие старых городов (Киев, Чернигов, Переяслав) и возникновения новых (Харьков, Сумы, Ахтырка, Лебедин, Полтава).

В XV–XVIвв. появился новый вид героического эпоса – думы, развивалось кобзарское искусство, инструментальное музицирование среди бандуристов.

В Киево – Могилянской коллегии (с 1701 г. – академия) изучалась нотная грамота, было распространено хоровое пение и игра на музыкальных инструментах, существовали хор и симфонический оркестр. Хоры были также в Черниговском, Харьковском и Переяславском коллегиумах.

В этот период на Украине появились иезуитские школьные театры (Львов, Луцк, Винница и др.). В них ставились драмы, написанные на латинском, а позднее на польском языках.

Таким образом, несмотря на сложные политические условия, тяжелый социальный гнет и религиозное притеснение, культура украинского народа продолжала развиваться. Она, опираясь на древнерусские традиции, достигла успехов во многих сферах.

КУЛЬТУРА РУСИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

В истории России период с конца XII до середины XY века называется периодом феодальной раздробленности, межкняжеских усобиц, экономического и политического ослабления Руси. Монголо-татарское нашествие и века татарского ига (1238-1480 гг.) затормозили развитие русской культуры почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были должниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов - ливонских рыцарей. В тоже время 1240 г. на русские земли вторглись шведские завоеватели, которых разгромил на реке Неве новгородский князь Александр Ярославич. Это была его первая крупная победа, за которую он получил титул «Невский». В 1242 г. он дал сражение меченосцам на льду Чудского озера. Эта битва была названа Ледовым побоищем, после которой Александр Невский торжественно вошел Новгород, ведя скованных пленников. Это время, когда Русь оказалась завоеванной, обескровленной, разоренной. Центром объединения и возрождения стала Москва. Основанная в 1147 г., она уже в 1276 г. стала центром небольшого княжества при младшем сыне Александра Невского Данииле, а в XIY - XY вв. стала центром возрождения русского государства.

В домонгольский период русский народ отличался высокой степенью грамотности, являвшейся фундаментом общей культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники XII – н. XIII вв.

С разорением Руси монголо-татарами, массовым истреблением населения, разрушения культурных центров грамотность населения и уровень культуры в целом резко упали. Надолго сохранение и развитие образования, грамотности, духовной культуры переместилось в монастыри, религиозные центры. Восстановление прежнего уровня грамотности началось со второй половины XIY века, особенно после победы русского войска под предводительством Дмитрия Донского над татаро-монголами на Куликовом поле (1380). Говоря о героической борьбе Русского народа, в этой битве, которая возвестила приближающее освобождение и вошедшая во многие исторические, культурные памятники Руси, в былины, поэмы, песни, сказания и т.п.

Предание гласит, что неподалеку от Москвы, откуда князь вел свои войска против Мамая, ему явилась икона Николая Чудотворца. И князь воскликнул: «Сия все утеша сердце мое!…» (на этом месте и основали Николо-Угрешский монастырь. До наших дней сохранились многие сооружения в монастыре: Спасо-Преображенский собор, Патриаршие палаты, уникальная Иерусалимская стена, стилизованная под иконописный город…)

Развитие литературы в XII – сер. XY вв. продолжает тесно переплетаться с подъемом устного народного творчества. Наиболее выдающимся литературным памятником отечественной культуры к XII в является «Слово о полку Игореве». Оно восхищает масштабностью мышления, образностью языка, ярко выраженным патриотизмом, тонким лиризмом. Его центральная идея – призыв единению Руси перед общим врагом. Из других литературных произведений XII – середины XY вв. можно отметить «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину», Киевско-Печорский патерик. Все эти произведения, написанные в форме летописей, составляют нашу национальную гордость и являются неотъемлемой частью мировой средневековой культуры. Наряду с ними возникли и новые легенды, например «Сказание о граде Китеже » - городе, ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. Создавалось много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли.

Одним из литературных жанров в XIY – XY вв. были жития . Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей.

Талантливые церковные писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописание крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря. Особую известность приобрели «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского», названного так по местечку Радонеж, недалеко от которого он основал монастырь. «Житие Дмитрия Донского», где рисуется яркий образ мужественного полководца, в нем раскрываются глубокий патриотизм и единство русского народа.

Одним из самых распространенных литературных жанров того времени были исторические повести, в которых описывались как «хождения» (путешествия), так и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XY в явилось «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее много точных и ценных наблюдений об Индии и др. стран. Ценные географические описания других территорий представлены в «хожениях» новгородца Стефана (1348-1349) и Смолянина Игнатия (13489-1405) в Царьград, в дневнике поездки русского посольства на церковный собор в Феррару и Флоренцию (1439).

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства отметил академик И.Э. Грабарь (1871-1960): «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой части Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым, в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Это Грановитая палата (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль (до XIY в. назывался детинец), который впоследствии неоднократно перестраивался.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий – суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого кремля составляла почти девять километров. Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIY в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости Московского Кремля.

Московский Кремль – древнейшая, центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у Юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время не территории Московского кремля были построены новые храмовые и гражданские строения. Была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор. В Конце XY в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его бронным залом.

Велось строительство и в других городах – Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники Московского зодчества – Успенский собор в Звенигороде (ок.1400), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря (1422).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и создание новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIY - XY вв. так же, как и зодчества стало естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Древнерусская икона – действительно создание гения, коллективного многоликого гения народной традиции. Примерно в XIY в. Иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас это чисто русское изображение. Византия не знала его. «Житейская» поэзия иконы сливалась воедино с поэзией сказки. В иконе много от русского сказочного фольклора, особенно это ощутимо в ранних иконах новгородской школы с их ярко-красными фонами, простыми цельными силуэтами.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIY в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352).

Особое место среди художников XIY - XY вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок.1340 – после 1405) произведение Грека – фрески, иконы – отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильные улице (1378), где воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу.

В Москве Грек совместно с Симеоном Черным расписывает церковь Рождество Богородицы (1395-1396) с приделом Лазаря. Расписывает также Архангельский собор в кремле (1399), вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в кремле (1405). Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской живописи.

Другим известным мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок.1360/70 – ок.1430) – монах Андроникова монастыря, в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышение Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Эти произведения отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле (1405 г.), Успенском соборе во Владимире (1408 г.), Троицком соборе в Троицко-Сергиевой Лавре (1425-1427 г.), Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.).

Наиболее известное его произведение – икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее) она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевском Посаде. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии.

Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире (1408 г.).

Во второй половине XIV в. в Новгороде, Пскове, а затем и в Москве стали распространяться учение так называемых еретиков, выступивших против церкви как очищающего все института. Еретики не удовлетворялись религиозными учениями и объяснениями окружающего мира. Они занимались математикой, астрономией, знали древние языки. К концу XV в. церковники сжигали еретиков живыми. Но это не остановило и не могло остановить развитие свободной мысли.

В движении еретиков нельзя не видеть выступлений народа IX в., накануне и в течение долгого времени после крещения, против христианизации и огосударствления веры и религии.

В XIV - XV вв. господствовали три течения философско-богословской мысли, выходившие за рамки церкви: традиционное православие, исихаизм (покой, безмолвие, отрешенность) и слабые ростки рационализма (ереси).

В 70-е годы XIV в. в среде горожан и низшего духовенства возникла новгородско-псковская ересь стригольников (отряд пострижения в причетники), критиковавших церковь как по проблемам догматики (оспаривали божественное происхождение таинства священства, крещения) так и по организационным вопросам (отвергали церковную иерархию и монастырское землевладение, выступали за «дешевую церковь» и право проповеди мирянам. В конце XV в. ересь XIV в. слилась с новым движением «ересью жидовствующих». Отрицание монашества церковного землевладения еретиками вызывало симпатии государственной власти, видевший в церковных землях источник пополнения земельных фондов казны. Но несмотря на поддержку Ивана III , церковный собор 1490 г. осудил ересь. Идеи еретиков XY в. развили «нестяжатели». Учителя нестяжательства – идеолог русского психаизма Нил Сорокин (1433-1508 гг.) и Вассиан Патрикеев – высказывались за реформу монастырей, отказ монастырей от землевладения и строгий аскетизм, указывали на несоответствие церковной практики принципам христианства. Их идеи нашли поддержку у боярства, служилого дворянства и у великого князя, но со стороны многих церковников, позицию которых сформировал игумен Иосиф Волоцкий (1439-1515), встретили враждебное отношение. Осифляне добились союза с великокняжеской властью. Иосиф развил теорию теократического абсолютизма, что укрепило авторитет светской власти и усилило позиции церкви. Нестяжатели были осуждены как еретики. На развитие культуры XYI в. это отразилось ужесточением канонических требований.

С тем, чтобы закончить эпоху в истории Руси, связанную с Монголо-татарским нашествием, что власть в 14652 г. пришла к Ивану III , вошедшему в историю как собирателя земли Русской (1462-1505 гг.).

В 1478 г. Иван III полностью отказался выплачивать дань Золотой Орде. Это привело к противостоянию войск хана Ахмата и войск Ивана III на реке Угре в октябре-ноябре 1480 г. и закончилось уходом татар без боя, что ознаменовало собой признание ими полной независимости Руси.

В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.

Летописание

С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. Летописи стали вестись во всех княжествах, летописание приобретает областной характер. Наиболее значительными центрами летописания становятся, кроме Киева и Новгорода, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Смоленск, Владимир, Ростов, Галич, Владимир-Волынский, Переяславль-Залесский, Рязань и другие города. Местные летописцы сосредоточивали внимание на локальных событиях, но рассматривали историю своих земель как продолжение истории Русского государства и сохраняли в составе местных летописей "Повесть временных лет". Появляются родовые княжеские летописи, - жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях между князьями. Составителями их были, как правило, не монахи, а бояре и дружинники, а иногда и сами князья. В местном летописании появлялись индивидуальные черты. Так, для Галицко-Волынской летописи, повествующей о событиях в жизни Галицко - Волынского княжества с начала XIII в. до 1292 г., характерны светскость и поэтичность манеры изложения. Главное внимание летопись уделяет борьбе княжеской власти с непокорным боярством. Особенно местный характер отличает новгородское летописание. Новгородские летописцы подробно описывают события внутриновгородской жизни с XI по XV вв. с позиций боярства, именитого купечества и других представителей господствующего класса. Новгородское летописание отражает жизнь Новгорода с ее бурными политическими событиями и ожесточенной борьбой как между различными кланами богатейших землевладельцев и собственников, так и между различными социальными группами Новгородской земли. В то же время стиль новгородских летописей отличается простотой и деловитостью, отсутствием церковной риторики. Владимирские князья претендовали на общерусское первенство, поэтому владимиро-суздальские летописцы стремились придать своим летописям общерусский характер, представить себя и свою землю преемниками Киевской Руси и для этого широко использовали религиозную аргументацию, чего не было в других летописных центрах.

Литература

Высокий уровень развития культуры и литературы X - XI вв. подготовил почву для создания в 80-е годы XII в. замечательного памятника древнерусской литературы "Слова о полку Игореве". "Слово" посвящено неудачному походу в 1185 г. в половецкую степь русских князей под руководством новгород-северского князя Игоря Святославича. Тот поход оказал на современников сильное впечатление, так как ему сопутствовал ряд уникальных обстоятельств: солнечное затмение, гибель большей части русского войска, пленение и побег Игоря. Автор не только повествует о событиях похода, но и размышляет о случившемся, выражает свое отношение к происшедшему, оценивает поход и поражение Игоря в сопоставлении с событиями истории своей страны, со своими думами о судьбах Русской земли. Автор "Слова" неизвестен, разгадка его имени волнует исследователей уже несколько веков. Скорее всего, он был жителем Южной Руси и принадлежал к высшему слою знати - боярству. Но неизвестный автор смог преодолеть узость интересов своего княжества и сословия и подняться до высоты понимания общерусских интересов. Автор призывает русских князей перед лицом внешней опасности объединиться и "постоять за землю Русскую", защитить южные границы Руси. Центральным в "Слове" является образ Русской земли. "Слово" повествовало о событиях своего времени, вместе с тем, оно является и памятником исторической мысли. Происходящее в нем перекликается с прошлыми событиями из русской истории, что было редкостью в том момент. Обычно авторы исторические примеры черпали из библейской и римско-византийской истории. Особенностью историзма этого произведения является то, что автор пытается в прошлом отыскать источники нынешних бед и обращается к событиям второй половины XI в., когда на Руси начались княжеские распри, приведшие к ослаблению страны перед лицом половецкой опасности. "Слово" написано необычайным поэтическим языком. Необычайно выразителен знаменитый плач Ярославны - княгини Ефросиньи, жены Игоря. Ярославна упрашивает ветер, реку, солнце не причинять зла раненому князю и вернуть его на родную землю. В "Слове" воплотились характерные для русской литературы XII - XIII вв. черты - связь с устным народным творчеством, с исторической действительностью, патриотизм, гражданственность.

Архитектура

Период феодальной раздробленности является временем широкого каменного строительства во всех княжествах. В стольных городах создавались прекрасные архитектурные сооружения, и число их составляло более десяти. В архитектуре периода феодальной раздробленности появляются свои отличительные черты. Постройки XII - XIII вв. отличались от сооружений предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, простыми, но красивыми формами, простотой отделки. Типичной постройкой стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Со второй половины XII в. византийское влияние в архитектуре ослабевает, что сказалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Русь в это время приобщается к общеевропейскому романскому стилю. Это приобщение не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храма, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. Элементы романской архитектуры распространились в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по литературным описаниям и археологическим данным. В середине XIV в. галицко-волынские земли вошли в состав католических государств - Польши и Венгрии. Католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры, поэтому восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства. Зодчие Галича использовали белый камень - местный известняк, а также брусковый кирпич вместо киевской плинфы, из которых они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане - ротонды. Круглые церкви - ротонды - свидетельство влияния западной раннеготической архитектуры. О высоком уровне галицкой архитектуры этого периода свидетельствует церковь Пантелеймона близ Галича (начало XIII в.) с ее перспективным порталом и резьбой капителей.

Общая демократизация новгородской жизни периода феодальной раздробленности сказалась и на новгородской архитектуре. В 1136 г. Новгород стал вечевой республикой, а князья превратились в наемных начальников дружины, охраняющей город с его владениями. Князья теряют детинец и Софийский собор, который переходит во владение архиепископа. Князь был выселен за пределы города - на Городище в 3 км от Новгорода. Там князья обосновываются и строят монастыри - крепости с храмами. Из храмов, построенных по заказу князей, наиболее значительны Благовещенский, Николо - Дворищенский и Георгиевский собор Юрьева монастыря. Самый замечательный из княжеских храмов - Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), построенный по заказу Всеволода Мстиславича. Храм имеет три ассиметрично расположенные главы, сдвинутые на запад, что нехарактерно для православных храмов. Здание построено в технике смешанной кладки, сочетавшей каменные блоки и кирпич. Собор фактически лишен декора, так как новгородский известняк рыхлый, перенасыщен раковинами и плохо поддается обработке. История не донесла до нас имена зодчих того периода, но имя зодчего Георгиевского собора сохранилось в новгородских летописях - "мастер Петр". Одной из самых ярких архитектурных школ периода феодальной раздробленности стала Владимиро-Суздальская. Начало ей было положено с возведения в Суздале первого каменного храма Владимиром Мономахом в XI веке, ее расцвет приходится на правление Андрея Боголюбского (1157-1174) и Всеволода Большое Гнездо (1176-1212). Владимирские князья проводили политику, которая способствовала рождению на Северо-Востоке Руси великорусской народности, закладыванию основ новой русской государственности. Владимиро-Суздальскую архитектурную школу отличали торжественность, изящество, богатый декор, что отражало претензии владимирских князей на общерусское первенство. На этих землях князья основывали новые города: Ярослав Мудрый дал начало городу Ярославлю, Мономах основал город своего имени Владимир, Юрий Долгорукий - Переяславль - Залесский. Самые ранние из дошедших до нас тамошних храмов были воздвигнуты при князе Юрии Долгоруком. Долгорукий стал первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли. Своей резиденцией князь избрал село Кидекшу в 4 км от Суздаля. Здесь в 1152 г. в центре княжеского дворца, вероятно, галицкими мастерами, была возведена церковь Бориса и Глеба. Церковь Бориса и Глеба - единственная сохранившаяся постройка из княжеского дворца. Это однокупольная четырехстолпная трехапсидная церковь. Сложена она из массивных блоков местного белого известняка. Декор церкви чрезвычайно скромен для княжеской постройки. Одновременно в 1152 г. в Переяславле-Залесском был заложен храм Спасо-Преображения. Этот храм также однокупольный, четырехстолпный, трехапсидный. Храм также почти лишен декора, но отличается четкостью архитектурного замысла, суровой простотой облика. Андрей Боголюбский первым стал возвышать Владимиро-Суздальское княжество. Чтобы украсить свою новую столицу - Владимир, он развернул крупное строительство. В 1164 г. во Владимире, в подражание Киеву, в западной части города, обращенной к Москве, были построены Золотые ворота. Они одновременно служили городу и узлом обороны и торжественным въездом.

На искусственно сооруженном холме недалеко от Владимира Боголюбский возвел свою загородную резиденцию. Так, по легенде, возник Боголюбовский дворец (1158-1165), вернее, настоящий замок - крепость, включавший собор, переходы из него в княжеский терем и т.д. Центром всего ансамбля стал собор Рождества Богородицы - покровительницы владимирской земли и владимирского князя. До наших дней сохранилась одна лестничная башня с переходом к церкви. Наверное, в таком вот переходе и убили князя бояре, и он, окровавленный, полз вниз по лестнице, как незабываемо ярко рассказано об этом в летописи. Андрей Боголюбский возвел и главную святыню Владимира - Успенский собор (1158-1161), призванный стать главным собором нового центра Руси - Владимира. Он даже просил константинопольского патриарха учредить во Владимире отдельную от Киева митрополию и подчинить епископов северной Руси владимирскому митрополиту, но разрешения на это не получил.

Успенский собор - величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотно пригнанных друг к другу плит белого известняка. Горизонтально по всему фасаду владимирского Успенского собора проходит аркатурный пояс: лопатки, членящие фасад, украшены полуколонками, такие же полуколонки на апсидах; порталы перспективные, окна щелевидные. Прясла украшены скульптурными рельефами. Все эти черты станут типичными для архитектуры Владимиро-Суздальской земли. Не менее торжественен был и интерьер собора. Убранство храма сверкало золотом, серебром, драгоценными каменьями. После пожара в Успенском соборе 1185 г. зодчие князя Всеволода возвели вокруг одноглавого шестистолпного храма новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей - прясел. Храм предстал еще более величественным, обрел подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.

Блестящее развитие русской архитектуры было прервано монголо - татарским нашествием. Но опыт создания величественных сооружений, традиции и приемы архитектурных школ, особенно владимирской, оказали решающее значение на культуру нового формирующегося центра Руси - Москвы.

Фресковая роспись

В XII - XIII вв. в монументальной живописи - мозаике и фреске - различных русских земель также сложились местные школы, обладавшие своими особенностями. Общим же для всех школ явилось то, что русские мастера не только овладели искусством композиции, но и научились передавать сложную гамму чувств.

К концу XIII в. своя школа фрескистов сложилась в Новгороде. Школа эта претворила все свое и заимствованное извне в единый стиль, который, по мнению искусствоведов, признан новгородским. Наиболее полно новгородский стиль выражается во фресковых росписях церквей Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах и св. Георгия в Старой Ладоге. Для новгородского стиля характерно стремление к упрощению художественных приемов, что, вероятно, диктовалось стремлением создать искусство, понятное для неискушенного в теологических вопросах человека.

Иконопись

В конце XI - начале XII вв. на Руси сформировалась русская иконописная школа. Из домонгольского времени до наших дней дошло около двух десятков икон.

Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская". Эта икона является не только дошедшим до нас образцом византийской станковой живописи , но и одно из высочайших достижений всего мирового искусства. Имя гениального автора этой иконы неизвестно, но принадлежность его к константинопольской школе несомненна. Уже в 1155 г. эта икона находилась на Русской земле, куда она была доставлена из Константинополя. Судьба этой иконы в нашей стране беспримерна. По легенде, Мария была написана с натуры евангелистом Лукой ("покровителем живописцев"), при этом на доске от стола, на котором Христос трапезовал со своей Матерью. Хранилась она в одном из храмов Вышгорода - пригорода Киева. В 1155 г. Андрей Боголюбский, посаженный отцом Юрием Долгоруким в Вышгороде, взял и ушел из Вышгорода в родную Ростово-Суздальскую землю. С собой Андрей взял местную святыню - икону Богородицы. Во Владимире Андрей стал прославлять икону: он украсил ее жемчугом, золотом, серебром, драгоценными каменьями; выстроил для нее храм - Успенский собор, установил новый праздник на Руси - Покрова (14 октября).

Андрей всячески стремился подчеркнуть, что он и его земля находятся под покровительством этой иконы. Во Владимире началось прославление, высокая судьба этого образа Богородицы. На века она получила название "Владимирская". С нею были связаны самые значительные события в жизни нашей страны, не раз она спасала Русь от вражеских нашествий. С возвышением Москвы как нового центра русской государственности она была перевезена в Москву и стала государственной святыней. В христианской иконографии одним из красивейших сюжетов является изображение юной Матери Марии и ее сына - Богочеловека, рожденном, чтобы пострадать за грехи людей.

В латинском западном мире эти мотивы нашли самое яркое воплощение в "Сикстинской мадонне" Рафаэля. Мадонна Рафаэля - величественная дева, несущая по облакам младенца с недетским взором. В греко-славянском мире эти мотивы выражены во Владимирской Богоматери. Во Владимирской иконе, по выражению художника И.Э. Грабаря, "древнейшей песне материнства", иконописец гениально передал невыразимую нежность и невыразимую печаль в глазах Матери, которая знает о беспримерной судьбе своего сына - мученичество, слава и власть над миллионами. Нигде в живописи так не выражены материнское горе и скорбь, но в то же время и извечная радость бытия. Радость соседствует со скорбью, выявляясь в сладчайшем умилении. Этот иконографический тип, родившийся в Византии, получил название "Элеуса" ("Милостивая"), в русской иконописи получил особое распространение под красиво звучащим названием - "Умиление".

Среди икон XII и XIII вв., связанных с Владимиро-Суздальской Русью, имеются шедевры. Оплечный "Деисус" (по-гречески "моление" или "прошение"), где с двух сторон молодого Христа скорбные ангелы заменяют традиционные фигуры двух главных святых (Марии и Иоанна), ходатайствующих перед Христом за род людской. Идейный смысл "Деисуса" символизирует идею заступничества. В глазах народа "Деисус" воплощал последнюю надежду отчаявшихся.

Декоративно-прикладное искусство

В период феодальной раздробленности продолжало развиваться декоративно - прикладное искусство. Крупные города славились своими мастерами - ремесленниками. Мастера Галича, Новгорода, Владимира совершенствовались в мастерстве гравировки, резьбы по дереву, вышивки золотом на ткани и т.д. Особое развитие на Руси получило производство оружия и военных доспехов. Мастера-оружейники изготавливали мечи, боевые топоры, копья, сабли, ножи, щиты, кольчуги.

Новгородские мастера оружейного дела в XII - XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости. Далеко за пределами Новгорода славились изделия новгородских златокузнецов. Сохранились два подписных кратира мастеров Братилы и Косты и два сиона середины XII в. Новгородцы достигли большого мастерства в изготовлении изделий их кости, стекла, дерева, металла.Крупным ремесленно - торговым центром становится Владимир. Его населяют тысячи искусных архитекторов, строителей, каменщиков, резчиков, ювелиров, живописцев. Среди них значительную роль играли кузнецы и оружейники. О высоком уровне владимиро-суздальских оружейников и златокузнецов свидетельствует так называемый шлем Ярослава Всеволодовича, третьего сына Всеволода Большое Гнездо и отца Александра Невского. Найден он был в 1808 г. недалеко от Юрьева - Польского на месте Липицкого сражения, которое состоялось в 1216 г. между сыновьями Всеволода Большое Гнездо, решавшего судьбу отцовского наследства. Форма шлема традиционная, но в техническом отношении он сильно отличался от шлемов IX - X вв.

Весь корпус выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. Шлем украшен серебряными чеканными накладками. На накладках верхней части - изображения архангела Михаила, рядом - святых Федора и Георгия, а сзади- святого Василия. По краям пластины идет надпись: "Великий архистратиже Михаиле помози рабу своему Федору". Федор - имя Ярослава Всеволодовича в крещении. Ныне шлем является одним из ценнейших экспонатов коллекции оборонительного вооружения Оружейной палаты Московского Кремля. Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо - татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.

2. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности

Основная идея «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., – единство Руси. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся княжеские усобицы и распри, осуждая их.

К началу XII в. существовало огромное число княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стремились обладать властью на Руси, вели постоянные войны. К началу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период XII–XIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «погибелью земли Русской». Но несмотря на сложный для Руси период, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрессивным ростом городов.

Продолжает бурно развиваться литература. В XI–XII вв. известны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовного звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература. Затруднял развитие литературы на Руси тот факт, что словесность существовала только в рамках рукописной традиции. До XV–XVI вв. продолжали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое положение сохранялось до XIX в. Вот почему из-за дороговизны материала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк XI–XIII вв. получил название устава. Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава – полуустав, он появился в XIV в.

Появление роскошных книг с киноварными буквами приходится на XI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (XI в.) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др.

Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела:

1. Переводная литература, которая считалась частью национальной словесности. В основном это были церковные произведения.

2. Оригинальная литература, написанная восточнославянскими авторами.

Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, относящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назидательный характер, поэтому их часто называли поучениями. Наиболее известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», – это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством. Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поучения к попам» (XIII в.), написанные древнерусским проповедником и писателем Серапионом Владимирским. Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия.

Помимо речей (поучений) существовал и другой жанр, который требовал, кроме идейности, и литературного мастерства. Этот жанр получил название торжественного красноречия. Ярким примером его служит написанное киевским митрополитом Илларионом «Слово о законе и благодати». Илларион был известен не только как церковно-политический деятель, но и как блестящий оратор. Свое «Слово» он впервые произнес в 1038 г. на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. «Слово о законе и благодати» имеет три части.

2. Повествовательная часть, в которой происходит истолкование некоторых библейских сюжетов, автор связывает их с законом и благодатью.

3. Заключение, в котором Илларион восхваляет христианскую религию и князя Владимира, который Русь крестил.

В «Слове» Илларион касается вопросов равноправия, независимости русского народа, патриотизма и других тем, связанных со значением Отечества. Как настоящий литературный мастер, Илларион пользуется различными литературными формами и тропами для украшения своей речи. Вот почему «Слово о законе и благодати» есть образец литературного языка, по которому учились писцы XII–XV вв.

XII в. – время обострения феодальной раздробленности. Именно в это время появляется наиболее значимое произведение, написанное в Киеве около 1185 г., – «Слово о полку Игореве». Судьба этой рукописи была очень трагичной, в 1812 г. московский пожар на Разгуляв унес великий литературный памятник, а вместе с тем вселил в ученых множество сомнений. Поскольку до наших дней дошла копия рукописи, это дало основание для споров по поводу оригинальности текста в ней. Версии о недостоверности этой копии предлагаются и по сей день.

Несмотря на все, «Слово о полку Игореве» остается величайшим произведением древнерусской литературы. Стоит отметить язык, которым написано «Слово». Автор использует различные ритмы в зависимости от описываемого сюжета. Вспомнить хотя бы знаменитейший плач Ярославны. Ритм в нем подобен народному плачу, заставляет читателя дышать учащенно. Другая важная особенность произведения – использование различных метафор: «серым волком по полю кружил, как орел, под облаком парил», «стоном стонет мать-земля сырая» и т. д.

«Слово о полку Игореве» – уникальное произведение лиро-эпического жанра, проникнутое любовью к родине, к русскому народу, его истории. «Слово» очень сильно повлияло на последующие поколения, став источником вдохновения не только для литераторов, но и для художников и музыкантов.

Не осталось незамеченным в древнерусской литературе и нашествие Батыя. К 1238–1246 гг. относится создание «Слова о погибели Русской земли», также на тему нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем».

В целом литература XII–XIII вв. представлена произведениями, основной чертой которых является патриотизм, вера в свой народ. Герои этих произведений всегда наделены чертами высокой нравственности, духовности, церковной прилежности.

Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси – архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литературу, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.

Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосии и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Печерский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гнева Изяслава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь. Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности. В них культурная жизнь была очень развитой, поскольку исключала строгие порядки, а монастырские жители могли заниматься вполне мирскими занятиями. Вот почему именно монастыри долгое время оставались главными центрами духовной культуры, где создавалась большая часть литературных и художественных ценностей.

С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек – Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве. Только археологические раскопки позволили нам узнать, насколько величественное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г.

Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастерства строителей – Софийский собор в Киеве. Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Руси. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В XI в. его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками (изображениями из цветных камней) и фресками (живописью по сырой штукатурке красками).

В 30-е годы XI в. по приказу Ярослава Мудрого были построены Золотые ворота в Киеве с Надвратной церковью Благовещения, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира.

Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор (1045–1050 гг.) в Новгороде. Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославовича. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличающийся внешней суровостью и отсутствием декора. Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Чернигове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архитектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Особо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру.

Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведенная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей горе, построенная жителями Лукиной улицы в 1185–1192 гг., каменный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри.

Кроме религиозных зданий в Новгороде, стоит отметить находящийся на высоком кремлевском холме детинец – внутреннее укрепление в городе. Центром торговой жизни новгородцев было Ярославово дворище, а резиденцией князей Городище.

Большую культурную ценность имеет зодчество Владимирской Руси. Оно относится к XII–XIII в. Одна из наиболее крупных построек – Успенский собор, построенный при правлении князя Андрея Боголюбского в 1158–1160 гг. Собор был сделан из белого тесаного камня и первоначально имел три нефа, шесть столпов, высота собора 32,3 м. Успенский собор послужил образцом при строительстве многих соборов на Руси. При князе Всеволоде Большое Гнездо в 1194–1197 гг. во Владимире был построен Дмитриевский собор. Он являлся княжеским собором и на первых этапах входил в состав комплекса княжеского дворца. Дмитриевский собор – это одноглавый четырехстолпный храм, имеющий на своем фасаде множество скульптурных украшений.

Выдающимся памятником владимиро-суздальской школы является храм Покрова на Нерли (храм Покрова Богородицы), построенный в 1165 г. Этот одноглавый храм отличается удивительной стройностью, он как бы устремлен вверх.

Вместе с архитектурой развивалась и живопись. В основном она была представлена двумя направлениями: фресками и иконами.

Так как огромное число храмов было разрушено, то до нас дошло очень мало фресок тех времен. Зато сохранились многие иконы. Среди наиболее известных можно отметить икону Апостолов Павла и Петра (XI в.), икону Святого Георгия (ок. 1170 г.), Спас Нерукотворный (XII в.), ставшую главной святыней Московского государства икону Владимирской Богоматери, икону Пророка Ильи и др.

В XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, которое терзало государство на протяжении почти 250 лет. После изгнания захватчиков русское государство начинает складываться вокруг Москвы, поэтому период XIV–XVI вв. принято называть Московской Русью.

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси Эпоха раздробленности охватывает XII–XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

27. Культура Великого Новгорода и Московского княжества в эпоху раздробленности На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский

Из книги Повседневная жизнь восточного гарема автора Казиев Шапи Магомедович

28. Создание особого стиля храмового строительства и живопись XIV–XV вв. эпохи раздробленности Во второй половине XIII – середина XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Малые размеры церквей диктовались тем, что для церковных построек

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

2. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности Основная идея «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., – единство Руси. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся княжеские усобицы и распри, осуждая их.К началу XII в.

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Русь Известный историк Николай Михайлович Карамзин в «Предании веков» повествует о князе Владимире (980–1014): «Владимирова набожность не препятствовала ему утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода

Из книги Русь – прямые потомки ариев автора Ларичев Юрий

РУСЬ Не поймешь всухую, Не накроешь склянкой Дикую, хмельную Суть души славянской Широка, как Волга В буйстве половодья… Сузить бы немного, Подтянуть поводья. В Киеве иль в Омске Песни вольной стоны. На путях содомоских Идеал

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Часть первая Киевская держава

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

Русь. Мой народ называется Русь. Слово «Россия» обозначает имя государства, а не народа. Мы русы, а не россияне. Россиянами называются граждане федеративного государства, куда входят и другие народы. Русы, русины, русичи – одно и то же. Русы принадлежат к роду русов, где бы

Из книги Известия Ибн Даста о хазарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах автора Хвольсон Даниил Авраамович

Эпоха «Весна и осени» и эпоха Борющихся Царств Изучать шаг за шагом развитие китайских княжеств в эти эпохи достаточно тяжело. Это исследование является еще более трудным для нас, мало знакомых с китайскими патронимами и топонимами. Согласно Сыма Цяню, государство Ци,

Из книги Московский проспект. Очерки истории автора Векслер Аркадий Файвишевич

РУСЬ - РОС - РОД Исторической наукой XX в. доказано, что Русское государство сложилось из 15 крупных областей, населенных восточными славянами. Каждая область представляла собой объединение нескольких мелких племен, имевших свои названия, многие из которых утратили

Из книги Русь нерусская (Как рождалась «рiдна мова») автора Из книги автора

Белая Русь Наименование «Белая Русь», откуда ведет свое начало и название народа белорусов, впервые исторически засвидетельствовано в XIV в., но можно полагать, что оно возникло значительно раньше. Термин «Белая Русь» был хорошо известен в XIV в. соседям белорусов –

Из книги автора

Русь Восточная и Русь Западная Единство русского народа исчезло еще в Средние века, но память о нем осталась на Руси Московской и на Руси Литовской.В 1478 году Великий князь Московский Иван III принял титул «государя всея Руси». С тех пор в Москве смотрели на Западную Русь