Соборы и церкви всегда строились с особым размахом. Главной задачей любого архитектора было строительство величественного, необычного и выделяющегося здания. Велась нешуточная борьба за то, кто построит более высокое и большое сооружение. Подборка из 10 самых высоких религиозных храмов Европы.

Итак - ТОП - 10 самых высоких храмов Европы:

Самым высоким религиозным сооружением в мире является Ульмский собор — его высота вместе со шпилем составляет 161.5 метр. Он примечателен также тем, что его строительство затянулось более чем на 5 веков, с 1377 по 1890 год, когда был достроен шпиль.


На втором месте по высоте собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуаре. Грандиознейшее и громаднейшее сооружение с интересной и крайне печальной историей… Высота его вместе с крестом — 158 метров. Помимо высоты, это еще и самый большой христианский собор в мире.


На третьем месте, на мой субъективный взгляд, красивейший собор готического стиля — Кёльнский собор в одноименном городе Кёльне. Строился собор целых 632 года, что неудивительно, при его размахе. Когда то он был самым высоким собором, и занимал первую строчку рейтинга, но и сейчас ему есть чем похвалиться — у него самый большой церковный фасад в мире.


Четвертый по величине, увековеченный Клодом Моне Руанский собор во Франции. Его строительство было начато в 1020 году, высота — 151 метр.


На 5 месте не восстановленный после Второй Мировой войны — собор Святого Николая в Гамбурге. Его высота — 147 метров.


Страсбургский собор во Франции на протяжении 200 лет был самым высоким зданием мира. Сейчас же он занимает 6 место среди соборов с высотой 142 метра.


В Польше находится Базилика Пресвятой Марии Богородицы Лихенской, ее высота всего лишь на пол метра ниже Страсбургского собора — 141.5 метр.


Высота собора Святого Стефана в Вене — 136.4 метра. Готический собор является главной достопримечательностью Вены, что не удивительно.


Новый собор в Линце возвышается на 134.8 метра. Был построен в 1924 году.


Замыкает десятку знаменитый собор Святого Петра в Ватикане. Его высота составляет 136.4 метра, что не намного ниже остальных соборов из второй пятерки, но по площади он является одним из самых больших в мире.


Вне конкурса идёт собор Святого Вита в Праге, хотя его высота — всего 96.5 метра, он не менее величественен, чем остальные сооружения из этого списка. Но он является одним из самых длинных соборов в мире, с длинной главного нефа в 124 метра.

Собор – при прочтении этого слова на ум неизбежно приходит величественное сооружение, выполненное с неистовым дизайнерским замыслом. Как правило, собором является один из главных городских храмов, создание которого обязательно связано с важным для страны историческим событием. Именно поэтому строительство соборов всегда проходило с чрезвычайным размахом. Несмотря на множество прекраснейших храмов всего мира, первые строчки рейтинга соборов по размеру заняли Европейские сооружения. Итак, занимательно будет изучить информацию про самые большие соборы Европы.

Первым в списке самых высоких соборов не только Европы, но и всего мира, считается Ульмский собор, который находится в одноименном городе Ульм, Германия. Высота сооружения вместе с колокольным шпилем составляет 161,5 метра. У посетителей этого гиганта имеется возможность взобраться на самую высокую точку собора по каменным винтовым лестницам. Интересным фактом является то, что строительство Ульмского собора проходило в течение 5 веков, начиная с 1377 года, закончившись возведением шпиля в 1890 году. Примечательно также и то, что по легенде, при строительстве храма перед незадачливыми строителями встала задача, как пронести огромные брёвна через ворота. В то время как строители бились над решением, как протащить бревно в город, которое по высоте никак не проходило в городские ворота, кто-то из них заметил воробья, который несет соломинки в свое жилище параллельно земле. Решение было найдено, Ульмский собор построен, а воробей стал символом города. Именно его скульптура с прутиком в клюве и возвышается на главной крыше здания.

Строительство второго по величине собора Европы началось в 1248 году и проходило в два этапа из-за финансовых проблем. 1880 год ознаменовался открытием самого высокого сооружения в мире, которым на целых 4 года стал Кёльнский собор, находящийся в Германии, городе Кёльн. Высота сооружения со шпилем составляет 157 метров. В наши дни данное архитектурное творение имеет самый большой церковный фасад во всем мире, а также самый большой действующий колокол. При осмотре сооружения не стоит забывать, что его возведение затронуло две эпохи, так, западный фасад, который более привлекает взгляды восторженных туристов, построен в 19 веке и воплотил в себе стиль неоготики, в то время как остальная часть здания содержит в себе элементы и особенности классической готики. Самый большой в мире колокол имеет название «Святой Пётр» и весит 24 тонны, а вес его колокольного языка составляет 800 килограмм.


Следующим рекордсменом по праву стал Собор Руанской Богоматери во Франции, город Руан. Сооружение внесено в список памятников национального Французского наследия, является собором с самой высокой чугунной башней во всем мире (151 метр). Возведение Французского чуда началось в 1145 году, однако после сильнейшего пожара сохранить удалось лишь стены северной башни Сен-Ромен, восстановление которой перешло в строительство южной части здания и Масляной башни, создание которой закончилось в 1880 году. Примечательно то, что великий художник Моне в 19 веке создал цикл картин, на которых была запечатлена история великого собора, его взлеты и падения. Всего цикл насчитывает 50 полотен.

Страсбургский собор находится во Франции и на протяжении более чем 200 лет считался самым высоким мировым церковным сооружением. Высота здания составляет 142 метра и на сегодняшний день — это шестое место в числе самых высоких соборов мира. Интересным и самым посещаемым местом собора считаются астрономические часы, которые были выполнены в далеком 1574 году и уже тогда имели астрономические функции. К таковым относится умение часов вычислять точку отсчета от нового года до праздников, даты которых каждый год приходятся на разные дни. В Страсбурге существует традиция, по которой летними вечерами на стенах собора транслируются различные цветовые представления под произведения мировой классической музыки.


Самым вместительным Европейским собором является Собор Святого Петра, который находится в Ватикане на известной площади, имеющей одноименное с собором название. Здание считается центральным церемониальным местом католической церкви, вместимость собора составляет 60.000 человек. Сооружение начало возводиться в 326 году, однако завершилось окончательно лишь в 17 веке, когда по желанию Павла V было произведено удлинение восточной части. 17 век также ознаменовался и появлением площади возле собора, которая задумывалась для собрания людей для получения благословения Папы. Над отделкой собора трудились такие известные архитекторы и художники, как Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие.


Несмотря на вместимость Собора Святого Петра, самым большим по площади собором в мире является не он, а Миланский собор. Длина здания составляет 158 метров, ширина 93 метра, также данное сооружение имеет самый высокий в Европе шпиль по высоте центрального нефа (47 м). Миланский собор - единственный готический собор, выполненный из мрамора. Алтарь сего чуда украшает одна из самых ценных реликвий древности – гвоздь с распятия Христа.


Собор Святого Вита в Праге по праву считается не только одним из самых больших, но и самым длинным католическим храмом в мире, длина главного нефа собора составляет 124 метра. Датой оснований здания считается 925 год, однако пик его развития пришелся на 1350 – 1930 годы. Внутри собор открывает для посетителей чудесную готическую панораму, плавно переходящую в хоровую область с огромными витражными окнами.


Самым длинным собором по длине центрального нефа (169 метров) является Уинчестерский собор, графства Хэмпшир, Великобритания.
Собор начали строить по инициативе Кенвала, короля Уэссекса. Строительство было завершено в 648 г. В соборе проходили такие важные для истории Британии события, как Коронация Генриха-младшего и его супруги Маргариты Французской (1172), Вторая коронация Ричарда Львиное Сердце (1194), Бракосочетание Генриха IV и Жанны Наварской (1403), бракосочетание Марии I и Филиппа II (1554). Здание привлекает внимание туристов не только размерами и архитектурными изысками, но также захоронением известной британской писательницы Джейн Остин и съемками фильма «Код да Винчи» в 2005 году.


Собор получил широкую известность благодаря большому витражу. Высота самого большого витражного окна составляет 24 метра, ширина 11,6 метров. Именно это сооружение является школой Хогвардс в популярном киношедевре Гарри Поттер. Постройка собора проходила в далеком 11 веке, в этом сооружении прошла коронация одной из известнейших фигур британской монархии – Генриха III.


На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер.

"Вести недели" поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви.

Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле.

Каждый день в "сердце Парижа", как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: "Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм".

Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю.

Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни.

"Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви", — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

За всю историю собор Парижской Богоматери лишь однажды отняли у католиков — 10 ноября 1793 революционеры-якобинцы превратили его в храм разума и отправляли в священных стенах культ Разума и Верховного Существа. Но уже 2 декабря 1804 года Наполеон короновал себя здесь императором всех французов. И хотя короновал он себя сам, церемонию освещал своим присутствием Папа Пий VII. Так храм снова стал храмом и остается им по сей день.

Собор Святого Петра — грандиозная сокровищница шедевров искусства: Рафаэль, Микиланджело, Бернини. Храм открыт ежедневно, а в среду в нем проходит папское богослужение и аудиенция Понтифика. Во время проведения службы храм продолжает действовать и как музей.

Ватикан заинтересован в туристах. Доходы от них составляют значительную часть его бюджета. В музеи Ватикана — а это 54 галереи, где собраны редкие артефакты, — вход платный. А вот попасть в собор Святого Петра можно абсолютно бесплатно — достаточно отстоять очередь. Многие лучшие музеи Италии бесплатные именно потому, что они — действующие храмы.

"Двери храмов открыты всегда и всем, потому что их не воспринимали как музеи. Их воспринимали как литургию, что на греческом означает "общее дело", произведение народа", — отметил кардинал Джанфранко Равази, председатель Папского совета по культуре.

Благодаря этому принципу в Риме можно, например, совершенно бесплатно полюбоваться шестью картинами великого Караваджо, что хранятся в нескольких христианских базиликах. Три шедевра мастера — "Мученичество Святого Матфея", "Призвание апостола Матфея", "Апостол Матфей и ангел" — находятся в храме San Luigi dei Francesi. Радиографический анализ показал, что лик Христа мастер переписывал неоднократно.

То, что доступ к фрескам открытый и бесплатный, — принципиальный вопрос для равного доступа всех к великому наследию. Во многом именно позиция Католической Церкви определила такое важное социальное равенство всех перед искусством.

Отделанный цветным мрамором храм является церковью французской диаспоры в Риме и обязательным местом посещения всеми любителями искусств.

Большая часть храмов — это национальные памятники, реставрацию которых осуществляет государство. Комплексную реставрацию скульптуры Моисея работы Микеланджело в базилике San Pietro in Vincoli государство завершило недавно.

Базилика — символ гармонии Церкви и государства. Периметр с папской гробницей работы Микеланджело принадлежит государству. Граница принадлежности — мраморная черта. Один-единственный шаг — вы оказываетесь на территории Ватикана, то есть Церкви. Государство и Церковь в одних стенах и под одним куполом сосуществуют вместе, друг другу не мешая.

Действительно, церковные службы ничуть не мешают экскурсионной и музейной практике. От туристов требуют лишь соблюдения правил посещения храмов.

"Нужно уважать историю стен. В церкви проходят богослужения, идет духовная жизнь народа. В то же время церковь как камни — это историческое наследие нации. Точкой равновесия между храмом и объектом культуры является уважение к истории", — отметил Паоло Николини, директор музейного комплекса Ватикана.

Такова, например, Сикстинская капелла, рассказывает монсеньер Николини. Священное место, где избираются Понтифики, открыто для публичного посещения. Только каждый час священнослужитель просит посетителей помолится в тишине в течение минуты. Но молится или просто молча любоваться грандиозными фресками, каждый пришедший решает для себя сам.

Кельнский собор, который посещают шесть миллионов человек в год, как до войны, так и сегодня остается собственностью Римско-Католической Церкви. Для посещений Кельнский собор открыт с утра и до вечера. Расположенная в соборе сокровищница имеет музейный статус. Именно поэтому превращение собора в музей лишено всякого смысла.

Долгие столетия Айя София в Стамбуле был самым большим христианским храмом. Сюда приезжали люди со всех концов империи и не только. "Не знаю, на земле мы были или на небе" — так описывали свои ощущения князю Владимиру паломники из Руси. Теперь паломников здесь нет. Только туристы. Вход стоит 40 лир — это примерно 600 рублей — а сам храм открыт только ограниченное время — до середины дня.

Но Айя София уже давно не храм и не мечеть. Гулкое выхолощенное пространство, в центре которого смонтирован пюпитр для светских митингов, выглядит пустынным и бессмысленным нагромождением древностей, которых оторвали от их мистической сути. Впрочем, туристы все равно точно знают, куда они приходят.

В 1967-м Понтифик Павел VI пытался встать здесь на колени и совершить молитву. Ему помешал тогдашний премьер Турции: здесь вам не храм и не мечеть, никаких религиозных церемоний. Тем временем все больше историков называют музейный статус Айя София актом волюнтаризма правительства Ататюрка. А юристы говорят, что он нарушает Конституцию и законы страны, по которым места поклонения не могу служить каким-то иным целям.

Так в турецком обществе Аяй София, скорее, стала яблоком раздора, а не символом примирения. И главный спор сейчас не в том, храм это или мечеть, а в том, что подмена ценностного восприятия уничтожила весь тысячелетний мистический опыт Аяй Софии. И ныне лишенный духовных смыслов, ради которых и возводился, собор мало напоминает о двух великих конфессиях. И храмом Премудрости Божьей — своим историческим именем — сегодня его уже вряд ли кто-нибудь назовет.

И готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романского стиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». Более подробную историю зарождения и развития готической архитектуры можно узнать на тематических ресурсах. Например, сайт об архитектуре tartle.net с проектами домов, выполненных в самых разных архитектурных стилях. Готическая архитектура из Франции распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до начала 16-го века, когда зародилось новое течение в искусстве и архитектуре — эпоха Возрождения. Таким образом, готический стиль был доминирующим структурным и эстетическим направлением в Европе в течение почти 400 лет. В 19 веке, готический стиль стал популярным снова, особенно для строительства церквей и университетов. Этот стиль получил название архитектура неоготики.

Основы готической архитектуры

  1. Стрельчатая арка. Стрельчатая арка эффективно распределяла силу тяжелых потолков и громоздких конструкций, и могла поддержать гораздо больше веса, чем предыдущие, простые столбы. Такие остроконечные арки стали одним из самых узнаваемых символов готики.
  2. Ребристый свод.
  3. Летящая опора. Помимо практического смысла — на нее распределялась нагрузка, имела большую декоративную роль.
  4. Высота. Все сооружения этой эпохи буквально тянутся к небу.
  5. Сводчатый потолок.
  6. Легкий и воздушный интерьер. Возможно сейчас нам так не кажется, но по сравнению с романской архитектурой, это действительно так.
  7. Гаргульи. Декоративные, чудовищные маленькие существа, расположенные по крышам готических зданий и замков. Гаргульи имеют практическое назначение: они носики для слива дождевой воды. Они вселяли ужас в сердца плохо образованных средневековых крестьян. Многие гаргульи включали в себя элементы гротеска, представляли собой напыщенные или угрожающие позы.

Эти семь элементов изменили мир, подарив ему нечто совершенно новое, изысканное и возвышенное. Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Это было достигнуто за счет создания новых архитектурных особенностей, которые можно назвать каркасной системой готической архитектуры. К ней относятся такие основные элементы как: контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Важной составляющей сооружений готической архитектуры можно считать скульптуры и витражи, без которых не обходится ни одно здание этой эпохи. Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры. Но и на закате, этот стиль критиковался. Именно тогда, его стали называть готическим, имея ввиду, что он такой же варварский, как поведение племен готов.

Буквально каждое европейское государство может похвастаться своими впечатляющими и завораживающими соборами, базиликами, замками, ратушами, университетами и другими зданиями, построенными в готическом стиле. Однако, как и следует ожидать от Средневековья, именно соборы и храмы воплощают в себе всю мощь, торжество и красоту готической архитектуры. Образцов классической готической архитектуры на территории всей Европы, а так же Англии и Скандинавии, насчитывается не один десяток. Среди них очень сложно выделить несколько лучших или самых значимых, поскольку каждое такое сооружение уникально, неповторимо и всегда имеет свои отличительные особенности. Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне; Кафедральный собор святой Марии в Сеговии; Кафедральный собор Авилы; католический собор в Толедо и многие другие. Очень много красивых готических соборов на территории Соединённого Королевства. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемок фильмов про Гарри Поттера.

Самые красивые готические соборы Европы:

    (Германия). О д но из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бывает около 8 миллионов туристов. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота собора — 157,25 метра. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. хор был освящен в 1322 году. Первый колокол был установлен на одной из башен в 1410 году. Около 1510 года строительство было остановлено. Почти 300 лет Кельнский собор стоял недостроенным. Был завершен в 1880 году.

    (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке.

    Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401-1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия.

  • Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.