Вчера от инсульта скоропостижно скончался талантливый русский живописец и педагог Павел Викторович Рыженко . Ему было всего 44 года.

Павел Рыженко известен как автор монументальных полотен и диорам, затрагивающих трагические темы средневековой русской истории и православия, событий Первой Мировой и Великой Отечественной войн, отречения и гибели семьи последнего российского императора Николая II. За свою короткую жизнь Павел Рыженко успел написать огромное количество работ, в которых проявил себя и как философ, исследующий проблемы нравственного выбора человека в тяжелых жизненных обстоятельствах, и как историк, и как смелый и независимый художник.

Павел Викторович Рыженко родился в 1970 году в Калуге. В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, по окончании которой два года служил в армии. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился на кафедре Ильи Сергеевича Глазунова. В 1996 году защитился дипломной картиной «Калка». Более десяти лет преподавал в глазуновской Академии (сначала кафедра архитектуры, потом – реставрации, затем – композиции), доцент живописи. Работал в «Студии военных художников имени М. Б. Грекова», автор масштабной диорамы «Операция «Багратион» в Минске (кто не знает: это операция по освобождению Белоруссии от фашистских захватчиков в 1944 году). Несколько лет назад Павел Рыженко почти провидчески написал: «Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство? Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом ».

) — русский художник, выпускник и преподаватель Российской Академии живописи , представитель «классического русского реализма».

В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при . В 1990 году — в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества , учился у профессора, народного художника России Ильи Глазунова . В 1996 году защитился с дипломной картиной «Калка».

С 1996 по 1999 годы — в самостоятельной творческой деятельности. С 1999 года преподаёт в Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции.

"Веночек."


"ОСЛЯБЯ"
Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине — то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь — за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами. Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он — воин Христов — все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом.

"Житие Сергия"

"Муравейник"

"Послушник"

"Молитва"

" Дворник "

Что еще может тронуть душу грешника-убийцы, вчерашнего матроса с линкора «Гангут»? Возможно, абсурдность ситуации и щемящая незащищенность девочки, раскрывшей свой зонтик над убитой мамой? Что ему стоит пристрелить девочку? Но сполз по стене бравый матрос и опустился на снег. Нет у него сил поднять винтовку, и могучая рука свесилась с колена. Он растерян. Придет ли к нему осознание содеянного? И что станет с ним самим потом?

"Удар в колокола "

"Победа Пересвета "

"БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЕРГИЯ"
Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя полотен! Очень хотелось изобразить суть. Только суть и ничего более. Мне показалось, что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей, идущих на смерть, и обнял их сердцем своим. И так это было тепло и тихо, словно победа уже свершилась и все вернулись живыми… Словно не предстоит ему, Сергию, за литургией вслух называть имена героев в этот миг уходящих в Рай с дымящегося кровью поля Куликова.
И тихо шепчет Сергий Димитрию, но еще не Донскому: «Ты победишь!».

"Старец Амвросий "

На картине «Братия» — афонские монахи, стоящие на своей молитвенной страже. Я намеренно изобразил здесь две ипостаси воды. Одна вода — бушующие морские волны, подобные страстям, разбивающимся о скалу — монашеский подвиг. Другая вода истекает из источника, из-под креста. Она тиха, чиста и благословенна. Она, как живая вода, воскрешает души. Эта картина о смысле монашеского служения, которое, словно крепость, удерживающая от зла страстей. Крепость, за стенами которой, как в благословенной заводи, расцветает душа человека.

"ЦАРСКИЙ УКАЗ. МАЛЮТА СКУРАТОВ"

"Царево молчание"

Молчит и молится Великий Государь Всея Руси Иван Васильевич Грозный. Грозный — для предателей святой монархической идеи, объединившей гигантское, накопленное в пространство Царство. Молчит и как христианин не защищается, не оправдывается, а в спокойном величии исполненного долга, со смирением и силой, мысленно подводит итог своей жизни. Тихо, без суеты. В глубине своей душевной кельи.
Можем ли мы, каждый из нас вспомнить и оценить свой путь так, как умели это наши великие Отцы, государи русские, соединив в себе всю тяжесть царского служения с монашеским деланием.

" Фотография на память"

"АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ"

"Прощание с конвоем"

" Царские погоны"

" Несказанный свет"

" Невская битва"

" Поле Куликово.Стояние на костях"

"СМУТНОЕ ВРЕМЯ"
В самом названии картины я заложил ответ.
«Кругом трусость, измена и обман», — так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.
Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие — мор, голод и войны — обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход — обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди Русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги.
Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни.

" Пасха в Париже "

" Судьба человека"

"Александр Невский"

Павел Рыженко

"Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе, поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя». Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору…. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ. Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно. Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет.
После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета… Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца.
Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать». Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.
Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом."

Павел Рыженко

выкроить время. К сожалению, не все найденые в сети картины удалось идентифицировать, поэтому если отыщу недостающие названия, обязательно дополню текст.

Несколько последних лет я наслаждался работами этого художника. Друзья рассказывали, что он ещё сравнительно молод. «Это здорово», - думал я, «Сколько он ещё создаст прекрасных картин».

01. Выбор Веры


Помню, 15 октября прошлого года я как раз рассматривал его картины и подумал, "-Я же толком ничего о нём не знаю, интересно будет почитать". Набрал в поисковике "Павел Рыженко" и внезапно узнал, что почти три месяца назад, 16 июля 2014 года его не стало. С момента смерти художника прошло уже полгода, но всё равно не верится, что его нет. Павлу Рыженко было всего 44 года. Он был удивительным человеком. Я искренне считаю, что такие художники рождаются в лучшем случае раз в 100 лет.

Всю свою недолгую жизнь человек самоотверженно работал и оставил после себя огромное наследие и множество учеников, которые восхищаются силой его духа и его творчеством. В Калуге, откуда он родом, незадолго до смерти успел открыть музей-диораму " Стояние на Угре".

Павел Рыженко родился в 1970 году. В 1982 поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. С 1988 по 1990 год отслужил в армии. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова. В 1996 году защитился дипломной картиной «Калка».

С 1997 преподавал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, кафедры архитектуры, затем - реставрации, затем композиции.

Всё это - сухие факты. К счастью, есть возможность почитать рассказ о себе самого Павла Рыженко. Он ниже.


"Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе, поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя».

"Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ."

"Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно."


"Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет."

"После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета…"

"Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца."


"Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать»."

"Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной."

"Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых."

"Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси."


37. За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война)


38. Триптих "Наследник"


39.


40. Царские погоны (№1 из Триптиха «Русский век»)


41. Царские погоны (№1 из Триптиха «Русский век») фрагмент


42. Фотография на память (№2 из триптиха Русский век)


43. Пасха в Париже (№3 из Триптиха «Русский век»)


44. Отречение


45. Ветеран

"Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас."


"Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?"

"Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом."

Павел Рыженко



54. Братия


55. Зонтик


56. Зонтик (фрагмент, первоначальный вариант)


57. Прощание с конвоем (№1 из Триптиха «Царская Голгофа»)


58. Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение)


59. Ипатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2)


60. Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка


61. Афон (Есаул)


62. Удар колокола (№1 из Триптиха «Покаяние»)


63. Веночек (№2 из Триптиха «Покаяние»)


64. Муравейник (№3 из Триптиха «Покаяние»)


65. Победитель


66. Как пришел солдат во родной дом


67.


68. Метеоры


69. Валаам


70.


71.


72. В лесах