1939 лет назад, 24 августа 79 г. нашей эры произошло самое сокрушительное извержение вулкана Везувий, в результате которого были уничтожены города Геркуланум, Стабия и Помпеи. Это событие не раз становилось сюжетом произведений искусства, и самым известным из них является «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Однако немногие знают о том, что на этой картине художник изобразил не только самого себя, но и ту женщину, с которой его связывали романтические отношения, в четырех образах.



Во время работы над этой картиной художник жил в Италии. В 1827 г. он попал на раскопки Помпеи, в которых участвовал и его брат Александр. Очевидно, тогда у него и родился замысел создать монументальную картину на историческую тему. О своих впечатлениях он писал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом ».



Процесс подготовки занял у Брюллова несколько лет – он изучал обычаи древней Италии, узнавал подробности катастрофы из писем очевидца трагедии Плиния Младшего к римскому историку Тациту, несколько раз бывал на раскопках, исследуя разрушенный город, делал зарисовки в археологическом музее Неаполя. Кроме того, источником вдохновения художника была опера Пачини «Последний день Помпеи», и он одевал своих натурщиков в костюмы участников этого спектакля.



Некоторые фигуры на своем полотне Брюллов изобразил в тех же позах, в которых нашли скелеты в окаменевшем пепле на месте трагедии. Образ юноши с матерью художник позаимствовал у Плиния – тот описывал, как во время извержения вулкана старушка просила сына оставить ее и бежать. Однако на картине были запечатлены не только исторические детали с документальной точностью, но и современники Брюллова.



В одном из персонажей Брюллов изобразил самого себя – это художник, который пытается спасти самое дорогое, что у него есть, – ящик с кистями и красками. Он словно застыл на минуту, стараясь запомнить картину, развернувшуюся перед ним. Кроме того, Брюллов в четырех образах запечатлел черты своей возлюбленной, графини Юлии Самойловой: это девушка, который несет на голове сосуд, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижавшая к груди малыша, и знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы.





Графиня Самойлова была одной из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Из-за скандальной репутации ей пришлось уехать из России и поселиться в Италии. Там у нее собирался весь цвет общества – композиторы, художники, дипломаты, артисты. Для своих вилл она часто заказывала скульптуры и картины, в том числе и у Карла Брюллова. Он написал несколько ее портретов, по которым и можно установить сходство с образами, изображенными в «Последнем дне Помпеи». Во всех картинах чувствуется его нежное отношение к Самойловой, о чем писал А. Бенуа: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели... ». Их роман с перерывами длился 16 лет, и за это время Брюллов даже успел жениться и развестись.



Художник старался быть максимально точным в передаче деталей, поэтому и сегодня можно установить выбранное Брюлловым место действия – это Геркуланские ворота, за которыми начиналась «Улица гробниц» – место погребения с пышными усыпальницами. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину », – писал он в одном из писем. В 1820-е гг. эта часть погибшего города была уже хорошо расчищена, что позволило художнику максимально точно воспроизвести архитектуру. Вулканологи обращали внимание на то, что Брюллов очень достоверно изобразил землетрясение мощностью в 8 баллов – именно так рушатся строения при подземных толчках такой силы.





На картине изображены несколько групп персонажей, каждая из которых – это отдельная история на фоне общей катастрофы, но это «многоголосие» не разрушает впечатления художественной целостности картины. Из-за этой особенности она была подобна заключительной сцене спектакля, в которой соединяются все сюжетные линии. Об этом писал Гоголь в статье, посвященной «Последнему дню Помпеи», сравнивая картину «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки ». Писатель обратил внимание и на еще одну особенность: «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой ».



Когда спустя 6 лет, в 1833 г. работа была завершена и картина была выставлена в Риме и в Милане, Брюллова ждал настоящий триумф. Итальянцы не скрывали своего восторга и оказывали художнику всевозможные почести: на улице перед ним прохожие снимали шляпы, при его появлении в театре все поднимались с мест, возле дверей его дома собиралось много людей, чтобы поприветствовать живописца. Вальтер Скотт, который на тот момент был в Риме, просидел перед картиной несколько часов, а потом подошел к Брюллову и сказал: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но Вы создали много больше. Это – эпопея… »





В июле 1834 г. картину привезли в Россию, и тут успех Брюллова был не менее ошеломительным. Гоголь называл «Последний день Помпеи» «всемирным созданием», в котором «все так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего ». Баратынский написал хвалебную оду в честь Брюллова, строки из которой впоследствии стали афоризмом: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день! ». А Пушкин посвятил этой картине стихи:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.



Согласно мифу, боги покарали Помпеи за распущенный нрав горожан: .

К. Брюллов "Последний день Помпеи". Левый сюжет

Триумф, слава, признание – все это пришло к русскому живописцу Карлу Брюллову в 1833 году.

Он представил взору современников свое уникальное полотно «Последний день Помпеи». Увидевшие эту картину впервые приходили в восторг и замешательство, такие противоречивые чувства вызывала она. Перед Брюлловым преклонялись, он стал притчей во языцех, о нем писали газеты. В истории мировой живописи картина «Последний день Помпеи» стала громким и смелым заявлением о том, что русская живопись стоит в одном ряду с другими выдающимися мировыми шедеврами.

К. Брюллов "Последний день Помпеи"

В 1833 году полотно выставлялось в Милане, в 1834 – в Парижском салоне, в Эрмитаже и Петербургской академии художеств. О картине говорила вся Европа. Брюллов стал самым знаменитым человеком в Италии. А Академия художеств признала полотно лучшим произведением XIX века. В Европе картиной любовались, а в России она стала еще и предметом национальной гордости, мощным толчком для дальнейшего развития живописи. О «Последнем дне Помпеи» упоминали Пушкин и Гоголь.

Создание шедевра

Брюллов учился живописи в Италии. В 28 лет у него возник замысел величественного полотна, посвященного трагической гибели целого города во время извержения вулкана. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Сюжет хоть был и не совсем традиционным, но вполне должен был удовлетворить строгие академические требования. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Были и исследования, и ознакомление с работами археологов, и с описаниями Плиния Младшего. Шесть лет труда, множество этюдов и эскизов, внутренние переживания художника и его безудержное творчество дали свой результат. Перед взорами людей предстало монументальное полотно, в полной мере показывающее и бушующую стихию, и всю трагичность положения людей, и их величие и духовную красоту. Мысли, чувства и интересы Карла Брюллова в полной мере нашли свое воплощение.

Центральный сюжет картины К. Брюллова "Последний день Помпеи"

Описание картины

Все полотно состоит из нескольких эпизодов, гармонично вписанных в панораму гибнущего города. Люди бессильны перед стихией. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Именно в этот момент застал художник своих героев. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. Сильные протягивают руки помощи слабым: женщины обнимают своих детей, молодые помогают старцам, мужчины – женщинам. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении.

Образы помпеян прекрасны. На многих из них лежит оттенок реализма, ведь написаны они с живых натур современников Брюллова. Есть здесь и его автопортрет. Это художник, который даже в такой трагический момент не смог бросить свой короб с красками и кистями.

Значение полотна

После появления полотна Брюллова в России повысился интерес к живописи. Теперь этот вид искусства интересовал не только художников, но и самые широкие круги общества. Картина волновала, увлекала, не оставляла равнодушными. После этого многие живописцы поняли, каким мощным средством воздействия на сердца и умы людей они обладают. Общественная роль живописи возросла именно после появления «Последнего дня Помпеи».

К. Брюллов "Последний день Помпеи". Правый сюжет

Шедевр Брюллова проложил пути и к новому пониманию исторического сюжета. Впервые на полотне было изображено реальное историческое событие. Для его воссоздания автор долго изучал исторические источники и археологические находки. Такая правдивость стала новаторством во всей живописи. Мастер использовал ее, чтобы глубже раскрыть тему и выразить отношение современников к прошлому. Основным героем картины был не конкретный человек, а весь народ в конкретный исторический момент.

При этом художник мастерски передал контраст между новым и старым, жизнью и смертью, человеческим разумом и слепым могуществом разъяренной стихии. Романтическая направленность, смелость сюжета и высокое мастерство художника Брюллова обеспечили картине «Последний день Помпеи» всемирную славу и признание.

Средневековые христиане считали Везувий кратчайшей дорогой в ад. И недаром: от его извержений не раз гибли люди и города. Но самое известное извержение Везувия случилось 24 августа 79 года нашей эры, уничтожившее цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи
холст масло 456 x 651 см

Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.

Карл Брюллов (1799-1852)

1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Людвиг ван Бетховен *Симфония №5 - си минор*

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. картина была готова. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самая центральная фигура полотна — знатная женщина, упавшая с колесницы, символизирует прекрасный, но уже уходящий античный мир. Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения. Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слом судеб обнажает характеры. Заботливые сыновья выносят из ада немощного отца. Мать закрывает собой детей. Отчаявшийся юноша, собравшись с последними силами, не выпускает из рук драгоценный груз - невесту. А красавец на белом коне спешит прочь в одиночестве: скорее, скорее спасти себя, любимого. Везувий беспощадно демонстрирует людям не только свое нутро, но и их собственное. Тридцатилетний Карл Брюллов это отлично понял. И показал нам.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", - ликовал поэт Евгений Баратынский. Воистину так: картину триумфально встретили в Риме, где он ее писал, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической".

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И был успех. И картины, и мастера. А осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и триумф Карла Брюллова достиг своей высшей точки. Имя русского мастера сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого.

Карл Брюллов (1799-1852)
Последний день Помпеи (detail)
1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Поэты посвящали ему стихи. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта — считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо.

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Именно картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Итальянские мотивы, классическая тематика эпохи Возрождения нашли отражение в работе Брюллова, сделав картину важнейшим полотном творческого пути художника.

«Последний день Помпеи»: история создания картины

79 год нашей эры. Извержение вулкана уничтожает древний город Римской империи. Во время катастрофы погибает более двух тысяч жителей, некоторые – заживо погребены под потоками лавы. Тема Помпеев весьма популярна для творчества начала 19 века. Период между 1748 (открытием развалин Помпеев вследствие археологических раскопок) и 1835 ознаменован множеством произведений живописи, музыкального, театрального искусства, литературы об этом событии.

1827. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Он посещает раскопки. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи» оказался под глубоким впечатлением. Несколько лет Брюллов работает над источниками: исторические данные, литературные свидетельства. Художник детально изучает историю региона, все сильнее прочувствовав тематику погибшего города. Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме.


Карл Павлович многократно посещает древний город, беря все детали будущего полотна с натуры. Эскизы, картина очень точно передают вид Помпеев. Местом действия Брюллов выбрал перекресток, известный под названием «улица гробниц». Здесь древние помпейцы хоронили в мраморных мавзолеях прах своих почивших предков. Выбор намеренный, наполненный глубоким символизмом.

Ключевым моментом художник считал необходимость осветить Везувий. Вулкан, ставший причиной трагедии, занимает собой задний план произведения, создает гнетущее впечатление, усиливая монументализм работы. Брюллов рисовал с натуры местных жителей. Многие итальянцы, живущие по окрестностям Везувия, – потомки коренных жителей погибшего города. Сделав эскиз композиции, примерно видя, какой будет картина, художник начал работу над величайшим произведением собственного творческого пути.

1830-33. Работа над произведением, принесшим мировую славу, кипела. Полотно наполнялось жизнью, духом неизбежной погибели. От первоначального эскиза картина отличается незначительно. Немного сместилась точка зрения, стало больше действующих лиц. План действия, идея, стилистическая композиция, выполненная в духе работ эпохи классицизма, – все осталось. «Последний день Помпеи» – действительно монументальное произведение (4,65х6,5 метра).

Картина принесла Брюллову мировую известность. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Отзывы критиков ошеломляли. Итальянцы испытывали восторг, видя, как глубоко русский художник прочувствовал историческую трагедию, с какой кропотливостью, вовлеченностью выписал мельчайшие детали произведения. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны.

Позднее картину отправили в Париж. Лувр посещали многие великие современники Брюллова, желающие воочию увидеть великолепное полотно. Среди оценивших работу был писатель Вальтер Скотт, назвавший картину необыкновенной. По его мнению, жанр картины «Последний день Помпеи» – настоящий живописный эпос. Такого успеха художник не ожидал. Брюллов стал триумфатором наравне с картиной.

На родину художника, в Петербург, «Последний день Помпеи» отправился в 1834-ом, где находится по сей день.

Описание картины «Последний день Помпеи»

Композиция полотна выполнена по строгим канонам классицизма, однако работа Брюллова – переходной этап по пути к романтизму. Отсюда ярко выраженная тематика трагедии не человека, но народа. Обращение к реальным историческим событиям – еще одна характерная романтическая черта.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

Правая сторона картины – сторона вулкана. Раскатистый удар молнии уничтожает статуи. Небо полыхает огненным заревом, предвещая погибель. Посредством резких, темных штрихов художник метафорически показывает «падающие небеса». Летит пепел. Молодой мужчина несет бездыханную девушку (на голове красуется брачный венец). Стихия помешала бракосочетанию. Аналогичную позу принимают сыновья, несущие старика-отца. Вздыбившийся конь сбрасывает всадника. Юноша помогает подняться матери, уговаривая ее бежать.

В центре расположен главный элемент композиции. На земле лежит погибшая женщина, на груди – младенец. Элемент несет главную идею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Очень свойственный романтизму символизм.

Противопоставление жаркому алому пламени заднего фона полотна холодный, «мертвый» свет переднего плана. Брюллов увлеченно играет светотенью, создавая объем, погружая зрителя в происходящее. Российская художественная критика обоснованно считала Карла Павловича новатором, открывшим новую эпоху русской живописи.

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Произведение Брюллова таит множество скрытых смыслов, загадок. Эрудированному человеку важно не только знать, кто написал картину «Последний день Помпеи», но и, какие секреты таит полотно:

  • Стоящий на ступенях художник – автопортрет автора. Брюллов этим элементом показал, насколько глубоко переживает трагедию извержения Везувия, сочувствуя героям полотна;
  • Графиня Самойлова, ближайшая подруга, муза художника – натурщица сразу четырех персонажей картины (мертвая женщина, женщина с ужасом в глазах, мать, закрывающая детей плащом);
  • Название полотна стало фактически крылатым для русского языка. «Помпея» употребляется в форме женского рода единственного числа, но по правилам слово множественного рода;
  • Картина Брюллова многократно упоминалась непосредственно в произведениях классической русской литературы Лермонтовым, Пушкиным, Тургеневым, Гоголем;
  • Среди выживших жертв Помпеи – Плиний Младший, античный историк. Художник изобразил его юношей, помогавшим подняться упавшей матери.

Где находится «Последний день Помпеи»

Изображения не способы передать восхитительный монументализм знаменитого произведения искусства, поэтому непременно приезжайте в Санкт-Петербург! 1895 – полотно становится частью постоянной экспозиции Русского музея. Здесь можно спокойно насладиться великолепным шедевром знаменитого живописца.

Категория

Город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833

Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всём мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.

И в 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Увиденное там ошеломило его. И эта картина скорей всего есть результат той поездки.

Прежде чем приступить к рисованию картины, Брюллов начинает изучать исторические источники. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

Картина ценна тем, что почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы...

На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова - женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) - в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Слева на втором плане - толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое - ящик с кистями и красками. Это - автопортрет Карла Брюллова.

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Ещё больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Её восторженно приветствовал А.С. Пушкин:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

"И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", – писал поэт Евгений Баратынский. И действительно, картину триумфально встретили в Риме, где её писал Брюллов, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической". А Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли "Карл Великий".

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.