Славный русский богатырь и герой древнерусских сказаний и былинных историй - Илья Муромец знаменит не только в нашей стране, но и в сопредельных государствах. К слову, в поэмах Германии, относящихся к 13 веку, встречается упоминание о могучем витязе Илье Русском.

Между тем речь идет вовсе не о сказочном персонаже, а о реально жившем в то время человеке, чьи останки находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Илью Муромца русская православная церковь канонизировала и с тех пор 1 января в календаре - это день его памяти. В наши дни Ракетные войска стратегического назначения РФ почитают богатыря своим небесным покровителем, к нему принято обращаться за поддержкой в трудную минуту.

Характеристика героя

(По происхождению Илья Муромец - крестьянский сын. Отец - Иван Тимофеевич, мать - Евфросинья Яковлевна )

Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине - вот основные черты былинного образа Ильи Муромца. В легендах говорится, что до 33 лет он был прикован к постели в доме своем в селе Чернигове рядом с городом Муромом. И лишь когда пришли к нему три старца и чудесным образом исцелили Илью, смог встать он и обрести свою богатырскую силу. Наказали ему старцы отправиться в Киев для служения князю. С того времени ведет отсчет история славных побед героя над врагами внутренними (разбойниками и лихими людьми) и внешними (печенегами, половцами, хазарами).

(Знаменитая картина "Три богатыря" В.М. Васнецова )

Былины описывают Илью, как человека могучего телосложения и роста (больше 180 см), с русыми кудрями, черными бровями, бородой с проседью. Его облачение - традиционное для того времени: шлем и кольчуга, а из оружия - палица, копье и щит. За высокий воинский дух и боевые качества назначил князь Илью Муромца старшим над всеми богатырями своими.

(Сокрушение Соловья-разбойника )

Самые известные подвиги - это победа над Соловьем-разбойником (объединяющий образ бандитов, промышлявших на дорогах), Идолищем Поганым, Калином-царем и другими врагами земли русской. Много подвигов совершил за свою жизнь богатырь, а как стал стар, удалился в монастырь. Но несмотря на прошедшие века, слава его не утихла, а в образе слились черты всех защитников Отечества, положивших жизнь за людей и их свободу.

Образ героя

(Илья Муромец - доблестный богатырь, защитник народа на Руси )

Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.

Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.

(Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью )

Примечательно, что семьи в обычном понимании - жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.

Несмотря на бессчетное количество побед, Илья не был хвастливым. Былинные сказители особо подчеркивают, что он никогда не гордился победами и не демонстрировал их напоказ. Часто говорится, что побежденного врага, если на то не было приказа (как в случае с Соловьем-разбойником), то и отпускал на все четыре стороны. Это особое отношение к поверженному врагу прослеживается и в образах других былинных героев, а позднее стало традиционным для русского воина-защитника.

В рамках школьной программы учащиеся изучают характеристику Ильи Муромца в 7 классе. Это один из главных героев былин о древней Киевской Руси, защищавших родину от нашествия иноплеменных врагов, мужественно сражавшихся за родную землю. Илья Муромец в русской литературе олицетворяет силу, отвагу, мужество и честь. Реальность этого персонажа давно изучена и доказана, что не оставляет сомнений о действительной жизни и подвигах славного героя.

Исцеление героя

Родился Илья в селе Карачарово, близ города Мурома, был единственным сыном в семье родителей-крестьян. От своего рождения он не мог владеть ни руками, ни ногами.

Былины об Илье Муромце повествуют о том, что до тридцати трех лет он оставался физически слабым, пока однажды в дом не зашли три старца. В избе больше никого не было, и они попросили Илью подать им воды. Хозяину очень хотелось напоить путников, он опустил свои ноги на пол и вдруг почувствовал в них силу, смог встать на них. Подал путникам чашу с водой. Старцы не стали пить сами, но сказали, чтобы он сам сделал это. Вода оказалась целебной, выпив ее, Илья оказался полностью здоров. Он пьет воду еще раз и чувствует в себе огромную нечеловеческую силу. Тогда старцы велели отпить еще воды, чтобы уменьшить ее.

Обретение своего служения

После исцеления старцы отправляют богатыря для служения князю Владимиру в Киев, на защиту родины, предсказывают ему великое будущее и многочисленные победы над врагами.

Также они предрекают богатырю, что тот должен отыскать огромный камень на своем пути в Киев и сдвинуть его с места.

Родители очень обрадовались чудесному исцелению своего сына и благословили его на верное служение Киевской Руси, на охрану ее от нашествия иноплеменных врагов.

Отправившись в Киев, Илья отыскал огромный валун, о котором говорили старцы. Сдвинув его, он обнаруживает под ним прекрасные доспехи и оружие. Тут же к нему прискакал вороной богатырский конь, который становится настоящим другом, преданно и верно служит Илье, помогая ему в великих подвигах.

Внешние данные

Описание внешнего вида Ильи Муромца в былинах даны очень скромно. Однако известно про его большой рост (более ста восьмидесяти сантиметров), могучее телосложение.

У богатыря было мужественное, доброе лицо с крупными волевыми чертами, борода с сединой. Описывается в образе Ильи Муромца также его острый взгляд под черными бровями, кудрявые волосы, предположительно светло-русого оттенка.

Вооружен и одет богатырь в такие доспехи:

1. Кольчуга - длинная рубаха - состоящая из металлических колец, которая защищала от ранений, наносимых холодным оружием.

2. Шлем, защищающий голову от попадания стрел и снарядов.

3. Палица - тяжелая деревянная дубина, состоящая из рукояти и металлической ударной части.

4. Щит для обороны от ударов орудий и стрел.

5. Копье - колющее деревянное оружие с металлическим наконечником.

Все это снаряжение было необходимым для сражения и защиты воинов того времени.

Черты характера

Для того чтобы составить в 7 классе характеристику Ильи Муромца, необходимо знать каким была не только его внешность, но и внутренний дух. Все те долгие годы, которые пришлось герою пролежать неподвижно в своей постели, не только не ослабили, а наоборот, закалили его характер, сделали его терпеливым и выносливым.

Сказания об Илье Муромце описывают его, как очень мужественного, отважного воина, не жалеющего свою жизнь для того, чтобы постоять за свою родину. Храбро и бескорыстно защищал он простой народ от набегов половцев, печенегов, хазар. Спокойный, добрый, уверенный, сильный не только телом, но и духом. За его качества и отвагу был назначен князем Владимиром старшим среди всех богатырей.

Былины повествуют о том, что он был верующим христианином. По некоторым источникам, после того как богатырь закончил свое служение стране, из-за тяжелого ранения в возрасте пятидесяти лет он стал проводить свои дни в монастыре, постригшись в монахи.

Это был преданный, бесстрашный защитник, имеющий безграничную любовь к своей родине, народу и своему служению.

Ратные подвиги богатыря

При составлении характеристики Ильи Муромца в 7 классе важно знать его отважные подвиги.

После того как герой отправляется служить Великому князю, на его пути встает захваченный город Чернигов. Здесь совершается первый подвиг - освобождение города от кочевников. Народ предостерегает Илью, рассказывая о том, что на пути к Киеву его ждет другая опасность - Соловей-разбойник. Но храброго и отважного богатыря не пугает это известие. Он отправляется к указанному месту, чтобы сразить разбойника.

Увидев богатыря, Соловей начинает кричать и свистеть с невероятной силой, так что даже верный конь не в силах справиться с этой круговертью. Но неустрашимый герой пускает в него стрелу, которая попадает и ранит врага. После такой победы богатырь отправляется в Киев вместе с захваченным Соловьем, где казнит его по приказу князя.

Богатырь одерживал эти и другие многочисленные победы над своими врагами, но никогда не хвастался этим.

Не смотря на преувеличение и удивительные события, о которых рассказывают в былинах, все происходящие действия пересекаются с реальными событиями того времени, имеют под собой истину.

Вероятно, противники в лице Соловья-разбойника, Идолища Поганого, Калина-царя и других - это собирательные образы, подразумевающие всех разбойников, а также иноплеменных врагов, с которыми приходилось сражаться славному герою.

Значение в русской культуре

Количество былин, написанных об Илье Муромце, характеризует его как смелого и доблестного героя.

Образ Ильи Муромца выражен не только в литературных произведениях. За многовековую историю отвага и доблесть героя нашла отображение в архитектуре, культуре, искусстве, музыке.

Отображение силы и отваги русских богатырей нашли в прекрасных картинах известных художников В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина, М. А. Врубеля, И. Я. Билибина.

Величественные памятники доблестному герою украшают город Муром Владимирской области, Екатеринбург, Владивосток, город Ижевск республики Удмуртия, другие города России и Украины.

Подвиги русского богатыря прекрасно иллюстрированы в документальных, художественных, мультипликационных произведениях многих режиссеров, которые позволяют не только прочесть о славных делах богатыря, но и увидеть их в исполнении актеров и рисованных персонажей.

Все эти факты жизни и подвигов позволят составить полную характеристику Ильи Муромца в 7 классе, раскрыть личность, внутренний стержень героя.

1. Идеальные представления народа.
2. Гиперболическое описание.
3. Богатырские слабости.

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
О. де Бальзак

В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.

При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».

Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».

Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.

Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».

Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.

Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».

Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.

В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.

Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв...». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.

В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.

Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.

Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей против врагов-кочевников, нападавших на страну. Народ наделяет богатырей – самоотверженных защитников земли русской – высокими физическими и моральными качествами: силой, смелостью, мудростью, ненавистью к князьям и боярам, угнетателям крестьян.

Наиболее популярный герой былин – богатырь Илья Муромец, крестьянский сын "из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова". Много подвигов совершил Илья: уничтожил злое Идолище ("Илья Муромец и Идолище"), победил Калина-царя ("Илья Муромец и Калин-царь"), убил Соловья-разбойника ("Илья Муромец и Соловей Разбойник").

Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём облике Ильи Муромца. Он старший годами, "старынщина" – называют его в былинах.

У него благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Но морщин у него на лице мало, оно по-молодому свежее и мужественное. Голова богатыря величаво держится на могучих, широких плечах. Никому и никогда не удавалось склонить эту гордую голову: ни врагам, ни великому киевскому князю. Сидит Илья в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются "пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют". Поводья и подпруги шелковые, они "тянутся, да не рвутся". Нет такой силы, которая могла бы не только выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его.

Под стать седоку и вороной конь ("Воронеюшко"). Только такого могучего сложения конь может носить на себе страшную тяжесть богатыря и его вооружение. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. "Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля". Превосходно изображено и снаряжение коня: "звонкое" стремя, тяжёлое окованное медью седло, медная цепь боевых поводьев.

С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица ("весом в 40 пуд"), за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное "мурзавецкое" копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени.

Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

На картине Васнецова,
В трудный путь разгон беря,
Вместе вдаль глядят сурово
Три былых богатыря.
(А. Безыменский)

Цель: подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине; формировать у них речевые умения; отбирать материал и систематизировать его; строить сочинение в определённой композиционной форме.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о создании картины

«Богатыри» – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

Более тридцати лет прошло от первого карандашного наброска в 1871 до окончательно созданного в 1898 году полотна «Богатыри».

«Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...», – вспоминал художник.

Герои картины, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.

Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, «картина моя «Богатыри» – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!»

В апреле 1898 года в Москве Васнецов закончил работу над картиной, и она была куплена П.М. Третьяковым. С тех пор картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.

II. Словарная работа.

Подобрать синонимы к следующим словам:

  • картина художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст;
  • написал – изобразил, нарисовал, описал, представил;
  • художник – живописец, творец, Виктор Михайлович Васнецов, создатель «Богатырей», мастер.

III. Работа по содержанию картины. Сбор и систематизация рабочего материала к сочинению.

(По ходу беседы по картине заполняется таблица. Ведётся словарная работа с историзмами и устаревшими словами) .

В центре картины изображен Илья Муромец – самый сильный из всех богатырей, рядом Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Что можно сказать о внешности Ильи Муромца?

Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. У него открытое лицо, оно спокойно и мужественно, кажется, что движения неторопливы и уверенны. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя.

Как одет Илья Муромец?

На Илье Муромце кольчуга богатырская, которая не раз защищала его в бою. На голове шлем.

Как вооружён Илья Муромец?

Сильный телом, он на правой руке (деснице) , напряженно поднятой к глазам, держит тяжёлую палицу, в другой – копье. Богатырь держит палицу в деснице так, как будто не замечает ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг

Какой конь под богатырем? Говорят, что хозяин и конь – это одно целое. Согласны ли вы с этим?

Конь у Ильи Муромца могучий, как и сам хозяин. Он вороной , стоит крепко, всегда удержит седока. Пока Илья Муромец смотрит вдаль, пытаясь разглядеть врага, которого, похоже, еще не видит, его конь уже готов к битве: он стоит спокойно и ждет приказания хозяина.Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только «Воронеюшке » тронуться с места – загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут...




Как в былинах охарактеризован Илья Муромец? Илья Муромец по былинным сказаниям был главным из богатырей. Обращаясь к нему, киевский князь Владимир так и говорит:

Уж те быть над всеми во поле богатырями,
Над всеми-то быть да атаманами,
Распорядителем быть те, Илья Муромец.

Но, будучи главным над другими богатырями, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества. Как поехал Илья исполнять поручение князя «во чисто поле»,

Он наехал богатырей в белых шатрах:
Во-первых, нашел Добрынюшку Никитича,
Во-вторых, нашел Алешеньку Поповича.
Он ведь тут с ними скоро все знакомится;
Он побратался крестами золотыми тут,
Называет их крестовыми все брателками.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич . Добрыня Никитич – знатного происхождения, «сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны». В соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают его знатность, культуру. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.

Как выглядит Добрыня?

На Добрыне нарядный кафтан – бахтерец , и красиво сплетенная кольчуга, а в руках он держит красный щит .

Как держит свой меч богатырь? Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел: рвется в бой. Илья Муромец, кажется, понимает, что еще надо подождать, когда враг приблизится, кажется, что придерживает коня Добрыни своим копьем.

Какой конь у Добрыни?

У Добрыни красивый белый конь, а белый конь всегда отличался выдержкой. В этом хозяин и конь похожи: всегда Добрыня Никитич побеждал своим умом и дипломатией. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.

Каким Добрыня Никитич представлен нам в былинах?

Облачился тут молоденький Добрынюшка,
Во доспехи он да в свои крепкие,
Саблю брал свою он вострую,
На бело плечо копьё клал мурзамецкое,
Он под левую да и под пазушку
Полагал он палицу булатную.
Под кушак он клал шалыгу подорожную –
И он пошёл в те норы во змеиные!

Кто третий богатырь? Богатырь справа, самый младший – Алеша Попович . Молодой красавец, полный отваги и смелости, он большой выдумщик, певец и гусляр. Алеша Попович – «сын соборного попа ростовского». Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.

Что мы можем сказать о внешности этого богатыря?

Одет в – кольчугу , под кольчугой разноцветный кафтан. На голове Алеши красуется мисюрка – шлем . Вооружение его невелико – только лук и стрелы .

Вот какие строки мы читаем об Алёше в былине?

Надел Алёша поршни кабан-зверя,
Надел шелом земли греческой,
В руки взял шалыгу подорожную,
Пошёл тут Алёша пеш дорогою
Да этой шалыгой подпирается…
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…

Смог ли В. Васнецов передать характер Алёши?

Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый . Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.

Как выглядит конь Алёши?

Кажется, что даже конь Алёши хитро улыбается. Молодой жеребец опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.

Чем ещё отличается Алёша от других богатырей?

Пока Илья Муромец поднимет свое копье, пока Добрыня Никитич вынет меч из ножен, Алеша Попович уже отправит свою быструю стрелу из лука. Но Алёша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь весёлое. Все защитники Русской земли описаны нами, подчеркнуты их особенности. Неужели нет между ними сходства? Конечно, есть! Они могучи и справедливы, мужественны и сплоченны. Поэтому так едина и цельна их группа, стоящая могучим утесом на фоне широкого и привольного русского пейзажа. Богатыри будут сражаться до конца, до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, будет жива Русь.

IV. Природа

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Многих людей впечатляет полотно В. Васнецова, никто не остаётся равнодушным. Ф.И. Шаляпин в 1932 написал стихотворение:

Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.
Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.
На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!
И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Для Васнецова русская природа не только величава и раздольна, она лирична и задушевна. В этом лиризме кроется источник душевной отзывчивости и доброты богатырей, олицетворяющих собой русский народ.

Богатыри стоят на границе поля и леса . Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей.

Рассмотрим пейзаж на картине. На каком фоне изображены богатыри?

На безграничные просторы, выжженные солнцем, гуляет вольный ветер , гонит по небу белые тяжелые облака и собираетих в грозовые тучи , пригибает к земле буйные травы , колышет ковыль. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни . За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов . Далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес . А еще крохотные елочки , до которых рукой подать. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. А может быть, это орлы сторожат курганы? Но, кажется, громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница .

Подберите нужный синоним к прилагательному безграничные в словосочетании безграничные просторы .

Синонимы к слову безграничный беспредельный, необъятный, необозримый, бескрайний . В данном контексте лучше использовать бескрайние просторы .

Какие краски выбирает художник, чтобы изобразить пейзаж?

Изображена не только выжженная солнцем желтая трава, но и сочная зелень , молодая поросль, которая характеризует молодой дух русского народа.

V. Коллективное составление плана сочинения

План сочинения

  1. В. М. Васнецов – русский художник, писавший картины по мотивам фольклора.
  2. Картина «Богатыри» воспевает могущество Руси и её защитников.
    1. Илья Муромец.
    2. Добрыня Никитич.
    3. Алёша Попович.
    4. Пейзаж.
  3. Картина «Богатыри» – воплощение величия и силы русских богатырей.

VI. Чтение учителем образца сочинения или рассказ одного из учеников по плану.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

По ходу работы при анализе картины ученики знакомятся с лексическим значением историзмов и архаизмов (словарь терминов раздаётся перед уроком каждому ученику).

  • Вороной – лошадь чёрной масти.
  • Десница – правая рука.
  • Дружина – княжеское войско.
  • Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда.
  • Кольчуга – воинский доспех из металлических колец.
  • Ланиты – щёки.
  • Мисюрка – воинская шапка, с железною маковкою или теменем и сеткою.
  • Ножны – футляр для шпаги, сабли, кинжала.
  • Палица – тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
  • Шишак – металлический шлем, заканчивающийся шишкой.