"Для меня один человек – что целый народ, а народ
– что один человек".
Демокрит

Можно ли целый "народ" характеризовать в тех же понятиях, что и отдельную личность? Умный, глупый, вредный, отзывчивый, жадный, лицемерный, честный, подлый, эгоистичный, смелый, трусливый, добрый, злой... Что-то пришла такая мысль в связи с событиями "в" Украине.
В нормах политкорректности этого делать не следует. Хорошим тоном считается говорить о "народе" в целом либо хорошо, либо ничего. Как об усопших. Тем более в любом народе почти всегда можно отыскать особи ну очень хорошие во всех отношениях. Народ из таких своих представителей делает героев на все времена. Ну а если не отыскиваются реальные исторические образцы, так всегда можно придумать и убедить всех в их существовании. Вон украинцы стали использовать в качестве героев национал-фашистов Бандеру и Шухевича. С нашей точки зрения это проявление нацизма и даже фашизма. Большевики придумывали своих героев, которых сейчас таковыми уже не считают многие люди.
Англичане и немцы формировали своих героев в своё время. Это их тема...
Казахи, например, переименовали все улицы в городе Алма-Ате в имена своих казахских "героев", о которых до 1991 года практически никто в Казахстане не знал. Я там учился в школе. Об этом речи не шло. Даже Олжас Сулейменов - самый большой поэт КазССР ничего про это не писал. Писал он о русской истории... (Смотри книгу "Аз и Я". Замечательная книга! Олжас - умница! Я с ним общался. Фрагмент. Он точно не знает, что это был я. Как нибудь расскажу... Его книгу в СССР запретили и даже изъяли из продажи). Все казахские ханы, о которых имеются хоть какие-то упоминания, стали срочно "героями".
Можно вспомнить и индусов, и греков, и римлян. И русских. И немцев и евреев... Все народы придумывают себе своих героев и святых. Это нормально. Это необходимо для чувства полноценности народа. И воспитания подрастающего поколения.
Мы видим и читаем, что между народами имеются большие различия и не только по шкале более или менее "замечательный", "добрый" и "гостеприимный"... У каждого народа имеются свои представления о том что такое "хорошо", а что такое "плохо". Что русскому хорошо, то немцу смерть. Как известно. Что китайцу хоросё, то русскому смерть... Представления о прекрасном, о красоте человека, справедливости, порядочности, честности, "правильности" у каждого народа свои. Они сложились исторически и являются основой поведения и идентификации народа. Язык, конечно, на первом месте. Этноса, как говорил Лев Гумилёв.
Как же и можно ли характеризовать весь народ в целом? Возможно ли всех подвести под одно? Сказать, что люди данной национальности вели себя, например, во время войны, так-то и эдак-то: были карателями, полицаями, охранниками в концлагерях, убивали мирных граждан только за то, что они принадлежали к другому народу, проявляли трусливость в бою...
Но всегда можно найти и других представителей этого народа, которые вели себя вполне "прилично". Даже воевали с нацистами и не участвовали в Холокосте и уничтожении людей из СССР. Среди любой группы, общности людей всегда встречаются разные по своим индивидуальным качествам люди - есть и святые, есть и негодяи...
Вопрос заключается в том, а сколько в процентном выражении имеется в данном народе талантов, мудрецов, умных, добрых, злых, дураков, негодяев, подонков, преступников, смелых, трусов, героев... Какова значимость той или иной группы людей в определении поведения государства этой нации?
Если у данного народа большая группа негодяев, воров, циников, бессовестных людей, которые определяют поведение, "менталитет" этого народа, то почему нельзя охарактеризовать весь народ этими же понятиями? Да, в таких "нехороших" народах встречаются порядочные и талантливые люди. Но их доля, роль столь ничтожна и малозначима в определении поведения всего народа, что их положительные качества тонут как ложка мёда в бочке с дёгтем. Говорят, что народ имеет таких правителей, которых заслуживает... Преступники в общемировом представлении, становятся "героями" в местячковом.
Типичный пример - германский народ. Он заслужил Гитлера? Немецкий народ в те времена (20-40 - е годы двадцатого века) искренне поддерживал и восхищался гитлеровской властью. Да, были недовольные и даже противники. Но не они определяли мейнстрим нацистской политики и идеологии. Вопрос: то, что было сделано народом Германии в период с 1939 по 1945 год мог сделать какой-то другой народ? Или это только специфическое поведение германского народа? Риторический вопрос.
Французский народ в начале 19 века повёл себя так, как мы все хорошо знаем. Виноват Наполеон? Чушь. Народ "созрел". Без практически единодушного желания большинства народа ни Гитлер, ни Наполеон, ни Чингисхан, ни Сталин не смогли бы сделать то, что они сделали. Именно народ - источник власти, силы и движения страны, государства.
Значит, вполне можно характеризовать нравственными, моральными терминами и понятиями, применимыми для отдельной личности, и любой народ в целом. Конечно, это будет что-то вроде средней температуры по больнице. Но если усреднение проводить грамотно, исключая "морги" и "врачей", то рассчитываемый показатель вполне может использоваться для характеристики состояния здоровья пациентов.
Понятно, что для адекватной характеристики, необходимо использовать и ряд других показателей.
Понятно также, что поставленный диагноз будет относиться только к данному времени и месту. Народы изменяются также, как и отдельные люди.
Хотите узнать, что собой представляет человек и народ на "самом" деле? Понаблюдайте за их поведением, когда они уверены, что никто за ними не наблюдает и правда об их действиях никогда не будет узнана другими людьми.
Среди подонков действует принцип: не пойман не вор, никто не увидел, значит ничего не было. Такие подонки (как люди так и народы) будут глубоко и искренне возмущаться любым отклонениям от принятых ими "норм" поведения других людей, если это всем известно. Но свои гадкие действия будут оправдывать на раз, два и три... Это сейчас называют "двойными стандартами".
Так поступают отдельные люди. Так ведут себя целые народы. Посмотрите на США или современную Украину. И не только.
Рождённый ползать, летать не может.
Глубочайшая мысль! Если многое основано на лжи, то как можно относиться к "народу"?
Каждому своё! В этом нет ничего унизительного. Это принцип устройства мира. В каждый исторический период.
"Глупый пингвин робко прячет
тело жирное в утесах... Только гордый
Буревестник реет смело и свободно
над седым от пены морем!"
Рождённые негодяями - будут негодяями.
Рождённые ворами - будут ворами.
Рождённые коррупционерами - будут коррупционерами.
Рождённые проститутками - будут проститутками.
Может кастовая система у древних индусов - это не тая уж и "глупость"?
Несомненно - есть варианты. Статистические. Каждый человек может сделать себя. Если может!
Во всех странах имеется определённое распределение людей по их качествам - положительным и отрицательным,- как распределение молекул в газе по скоростям. От плюса до минуса... Это, естественно предположение, основанное на видимых фактах. В первом приближении примем за основу нормальное распределение Гаусса.
Но у каждой нации, страны, при этом, может быть свой, индивидуальный, на данный исторический момент, вид кривой распределения гениев, мерзавцев, злодеев, идиотов и других активных, деятельных людей, подонков и святых. Есть все. Но в разных пропорциях и концентрациях.
Россия - страна контрастов.
В России воров, негодяев и коррупционеров очень много. Наряду с множеством глубоко порядочных, талантливых, честнейших и духовных людей. Распределение явно не по Гауссу.
В России есть всё и все. И много всякого. Поэтому Россию, как проинтуичил поэт Тютчев, умом не понять. В Россию можно только верить и надеяться на авось...
Но рано или поздно, а, иногда, и вовремя, у любого народа возникает шанс стать вполне адекватным и закономерным по распределению дураков и умных, подлецов и порядочных, талантливых и бездарей. То есть возможность обрести максимальные шансы для эволюции страны.
У всех в разной степени...

"Народ с одной понятен стороны
С другой же стороны он непонятен
И все зависит оттого, с какой зайдешь ты стороны -
С той, что понятен он, иль с той, что непонятен."
Д.А. Пригов

Разогнать бы все народы,
чтоб остались только люди,
пусть ублюдки и уроды,
но без этих словоблудий,
но без этих вот величий,
без бряцаний-восклицаний.
Может быть, вести приличней
мы себя немного станем?
Страшно пусть и одиноко,
пусть пустынно и постыло -
только бы без чувства локтя,
без дыхания в затылок.
Тимур Кибиров

Спорить о том, какая нация самая смелая можно очень долго, и каждый будет по-своему прав. Если вдаваться в тонкости исторических фактов, то в каждом веке разные народности проявляли неистовый героизм и отвагу. Поэтому составить рейтинг самой смелой нации навряд ли получится, а вот рассмотреть некоторые моменты проявления отваги вполне реально.

Пожалуй, можно начать с России. , в меру присущей ему неугомонности, отличался очень часто. Начиная с Киевской Руси, постоянные княжеские междоусобицы приводили к регулярным битвам и войнам. Брат шел против брата, отбирая земли и присваивая имущество. Естественно людьми двигала жажда наживы, однако надо иметь огромную смелость, чтобы решиться на подобный поступок.

Если рассматривать события более близких эпох, то можно заметить, что Россия, пострадавшая в годы Первой мировой войны (1914-1918г.г.) и Великой Отечественной (1941-1945г.г.), не утратила дух свободы и нравственности. Благодаря мужественности русского народа, страна не только выиграла битвы, но и расширила свои территории и заимела союзников в лице других государств.

Соответственно следующий стоит рассмотреть германский (немецкий ) народ , поскольку провокаторам двух последних и самых жестоких войн была именно Германия.

Мысль о захвате великой Российской империи будоражила ни одного правителя, однако только немецкие власти дважды попытались это осуществить. Причем поражение в первой войне не остановило народ, и была предпринята повторная попытка. Проявление великой смелости, а может, даже и некоего безумства подвигло на отчаянные шаги с боку германской нации. И нельзя говорить, что высшие эшелоны власти командовали простым людом, ведь если бы народ не был готов, навряд ли бы покорился подобной участи.

Великий писатель А. И. Солженицын, который в своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ» не единожды упоминает о чеченцах , считает их не только смелой и бунтарской нацией, но непреклонной и непокорной.

Столько бед и страданий, сколько пережил этот народ, мало кто испытывал. Если после Гражданской войны чеченам дали земли, началось развитие национальной письменности и культуры, то уже буквально через пару десятков лет их выгоняют с постоянного места жительства в Среднюю Азию.

Смелость духа чеченского народа заставляет их бросить вызов тем, кто постоянно их теснит. События 90-х годов 20 века до сих пор живы в сердцах многих, которым пришлось присутствовать на поле боя.

Кто-то, читая эту статью, усмехнется, вспомнив о монголо-татарском иге , которое держало в «железном кулаке» страны Европы более 300 лет, кто-то приведет в пример Африканское племя Туарегов . Все эти доводы будут верны. В каждом народе есть свои герои, которых нужно помнить, чтить и уважать.

Так думают 55%

И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно. Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин в статье « » прокомментировал агентству межнациональное противостояние в Нальчике в 2005-м году и роль черкесов на Северном Кавказе. Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Для вас народы Кавказа все на одно лицо ЛКН (лица кавказской национальности) или разные?».

Результаты опроса по теме «Для вас народы Кавказа все на одно лицо ЛКН (лица кавказской национальности) или разные?»

Вариант ответа

Число участников опроса, давших положительный ответ

% участников опроса

Все народы Кавказа разные и по-разному относятся к русским

Все народы Кавказа на одно лицо и они одинаково плохо относятся к русским

В каждом из кавказских народов есть разные люди, и они по-разному относятся к русским

Трудно ответить.

Свой вариант ответа.

Приводим самые интересные комментарии к опросу:

Василий Лаков:

Интересный материал Льва Вершинина. Хотелось бы, чтобы власть также различала кавказские народы. Лучше Т. Шаова (русского барда, черкеса по национальности) не скажешь!

Для ментов в Москве я тоже басурманин,

Но я ж не путаю Отечество с ментами.

Ну не драться ж с дураками кочергою!

Я тебе сейчас толкую про другое…

Anton Коsyba:

Да, интересная и умная статья Льва Вершинина о черкесах. Работал с одним адыгом на судне рыбного флота в середине 60-х годов. Могу сказать о нём только хорошее: чистюля, трудяга, умел держать дистанцию вежливости. Ему было около 30 лет, нам курсантам-практикантам было по 18 лет.

Сергей Захаров:

После 60-х годов прошло уже полста лет, и неизвестно что стало с твоим адыгом. Может он вместе со своими соплеменниками резал глотки нашим пацанам. Джохар Дудаев тоже когда-то был образцовым советским офицером.

Светлана Файер:

Дело не в отдельных личностях, а в народах. У каждого народа есть свой способ существования, свои приоритеты, свои традиции и обычаи. Не всегда они обеспечивают благоденствие и бесконфликтное существование с другими народами. Я сталкивалась в жизни с чеченцами и поняла, что самая большая беда для их народа - это беспрекословное подчинение авторитетным в их среде людям: старейшинам, священникам. Это подчинение выливается к неуважению личности человека (мужчины, женщины, ребенка), а, значит, к их жизни.

Сергей Кторов:

Кавказские народы столь многочисленны племенным составом, что и сами-то друг друга не всегда различают, кроме как от ближних соседей. Что ж требовать это с тех, кто не живёт среди них, в силу уже давно ведущегося вытеснения и прочих коллизий.

Владимир Шпирько:

Будьте уверены, различают! И помнят, кто кого и когда выгнал с равнины в горы, и как следующий народ выгнал и этих завоевателей... Это передаётся в детстве через народные сказки и легенды.

Виктор Гоголев:

Черкесы не просят независимость, они испокон веков во всех войнах участвовали вместе с русскими защищая Россию, кроме того имеются материалы, которые говорят, что вообще казачество России имеет общие корни с черкесами.

Андрей Кораблев:

В каждом человеке на Земле живет вирус нелюбви к людям из другого племени, как вирус ВПГ (вирус простого герпеса). Человек может всю прожить и этот вирус никогда не даст о себе знать, но стоит появиться благоприятным условиям и эта зараза может убить человека. Власть в России изо всех сил старается создать такие условия и даже больше - заразить вирусом ненависти друг к другу, людей одно племени, но разных мировоззрений. Я уверен, что это не глупость- это намеренное действие, столкнуть лбами всех со всеми - рабочих УВЗ с интеллигенцией, верующих с атеистами, русских... да со всеми. Кто у нас друзья? Нет их! Кругом у нас враги и в собственной стране и на Земле в целом. Главное для власти, чтобы человек не задумался и не понял, что настоящий враг, очень часто - он сам.

Irgwer Tauberg:

Люди-то они разные. Национальный характер как под копирку, вне зависимости от религии и прочего. И для всех их русские далеко не братья, этого забывать нельзя, иначе РФ получит "Кавказ 90-х" часть следующая. Я среди них всех рос в Закавказье. И однажды оказался "прАкляты руски Акупанд". В реальной жизни скорее допущу платоническую любовь к русским со стороны голодной белой акулы, нежели возможность искренне тёплого отношения кавказцев.

Александр Семёнов:

Разумеется, кавказские, как и любые другие, народы разные - по языку, обычаям, традиционным занятиям. Кто там жил, может иногда и по внешности их распознать. Но при попадании в город разница быстро стирается - по крайней мере было так до появления "диаспор". Но если речь идёт об их отношении к русским - вернее сказать, к общему государству - то тут национальность роли не играет. Тут важен жизненный опыт каждого человека в отдельности, его положение в жизни, его интересы и т.п. Иными словами, нет хороших и плохих народов, но в каждом народе, и в русском тоже, есть адекватные люди, и есть идиоты, считающие, что в их проблемах виноваты люди другой национальности. Причём такое чувство, что идиотов намеренно плодят те, кому выгодна резня между нами.

Добавим, что опрос проводился с 6 по 8 августа. В нём приняли участие 1899 блогеров, оставивших 455 комментариев по теме опроса.

Напомним, эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин отмечает, что все эти многочисленные народы вовсе не ЛКН (лица кавказской национальности) на одно лицо, но очень и очень разные. «По всем параметрам. И различие между некоторыми не то даже, что между баварцем и пруссаком или испанцем и каталонцем, а не меньшие, нежели, скажем, между баском и вьетом. В том числе, и в смысле отношения к России и с Россией. Если та же Чечня комплиментарна русским и России не была никогда (есть на то разные причины), то уже народы Дагестана восприняли приход новых соседей на свою землю очень по-разному, а про осетин и говорить нечемо», - подчёркивает эксперт. «С черкесами же (или, как сами они обобщенно говорят, "адыгэ") и вовсе интересно. Этот многочисленный (а когда-то и очень многочисленный) и социально развитый (степень формализации феодализма и его этики сложнее японской, на которую весьма похож) народ кооперировался с русскими с незапамятных времен. Как минимум, с тех (хотя, скорее, еще раньше), когда князь Мстислав, победив касожского рикса Рэдэда , включил его дружину в свою и отвоевал у братоубийцы Ярослава вотчину, включая Чернигов, в награду выделив кавказским витязям, - родоначальникам множества знатных русских фамилий, - земли под поселение (кстати, в частности, и там где нынче стоят Черкассы). И потом кооперация не прекращалась. Настолько, что для православных князей (а потом и царей), считавших западных монархов себе не ровней, браки с черкешенками считались равнородными (вспомним хоть царицу Марию Темрюковну, во девичестве - кабардинскую княжну Кученей). И знатные черкесы, выселившись в Москву, органично вливались в московскую элиту, получая титулы и честно, не на жизнь, а на смерть служа России в самых разных ведомствах, с самого же начала воспринимаясь не как "понаехавшие", но как свои», - рассказывает эксперт.

«Пока черкесы традиционно лояльны России и русским, Кавказ не превратится в язву, которую нельзя залечить. Это, кстати, прекрасно понимают и в Лондоне, и в Вашингтоне, в Анкаре, где проект "Великая Черкессия" раскручивается уже давно, умело и очень, очень целенаправленно , но, по счастью, до сих пор безо всякого реального успеха. Благо, подавляющее большинство черкесов не идиоты, сознают, во что их хотят втравить и активно (как бы кто ни пытался) не втравливаются. Думаю, тем, кто об этом не знает, следует знать, тем, кто знает, но не думает, - если еще способен, - думать, а тем, кто думать не способен вовсе, по крайней мере, зарубить на своих истинно арийских носах. Мне же, наверное, все-таки стоит, пересилив себя, вновь пойти в народ с ликбезами. Ибо ученье свет, знание сила, а мы в ответе за тех, кого приручили», - резюмирует эксперт.

ВСЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РАТЬ

Зеркала Зазеркалья
В каждом народе есть два народа, в каждой нации - две нации.

Одна сторона представляет собой основные слои местного, коренного населения - вечных батраков, прислуги, лакеев, крестьян, пастухов, наёмных рабочих, то есть простолюдинов, ту самую всегда одурачиваемую и управляемую толпу плебса. Другая - представляет эти народы и нации в органах власти, в сфере экономики, банковского хозяйства, на международной арене, во всяческих фондах, союзах, движениях, а также во всякой культурной и общественной деятельности. Если первая сторона всегда многолика и пестра, и многообразна по своему составу, то вторая "странным образом" и удивительно отличается своим единством, схожестью. И не только внешним. Но, надо полагать, и внутренним, то есть родственными корнями и общностью происхождения.

И общностью задач, интересов. Это - мировая система Евреонала, ведущая планету к установлению легального Единого Мирового Правительства, то есть и по сути того самого еврейского Царства и господства богоизбранного народа над всеми остальными, что и записано в Библии и прочих документах мировой халдейской экспансии. В этом суть Зазеркалья. Истинная подоплёка международных событий, как и внутренней политики в том или ином государстве, тщательнейшим образом скрывается. Сознание основного населения Земли умышленно дезориентируется, подавляется, заполняется чепухой, дребеденью. При этом постоянно организуются кризисы, холеры и свиные гриппы, ужасы, катастрофы, теракты, локальные конфликты, межнациональные столкновения, где не брезгует ничем - от "подставных" провокаторов, до наёмных "террористов". И само собой разумеется, что вся система СМИ подконтрольна той же силе, действует по заранее заданному направлению - то есть каждый день интенсивно лжёт, нагнетает истерику, разжигает те же самые настоящие межнациональные конфликты. Переиначивает существо проблем, грубейшим образом искажает суть происходящего. И служит целям и задачам мировой сионитовой верхушки.

Таким образом, ярко выраженный еврей может быть и президентом Азербайджана, и президентом Российского еврейского конгресса, мусульманским лидером и представителем Эстонии в Евросоюзе. Смотрите сами.


Духовный лидер мусульман Кавказа, шейх уль-ислам гаджи Аллахшукюр Пашазаде - Юрий Каннер Президент Российского еврейского конгресса.

Духовный лидер мусульман Кавказа, шейх уль-ислам гаджи Аллахшукюр Пашазаде в письме к президенту РФ Дмитрию Медведеву выразил обеспокоенность в связи с беспорядками в Москве и других городах России на национальной почве.

Юрий Каннер
Президент Российского еврейского конгресса
Погром - русское слово, вошедшее в большинство европейских языков.
Дорогие друзья! Из ваших постов я узнаю, как много людей нуждаются в помощи благотворительных организаций. И такие сообщения я читаю особенно внимательно. Сейчас РЕК создает новые благотворительные программы. Поэтому я обращаюсь ко всем: и к тем кто нуждается в помощи, и к тем, кто хочет заниматься благотворительностью – пишите нам на сайт Российского еврейского конгресса: . РЕК – это площадка, где могут встретиться и те, и другие: мы аккумулируем средства спонсоров и направляем их нуждающимся в помощи.

Президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (ФНКА АзерРос) Союн Садыгов направил с письмом президенту России Дмитрию Медведеву, в котором выразил возмущение действиями националистов, учинивших беспорядки на Ленинградском шоссе и Манежной площади. В своем обращении он предлагает, в частности, провести спецоперацию по ликвидации экстремистов в городах России.

С присущей такого рода деятелям демагогий, Садыгов верещит о праве своих соплеменников и далее бесчинствовать по всем городам России, добавляя в букет этнопреступности свой особый "восточный" аромат. Он же и предлагает конкретно Кремлю в отношении русских провести такую же зачистку, какую федеральные силы проводят периодически на Кавказе против различных бандформирований.

Как говорится в тексте обращения, которое опубликовано на сайте ФНКА АзерРос, «национализм расползается по всей России». «По всей стране безнаказанно расправляются с людьми только за то, что они не являются русскими по национальности. Удивление вызывает тот факт, что никто из известных деятелей культуры и науки, лидеров политических партий не выступил, чтобы успокоить распоясавшуюся толпу, не высказал свое мнение о беспорядках», - отмечает Садыгов.
(И здесь и далее сей озабоченный азербайджанец нещадно несёт пургу и врёт, передергивает факты, поскольку вместе с ним вой против "фанатов" и "русских фашистов" по всей России подняли все иверо-алиенские организации, их лидеры, а также только ленивый не поднял лапу и не написал что-нибудь по этому поводу.)

«Лозунг «Россия для русских» опасен для нашей страны и может привести к непредсказуемым последствиям - к развалу нашей огромной многонациональной страны. Лозунги, подобные этому, звучали в 1989 году в Грузии, в 90-е годы в Югославии, и мы знаем, к чему они привели», - говорится далее в обращении.

...«Но те, кто был на Ленинградском проспекте и на Манежной площади не способны ни к сочувствию, ни к жалости, ни к конструктивным действиям. У них совсем другие задачи: они решили запугать власть, общество, представителей других национальностей, доказать, что им позволено все и они здесь хозяева», - заявляет Садыгов.

По его мнению, «они затеяли опасную игру для российского государства и общества». (А мы ведь знаем, кто на самом деле затеял "опасную игру для российского государства", кто и продолжает её со всем усердием и наглостью, и бесстыдством. Вспомним Левочку-нашиста рядом с милиционером Бирюковым и его, якобы русского фашиста, кривляния перед камерами и представителями мировой прессы.)

«Считаю, что правоохранительные органы обязаны выполнять возложенные на них обязанности и наказывать всех, кто совершает противоправные действия. Если на Кавказе успешно проводятся спецоперации по уничтожению боевиков и экстремистов, то, что мешает такую же операцию провести в городах России против таких же преступников», - заявил глава автономии.

Музыкант и мастер народных ремесел из Адыгеи считает, что сегодня фольклор исчезает безвозвратно.

«Если его не сохранять, сотрётся из памяти суть народной культуры, богатство нации, уйдут в небытие корни», - уверен Замудин Гучев .

В интервью сайт музыкант рассказал об адыгской скрипке, самурайской силе и зёрнах Тхагаледжа.

Ценность культуры

Замудин Гучев родился в 1953 году в Баксане. В 1979 году увлёкся плетением циновок, камнерезной резьбой. В 2000 году организовал музей-мастерскую адыгских народных инструментов. Худрук ансамбля адыгского аутентичного песнопения «Жъыу». Преподаватель по классу шичепшина на фольклорном отделении республиканской детской школы искусств им. Тлецерука. Дипломант Российской академии художеств.

Карина Кадиева, сайт: Недавно вы издали «Атлас черкесского шичепшина», над созданием которого трудились несколько лет. Стоит ли одна книга таких усилий?

Замудин Гучев: Такая книга стоит даже большего. История народных инструментов есть у каждого народа. У русских это история балалайки, у жителей Африки - барабанов, у японцев - сямисэна.

История черкесской культуры будет неполной без истории адыгской скрипки. В атласе не только история создания шичепшина, есть более 300 фотографий самых известных адыгских скрипок, которые хранятся в ведущих музеях мира.

Свой атлас я адресовал всем жителям планеты, которым интересно инструментальное искусство, людям всех возрастов: историкам и культурологам, школьникам и студентам, просто почитателям фольклорной музыки. Люди поймут, что не для всех важна стоимость нефти, и тогда они придут к культуре. Потому что это наша память, наши истоки и наша сила.

У адыгов есть легенда. Бог плодородия Тхагаледж даровал нартам три зерна проса, которые способны накормить целый народ. Он завещал беречь их, иначе наступит голод. Я бы сравнил эти зёрна с национальной идеей, которую мы, как нарты зерно, потеряли. Есть только один способ её возродить - через фольклор и народные промыслы.

Адыгский музыкальный инструмент «Шичепшин». Фото: АиФ/ Фото Надежды Гусевой

- Вы считаете, что Россия сильна национальной идеей?

Не только сильна, но ещё и богата. Расцвет любого искусства держится на личностях и национальной идее. Почему Россия всегда славилась своими музыкантами, композиторами, художниками, прикладниками? Тысячелетиями богатство и мощь страны создавались людьми разных национальностей. Таланты есть в каждом народе, а сколько у нас народностей - ни в одной стране мира столько нет. Что касается идеи, нам её не занимать, какие-то народности вошли в состав России раньше, какие-то позже, но суть от этого не меняется. Наша страна богатела не только людьми, но и их национальной культурой, языком, народными промыслами. Считаю, что в этом заключается сила и уникальность государства. Поэтому поддержка ремёсел - дело государственной важности. Ремёсла включают в себя культуру, просвещение, внешние связи, туризм, торговлю. То есть как минимум пять министерств сегодня должны быть заинтересованы в их расцвете.

Свято место

- Тогда почему именно народные промыслы переживают сегодня не лучшие времена?

Веками страна хранила это богатство, пронесла его через войны и революции. И уже более 20 лет, с начала перестройки, промысловое искусство России ведёт отчаянную борьбу за выживание. Хотя Россия остаётся, возможно, единственной в мире, где сохранился такой пласт национальной культуры.

В той же Европе, в Азии не ослабевает интерес именно к нашей культуре. Ансамбль адыгского аутентичного песнопения «Жъыу», которым я руковожу, - постоянный участник фольклорных фестивалей в Шотландии, Италии, России и Польше. Адыгские инструментальные наигрыши и старинные песни черкесов переполненные залы слушают в полной тишине.

- Вы хотите сказать, что миру не хватает гармонии без народной музыки?

Если мы не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Свято место пусто не бывает. Она уже идёт с экранов телевизоров, с рекламных конструкций, из СМИ, и не лучшего качества. Государство сегодня усиливает военную промышленность, занимается образованием. А на промыслы, которым не так много надо, денег найти не может. Об этом очень тревожно говорили и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, и народный артист России Иосиф Кобзон. И мне приятно, что в Адыгее, даже несмотря на кризис, понимают значение адыгской скрипки. Уже несколько лет в республиканской детской школе искусств ребята обучаются игре на шичепшине.

Замудин Гучев с учениками на праздновании дня республики. АиФ/ Фото Надежды Гусевой

Память народа

- Поэтому вы записали диск адыгских мелодий?

- Они не должны быть стёртыми из народной памяти. За основу диска взяты экспедиционные записи учёных-фольклористов трёх братских республик - Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Диск «Нартские пшинатли» - результат многолетнего труда ансамбля «Жъыу». В альбоме представлены основные циклы песен нартского эпоса: о мифическом кузнеце Худымыде Великом, сватовстве Орзамеджа, о подвигах Сосруко, юных нартах Патаразе, Ашамазе и Шабатнуко Могучем.

Причём песни исполняются на всех диалектах адыгских народов.

- Ваш знаменитый музей часто посещают зарубежные музыканты и учёные. Что лично вам дают эти визиты?

Я сталкиваюсь с интереснейшими загадками долголетия народного фольклора, которые заставляют задуматься об истории человечества. В прошлом году в Адыгею приезжали лингвисты-этнографы, профессора из государственного Хоккайдского университета Саппоро. Ехать в Адыгею супруги решили после того, как однажды в интернете увидели репортаж о шичепшинах, которые очень похожи на тонкорри - это щипковый инструмент самой древней народности Японии. Кроме того, и свои циновки айны изготавливали, как и адыги, из рогозы. Есть сходство и в орнаментах. Как мне потом рассказал профессор Ицудзи Тангику, сходство двух инструментов приближает его к пониманию загадки древней народности айнов, которые некогда жили и на территории России - в низовьях Амура, на Сахалине, на юге полуострова Камчатка и Курильских островах.

Выходит, народные инструменты - не просто сувениры и произведения искусства, это проводники в историю человечества.