1 из 9

Презентация на тему: Стрейт - эдж (straight – edge)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Возникновение Стрейт-эдж (straight edge - четкая грань, рубеж; сокращенно sXe) - молодежное движение, возникшее в среде панков как противовес традиционному панк-мировоззрению - «живи быстро, умри молодым». Эта философская субкультура, зародившаяся в 80-х годах, стала быстро набирать популярность среди молодежи, которая не хотела бесцельно тратить драгоценное время за бутылкой чего-то горячительного и размышлениями, что мир катиться в пропасть. Основным лозунгом движения 80-х годов стало «нет - наркотикам, курению, алкоголю и неразборчивому сексу», а в 1990-е стрейт-эдж уже включал в себя вегетарианство, веганизм, политическую и экологическуя активность, подразумевающую борьбу за права животных, кампании против абортов, расизма. Но борьбу не насильственную, а нравственную и моральную.Движение Straight Edge получило название от одноимённой песни группы Minor Threat, которые являются основоположниками этой культуры (лидер Ян Маккей).

№ слайда 3

Описание слайда:

Ценности Характерные черты движения:Straight Edge провозглашает понятие «позитивная молодежь»:отказ от любых наркотиков, даже самых слабых (алкоголь, никотин, теин, кофеин), само собой «привычные наркотики» - героин, кокаин, марихуана и.т.д.; здоровый образ жизни, занятия спортом; отрицание культа «свободной любви» и беспорядочных половых связей (первоначально многие straight"еры 80х отказывались от секса вообще, сейчас таких людей единицы); верность до гробовой доски однажды выбранному пути «прямой линии»; Антифашизмправдивость и честность по отношению к окружающим; постоянное расширение своего сознания (straight edge"р. всегда стремится сделать как можно больше позитивного и постоянно пополняет свои знания разнообразной полезной информацией); вегетарианство - мясо убитых животных (имеющих точно такое же право на жизнь как и люди) является вредным для здоровья продуктом, с ним передаются многие заболевания, в том числе и смертельные; веганство (нежелание быть участником убийства, активное участие в защите прав животных) (не является обязательным).стремление быть позитивным не только в своих поступках, но и прежде всего внутри самого себя - в собственных душе, разуме и сердце (впрочем, внутренняя и внешняя стороны плотно и неразрывно взаимосвязаны). Такими возникли и оформились в 80-х основные постулаты Straight Edge, которые распространились с тех пор по всему миру и снискали себе десятки тысяч фанатичных последователей.Наиболее популярным и по сегодняшний день это движение остается на своей родине в США.

№ слайда 4

Описание слайда:

Формы активности Прежде всего straight edge"р - это сильный жесткий человек с активной жизненной позицией, честный и праведный; индивидуал, знающий истину и борющийся за нее; несгибаемый воин со стальной волей, верный своим идеалам до последнего вздоха (недаром одна из самых распространенных SE татуировок гласит «True till death» - «Истинный до смерти»). Своим образом жизни и поведением приверженцы субкультуры пропагандирует ее ценности.Сторонники движения принимают участие в музыкальных концерт в стиле панк.

№ слайда 5

Описание слайда:

Особенности одежды Стрейт-эджеры не имеют особенного, отличающего их от других, стиля одежды. Разве что только использование креста («X») или аббревиатуры «sXe». Крест рисуют или набивают на тыльной стороне ладони. Этот символ в конце 70-х охранники в клубах ставили на руку несовершеннолетним посетителям. При наличии креста бармен не имел права наливать подростку спиртное. Стрейт-эджеры стали наносить крест на свои руки специально, чтобы показать, что они сознательно отказываются от спиртного и далее - символически - от всего, что может разрушить тело, душу или сознание. Один крест может быть заменен тремя - ХХХ - символом трех НЕ: не пить, не курить, не заниматься сексом без разбора. Даже в никах, которые используют при виртуальном общении в сети «правильные» панки, кресты обязательны: x_LOSER, х_No_name_х, х-oXana-х. На футболках стрейт-эджеров можно увидеть надпись DRUG FREE («свободен от наркотиков») или POISON FREE («свободен от яда»).

(от англ. straight edge - прямая грань, рубеж; сокращенно sXe) - 1) молодежное движение, возникшее в среде панков, но противопоставившее их образу жизни и поведения призыв отказаться от привычек, которые разрушают человека физически и духовно; 2) субкультура молодежи, построенная на отрицании употребления любых алкогольных напитков, табака, а также любых других наркотических веществ в целом. В некоторых случаях сюда входит ведение вегетарианского и веганского образа жизни, отказ от использования кофеиносодержащих продуктов, медикаментов и беспорядочных половых связей.

Возникновение субкультуры стрейтэйджеров связывается с песнями группы Minor Threat начала 1980-х гг., одной из которых является одноименная «Straight Edge». Среди других примеров схожих настроений находится песня «Keep It Clean», написанная английской панк-группой первой волны The Vibrators, а также «I’m Straight» из сборника Troublemakers (1980 г.) группы музыканта Джонатана Ричмана, The Modern Lovers, в которой выражался отказ от наркотиков. Наиболее близким жанром, связанным с музыкой в стиле straight edge, являлся панк-рок. Члены движения straight edge этого периода зачастую поддерживали изначальные идеи панка, такие как индивидуализм, презрение к работе и учёбе, а также взгляды вида «живи настоящим моментом» (O"Hara, 2001).

Наибольшее распространение данная субкультура получила с началом 1990-х гг. в США и Канаде. Субкультура изначально основывалась на идеале человека, который напрямую будет выражать свои мысли, не будет скован нормами, отсутствием толерантности, вплоть до проявления агрессии. Примерами таких взглядов являлись неприятие тех, кто не относится к движению, более заметная гордость своими взглядами и готовность применять насилие для продвижения «непорочного образа жизни».

Straight edge - субкультура, не предполагающая саморекламу или навязывание sXe-образа жизни окружающим, поэтому у сторонников движения нет каких-либо предпочтений в одежде, прическе и т. п. Однако это не означает полное отсутствие знаков принадлежности к группе, в качестве символики движение используется знак «Х». Символ «Х» является самым известным символом straight edge и нередко наносится на тыльную поверхность кисти руки, хотя существуют и исключения. Некоторые последователи straight edge также носят одежду и значки с соответствующей маркировкой. Крест рисуют или набивают на тыльной стороне ладони. Этот символ в конце 1970-х гг. охранники в клубах Англии ставили на руку несовершеннолетним посетителям, идущим на концерты. При наличии креста бармен не имел права наливать подростку спиртное. Такой же крест, но уже добровольно, рисовали себе приверженцы Straight edge. Один крест может быть заменен тремя - ХХХ - символом трех НЕ: НЕ пить, НЕ курить, НЕ принимать наркотики. Надпись DRUG FREE («свободен от наркотиков») или POISON FREE («свободен от яда») часто используется на одежде.

Идеи стрейт-эджа в начале 1990-х гг. подхватили различные социально-политические организации и субкультуры. Так появились Hardline Straight Edge (радикальный), Straight edge-скинхеды, MILITANT PRO-Life Straight Edge (милитаризированный) и NS/WP Straight Edge (национал-социалистический).

Hardline Straight Edge. Это радикальная ветвь субкультуры. Ее последователи не употребляют не только алкоголь и никотин, но и отказались от употребления кофеина, теина, а также лекарственных препаратов без жесткой необходимости в них. Кроме того, они не едят мясо и не носят изделия из меха и кожи. Оригинальная эмблема движения был «X» (символ, чаще всего связываемый с движением straight edge). Так же часто изображались перекрещенные винтовки М16.

Straight edge-скинхеды (sXe Skinheads) - скинхеды, симпатизирующие движению Straight edge и разделяющие некоторые его аспекты. Эти люди образовали, по сути, самостоятельное движение, содержащее в себе элементы традиционного sXe и Hardline sXe.

Мировоззрение NS/WP Straight Edge сводится к признанию некоторых элементов традиционного sХe и Hardline жизненно важными для сохранения нации и расы, а также реальным оружием в борьбе за их сохранение. Отказ от слабостей является еще одним шагом на пути к совершенству, к сверхчеловеку. Кроме того, эти стрейт-эджеры - сторонники расовой сегрегации.

MILITANT PRO-Life Straight Edge. Представители Милитанта придерживаются позиции о том, что Straight Edge - единственно правильная идеология и ее нужно насильственно прививать всему обществу. Основной лозунг: «Кто не с нами - тот против нас!».

Отмечается, что стрейтэджеры часто испытывают комплекс превосходства, выраженный в максимально грубой форме. Стрейтэджеры могут вести себя чересчур агрессивно, хотя случается такое в основном на танцполе. Для них характерна любовь к физическому насилию, впрочем обычно выражающаяся в танце (лэм- и мош-танцах).

Интересно, что в танцевальных па инстинктивная склонность стрейтэджеров удачно сочетается с их врожденным стремлением маркировать себя определенными символами. Исследователями даже выделяется список любимых движений стрейтэжеров в танце:

- «Мельница». Внешне этот процесс похож на детские попытки драться, широко размахивая кулаками. Руки здесь вращаются вдоль тела, как лопасти мельницы, кулаки сжаты.

- «Бокс с полом». Движения руками, направленные вниз; также напоминают стирку белья.

- «Стена смерти». Командный элемент моша: ряд стрейтэджеров со сцепленными руками двигается как единый организм (Стрейтэйджеры, Электронный ресурс).

Таким образом, стрейтэджеры являются субкультурой, тесно связанной с музыкальным жанром и клубными практиками молодежи, при этом он опирается на набор ценностных ориентаций, в свою очередь являющимися протестом против социальных пороков общества. В целом, культура предполагает агрессивное поведение к людям, не входящим в нее, но при этом не переходящее непосредственно в насилие.

Лит .: Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Новак, М. В., Игнатов, М. А. (2014) Субкультуры в современной России и визуальное потребление: региональный аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. Вып. № 9 (180). Т. 28. С. 144–152; Стрейтэйджеры // [Электронный ресурс] Сайт исследования молодежных субкультур «Хипстеры.ру» URL: http://hipsterstyle.ru/ (дата обращения 12.12.2015); O"Hara, C. (2001)The Philosophy of Punk: More Than Noise. / AK Press. 172 p.; Straight Edge: трезвый взгляд на панк-культуру // [Электронный ресурс] Новостной сайт «Redbull» URL: http://www.redbull.com/ru/ru/music/stories/1331632869590/straight-edge$ (дата обращения 12.12.2015).

Стрэйт-эйдж (Straight Edge) в переводе с английского языка означает «четкая грань». Свое название субкультура позаимствовала из творчества группы Minor Threat, а ее лидер Ян Маккей считается основоположником движения.

Данная субкультура является ответвлением хардкора. Возникновение стэйт-эйджа это своеобразная реакция на сексуальную революцию, пропаганду вседозволенности и распущенности в среде панковской субкультуры. Последователи стэйт-эйджа намеренно отказываются от курения, употребления алкоголя и наркотиков. Многие из них придерживаются вегетарианства, не пьют кофе и даже не пользуются лекарствами.

Самым распространенным символом субкультуры стрэйт-эйдж является знак «Х». Зачастую его можно увидеть на тыльной стороне ладони. Как известно из СМИ, история возникновения данного символа такова. Группа The Teen Idles должна была выступать в клубе. Так как музыканты были слишком молоды для употребления алкогольных напитков, им на руки нанесли большие черные метки «Х», мол, спиртное им продавать запрещено. После этого случая система подобных отметок распространилась во многих клубах. А черные кресты на ладонях стали символичны для приверженцев стрэйт-эйджа. Можно также встретить вариант из трех черных иксов. Некоторые музыкальные группы добавляют к своим названиям знак «Х».

С начала восьмидесятых годов прошлого века многие американские группы начали записывать песни-пропаганды против употребления наркотиков и ведения беспорядочной жизни. С другой стороны, эти группы из направлений рок, панк и хардкор придерживались панковской идеологии, индивидуализма, презирали социальные нормы.

С восточного побережья США стрэйт-эйдж быстро покатилось по стране и добралось до западного побережья. По началу группы из субкультуры выступали на смешанных концертах. Но вскоре численность последователей разрослась настолько, что отделение самобытной культуры стэйт-эйдж стало очевидно всем.

Уже в середине восьмидесятых стэйт-эйдж оказывало большое влияние на вкусы молодежи. Тогда же зародилась любовь к вегетарианству внутри культуры, об этом даже были написаны песни. Все это сопровождалось борьбой за защиту животных. В начале девяностых последователи субкультуры стали более откровенны, громогласны и агрессивны. Свои идеи и стандарты они готовы были не только защищать, но и навязывать буквально кулаками. Возникло направление «хардлайн», пропагандирующее биоцентризм. Как видно из названия, эта идеология предписывает человеку ставить интересы живой природы превыше всего (хотя некоторые ошибочно поняли это как признаки фашизма и даже нашли сходство со ).

В двухтысячных страсти поулеглись. Ажиотаж, производимый субкультурой, несколько уменьшился. В течение влились новые коллективы и группы, а музыка стала еще более разнообразной, появились элементы металла.

Сегодня стрэйт-эйдж продолжает жить своей жизнью. К числу групп этого направления можно отнести Black My Heart, Rise Against, xCurraheex, xAFBx, Vitamin X, Stick to Your Guns и многие другие.

Со временем, новыми сторонниками в Straight Edge культуру были привнесены элементы, ранее ей не свойственные. Например, насилие, как метод пропаганды своих взглядов; вегетарианство, веганизм, элементы различных религиозных мировозрений, Pro-Life, НС/ВП идеи, антифашизм и пр. Это абсолютно нормальный процесс, не будь которого sXe кануло бы в небытие. В этой статье мы рассмотрим основные ответвления и тенденции развития sXe культуры максимально объективно и непредвзято, дабы не быть обвиненными вражиной во лжи и попытках «спиздить чужой ярлык». Думайте сами.

В начале 90-х сформировалось новое, значительно отличающееся от ортодоксального sXe, движение - Hardline Straight Edge . Его корни уходят в южно-калифорнийскую панк/хардкор сцену. Окончательно идеологию Hardline сформировал Шон Муттаки (Sean Muttaqi) - участник группы Vegan Reich. Символом Хардлайн движения стал крест с перекрещенными в нем винтовками М-16. В последствии крест был убран.
Последователи философии Hardline занимали более радикальную, нежели sXe, позицию по отношению к наркотическим веществам. Помимо нелегальных и легальных наркотиков (алкоголя, никотина) они отказались от употребления кофеина, теина, а также от лекарственных препаратов без необходимой потребности в них. Кроме того, хардлайнеры следовали строгому диетическому режиму основанному на уважении невинной жизни (т.е. были вегетарианцами или веганами). Также хардлайнеры придерживались Pro-Life идеологии, выступая против абортов (в этом одно из отличий Hardline от sXe - для последних характерна позиция Pro-Choice ), исследований стволовых клеток, клонирования. Гомосексуализм считался противоестественным явлением, преступлением против природы. Иными словами, философия Hardline опиралась на защиту природы (Pro-Life, борьба за права животных), а также на глубокие нравственные и моральные убеждения (отказ от порнографии и пр.). Хардлайнеры занимали весьма консервативную позицию по отношению к сексу. Секс до брака осуждался. Также существовала идея о том что естественное назначение секса лишь в продолжении рода, но большинство хардлайнеров считали секс ради удовольствия в рамках преданных отношений с одним партнером «потенцеальным произведением потомства». Из-за ненависти к гомосексуализму, Pro-Life, а также отсутствия толерантности Харлайн всегда имел натянутые отношения с родственными субкультурами (в частности со sXe), в следствии чего движение по сути пошло своим путем. Многие хардлайнеры решили, что их философия и Стейт Эйдж это две совершенно разные вещи. В итоге Хардлайн разошелся с хардкор сценой, но благодаря мощной информационной пропаганде, вербовалось много народа, которые не принадлежали хардкор-субкультуре и которые стремились становиться активистами, а не хардкорщиками. В Теннесси стал издаваться журнал Vanguard («Авангард» - официальный печатный зин Хардлайн движения) имевший сильное идеологическое влияние в движении.
Муттаки увлекался различными религиями, но в итоге пришел к выводу, что больше всего его взглядам соответствует радикальный исламизм. Он создал хардлайн-движение «Люди Ислама» , в котором выразил свои убеждения.

На идеи веганизма Муттаки повлиял английский панк Крыс (Rat) являющийся участником групп Statement, Unborn, Talisman. Неизвестный никому Крыс уже к середине 80-х сформулировал понятие Vegan Straight Edge , однако он мало что делал для распространения идей Vegan sXe, в отличии от Муттаки, который активно пропагандировал эти идеи. Стоит отметить что в это же время вокалист группы Youth of Today Рэй Каппо (Ray Cappo) только начинал прививать вегетарианство к движению sXe, после его вступления в Общество Сознания Кришны. Люди выступавшие за освобождение животных, но расходившиеся с хардлайнерами в некоторых их принципах основали Веган Стрэйт Эдж. Для сторонников этого направления неотъемлемой частью стало вегетарианство. Некоторые пошли ещё дальше и пришли к веганству - отказу от любых продуктов животного происхождения, а также полученных в результате эксплуатации животных (молоко, яйца, одежда и обувь из шерсти и кожи животных). Обоснованием вегетарианства/веганства стала не забота о здоровье, а нравственная причина - нежелание принимать участие в убийстве животных.

Cуществует множество людей, разделяющих радикальные взгляды Hardline, но не поддерживает методы борьбы, зачастую связанные с насилием. Те, кто не приемлет насилие, но придерживается достаточно радикальных sXe взглядов, относят себя к Softline Straight Edge . Softline совмещает в себе идеи ортодоксальных sXe с некоторыми идеями Hardline sXe. Т. е. софтлайнеры не употребляют наркотики, алкоголь, никотин, кофеин, теин, не имеют случайных или беспорядочных половых связей, выступают в защиту прав животных, придерживаются вегетарианства, либо веганства. Их борьба сводится к ненасильственной пропаганде своих взглядов посредствам интернета, издания соответствующей литературы и т.д., борьбе за права животных, борьбе против вивисекции, бойкотирования продукции противоречащей их убеждениям.

Своеобразным антиподом Softline по части пропаганды своих взглядов является наиболее радикальное течение - Militant Straight Edge . Милитант уверены, что существует только одна истина - Straight Edge. Милитант являются ярыми приверженцами Pro-Life идей. Большинство из них веганы. Они не терпят никаких компромиcсов, практически всегда их борьба сопрежена с насилием, в следствии чего, милитант снискали к себе негативное отношение традиционных стрейтеров (как уже говорилось выше, сторонников Pro-Choice). Методами борьбы Милитант зачастую являются акции прямого действия: погромы алкогольных, меховых и порномагазинов, акции в защиту прав животных и т.д. В США были случаи нападения на курильщиков. Иногда Милитант еще называют Hate Edge. Связанно это с тем, что традиционные sXe считают их, как и хардлайнеров, чуть ли не фашистами, из-за их методов пропаганды своих взглядов.

Straight Edge со временем привлекал новых сторонников, с различными взглядами на определенные аспекты нашей жизни. В числе этих сторонников оказались и люди придерживающиеся NS/WP идеологии, которые сочли многие элементы Straight Edge близкими себе по духу. Эти люди образовали по сути самостоятельное движение, содержащее в себе элементы традиционного sXe, Hardline sXe, а также NS/WP идеи.
Философия НС стрейтэйджеров сводится к признанию некоторых элементов традиционного sХe и Hardline жизненно важными для сохранения нации и расы, а также реальным оружием в борьбе за их сохранения. Алкоголь и прочие наркотики рассматриваются как средства, с помощью которых система контролирует общество, превращая его в безвольную биомассу. Отказ от слабостей является еще одним шагом на пути к совершенству, к сверхчеловеку. Кроме того, хейтэйджеры разделяют идеи Pro-Life, а также являются сторонниками расовой сегрегации, т.е. являются расиалистами, либо расистами, выступающими против процесса расового смешения, который противоречит законам природы. Гомосексуализм также приравнивается к преступлению против природы. Наибольшее развитие это движение получило в США (во многом за счет развитой hatecore сцены), а также в некоторых странах Европы.

В России, среди ультраправых, Стрейт Эйдж с каждым днем набирает популярность и имеет большой потенциал. Людям надоело бухать на концертах.
Известно, что члены БТО (в том числе Дмитрий Боровиков, погибший от рук карателей системы, а Алексей Воеводин (СВР), даже будучи в тюрьме, не курит, не употребляет алкоголь, чай, кофе, не ест мясо, рыбу и пр.) являлись стрейтэйджерами.

Стоит отметить, что отношение к стрейтерам придерживающихся NS/WP взглядов варьируется от негативного (со стороны аполитичных стрейтеров) до крайне враждебного (со стороны стрейтеров придерживающихся антифашистских взглядов). Антифа утверждают, что никакого NS sXe быть просто не может, что Straight Edge никогда небыл подвержен «расовым предрассудкам» (этим термином антифашисты называют попытки следовать естественным законам природы), что sXe и правые взгляды несовместимы и т.д. В свое время те же реплики звучали и в адрес хардлайнеров и милитант, однако, так как они не придерживаются враждебной антифашистам идеологии, последние готовы признавать их сушествование, несмотря на то, что и Хардлайн, и тем более Милитант во многом противоречат традиционному sXe.

Субкультура STRAIGHT EDGE: жизнь без пороков

А.А. Брешин

В статье представлены результаты полевого исследования молодежной субкультуры Straight edge, проведенного осенью 2008 года в Москве. Целью проекта является характеристика представленной субкультуры, ее поведенческих аспектов, культуры, системы ценностей, языка, символики. Задачи исследования можно условно разделить на два блока: гносеологические и аксиологические. К первому блоку относится описание субкультуры, ее исторической динамики, а также выявление того, как существует субкультура сегодня в контексте современного мегаполиса. Ко второму блоку задач относится анализ проблемы выбора и определения системы ценностей представителей субкультуры. Использовались методы включенного наблюдения, глубинного интервью и анализа документов. При включенном наблюдении факты и результаты наблюдения фиксировались в журнале в качестве полевых заметок. Данный метод был выбран в качестве основного из-за специфики изучаемой аудитории – многие из представителей субкультуры отказывались участвовать в опросах и неохотно шли на контакт, отвечая на вопросы, связанные с деятельностью в субкультуре. Для понимания того, что представляет собой субкультура Straight edge изнутри и описания данного феномена использовались теоретические основы социологии повседневности и понимающей социологии, согласно которым для детального изучения субкультуры поэтапно выстраивались доверительные отношения с ее представителями.

История возникновения

Современные молодежные субкультуры – это пестрый веер социокультурных возможностей, которые не попали в поле официальной культуры, но живут и развиваются своей уникальной жизнью внутри молодежных образований. Каждому культурному периоду соответствуют свои субкультурные тенденции, образы, идеалы. Это естественный процесс, который включен в социокультурную динамику общества. Ведь молодежная субкультура – это социальное явление, реакция на развитие общественных отношений, институтов и процессов. В данной статье мы не будем рассматривать причины и историю развития молодежных субкультур, отметим только, что середина и конец 1980-х годов оказали колоссальное влияние на молодежь того времени.

С появлением панк-рока в умах американской и английской молодежи произошел коренной переворот. Одним из ярких и, вместе с тем, амбивалентных образований панк-рок-сцены того времени стала субкультура Straight edge (англ. "четкая грань", сокращенно sXe). В разговорном языке это выражение обозначает «проверочную линейку». Это философское ответвление панк-культуры, политико-мировоззренческое движение, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая узаконенные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные для всего панк-движения.

Изначально возникший в среде американских панк-рок-исполнителей как призыв против популяризации образа «грязного, вечно непросыхающего панка», Straight edge быстро превратился в этико-мировоззренческое движение, ставящее на первое место идею самоконтроля и личной свободы: в начале 1980-х годов он стал довольно распространен среди американских панков-антифашистов, особенно в Вашингтоне и Бостоне, где образовались очень мощные хардкор-сцены . Музыка, которая, по мнению стрэйтэйджеров, должна выражать собой протест против насилия (в основном против фашизма, сексизма и возрастной дискриминации), загрязнения окружающей среды, нездорового образа жизни, – это музыка хардкор. Хардкор (англ. Hardcore) – ответвление панк-рока, основными признакам которого являются: короткие и быстрые (1–1, 5 минуты) песни, социальная лирика, нарочитая немелодичность. Как музыкальный жанр хардкор зародился в США в конце 1970-х – начале 1980-х годов.

Парадоксально, но субкультура sXe, являющаяся, по сути, продолжателями панк-рок культуры – это полная ее противоположность. Идеология Straight edge отрицает употребление любых запрещенных или легальных наркотических веществ, в том числе алкоголя, кофеина, никотина, а также психоактивных веществ в нелечебных целях. Помимо всего прочего, запрещается вступать в беспорядочные половые связи, а в наиболее радикальных ответвлениях sXe, таких как Hardline PRO-LIFE и Militant (об этом будет упомянуто ниже), половые отношения вообще запрещены до брака.

Одним из символов движения Straight edge стал косой крест. Именно поэтому он присутствует в сокращенной аббревиатуре «sXe». История этого креста восходит к двум моментам. Во-первых, при входе в ночные клубы на панк-концерты охранники ставили на руку несовершеннолетним крест трудно смывающейся краской. При наличии креста бармен не имел права наливать подростку спиртное. Во-вторых, оказала влияние группа Minor Threat – одни из основателей sXe-движения. В 1981 году в альбоме этой группы впервые прозвучала песня Straight edge, раскрывающая смысл данного направления. А на обложке того же альбома был изображен человек со скрещенными на груди руками, на которых черным маркером были нанесены кресты. По подобию отцов-основателей – Minor Threat – стрэйтэйджеры стали татуировать крест на своих руках, чтобы показать, что они сознательно отказываются от спиртного и далее – символически – от всего, что может разрушить тело, душу или сознание. Стрэйтэйджеры рисовали крест на тыльной стороне ладони на концертах в знак того, что они не желают мириться с присутствием пьющей и курящей молодежи. Современные сторонники идей sXe используют крест даже при виртуальном общении в сети, например: x_BOB, х_No_name_х, х-Link.

Straight Edge: направленность протеста

Straight edge позиционирует себя как протестное, но никак не контркультурное движение. Если панк-рок – это протест против общества, его правил и норм, то Straight edge – это протест против индустриализации общества и нездорового поведения молодежи в этом обществе.

«Все мы пришли к этому образу жизни из протеста, из-за недовольства разрушающим поведением людей: употреблением наркотиков, алкоголя, дискриминацией по половым, религиозным, возрастным и т.д. признакам» [Дмитрий].

За основу берется протестный характер панка, однако и сам панк подвергается критике:

«Панк-рок изначально был протестом, он нес в себе очень деструктивный заряд, и, кроме того, вскоре он превратился из спонтанного восстания против общества в то же самое общество мэйнстрима» [Виктор].

«Если панк всегда ассоциировался с опустившимися подростками-наркоманами, то хардкор (и как результат, sXe) ассоциировался со здоровым образом жизни» .

Неотъемлемым элементом данной субкультуры является здоровый образ жизни и занятия спортом, в частности экстремальными видами спорта (скейтборд, сноуборд, BMX и др.).

«Катание на доске удачно вписывалось в доктрину свободного от наркотиков и алкоголя образа жизни... вообще, спорт, вырабатывающий в человеке волю и позитивный взгляд на вещи, имеет большое значение для стрейтеджеров» .

Течения и ответвления Straight Edge

Следует отметить, что в конце 1980-х годов движение sXe пошло на спад. Однако уже в начале 1990-х Straight edge возродился, но в несколько иных интерпретациях. Субкультура Straight edge разделилась на несколько направлений: на более радикальные Hardline и Militant Pro-Life Straight Edge (или военизированные стрэйтэйжеры) и более либерально настроенные Softline. При этом Softline является преобладающим направлением, есть точка зрения, что Softline представляет собой суть Straight edge, идентифицируется с ним.

Радикализм первых выражался как в музыке (вокал становился более надрывным, тексы еще более политизированными и социально окрашенными), так и в социальной позиции. Согласно идеологии хардлайнеров (от англ. Hardline – жесткая линия), аборты, вивисекция, половая и возрастная дискриминация являются пороками, разрушающими современный мир. Все представители этого направления разделяют про-лайф убеждения (от англ. Pro-Life, т.е. позиция сохранения жизни в ее первозданном виде), выступают с жесткой критикой расизма, национализма, а также борются против загрязнения окружающей среды. Последователи Hardline признают секс лишь в качестве средства воспроизведения человеческого рода, а порнография, по их мнению, это продукт, растлевающий умы людей, он должен быть уничтожен. Для своей борьбы они создают группы единомышленников, именуемые «chapters» («ячейки»). Эти группы ставят своей целью пропаганду идей Hardline и организацию движения сопротивления. Их деятельность не заканчивается на простой пропаганде идей Straight edge. Именно «ячейки» проводят различные акции: погромы магазинов с алкоголем, порнографией, мехами и изделиями из кожи, погромы кофе-шопов, т.е. магазинов, где продаются легальные наркотики, разгромы офисов компаний, которые ставят эксперименты над животными. Но акции хардлайнеров далеко не всегда носят насильственный характер. Зачастую участники направления Hardline устраивают лекции и концерты, посвященные темам веганизма.

Большинство хардлайнеров являются веганами (Vegan sXe) – сторонниками веганизма, одного из радикальных ответвлений вегетарианства, характеризующегося, в частности, отказом от использования изделий, содержащих кожу, мех, шелк, шерсть. Веганы также отказывают себе в употреблении меда, кофеина, продуктов, в состав которых входят компоненты, полученные из животных продуктов (например, желатина, глицерина), а также продукции, которая проходила тестирование на животных (например, косметики).

Straight edge имеет несколько течений, мутировавших в крайне радикальную сторону. Таким, например, является движение Ultra Militant Straight Edge – это воинствующие стрэйтэйджеры, которые занимаются борьбой за здоровый образ жизни насильственным путем. Они могут подойти на улице к курящему или пьющему алкоголь человеку и начать драку, мотивируя это тем, что вид пьяного негативно влияет на окружающих и подает плохой пример молодому поколению. Однако представителей данного движения очень немного. Одним из центров Ultra Militant Straight Edge считается Бостон, где за хардлайнерами ведет пристальное наблюдение специальный отдел полиции по молодежным группировкам. Как показало исследование National Geographic, творческая группа которого в 2007 году сняла документальный фильм про Straight edge, многие сторонники подобных радикальных ответвлений с течением времени покидают движение и становятся просто веганами или стрэйтэйджерами. Это, как правило, связано с расколом движения на мелкие группировки, а также с отсутствием лидеров (зачастую их просто сажают в тюрьму за нападения или нарушение порядка). Известно, что в США адепты Ultra Militant Straight Edge после распада их движений через год превращались в наркоманов и пьяниц, что подчеркивает псевдоидейный характер данного течения.

Если Hardline и Militant Pro-Life утверждали, что в этом мире есть лишь одна объективная истина – это учение Straight Edge, то сторонники Softline говорят о том, что это личный выбор каждого.

Straight Edge сегодня

В настоящее время субкультура Straight edge очень распространена на Западе и в России. Наибольшей популярностью среди молодых сторонников здорового образа жизни пользуется движение Softline sXe (от англ. "мягкая линия" или "нестрогий курс"). Данное течение не поддерживает методы борьбы, связанные с насилием или являющиеся нелегальными.

Софтлайнеры, как заявляют они сами, не стараются встать в оппозицию хардлайнерам:

«Софтлайн формулирует новую концепцию борьбы, неагрессивную и не приемлющую насилие ни в каких его проявлениях, но твердо поддерживающую позицию sXe» [Роман].

Softline совмещает в себе этику традиционного sXe с некоторыми чертами этики Hardline. Софтлайнеры не курят, не употребляют наркотики, алкоголь, кофеин и не имеют случайных или беспорядочных половых связей. Кроме того, софтлайнеры борются против дискриминации по расовому, национальному, половому или возрастному признаку. Они выступают в защиту прав животных, проводя различные акции и пикеты. Софтлайнеры зачастую являются либо вегетарианцами, либо веганами.

По мнению многих стрэйтэйджеров, пропаганда имеет насильственный характер, поэтому осуществляется она через специальные издания – так называемые «зины» (сокр. от англ. мagazine, т.е. журнал). «Зины» издаются в формате DIY (do it yourself – "сделай сам") и представляют собой некоммерческие, выпускаемые за собственные средства иллюстрированные журналы. Тематика этих журналов посвящена хардкор-музыке, борьбе с фашизмом, концертам и акциям протеста. Также большая часть уделяется теоретической части течения Straight edge. Наиболее популярные московские журналы – «Арматура», «ИМХО»; в них может печататься любой представитель движения sXe.

Следует отметить, что формат DIY, зародившийся изначально в панковской среде, характерен в целом для субкультуры Straight edge. Это проявляется также в музыке, одежде. Если ты музыкант, то не должен издаваться на коммерческих лэйблах и записываться на дорогих звукозаписывающих студиях. Всё, что порождает коммерцию – растлевает умы людей и отдаляет тебя от «настоящего» искусства. Поэтому, собирая небольшие залы клубов и записывая свою музыку в гаражах и подвалах, стрэйтэйджеры делают это в первую очередь для себя и своих единомышленников.

Большой популярностью среди участников субкультуры пользуется московский клуб Джерри Рубена, определяющий свою деятельность как творческое объединение, имеющее целью экологическое воспитание молодежи. Там часто проходят концерты ведущих команд – сторонников идей Straight edge.

Устраиваются акции по бойкотированию продукции компаний, связанных с эксплуатацией животных, их убийством и т.д.; эти акции зачастую напоминают акции движения Green Peace. Однако их отличительной чертой является то, что Green Peace давно воспринимается как политическая организация, тогда как движение sXe выступает против политики.

Одна из наиболее распространенных практик, которые проводят сторонники идей sXe – это акции «Еда вместо бомб» или «Food not bombs». Подобные акции зародились в США, но нашли свое распространение и в Европе, и в России.

«Еда вместо бомб» – это неформальная самоорганизующаяся инициатива: группы людей готовят вегетарианскую и, чаще всего, веганскую (без использования любых продуктов, получаемых от животных) еду и отдают ее тем, кто хочет есть – в основном бездомным и просто бедным людям, но иногда – на концертах и уличных праздниках, митингах, собирая деньги и продукты в помощь .

Интересно отметить, что принципы акции очень похожи на принципы акций флэшмоба, то есть несут в себе самоорганизующийся и неформальный характер . Акции не планируются из некого «единого центра», так как его просто не существует.

«Каждая группа и каждый участник Еды вместо бомб говорит за себя. Если какая-то группа или участник говорит за кого-то еще – он/она/они знают что делают. У нас нет "главного" и нет единого "центра управления". Разные люди в разных группах видят и делают всё по разному, хотя мы разделяем общие принципы, такие как готовка вегетарианской еды, неиерархичность и т.д.» .

Данный факт подчеркивает еще раз тезис о том, что современные молодежные субкультуры не декларируют протест против социокультурной системы, но развивают ее альтернативными способами.

Проводя включенное наблюдение среди московских стрэйтэйджеров, мы постарались определить портрет современного стрэйтэйджера. Это молодой человек в возрасте примерно от 18 до 30 лет, проживающий в крупном городе или мегаполисе: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Как правило, стрэйтэйджеры получают высшее образование, совмещая учебу с работой. Straight edge для них – это образ жизни и образ мыслей, а музыка, которую они играют (хардкор), – скорее хобби, нежели идеология. Вне работы и учебы, они занимаются музыкой, устраивая концерты. Многие из них ведут антифашистскую деятельность, распространяя листовки, проводя антифа-акции в виде демонстраций и пикетов. Как правило, данные акции носят легальный и неполитический характер. На многих московских стрэйтэйджеров фашистские группировки ведут охоту, именно поэтому имена в данной работе изменены. Однако это не останавливает сторонников здорового образа жизни в ведении антифашистской борьбы. Как сказал один из них, «антифашизм – это не движение... просто людям надоели уже эти расовые притеснения со стороны кавказцев, некавказцев, русских и т.д., это реакция определенной группы людей на то, что сегодня творится в обществе» [Роман].

Василий М., стрэйтэйджер (очерк)

Один из наших информантов, Василий М., или Вася Гиг, как называют его в софт-лайн-тусовке, – молодой человек 20-ти лет; учится на географическом факультете одного из московских вузов. Сегодня у него выходной день и вместо того, чтобы как обычно собираться в музыкальный магазин, где он подрабатывает продавцом в свободное от учебы время, Василий идет на «репу», т.е. на репетицию своей группы. Вася живет с родителями, которым, по его словам, не с первого раза удалось объяснить смысл того пути, который он выбрал.

«Да, было много конфликтов и много непонимания. Родители, видя, с одной стороны, положительные аспекты моего выбора, всё равно относились с большой долей недоверия к музыке, которую я играю, к моим друзьям, к концертам, которые мы устраиваем. Они думали, что это какая-то секта, в которую меня случайно втянули. Говоря по правде, я не рассчитываю на то, что они когда-то смогут постичь смысл наших действий. Поколению, воспитанному в советское время, это просто не дано. Да, сейчас они смирились с образом жизни, который я выбрал, потому что мне удалось доказать своими действиями и своим упорством, что это мой выбор. Когда ты выбираешь путь sXe, ты должен быть готовым к тому, что придется бороться и отстаивать свой выбор. Таковы правила игры. А путь sXe – это очень непростой путь в современном мире с такой колоссальной пропагандой насилия, нетерпимости и пороков, которые культивирует общество; это не мэйнстрим».

Коллектив, в котором Вася участвует в качестве гитариста, играет довольно жесткий hardcore с весьма политизированными текстами. Основные темы: борьба с фашистской молодежью, борьба с обществом потребления. Следует отметить, что подобный набор довольно характерен для стрэйтэйдж-команд. Всего четыре участника – кроме васиного школьного друга Вовы (солиста группы), еще два молодых человека – Илья (бас-гитара) и Кирилл (ударник). Они присоединились к васиной группе совсем недавно и стрэйтэйджерами не являются.

«Все тексты мы пишем с Вовой на пару, – говорит Вася. – Ребятам нравится, хотя они не разделяют наши убеждения.

Они выпивают, а Илюха-то вообще курит. Конечно, мы против этого, но мы также прекрасно понимаем, что это выбор каждого из нас. Такой же выбор, как стать стрэйтэйджером, поэтому мы никого не осуждаем».

Вася и Вова рьяные антифашисты. В период включенного наблюдения никаких антифашистских акций не производилось. Однако Вася признался, что в нескольких акциях был не только участником, но и организатором. По его мнению,

«настоящий стрэйтэйджер – это борец за равноправие во всех его проявлениях, а фашизм – это полная его противоположность. Следовательно, человек, выбравший путь sXe, не может быть националистом, фашистом и т.д.».

Эта мысль была высказана при обсуждения того, что в Москве, помимо сторонников направления софт-лайн, достаточное количество стэйтэйджеров правого толка. Они представляют собой сторонников хардлайн-направления sXe и проповедуют отказ от наркотиков, алкоголя и табака, смешивая это с национал-социализмом. Вася говорит, что это псевдо-стрэйтэйдж,

«некий фэйк [фальшивка – прим. автора], подменяющий понятия борьбы за свободу слова, цвета кожи, расы и национальности. (...) Современная культура sXe просто изобилует различными вариациями и проявлениями: тут тебе и скинхед-стрэйтэйджеры, и религиозные sXe-тусовки и т.д. и т.п. Но все они – в той или иной мере радикалы, выбравшие за основу принципы стрэйтэйджа, но проповедующие свои взгляды, зачастую противоречащие основам стрэйтэйджа. Одним словом, сборище недоумков, ничего не понимающих в этике sXe».

Когда год назад после концерта в одном из московских клубов погиб один из его товарищей, на которого напали шестеро скинхедов, Гиг и несколько его единомышленников, представляющих основу софт-лайн-движения в Москве, устроили пикет неподалеку от Красной площади. Тогда собралось несколько сот человек, скандирующих «нет фашизму» и «мы за мир без войны». Данное происшествие пробудило в компании Васи весьма агрессивный настрой. Когда общаешься с ним на тему фашизма более пяти минут, становится понятно, что данная тема для него «больная». Его настрой становится очень агрессивным, и он постоянно повторяет, что если когда-нибудь встретит на улице скина, то непременно подойдет к нему с каким-либо вопросом, не скрывая, что он стрэйтэйджер. Другими словами, спровоцирует его на драку или просто его «опустит». Следует сказать, что стрэйтэйдж – вовсе не пацифистская субкультура. И самому Васе приходилось участвовать в драках и потасовках:

«После концертов в "Точке" мы с Вовой получали пару раз по шее от скинов, но нам никогда не приходилось перед ними унижаться. Когда год назад мы устраивали концерт для своих друзей в "Релаксе", на выходе после концерта нас поджидало с десяток скинов; нас было человек двенадцать. Условием выхода из клуба было то, что мы должны поцеловать гриндера [обувь скинхедов – прим. автора] их главаря. Конечно, ребята, которые были со мной, очень испугались, это было понятно, так как они ни разу не сталкивались на улице со скинами, которые пришли специально для того, чтобы опустить нас. Но мы не дали себя в обиду. Я и несколько ребят – Вова, Миша и Олег – сходу набросились на первых двух стоящих скинов. Завязалась потасовка. Один из скинов достал нож и порезал куртку моего друга. Слава богу, обошлось без ранений – доблестная милиция вовремя подоспела и распугала фашистов. В ментовке тоже приходилось несладко. После подобных нападений милиция забирает не только скинов, но и наших эйджеров, т.к. принимает их за панков, хиппи и т.д. Им все равно, они видят какие-то непонятные кресты на одежде, татуировки, неформальную одежду и думают, что перед ними панк. А панк – он всегда против общества, таков общественный стереотип».

Что касается одежды, то в Васиной тусовке все одеты примерно одинаково, подчеркивая свою принадлежность к агрессивному жанру музыки и агрессивным видам спорта. Из десяти человек, которые присутствовали на «репе» в подвале на окраине Москвы, все носили широкие штаны, сноубордистские куртки, свитера с капюшоном («кенгурятка»). Предпочтение отдается скейтерским фирмам, специализирующимся на одежде для экстремальных видов спорта. Обувь – специальные кроссовки (кеды) для скейтборда. Почти у всех них в ушах пирсинг в виде «тоннелей» (больших сережек, которые вставляются в дырку в ушах, растягивая ее). У многих на теле присутствуют татуировки с эмблемой sXe. На иллюстрации 45 представлены наиболее распространенные шаблоны татуировок (фотографии с ресурса http://bmezine.com). На футболках стрэйтэйджеров можно увидеть надпись DRUG FREE («свободен от наркотиков») или POISON FREE («свободен от яда»).

Заключение

В заключении следует сказать, что стрэйтэйдж – это субкультура, которая борется с пороками человечества открытыми и деятельными способами. Их посыл обществу можно выразить одной фразой: человек – это венец творения, человек с большой буквы «Ч», прекрасное, гармоничное создание, но только тогда, когда его разум не затуманен наркотическими веществами, депрессией, ленью и лжетеориями.