Данный урок по развитию речи это вариант взаимосвязанного обучения русскому языку и литературному чтению во 2-м классе по традиционной системе. В качестве исходной языковой единицы выступает художественный текст. Текст рассматривается как средство актуализации изученного по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике. Цель уроков такого типа – развитие связной письменной речи и творческих способностей младших школьников.

Тема. Развитие речи. Текст. Л.Н. Толстой. "Девочка и грибы". Звуки и буквы. Слог. Ударение. Повторение.

Цели. Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; рассмотрение звукового оформления текста как средства выразительности; повторение основных особенностей текста; совершенствование умения правильно расставлять ударение в словах; развитие творческого мышления; воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование. Портрет Л.Н. Толстого; иллюстрации; выставка книг писателя; распечатки текста на каждого ученика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

На доске запись . Сыроежки, подберезовик, подосиновик, грузди, опята, ры жи ки,

лиси чк и, мухомор – это ……….

  • Как назвать одним словом? (грибы) Как проверить написание (гр и б)

  • В каких словах встречаются изученные орфограммы? (смор чк и, ры жи ки)

  • Название каких грибов состоит из слияния двух корней? (сыроежки, мухомор)

  • В названии каких грибов встречаются названия деревьев. возле которых они растут (подберезовик, подосиновик0

  • Название какого гриба может иметь иное лексическое значение?(лисички)

  • Название какого гриба в данном ряду лишнее? (мухомор –ядовитый гриб)

Списать и подчеркнуть орфограммы.

3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Это слово встретится нам в тексте, на основе которого мы проведем урок развития речи, познакомимся с понятием «звукопись» и закрепим знания по изученному материалу.

4
. Рассказ о жизни Л.Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в родовом имении отца – в Ясной Поляне, где позже открыл школу для крестьянских детей (учитель показывает иллюстрации с изображением школы и усадьбы, портрет писателя). Лев Николаевич Толстой прожил большую жизнь. Он очень любил детей и посвятил свою жизнь их обучению и воспитанию. Специально для детей он написал много рассказов, басен, былей, сказок. Все они входят в сокровищницу детской литературы. Многие из них вы читали. Вспомните их названия.

Дети называют произведения Л.Н. Толстого, с которыми они знакомы.

5. Первичное восприятие текста.

Толстой часто описывает события, как их участник или очевидец. Сегодня мы прочитаем рассказ, который писатель также написал для детей. В рассказе описываются события, очевидцем которых был сам Лев Николаевич.
Учитель читает рассказ.

Л.Н. Толстой. "Девочка и грибы"

"
Девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что поезд далеко, и пошли через насыпь.
Вдруг всё зашумело. Старшая девочка побежала назад, а младшая уронила корзинку и стала собирать грибы.
Машинист свистел, что было силы.
Но не смог удержать машины. Когда поезд прошел, все увидели, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре"

Где происходит действие? ( на железной дороге).

Кто главные герои рассказа? (две девочки).

Какая тема этого рассказа? (девочка проявила смекалку и осталась жива).

6. Работа над содержанием текста.

Ребята, прочитайте рассказ самостоятельно.

Как девочки оказались одни на железной дороге?(Они шли домой. Чтобы попасть домой, нужно было перейти через железную дорогу).

Видели ли они поезд, когда решили переходить через железнодорожную насыпь? (нет, они его слышали).

- Почему же они решили перейти? (Они думали, что поезд еще слишком далеко и они успеют перейти).

- Что сделал машинист, когда он увидел маленьких девочек на железной дороге? (Он стал сигналить).

Что сделала старшая сестра? (побежала назад), а младшая?

Почему наехал поезд на девочку? (Машинист свистел, что было силы. Но не смог удержать машины).

Что увидели все, когда поезд отъехал? (Когда поезд прошел, все увидели, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится).

Мог ли быть иной конец у этой истории?

Как можно было предотвратить опасную ситуацию на дороге?

Если бы вы оказались на месте девочек, как бы вы себя повели?

Разделим этот рассказ на смысловые законченные части. Озаглавим их.

В результате этой работы составляется план.

План

1. Путь через железную дорогу.

2. Смертельная опасность.

3. Счастливый конец.

7. Физкультминутка.

8. Знакомство с понятием "звукопись",
работа над рассмотрением звукового оформления текста. Повторение темы «Звуки и буквы».

- Ребята, а вам было страшно, когда я читала рассказ?

- В какой момент? (Когда поезд наехал на девочку).

- Хочу раскрыть вам один секрет. Оказывается, нарастание трагической ситуации создается не только с помощью тех слов и выражений, которые использует Толстой, но и за счет звуков, которые позволяют "услышать" драматическую ноту рассказа.
У звуков русского языка есть волшебное свойство. Они могут создавать такой эффект, благодаря которому мы не только можем представить то, о чем читаем, но и услышать определенные звуки и шумы. Такой эффект называют звуковым.

Что мы слышим, когда читаем:

Скажи потише:
"Шесть мышат" –
И сразу мыши
Зашуршат. (А Барто.)

Какой звук нам помогает? (\ш\).

- Вот и Л.Н. Толстой использовал «шумящие» и «свистящие» звуки, которые создают впечатление идущего поезда.

-На доске транскрипция самого «громкого» предложения текста. Прочтите и скажите, какие звуки создают эффект свиста и шума? (глухие согласные).

\ МА Ш ЫН`И СТ С В`И СТ `ЭЛ ШТ О БЫЛА С `ИЛЫ \

- Найдите в тексте и запишите это предложение, подчеркните буквы обозначающие глухие согласные.

9. Работа над типом текста.

- Какие типы текста вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение).

- К какому типу текста, по-вашему, можно отнести этот рассказ? (тексту-повествованию).

- В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга.

На какой вопрос отвечают слова, которые обозначают действия?

Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос Что делать?

На доске словосочетания, необходимо поставить вопрос и определить главное и зависимое слово. Записать в тетрадь с комментированием.

Шли (…………..) домой; уронила (………..) корзинку;

машинист () свистел; пошли через(……….) насыпь.

10. Упражнение в постановке ударений.

-Прочтите последнее словосочетание. Поставьте ударение в словах. Какое слово, у вас вызвало затруднение? (насыпь ). Почему? Что помогло правильно поставить ударение в слове? (слова в словосочетании) . Что бы изменилось, если бы мы поставили ударение насыпь ? (изменилось бы значение слова).

В русском языке много слов, которые меняют свое лексическое значение, изменив ударение.

На доске.

ОКУНИ - ОКУНИ; ДОРОГА – ДОРОГА;

ВЕСТИ – ВЕСТИ; ЗАМОК – ЗАМОК;

УЖЕ – УЖЕ; ПУГАЛО – ПУГАЛО;

Поставьте ударение и объясните лексическое значение слов.

11. Работа над предложением.

- Как можно правильно определить лексическое значение слова? (только в предложении). Чем отличается предложение от набора слов? (в предложение выражена законченная мысль, в предложении слова между собой связаны по смыслу).

Давайте запишем первое предложение текста и выполним синтаксический разбор.


ДВЕ ДЕВОЧКИ ШЛИ ДОМОЙ С ГРИБАМИ.

12. Итог урока.

Что на уроке вас больше всего взволновало? Над чем вы задумались?

Какая главная мысль рассказа?

Всегда и во всем нужно быть внимательным и осторожным.

Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре:
- Не ходи назад!
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
- Брось грибы!
А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагона, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

развитие речи

Пересказ рассказа «Девочка и грибы» Л.Н. Толстого

Цель:

  1. продолжать учить детей связной и последовательной речи;
  2. добиваться от детей осмысленности и полного понимания текста;
  3. добиваться культуры изложения: интонационной выразительности, достаточной громкости, отчётливости произношения, обращения к слушателям.
  4. продолжать развивать артикуляционный аппарат, закрепляя правильное произношение шипящих звуков (ч, щ).
  5. позволить ребятам свободный пересказ, недословный, но с передачей основной мысли рассказа (переживания за родного человека);
  6. добиваться проявления ярко выраженной сопричастности к событиям в рассказе, откровенного переживания детей за судьбу героев произведения;
  7. углублять представление детей о семье (её членах, родственных отношениях);
  8. продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей.
  9. продолжать формировать представление детей об опасных ситуациях и способах выхода из них.

Методические приёмы: беседа, вопросы; стихи; этюд драматизации (в конце занятия или после).

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация – развитие всех компонентов устной речи; развитие свободного общения.

Чтение художественной литературы - формирование интереса и потребности в чтении.

Социализация - развитие театрализованной игры, приобщение к нормам и правилам общества, в котором живёшь; развитие духовно-нравственных качеств; углубление представлений детей о семье.

Безопасность - формирование представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения и выхода из них.

Познание - расширение кругозора детей, получение новых жизненных знаний об окружающей действительности.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; маски-подвески с изображением героев произведения (или элементы костюмов и атрибутов); изображения в корзине грибов съедобных и несъедобных.

План-схема ведения НОД.

1.Вводная беседа.

2.Чтение художественного произведения.

3.Беседа по содержанию прочитанного произведения.

4.Повторное чтение текста.

5.Пересказ детьми.

Ход занятия:

Ребята, я принесла вам сегодня несколько книг: толстых и тонких, больших и маленьких, новых и зачитанных стареньких. Книга-это сокровище, которое раскрывает много тайн, передаёт большое количество знаний, учит уму разуму. Это самая большая драгоценность. Обратите внимание- многие книги оформлены золотом- настолько они ценны и значимы.

Обратите внимание на портрет человека на доске. Знаете ли вы кто это?

- (писатель Л.Н.Толстой).

Л.Н.Толстой писал для взрослых, но он очень любил детей и писал интересные рассказы для них. Мы с вами прочитали почти многие его рассказы. Но один рассказ поразил нас больше всех. Сегодня мы его вспомним. Я прочитаю вам этот рассказ, а затем кто-то из вас его перескажет, а потом мы сделаем театральный этюд и покажем сценку из этого рассказа.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Девочка и грибы».

Вопросы по содержанию текста:

Зачем девочки- сестры пошли в лес?

Почему именно через железную дорогу девочкам нужно было переходить?

Почему меньшая (младшая) девочка решила, что ей нужно перебежать на другую сторону дороги, а не вернуться назад?

Что спасло девочку?

Переживала ли за судьбу своей сестрёнки старшая сестра?

Чем закончился поход в лес?

Повторное чтение.

Пересказ рассказа детьми.

1. Динамическая пауза «Приближается поезд».

Ребята встают со своих мест и движениями рук изображают вращение колёс,

имитируя звуки приближающегося поезда. Артикуляция звуков (ч,щ).

Показываем и объясняем артикуляцию детям. При произношении звука Ч- кончик языка соприкасается с верхними зубками, короткие прикосновения пропускают струю воздуха. При произношении звука Щ- плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и нёбом.

2. Динамическая пауза «По грибы».

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли,

Наклонялись, собирали,

По дороге растеряли.

Ребята, давайте посмотрим какие же грибы принесла меньшая девочка (младшая сестра) домой. На магнитную доску крепятся съедобные и несъедобные грибы в корзине.

Опрос детей. Закрепление названий грибов.

(После этого можно сделать этюд драматизации с тремя главными действующими лицами: две сестры, машинист поезда, остальные ребята, сидящие на стульях пассажиры поезда)

Рефлексия.

Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? Что Вам больше всего понравилось?

Рассказ

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.


Главные героини рассказа Толстого «Девочка и грибы» — две девочки, которые возвращались из леса с грибами. По пути им пришлось переходить железную дорогу. Когда девочки уже взобрались на насыпь, послышался шум идущего поезда.

Девочка, которая была старше, тут же вернулась обратно. А девочка помладше перебежала рельсы, и оказалась по другую сторону насыпи. Тогда старшая девочка стала кричать младшей, чтобы та не ходила назад. Но младшая решила, что ее зовут назад, и она стала возвращаться. Перебираясь через рельсы, девочка рассыпала грибы. Старшая девочка крикнула, чтобы она бросила грибы, но из-за шума приближающегося поезда младшая ее не расслышала и решила, что ей велят собрать рассыпанные грибы.

Машинист свистел из всех сил, но девочка осталась на рельсах. Когда поезд прошел, и люди побежали посмотреть, что случилось с девочкой, они увидели, что та лежит лицом вниз между рельсами. Потом лежащая девочка вскочила, быстро собрала грибы и побежала к подружке.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Девочка и грибы» заключается в том, что в минуту опасности не следует поддаваться панике, необходимо тщательно продумывать свои действия и правильно формулировать указания. Обе девочки уже были вне опасности, когда приближался поезд. Одна из них убежала вперед, другая вернулась назад. Однако старшая стала переживать за младшую, и через насыпь начала давать ей указания. Младшая поняла их неправильно и побежала назад, хотя поезд был уже близко. Если бы старшая девочка промолчала, то опасной ситуации можно было избежать.

Рассказ «Девочка и грибы» учит правильно расставлять приоритеты. Младшая девочка начала собирать рассыпанные грибы прямо перед идущим поездом, подвергая риску свою жизнь. Но жизнь человека гораздо ценнее грибов, и не следовало девочке переживать за рассыпанные грибы.

В рассказе Толстого мне понравилась младшая девочка. Хотя она и поступила неправильно, подвергнув риску свою жизнь, девочка сумела принять правильное решение в экстремальной ситуации – она легла на рельсы лицом вниз и ждала, пока пройдет поезд.

Какие пословицы подходят к рассказу «Девочка и грибы»?

Осторожность — мать мудрости.
Время и случай разум дают.
Осторожность никогда не мешает.
Панику в друзья не записывай.