/ / / Как вы понимаете значение словосочетания «корыстная доброта»?

Корыстная доброта? А разве может это качество быть неискренним, наполненным корыстными целями? Оказывается, и такое возможно. Есть люди, совершающие добрые поступки, идущие от души, они не думают о себе, на первом месте стоят окружающие: близкие, родные или просто знакомые. А есть те, кто даже такое возвышенное чувство подчиняет низменным целям, видит в этом выгоду для себя и к ней стремится.

И в литературе мы находим разных героев. Так, например, Петр Петрович Лужин – второстепенный персонаж известнейшего романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Мужчина сорока пяти лет, тщеславный, богатый, любящий любоваться собой, совершает благородный поступок – предлагает выйти за него замуж сестре Родиона Раскольникова, Дуне. Девушка бедна и беспомощна. В Лужине заключается ее спасение. Но герой не так прост, как кажется. За его добротой кроется истинная суть вещей: Петр Петрович хочет заполучить в жены девушку, слепо и рабски ему покорную. Дуня к тому же хороша собой и образована. А, значит, Лужин с ее помощью может добиться более высокого положения в обществе.

Получается, что Дуня со своими проблемами не так уж интересует Петра Петровича. Ему гораздо важнее то, какую пользу она может ему принести. Поэтому его внешне благородный и красивый поступок на деле оказывается лживым и эгоистичным. Человек преследует свои корыстные цели и грош цена всем его благим порывам.

Но совсем иным видится нам другой литературный персонаж – доктор Пирогов из рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Встретив однажды в парке незнакомого мужчину, у которого сильно болеет дочь и голодны остальные дети, он, не раздумывая, помогает всем, чем может: осматривает Машутку, выписывает ей рецепт и оставляет крупную сумму денег. Причем он себя даже не называет.

После этого счастливого знакомства в семье Мерцаловых все изменилось. Доктор стал настоящим спасением. Спустя годы сын Мерцаловых, Григорий, вспоминает о докторе, считая, что это самый добрый человек из всех людей, которых он когда-либо встречал в своей жизни. И ведь доктору за его дела не нужно было абсолютно ничего. Он не думал о себе. Его вело желание помочь, искренне и чистое. Сильный и позитивный профессор Пирогов спасает семью, в которой глава слаб и уже не способен что-то предпринять.

Таким образом, высшее человеческое чувство – доброта – может быть искренним и бескорыстным, а может таить в себе коварные планы и замыслы и быть направленным на достижение собственного эгоистичного интереса. Люди разные. Одни способны на благородные поступки, на помощь из благих побуждений, без ожидания награды за свои труды. Другие же все делают с умыслом, их поступок некрасив и, скорей всего, не сможет принести добра и пользы тому, на кого направлен.

Сочинение по направлению "Доброта и жестокость"

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый человек всегда благожелателен по отношению к окружающим, обладает мягкостью характера. Проявляя милосердие и сострадание, он никогда не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.
Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова «Юшка», где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!» Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость - это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.

Итоговое сочинение – это не только испытание, но и возможность улучшить свои шансы занять желанное место в вузе. Все зависит от того, как вы сами воспринимаете это событие. Если вы ожесточитесь против него, то оно закономерно принесет одни лишь неприятности, а если примите как должное, то сможете извлечь выгоду для себя, собрав дополнительные баллы. А для этого прочитайте наши литературные примеры и добавляйте в комментарии свои идеи насчет того, какого произведения недостает в нашем списке.

Автор «Тихого Дона», М. А. Шолохов полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий был добрым малым: любил семью, добросовестно трудился, чтил казацкие традиции и никому не делал зла. Но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее поступился семейным очагом: ушел от супруги. По отношению к жене он поступил жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герой ожесточенно дерется на обоих фронтах, чтобы отвоевать у очередных врагов светлое будущее. Однако после долгих лет скитаний по чужим дорогам и целям Григорий понял, что оступился тогда, когда взял в руки оружие. Его удел – пахать землю, сеять хлеб, разводить скотину и домашнюю птицу. Он – крестьянин, а не солдат. Но объясняющие господа запутали его своей агитацией, и вот он идет сеять зло ради того, чтобы когда-то взошло добро. В финале он осознает, что это неправильно, что нужно было возделывать свои земли, а не поливать их кровью, вот тогда был бы мир. Добра никогда нельзя добиться жестокостью, но этого никто из героев вовремя не осознал. В итоге семьи распались, а казачество утратило свои вековые традиции, и счастливое завтра так и не наступило.

Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.

На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом, жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.

Жестокость и доброту И. С. Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети» на примере двух братьев, Николая и Павла. Николай Кирсанов стал преданным и тихим семьянином, у него прекрасные дети и возлюбленная Фенечка. Его не остановили даже сословные преграды, ведь девушка не была дворянкой. А вот его родной брат, Павел, жестоко тиранил семью. Он не одобрял брак Николая и Фенечки, всячески игнорируя молодую женщину. Также холодно и грубо он принял гостя, который просто не понравился ему внешне. Потом старик и вовсе вызывает Базарова на поединок, не думая о последствиях своего решения. В то же время Николай пытается сгладить неловкость от конфликта Евгения и Павла Петровича. Он внимательно слушает и анализируют то, что говорит товарищ сына. У него нет ненависти против тех, кто от него отличается, герой относится ко всем по-доброму. Именно поэтому автор вознаградил его счастьем, а гордого и злого Павла он высылает в добровольное изгнание. Таким образом, добро, в конечном счете, всегда побеждает зло.

И. А. Гончаров, «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.

И. А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.

А. И. Солженицын, «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым: полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и попросила Матрену выйти замуж за младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Но потом солдат вернулся и был ошарашен предательством. Никто не мог его урезонить, он во всем винил женщину и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Тогда Фаддей решил дать ей на воспитание племянницу и не помогал решительно ни в чем. Женщина кое-как вытянула ее содержание, Кира повзрослела, но тогда отец придумал новый способ разорить родственницу. Он настоял на передаче горницы Матрены дочери. Он наслаждался зрелищем, как старуха еле несет тяжелые доски. И в итоге даже на ее похоронах Фаддей не простил того замужества. Мужчина цинично делил скудное имущество погибшей. Но его жестокость не может быть оправдана, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Жестокость в воспитании детей никогда не сделает их лучше. Последствия насилия и агрессии в семье зачастую приводят к трагедии. Например, А. С. Пушкин описал часть биографии матери Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин», где мы видим жестокое обращение родителей к девушке. Она вела светский образ жизни, любила балы и приёмы. На них она познакомилась с офицером, которого сильно полюбила. Но семья выбрала мужа за нее, руководствуясь своими соображениями о выгоде. Дмитрий Ларин был замкнутым уездным помещиком, вел скромное хозяйство и едва знал свою избранницу. Молодость и красота девушки покорили его. Однако несчастная героиня билась за свое счастье, ее истерикам и слезам не было конца. Родители же были неумолимы, и свадьба состоялась. Столичную кокетку увезли в глушь, где она едва не убежала от ненавистного мужа. К чему же привело это насилие? Женщина стала агрессивной и нервной, за свою неудачу она мстила крестьянам, которых била и мучила. Даже кроткому супругу от нее доставалось, все управление домом сосредоточилось в ее руках. К сожалению, ее дети видели мало материнской ласки. В итоге жестокость в семье разрушила будущее ребенка и даже отразилась на жизни следующего поколения.

Доброта близких людей способна утешить нас даже в самые ужасные моменты, когда, казалось бы, жизнь разрушается на наших глазах. Например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывает ситуацию, когда няня поддержала Татьяну, которая страдала от несчастной любви. Эта кроткая женщина никогда не видела от господ благодарности за свои труды, но самозабвенно посвящала себя служению барской семье. Она нянчила Татьяну с детства, а потом развивала ее ум преданиями и сказками из народного фольклора. В дни сомнений и тягот первой любви именно к няне пошла молодая девушка за советом и помощью. Даже мать не была ей так близка. Старушка, как и мать Татьяны, столкнулась с жестокостью еще в молодости, когда ее выдали замуж не по любви. Но она не ожесточилась, как барыня, ее сердце осталось добрым, даже несмотря на тяжелую судьбу. Именно простая крестьянка смогла научить хозяйскую дочку смирению, стойкости и благородству. Именно у нее девушка почерпнула мудрость, поэтому осталась верной нелюбимому мужу, а не пошла за ветреным Евгением, когда он ее позвал. Очевидно, что только доброта может помочь людям преодолеть трудности и достойно выходить из сложных ситуаций. Она учит и вдохновляет нас на нравственные подвиги.

Л. Н. Толстой, «Война и мир»

Доброта действительно может изменить мир. Подтверждение этому мы находим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Именно доброта военачальника помогает нашей армии победить величайшее войско, покорившее всю Европу. Изначально в успех наших солдат почти никто не верил, мощь Наполеона казалась несокрушимой. Он победоносно прошел через страны всех своих противников. Однако был один человек, который верил в русский народ. Это Кутузов. Он с самого начала избрал оборонительную тактику, отступал и медлил, выжидал и не давал боя. Зачем? Он жалел своих людей и ценил их выше всех наград и даже выше собственной жизни. Император злился на него за позорное бегство от врага, а придворные сановники открыто нападали на главнокомандующего. Однако именно такая борьба принесла нашей армии преимущество: оккупанты устали от ходьбы по бескрайним просторам, где крестьяне к тому же сожгли все дома и угодья, так что вражеским бойцам негде было даже поспать. В итоге вынужденное Бородинское сражение обернулось для французов не блистательной победой, а фактическим поражением. Боевой дух упал, силы иссякли. Кутузов взял французов измором, и они сами убегали из России, а наши люди не понесли тех потерь, которые могла бы нанести армия Наполеона. Таким образом, доброта главнокомандующего по отношению к народу спасла нашу страну и многих ее граждан.

Доброта особенно важна в сфере семейных отношений. Например, Ростовы из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» смогли сберечь свою семью благодаря именно этому качеству. Они были обедневшими дворянами, могущество рода угасало день за днем. Вся надежда сосредоточилась в детях, которые могли помочь поправить положение. Но поведение молодежи только усиливало нужду: Николай проиграл крупную сумму в карты, кутил и намеревался взять в жены бедную родственницу, Наташа изменила богатому жениху и опозорила семью, Петя ушел на войну, Вера вышла замуж и никак не помогала родственникам. Но на все эти происшествия родители реагировали спокойно, они всегда готовы были помочь и выручить детей из беды, даже если молодые люди были сами виноваты в своих злоключениях. В ответ на искреннее добросердечие дети (в большинстве своем) отвечали взаимностью и переставали думать только о себе. Наташа вышла замуж за Пьера, Николай женился на Марье, и они оба обеспечили благосостояние своей семьи. Теперь дела у Ростовых пошли на лад, и новые представители этого рода ни в чем не нуждались. Значит, добрые взаимоотношения родителей и детей способны решить любую проблему.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? Этому перевоплощению можно найти объяснение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников – добрый человек с чуткой и ранимой душой. Эту особенность характера наглядно демонстрирует его сон, где он горько плачет, жалея бедную лошадь, забитую до смерти мужиками. Также читатель видит неравнодушное отношение героя к горю посторонних людей. Мармеладовым он оставляет свои последние деньги, сочувствуя их потере. Как же так получилось, что именно этот человек жестоко убивает двух женщин, даже не имея личного мотива? Всему виной удушливая атмосфера города, где так отчаянно бросается в глаза вопиющее социальное неравенство. Пока немногочисленные богачи разъезжают по столице в нарядных экипажах, тысячи бедняков вынуждены отдавать ростовщикам последние пожитки, чтобы не умереть от голода. Сам Родион ютится в крошечной комнате, бросает учебу, которую не в состоянии оплатить, а его сестра хочет выйти замуж по расчету, лишь бы обеспечить семью. Герой не может смириться с бесправием, ему хочется изменить мир, поэтому он переступает через себя и становится тем, кто способен на жестокость.

Даже добрый человек может ожесточиться, если столкнется с непреодолимыми трудностями, которые сломят его волю. Такой пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Мармеладов имел доброе сердце, ведь женился на бедной вдове с маленькими детьми из жалости. Он знал, что женщине и ее семье грозит нищета, и спас ее от позора, дав возможность вести скромный, но порядочный образ жизни. Однако со временем что-то в мужчине надломилось, груз оказался неподъемным. Взяв на себя огромную ответственность, он не справился с ней. Свой стресс он начал заливать алкоголем, потерял работу, и вся семья оказалась без средств к существованию. Зависимость от спиртных напитков полностью захватила Семена Захаровича, он потерял достоинство, опустился. Его родная дочь зарабатывала деньги на панели, а он пропивал их, обделяя жену и детей. Это настоящая жестокость, ведь пропитые отцом гроши доставались Соне ценой позора и унижения. Как же он дошел до такого кощунственного поведения? Причина в том, что он стал рабом вредной привычки и потерял себя. Физический упадок и нравственное падение превратили Мармеладова в жестокосердного эгоиста, способного лишь удовлетворять свои прихоти за счет других людей.

И. С. Тургенев, «Муму»

Жестокость по отношению к животным может повлечь за собой обесценивание важных моральных ценностей, которые обеспечивают жизнь человека в обществе. Так, в произведении И. С. Тургенева «Муму» герой утопил собаку по приказу барыни. Деспотичная женщина невзлюбила питомца слуги, поэтому пыталась любыми способами заставить его избавиться от животного. Автор проводит тонкую параллель между судьбами Герасима и его любимца. Дворник, как и собака, не является хозяином самому себе. Он принадлежит помещице, которая может делать с ним все, что захочет. Мужчина сидит на привязи и выполняет команды, а властная дворянка дрессирует его. Очевидно, что для барыни не было никакой разницы между человеком и животным, она всех считала своей собственностью, у которой нет чувств и мнений, воли и прав. Поэтому она сводила крестьян, как обитателей скотного двора, не считаясь с их желаниями. Пытаясь излечить Капитона от алкоголизма, она выдает за него Татьяну против воли, разбивая сердце Герасима, влюбленного в девушку. Таким образом, жестокое обращение с животными провоцирует появление подобного отношения к людям.

Жестокость к любому живому существу не может оставаться без последствий. Причем, тот, кто позволил себе ее применить, становится главной жертвой этой агрессии. Пример описал И. С. Тургенев в рассказе «Муму». Барыня заставила своего слугу избавиться от собаки, которая ей не нравилась. Осознав свое бесправие, Герасим понял, что не может нести ответственность за тех, кто ему дорог. Но бросить Муму он не мог, это было бы предательством по отношению к ней. Тогда он решил избавить собаку от мук одиночества. Утопив ее, дворник сам сорвался с цепи и ушел в деревню, где жил один до самой смерти. Расправившись с животным, человек выпал из системы общественных отношений и не смог найти в своей душе места для любви. Таковы тяжелые последствия жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.

М. Горький, «Старуха Изергиль»

Кого можно назвать добрым человеком? Того, кто жертвует своими интересами ради того, чтобы помочь другим людям. Одним из самых известных примеров, подходящих под описание, является Данко, герой рассказа «Старуха Изергиль». Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за Данко, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.

Жестокость — прямое следствие равнодушия к людям. Мы убеждаемся в этом, глядя на Ларру, героя рассказа «Старуха Изергиль». Молодой человек был слишком горд своим происхождением, поэтому презирал соплеменников. К их законам, чувствам и традициям он относился безразлично, а потому не видел ничего плохого в убийстве девушки, которая не ответила ему взаимностью. Когда старейшины оценили степень жестокости сына орла и земной женщины, они изгнали его из племени. Эгоист сначала и к этому событию остался равнодушен, но спустя много лет он осознал, какой ужасной каре подвергся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Доброта и жестокость - эти два понятия противоположные.

Но каждый человек может быть как добрым, так и жестоким, каждый выбирает каким ему быть.

Одни люди выбирают доброту, они просто не могут поступать жестоко по отношению к другим людям.

Другие люди, становятся жестокими. Одни потому что жизнь так сложилась, другие потому что по другому не умеют или не хотят.

Важно помнить, что доброта всегда в приоритете. Если вы будете поступать по совести и творить добро, то и другие будут также поступать с вами.

Жестокостью мир не сделаешь лучше, да и жить в злобе намного хуже, чем с добрыми помыслами и хорошими делами.

При выборе темы «Доброта и жестокость» следует обратить внимание на то, что лежит в основе отношения человека к другим людям и животным. С одной стороны, мы видим вполне гуманное стремление беречь жизнь и здоровье, на другой чаше весов - антигуманное желание мучить окружающих и себя в том числе.

Нужно дать определение таким понятиям, как доброта и жестокость.В

В понятие доброты мы включаем участие, отзывчивость, человечность, душевность, добросердечность, желание придти на помощь.

Под жестокостью обычно понимают бесчеловечность, бессердечие, безжалостность, озлобленность.

Чтобы раскрыть тему нужно показать, что в литературных произведениях и в жизни герои и обычные люди зачастую оказываются перед сложным нравственным выбором.

Можно пойти по пути добра, часто во вред самому себе, или извлечь выгоду для себя, но тем самым поступить жестоко по отношению к другому человеку.

Доброта - это то, на чём строится этот мир, это сила, которая даёт надежду и порождает доверие между людьми, дарит тёплые и светлые чувства. Это то, что притягивает и приносит неповторимое ощущение благодарности и желание отвечать на добро добром.

Жестокость - это душевная болезнь, которая проявляется в равнодушии, безразличии к страданиям живых существ, в желании получать от боли другого удовольствие.

Как видим, два понятия, которым мы дали определение, находятся в противоречии.

Может ли доброта переродиться и превратиться в жестокость? Может ли жестокий человек раскаяться и научиться сочувствовать другим, приходить на помощь нуждающимся?

Отвечая на эти проблемные вопросы, нужно аргументировать своё высказывание с помощью примеров из литературных произведений. Например, Из «Преступления и наказания» Достоевского, где, как многие помнят, Раскольников духовно возродился под влиянием Мармеладовой Сонечки.

Необходимо подвести итог размышлениям, заметив, что под влиянием доброты очиститься и переродиться может и тот, кто совершил жестокий поступок.

Человечество развивалось и взрослело в процессе борьбы двух морально-нравственны­ х понятий: доброты и жестокости. Две противоположности, эти категории могут проявляться явно или скрыто, они ориентируют человека в этой жизни, задают ему нравственный вектор развития. Любой поступок сверяется нами с тем образцом жестокости или идеалом доброты, которые возникают в сознании каждого под воздействием воспитания или других внешних факторов, под влиянием других людей или самосовершенствовани­ я.

Моральные полюса человека - доброта и жестокость - не могли остаться без внимания мастеров слова-писателей. Так, в произведении В.Распутина исследуется доброта безусловная и её влияние на личность юного человека, а в «Чучеле» В.Железникова имеем дело с жестокостью подростков и реакцией сильной, цельной личности на чужую чёрствость и лицемерие.

И у доброты, и у жестокости всегда есть причины. Интересно и полезно читать авторские размышления об истоках человеческой доброты и жестокости, важно не только прислушиваться к мнению тонких психологов и мудрецов, какими являются писатели, к выводам, которые они делают в своих произведениях, но и самому задумываться об этом.

Жестокость, ненависть, злоба готовы в любой момент завладеть человеком, словно пауки, они раскидывают свои сети, чтобы поймать новую жертву. Доброта же не атакует, она помогает и спасает, доброта милосердна и всепрощающа. Быть добрым не всегда легко, потому что тот, кто выбрал этот путь, должен устоять и удержаться, не поддаться соблазнам эгоизма и себялюбия. Какое бы произведение мы не читали, оно по большому счёту о том, как доброта противостоит жестокости. Можно вспомнить хотя бы замечательную книгу Троепольского о Белом Биме, о собаке, которая встретилась в своей короткой жизни с добрыми людьми и с жестокими и бездушными.

В литературе практически во всех произведениях авторы сопоставляют доброту и жестокость. Часто героев автор ставит перед выбором, принять сторону добра или быть жестоким.

Стоит поразмышлять над причинами появления жестокости.

Направление «Доброта и жестокость».

Как можно раскрыть тему «Доброта и жестокость»

● Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
● Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
● Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
● Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
● Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
● Истинная и ложная доброта.
● Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;

Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость - порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал героя, жестоко обращавшегося к людям. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон - собственные прихоти и желания. Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель» Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» изображена история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок» Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву из-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня - это воплощение доброты, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря - это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость - это неверие в своё бессмертие, а доброта - это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Высказывания известных людей

Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Н. Толстой

Жестокость и страх пожимают руки друг другу. О. Бальзак

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. В. Вольф

Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека

Без доброты невозможна истинная радость. Томас Карлейль

Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром. Эзоп

Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Л. Ариосто

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. К. Ушинский

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов