Александр Григорьев-Саврасов 2017-11-13 в 05:11

“Не получается рисовать!” — с такого заявления недавно началась наша беседа с одной из моих знакомых. “Что именно ты имеешь в виду, почему решила, что не получается?” — задал я наводящие вопросы.

“В детстве я рисовала хорошо, по крайней мере, мне так казалось. Я даже училась в художественной школе, правда, недолго — мне тяжело давались скучные уроки, и я бросила.

Рисовала я всегда просто так, под настроение, пока учёба, работа, семья не затянули, потом не до этого стало.

Совсем недавно решила вновь открыть для себя живопись (раньше же получалось), да и вообще хочу себя занять чем-то отвлекающим от бытовухи, благо время сейчас свободное появилось.

Не знаю почему, но будто бы раньше у меня лучше рисунки были, сейчас как-то скованно, боюсь я что ли рисовать или разучилась, не знаю”, — примерно так она изложила свои неудачи на творческом пути.

Согласитесь, что это за увлечение, если страшно, не получается, не знаешь как? В то же время есть потребность, желание выражать свои чувства на бумаге, на холсте.

Ответ прост, он более чем очевиден. Конечно, учиться, постараться понять, как же перейти от страхов к удовольствию рисовать, писать красками.

Начинающему художнику (а любителю тем более) трудно осознать, что творчество может рождаться из логики, из последовательности действий, из понимания процесса от замысла до реализации.

Любители действуют спонтанно, просто “хочу и всё!” Так они объясняют свою мотивацию творить, и это нормально, потому что без “хочу” вообще ничего не имеет начала.

Сначала ты удивляешь сам себя, затем близких и так далее. Пример — одно из сообщений, присланное мне: “Пока нахожусь на этапе «нарциссизма» — нарисовала, жду, кто похвалит меня лучше всех.”

Нам необходима зрительская оценка, это наш способ заявить о себе, выразить себя, быть услышанным.

Согласитесь, руки опускаются, нет желания творить, если не получается так, как хотелось бы. С каждым разом растёт потребность удивлять себя снова и снова и, конечно же, удивлять своего зрителя.

Оказавшись в тупике, все ведут себя по-разному: кто-то бежит с корабля, попросту всё бросает, разочаровавшись в рисовании, кто-то начинает заниматься новым увлечением и так повторяет бесконечное количество раз, ни в чём не достигая результатов.

Как быть, как вернуть себе чувство полёта после неудачных попыток, как научиться изображать на бумаге или холсте то, что было задумано? Есть два ответа на этот вопрос, первый в сообщении ниже.

“Давно слежу за Вашим блогом, мучает вопрос: как можно научиться создавать свои картины, не умея повторять чужие?
Поясню: только после 10 лет плотной каждодневной практики (с натуры, по фото, по чужим работам) у меня начали получаться некоторые (не все) объекты, а также люди (после 2000 портретов) «из головы», по памяти и т.д., причем стали получаться достоверно, и я начал действительно творить, то есть создавать достойные вещи с нуля.
Когда у меня не было этой базы, мои потуги были скорее детской мазней...) Дак как же в обход всего этого можно научиться создавать своё?”

Вне всяких сомнений, путём копирования Вы рано или поздно приблизитесь к тому, что вытворяет современный принтер, впрочем, всё равно будете ему уступать. Вопрос, зачем? Купите принтер!

Думаю, не все до конца понимают, что значит копировать. Кто-то скажет, мол, я писал с натуры, в поле, в мастерской, мне позировали. Если при этом Вы бездумно пытались повторить то, что видите, Вы копировали или попросту срисовывали.

Возникает вопрос, как же иначе, если даже с натуры мы срисовываем?

Второй способ обрести радость творчества и свободу созидать без копирования — это конструирование сюжета. Вам не достаточно просто видеть, Вам нужно знать, как устроен предмет, объект, натура.

Простыми словами, отвечаю на вопрос: “как можно научиться создавать свои картины, не умея повторять чужие?” Конструировать их, от простого к сложному. Мне вообще интересно, как можно что-то копировать, не понимая, чем руководствовался автор оригинала, как он мыслил, как конструировал своё произведение.

Если Вы понятия не имеете о конструкции картины, всё Ваше копирование — не что иное, как срисовывание внешних контуров с последующим раскрашиванием. Что в результате? Мёртвые, сухие, безжизненные картинки. Думаю, Вы не такого результата ожидали.

Сейчас популярно красить широко, мазисто, лучше мастихином — а-ля импрессионизм, но вот что интересно. Когда подобная мазня не содержит в себе конструктива, она мазнёй и остаётся в отличие от примеров, оставленных нам большими мастерами.

Стожаров Владимир Федорович

Завершая разговор со своей знакомой, объясняя, почему у неё не получается рисовать, я посоветовал ей перестать копировать и начать конструировать. Я дал ей простое задание, суть которого заключается в том, что нужно работать, прежде всего, с натурой и начать с изображения простых предметов.

Думаю, Вам тоже пригодится мой совет. Поставьте у себя дома небольшой натюрморт из трёх предметов и драпировки, осветите боковым светом, сконструируйте его на бумаге или холсте, не срисовывайте, постарайтесь понять форму каждого из “героев” Вашей картины.

Проделав данное упражнение с различными предметами и освещением, Вы будете лучше понимать, как передавать пространство, моделировать форму, компоновать с натуры, брать верный цвет, тон и т.д.

Важно: не ищите, где бы подсмотреть, как применить те или иные приёмы в живописи — создавайте их сами. Вам нужно учиться только конструктивному мышлению, а не приёмчикам и эффектным штучкам.

Творческий язык, узнаваемый стиль, почерк автора — всё это создаётся в процессе само собой, Ваша задача думать, как получить результат, как сконструировать. Вы же не хотите быть чьим-нибудь клоном? Вас радуют личные победы, Вы хотите быть узнаваемым, самодостаточным, свободным в творчестве.

Согласен, что все желают быстрых результатов, картину за одно занятие (один день), стать художником за месяц или два. Экспресс-обучение часто равно нулю, потому что Вы не учитесь, а быстро стряпаете картинку по заданному алгоритму.

Итог: подсматривать за тем, как мастера создают свои произведения — абсолютно бесполезное занятие, по крайней мере, на этапе первых шагов, и если у Вас не получается рисовать самостоятельно, перестаньте срисовывать, начните конструировать.

Я периодически получаю сообщения от участников своих курсов, в которых они благодарят за то, что я открыл им увлекательный мир изобразительного творчества. Как говорится, аппетит пришёл во время еды, и те, кто был против работы с натюрмортом, с натурой, сейчас увлечены ею.

Пока Вы думаете, что рисунок и живопись — это искусство верно срисовывать контуры предметов, Вам сложно войти во вкус и по-настоящему полюбить изобразительное творчество.

Две тысячи бездумно скопированных с фотографий и репродукций портретов ничему Вас не научат, не обманывайтесь. У Вас не получается рисовать только в одном случае — если Вы не умеете конструктивно мыслить. Не умеете — учитесь!

Скажите, а Вам близко подобное утверждение:“нарисовала, жду, кто похвалит меня лучше всех?” Возможно, Вы так не считаете или у Вас есть иное мнение, напишите в комментариях.

Иногда, человек хотел бы научиться рисовать, но что-то ему мешает. И тогда он говорит что-нибудь вроде: «у меня не получается», «наверное, у меня нет способностей», «тут нужен талант». Меня такие фразы расстраивают ужасно. Очень хочется спросить в ответ: «А ты точно пробовал? А сколько рисунков сделал, прежде чем решить, что ничего не выйдет?».

Я глубоко убеждена, что барьеры при достижении любой цели не столько внешние, сколько внутренние. И мне ужасно жаль, что в нашей памяти не сохраняются воспоминания о том, как мы учились ходить — какой мощный был бы стимул учиться чему-то в будущем!

В самом деле, это ведь не так просто. Ребенок падает, иногда довольно больно ушибается, но снова встает и пробует шагать — и это может растянуться на месяцы. И нет ни одного человека, который бы в конечном итоге не научился.

  • А представьте, вы бы встретили такого человека? Лет 30-ти, передвигается на четвереньках. «Ходить? Вы знаете, у меня нет к этому способностей. Я пробовал, но у меня ничего не получилось . Наверное, это не мое…»

Почему-то, впервые взяв карандаш, человек ожидает, что его рисунок будет идеален. И если не выходит сделать сразу хорошо, у него опускаются руки. Хочу вас успокоить, идеального изображения у вас не получится даже через годы, так что расстраиваться из-за этого не стоит.

Конечно, проблема тех, у кого «не получается » не столько в лени, сколько в страхе. В детстве, особенно в раннем, нет боязни сделать что-то не так. Хотя бы потому, что ребенок еще не знает, как должно быть «правильно».

А еще есть реальная, не внутренняя, проблема, тормозящая творчество многих людей, — это, на мой взгляд, широкое распространение фотографии. Ее так много, что эталоном изображения стало фото. Когда хотят сделать комплимент художнику, часто говорят: «Как здорово нарисовано! Прямо как фотография!». (Очень прошу, не говорите такого при мне!).

Про фотореализм и свое к нему отношение я еще как-нибудь напишу, а пока просто примите как факт: рисунок не должен быть похож на фотографию! Если вы внутренне согласны с этим и не сравниваете художественную работу с фотоснимком, одной проблемой в рисовании у вас меньше, а возможностей для творчества намного больше.

Однако, от страха, что ничего не получится , избавиться бывает не так просто. И иногда из-за него человек даже не пробует рисовать, или бросает это занятие после пары неудачных попыток (да, «нет таланта», я помню)). Скажите, если вы когда-нибудь ощущали нечто подобное, может быть вы знаете, как преодолеть боязнь неудачи? Я буду признательна, если поделитесь рецептом. А я в следующей статье предложу свои способы преодоления барьера «у меня ничего не получается «.

Почему мы не можем научиться рисовать? Рисовать и писать картины хотели бы многие из нас. Но занимается этим только незначительная часть людей. Почему это не получается у других и можно ли научиться рисовать и писать картины во взрослом возрасте?
Из основных причин такого творческого неумения я бы выделил 5 пунктов.

1. Неправильная постановка задачи.
Понятие “Научиться рисовать” очень расплывчато. Под это определение попадает и рисунок из детского учебника и картина в музее. Это и живопись и черно-белая графика. Нельзя стать мастером сразу во всех стилях. Когда не поставлена цель, к ней невозможно прийти. Ученик не видит цели или ставит слишком сложную, а часто и просто невыпонимую. “Хочу чтобы было как в журнале”. Между тем, цель должна быть вполне конкретной. Элементарно, рука должна знать что ей делать с кистью.

2. Отсутствие конкретной цели.
У каждого художника есть специализация и стиль. Это его область, где он мастер. Начинающие часто посмотрев работы разных мастеров хотят все и сразу. Художник может отлично писать пейзажи, но хуже воспроизводить портреты с натуры. График не обязательно будет хорошим живописцем, а живописец не обязательно мастер графики. Художник выбирает свою нишу и в ней работает. Когда новичок пытается охватить сразу все, его ждет неудача, потому что нельзя объять необъятное, можно лишь выбрать конкретную цель и уделить ей достаточно внимания. Поэтому выбор цели и ее достижение – это краеугольный камень любого творчества.

3. Отсутствие практики.
Художник, который пишет картины или рисует графику практикуется в этом постоянно. Для него абсолютно нормально заполнить большой хост мазками краски и посвятить этому несколько часов, прорисовывать детали, строить сюжет. Новичку это гораздо сложнее, даже банально заполнить мазками лист. Но без этого не будет картины! Привычка формируется в течении определенного времени, и называется практикой..

4. “Я знаю как надо рисовать”
Некоторые ученики имеют свои представления о том как надо рисовать и что надо рисовать. Такие люди обычно говорят “А можно я буду не так делать, а по-другому, у меня свой стиль”. Комментарии наверное излишни. Если человек пришел учиться, его задача учиться, а не устанавливать свои правила.

5. Отсутствие поддержки и неуверенность в своих силах.
Очень важны позитивные оценки окружающих, но еще важнее помощь мастера, человека который является авторитетом. Тем и хороши занятия с учителем или мастером, что он кроме мастерства оказывает моральную поддержку. Неуверенность и страх, это нормальные чувства, когда мы вступаем в неведомое, когда начинаем делать то, что не делали никогда и наличие хорошего ведущего здесь очень помагает.

Продолжение следует. Приглашаю на свои занятия по медитативной живописи в Киеве и по скайп!

© Дмитрий Рыбин
Статья была опубликована в моем блоге
http://www.liveinternet.ru/users/light_3030/blog
При перепечатке ссылка на автора и источник обязательна

Вопрос психологу:

Здравствуйте. Возможно, моя проблема относится к психологии, а возможно и нет. Но попробую описать.

Всю жизнь рисую и недавно решила заниматься этим профессионально. Всё-таки это единственное, что я в состоянии делать, никакие науки мне не даются от слова вообще, а вот рисунок и удовольствие приносит и вроде как даже получается хорошо.

Сейчас пытаюсь как-то подтянуть свои навыки рисования для работы в игровой индустрии и столкнулась с такой проблемой. Долгое время половина всех попыток, а то и почти все, заканчиваются тем, что я просто не могу ничего нарисовать. Пытаюсь рисовать по урокам, перерисовывать картины, все более менее нормально, но как только начинаю рисовать из головы с референсами то, что придумала сама, получается какая-то мазня. Раньше такого не было, разве что раз-два в месяц на один или два дня. А сейчас почти месяц ничего не выходит. Один и тот же рисунок снова и снова перерисовываю, эскизы хорошие, но как только начинаю прорабатывать, у меня просто ничего не получается, натурально мазня. Вроде и по тону разбираю, и по цвету, композиционно решаю, но закончить работу я просто не в состоянии, лежит гора начатых рисунков, куча правок и перерисовок на них, а по итогу просто куча грязи и ничего дельного. И я не могу понять, почему так. Ощущение, что мне просто пришили чужие руки, которые не реагируют на сигналы мозга. Это очень сильно тормозит процесс обучения, если не останавливает его вовсе. Любые картинки, даже казалось бы совсем лёгкие в исполнении, не получаются совершенно. Всё разваливается, не рисуется, получаются топорно.

И я ничего не могу с этим сделать. Ни смена материалов, ни смена направлений и стилей не даёт никаких результатов. А они мне нужны. Для игровой индустрии нужны отличные навыки рисования, каких у меня ещё нет. И развивать их сейчас я просто не в состоянии. Это жутко нервирует меня, ведь от этого зависит моё будущее, смогу ли я работать. Если до лета не выйду хотя бы на уровень игр для мобильных, придётся искать офисную работу, никак не связанную с рисованием, а это ещё сильнее остановит дальнейшее развитие навыков. На работе уж точно не порисуешь.

Не понимаю, как пробить этот артблок. Что можно с этим сделать? Не знаю, может как-то на мозги можно подействовать, чем-то специально заняться. Что сделать, чтобы дальше получалось то, что получалось раньше, но в какой-то момент просто встало и не двигается с места ни в какую?

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.

Здравствуйте, Вера! Вы хотите развивать свои навыки, но сейчас, как пишете, делать это не получается из-за возникшего напряжения. Когда снова пытаетесь воплотить свои идеи - не получается, напряжение только растет.

Так как оно является помехой для дальнейшего развития, то стоит сначала избавиться от этого напряжения. Пока разрешите себе некий творческий отпуск - наметьте срок, в течение которого Вы не будете прорабатывать эскизы, т.е. делать то, что у Вас пока не получается. Например 3 -4 недели.

Что можно делать в это время? Набираться сил и вдохновения, восстанавливать душевное равновесие. Восполнить свои ресурсы можно разными способами: массаж, плавание, вкусная еда, приятные для Вас запахи, выезды на природу, фильмы и книги, которые вдохновляют. Делайте все, что Вам нравится, дайте себе возможность не думать сейчас о плохом - это поможет расслабиться.

Вы пишете, что руки будто не слушаются мозга. А что хотят нарисовать ваши руки? Попробуйте "отключить" сознание, рисуйте то, что рисуется само собой, даже если Вы не будете понимать, что получится в итоге.

Можно попробовать также рисовать "для себя" по иной тематике, не по той, которой Вы сейчас недовольны.

После того, как наберетесь сил, то, если будет возможность, желательно позаниматься с наставником, взять хотя бы 2-3 занятия. Показать ему эскизы, рассказать о тех трудностях, которые возникают.

Вспомнилась ситуация, когда совершенствуя навыки по своему творческому хобби, я оказалась на занятиях, где надо было рисовать. Многие в группе сказали, что не умеют этого делать (не получается, нет таланта), на что преподаватель с улыбкой ответила: "А почему Вы думаете, что все должно прийти само собой? Для того, чтобы освоить любую науку надо учиться, и в изобразительном искусстве так же". И действительно, к концу обучения не было ни одного человека в группе, у которых бы не получилось нарисовать то, что задумали и развить свои навыки до желаемого уровня.

У Вас раньше все получалось, сейчас, возможно, Вы перешли на другой уровень желаний, стали более требовательны. Наставник даст Вам индивидуальные рекомендации, поддержку.

Кроме того, если именно в игровой индустрии сразу не получится реализовать себя, то можно ведь вместо офисной работы попробовать себя в иных творческих проектах, где нужны художественные навыки. Не знаю, в каком населенном пункте Вы проживаете, но если в крупном городе, то в сфере творчества встречаются вакансии, где готовы обучать заинтересованных кандидатов без опыта. Если же населенный пункт небольшой, то можно попытаться рассмотреть интересные Вам организации, попробовать еще до лета обратиться туда с просьбой попробовать себя в качестве помощницы, так появится новый опыт, знакомства, возможно, перспективы развития.

Знаете, что я чаще всего слышу в разговорах с людьми, которые говорят, что хотят рисовать, но не рисуют? Фразу “Я боюсь” . Боюсь, что не получится, боюсь пустого

листа, боюсь критики, боюсь, что меня не поймут. Давайте поговорим о страхах, и может быть к концу статьи мне удастся их хоть частично развеять.

У меня к вам вопрос! Зачем оно вообще вам надо? Почему вы хотите рисовать? Или почему рисуете? Это хобби? Какая-то внутренняя потребность? Работа? Это серьезный вопрос. Подумайте, зачем оно вам надо. Может оказаться, что оно вам не так уж и надо, и страх – это просто одна из отмазок, которые вы придумали, чтоб все-таки не рисовать. Я, например, на пианино хотела бы играть. Но меня как-то не прет от мысли практики по несколько часов в день. Могу сказать – я боюсь, могу сказать – лень, или времени нет. Но причина на самом деле одна – оно мне не очень нужно. Моей душе комфортно и без этого.

А вот без рисования мне плохо. Для меня это – как воздух. Это самая естественная потребность, как дышать, кушать и бегать по утрам. Я рисую не потому, что это у меня хорошо получается. Скорее наоборот, у меня хорошо получается, потому что я все время рисую. Если у вас есть потребность в рисовании, значит у вас есть и определенный (хотя может и глубоко зарытый) талант. Если бы у вас не было природных наклонностей и способностей, вам бы просто не хотелось рисовать.

У большинства из нас присутствует вдолбленный в нас с детства комплекс отличницы. Надо, чтоб было обязательно красиво, правильно, надо, чтоб было точно, как картинка в голове. А еще надо, чтоб всем нравилось, все хвалили и восхищались. А если так не получается, значит нечего и начинать. Только позориться и расстраиваться. Или хорошо или никак!

Прищемить бы языки в дверном проеме тем педагогам, которые поселили эти крамольные мысли в наших светлых головах!

Поверьте, все, что вы рисуете, даже самое косое, кривое, и возможно безобразное (тоже очень относительное понятие) – это очень круто и здорово! Вы создаете что-то из ничего, вы делитесь частичкой себя с миром, вы совершенствуетесь.

Но давайте по-подробней. Вы боитесь, что ваши рисунки кому-то могут не понравиться? Так ясное дело! Вы же не 100 долларовые купюры рисуете, чтоб они всем нравились. Даже самые известные и талантливые художники были кем-то нелюбимы и кем-то раскритикованы. Представляете, что бы было, если бы они тоже так забоялись, что перестали рисовать? Меня критикуют гораздо чаще, чем хвалят. Мне это даже нравится. Из критики можно извлечь гораздо больше полезного, чем из похвалы. А та критика, с которой я не согласна, меня не парит. У нас демократия. Каждый волен думать и говорить, что хочет. А я вольна пропустить это мимо ушей и продолжать рисовать то и так, как вижу и считаю нужным.

Вы не рисуете, потому что знаете, что Вася Пупкин, и все его друзья в придачу, лучше вас нарисуют? Ну и что? Ну нарисует Вася лучше. А какое он к вам имеет отношение? Всегда найдется кто-то, кто делает что-то лучше вас. Это вовсе не повод, чтоб вы это перестали делать. Вася, между прочим, тоже по ночам рыдает в подушку и нервно грызет ногти, потому что по его мнению Петя – еще круче рисует! И Петя, хоть он несомненно очень крут, тоже далеко не всегда собой доволен. И у него кумиров хватает.

Что еще? Вы боитесь, что ваши творения вам самим не понравятся? Что у вас в голове была бабочка, а получился динозавр? Ответ на эту дилемму прост! Рисуйте целую неделю одних бабочек каждый день и к концу недели они начнут походить на бабочек! Это вы не рисовать боитесь, это вам просто лень практиковаться. Сразу хорошо не получается ничего и никогда. А на то, что кажется сделано с легкостью, скорее всего понадобились годы практики. И если вам не нравится, что у вас получается, это тоже хорошо. Значит вам есть к чему стремиться. Значит следующий рисунок будет лучше.

Вы боитесь пустого листа? Могу дать несколько практических советов. Не начинайте с пустого листа. Поставьте точку, проведите линию, и отталкивайтесь уже от этого. Не покупайте дорогих альбомов. Покупайте дешевые, чтоб было не жалко марать. Начните с маленьких форматов и мелких быстрых зарисовок. Всегда носите маленький скетчбук и пару карандашей с собой. Рисуйте на улице все, что видите. Кроме того, что это отличная практика, у вас просто не будет времени бояться, все внимание и мысли будут прикованы к объекту рисования. Рисуйте вместе с друзьями, участвуйте в творческих флешмобах, типа нашего “Дня Крокодила”. Вы найдете людей, близких вам по духу, которые смогут вас поддержать и вдохновить.

В конечном итоге все сводится только к одному вопросу – зачем оно вам надо? Если вы просто любите рисовать, то просто рисуйте! Если вы хотите научиться рисовать – учитесь! Я тоже все время учусь. Мне тоже кажется, что я и рядом не валялась с некоторыми художниками, ну и что?

Бойтесь лучше знаете чего? Бойтесь того, что в вас, возможно, прячется великий талант и вы, возможно, могли бы создать что-то замечательное и открыть для себя источник беспрерывного удовольствия в виде любимого хобби или профессии, а вы в этом всем себе отказываете, потому что чего-то там боитесь.

Давайте обсудим? Пишите в комментариях!

P.S.: знаете, я сама прошла через все эти мытарства… Неуверенность в себе, поиски информации, самостоятельное обучение и душевные терзания.

И так как мне удалось все это преодолеть и стать успешным иллюстратором в короткий период, думаю я, как никто другой, понимаю таких же как я людей,которые хотят попробовать, но не знают как.

Теперь, чтобы помочь вам пройти этот путь максимально легко и быстро, я создала эту платформу, где собираю всю информация по иллюстрации и ведению собственного креативного бизнеса. Чтоб не надо было никуда бегать и за умеренную плату можно было узнать все, что нужно:

  1. Как создать Сильное Портфолио Иллюстратора .
  2. Как издать свою первую Книгу с Иллюстрациями
  3. Как пробиться на Международный Рынок
  4. Как найти свой Творческий Стиль
  5. Как создавать запоминающиеся Образы и Персонажи
  6. Как перейти от Увлечения к Профессии
  7. Профессия Иллюстратор – агенты, издательства, контракты
  8. Секреты Иллюстрации – основные принципы построения рисунка

Это темы моих видео-лекций , которые уже доступны для вас. Говорю о них именно сейчас, потому что только сейчас на них есть крутые скидки. Сейчас это важно и актуально.

Каждая лекция – несколько часов ценнейшей информации , которую в таком концентрированном формате – собранную воедино, проанализированную и по полочкам разложенную – вы больше нигде не найдете! Ни в одной книге, ни на одном сайте, ни на одних курсах. Тем более на русском языке. Это основа всех основ и материал, необходимый не только для увлекающихся иллюстрацией, но и для других видов творчества, потому что основы для всех одни.

Так что не пропустите. и смотрите, а то забудете, а скидки скоро закончатся 🙂

А когда посмотрите семинары – обязательно присылайте отзывы. Ваше мнение для меня очень важно. И пишите, о чем еще хотели бы узнать. Я сейчас готовлю новый материал, поэтому мне будет приятно услышать ваши предложения.

Вместе – мы сила и все страхи преодолеем! Это я знаю точно! 😉