Сочинение на тему: Пелагея Ниловна Власова. Произведение: Мать


Ниловна, Власова Пелагея Ниловна - главная героиня повести, образ которой символизирует Россию (ср. «мать-Родина»), а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения - общечеловеческое, «народное» восприятие событий. Динамика характера героини призвана показать изменения народной психологии. Материнская любовь к сыну трансформируется у Н. в любовь к людям вообще; христианский смысл любви совмещается с идеей активной политической борьбы. Революционное движение осмысляется Н. как всемирное движение «детей», которому она, как мать, не может не сочувствовать.

В начале повести героине около 40 лет, но она представлена пожилой женщиной, ибо всю жизнь прожила «в тревожном ожидании побоев». Когда после смерти ее мужа сын Павел намеревается жить, «как отец», Н. уговаривает его не делать этого. Однако перемены в сыне тоже пугают ее. Впервые увидав соратников Павла, Н. не может поверить, что они - «запрещенные люди», поскольку они вовсе не кажутся ей страшными. Привыкнув к собраниям, она сама предлагает Павлу взять Андрея Находку к ним в квартиранты, становясь, по существу, матерью и для него. После ареста Андрея и Павла Н. испытывает чувство одиночества, ибо привыкла общаться с молодежью. Через два дня после ареста сына его друзья просят Н. помочь им возобновить распространение листовок на фабрике; поняв, что это может отвести подозрения от Павла, она под видом торговки распространяет среди рабочих запрещенную литературу. Рассказывая об этом вернувшемуся из тюрьмы Находке, Н. признается, что думает лишь о сыне - действует из материнской любви. Однако постепенно, глядя на приходящих к Андрею людей, Н. начинает мысленно соединять все их лица в одно - похожее на лицо Христа, идущего в Эммаус; постепенно у нее возникает «спокойное сознание своей надобности для этой новой жизни». Узнав об убийстве доносчика Горбова и о том, что в нем косвенно замешан Андрей, Н. говорит, что не считает никого виноватым - хотя и сама удивляется собственным словам как противоречащим духу Христа. Во время первомайской демонстрации Н., находясь в толпе, говорит людям: «Это святое дело ведь и Христа не было бы, если бы его ради люди не погибали!»; «Идут в мире дети, кровь наша, идут за правдой... для всех! Для всех вас, для младенцев ваших обрекли себя на крестный путь. Не отходите же от них, не отрекайтесь, не оставляйте детей своих на одиноком пути».

После ареста Павла Н. переселяется из фабричной слободы в город. Затем отправляется в деревню для установления связей по распространению газет; встречается с бывшим соседом Рыбиным, который ведет агитацию среди крестьян, передает ему принесенные книги. Вернувшись в город, начинает затем по нескольку раз в месяц развозить по деревням нелегальную литературу, прокламации и газеты. Н. принимает участие в похоронах умершего революционера и ее земляка Егора Ивановича, которые перерастают в схватку с полицией на кладбище, увозит оттуда раненого юношу, ухаживает за ним. Через некоторое время, вновь отправившись в деревню, она становится свидетельницей ареста Рыбина, поэтому отдает привезенные для него книги случайно встреченному крестьянину, ведет агитацию среди крестьян. Во время свидания с Павлом в тюрьме Н. передает ему записку с планом побега, однако тот в ответной записке отказывается бежать. Тем не менее подпольщики организуют побег для Рыбина и еще одного заключенного, и Н., по ее просьбе, позволено со стороны наблюдать за их побегом. Во время суда над Павлом и его товарищами Н. присутствует в зале, воспринимая происходящее скорее на эмоционально-образном уровне, чем рационально. После суда она доставляет в подпольную типографию текст речи Павла, а затем вызывается отвезти напечатанные экземпляры в деревню. Когда ее предупреждают об опасности, Н. заявляет: «Слово сына повезу, слово крови моей! Ведь это- как своя душа!» На вокзале Н. замечает слежку. Поняв, что арест неизбежен, но не желая «сыновнее слово бросить», она начинает разбрасывать листки с речью Павла в толпе. Избиваемая жандармами, Н. обращается к окружающим с горячей речью. Финал романа не вполне ясен; возможно, героиня погибает.


Поделиться в социальных сетях!

Центральным образом романа «Мать» является образ Пелагеи. Ниловна участвует во всех событиях романа. Название романа и вытекает из такой композиционной роли образа. Именно ей «поручено» сердцем судить и Рыбина, и Федю Мазина, и Софью. Её оценки людей в романе необыкновенно; она чувствует то, что ещё не видят другие; Её «сны» в романе - тонки и символичны. В романе «Мать» Горький показывает процесс обогащения естественной любви матери к своему детинцу чувством духовной близости. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький берет самый трудный вариант этого воскрешения. Во-первых, Ниловне - 45 - «бабий век», для женщины того времени это было много. Взять трудный вариант перерождения старого человека с уже сложившейся судьбой и характером. Во-вторых, Горький избирает в качестве своей героини женщину религиозную; писатель видит в вере матери определенную систему ценностей, взглядов на мир, помогающая ей жить; поэтому она так боится разрушения своей веры в бога. Значит, процесс перерождения матери связан с изменениями мировосприятия. В-третьих, Ниловна - женщина, а по традиционным представлениям роль женщины ограничивалась семьей и детьми, и это тоже осложняет её включение в активную деятельность. Главный источник процесса перерождения - материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Но это только начало, затем её захватила сама идея. Судьба Ниловны - доказательство плодотворности революционных идей.

Главное изменение в Ниловне - преодоление страха перед жизнью. В ней жил страх перед новым обликом своего сына. Участие в делах сына, расширение круга знакомств помогает ей лучше понять и полюбить людей. Именно эта любовь, доброжелательность приводят Ниловну к тому, что она перестаёт бояться людей. Она становиться матерью для всех своих близких друзей и даже далеких людей. Душевное состояние Ниловны видно в её портретах: «Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое тяжелой работой и побоями мужа, двигалась бесшумно и как-то боком, точно она боялась задеть что-то… Вся она была мягкая, печальная, покорная…».

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила её материнской любви удерживает Павла от полного погружения и фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель и богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколько опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности Волков А.В. Худ мир М.Горького. М., 1977, с.56.

Духовное обновление народа - тема, особенно волновавшая Горького. Его роман М. Горького "Мать" стал одним из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение - движение народных масс, героических в своем порыве. Роман "Мать" сыграл огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случайно "Мать" Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени.

Центральный персонаж повествования - мать Павла Власова Пелагея Ниловна. Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман "Мать" - это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример.

Жизненный путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, проведшей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что "все так живут".

На первых страницах романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они "ненавидят друг друга". В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего. Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры - лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном.

Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям. Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия "Мать" расширился, приобретя значение символа.

Постепенно сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.

И хотя процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но Ниловна преодолела трудности. В ее первом агитационном выступлении на первомайской демонстрации представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: "Собирай, народ, силы свои во единую силу".

Пелагея Ниловна Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: "Казалось, тысячи жизней говорят ее устами".

Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, а авторская позиция дана в восприятии событий Ниловной.

Велика заслуга Горького, создавшего в романе "Мать" образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.

Ниловна, Власова Пелагея Ниловна - главная героиня повести, образ которой символизирует Россию (ср. «мать-Родина»), а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения - общечеловеческое, «народное» восприятие событий. Динамика характера героини призвана показать изменения народной психологии. Материнская любовь к сыну трансформируется у Н. в любовь к людям вообще; христианский смысл любви совмещается с идеей активной политической борьбы. Революционное движение осмысляется Н. как всемирное движение «детей», которому она, как мать, не может не сочувствовать.

В начале повести героине около 40 лет, но она представлена пожилой женщиной, ибо всю жизнь прожила «в тревожном ожидании побоев». Когда после смерти ее мужа сын Павел намеревается жить, «как отец», Н. уговаривает его не делать этого. Однако перемены в сыне тоже пугают ее. Впервые увидав соратников Павла, Н. не может поверить, что они - «запрещенные люди», поскольку они вовсе не кажутся ей страшными. Привыкнув к собраниям, она сама предлагает Павлу взять Андрея Находку к ним в квартиранты, становясь, по существу, матерью и для него. После ареста Андрея и Павла Н. испытывает чувство одиночества, ибо привыкла общаться с молодежью. Через два дня после ареста сына его друзья просят Н. помочь им возобновить распространение листовок на фабрике; поняв, что это может отвести подозрения от Павла, она под видом торговки распространяет среди рабочих запрещенную литературу. Рассказывая об этом вернувшемуся из тюрьмы Находке, Н. признается, что думает лишь о сыне - действует из материнской любви. Однако постепенно, глядя на приходящих к Андрею людей, Н. начинает мысленно соединять все их лица в одно - похожее на лицо Христа, идущего в Эммаус; постепенно у нее возникает «спокойное сознание своей надобности для этой новой жизни». Узнав об убийстве доносчика Горбова и о том, что в нем косвенно замешан Андрей, Н. говорит, что не считает никого виноватым - хотя и сама удивляется собственным словам как противоречащим духу Христа. Во время первомайской демонстрации Н. , находясь в толпе, говорит людям: «Это святое дело ведь и Христа не было бы, если бы его ради люди не погибали!»; «Идут в мире дети, кровь наша, идут за правдой. . . для всех! Для всех вас, для младенцев ваших обрекли себя на крестный путь. Не отходите же от них, не отрекайтесь, не оставляйте детей своих на одиноком пути».

После ареста Павла Н. переселяется из фабричной слободы в город. Затем отправляется в деревню для установления связей по распространению газет; встречается с бывшим соседом Рыбиным, который ведет агитацию среди крестьян, передает ему принесенные книги. Вернувшись в город, начинает затем по нескольку раз в месяц развозить по деревням нелегальную литературу, прокламации и газеты. Н. принимает участие в похоронах умершего революционера и ее земляка Егора Ивановича, которые перерастают в схватку с полицией на кладбище, увозит оттуда раненого юношу, ухаживает за ним. Через некоторое время, вновь отправившись в деревню, она становится свидетельницей ареста Рыбина, поэтому отдает привезенные для него книги случайно встреченному крестьянину, ведет агитацию среди крестьян. Во время свидания с Павлом в тюрьме Н. передает ему записку с планом побега, однако тот в ответной записке отказывается бежать. Тем не менее подпольщики организуют побег для Рыбина и еще одного заключенного, и Н. , по ее просьбе, позволено со стороны наблюдать за их побегом. Во время суда над Павлом и его товарищами Н. присутствует в зале, воспринимая происходящее скорее на эмоционально-образном уровне, чем рационально. После суда она доставляет в подпольную типографию текст речи Павла, а затем вызывается отвезти напечатанные экземпляры в деревню. Когда ее предупреждают об опасности, Н. заявляет: «Слово сына повезу, слово крови моей! Ведь это- как своя душа!» На вокзале Н. замечает слежку. Поняв, что арест неизбежен, но не желая «сыновнее слово бросить», она начинает разбрасывать листки с речью Павла в толпе.