"Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту".
Лорд Генри Уоттон, персонаж "Портрета Дориана Грея" Оскара Уайльда.

Голливудские звезды, желая продемонстрировать остроумие и начитанность, чаще всего цитируют Оскара Уайльда - примерно как отечественные сыплют фразочками из Паоло Коэльо или Ричарда Баха. А лорд Генри (на фото - в исполнении Колина Ферта в фильме "Дориан Грей") - самый остроумный персонаж Уайльда. Вот еще ряд его высказываний:

Совесть - официальное название трусости, вот и все.
В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить.
Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью. В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.
Верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и все.
В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.
Ни за что не женитесь на женщине с волосами соломенного цвета. Они ужасно сентиментальны. Да и вообще лучше не женитесь.
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.
Поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность!.. Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.
Все мы готовы верить в других по той простой причине, что боимся за себя. В основе оптимизма лежит чистейший страх. Мы приписываем нашим ближним те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия. Хвалим банкира, потому что хочется верить, что он увеличит нам кредит в своем банке, и находим хорошие черты даже у разбойника с большой дороги в надежде, что он пощадит наши карманы.
Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.
Быть хорошим - значит быть в согласии с самим собой.
Конечно, лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание - это скучно и тягостно. Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то.
Только два сорта людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни все решительно, и те, кто ничего о ней не знает.
Секрет сохранения молодости в том, чтобы избегать волнений, от которых дурнеешь.
Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.
Не доверяйте женщине, которая, не считаясь со своим возрастом, носит платья цвета mauve (фр. - розовато-лиловый ) или в тридцать пять лет питает пристрастие к розовым лентам: это, несомненно, женщина с прошлым.
Сколько ерунды у нас говорится о счастливых браках! Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит.
Я люблю мужчин с будущим и женщин с прошлым.
Самое страшное на свете - это скука. Вот единственный грех, которому нет прощенья.
Предзнаменования - вздор. Судьба не шлет нам вестников - для этого она достаточно мудра или достаточно жестока.
Знание пагубно для любви. Только неизвестность пленяет нас. В тумане все кажется необыкновенным.
В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми.

Это я к премьере экранизации "Портрет Дориана Грея" перечитала:) Фильм - мягко говоря, так себе. Не удивляет и не впечатляет даже при вопиющем отклонении от первоисточника (именно потому - что выглядит как нездоровое "отклонение"). И даже Колин Ферт не спасает ситуации, увы.

  • 13.Своеобразие драматического конфликта в трагедии у.Шекспира «Гамлет».
  • 14.Конфликт Добра и Зла в поэме д.Мильтона «Потерянный рай».
  • 16.Воплощение представлений о «естественном человеке» в романе д.Дефо «Робинзон Крузо».
  • 17.Своеобразие композиции романа Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».
  • 18.Сравнительный анализ романов д.Дефо «Робинзон Крузо» и Дж.Свифта «Путешествия Гулливера».
  • 20.Идейно-художественное своеобразие романа л.Стерна «Сентиментальное путешествие».
  • 21. Общая характеристика творчества р. Бернса
  • 23. Идейно-художественные искания поэтов «Озерной школы» (у.Вордсворт, с.Т. Колдридж, р.Саути)
  • 24.Идейно-художественные искания революционных романтиков (д.Г.Байрон, п.Б.Шелли)
  • 25. Идейно-художественные искания лондонских романтиков (д.Китс, Лэм, Хэзлитт, Хант)
  • 26. Своеобразие жанра исторического романа в творчестве в.Скотта. Характеристика «шотландского» и «английского» цикла романов.
  • 27. Анализ романа в.Скотт «Айвенго»
  • 28. Периодизация и общая характеристика творчества д.Г Байрона
  • 29. «Паломничество Чайльд Гарольда» д.Г.Байрона как романтическая поэма.
  • 31. Периодизация и общая характеристика творчества ч.Диккенса.
  • 32. Анализ романа ч.Диккенса «Домби и сын»
  • 33. Общая характеристика творчества у.М.Теккерея
  • 34. Анализ романа у.М.Теккрея «Ярмарка тщеславия. Роман без героя».
  • 35. Идейно-художественные искания прерафаэлитов
  • 36. Эстетическая теория д.Рескина
  • 37. Натурализм в английской литературе конца XIX в.
  • 38. Неоромантизм в английской литературе конца XIX в.
  • 40. Анализ романа о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
  • 41. «Литература действия» и творчество р.Киплинга
  • 43. Общая характеристика творчества д.Джойса.
  • 44. Анализ романа Дж.Джойса «Улисс»
  • 45. Жанр антиутопии в творчестве о.Хаксли и д.Оруэлла
  • 46. Особенности социальной драмы в творчестве б.Шоу
  • 47. Анализ пьесы б.Шоу «Пигмалеон»
  • 48. Социально-философский фантастический роман в творчестве г.Уэллса
  • 49. Анализ цикла романов д.Голсуорси «Сага о Форсайтах»
  • 50. Общая характеристика литературы «потерянного поколения»
  • 51. Анализ романа р.Олдингтона «Смерть героя»
  • 52. Периодизация и общая характеристика творчества г.Грина
  • 53.Своеобразие жанра антиколониалистического романа (на примере произведения г.Грина «Тихий американец»)
  • 55. Роман-притча в английской литературе второй половины XX в. (анализ одного из романов по выбору студента: «Повелитель мух» или «Шпиль» у. Голдинга)
  • 56. Своеобразие жанра социального романа в творчестве т.Драйзера
  • 57. Анализ романа э. Хэмингуэя «Прощай, оружие!»
  • 58. Символика в повести э.Хэмингуэя «Старик и море»
  • 60. Литература «века джаза» и творчество ф.С. Фицджеральда
  • 40. Анализ романа о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

    Противоречия во взглядах Уайльда обнаруживаются особенно рельефно в его романе «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1891). Писатель строит образы, сюжетные эпизоды в соответствии со своими излюбленными эстетскими представлениями: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Однако система образов и развитие сюжета раскрывают ложность этих идей. Динамика сюжета преодолевает статику отдельных эпизодов. Объективный смысл романа вступает в противоречие со значением отдельных эпизодов и, по сути дела, опровергает всю программу эстетизма и гедонизма, импонирующую автору. Идея «искусство выше жизни» заключена в сценах знакомства красавца Дориана Грея с актрисой Сибилой Вейн, игравшей в шекспировских пьесах. Дориан полюбил Сибилу за то, что она могла талантливо перевоплощаться в образы Джульетты и Розалинды и глубоко изображать их чувства. Дориан Грей любит в актрисе шекспировских героинь. Произведения искусства для него значительнее, чем жизнь. Когда Сибила полюбила Дориана Грея, она уже не могла больше жить чувствами театральных героинь. Сибила могла изображать на сцене страсть, которую не чувствовала, но она уже не могла играть страсть, познав ее истинную сущность. Увидев плохую игру актрисы, Дориан разочаровывается в ней. Он не может любить реальную женщину; он любил только образ искусства -шекспировскую героиню. Развивая дальше этот эпизод, Уайльд показал, что эстетизм Дориана Грея, его преклонение перед искусством и неприятие жизни приводят к жестокости. Эстетство Дориана Грея убивает Сибилу. Узнав о том, что Дориан ее не любит, она кончает самоубийством. В романе дискредитируется гедонистическая позиция лорда Генри Уоттона и Дориана Грея. Лорд Генри очаровал Дориана своими изящными, но циничными афоризмами. «Новый гедонизм - вот что нужно нашему поколению. Было бы трагично, если бы вы не успели взять все от жизни, потому что юность коротка». «Люди не эгоистичные всегда бесцветны. В них не хватает индивидуальности». Путь наслаждений, на который стал Дориан Грей, - это путь порока. Душа его все больше развращается. Он оказывает развращающее влияние на других. Наконец, Дориан совершает преступление: убивает художника Бэзила Холуорда, затем заставляет химика Алана Кэмпбела уничтожить труп. Впоследствии Алан Кэмпбел кончает жизнь самоубийством. Эгоистическая жажда наслаждений оборачивается бесчеловечностью и преступностью. Идея гедонизма развенчивается в романе Уайльда. Сюжет этого произведения, включающий фантастический элемент, последовательно дискредитирует поклонение красоте, лишенной одухотворенности и нравственности. Созданный Бэзилом Холуордом портрет прекрасного юноши, каким был в молодости Дориан Грей, является символом совести героя. Фантастический элемент в романе заключается в том, что Дориан Грей остается всегда молодым и красивым, а портрет, словно его двойник, отражает все изменения в душе реального Дориана и его старение. Каждый новый шаг в нравственном падении Дориана отражается на его портрете. На лице, изображенном художником, появляются черты жестокости и лицемерия. Мысль о портрете преследует героя, он считает его источником всех своих несчастий. Дориан все глубже погружается в пучину зла. Порочная жизнь начинает, наконец, тяготить его, но он зашел уже слишком далеко и не в силах вырваться, не в силах сойти с этого пути. Отсюда его последний отчаянный и роковой поступок: он бросается с ножом на портрет, но убивает самого себя. Дориан и его портрет поменялись местами: на полу, перед портретом, лежит отвратительный старик с ножом в груди, а на стене висит портрет прекрасного юноши. История Дориана Грея является осуждением индивидуализма, эстетской бездуховности и гедонизма. «Портрет Дориана Грея» написан в импрессионистическом стиле. Детали отличаются изысканностью и манерным изяществом. Роман начинается словами: «Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов шиповника». Для стиля романа характерна парадоксальность. Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персонажей. Герои романа говорят парадоксами. Однако многие парадоксальные суждения в романе направлены против лицемерной буржуазной морали, против социальных явлений английской жизни. Бэзил Холуорд говорит, например: «Англия достаточно плоха... и все английское общество никуда не годится». «Едва ли во всей палате общин найдется хоть одно лицо, которое бы стоило нарисовать, хотя многих из них и следовало бы побелить немного». В самом романе определяется отношение парадокса к жизненной правде: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические шутки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней».

      История создания: «Портре́т Дориа́на Грея» - единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. Впервые напечатан в июле 1890 года в «Ежемесячном журнале Липпинкотта», а позднее изданный отдельной книгой в апреле 1891 года, дополненной особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма, некоторые главы были полностью переработаны. Роман создан на рубеже XIX-XX вв. Относится к литературному течению – эстетизм.

      Род: Эпос

      Жанр: Роман

      Особенности жанра: философский роман, психологический роман, социальный роман.

      Источники сюжета: Литературный (В романе рассказывается история, перекликающаяся с фантастическим сюжетом "Шагреневой кожи" Бальзака; Роман «Мельмот Скиталец» Чарлз Роберт Метьюрина - идея о таинственном портрете; «Шагреневой кожей» Бальзака; Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот»); Автобиографический (мнения О.Уайльда о искусстве).

      Основная тема: тема красоты

      Тематика: тема смысла жизни, тема ответственности за содеянное, тема смысла любви и губящей власти греха.

      Сюжет:

      Экспозиция: Встреча Бэзил Холлуорда с его другом лордом Генри Уоттоном. Создание портрета. Появление Дориана Грея.

      Завязка: Безил дарит портрет Дориану. Посещение светских мероприйтий Дорианом Греем с Генри Уоттоном. Дориан влюбляется в актрису Сибилу Вейн.

      Развитие действия: Страрение портрета. Объявление о помовке Дориана и Сибилы.

      Кульминация: Разрыв отношений Дориана и Сибилы. Дориан принимает наркотики. Дориан убивает его друга, художника Безила. Встреча с братом Сибилы.

      Развязка: Смерть Дориана Грея

      Особенности композиции:

    А) Конфликт:

      Основной (Взаимоотношения Дориана Грея с реальностью);

      Побочный (конфликт между Дорианом и лордом Генри; Между Дорианом и Базилом; Между Базилом и лордом Генри; Дориана и Сибилой Вейн).

    B) Система образов: противопоставление героев и неживого портрета

    Г) Образы:

    Дориан Грей: Дориан Грей любит в актрисе шекспировских героинь. Про­изведения искусства для него значительнее, чем жизнь. Когда Сибила полюбила Дориана Грея, она уже не могла больше жить чувствами театральных героинь. Сибила могла изобра­жать на сцене страсть, которую не чувствовала, но она уже не могла играть страсть, познав ее истинную сущность. Увидев плохую игру актрисы, Дориан разочаровывается в ней. Он не может любить реальную женщину; он любил только образ искусства - шекспировскую героиню. Развивая дальше этот эпизод, Уайльд показал, что эстетизм Дориана Грея, его пре­клонение перед искусством и неприятие жизни приводят к жестокости. Эстетство Дориана Грея убивает Сибилу. Узнав о том, что Дориан ее не любит, она кончает самоубийством.Путь наслаждений, на который стал Дориан Грей, - это путь порока. Душа его все больше развращается. Он оказывает развращающее влияние на других. Наконец, Дориан совершает преступление: убивает художника Бэзила Холуорда, затем заставляет химика Алана Кэмпбела уничтожить труп. Впоследствии Алан Кэмпбел кон­чает жизнь самоубийством. Эгоистическая жажда наслажде­ний оборачивается бесчеловечностью и преступностью. Идея гедонизма развенчивается в романе Уайльда.

    Образ Бэзила Холлуорда: Встреча Бэзила Холлуорда с юным Дорианом Греем вдохнула новую жизнь в его творчество. «Дориан Грей для меня попросту мотив в искусстве» - говорит Бэзил о влиянии обаяния Дориана. Влюбленность в совершенную красоту дала дар видеть вещи в ином освещении, что позволило Холлуорду получить предчувствие открытия нового стиля, «новой манеры письма». Тем ценнее это ощущение для художника, который видит в истории человечества два важных момента: «Первый -- это появление в искусстве новых средств выражения, второй -- появление в нем нового образа». Портрет Дориана, юноши, чудесным образом сочетающего в себе неиспорченность, нетронутость жизнью и внешнюю красоту, - лучшее, что было создано художником, но сам художник и не собирается выставлять на обзор публике свое гениальное творение. Причина этому одна: создатель прекрасной картины «вложил в нее слишком много от самого себя», а обнажение собственной души перед любопытными – не его цель. «Предисловие» от имени Уайльда получает развитие в словах Бэзила о сущности искусства: «Художник должен создавать прекрасные произведения искусства, не внося в них ничего из своей личной жизни… Мы утратили способность отвлеченно воспринимать красоту. Я надеюсь когда-нибудь показать миру, что такое абстрактное чувство прекрасного».

    Чуткость художника раскрывает истинные отношения между ним и его моделью: Бэзил безошибочно определяет легкомысленность Дориана, по этой же причине он не хочет знакомить лорда Генри со своим новым другом – идеи Генри, полагает Бэзил, могут оказаться гибельными для неиспорченной жизнью души Дориана. Это оказалось правдой: внимание Дориана с первых слов блистательного софиста лорда (играющего роль Мефистофеля) приковано к философской системе изощренного эстета.

    Художник Холлуорд, казалось бы, нарушает одну из заповедей Уайльда - «художник не моралист», напротив, он то и дело взывает к законам совести. Но никто не слышит его призывов «Помолимся вместе!», при этом никакой манерности в проявлениях его человечности нет.

    Бэзил Холлуорд заметил в юноше не только его внешнюю красоту, но и внутреннюю чистоту, которую эта красота отражала. И в начале своего жизненного пути Дориан ещё был способен на искреннее раскаяние и мог справедливо оценивать собственные поступки.

    Портрет, написанный художником, на самом деле изображал не только главного героя, но одновременно и представление о прекрасном самого Бэзила Холлуорда, который видел в юноше свой идеал. Художник стремился воплотить в своём искусстве гармонию тела и духа. Вместе с тем он передал картине «слишком много своего», что недопустимо по этике чистого искусства, потому Бэзил был убит – искусство «скрыло» художника.

    Образ Генри Уоттона: Генри Уоттон появляется в романе в символичной обстановке эстетизированного философского созерцания: изысканные благоухания цветов, мастерская художника, тени птиц, наводящие на размышления о японской живописи. Эта атмосфера изолирована от суетного: «Глухой шум Лондона доносился сюда, как гудение далекого органа».

    Суждения лорда крайне эстетизированы, Красоте отказано раз и навсегда в одухотворенности – интеллект – «аномалия», нарушающая гармонию; семейная жизнь – повод для состязания во лжи между супругами; родню свою он не терпит потому, что « мы не выносим людей с теми же недостатками, что у нас». Является ли лорд Генри нравственным человеком? Бэзил Холлуорд ответил на этот вопрос явно положительно: “Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного - и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм - только поза”. Это объяснимо – образ Уоттона призван обрисовать карикатурно нравы английского общества, с высоты своих парадоксов.

    Лорд Генри – убежденный гедонист, его отношение к людям – отношение зрителя к актерам сцены, к которым он в принципе безразличен: друзей и врагов он выбирает, исходя из эстетических соображений, людей он «наблюдает», находя в этом особенный интерес, интеллектуальное удовольствие: «Гений, несомненно, долговечнее Красоты. Потому-то мы так и стремимся сверх всякой меры развивать свой ум…».

    Отношение к несчастьям ближних у лорда Генри своеобразно: людское горе ужасно и безобразно, Гарри Уоттон отказывает людям в сочувствии именно по этой причине, оставляя решение проблем «Науке» без эмоций, а за собой – «философское созерцание». Генри Уоттон становится наставником Дориана Грея – молодой человек интересен ему в силу необыкновенного сочетания красоты и душевной целостности, и, как человек, боготворящий красоту, лорд Генри берется преподать Дориану уроки получения наиболее полного удовольствия от жизни. «Цель жизни – самовыражение» - провозглашает Генри Уоттон, мешает же этому – боязнь общественного мнения. Дать волю своим чувствам – открыть источник необыкновенной радости, осуществляя свои мечты. Ярко открыв Дориану скоротечность молодости, лорд Генри призывает юношу искать новых ощущений – для ощущения полноты жизни. Моральное падение Дориана происходит под непосредственным "руководством" лорда Генри, человека незаурядного, в уста которого автор вкладывает многие из собственных парадоксальных суждений. Уайльда прежде всего интересует игра ума, а посему холодный циник лорд Генри занятие поисками истины, а стремлением к неотразимости: "Он играл мыслью и становился заносчив. Он подбрасывал ее на воздух и перевертывал ее, выпускал ее из рук и вновь ловил, украшал ее радужными красками фантазии и окрылял парадоксами".Все слова и все действия лорда Генри по отношению к Дориану Грею последовательны и преследуют определённую цель.

    Лорд Генри вовсе не намерен развращать главного героя, потому как это уничтожит прекрасный облик Дориана. Напротив, он намерен сделать всё, чтобы сохранить красоту своего друга. Первое, что делает лорд Генри, - пытается убедить Дориана в ценности молодости и красоты. И эта попытка увенчалась полным успехом.Но даже не будучи безнравственным в собственных поступках, можно развращать других людей.

    Сибила Вейн: Актриса дешевого театра заставила произнести слова о любви Дориана, поразив его воображение художника гением перевоплощения на сцене. Речь идет не о любви к женщине, а о любви к ее таланту. Именно этим так восхищен Дориан – чистым искусством, не имеющим отношения к жизни, к самой бедной Сибиле. Но и для Сибилы он – «герой какой-то пьесы», она называет его «Прекрасный принц». Не от того ли она забывает все свои роли в других пьесах, так как поглощена этой – единственной сейчас для нее ролью – в жизни? Так или иначе, любовь эта была исключительно благородна с обеих сторон, невинная Сибила отдалась во власть нового чувства всей полнотой своего существа, и даже Дориан Грей, уже испытавший отравляющее действие слов лорда Генри, отказывается от полученный наставлений: «Когда Сибила со мной, я стыжусь всего того, чему вы, Гарри, научили меня …при одном прикосновении ее руки я забываю вас и ваши увлекательные, но отравляющие и неверные теории». Однако в гармоничное начало влился жестокий диссонанс: с момента утраты Сибилой дара актрисы. Плохая игра на сцене для Дориана явилась страшным разочарованием: он, влюбленный в лице Сибилы во всех героинь Шекспира, оказался не способен ответить взаимностью самой Сибиле, реальной девушке. Потрясение было столь велико, что Дориан не замедлил высказать ей самые жестокие слова, оттолкнув ее с неподдельным отвращением: теперь Сибила была для него одной из самых заурядных женщин. Оставшись наедине с собой, Дориан остается наедине и со своей совестью – именно эту роль играет портрет, отражающий отныне все плохое, что сделал и еще сделает Дориан. В ту ночь он замечает складку жестокости у рта изображенного, и это заставляет его принять решение поступить правильно с точки зрения морали – Дориан решает жениться. Более того, с наступлением благоуханного утра он слышит в своем сердце отголоски былой любви – и это уже не только жалость. Уайльд оставил Дориану роль подопытного, наблюдаемого проповедником идей чистого искусства – вместе с Сибилой Вэйн умерла надежда на воскрешение души Дориана. Актриса сыграла свою последнюю роль в пьесе жизни, дав право Гарри Уоттону сказать: «Эта девушка, в сущности, не жила и, значит, не умерла… Оплакивайте же Офелию, если хотите. Посыпайте голову пеплом, горюя о задушенной Корделии. Кляните небеса за то, что погибла дочь Брабанцио. Но не лейте напрасно слез о Сибиле Вэйн. Она была еще менее реальна, чем они все». Выбор сделан – отныне портрет для Дориана станет не картиной, вопиющей к очищению совести, но способом насмехаться над роком – пусть страсти, грехи отныне ложатся печатью на скрытое под покрывалом ото всех изображение, сам же Дориан будет свободен от страха потерять очарование юности в поисках наслаждений – это ли не мечта каждого?

    Любовь - это своеобразное единство красоты внешней и внутренней. Однако сам Дориан разрушил это единство, когда отверг Сибилу Вэйн. Эта девушка предложила ему то, о чём мечтал лорд Генри: любовь, которая стала бы искусством в реальной жизни. Именно поэтому Сибила утратила способность играть на сцене. Однако это единство оказалось недоступным Дориану Грею, он не понял ту, которая его любила.

    Д) Приемы («Портрет Дориана Грея» написан в импрессионистиче­ском стиле. Детали отличаются изысканностью и манерным изяществом. Для стиля романа характерна, парадоксальность. Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персона­жей. Герои романа говорят парадоксами. Однако многие па­радоксальные суждения в романе направлены против лице­мерной буржуазной морали, против социальных явлений анг­лийской жизни).

    10. Смысловая концепция: прославление любви, ответственности за содеянное, осуждение лжи, осуждение чрезмерного желания сохранить свою красоту.

    План

    1. История создания романа. Философия гедонизма и ее выражения в произведении.

    2. Тема искусства, основная проблематика романа.

    3. Идейно-композиционная роль образа лорда Генри.

    4. Тема красоты. Сущность трагедии Дориана Грея.

    5. Характер образа художника в романе.

    6. Парадоксы и их значение в произведении.

    Задача для подготовительного периода

    1. Объясните символическое значение портрета Дориана Грея.

    2. Проследите пути нравственного падения героя.

    3. Подумайте над вопросом:

    o Цена, которую заплатил Дориан за вечную молодость и красоту: не высокая она?

    4. Составьте логическую схему по произведению.

    Литература

    1. Кривизна Т. Что знал о красоте О. Уайльд? // "ЗЛ". - 2006. - № 7 (455). - С. 15-21.

    2. Булъваренко Л. Прекрасный принц с уродливой душой (О. Уайльд "Портрет Дориана Грея" 10 класс) // "ЗЛ". - 2006. - № 7. - С. 13-14.

    3. Свечкарев И.Б. Учимся интерпретации художественного текста (Урок-исследование по роману О.Вайльда "Портрет Дориана Грея") // Всемирная литература. - 2003. - № 12. - С. 30-32.

    4. Новик С. М. Уайльд и его роман "Портрет Дориана Грея". 10 класс // Зарубежная литература. - 2003. - № 6. - С. 32-33.

    5. Стамати Т. В. Формировать самостоятельность и независимость эстетических суждений (Конспект урока по роману А. Уайльда "Портрет Дориана Грея") // Всемирная литература. - 2004. - № 8. - С. 26-29.

    6. Удовиченко Л. Н. Афоризмы писателя как средство осмысления его творчества. Итоговый урок по роману О.Вайльда "Портрет Дориана Грея" // Всемирная литература. - 2005. - 33. - С. 19-22.

    Инструктивно-методические материалы

    Эстетизм - это собирательное название литературно-художественных течений, представители которых отстаивали эстетические особенности искусства (красоту). Он возник в Англии в конце XIX в., Как реакция на строгий стиль викторианской эпохи. Художественным фактором зарождения таких взглядов стала идея "искусства ради искусства", существовавшей еще с античных времен. Эстетизм был противовесом реализма, который обращал внимание на социальные проблемы. На его формирование повлияли философские идеи Джона Рескина и Уолтера Патера. Самый яркий представитель - Оскар Уайльд.

    Эстетическая теория изложена в книге "Замыслы" (1891). Диалогический вступление в нее - "Закат искусства лжи" - стал манифестом этого течения. В нем шла спор о кризисе в искусстве и пути выхода из нее. Искусство было самодостаточным и самоценным эстетическим явлением, которое не имело корней в действительности и не несло в себе никаких моральных установок. "Картина не имеет никакого другого смысла, кроме собственной красоты", - заявил Уайльд.

    Из всех произведений писателя наиболее полно воплотил в творческую практику постулаты эстетизма интеллектуальный роман "Портрет Дориана Грея".

    "Портрет Дориана Грея" исследователи назвали одним из самых загадочных произведений Оскара Уайльда.

    Произведение написано в 1890 году. Прозаик писал его по заказу одного американского журнала в рекордно короткий срок - не более, чем за две недели, потому что заключил пари, что способен создать роман именно в такой срок. Замысел: однажды в мастерской своего друга, художника Бэзила Уорда, О. Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством внешности. В предисловии к произведению автор определил главную цель романа: вечность и величие над жизненного искусства.

    В июля 1890 году роман опубликовали в американском журнале "Липпинкотс Мансли Мэгазин". Он имел много общего с произведением Ч. Метьюрина "Мельмонт -блукач", где также рассматривался таинственную связь между судьбой героя и его портретом. Также источниками романа стали произведения: Жюрис -Шарля Тюисмена "Наоборот", Гете "Фауст", Бальзак "Шагреневая кожа", Гофман "Крошка Цахес", Гоголь "Портрет".

    Критические отзывы на произведение носили, почти без исключения, очень резкий характер, даже с требованием подвергнуть запрету книгу, а автора - судебной ответственности.

    По формальным признакам "Портрет Дориана Грея" - это "роман воспитания", ведь писатель изложил историю Дориана Грея, который построил свою жизнь, воплощая определенные идеи. Фактически произведение - это моральная притча о молодом человеке, который ставил к жизни, как к эксперименту и пренебрегала общечеловеческими нормами морали.

    Черты импрессионизма в романе:

    1. композиция концентрировала не в действия, непосредственном жизни и его объяснении, а на различиях восприятия действительности различными персонажами;

    2. персонажам предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему, участником или свидетелем которых они стали;

    3. "изысканность" описаний в романе;

    4. пейзажи стали фоном восприятия героя, сам герой будто растворился в окружающей красоте

    Черты символизма в романе:

    1. фабула произведения перекликался с центральным тезисом символизма о несоответствии видимого сущности;

    2. портрет приобрел символическое значение: он стал проявлением сущности, изобразить которую, воплотить в конкретную форму лишь интуитивно мог истинный художник;

    3. на стилевом уровне - непосредственное употребление парадоксов

    Предисловие к книге состояла из 25 афоризмов и различных высказываний Т. Флобера, которые, впрочем, стали оригинальными в Уайльда. Содержание афоризмов раскрыл в сюжете романа. По мнению автора, искусство стремилось раскрыть себя и утаить художника, отразить не жизнь, а зрителя (читателя). Художник - не моралист, ибо искусство стояло вне морали, ему разрешено изображать все. Вообще, искусством стало тем, что не дает никакой пользы.

    Тема романа: тема искусства и красоты.

    Проблематика: соотношение красоты внешней и внутренней; мораль и искусство; отношения жизни и искусства.

    Для романов конца XIX в. традиционно на первый план выдвигала идея, а образы воплощали тот или иной ее аспект. Лорд Генри, художник Бэзил Голуорд и его натурщик Дориан Грей воплотили эту идею в жизнь.

    Имя персонажа Дориан с английского означает "дорический", искусствоведческий термин для обозначения древних памятников классической античности.

    Действие романа разворачивалось в современной автору Англии, но писатель мастерски ввел в него фантастические, мистические элементы, которые приблизили его произведение к готических романов.

    Произведение построено на интересном замысле: на редкость красивый юноша Дориан Грей мечтал о том, чтобы молодость и красота никогда его не оставляли. Художник Бэзил Голуорд создал портрет Грея, который имел волшебную способность - на нем отражались все порочные моменты жизни героя, тогда как сам он сохранял чистый юношеский вид, с годами красота его только расцветала.

    Три разных персонажи романа выражали разное отношение к жизни. Циничный лорд Генри Уоттон, старший товарищ Дориана Грея, исповедовал культ наслаждения, для него не существовало никаких моральных ценностей. Он заверил Грея в всесильности красоты и молодости. У него холодная душа, потерявшая нравственные идеалы.

    Лорд Генри, как изящный эстет, любил в красоте, делал ее источником наслаждения. Его можно назвать теоретиком и идеалом эстетизма. Этот образ также трактовали как "образ змея-искусителя", поскольку его слова Дориан воспринял как программу действий, реализовал их на практике и распространил среди "золотой молодежи". Лорда Генри нельзя считать холодным экспериментатором, поскольку он предсказал последствия и честно предупредил о них Дориана. Впрочем, он равнодушен к тому, почему не хватает изысканности, и в жизни, и в смерти искал только красоту. Лорд Генри - идеолог красоты, поэтому писатель поставил эту фигуру вне требований морали и этики. Создателями прекрасного стали Бэзил Голуорд и актриса Сибилла Вейн. Они воплотили идею самоотверженного служения искусству. В отличие от лорда Генри, художник Голуорд - создатель красоты. У него горячее, чуткое сердце, которое он вложил в свое искусство. Между этими двумя героями главный герой романа - Дориан Грей, за душу которого боролись. Юноши привлекла гедонистическое теория лорда Генри, и под его влиянием он предался наслаждению. Ради удовлетворения своих потребностей не остановился ни на чем, поскольку уверен, что счастье человека не зависело от моральных принципов.

    Но влияние лорда Генри ослаб, когда юноша влюбился в молодую 17-летнюю актрису Сибиллу Уэйн. Дориан не называл ей своего имени, а для влюбленной девушки он просто Прекрасный принц. Лорд Генри холодно воспринял это увлечение героя, хотя считал, что оно ему нужно в качестве первого сексуального опыта. Он уверен, что скоро Дориан сам оставит девушку ради какой-то другой претендентки.

    Лорд Генри оказался прав. Впоследствии Дориан бросил актрису, но он даже и не думал, что это приведет к трагическим последствиям: Сибилла покончила жизнь самоубийством, так как не смогла перенести измены любимого.

    Так состоялось первое моральное падение Дориана, после чего тот заметил смену на портрете - появление перекошенного рта. Но Дориан панически боялся только старости. Убедившись, что с какой-то причине старел только портрет, а сам он оставался долгие годы молодым, спрятал шедевр подальше, чтобы не видеть его настоящем виде. Он все ниже опускался морально к тому моменту, когда убивает художника Голуорд. И тогда Дориан увидел, что на портрете на руках появилась кровь, а лицо стало искривленным и ужасным.

    Он решил уничтожить портрет - единственное доказательство грехов. Дориан проколол портрет, но когда на шум вбежали слуги, то увидели на стене волшебный портрет Дориана, а на полу мертвого старика, и только по кольцах на руках они узнают своего хозяина.

    ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Дориана Грея

    Пагубное влияние лорда Уоттона, певца красоты, зла, демона-искусителя

    Пробуждение Бэзилом Голуорд марнославности, эгоистического желания остаться вечно молодым

    Жизненный выбор

    "Наслаждаются, временем, пока юные... Живите своей жизнью! Тем замечательным жизнью, что у вас есть. Ничего не пропустите, ищите всегда все новых впечатлений! И не бойтесь никого. Новый гедонизм - вот что нужно нашему возрасту. Вы могли бы стать его наглядным символом "

    "Если бы это я мог остаться век молодым, а старел портрет... Я отдал бы за это даже душу!"

    "Вечной молодости, сладостей, изящных и сокровенных, неистовых веселья и еще яростнее грехов - всего этого испытывает он. А портрет будет нести бремя его души"

    Бэзил Голуорд - одна из модификаций образа автора в романе. Его изображен таким, каким хотел быть сам писатель. Голуорд талантлива не столько интеллектуально, сколько интуитивно. Присущая художникам способность провидеть и отражать это в своем творчестве стала роковым бременем для Бэзила. Он болезненно чувствовал Красоту, ее неизбежность, вневременность. Прекрасное - вечное, поэтому полотна Голуорд бессмертны, как и изображенные на них герои. А сам художник внешне некрасивый. Уайльд подчеркнул разительный контраст между некрасивость персонажа и красотой его души, инстинктивной отвращением к безнравственности и зла как высших форм Уродства. Бэзил оказался у Дориана Грея в самые драматические моменты его жизни с лучшими по юноши намерениями. И каждый раз его действия приводили к непоправимому: художник стал невольным виновником знакомства юноши с лордом Генри, провоцируя того своим нежеланием подвергать неустойчивую психику молодого человека губительному влиянию великосветского льва; он создатель магического портрета, так совершенно передал красоту и внутреннюю сущность главного героя, который фактически изменил, а впоследствии и заменил оригинал; добровольно жертвуя Дориану свое творческое я, художник в конце спровоцировал того на убийство, а затем на самоубийство. Захваченный юношей, Бэзил средствами живописи передал то, чего не мог сформулировать о себе сам Дориан. В то же время Бэзил даже не догадки вав, что станет виновником трагедии Дориана и собственной. Фатальность, мистика окраску сюжетной линии Голуорд-Грей заключалась в этой неотвратимости духовного разрушения и гибели как главного героя, так и художника, который принес в жертву реальном чувству Искусство. В конце концов Бэзил погибает от рук монстра, пробудившийся в душе Дориана, который решил показать художнику обновленный портрет.

    Лорд Генри Уоттон в романе предстал как "Принц Парадокс". Лорду нравилось манипулировать юношей, ставить на нем психологические эксперименты.

    Таким образом, герои романа выражали разное отношение к жизни.

    Вывод к роману:

    1. Человек без совести и без души не могла существовать;

    2. Мир духовности человека надо формировать не настоящим развлечениями, а вечными ценностями;

    3. Богатство материальное и богатство души - разные понятия Основные мысли автора по поводу романа:

    1. Раскрыть себя и притаиты художника - к этому стремится искусство;

    2. Нельзя безнаказанно нарушать нормы человеческой жизни;

    3. Потеря моральных убеждений ведет человека к гибели

    Особую роль в романе сыграло использование парадоксов. Поразило не только количество парадоксальных афоризмов, но и их неожиданность. Например, Уайльд утверждал: "Художник не стремится ничего доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины". Лорд Генри также изложил свою теорию "нового гедонизма" в форме парадоксальных афоризмов: "Да трогала и смущала музыка. Но влияние музыки менее выразительный... Она-то творит в человеке не нов мир, а скорее новый хаос.

    А здесь - слова! Сами слова! Но какие моторные! Какие ясные, выразительные, жестокие! От них не уйдешь. И к тому же - в них неуловимые волшебство! Эти слова, казалось, оказывают ощутимой формы туманным бредом, и звучит у них своя музыка, такая же сладкая, как в виолы или лютни. Сами слова! Но ведь есть что-нибудь такое реальное, как слова? ».

    В романе начинается с описания его “философии наслаждения”. Генри – изящный эстет, любит в красоте и отрекается от безобразного, уродливого. Это стремление не замечать ничего, кроме красоты, делает его не просто равнодушным ко всему и циничным. В лорда Генри холодная душа человека, который не имеет идеалов. Пробуждая в Дориану желание наслаждаться жизнью любой ценой, он совсем не задумывается над возможными последствиями такого поведения как для самого юноши, так и для других людей.

    Эгоизм лорда Генри – это эгоизм эстета, который хоть и имеет представление о реальной жизни, но не считается с ним. Даже самоубийство Сибиллы лорд Генри в первую очередь оценивает не с этической, а с эстетической точки зрения. Именно такой трагедией, вполне удовлетворила вкусы обоих эстетов, стала смерть юной актрисы. Способный ученик лорда Генри, Дориан только сначала поражен случившимся. Пройдет совсем немного времени, и он будет чувствовать то же самое, что и его наставник: «А все же то, что произошло, не поразило меня так, как должны поразить. В нем – вся жуткая красота греческой трагедии, трагедии, в которой я был один из главных героев, но которая не поранила моей души».

    Характеристика. Итоги

    В чем причина такого поведения? Лорд Генри, а затем и его ученик Дориан Грей, заменили нравственные чувства любованием красотой. Оба героя не хотят признать, что в реальном мире каждом поступке обязательно присуще определенное этическое значение. Вина за смерть Сибиллы остается виной, убийство художника Бэзила Голуорд – убийством. При этом сам лорд Генри не делает ничего аморального, его цинизм – только слова. Но эта поза – его сущность. Потому больше всего лорда раздражает естественность. Можно сказать, что он выступает теоретиком, проповедником той философии, которой руководствуется в реальной жизни Дориан Грей.

    Настроение сейчас - что то не понятное...

    Портрет Дориана Грея- это же классическое произведение в мире литературы. Этот роман отличается своей философией, и делает его неповторимым.
    Сюжетная линия романа основывается на сделке с дьяволом. Это не формально встреча дьявола с простым юношей. В центре всего замешана магическая картина, которая играет роковую роль в жизни всех героев книги.
    Портрет был нарисован для молодого человека неземной красоты- Дориану Грею. Портрет нарисован модным и талантливым художником Бэзилом Холлуордом. Художник буквально влюбился в парня, неописуемой красоты и вложил всю душу в написание портрета. Не зная, что этот юноша, для которого он пишет картину вскоре его убьёт... Также роль змея искусителя в жизни юного Дориана играет Лорд Генри.Аристократ, проповедник идей нового гедонизма,Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество.
    И в итоге Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится, - молодости. «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Я бы душу дьяволу продал за это!» Мольба была услышана, и пожелание исполнилось!

    И вот теперь я хочу представить гениальные фразы лорда Генри, которые припали мне к душе)

    Совесть - официальное название трусости, вот и все.
    В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить.

    Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью. В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.

    Верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и все.
    В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.

    Ни за что не женитесь на женщине с волосами соломенного цвета. Они ужасно сентиментальны. Да и вообще лучше не женитесь.

    Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.

    Поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность!.. Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.

    Все мы готовы верить в других по той простой причине, что боимся за себя. В основе оптимизма лежит чистейший страх. Мы приписываем нашим ближним те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия. Хвалим банкира, потому что хочется верить, что он увеличит нам кредит в своем банке, и находим хорошие черты даже у разбойника с большой дороги в надежде, что он пощадит наши карманы.

    Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.

    Быть хорошим - значит быть в согласии с самим собой.

    Конечно, лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание - это скучно и тягостно.
    Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то.

    Только два сорта людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни все решительно, и те, кто ничего о ней не знает.

    Секрет сохранения молодости в том, чтобы избегать волнений, от которых дурнеешь.

    Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.

    Не доверяйте женщине, которая, не считаясь со своим возрастом, носит платья цвета mauve (фр. - розовато-лиловый) или в тридцать пять лет питает пристрастие к розовым лентам: это, несомненно, женщина с прошлым.

    Сколько ерунды у нас говорится о счастливых браках! Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит.
    Я люблю мужчин с будущим и женщин с прошлым.

    Амое страшное на свете - это скука. Вот единственный грех, которому нет прощенья.

    Предзнаменования - вздор. Судьба не шлет нам вестников - для этого она достаточно мудра или достаточно жестока.

    Знание пагубно для любви. Только неизвестность пленяет нас. В тумане все кажется необыкновенным.
    В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми.

    Первая беседа Дориана Грея и Лорда Генри. Далее слова из диалогов героев с Лордом Генри.
    ...
    - Лорд Генри, вы в самом деле так вредно влияете на других?
    - Хорошего влияния не существует, мистер Грей. Всякое влияние уже само по себе
    безнравственно - безнравственно с научной точки зрения.
    - Почему же?
    - Потому что влиять на другого человека - это значит передать ему свою душу. Он начнет думать не своими мыслями, пылать не своими страстями. И добродетели у него будут не свои, и грехи - если предположить, что таковые вообще существуют, - будут заимствованные. Он станет отголоском чужой мелодии, актером, выступающим в роли, которая не для него написана.

    Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг - это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они накормят голодного, оденут нищего. Но их собственные души наги и умирают с голоду. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда и не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед Богом, страх, на котором держится религия, - вот что властвует над нами.

    Но и самый смелый из нас боится самого себя. Самоотречение, этот трагический пережиток тех диких времен, когда люди себя калечили, омрачает нам жизнь. И мы расплачиваемся за это самоограничение. Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению. После этого остаются лишь воспоминания о наслаждении или сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. А если вздумаешь бороться с ним, душу будет томить влечение к запретному, и тебя измучают желания, которые чудовищный закон, тобой же созданный, признал порочными и преступными. Кто-то сказал, что величайшие события в мире - это те, которые происходят в мозгу. …

    А я никогда ничего не одобряю и не порицаю, - это нелепейший подход к жизни. Мы посланы в сей мир не для того, чтобы проповедовать свои моральные предрассудки. Я не придаю никакого значения тому, что говорят пошляки, и никогда не вмешиваюсь в жизнь людей, мне приятных. Если человек мне нравится, то все, в чем он себя проявляет, я нахожу прекрасным.

    Дориан Грей влюбился в красивую девушку, которая играет Джульетту, и хочет жениться на ней. Почему бы и нет? Женись он хотя бы на Мессалине - от этого он не станет менее интересен. Ты знаешь, я не сторонник брака. Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди не эгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность. Правда, есть люди, которых супружеская жизнь делает сложнее. Сохраняя свое «я», они дополняют его множеством чужих «я». Такой человек вынужден жить более чем одной жизнью и становится личностью высокоорганизованной, а это, я полагаю, и есть цель нашего существования. Кроме того, всякое переживание ценно, и что бы ни говорили против брака - это ведь, безусловно, какое-то новое переживание, новый опыт.

    Да, при одном прикосновении ее руки я забываю вас и ваши увлекательные, но отравляющие и неверные теории.
    - Какие именно? - спросил лорд Генри, принимаясь за салат.
    - Ну, о жизни, о любви, о наслаждении. Вообще все ваши теории, Гарри.
    - Единственное, что стоит возвести в теорию, это наслаждение, - медленно произнес лорд Генри своим мелодичным голосом. - Но, к сожалению, теорию наслаждения я не вправе приписывать себе. Автор ее не я, а Природа. Наслаждение - тот пробный камень, которым она испытывает человека, и знак ее благословения. Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.
    - А кого ты называешь хорошим? - воскликнул Бэзил Холлуорд.
    - Да, - подхватил и Дориан, откинувшись на спинку стула и глядя на лорда Генри поверх пышного букета пурпурных ирисов, стоявшего посреди стола. - Кто, по-вашему, хорош, Гарри?
    - Быть хорошим - значит жить в согласии с самим собой, - пояснил лорд Генри, обхватив ножку бокала тонкими белыми пальцами. - А кто принужден жить в согласии с другими, тот бывает в разладе с самим собой. Своя жизнь - вот что самое главное. Филистеры или пуритане могут, если им угодно, навязывать другим свои нравственные правила, но я утверждаю, что вмешиваться в жизнь наших ближних - вовсе не наше дело.

    Благие намерения - попросту бесплодные попытки идти против природы. Порождены они бывают всегда чистейшим самомнением, и ничего ровно из этих попыток не выходит. Они только дают нам иногда блаженные, но пустые ощущения, которые тешат людей слабых. Вот и все. Благие намерения - это чеки, которые люди выписывают на банк, где у них нет текущего счета.

    Ведь вся прелесть прошлого в том, что оно - прошлое. А женщины никогда не замечают, что занавес опустился. Им непременно подавай шестой акт! Они желают продолжать спектакль, когда вся кий интерес к нему уже пропал.

    Вы никогда больше не выйдете замуж, леди Нарборо, - возразил лорд Генри. - Потому что вы были счастливы в браке. Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту.
    - Нарборо был не так уж безупречен, - заметила старая леди.
    - Если бы он был совершенством, вы бы его не любили, дорогая. Женщины любят нас за наши недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы все нам простить, даже ум... Боюсь, что за такие речи вы перестанете приглашать меня к обеду, леди Нарборо, но что поделаешь - это истинная правда.

    Я верю в величие нации.[Глэдис]
    - Оно - только пережиток предприимчивости и напористости. [Лорд Генри]
    - В нем - залог развития.
    - Упадок мне милее.
    - А как же искусство? - спросила Глэдис.
    - Оно - болезнь.
    - А любовь?
    - Иллюзия.
    - А религия?
    - Распространенный суррогат веры.
    - Вы скептик.
    - Ничуть! Ведь скептицизм - начало веры.
    - Да кто же вы?
    - Определить - значит ограничить.
    - Ну дайте мне хоть нить!..
    - Нити обрываются. И вы рискуете заблудиться в лабиринте.
    - Вы меня окончательно загнали в угол. Давайте говорить о другом.

    Как женщины любят делать рискованные вещи! - с улыбкой заметил лорд Генри. - Эта черта мне в них очень нравится. Женщина готова флиртовать с кем угодно до тех пор, пока другие на это обращают внимание.

    Нет, Гарри, у меня на совести слишком много тяжких грехов. Я решил не грешить больше. И вчера уже начал творить добрые дела. [Дориан Грей]
    - А где же это вы были вчера?
    - В деревне, Гарри. Поехал туда один и остановился в маленькой харчевне.
    - Милый друг, в деревне всякий может быть праведником, - с улыбкой заметил лорд Генри. - Там нет никаких соблазнов. По этой-то причине людей, живущих за городом, не коснулась цивилизация. Да, да, приобщиться к цивилизации - дело весьма нелегкое. Для этого есть два пути: культура или так называемый разврат. А деревенским жителям то и другое недоступно. Вот они и закоснели в добродетели.

    О, удовольствие можно находить во всем, что входит в привычку, - со смехом отозвался лорд Генри. - Это один из главных секретов жизни. Впрочем, убийство - всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда...