Цели и задачи урока:

  1. Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров;
  2. Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина;
  3. Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя: тема и цель урока.

III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке:

  1. Поведение героев в критических ситуациях.
  2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.
  3. Отношение окружающих к героям.

1. Поведение героев в критических ситуациях.

Беседа по вопросам.

1) Какие критические ситуации в рассказе самые главные?

  • Жилин и Костылин попадают в плен;
  • Татары требуют выкупа;
  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;
  • Первый побег из плена;
  • Второй побег.

2) Вспомните, как брали в плен Жилина и Костылина. Расскажите об этом так, чтобы мы увидели рассказанное как бы на экране. Нарисуйте словесную картину.

Жилин видит опасность – шестеро татар несутся наперерез, отступление невозможно. Тогда он с шашкой поскакал на красного татарина и наверняка срубил бы его, если бы пуля не попала в лошадь. Конь не просто упал, а “придавил хозяина”. Сначала двое татар бросились на Жилина, но он сумел скинуть их, тогда еще трое соскочили с коней и начали бить прикладами по голове. И только пятеро смогли скрутить Жилина, уже бывшего в беспамятстве.

Костылин (он рассказывает об этом Жилину уже в плену): увидевший татар Костылин “ожаривает лошадей”, бьет изо всех сил, но лошадь выбилась из сил, стала. Ружье у Костылина осеклось. Его нагоняет Абдул и увозит с собой.

Отношение к лошадям: Костылин нещадно “ожаривает” лошадь, Жилин – любовно относился, просит: “Матушка, вынеси…”

3) Прочитайте выразительно сцену требования выкупа.

Чтобы взять верный тон в чтении, надо сначала уяснить суть поведения пленников.

Каково же поведение Жилина и Костылина в сцене требования выкупа?

Жилин – отказывается платить большой выкуп.
Костылин – соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется.
Жилин – письмо пошлёт с неверным адресом, а всё равно торгуется, он гордый, смелый, не боится татар и их угроз.
Костылин – трусит, безвольный. Татары это видят и прижимают его.

- Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

Костылин – надеется на судьбу. Спит.

Жилину – всё интересно: обычаи народа, как сакля убрана, как татары одеваются, как едят, как ведут себя, когда у них горе, когда радость. Везде ходит, всё смотрит. Татарские дети полюбились ему, он стал им делать куклы. Активный, любознательный. В плену - мастерит, чинит. Цель – убежать из плена, место обследовать, собаку подкормить, чтоб не лаяла на беглецов, еду запасти.

4) Сцена первого побега из плена.

Жилин – трудно “копать от камней”. Заботливо разрыл яму пошире, чтобы его грузный товарищ мог пролезть.
Костылин – трусливый наблюдатель. Всего боится. Не помогает. Даже в дыру бесшумно пролезть не может. Во время побега ноет: то в сапогах ноги стер, то без сапог ноги обрезал.
Не смог далеко унести – взяли их татары, из-за Костылина побег сорвался.

5) Второй побег.

- Зачем Жилин мастерит кукол детям, чинит ружьё?

Чтобы расположить татар.

Зачем Жилин пошёл смотреть, как живет старик-татарин?

Осмотрительный Жилин почувствовал в старике-татарине опасного врага и, готовясь к побегу, хотел предвидеть все возможные препятствия.

Жилин – храбрый, Костылин – трусливый.

Жилин, пока жив, будет бороться за свободу, а Костылин – сломленный и покорный, он даже слушать не хочет ни о каком побеге.

2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.

Как Жилин и Костылин относятся к людям?

Доброе отношение Жилина к Костылину. Жилин доверяет ему, считает, что тот, как и всякий порядочный офицер, должен держать слово. А уговор был, когда поехали без обоза, не разъезжаться.

Встретились офицеры в плену, и ни слова упрека не услышал Костылин, хотя он один был виноват в плачевном положении их обоих.

Жилин заботится о Костылине: и за себя, и за Костылина высказывает требования татарам: колодки снять, кормить хорошо, дать одежду.

Жилин помнит и выполняет одну из заповедей Ветхого Завета: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Он и в плену заботится о матери (“Где она деньги возьмет? Она тем жила, что я посылал ей”), о Дине. Дружески относится к беднякам – татарам.

Костылин – спит, считает дни, когда деньги дойдут. Равнодушен ко всем.

Толстой умалчивает об отношении Костылина к людям – тоже средство его характеристики.

Жилин не насмехается над татарскими обрядами, уважительно и серьезно наблюдая чужие обычаи.

Костылин – равнодушный, трусливый, ленивый.

Жилин едет навестить старую мать, он тепло распростился с солдатами и по всему видно, что это хороший человек.

- В каком положении мы видим Жилина и Костылина в татарском ауле и воспринимают ли они всех жителей аула как своих врагов?

Суровые условия: рваная одежда, еда – вода и хлеб, иногда и просто тесто непеченое.

Жилин – в колодках, ему все интересно. Мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит все – кому часы, кому пистолет.

Костылин – жил, как раб. Ни с кем не знался – все ему враги. Не помогал готовить побег для них обоих.

- Что можно сказать об отношении Жилина и Костылина к людям из эпизодов первого и второго побегов?

Костылин ноет – “дороги не знает”, “не дойдем в ночь”, “сапоги ноги стерли”.

Жилин – терпит нытье Костылина. Тащит его, в сердцах думает: “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел”. Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать, по-братски прощается с ним.

Дина – верный друг Жилина. Он заботится о ее безопасности. Передавая шест, говорит: “Снеси на место, Дина, а то хватятся- прибьют тебя”.

3. Отношение окружающих к героям.

Костылина жители аула не видят. Он сидит в сарае или спит.

Жилин: хороший, добрый человек, умелец. Люди просят полечить их. Хозяин выказывает расположение к Жилину, приносит ему снасть, щипчики, буравчики, подпилочек.

Дина – настоящий друг Жилина. Она молока принесет, лепешек, баранины кусок. Дина радовалась поделкам, сделанным для нее Жилиным: кукле, глиняным зверюшкам. Она помогает выбраться из ямы, проявляя настоящий героизм: притащила длинный шест, догнала Жилина, всунула лепешки, стала разбивать колодку, горько заплакала, увидев, что не сможет ее осилить.

Вывод: человек ответственен за зло и несправедливость, каждый должен, даже в трудных условиях, быть активным, сеять не вражду и злобу, а мир и доброе расположение людей друг к другу. Люди разных национальностей могут и должны жить в мире и дружбе.

- Почему татары решили убить только Жилина?
- Зачем привели Костылина, когда требовали выкуп с Жилина?

Татары считают Костылина неопасным, трусливым и пытаются добиться его согласия на все условия, “поставить в пример” непокорному Жилину.

- Жилин добр только по отношению к Дине?

Нет, он проявляет доброе отношение к матери, к солдатам, к Костылину, к татарам, к татарским детям.

Приносит ли пользу людям доброта Жилина?

Да, он все время делает что-то доброе людям, он заботлив, внимателен, участлив. Не сводит счеты с предавшим его Костылиным.

Учащиеся подбирают эпитеты, характеризующие героев рассказа.

Жилин: добрый, честный, смелый, любознательный, активный, трудолюбивый, деятельный, гордый, благородный, высоконравственный, великодушный.

Костылин: трусливый, пассивный, бездеятельный, безвольный, сломленный, покорный.

IV. Работа с иллюстрациями.

Кто изображен на всех 3-х иллюстрациях

Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого, в различных ситуациях.

Писатель не дает описания внешности Жилина. О нем лишь сказано: “А Жилин хоть не велик ростом, а удал был”.

Как представляете вы внешний облик героя?
- Совпали ваши мнения с образом, данным художником.
- Почему? В чём?
- Найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи каждой иллюстрации.

1 картина: “Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу”.
2 картина: “Сел Жилин, стал место разглядывать; стал смотреть в русскую сторону; туда, промеж этих двух гор, и бежать надо”.
3 картина: Дина стремилась помочь Жилину, освободить его от колодки.

V. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание: подобрать пословицы и поговорки, характеризующие главных героев.

  1. Правда светлее солнца.
  2. Смелость города берет.
  3. Храброму смерть не страшна.
  4. Не место красит человека, а человек место.
  5. Великому кораблю велико и плаванье.

Костылин:

  1. От волка бежал, да на медведя попал.
  2. В тихом омуте черти водятся.
  3. Не смейся, горох, не лучше бобов.
  4. Пустили козла в огород.
  5. Шило в мешке не утаить.

Второе задание состояло в рисовании понравившихся эпизодов рассказа. (“Создай свою иллюстрацию”).

Почему вы нарисовали этот эпизод?

VI. Выразительное чтение понравившихся отрывков.

Почему данные отрывки понравились?

VII. Выводы. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание – письменная работа “Жилин и Костыли н”.

Ребята, я думаю, “Кавказский пленник” никого не оставил равнодушным. Л.Н. Толстой в этом рассказе обращается к вам, детям, он учит вас отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить маму, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Спасибо за урок, добра вам и справедливости.

Л.Н. Толстой в своем произведении «Кавказский пленник» писал о тех людях, которые участвовали в русско-кавказской войне. В основу этого повествования положены действительные события, происходившие с самим автором и его коллегами по службе.

Главные герои здесь - русские офицеры, служившие в одном из гарнизонов, это Жилин и Костылин. Прочитав их фамилии, невольно замечаешь созвучность окончаний их фамилий. Значения же их фамилий ближе к противоположностям. Первый ближе по своему смыслу к слову «жила», а второй означает «костыль». И внешность персонажей тоже противоположна. "Жилин хоть и не велик ростом, а удал". А Костылин же грузен, неуклюж и толст.

(Костылин )

Поведение их тоже соответствует их фамилиям. Вспомним, как вели себя эти офицеры, когда на обоз напали татары. Жилин "выхватил шашку" и бросился навстречу татарам, вступил с ними в бой. Татары ранили лошадь Жилина и смогли взять офицера в плен.

Костылин имел ружьё, но лишь увидел татарских воинов, сразу обратился в бегство, помчался к крепости, бросив Жилина. Но предательское бегство не спасло Костылина.

(Жилин)

В плену эти люди тоже повели себя каждый по-своему. Когда их хозяин Абдул-Мурат сказал молодым людям, что их отпустят только тогда, когда за каждого родственники заплатят 5 тысяч рублей, Костылин тут же послушно написал родным письмо и ждал от своих родных требуемой суммы. Жилин же согласился только написать просьбу выслать только 500 рублей ему. Письмо он написал не на свой адрес, заботясь о здоровье матери. Сам же решил выбрать момент и бежать, постоянно продумывал варианты побега.

В одну из ночей Молодые офицеры сбежали в горы. Костылин в дороге постоянно ныл, всего пугался, отставал. А Жилин лишь смеялся. Не упал он духом даже когда по вине первого их татары снова поймали и возвратили в аул. По возвращении Костылин постоянно лежал и стонал или спал. Жилина же снова стали одолевать мысли о побеге. В то время Иван подружился с дочкой своего временного хозяина Диной. Тринадцатилетняя девочка подружилась с Жилиным и впоследствии сыграла решающую роль в его судьбе. Она спасла ему жизнь, оказав помощь в повторном побеге, дав ему еды в дорогу.

Жилин предлагал Костылину бежать с ним из этого плена. Но тот ответил отказом, приняв решение остаться. После этого Жилин вернулся в свой гарнизон, а Костылин только спустя месяц получил свободу после того, когда за него прислали выкуп родные.

Как видим, Костылин и Жилин являются совершенно разными по характеру и типу людьми. Один сильный, трудолюбивый, любящий детей. Он добрый, помогает даже тем, кто являлся его врагом. Костылин же эгоистичен, который очень труслив и при этом ленив. Он способен предать кого угодно, лишь бы ему было лучше. Именно потому и судьбы у них различаются, и решения они принимают разные.

"Кавказский пленник" - рассказ, который называют иногда повестью. Написал его рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале "Заря" в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа - отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Завязка истории

Повествование основано отчасти на реальном событии, которое произошло во время службы Толстого на Кавказе (50-е годы XIX века).Он писал в своем дневнике в июне 1853 года, что едва не попал в плен, но вел себя хорошо в этом случае, хотя и чрезмерно чувствительно. Лев Николаевич вместе со своим другом однажды чудом ушел от погони. Поручику Толстому приходилось также вызволять своих боевых товарищей из плена.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных "татар" (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. "Как встретились Жилин и Костылин после этого?" - спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Жилин и Костылин в плену

Костылин и Жилин живут в сарае, им надевают на ноги днем колодки. Жилин полюбился местным ребятишкам, прежде всего Дине, 13-летней дочери Абдул-Мурата, которой делал кукол. Во время прогулок по окрестностям и аулу этот офицер прикидывает, как можно бежать в русскую крепость. Он ночами делает в сарае подкоп. Дина приносит ему иногда куски баранины или лепешки.

Побег двух офицеров

Когда Жилин узнает, что жители этого аула встревожены смертью односельчанина, погибшего в бою с русскими, он решается наконец на побег. Вместе с Костылиным офицер ночью пролезает в подкоп. Они хотят добраться до леса, а потом - в крепость. Но из-за того, что тучный Костылин был неповоротлив, они не успевают осуществить задуманное, татары замечают молодых людей и доставляют обратно. Их теперь сажают в яму и уже не снимают колодок на ночь. Дина иногда продолжает носить офицеру еду.

Второй побег Жилина

Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы. Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам. Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

Характеристика главных героев ("Кавказский пленник", Толстой)

Жилин и Костылин - русские офицеры. Они оба участвуют в войне за Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе "Кавказский пленник" храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

Интересно проанализировать само название рассказа - "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - два героя, но название дано в единственном числе. Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь. Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

Имена главных героев

Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии. Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер "хромает", а Жилин - мужчина крепкий, "жилистый", с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин - грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

Заключение

Таким образом, эти два характера противоположны, о чем говорит описание Жилина и Костылина автором. Главное отличие двух этих офицеров в том, что один - человек работящий, деятельный, верящий, что можно найти выход из любого положения, а второй - трус, лентяй, увалень. Жилин сумел и во враждебной обстановке прижиться, что помогло этому офицеру выбраться из плена. Такой случай другого человека выбил бы из колеи, но этот офицер не таков. Он не уехал домой после окончания истории, а остался служить на Кавказе. А Костылин, еле живой, был отпущен из плена за выкуп. Толстой не сообщил, что было с ним дальше. Наверное, он не посчитал необходимым даже упомянуть о дальнейшей судьбе столь никчемного человека в своем произведении "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - разные люди, а потому и судьбы их отличаются, несмотря на одинаковые жизненные обстоятельства. Именно эту мысль Лев Толстой хотел донести до нас.

Самуил Маршак отметил, что произведение "Кавказский пленник" (Толстой) является венцом всех книг для чтения и сказал, что во всей мировой литературе нельзя отыскать более совершенный образец рассказа, маленькой повести для детского чтения. Описание Жилина и Костылина, их характеров помогает воспитанию молодого поколения, развитию личности, поскольку показывает, как следует себя вести в трудных ситуациях. Судьба Жилина и Костылина весьма поучительна.

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика героев

рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ


обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.


Человек сам отвечает за свою судьбу.

Л.Н.Толстой

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы


Вспомним прочитанное.

Композиция рассказа «Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

Второй побег из плена.

Жилин оказывается в своей крепости.

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.


Характеристика литературного героя

Характер – это …

совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,

ведь пленников двое?

В плен попадают два офицера,

но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».

Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,

именно он – герой рассказа Толстого.

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,

т.е.дадим им сравнительную характеристику


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Происхождение, род занятий

Костылин

Смысл фамилии

Внешность

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.

Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.

Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

«Не велик ростом, а удал».

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Предусмотри-тельность

Костылин

Отношение к лошади

«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…

«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время встречи с татарами

Костылин

«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

Трус, не поддержал товарища.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение в плену

Костылин

«Написал письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Мнение татар о пленниках

Костылин

Наблюдательность

«Джигит»

«Смирный»

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время первого побега

Костылин

«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

«Костылин всё отстаёт да охает».

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.

«Бросать товарища не годится».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Подготовка ко второму побегу

Костылин

Выносливость

Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».

«…не годится товарища бросать».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Костылин

Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.

Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

Раскис, упал духом.

Сумел прижиться в ауле

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

Ему интересны другие люди, любит детей.

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

Великодушный, честный.

Способен на предательство, трус


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Какие основные черты характера они проявили?

Жилин

Костылин

Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

«Человек сам отвечает за свою судьбу»?

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Объясните смысл русских пословиц

« Береги честь смолоду, а платье снову»,

«Сам погибай, а товарища выручай »,

опираясь на прочитанное произведение

Чему научил вас рассказ

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?


— рассказ Толстого, который знакомит нас с русским офицером, попавшим в плен к горцам. Это происходит во время Кавказской войны. Читая рассказ, мы знакомимся с двумя главными героями — офицерами, чью сравнительную характеристику нам задали сделать на дому.

Как мы уже сказали, главными героями рассказа являются два офицера русской армии Жилин и Костылин. У них имеются как общее, так и отличительные человеческие характеристики. Наверное следует сказать об их общих чертах, что делает героев схожими. Это их общая служба на Кавказе. Оба они дворянского происхождения, служат в звании офицеров, одновременно идут в отпуск и вместе одновременно попадают в плен. А дальше читатель видит, насколько это разные люди, разные не только по внешности, но и по поведению. Один из них — герой, а второй — слабый человек, что вызывает лишь отвращение. Остановимся на героев Жилина и Костылина подробнее.

Характеристика Жилина

Жилин — человек, что заслуживает уважения. Несмотря ни на что, он остается всегда человеком. Хоть Жилин и небольшого роста, но во всем он был удальцом. Это офицер, чье мужество и сила видна сразу, при этом он никогда не стремился показаться героем. Даже в трудную минуту Жилин думает не о том, как спасти свою шкуру, а о том как защитить мать от известия, что он попал в плен. Жилин самостоятельно пытается найти способ, как решить проблему. Он и организовывает побег, который из-за Костылина не удается в первый раз. Но это не сломило героя. Жилин не опускает руки и находит спасение. Данный герой силен духом и его уважают даже враги. Жилин смел и решителен и этим невозможно не восхищаться.

Характеристика Костылина

А вот Костылин совершенная противоположность. Внешне это грузный толстый человек, жалкий и ничтожный. Уже само его описание вызывает неприязнь. А когда знакомишься с этим героем рассказа дальше, то и вовсе начинаешь его презирать. Костылин эгоист по натуре, для него важно спасти свою шкуру, поэтому он сразу бросился писать родным, чтобы те готовили за него выкуп. Костылин подлый человек, которому неизвестно понятие дружбы и уж точно его героем никак нельзя назвать.