План пересказа

1. Служанка Лиза следит за тем, чтобы никто не помешал свиданию Софьи и Молчалина.
2. Фамусов, отец Софьи, сталкивается с Молчалиным у комнаты дочери.
3. Приезд Чацкого.
4. Фамусов беседует с Чацким и остается недовольным его образом мыслей.
5. Скалозуб в доме Фамусовых.
6. Молчалин падает с лошади. Софья, видя это, падает в обморок, обнаруживая свою привязанность к Молчалину.
7. Чацкий старается узнать у Софьи, кого она предпочитает.
8. Чацкий в разговоре с Молчалиным узнает его жизненные принципы.
9. Прием гостей в доме Фамусова.
10. Софья, рассердившись на Чацкого, пускает слух о его сумасшествии. Все общество охотно подхватывает эту идею.
11. Гости разъезжаются.
12. Чацкий слышит разговор Софьи и Молчалина. Оскорбленный, он уезжает.

Пересказ
Действие 1

Явление 1

Раннее утро. Гостиная. Служанка Лиза следит, чтобы Софью и Молчалина никто не застал вместе в комнате хозяйки. Лиза опасается появления отца Софьи и торопит барышню, стучит ей в дверь, намеренно переводит часы в гостиной, чтобы они начали бить.

Явление 2

Входит Фамусов, начинает заигрывать с Лизой, пытается ее обнять. Она сопротивляется. Фамусов отвечает, что их никто не сможет застать, так как Софья спит. На что Лиза говорит, что Софья, читавшая всю ночь, только заснула. Лиза убеждает Фамусова уйти, дабы не разбудить дочь. Лиза остается одна: «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь».

Явление 3

Для Софьи ночь промчалась незаметно. В доме началась обычная жизнь. Лиза просит Молчалина поскорее уйти. Но тот неожиданно сталкивается с Фамусовым.

Явление 4

Фамусова очень удивило столь раннее присутствие Молчалина около комнаты Софьи. Фамусов просит Молчалина держаться подальше: «Друг, нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок?» Фамусов винит Софью в излишнем увлечении книгами, считает, что дочь его обманывает, рассказывает, сколько он вложил сил и средств в ее обучение и воспитание. Затем Фамусов обращается к Молчалину, чтобы тот не забывал его благодеяний: «И будь не я, коптел бы ты в Твери». Софья заступается за Молчалина, рассказывает отцу выдуманный сон. Отец советует забыть все глупости, зовет Молчалина «бумаги разбирать»: «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой».

Явление 5

Лиза убеждает Софью быть осторожнее, считает, что Фамусов хочет для дочери мужа в чинах и со звездами, такого как Скалозуб. София: «Мне все равно, что за него, что в воду». Лиза вспоминает Чацкого: «Кто так чувствителен, и весел, и остер...». София: «Охота странствовать напала на него, / Ах! Если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко!»; «Кого люблю я, не таков: / Молчалин за других себя забыть готов, / Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело...»

Явление 7

Появляется Чацкий: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног». София холодна с Чацким, но он утешается заверениями, что София его помнит: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»

Чацкий вспоминает их детство, а затем интересуется: «Не влюблены ли вы?» София уклоняется от прямого ответа. Чацкий заводит разговор о Москве, с иронией говорит об общих знакомых, интересуется Молчалиным: «Где он, кстати? / Еще ли не сломил безмолвия печати?.. / А впрочем, он дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных». София говорит о Чацком (в сторону): «Не человек, змея!»

Явление 9

Фамусов приветствует Чацкого, который начинает расхваливать Софью. Фамусов интересуется путешествием Чацкого. Чацкий не может говорить ни о чем, кроме красоты Софьи.

Явление 10

Фамусов размышляет над тем, кого же из молодых людей предпочитает Софья: «Тот нищий, этот франт-приятель; / Отъявлен мотом, сорванцом; / Что за комиссия, Создатель, / Быть взрослой дочери отцом!»

Действие 2
Явление 1

Фамусов диктует слуге список визитов, которые надо нанести на неделе: «Что за тузы в Москве живут и умирают!»

Явление 2

Появляется Чацкий. Видя озадаченное выражение лица Фамусова, Чацкий интересуется, не случилось ли чего с Софьей?

«Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» Фамусов рекомендует Чацкому: «...поди-тка послужи». На что тот ему отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов рассказывает историю дяди Максима Петровича, который сделал головокружительную карьеру при дворе, падая перед высочайшими особами и смеша их этим: «Упал он больно, встал здорово». Чацкий: «Нет, нынче свет уж не таков.../ Вольнее всякий дышит / И не торопится вписаться в полк шутов». Фамусов Боже мой! Он карбонари!...Опасный человек!» и затыкает уши, чтобы не слышать «вольностей» Чацкого.

Явление 3

Слуга докладывает о Скалозубе. Фамусов суетится: «Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, / Что очень рад», просит Чацкого: «при нем веди себя скромненько».

Явление 4

Чацкий удивлен суетой вокруг полковника: «Ах! Тот скажи любви конец, / Кто на три года вдаль уедет».

Явление 5

Фамусов радушно принимает Скалозуба. Скалозуб на все вопросы отвечает коротко и часто невпопад, рассказывает о путях своего продвижения по службе: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; /<...> Мне только бы досталось в генералы». Фамусов намекает ему о женитьбе: «в Москве невестам перевода нет», рассуждает о гостеприимстве московских домов: «Дверь отперта для званых и незваных, / Особенно из иностранных»; о московской молодежи, которая уже начинает «учить учителей», о дамах: «Судьи всему, везде, над ними нет судей». Скалозуб и Фамусов сходятся во мнении, что Москва радует новыми домами и дорогами. На это Чацкий замечает: «Дома новы, но предрассудки стары». Фамусов сожалеет, что Чацкий не служил, а ведь мог бы: «он малый с головой». Чацкий произносит монолог «А судьи кто?», в котором гневно осуждает «отечества отцов»: одни «грабительством богаты», другие — «негодяи знатные», за мундиром скрывающие «слабодушие, рассудка нищету». Фамусов поспешно уходит.

Явления 7, 8

Софья видит в окно, как Молчалин падает с лошади, и падает в обморок. Лиза и Чацкий суетятся вокруг Софьи, приводя ее в чувства. Софья упрекает Чацкого за то, что тот не помог Молчалину. Чацкий отвечает, что с Молчалиным все хорошо и что он кинулся спасать прежде всего Софью. Его тревожит волнение Софьи из-за Молчалина: «Так можно только ощущать, / Когда лишаешься единственного друга».

Явление 11

Молчалин и Лиза выговаривают Софье за ее несдержанность. Молчалин рекомендует Софье быть поосторожнее: «Ах! Злые языки страшнее пистолета».

Явления 12-14

Молчалин заигрывает с Лизой, предлагает ей подарки, просит ее: «Приди в обед, побудь со мною». Лиза отвергает Молчалина, ведь она любит буфетчика Петрушу.

Действие 3
Явление 1

Чацкий решает добиться признанья от Софьи, «Кто наконец ей мил?». Молчалин — «Жалчайшее созданье», Скалозуб — «Хрипун, удавленник, фагот, / Созвездие маневров и мазурки». Софья уклончиво отвечает, что она любит «весь свет». Чацкий в пылкой речи признается Софье в любви и спрашивает о Молчалине: «Но вас он стоит ли?» Софья говорит о «достоинствах Молчалина»: «уступчив, скромен, тих, / В лице ни тени беспокойства / И на душе проступков никаких». Чацкий не верит: «Она его не уважает», «Шалит, она его не любит» — и заговаривает о Скалозубе: «Лицом и голосом герой...» Софья прерывает его: «Не моего романа».

Явление 3

Чацкий не может поверить в выбор Софьи: «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. / Вот он на цыпочках и не богат словами». Появляется Молчалин, между ним и Чацким завязывается разговор. Молчалин говорит о своих главных «талантах»: «Умеренность и аккуратность», о планах: «И награжденья брать и весело пожить», о жизненных установках: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь», «Ведь надобно ж зависеть от других». Чацкий убеждается в том, что Софья посмеялась над ним — она не может любить человека «с такими чувствами, с такой душою».

Явление 6

Вечер, съезжаются гости. Выясняется, что Чацкий знаком с Платоном Михайлычем, мужем молодой дамы, Натальи Дмитриевны. В разговоре жена не дает сказать мужу ни слова, все только жалуется на его слабое здоровье; она полностью полчинила бывшего офицера своим прихотям. Чацкий удивлен переменами в своем старом друге, а тот сетует: «Теперь, брат, я не тот».

Явления 7

Появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми. Наталья Дмитриевна принимается обсуждать с дамами наряды. Узнав, что Чацкий не женат, князь по совету княгини идет звать Чацкого на обед, но тут выясняется, что Чацкий не богат, и княгиня на весь зал кричит мужу, чтобы он вернулся.

Явление 9

Платон Михайлыч знакомит Чацкого с Загорецким: «человек он светский, / Отъявленный мошенник, плут». Загорецкий спокойно терпит оскорбительную рекомендацию.

Явления 10-12

Приезжает старуха Хлестова: «От скуки я взяла с собой / Арапку-девку да собачку». Она сообщает, что Загорецкий, «лгунишка, картежник и вор», для нее «двоих арапченков на ярмарке достал». Фамусов представляет Хлестовой Скалозуба. Молчалин увивается вокруг Хлестовой, пытается услужить ей.

Явление 13

Чацкий высмеивает Молчалина перед Софьей: «Кто другой так мирно все уладит! / Там моську вовремя погладит! / Там впору карточку вотрет! / В нем Загорецкий не умрет!..»

Явление 14

Софья раздосадована насмешками Чацкого: «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!» Когда к ней подходит господин N. и спрашивает о Чацком, Софья отвечает: «Он не в своем уме». Так возникает слух о сумасшествии Чацкого. Софья подхватывает случайно оброненную фразу: «А! Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, / Угодно ль на себя примерить?»

Явления 15—16

Господин N. и господин D. обсуждают «новость» — сумасшествие Чацкого. Загорецкий подхватывает нелепый слух о Чацком: «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили».

Явления 17—21

Теперь уже Загорецкий сообщает новость о Чацком графине-внучке, которая отвечает, что она и сама подметила, что с Чацким не все в порядке. Слух распространяется между гостями. Теперь все обсуждают Чацкого, вспоминают его слова, решают: «Безумный по всему».

Явление 22

Входит Чацкий: «Мильон терзаний / Груди от дружеских тисков, / Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, / А пуще голове от всяких пустяков». Гости постепенно замолкают. Чацкий говорит Софье: «Душа здесь у меня каким-то горем сжата». Он произносит монолог о «французике из Бордо», о духе «пустого, рабского, слепого подражанья», о желании, «чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев». Постепенно Чацкий оказывается в одиночестве: гости с усердием танцуют, старики играют в карты.

Действие 4
Явления 1—3

Ночь в доме Фамусова. Гости разъезжаются. Чацкий разочарован проведенным вечером: «Чего я ждал? Что думал здесь найти?» Он собирается уезжать.

Явление 4

В сенях появляется Репетилов, он несет всякий вздор, Чацкий прерывает его: «Послушай! ври, да знай же меру». Репетилов болтает о «тайных собраньях», о «секретнейшем союзе», о «решительных людях». Выясняется, что вся «деятельность» этих людей заключена в одной фразе: «Шумим, братец, шумим». Их характеризуют выразительные фамилии: Воркулов, Удушьев, Лахмотьев, сам Репетилов (от французского «повторять»).

Явление 5

Репетилов переключается на подошедшего Скалозуба. Он пресекает болтовню Репетилова: «Ученостью меня не обморочишь.../ Я князь-Григорию и вам / Фельдфебеля в Волтеры дам, / Он в три шеренги вас построит, / А пикните, так мигом успокоит».

Явления 6, 7

Скалозуба сменяет Загорецкий, который «признается» Репетилову: «Такой же я, как вы: ужасный либерал!», а затем сообщает «новость» о сумасшествии Чацкого. Репетилов не верит. Разъезжающиеся гости дружно твердят Репетилову о сумасшествии Чацкого: «Про это знает целый свет». Пристыженный Репетилов соглашается: «Простите, я не знал, что это слишком гласно».

Явление 10

Чацкий изумлен нелепым слухом о себе: «Поверили глупцы, другим передают, / Старухи вмиг тревогу бьют — / И вот общественное мненье!» Софья со второго этажа из своей комнаты зовет Молчалина. Чацкий взволнован: «Уж коли горпить, / Так лучше сразу». Он прячется за колонной, желая все разузнать.

Явления 11, 12

Лиза зовет Молчалина к Софье. Он заигрывает с Лизой, не замечая, что Софья видит и слышит его. Лиза пытается урезонить Молчалина, но он, оказывается, вовсе не жаждет жениться на Софье: «Без свадьбы дело проволочим». Молчалин открывается перед Лизой: «Мне завещал отец: / Во-первых, угождать всем людям без изъятья — / Хозяину, где доведется жить, / Начальнику, с кем буду я служить, / Слуге его, который чистит платья, / Швейцару, дворнику, для избежанья зла, / Собаке дворника, чтоб ласкова была». Молчалин пытается обнять Лизу: «Зачем она не ты!», но его останавливает Софья: «Нейдите далее, наслушалась я много, / Ужасный человек! Себя я, стен стыжусь». Софья грозит рассказать отцу «всю правду», если Молчали не покинет их дом: «Сама довольна тем, что ночью все узнала, / Нет укоряющих свидетелей в глазах, / Как давиче, когда я в обморок упала, / Здесь Чацкий был...» Чацкий бросается между ними: «Он здесь, притворщица!» Молчалин, улучив момент, скрывается к себе в комнату.

Явление 13

Чацкий в бешенстве: так вот на кого променяла его Софья! «Молчалины блаженствуют на свете!» Софья плачет: «Не продолжайте, я виню себя кругом». Слышится шум.

Явление 14

Вбегает Фамусов с толпой слуг: «Ба! Знакомые все лица! / Дочь, Софья Павловна! Страмница! / Бесстыдница!» Фамусову кажется, что «все это заговор», а ведь еще недавно Софья «сама его безумцем называла». Чацкий поражен: «Так этим вымыслом я вам еще обязан?» Фамусов в гневе на слуг, на Софью, на Чацкого. Софье он грозит услать ее «Подалее от этих хватов, / В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Чацкому угрожает, что теперь ему «ко всякому дверь будет заперта», что он пожалуется «в Сенат... министрам, государю».

Чацкий растерян, разочарован, раздосадован: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», упрекает Софью: «Зачем меня надеждой завлекли?», насмешливо советует ей помириться с Молчалиным: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — / Высокий идеал московских всех мужей», обращается к Фамусову: «Желаю вам дремать в неведенье счастливом, / Я сватаньем своим не угрожаю вам. / Другой найдется благонравный, / Низкопоклонник и делец». Речь Чацкого все больше накаляется: «Так! Отрезвился я сполна, / Мечтанья с глаз долой — и спала пелена... / Все гонят! все клянут! Мучителей толпа / В любви предателей, в вражде неутомимых.../ из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день пробыть успеет, / Подышит воздухом одним, /И в нем рассудок уцелеет». И наконец:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!

Явление 15

Ничего не понимающий Фамусов обращается к Софье: «Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел? <...> А ты меня решилась уморить? / Моя судьба еще ли не плачевна? / Ах! Боже мой! Что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»

Серия уроков по теме А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Творчество А.С. Грибоедова

Урок 1

Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова

История создания комедии «Горе от ума»

Цели: познакомить учащихся с судьбой А.С. Грибоедова и историей создания комедии, повторить специфические черты композиции драматургического произведения и жанровые особенности комедии.

I.Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова (1795-1829).

1.Рассказ учителя о Грибоедове

1)Детство и юность писателя

Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода. 1803 год - обучение в Московском университетском благородном пансионе. 1806 год - студент словесного отделения Московского университета. Ранее проявление одаренности: знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором. Военная служба – 1812-1816 года.

2) Начало литературной деятельности и гражданской карьеры

1815 год – дебют Грибоедова – драматурга (комедия «Молодые супруги»); в конце 1810-х годов – пьесы «Студент», «Притворная неверность»; 1817 год – поступление на службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря; 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии

3) 1812-1824 года – работа над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году

4) 1825-1829 года – последние годы жизни. Привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов.

Грибоедов на Кавказе. Роль писателя в заключении Туркманчайского мира (1828). Назначение полномочным министром – резидентом России в Персии.

30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман.

2.Индивидуальные сообщение учащихся:

  • Грибоедов и декабристы;
  • Грибоедов и Пушкин;
  • Грибоедов – дипломат.

3.В сильном классе – обзор романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир - Мухтара».

II.Повторение типологических черт драматургического рода литературы, специфика композиции драматургического произведения и жанровых особенностей комедии.

III.История создания комедии.

IV.Домашнее задание

2.Пронанализировать диалоги Чацкого и Софьи: поведение героев, их отношение друг к другу, характер высказываний.

3.Что вызывает осуждение Чацкого в нравах московского барства?

Урок 2

Анализ первого действия комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа первого действия обозначить завязку комедии, сформировать первоначальное представление о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

I.Вступительное слово учителя

В 1919 году, через век после создания «горя от ума», великий русский поэт Александр Блок писал: «XIX век создал сразу великую комедию. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей литературы».

Сегодня прошло уде два столетия, а грибоедовскую комедию не только продолжают ставить на сцене, но и по-прежнему о ней отчаянно спорят. казалось, о «Горе от ума» было сказано все: образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на разные лады, но «хрестоматийный глянец» не мешает новым читателям восхищаться мастерством Грибоедова и видеть за хрестоматийными образами живых людей. Давайте и мы вместе с Грибоедовым «войдем» в дом Фамусова.

II.Анализ первого действия.

Каковы экспозиция и завязка первого действия? В чем состоит внешний конфликт и как он развивается?

Знакомство с домом московского барина Фамусова, возникновение интриги: тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого – завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.

Диалог Чацкого и Софьи – сатирическое обличение Чацким московских нравов. Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах? Завязка общественно – политического конфликта комедии между Чацким и московским барством.

III.Обобщение

Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софья влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайном от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговоров Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылка признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник- - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безводен, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

IV.Домашнее задание

1.Подготовить устное сообщение по первому действию комедии. Где происходит действие комедии? Какое событие становиться завязкой комедии? Какая интрига движет действием? Как в первом диалоге Чацкого и Софьи раскрывается отношение героя к барской Москве?

2.Прочитать второе действие комедии. В чем суть конфликта, наметившегося между Чацким и Фамусовым? Обозначьте позиции спорящих. Как выглядит Москва в восприятии героев? Охарактеризуйте полковника Скалозуба.

3.В чем, по-вашему, состоит конфликт пьесы? Как он развивается во втором действии?

4.Проанализировать диалоги Чацкого и Молчалина. Можно ли назвать героев антиподами? Почему?

Урок 3

Анализ второго действия комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа второго действия определить неоднозначность конфликта комедии; показать столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в монологах Фамусова и Чацкого.

I.Краткое устное обобщение учащихся по первому действию (ответы на вопросы домашнего задания).

II.Анализ второго действия

1.Чтение и анализ второго действия, явления 2.

В чем суть конфликта, наметившегося в диалогах Фамусова и Чацкого? Выявите позиции спорящих.

Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего – то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов – такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович как образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства. Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова.

2.Москва в восприятии героев

Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.

Для Чацкого Москва – мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников.

Развитие общественно – политического конфликта комедии, столкновение старого и нового поколений.

3.Характеристика полковника Скалозуба. Новый поворот любовной интриги: Скалозуб как возможный претендент на руку Софьи. Новый поворот общественного конфликта: не столько конфликт поколений, сколько конфликт передовых и консервативных взглядов, жизненных ценностей.

4.Современные интерпретации конфликта комедии, неоднозначность оценок, стремление снять классовый антагонизм.

III.Обобщение

Во втором действии развивается не столько любовный, сколько социальный конфликт комедии. В нем можно выделить несколько сторон. толкование конфликта комедии как конфликта поколений (Фамусов – Чацкий), как столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» можно расценивать как верное, но это довольно узкое толкование. Более широкое понимание конфликта – это столкновение передовых взглядов на жизнь и косного, застойного мировоззрения (барская Москва и Чацкий).

IV.Домашнее задание

2.Проанализировать сцену бала как кульминационную (см. вопросы к анализу в ходе следующего урока на с. 64)

3.Репетилов и его роль в пьесе.

Урок 4-5

Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах московского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

I.Обобщение по второму действию комедии

Развитие любовного и социального конфликта комедии. Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

II.Анализ третьего действия

1.Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине. Молчалин в восприятии Софьи – нравственный идеал, по сути христианский, с его смирением, любовью к ближнему, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию, нежелание судить и т.д..

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого – низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник, крайне не умен.

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

2.Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штрихов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Платон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся жене. Его реплики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может сказать бывшему другу: «Теперь, брат, я не тот…».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клеветников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по проводу скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветанного товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями. Князья Тугоуховские, озабоченные лишь тем, чтобы удачно выдать замуж дочерей, злая и язвительная графиня – внучка, находящая недостатки в каждом из присутствующих; «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорецкий, сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся грубоватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаменательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!»), и знаменитое хлестовское «Все врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе – в совокупности они являют собой мир дворянской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скалозубом они «сходились» один на один, то сцена бала открыла полное одиночество Чацкого.

3.Кульминация пьесы

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасшествии героя. Как это произошло? Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего развития действия, или это все- -таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, но светские сплетники Г.Н., потом Г.Д. увидели возможность поразвлечься, распространяя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуту рядит, Угодно ль на себя примерить?»

Сплетня распространилась с необычной быстротой. Почему? Во-первых, с точки зрения фамусовского общества, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайловичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях – и нивесть что скажет? (Фамусов)

Сказала что-то я - он начал хохотать. (Хлестова)

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчалин)

Меня модисткою изволил величать! (Графиня – внучка)

А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

И общий вердикт – «безумен по всему».

Приехав на бал, графиня – внучка, войдя в комнату, полную людей скажет бабушке:

Ну кто рано приезжает!

Мы первые!

Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или душевной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собравшиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чацкого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

III.Заключение

Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чацкого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои передовые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забыли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражанье», но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его речи – стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.

IV.Анализ четвертого действия

1.Чацкий и Репетилов. Саморазоблачение Репетилова.

Репетилов выдает себя за человека передовых убеждений, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов – своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубляет одиночество и драматизм положение Чацкого.

2.Развязка комедии.

V.Обобщение

В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства – пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объявить героя безумным похоже на месть, расправу с инакомыслием. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П.Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

Конфликт комедии дошел до своего логического финала на балу в доме Фамусова.

Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.

VI.Домашнее задание

1.Индивидуальное задание: восстановить по тексту пьесы биографию Чацкого.

2.Привести примеры из текста комедии, доказывающие неоднозначность характера Чацкого.

3.Сформулировать точку зрения Чацкого на основные проблемы времени. Подтвердить цитатами.

4.Выписать отзывы о Чацком А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И. Ильина прокомментировать их.

5.используя книгу М. Нечкиной «Декабристы», найти параллели между образами Чацкого и декабристов.

Урок 6

Образ Чацкого (семинар)

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о герое комедии, дать развернутую характеристику образа в историческом и культурном контексте, через историко – функциональный анализ показать многообразие интерпретации и оценки образа.

I.Биография Чацкого

Примерное содержание ответа

Биография героя типична для представителя передовой дворянской молодежи 1810-1820 годов.

Детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, «когда все мягко так, и нежно, и незрело», юное сердце его остро реагирует на впечатления от быта московского барства. Дух «века минувшего», «низкопоклонничество» и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусовых.

…уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом, -

рассказывает Софья.

Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.

Все это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастливая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда еще взаимная любовь к Софье не могли удовлетворить его.

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него, -

продолжает свой рассказ о его жизни Софья.

Чацкий попадает в Петербург как раз в ту пору, когда там зарождалось движение «либералистов», сначала еще неопределенное по программе и планам, но полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обстановке и сложились взгляды, стремления и ум Чацкого.

Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Увлечение литературой было типичным для свободомыслящей дворянской молодежи. Многие из декабристов были литераторами.

Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает «с министром связь». Однако не надолго… В комедии ясно сказано, что «с министрами связь» закончилась у Чацкого разрывом («потом разрыв»).

После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Он, по словам Фамусова, «наблажил». Очевидно, это «блажь», приведшая к «оплошному управлению» имением, означала гуманное отношение к крепостному крестьянству и прогрессивные хозяйственные реформы.

Затем Чацкий отправился за границу. На «путешествия» стали тогда смотреть косо, как на проявление либерального духа и оппозиционной независимости.

Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело несомненное значение для их идейного развития.

После трех лет отсутствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова.

II.Неоднозначность характера героя; противоречивость его натуры: смеющийся над другими, он сам бывает смешон, при этом не чувствует насмешки над собой и глубоко страдает; достаточно проницателен, а сам находится во власти самообмана» обвиняя других, никогда не чувствует себя виноватым. Неоднозначность характера героя вызывает и неоднозначность оценок: и ирония, и сострадание. Чацкий – одновременно герой – любовник, включенный в комический сюжет, и герой – резонер.

III.Роль Чацкого в пьесе и истории литературы определяется не характером, а убеждениями. Взгляды героя характеризуют его как передового человека своего времени:

  • протест против крепостничества, гуманное отношение к крепостным;
  • борьба с невежеством, необходимость просвещения;
  • осуждение чинопочитания и карьеризма;
  • призыв к свободе мысли и высказывания против рабской морали;
  • протест против преклонения перед иностранщиной.

IV.Русская критика, начиная с А.С, Григорьева и А.Герцена, образ Чацкого стала сближать с декабристами. Этому способствовали не только взгляды героя, но и определенные биографические параллели: Чацкий не хочет служить, оставили службу Муравьев и Рылеев; путешествие по Европе как признак вольнодумства; высокий строй речи, ораторские интонации («говорит, как пишет»), свойственные декабристам.

Одиночество Чацкого смягчено тем, что у него есть единомышленники: в историческом контексте это декабристы, в пьесе – внесценические персонажи (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор).

V.Чацкий – фигура трагикомическая. «двойной» трагизм воплощен в его судьбе: он отвергнут Софьей и обществом. Трагедия Чацкого – это трагедия умного человека, когда его ум, талант, честность не востребованы.

VI.Чацкий в зеркале критики.

А.С. Пушкин считал, что Чацкий неумен, так как «мечет бисер» перед Репетиловым, и единственный умный человек в пьесе – сам Грибоедов.

И. Гончаров в статье «Мильон терзаний» подчеркивает, что Чацкий – герой, появляющийся при смене одного века другим. Он «передовой воин, застрельщик, но всегда жертва».

И. Ильин, религиозный философ начала XX века, отмечал, что драма Чацкого состоит в том, что его ум омрачен гордыней. Ум, направленный только на критику и обличение, становится бессердечным и является страшной и пустой силой.

В современных трактовках Чацкий – личность, несомненно, яркая, человек передовой, образованный, честный, но при этом во многом заблуждающийся и совершающий промахи. Его образу присущ трагический конфликт между умом, идеями, с одной стороны, и сердцем, нравственной природой человека, с другой. Возможно, Чацкий научится жить не только умом, но и сердцем, о его способности глубоко чувствовать говорит «мильон терзаний», который он испытывает в конце комедии.

VII.Домашнее задание

1.Какие проблемы поднимает Грибоедов в своей комедии? Как связаны заглавие комедии и ее поэтика?

2.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

3.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

4.Как вы понимаете значение ставшего крылатым выражения «Ум с сердцем не в ладу»?

5.Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Какое значение придавалось понятию «умный» в грибоедовскую эпоху?»

Урок 7

Смысл заглавия комедии и проблема ума

Цели: обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии, системе персонажей, раскрыть ключевые для пьесы проблему ума.

I.Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

«А как, по-вашему? По-нашему, смышлен», - говорит Фамусов Чацкому, рассказывая о дяде, Максиме Петровиче. Что значит «смышлен» «по-нашему» и «по-вашему»?

Софья говорит о Молчалине: «Конечно, нет в не этого ума, что гений для иных, а для иных чума». Какого этого?

Читатель сразу видит, что ключевое понятие комедии «ум» трактуется героями по-разному и в целом неоднозначно. Недаром слово «ум» вынесено и в заглавие пьесы.

II.Беседа с классом.

1.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

Для Фамусова, Молчалина, Скалозуба понятие «ум» трактуется с житейской, практической точки зрения. Это ум, несущий процветание его обладателю: продвижение по службе, выгодный брак, полезные знакомства. С их точки зрения, «нельзя не пожелать, что с эдаким умом» Чацкий не желает для себя подобного благополучия.

Нельзя не увидеть и того, что Софья достаточно умна. При этом, хотя она и стоит на голову выше своего отца с его окружением, ее ум совершенно особого рода. Мечтательная и одновременно прагматичная, она видит свой идеал в Молчалине, поскольку он «уступчив, скромен, тих» и будет, как ей кажется, прекрасным мужем. Бунтарство и вольнолюбие Чацкого ее отпугивают: «этакий ли ум семейство осчастливит?»

2.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

С самого начала комедии герой оценивается другими персонажами как человек умный. Ему не отказывает в уме Фамусов («он малый с головой»), Софья вынуждена признать, что Чацкий «остер, умен, красноречив». В чем же проявляется ум Чацкого? Прежде всего в высоком интеллекте, образованности, блестящей речи («говорит, как пишет»). Многие его высказывания афористичны, точны, остроумны (приведите примеры) и – уничижительны (Скалозуб – «создание маневров и мазурки», Молчалин – «на цыпочках и не богат словами» и т.д.).

Чацкий – носитель новых передовых идей, в его суждениях отражены смелость и независимость взглядов.

Но что же заставило сказать Софью: «Он не в своем уме?»

При всем своем уме Чацкий нередко совершает поступки, несовместимые с представлением об умном человеке. Всем знакомо высказывание Пушкина о том, что Чацкий неумен, ибо «мечет бисер» перед недостойными людьми, которые его просто не слышат. Кроме того, он лишен проницательности: не видит никого, кроме себя, пропускаем «мимо ушей» признание Софьи о ее любви к Молчалину, убежден, что она не могла полюбить такого ничтожного человека.

Можно ли назвать умными критические высказывания Чацкого в адрес знакомых и родных Софьи в первые же часы их встречи после долгой разлуки? Умно ли он сделал в финале пьесы, когда, став свидетелем позора и унижения Софьи, обнаружил свое присутствие, да и еще произнес очередную обличительную речь? Таким образом, ум Чацкого проявляется в комедии в его пылких речах и суждениях, он не в поведении и поступках. У Чацкого пылкое любящее сердце, но ум отвлеченный и схематичный, недаром сам он замечает, что у него «ум с сердцем не в ладу».

III.Проблема ума в контексте времени (выступление подготовленного ученика или сообщение учителя).

В демократической критике еще в XIX веке утвердилось мнение, что для Грибоедова и других передовых людей того времени понятие умный напрямую было связано со свободолюбивыми идеалами эпохи. В грибоедовские времена сама проблема «ума» была чрезвычайно актуальна и осмыслялась очень широко, как вообще проблема интеллигентности, просвещения, карьеры. Понятиям «ум», «умный», «умник» и т.п. придавалось в ту пору, кроме обычного, еще и особое значение. Тогда с этими понятиями, как правило, ассоциировалось представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке независимых убеждений, провозвестнике новых идей.

IV.Обобщение

В комедии Грибоедова проблема ума, понимание, что значит быть умным, определяется и основной конфликт комедии между Чацким и фамусовским обществом, и поведением героев. Сам Грибоедов отмечал, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», но в ходе пьесы становится ясно, что понятие ум неоднозначно. Ум в понимании Фамусова и его гостей связан с умением «достичь степеней известных». Ум же Чацкого – в его образованности и передовых идеях, носителем которых он является. При этом часто в конкретных ситуациях, в общении с другими людьми Чацкому не хватает тонкости и чуткости, он не всегда владеет ситуацией и может дать объективную оценку происходящему, то есть его ум отвлеченный, по признанию самого героя, «с сердцем не в ладу».

Называя комедию «Горе от ума», Грибоедов в первую очередь имел в виду ум Чацкого как вольнодумие, свободолюбие. Горе от ума, переплетается с горем от любви, стало «движущей силой» всего комедийного действия, определило его конфликты и проблематику.

Урок 8

Юмор и сатира в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели: обобщить знания учащихся по поэтике комедии, акцентировать внимание учащихся на мастерстве Грибоедова – юмориста и сатирика, дать образец монологической речи по литературоведческой теме; формировать навык восприятия лекции в соответствии с планом, записи основных тезисов.

Лекция учителя.

План лекции

1.Специфика комедии как жанра

2.Юмор и сатира в комедии

А) «двойной» план сцен «Горя от ума»; сочетание драматического и комического.

Б) сатирический пафос в обличении нравов московского барства. Актуальность сатиры.

В) Чацкий как «лицо комическое».

Г) язык пьесы и его роль в создании особой стихии комедийного движения.

3.Заключение

А.С. Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеемся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаем следить за комедийной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

Хрестоматийной является мысль о том, что в основе «Горя от ума» - борьба главного героя с фамусовской Москвой, а роль Чацкого – «роль страдательная». Об этом писал еще И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний».

А между тем сам Грибоедов определил свою пьесу как комедию, а комедия предполагает наличие в основе сюжета комического (то есть смешного) противоречия между персонажами, их взглядами и действиями, юмор и сатира властвуют в ней.

Смех пронизывает всю пьесу; говоря словами Гоголя, это своеобразный, положительный герой комедии. Героя, который побеждает мрачную среду, кишащую молчалиными, скалозубами, хрюмиными, тугоуховскими. Сила, ощущаемая в Чацком, разлита по всей пьесе и проявляется как раз в том сокрушительном и очистительном смехе, который воспринимается нами в качестве союзника героя.

Главные события, происходящие в «Горе от ума», по сути своей, безусловно, драматичны, и тем не менее едва ли не каждая сцена пьесы несет двойную смысловую нагрузку: помимо серьезных противоречий в ней обнажается юмористическая сущность. Так, во время столкновения главных героев Фамусов, обвиняя Чацкого в вольнодумстве, дожидаясь ответа, быстро забывает уши, «ничего не видит и не слышит», как говорится в ремарке. Тут является Скалозуб. Во всей этой сцене много смешного: Фамусов, как попугай, твердит свое «под суд», а Чацкий тщетно обращает его внимание на то, что кто-то пожаловал в гости. Фамусов же «ничего не видит и не слышит», но зато выкрикивает: «А? бунт?» Налицо комедийно – преувеличенный итог чувства и мыслей благонамеренного и верноподданного Павла Афанасьевича. Нов этой последней реплике – гипербола персонажа – заключен не только юмористический смысл, но и открывается явный страх Фамусова перед новым образом мыслей. Юмор уступает место иной тональности, в права вступает сатира.

В изображении «века минувшего» сатирический пафос достигает своего накала. Грибоедов обличает нравы московского барства, высмеивает фамусовские взгляды на карьеру, тупое солдафонство. Скалозуба, подобострастность и бессловесность Молчалина. Острие грибоедовской сатиры направлено против умственного и духовного застоя, против мира, где процветают «знатные негодяи» и подхалимы, отъявленные мошенники и плуты, доносчики и «зловещие старухи», объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни». К сожалению, следует признать, что пороки эти не были порождением крепостничества. Сатира Грибоедова носит общечеловеческий характер и актуально сегодня как никогда.

Это предвидел еще И.А, Гончаров, заметив, что «едва ли состарится когда – нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Главный герой Чацкий – «лицо страдательное», он вступает в непримиримый конфликт с фамусовским обществом, судьба его драматична. Но еще современник драматурга П.А. Вяземский заметил, что Чацкий – «лицо комическое». Он «без памяти влюблен» и поэтому делает глупости. Действительно, Грибоедов не побоялся в ряде случаев поставить героя в комическое положение. Так, недоверчивость Чацкого по поводу любви Софьи к Молчалину смешна, но за подобным изображением героя видно умение Грибоедова создать не риторическую фигуру, а живого человека. «Недоверие Чацкого… прелестно! – и как натурально!» - восхищался Пушкин. Но этот комедийный оттенок в образе Чацкого существует вместе с высоким накалом подлинного драматизма положения и поведения героя, с проникновенным лиризмом выражения его чувств.

Стихии быстрого комедийного движения способствует, без сомнения, и сам стихотворный язык пьесы.

«Горе от ума» написано разностопным ямбом. Такой размер замечательно передает живые, разговорные интонации. Недаром строки комедии стали пословицами. Пожалуй, нет в русской литературе другого произведения, которое вместило бы в себя такое обилие фраз, искрящих юмором.

«Ах, злые языки страшнее пистолета!», «вот то-то невзначай, за вами примечай», «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом».

В целом вся языковая, стилистическая стихия «Горя от ума» отразила главные особенности речи, а значит, и национального характера русского человека.

Об этом очень точно написал Пушкин в связи с баснями Крылова: «… отличительная черта в наших нравах есть какое- -то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться…»

Обращаясь к грибоедовской комедии, мы всякий раз восхищаемся ее броскими, емкими фразами, бьющими точно в цель, не отрываясь, следим за неожиданными поворотами сюжета, ситуациями, полными неотразимого юмора и сатирической энергии.

Урок 9

Развитие речи

Темы сочинений по творчеству Грибоедова

1)Почему до сих пор не состарился грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?

2) Конфликт двух эпох в комедии «Горе от ума».

3) Тема просвещения в комедии «горе от ума».

4) Тема национального самосознания в комедии «Горе от ума».

5) Проблема ума в комедии «Горе от ума».

6) Анализ эпизода и его роль в композиции комедии (эпизоды: сцена бала, встреча с Репетиловым, диалог Чацкого и Молчалина).

7) Друзья Чацкого на сцене и за сценой (в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).


За что и против чего борется Чацкий?

1. Чацкий – единственный положительный герой комедии Грибоедова «Горе от ума».

2. Основные объекты критики Чацкого:

а – деспотизм и рабство во всех его проявлениях

б – крепостное право

в – преклонение перед иностранцами и иностранщиной

г – карьеризм и угодничество.

3. Идеалы Чацкого:

а – свобода и достоинство личности и общества

б – национальное достоинство

в – истинное служение родине

3. Бессмертие образа Чацкого («Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» - И. А. Гончаров).

Фамусовская Москва в изображении Грибоедова

1. Основной конфликт комедии – противостояние Чацкого и фамусовского общества.

2. Основные представители фамусовского общества:

а – Фамусов: типичный барин; формальное отношение к службе; безнравственность идеалов; самонадеянность

б – Скалозуб: карьеризм, бездушие, ограниченность, тупость, солдафонское остроумие

в – Молчалин: лицемерие, угодничество, хитрость, житейская практичность, низость и подлость; карьерист-обыватель

г – Софья: загадочность и противоречивость её характера: ум, остроумие, находчивость – и скрытая властность, идеал спокойной жизни, боязнь перемен

3. Второстепенные представители фамусовского общества:

а – Хлёстова – властность и реакционность

б – Загорецкий – безнравственность

в – Репетилов – безрезультатная болтовня

4. Бездуховность фамусовского общества, ненависть к просвещению. Типичность характеров.

Злободневность комедии Грибоедова «Горе от ума» в XIX веке и в наше время.

1. Время создания комедии (1823 г.) и отражённые в ней основные проблемы современности (война 1812 года и ожидание свободы, движение декабристов).

2. Типичность характеров героев комедии.

3. Совершенство, афористичность языка (А. С. Пушкин: «О стихах я не говорю – половина должны войти в пословицу»).

4. Бессмертие комедии (богатство содержания, художественное совершенство, типичность характеров, образ Чацкого).

И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится как-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходят, что настанет когда-нибудь и его черёд».

Мастерство Грибоедова-драматурга

1. Реализм комедии «Горе от ума»

а – правдивая картина московского дворянского быта20-х г.г. XIX в., широта социального фона

б – прообразами многих героев комедии послужили знакомые Грибоедова

в – отражение реальных и актуальных проблем времени

2. Композиция комедии

а – следы влияния классицизма: соблюдение трёх классических единств (места, времени, действия), «говорящие» фамилии, образ служанки Лизы

б – отход от правил классицизма: в произведении низкого жанра – комедии – затрагиваются важные социальные и политические проблемы времени

в – действие комедии с самого начала развивается в двух направлениях, связанных между собой: в психологическом, личном (любовь Чацкого к Софье) и в общественном (конфликт между Чацким и фамусовским обществом)

3. Мастерство языка комедии

а – афористичность, меткость, красочность языка

б – мастерство речевой характеристики персонажей (речь Чацкого логичная, стройная; Скалозуба – грубая, солдафонская, т. д.)

в – в основе языка комедии лежит простонародная речь, которая состоит из разных лексических пластов: слова слова простонародные, книжные; лексика дворянского обихода. Грибоедов пользуется всеми богатствами языка, создавая живую русскую речь).

4. Стих комедии – вольный ямб – помогает передать естественное течение живой речи.

5. Мастерство Грибоедова-драматурга – залог неувядаемости комедии «Горе от ума».

Действие 1 .

Явление 1. Утро. Лиза просыпается.

Явление 2. Лиза сообщает своей хозяйке Софье, что наступило утро, и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом.

Явление 3. Фамусов, отец Софьи заигрывает со служанкой.

Явление 4. Софья прощается с Молчалиным. Фамусов отчитывает дочь, за то, что застал ее с молодым мужчиной.

Явление 6. Приехал Чацкий.

Явление 7. Чацкий удивлен холодному приему.

Явление 8. Чацкий восхищается Софьей, говорит о своей любви.

Явление 9. Чацкий рассказывает Фамусову о своем путешествии.

Явление 10. Фамусов в растерянности.

Действие второе

Явление 1. Фамусов составляет план на неделю.

Явление 2. Чацкий высказывает Фамусову свое мнение относительно века нынешнего и века минувшего.

Явление 3. Фамусов принимает Скалозуба как возможного жениха Софьи.

Явление 4. Чацкий удивлен.

Явление 5. Чацкий произносит монолог о судьях.

Явление 6. Скалозуб говорит об офицерах и военной службе.

Явление 7. Молчалин упал с лошади; испуг Софьи.

Явление 8. Чацкий помогает Софье и видит её смятенье.

Явление 9. С Молчалиным все в порядке.

Явление 10. Софья говорит о предстоящем бале.

Явление 11. Молчалин упрекает Софью в излишней откровенности.

Явление 12. Молчалин заигрывает с Лизой.

Явление 13. Софья сказывается больной и приглашает к себе Молчалина.

Действие третье.

Явление 1. Чацкий говорит с Софьей о Молчалине.

Явление 2. Софья готовится к вечернему балу.

Явление 3. Молчалин рассказывает Чацкому о себе.

Явление 4. Съезжаются гости.

Явление 5 и 6. Наталья Дмитриевна и её муж.

Явление 7. Князь Тугоуховский и княгиня.

Явление 8. Графиня Хрюмина.

Явление 9. Появление Софьи на балу.

Явление 10. Графиня Хлёстова рассказывает о своих арапах.

Явление 11. Фамусов выходит к гостям.

Явление 12. Молчалин хвалит шпица.

Явление 13. Чацкий говорит о старушках.

Явление 14-20. Предположения о сумасшествии Чацкого.

Явление 21. Гости сожалеют о сумасшествии Чацкого.

Явление 22. Чацкий недоволен Москвой.

Действие 4.

Явление 1-2. Гости разъезжаются.

Явление 3. Чацкий разочарован.

Явление 4. Исповедь Репетилова перед Чацким.

Явление 5. Разговор Репетилова и Скалозуба о жизни и службе.

Явление 6. Репетилов и Загорецкий о Чацком.

Явление 7. Отъезд княгини с дочерьми.

Явление 8. Хлёстова о сумасшествии Чацкого.

Явление 9. Отъезд Репетилова.

Явление 10-11. Чацкий становится свидетелем свидания Молчалина и Лизы.

Явление 12. Софья слышит разговор Лизы и Молчалина. Молчалин понял, что Софья всё услышала.

Явление 13. Чацкий разоблачает Молчалина и Софью.

Явление 14. Фамусов разгневан, Чацкий негодует и уезжает.

Явление 15. Фамусов горюет о своей судьбе.

"Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.