Мария,

Капельдинер - от немецкого Kapelldiener, служащий капеллы, проще говоря, контролёр-билетёр.

Почти два театральных сезона я работала в Михайловском театре Санкт-Петербурга и могу рассказать о специфике работы именно в этом театре.

Попала туда, едва закончив школу и поступив в вуз. И мне казалось, что я попала в иной мир. Вокруг было много новых людей, таких красивых, интересных, увлечённых, творческих. А на сцене каждый вечер случалось истинное чудо.

Капельдинер приходит на работу за два часа до начала спектакля. В течение часа нужно привести себя в порядок: переодеться, девушкам - аккуратно собрать волосы и нанести лёгкий макияж. Девушки работают в специально сшитых костюмах: в белой блузке, пиджаке и юбке. Обязательны туфли на невысоком каблуке. Молодые люди работают в классических черных костюмах.

В течение этого же часа необходимо получить у администратора программки и скомплектовать их - вложить либретто спектакля и состав исполнителей в обложку. За пятнадцать минут до «пуска» проводится планёрка, где администраторы театра рассказывают о заменах в составе исполнителей спектакля, ожидать ли особых гостей и о прочих рабочих моментах.

За час до спектакля начинается «пуск». Это время, когда двери театра открываются для зрителей. Капельдинеры проверяют билеты, отрывают «контрольки» и помогают зрителям сориентироваться в театре, найти свои места.

Во время спектакля капельдинер следит за порядком в зале. Например, запрещена фото- и видеосъемка, использование мобильных телефонов. Билетеры, находящиеся в зале, по рации передают коллегам информацию о том, кто из зрителей был замечен за подобными занятиями, и что необходимо подойти к нарушителю порядка и вежливо попросить его этого не делать.

По правилам посещения театра вход в зал после третьего звонка запрещён. Потому что шум и суета в зале во время спектакля мешают и оркестру, и артистам, и другим зрителям. В начале спектакля капельдинеры встречают опоздавших и объясняют, почему войти в зал в настоящий момент невозможно, и предлагают пройти в ресторан на прямую трансляцию спектакля или временно занять места на верхних ярусах до антракта. Естественно, чаще всего на это реагируют негативно, поток отрицательных эмоций льётся на капельдинера, но нужно быть максимально вежливым и тактичным.

В антракте капельдинеры тоже следят за порядком в зале: чтобы зрители не ели в зале (и не распивали коньяк из фляжек), не садились на бортик (опасно) и ничего на него не клали. Однажды с бортика упала стеклянная бутылка с водой и разбила барабаны в оркестровой яме стоимостью в несколько тысяч евро. В антракте капельдинеры отвечают на вопросы зрителей о театре, репертуаре, спектаклях и артистах. Вопросы могут быть самые разные: от года открытия театра, имени архитектора до бестактных расспросов о личной жизни артистов.


Михайловский театр в Санкт-Петербурге

Рабочий день капельдинера заканчивается, когда уйдёт последний зритель из его зоны и билетёр проверит, всё ли в порядке, нет ли забытых вещей.

В Михайловском театре цветы артистам на сцену и в гримерки тоже относят капельдинеры. Они же иногда встречают и провожают особых гостей.

Капельдинерами обычно работают студенты и чаще всего девушки. Эту работу можно совмещать с дневной формой обучения в вузе, так как спектакли, в основном, вечером. Зарплата капельдинера зависит от количества смен, но в целом составляет около 20 тысяч рублей.

Пока я работала на этой должности, мне удалось посмотреть все спектакли из тогдашнего репертуара театра. Конечно, не сразу и часто отрывками, ведь, находясь в зале, прежде всего нужно следить за нарушителями правил, а потом уже за действием на сцене.

Основной минус работы - . Ведь капельдинер - лицо, представляющее театр. И возможный негатив льётся именно на билетёра, будь то неудобное место, с которого плохо видно, или шумящие в соседней ложе дети. Приходится слушать, стараться найти решение конфликтной ситуации, создать все условия, чтобы зрителям было комфортно. Это требует и терпения, и выдержки, и в какой-то степени дипломатического таланта.

Капельдинер - работа не для всех. Если вы плохо переносите классическую музыку, не советую даже идти на . Однако, если искусство вам хотя бы немного близко, если вы не боитесь общаться с людьми, вам это понравится так же, как нравилось мне. И, кажется, в музыкальный театр я теперь влюблена на всю жизнь.

«Появилась тенденция - брать на работу молодых»

Кристина Токарева

Капельдинер Михайловского театра

Я работала в БДТ и в Михайловском театре. Работа интересна для тех, кто любит театр и получает кайф от общения с людьми.

У капельдинеров есть возможность смотреть спектакли, брать билеты для своих близких за очень приемлемые деньги. Так же любопытно изучать «внутреннюю жизнь» театра, общаться с великими актерами или танцовщиками балета.

Сейчас появилась тенденция - брать на работу молоденьких девочек, «музейных» бабушек почти не осталось. Капельдинеру необходимо многое знать о театре – мы же общаемся со зрителями.

Работа в театре лично меня радовала еще и тем, что ты стоишь в красивом месте, в красивой форме и общаешься с людьми, которые знают, зачем они сюда пришли.

Кому не стоит работать? Человеку без интереса и любви к театру, кто не умеет общаться, слабохарактерным людям и, как мне кажется, завистливым, ведь вокруг всегда нарядные зрители с красивыми спутниками.

«Раньше я была капельдинером, сейчас – администратор»

Виктория Архирейская

Капельдинер Михайловского театра

Работа капельдинера - это работа на ногах, и скорее подходит

Раньше я была капельдинером, сейчас – администратор.

В Михайловском театре общение между капельдинерами и администраторами происходит по рации. С началом спектакля партер закрывается, зрителей, которые опоздали, капельдинеры должны рассадить на свободные места выше. Как раз это и выясняется по рации.

«Не узнали Рэйфа Файнса»

Александра

Капельдинер Михайловского театра

Помню одну забавную ситуацию. У нас пятиминутка (небольшое собрание перед работой), мы все собрались, стоим, ждем, а вокруг нас крутится какой-то бородатый мужик. Никто не знает, кто он, что ему нужно, и не обращает на него внимания. А потом оказалось, что это был Рэйф Файнс (большинству зрителей он известен по роли Волан-де-Морта в «Гарри Поттере» и по фильму «Английский пациент»). В тот момент его никто не узнал…

Когда я только пришла в театр, была очень зажатой и неуверенной в себе. А театр - это постоянный контакт с посторонними людьми и к каждому нужно найти свой подход, поэтому волей-неволей становишься общительным и открытым человеком, который к тому же должен уметь разрешать различные конфликтные ситуации.

Благодаря этой работе ты приобретаешь навыки общения с очень разными людьми: и с адекватными, и с полными психами, с милыми интеллигентами, которые хотят знать о театре всё, и со знаменитостями.

Ну и, конечно же, театр помогает завести друзей и .

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Немало найдется людей, которые хоть раз покупали билеты не в кассе театра, а с рук, у тех, кого когда-то называли спекулянтами, а теперь называют молодцами-перекупщиками.

Парадокс состоит в том, что от перекупщиков поступают сегодня наиболее выгодные предложения в лучшие театры города на самые известные постановки с популярными актерами на приличные места по вашему выбору. Ваша выгода состоит в том, что вы получите то, что искали, но не могли найти. Выгода продавцов, соответственно, будет исчисляться в денежном эквиваленте – процентах, которые продавец начисляет себе сам. Что заставило этих людей сделать продажу билетов своей профессией?

С одним из представителей этой касты, Игорем, мы и пообщались, избрав местом нашей беседы кафе недалеко от места его работы – Театральной площади. За маской говорливого шутника оказался интересный и весьма неординарный человек, со своими достоинствами, комплексами и мечтами. Свидетельницей нашего разговора оказалась одна женщина, которая в конце концов попросила номер телефона Игоря. Так отыскался еще один клиент – благодаря интервью для «ВД», который, между прочим, был в кармане моего собеседника все это время.

–Игорь, почему вы решили заниматься продажей театральных билетов?

– Потому что не было выбора. Начал я с того, что работал курьером. Считаю себя талантливым, гениальным, одаренным. Увы, никто не может придать мне огранки. А она необходима каждому бриллианту. Я мог быть всем: дипломатом, артистом, художником, гитаристом. А не стал, потому что лень…

– Где вы берете билеты?

– Билеты приходится выкупать за свои собственные деньги. В Москве 500 таких барыг, как я. Мы знаем конъюнктуру, делаем правильные закупки и тем живем. У всех день на день не приходится. Пять раз в месяц я могу заработать сотню долларов. В другие дни поменьше, полторы тысячи, тысячу, пятьсот рублей. А бывает, как сегодня, только пятьдесят... У любого, кто захочет заниматься этим, все получится.

– В какие театры чаще берут билеты?

– В любые берут. Все зависит от меня, как смогу преподнести то или иное предложение. Можно ведь кирпич завернуть в хорошую обертку и продать, и это будет выглядеть, как конфетка. Самые популярные, конечно, «Ленком», «Современник», Большой театр, Малый. В Малый театр сейчас чаще стали ходить. Я все время говорю Виктору Павлову: «Порекомендуйте меня Соломину на главную роль».

– А откуда вы знаете Павлова?

– Я вообще многих артистов знаю, я человек общительный.

– Где же вы их встречаете?

– На улице. Вот скромный человек боится подойти на улице к другому человеку. А я немножко хамоватый в этом плане.

– Вы можете вычислить того, кто точно купит у вас билет?

– У меня есть свои постоянные клиенты. Один, например, является высокопоставленным чиновником «Лукойла», другой – «Никойла». Есть еще первый заместитель министра финансов. Подошел и спросил билеты. Тогда я не знал, кто это. И обычный человек придет, мы его обслужим, дадим ему билеты по его уровню. Это будет недорого.

–Насколько недорого?

–Например, покупаю билет за четыреста рублей, а продать могу и в два, и в три раза дороже. Смотря по клиенту. Варьируем цены. Ибо сказано, по должности твоей и цена.

– У вас есть определенные точки реализации?

– Я работаю у Большого театра. Но знакомлюсь с людьми где угодно. Иду по улице, вижу человека и оставляю ему свою визитку. Человек уже понимает, что будет лучше, если он у меня что-нибудь купит. Потому что я обычно говорю: «Если вы у меня ничего не купите, то я вам приснюсь». Он начинает переживать.

–Сколько людей работают рядом с вами?

–По-моему, человек 40–45. Конкуренция страшная. Люди во-круг меня хорошие, правда, со своими приколами. Порой возникают ситуации, когда из-за одного покупателя сталкиваются двое продавцов. Я в таком случае могу отойти, а кто-то может и по лицу двинуть. Бывали случаи. Но я люблю эту профессию. Причина здесь одна – общение с людьми, порою очень интересными, и свобода. Определенная, конечно. Когда захочется, тогда и иду работать. Полная остаповщина. Как-то ведь надо выживать. Если бы мне были важнее деньги, то я был бы мультимиллионером. Мое несчастье в том, что я не жаден. Серьезно.

– У вас бывают проблемы с милицией?

– Да у любого человека бывают проблемы с милицией. Но об этом я промолчу. Скажу только, что конфликты мы улаживаем. У меня есть знакомые, которые занимаются этим лет 20–25 и даже сидели в тюрьме.

– Вы не устали от такой жизни?

– Устал, конечно. А вы можете мне что-то другое предложить? Может быть, хорошую должность и портфель? Я бы с удовольствием носил портфель. Самое главное, что в нашей стране проще быть барыгой.

–Игорь, вы любите театр?

– Мой папа был театральным режиссером, все это мне знакомо. Я бы не отказался иметь свое театральное агентство.

– Сами ходите в театр?

– Нет, не хожу. Знаете, артисты, как правило, в театр не ходят. Я ведь артист. Чтобы пойти в театр, надо тратиться, а мне жалко. И все время некогда. Хочется что-то заработать. Выбираешь: или ты идешь в театр, или зарабатываешь на кусок сыра. Вы знаете, как трудно заработать на тот же сулугуни?

– И все же в какой театр вы бы посоветовали пойти?

–«Маяковка» – неплохой театр, Театр на Таганке, «Ленком». Обычному человеку туда не попасть. Многие театры просто недоступны с финансовой стороны. А ситуация зависит всегда от режиссера. В любом театре, элитный он или обычный.

– Что бы вы хотели сообщить читателям «ВД»?

– Берите билеты у барыг. Они такие же люди. И так же хотят быть счастливыми, нужными, полезными. Я немножко рисуюсь, но я, правда, счастлив оттого, что кому-то нужен.

Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с начала. Что такое театр?

Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.

Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.

Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.

Я, м. Большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания, преимущ. общественного. Во многих театрах именно в вестибюле располагаются кассы и окошко администратора.

В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.

Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.

Нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.

– комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.

И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.

Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.

Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.

Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.

Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.

Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

Kapeldiner), в переводе «служащий капеллы». Капельдинеры работали в театрах и кинозалах. Они занимались проверкой билетов, помогали зрителям найти свои места, чистили сиденья, натягивали на них чехлы, а также нередко проводили уборку зала.

Капельдинер не просто выполнял свою работу, он был, если можно так сказать, душой зала. Он всегда был в курсе программы, мог ответить на вопросы об актерах и , рассказать что-то про постановки и кинофильмы или помочь зрителям решить их вопросы.

Капельдинер в театре

В прошлом именно капельдинеры отвечали за уход за музыкальными инструментами театра. Поэтому целый ряд усовершенствований конструкций музыкальных инструментов был создан именно капельдинерами.

В дореволюционной России капельдинеры в театрах занимались тем, что проверяли посетителей, провожали их до нужных мест, а также смотрели за соблюдением порядка в зале.

Само присутствие капельдинера создавало особую атмосферу. Постоянные посетители знали капельдинеров в лицо и здоровались с ними, как с добрыми знакомыми.

В современном мире функция капельдинера пока еще сохранилась в некоторых театрах, но на этой должности появились новые заботы: как например, следить за тем, чтобы зрители не использовали во время представления мобильные .

Капельдинер в кино

Позднее капельдинерами стали так же называть и работников кинозалов, которые выполняли примерно те же функции, что и . Киноиндустрия на заре своего появления позиционировалась как роскошное развлечение, поэтому наличие капельдинера в зале было очень важным.

В старых крупных кинотеатрах США на каждый кинозал имелся один или несколько своих капельдинеров.

В кинотеатрах США капельдинеры когда-то также отвечали за разделение зрителей на «белую» и «цветную» секции, не допуская их смешивания. А в 50-е годы во времена популярности ужасов капельдинеры порой должны были наряжаться в костюмы чудовищ и развлекать .

Расцвет эпохи капельдинеров в кинотеатрах пришелся на 1920-е годы, особенно сильна была эта в США. Но экономический кризис 1930-х годов привел к тому, что капельдинеров стали массово сокращать, их оставалось все меньше, и сегодня в кинотеатрах фактически нет капельдинеров. Вместо них есть билетеры-контролеры, которые лишь проверяют наличие билетов у зрителей.

Про капельдинера в наше время чаще вспоминают в книгах, чем в реальности. Первые капельдинеры появились в кинотеатрах в эпоху немого кино, которое позиционировалось как роскошное развлечение для избранных. А теперь это слово можно услышать разве что в театральной среде.

Кто это - капельдинер?

В русский язык слово пришло из немецкого от kapeldiner. Буквально означает: капельдинер - это служащий в капелле. Впервые такая должность появилась в театрах и кинозалах. Капельдинеры осуществляли билетный контроль, провожали зрителей до места, занимались чисткой сидений кресел, иногда убирали залы. Именно капельдинеру задавали вопросы и о программе вечера, и об актерах; к нему же шли за разрешением неожиданно возникших мелких проблем. Наиболее востребованной эта профессия считалась в американских кинотеатрах в 20-е годы прошлого века. Кстати, их обязанностью считалось разводить народ по залам так, чтобы не происходило смешения белокожих и цветных зрителей. Потом волна сокращений, связанная с началом Великой депрессии, привела к тому, что эти работники практически исчезли из кинотеатров.

Зачем капельдинер в театре?

Чем занимается в театре капельдинер? Были свои специфические заботы и у этой категории сотрудников. В их обязанности входил уход за театральными музыкальными инструментами. Считается, что капельдинер - это человек, усовершенствовавший целый ряд конструктивных элементов музыкальных инструментов. Говорят, первопричина явления кроется именно в этом.

Вообще, театральный капельдинер - это человек, который создает особую атмосферу. Завзятые театралы знали его в лицо и приветствовали как доброго знакомого.

Сейчас функция капельдинера почти утратила свое подлинное значение. В некоторых театрах, но их очень-очень мало, капельдинеры еще сохранились, но выполняют они совсем другие обязанности. Например, следят за соблюдением запрета на использование мобильных телефонов во время спектакля.