Приписывание характеристик превосходства или неполноценности людям, обладающим определенными унаследованными физическими качествами. Одна из особых форм предрассудков, акцентирующих внимание на физических отличиях людей. Расистские взгляды и установки прочно закрепились во времена колониальной экспансии Запада, но и по сей день они распространены во многих культурах. В основе механизма формирования этих установок лежат предрассудки и дискриминация.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСИЗМ

(англ. - racism, нем. - Rassismus) - антинаучные концепции и бытовые представления о генетически обусловленной физической, психической, интеллектуальной неравноценности различных расовых, а также этнических и других социальных групп, в соответствии с которыми человечество подразделяется на “высшие” и “низшие” расы, на “полноценные” и “неполноценные” народы, на благородную “элиту” и “массу” (“чернь”), и связанные с такими концепциями идеология, политика и социальная практика.

Расистские концепции утверждают решающее якобы значение физических и политических особенностей расовых и этнических групп для характера и уровня их культуры, общественного устройства, исторического развития, способности к прогрессу.

Расистские мифы, стереотипы, предрассудки проявляют очень большую живучесть. Их влиянию подвержены весьма значительные группы населения многих стран и регионов (подтверждением чему является широкое распространение т.н. “бытового расизма”), проявляются в отношении “белых” (европейцев) к народам “небелого” мира, к “цветным” иммигрантам, к коренным этнорасовымм меньшинствам. С другой стороны, в условиях антиколониальной борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки возникли различные формы “цветного” расизма - “желтого”, “черного” - негритюд, “красного” (индейского).

Идеологическая и связанная с нею политическая функция Р. - “обосновать” и “оправдать” различные формы господства, дискриминации, нетерпимости одних народов (групп) в отношении других, включая экспансию, колониализм и неоколониализм (см.), социальную и территориальную сегрегацию (вплоть до апартеида), геноцид (см.).

Психологическая функция Р. - подавить чувство личного и национального достоинства людей, относимых к “неполноценным” народам и расам, с тем, чтобы упрочить контроль над ними правящих слоев доминирующего этноса. Одновременно совершается и деморализация последнего. Экономическая функция Р. - быть особым инструментом эксплуатации и сверхэксплуатации отдельных расовых групп и целых народов.

Этнорасовые предубеждения по отношению к чужим по внешности и поведению людям существовали еще в доклассовых и раннеклассовых обществах. У древних египтян, греков, римлян, персов, китайцев имелись концепции о различной природе, способностях душевном складе рабов и раовладельцев, которые в большинстве случаев принадлежали к разным этносам, а иногда и различным расовым типам; их можно считать первыми попытками обоснования социального и этнорасового неравенства. В феодальных обществах средневековья были распространены представления о биологической неравноценности феодалов, дворянства (“белая кость”, “голубая кровь”) и крестьянства (“черная кость”). В период Великих географических открытий, становления капитализма, начавшейся колонизации европейцами заморских земель постепенно складывается “теория” иерархичности различных групп человечества. Испанские и португальские завоеватели Центральной и Южной Америки оправдывали варварскую жестокость по отношению к индейцам тезисом об их “неполноценности”. Позднее расистские концепции были использованы и англичанами для морально-правового оправдания торговли рабами-африканами и рабства в Америке. Экономическое, военно-техническое, организационно-политическое преимущество стран-колонизаторов, способствовавшее подчинению им других народов, обусловило появление у их населения, особенно у господствующих групп, сознания превосходства “белой” расы над “черной” или “желтой”.Одну из первых попыток “научного” обоснования подобных взглядов сделал немецкий литератор и историк Хр.Мейнерс в книге “Общие черты истории человечества” (1785), где “кавказская” (белая) раса была выделена как особо совершенная физически и одаренная умственно.

Новый этап в разработке, широком распространении и активном использовании расистских идей относится к середине и второй половине XIX в. В США идеи Р. поставили на службу защитникам рабского статуса негров антропологи С.Дж.Мортон, Дж.К.Нотт, Г.Р.Глиддон, которые, фальсифицируя факты, доказывали с позиции полигенизма “примитивность” негров и индейцев. Позднее ряд американских историков и политиков выступил с концепцией о превосходстве американцев (белых) как “особой расы” людей, призванной руководить миром (М.Грант, Дж.Фиск, Д.Стронг, Т.Рузвельт).

В Европе особое место в попытках теоретического обоснования и оформления расизма принадлежит французскому социологу А.де Гобино, автору четырехтомного сочинения “Опыт о неравенстве человеческих рас” (1853). Убежденный сторонник полигенизма (происхождения людей от различных антропоидов в разных частях мира), он поставил на высший этаж в пирамиде человеческих групп белую расу, якобы превосходящую по всем параметрам “желтую” и особенно “черную”. В “белой” расе Гобино выделил элитную расу - “арийскую”, внутри которой такой же “элитой” считали германцев. Расовые различия, по Гобино, предопределяют не только неравенство народов, но и социальную стратификацию внутри народов.

Р. объективно служили многочисленные этнографические описания, подчеркивавшие примитивизм большинства не-белых народов без объяснения причин их историчеческого отставания от европейцев. Подобную же направленность имело объяснение напряженности и конфликтов между различными этническими и расовыми группами несовместимостью культурных ценностей, на чем до сих пор настаивают отдельные сторонники культурного релятивизма.

Некоторые идеи Р. получили поддержку и развитие в работах видных социологов (Г.Спенсер), психологов (Г.Лебон), биологов (Э.Геккель, Л.Бюхнер), стоявших на позициях “социал-дарвинизма”, представители которого переносили открытые Ч.Дарвином закономерности органического мира (борьба за существование, естественный отбор как фактор развития видов и др.) на человеческое общество. Французский социолог Ж.В.де Ляпуж, создатель т.н. антропосоциометрии, утверждал, что существует причинно-следственная взаимосвязь между расовыми особенностями и социальными явлениями, что борьба классов - это на самом деле межрасовая борьба. В Англии Ф.Гальтон - основатель учения о “евгенике” - доказывал, что аристократия обладает значительно большими творческими способностями, передаваемыми из поколения в поколение, чем “низшие” социальные классы; концепцию Р. защищали этнолог Дж.Гент, историк Дж.Сили, социолог Б.Кидд и другие. В Германии среди идеологов расизма и социал-дарвинизма особую известность приобрели О.Аммон, Л.Вольтман, Х.Чемберлен (натурализовавшийся там англичанин), которые доказывали превосходство германской (“нордической”) расы (длинноголовые светлопигментированные “арийцы”) над всеми остальными народами и расами. Их взгляды, наряду с некоторыми реакционными идеями Ф.Ницше, О.Шпенглера и др., были взяты на вооружение национал-социализмом, получили дальнейшее “развитие” и реализацию в человеконенавистнических “концепциях” и чудовищных преступлениях гитлеризма, сделавших Р. официальной политической доктриной. В период нацистского режима Р. господствовал в немецкой антропологии и этнологии; среди “расоведов” фашистского толка следует назвать Г.Гюнтера, Ф.Ленца, Е.Фишера.

В отличие от периода колониальной экспансии (и фашизма в 20-40-х гг. XX в.), во второй половине XX в. преобладают различные завуалированные формы Р., особенно - “психорасизм”. Расистские концепции развиваются и “обосновываются” в сочинениях различных авторов, пытающихся доказать иерархичность рас и расовых групп, вред межрасовых брачных контактов в основном с помощью психологических, психометрических методов и методик. Опираясь на некоторые данные по измерению т.н. “коэффициента интеллекта”, А.Дженсен, Г.Айзенк, Р.Херрнстейн делали попытки показать неравные интеллектуальные способности различных расовых групп (в частности, более высокие у белых).

Передовые ученые в этнографии и антропологии всегда решительно протестовали против Р., демонстрируя его антинаучность, вскрывая его социальные корни. Еще И.Г.Гердер, известный немецкий ученый и просветитель XYIII в., высказал мысль о единстве человечества и о равных правах всех его групп на историческое развитие. Противниками Р. были выдающиеся представители эволюционизма XIX в. с его фундаментальной идеей единства человеческого рода - Л.Г.Морган, Э.Тэйлор и др.; в XX в. их эстафету приняли Ф.Боас, А.Хрдличка, А.Валлуа, К.Леви-Стросс, Ф.Лушан, Л.Нидерле и др. В России на антирасистских позициях стояли Н.Г.Чернышевский, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.П.Богданов, Д.Н.Анучин и др.; эта традиция была воспринята и развита в трудах советских антропологов и этнографов (В.П.Алексеев, В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, Д.А.Ольдерогге, И.И.Потехин, Я.Я.Рогинский, С.А.Токарев, С.П.Толстов и др.). В последнее время большинство специалистов - психологи, социологи, этнографы - отвергают значение тестирования для определения уровня способностей той или иной человеческой группы как некорректную методику, ибо получаемые результаты определяются множеством факторов, в том числе и не связанных с генетическими особенностями индивидуумом.

Наука XX в. доказала несостоятельность всех аргументов расизма, всех вымыслов и мифов о физической или психической “неполноценности” современных расовых типов человечества. Это неоднократно констатировалось в документах международных совещаний по расовой проблеме, которые проводились под эгидой ЮНЕСКО (в частности, ы 1950, 1951, 1952, 1962, 1964, 1967, 1978, 1981 гг.). Недопустимо смешение понятия “расы” как биологической категории с такими социальными феноменами как этнос, класс, сословие; не связаны причинно между собой язык и расовый тип; опровергнуты предположения о генетической связи ныне существующих рас с разными видами древних антропоморфных обезьян, о вреде межрасовых браков; при смешении все расовые типы дают, как правило, плодовитое потомство, полноценное в физическом и психическом отношении. Данные современной антропологии и генетики неопровержимо свидетельствуют о близком биологическом родстве всех рас, расовых типов, популяций; все люди относятся к одному виду Homo sapiens. Никакого основания для иерархической классификации человеческих популяций и рас не дают ни их внешние морфологические признаки, ни их физиологические или анатомические особенности, в частности, не существует различий в строении мозга у представителей различных расовых типов. Все отмечаемые учеными специфические черты расовых типов и популяций имеют второстепенное значение, они не определяют умственное, социальное развитие этносов или других социальных групп.

Р. в любой его форме противоречит важнейшим принципам и нормам международного права. Борьба с Р. в современных условиях - существенная составная часть процесса утверждения нового мышления во внутренней и внешней политике государства, важный фактор ширящегося во всем мире движения за демократизацию и гуманизацию отношений между людьми и народами, за мирное сосуществование, за выживание человечества.

ЛИТ.:Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (пер. с англ.). М., 1982.

Против расизма. М., 1966.

Расовая теория на службе фашизма. Киев, 1935.

Расы и общество. М., 1982.

Расы и расизм: история и современность. М., 1991.

Berghe P. van den. Race and racism. N.Y. 1967.

Gulliamin C. L Ideologie raciste. Genese et langage actuel. P., 1972.

Race and racism: essays in social geography. L., etc., 1987.

Racism, science et pseudo-science. P., UNESCO, 1982.

Race, Science and Society. P. 1972.

Schwartz B. and Disch R. White racism. Its history, pathology and practice. N.Y. 1971.

La science face au racisme. P., 1986.

Taguieff P. La force du prejuge: Essay sur le racisme at ses doubles. P., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Существуют два расистских и два антирасистских предрассудка. Из предрассудков первого типа наиболее известен следующий: высшие и низшие расы не просто существуют (что, видимо, соответствует действительности), но мы также знаем, какая из них высшая, а какая низшая (это - вздор, ибо ничего подобного мы знать не можем). Второй предрассудок, связанный с первым и особенно популярный в Германии в тридцатые годы и позже, состоит в том, что высшей расой должна считаться нордическая. Однако известно, что доля этой расы среди немцев невелика, она даже ниже, чем среди польских евреев. Ложность этого утверждения подмечена в остроте, появившейся примерно в 1935 году: настоящий немец должен быть блондином, как брюнет Гитлер, красавцем, как уродец Геббельс, стройным, как толстяк Геринг, и он должен носить такую же фамилию, как теоретик гитлеризма Розенберг.

Имеются предрассудки противоположного толка. Первый из них состоит в убеждении, что человеческие расы либо вообще не существуют, либо между ними нет никакой разницы. Второй относит к расизму любую неприязнь к иностранцам, даже если они принадлежат к одной и той же расе,- например, неприязнь швейцарцев к итальянцам,- а также любой патриотизм.

Конечно, расы существуют, хотя и не те, которые часто имеются в виду. Так, например, нет единой белой расы, известно несколько белокожих рас. Точно так же нет черной расы, а среди людей с черным цветом кожи встречаются как самые красивые из известных нам рас (зулусы), так и расы безобразные с эстетической точки зрения. Но из того факта, что человеческие расы существуют, вовсе не следует, что мы о них все знаем; рьяные антирасисты после второй мировой войны крайне затруднили и даже сделали невозможными любые исследования человеческих рас. Мы даже не знаем, как правильно определять расы; так, группы крови не совпадают с морфологическими группами. Еще меньше мы знаем о том, какая из рас высшая, а какая низшая. Но мы убеждены, что все утверждения расистов являются следствием предрассудка. К примеру, нет никакого смысла в разговорах о какой-то «еврейской расе», которой на самом деле вообще не существует, как это было доказано проводившимися после войны исследованиями польских антропологов. Согласно другому предрассудку, например, немцы и поляки - это две разные расы, хотя немало немцев носят польские фамилии (фамилии двух лидеров немецких реваншистов - Гупка и Чая), и наоборот, у многих поляков фамилии немецкие.

Несмотря на это, в тридцатые годы немцы были настолько охвачены этим суеверием, что ради него уничтожили миллионы людей: евреев, поляков, цыган и других. Расизм - яркий пример того, к чему может привести суеверие, если его не пресечь вовремя.

В настоящее время расизм, хотя и господствует в некоторых отсталых странах (особенно африканских), утратил свою былую популярность. Зато распространены антирасистские предрассудки: отрицание того, что расы вообще существуют, и отождествление ксенофобии (неприязни к иностранцам) и даже патриотизма с расизмом. Дело дошло до того, что расистом объявляют всякого, кто осмелится заявить, что он предпочитает соотечественника иностранцу.

Отличительной чертой расизма является и то, что очень трудно обнаружить какую-то реальную потребность, которая лежала бы в его основе, как это имеет место в случае других суеверий. Видимо, расизм - это просто продукт творчества литераторов и политиков, выдумавших его для обоснования национализма, т. е. за расизмом всегда стоят националистические предрассудки. Основа же антирасистских заблуждений ясна: это гуманистический предрассудок, согласно которому человек настолько отличается от животных, что законы природы ему не писаны.

Представления о природном неравенстве рас воз­никли в рабовладельч. обществе. В средние века ут­верждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное нера­венство. В 16-18 вв., когда европ. гос-ва впервые захватили колонии, Р. служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индей­цев Америки, африканцев, мн. народов Юж. Азии, Австралии и Океании.

В сер. 19 в. появились первые обобщающие «труды» по Р. В соч. «Опыт о неравенстве человеч. рас» («Essai sur linegalite des races Jiumainos», t. l - 4, 1853-55) Гобино объявил «высшей» расой светловоло­сых и голубоглазых арийцев, к-рых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившихся в наиболее «чистом» виде среди аристократии герм. народов. Теория Гобино, осн. на неправомерном отож­дествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем мн. расистских концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в кн. «Типы человечества» («Types of man­kind», 1865) пытались доказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно пе­реплелись с социальным дарвинизмом (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, X. Чемберлен и О. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).

В своих построениях социал-дарвинисты широко ис­пользовали мальтузианство, а также положения евге­ники для обоснования превосходства наследств. свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися. Все эти утверждения получили распространение в эпоху империализма в Великобритании, Германии и США.

После 1-й мировой войны гл. обр. в Германии в реакц. кругах приобрел популярность «нордич. миф» о превосходстве над всеми другими расами сев., или нордийской, расы, якобы связанной генетически с на­родами, говорящими на герм. языках. Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа, пропа­гандировался в сочинениях мн. нем. лжеученых, от­кровенно поддержавших нацизм (X. Гюнтер и др.). В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р. стал офиц. идеологией фашизма.

Разгром фашизма нанес Р. и его кровавой практике сокрушит. удар. После 2-й мировой войны сторонники Р. пытаются использовать тесты умств. способностей разных расовых групп с целью «доказать» их психич. неравноценность (амер. психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.). В действительности результаты те­стов предопределяются не расовой принадлежностью исследуемых, но их социальным положением, условия­ми труда и быта.

Р. используется в совр. капиталистич. странах (осо­бенно в ЮАР) для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, а во многих случаях и геноцида. В США усиливается борьба с теорией и практикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев. Антинауч. миф о существовании единой мировой еврейской нации взят на вооружение сиониз­мом.

Фактич. материалы, накопленные различными обществ.и естеств. науками, антропологией, этногра­фией и др. дисциплинами, изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Все морфологич. и физиологич. признаки, по к-рым выделяются расы, малосущественны для общей биологич. эволюции и историч. развития человечества.

История, опыт свидетельствует, что социально-экономич. и культурный процесс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР, на­роды к-рого расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции о существова­нии «высших» и «низших» рас и о расовой обусловлен­ности историч. процесса. Против Р. свидетельствуют также экономич. и культурные успехи др. социалистич. гос-в, развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Аме­рики, население к-рых принадлежит к разным расам и всевозможным смешанным и переходным группам между ними. Борьба с Р.- неотъемлемая часть политич. и идеологич. борьбы между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими класса­ми и трудящимися, между империалистами и народа­ми, недавно завоевавшими гос. самостоятельность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кто такой расист? Обьясните понятно как нибудь=

  1. Есть разные виды расизмов, как уже выше вам ответили!
  2. Расисты-люди, ненавидящие людей другой расы.
  3. расизм это другие нации необизательно из России
  4. если так нецерпиться узнать. то выйди на улицу и проходящей мимо толпе дагов или чеченцев скажи чебуреки. они тебе и расталкуют.
  5. я спрашиваю про расиста а не про расизм
  6. необязательно русский! это может быть человек любой национальности, и да, который не считает другие рассы (народы) полноценными
  7. Расизм совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, исходя из объективных антропологических различий, и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Расист это человек разделяющий и проповедующий это учение.

    Повсеместно утверждается что "Расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми" но это не есть сам расизм, это следствие учения расизма.

  1. Загрузка... напишите молекулярное и ионное уравнение с водой Теория 1. Реакции, идущие с образованием осадка. а) При взаимодействии сульфата меди (II) с гидроксидом натрия образуется...
  2. Загрузка... что такое "декаданс"? Dekadentia (лат) - упадок. Так называли течение в литературе начала 20 века. decadence сущ.1) падение, спад, упадок, ухудшение Syn: worsening, change...
  3. Загрузка... окказиональные слова - это... объясните пожалуйста популярно что это такое желательно с примерами Значение лингв. индивидуально-авторский неологизм, созданный автором в соответствии с законами словообразования...
  4. Загрузка... как заказывать товары с ebay? Необходимо на стрнице "Корзина" заполнить форму, указав цвет, размер, цену, количество, ссылку на страницу с товаром и другие необходимые...
  5. Загрузка... происхождении фамилии жданов Весьма распространенная в Древней Руси фамилия, означающая ожидаемый, желанный. Возможно, она произошла от старинного мирского имени Ждан, имеющего то же значение....
  6. Загрузка... куда падает ударение в словах одновременно, торты, повторишь, красивее, поняла? одноврЕменно, тОрты, повторИшь, красИвее, понялА)))) Офоэпический словарь-http://www.comjuor.crimea.edu/orfoep.htm Орфоэпия раздел языкознания, в котором изучаются правила...
  7. Загрузка... Что такое топографические карты??? Картой называется уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетания и связи...

Идеологи расизма считают, что они выполняют волю Природы, помогая сохранить ей наиболее важные ее создания. Они утверждают, что превосходство и неполноценность других имеет биоантропологическую природу, поэтому не могут быть изменено под влиянием социальной среды и воспитания.

Соображения о природном неравенстве рас появились в рабовладельческом обществе и служили для обоснования различий между рабами и рабовладельцами. В средние века суждения о «кровных» различиях оправдывали сословное неравенство. В 16-18 века, когда европейские государства захватывали колонии, расизм был бесчеловечной эксплуатации и истребления , народов Южной Азии.

В середине 19 века появились первые теоретические труды по расизму. Основателем расистской теории называют Жозефа де Гобино, который объяснял разные исторические модели психическими особенностями рас их создателей. В своих сочинениях он объявил «высшей» расой голубоглазых и светловолосых арийцев. Позже термин «арийская раса» использовали германские фашисты, которые относили к ней преимущественно немцев. Расизм стал официальной идеологией , он для оправдания захватнической политики, физического уничтожения миллионов мирных людей, создания концлагерей, пыток и казней. Подобная «расистская практика» проводилась и японскими милитаристами в Китае, итальянскими фашистами в Эфиопии. Расистские идеи нашли отражение в социальном дарвинизме, по которому закономерности развития человеческого общества сводятся к закономерностям биологической эволюции.

В современном, широком понимании, расизмом называют печатные, словесные, физические проявления ненависти к отдельным людям или целым народам, политику преследований, причинение насилия, нагнетание вражды, распространение порочащих сведений по национальному или расовому признаку, по этнической, религиозной принадлежности. У слова есть множество близких по значению - , шовинизм.

Сегодня расизм является строжайшим общественным табу и преследуется во многих странах по закону, причем не только реальные действия, но и проповедь расизма. Определение расизма не принято распространять на профессиональные, возрастные или гендерные группы, на сексуальные меньшинства, на исторические феномены.

Причина расизма - в человеческом мышлении, а не в цвете кожи. Поэтому исцеление от расовых предрассудков, нетерпимости и ксенофобии нужно искать в избавлении от ложных убеждений, которые на протяжении многих тысячелетий подпитывали неверные концепции. Всякая теория превосходства, основанная на расовом различии, не находит подтверждения в научном отношении, кроме того, она предосудительна, несправедлива и опасна. Для расовой дискриминации не существует никакого теоретического и практического оправдания.

Ольга Нагорнюк

Белый и черный расизм. Что это?

Слово «расист» прочно обосновалось в нашем лексиконе. Но всем ли известно, что такое расизм, и как возникла идея судить о человеке в зависимости от цвета кожи? Если вы относитесь к числу тех, кто не может дать ответы на эти вопросы, ищите их в нашей статье.

Что такое расизм: определение термина

В основе расизма лежит суждение о неравенстве людей различных рас. Расисты уверены: есть расы, которые по своему интеллектуальному и физическому развитию намного превосходят всех остальных, а потому их представители достойны доминирующего положения в обществе. Так, американцы на протяжении почти всей своей истории ставили индейцев и негров на низшую ступень развития, отводя им роль рабов и людей «второго сорта». И лишь во второй половине прошлого века такое отношение претерпело существенные изменения.

Существует множество классификаций рас. Наиболее распространенная из них предполагает деление на три большие группы:

  • европеоиды — люди с белым цветом кожи, потомки европейцев. К ним относятся французы, англичане, испанцы, немцы;
  • монголоиды — азиаты, имеющие желтоватый оттенок кожи и узкий разрез глаз. Представителями этой расы являются монголы, китайцы, буряты, эвенки;
  • негроиды — темнокожие жители Африки с жесткими курчавыми волосами. К негроидной расе относится население Конго, Алжира, Ливии, Замбии, Нигерии и других стран «черного» континента.

Зачатки расизма появились еще в XVI-XVII вв. Чтобы оправдать рабство, господствовавшие классы подводили под него религиозную подоплеку, утверждая: негры — потомки библейского персонажа Хама, положившего начало такому понятию как хамство.

Попытка обосновать расизм с научной точки зрения была предпринята французским историком Жозефом де Гобино, выделившим в качестве господствующей нордическую расу — высоких бледнокожих блондинов с вытянутым лицом и голубыми глазами.

Позже данное учение легло в основу официальной идеологии Третьего Рейха, когда арийцы, считавшиеся потомками нордов, были провозглашены высшей расой. К чему привело такое толкование теории Гобино, мы знаем из истории: массовое уничтожение евреев в гетто, принудительная стерилизация цыган, геноцид в отношении славян.

Расизм: причины возникновения

Ученые, изучающие причины возникновения расизма, выдвигают три теории происхождения данного явления:

  1. Биологическая. Исходя из того, что человек, согласно учению Дарвина, произошел от обезьяны и является частью животного мира, ученые сделали вывод: человеческая особь неосознанно следует царящему среди зверей закону экологической изоляции, то есть запрету на образование межвидовых пар и смешение видов.
  2. Социальная. Экономический кризис и приток эмигрантов из стран «третьего мира», которые усиливают конкуренцию на рынке труда, неизбежно приводят к возникновению ксенофобных настроений (ненависти к представителям другой расы). Сейчас мы наблюдаем подобное явление в Германии, которую заполонили беженцы-арабы.
  3. Психологическая. Психологи, ищущие ответ на вопрос, что такое расизм, утверждают: человек, обладая отрицательными качествами, пытается искать их и у других. Более того, ощущая чувство вины за это, он пытается переложить ее на других, т. е. ищет «козла отпущения». В масштабах социума таким «козлом отпущения» становится целая раса или определенная группа людей.

Все три теории имеют право на существования и в комплексе объясняют, откуда появился расизм в мире.

Расизм в США

За всю историю существования человечества, пожалуй, наиболее яркие проявления расистских настроений наблюдались в Германии во времена Адольфа Гитлера и в Соединенных Штатах Америки на протяжении всей истории существования этой страны.

Протестанты, эмигрировавшие в Америку в XV-XVI вв. из-за гонений католической церкви или просто в поисках лучшей жизни, со временем почувствовали себя хозяевами новых земель, загнав коренных жителей Америки — индейцев — в резервации, а темнокожих выходцев из Африки сделав рабами.

Деление на «белых» и «черных» в США существовало вплоть до второй половины XX века. Афроамериканцы долго не имели избирательных прав, в стране существовали заведения «только для белых», людям с темным цветом кожи отказывали в получении высшего образования и не принимали на высокооплачиваемые работы. В стране почти на протяжении целого столетия действовала организация ку-клукс-клана, представители которой проповедовали идеи расизма и не гнушались идти на преступления ради превосходства белой расы.

Несмотря на отмену рабства в 1865 году, реальный переворот в сознании американцев произошел в 60-х годах прошлого века, когда в США развернулась кампания по борьбе за гражданские права. После этого темнокожие граждане Америки появились в сенате, а один из них даже стал во главе американской нации и занял кресло президента.

Ксенофобия белого населения Америки по отношению к выходцам из Африки породила у последних ответную реакцию — черный расизм. Проповедовавший его борец за равноправие Маркус Гарви призывал всех афроамериканцев вернуться на свою историческую родину, чтобы не смешивать «черную» кровь с кровью «белых дьяволов».

Расизм в России

Идеи расизма не обошли стороной и Россию. Во времена царствования Николая II особой нелюбовью у жителей империи пользовались представители еврейской национальности. В 1910 году вышел запрет на присвоение офицерского чина крещеным евреям, а спустя два года этого права были лишены и их дети и внуки.

В эпоху социализма в Советском Союзе были провозглашены идеи межрасовой терпимости и всеобщего равенства. Но это на словах. На деле же представители славянских народов чувствовали свое превосходство по отношению к евреям, цыганам, чукчам, хотя формально их права не ущемлялись.

В наши дни расизм в России продолжает существовать, он лишь поменял акценты: сегодня нападкам подвергаются эмигранты из стран Средней Азии, Кавказа и Африки. Выходцы из этих регионов на собственной шкуре испытали, что такое расизм в интерпретации скинхедов.

Футбольный расизм

Расистские идеи преодолели границы отдельно взятых государств , распространившись практически по всему земному шару и проникнув во все сферы нашей жизни. Футбольный расизм, когда фанаты унижают играющих в команде представителей другой национальности, стал в наши дни привычным явлением. Лозунг «Черные голы не считаются!», избиение болельщиками темнокожих игроков, унижение «черных» легионеров со стороны футбольных функционеров — все это сегодня присутствует и на футбольном поле, и за его пределами.

Нигериец Огучи Оньеву, игравший за одну из команд Бельгии, пострадал из-за цвета своей кожи: футболиста избили собственные болельщики. Индиец Викаш Дорасо перестал играть за Францию, когда во время матча был развернут адресованный ему баннер с советом продавать арахис в метро. Бразильский футболист Жулио Сезар чуть было не покинул дортмундскую «Боруссию» из-за того, что его не пустили в местный ночной клуб, сказав, что у него неподходящий цвет кожи.

Расизм — не что иное, как проявление человеческой ограниченности и скудоумия. Среди других рас и национальностей есть масса талантливых и высокоинтеллектуальных людей, чей вклад в развитие науки, культуры и искусства ничуть не меньше, чем их белых коллег. Нельсон Мандела и Махатма Ганди, Тони Моррисон и Мэй Кэрол Джемисон, Дерек Уолкотт и Гранвилл Вудс. Вам знакомы эти имена? Если нет, то стоит побольше о них узнать, и тогда идея о превосходстве белой расы отпадет сама собой.

Современный расизм в США — предлагаем вашему вниманию видеосюжет на эту тему.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще