Легенды об основании Рима. Согласно одной версии, Рим был назван в память о женщине, прибывшей в Италию вместе с Энеем, некоей троянки Ромы, которая не пожелала больше плавать и предложила сжечь корабли. В результате италики остались и основали город.

Согласно второй более известной легенде, Рим основал Ромул, потомок Энея в пятнадцатом поколении. Некогда мифический царь Нумитор, правивший в италийском городе Альбе Лонге, был свергнут коварным братом Амулием, который, не желая, чтобы у Нумитора было мужское потомство, насильно посвятил его дочь Рею Сильвию в весталки, включив в число жриц, обязанных хранить безбрачие. Но весталку посетил Марс, и у нее родились два сына Ромул и Рем, которых злобный брат Нумитора велел бросить в Тибр. Братья не погибли и были найдены волчицей, вскормившей их своим молоком. Затем мальчиков подобрал пастух. Став взрослыми и узнав тайну своего рождения, они отомстили Амулию и вернули царство деду. Сами же решили основать свой город и отправились в Лаций, на Палатинский холм, где Ромул воздвиг стену, а брат ее шутя перепрыгнул, и Ромул убил Рема, став первым царем нового города, основание которого обычно относят к 754–753 гг. до Р. Х. Эта дата была определена в древности римскими учеными, с нее велось римское летоисчисление.

Рим возник на семи холмах, их окружали болота и нездоровый воздух, поэтому жители селились на возвышенности. Усиление Рима как крупного торгового центра было связано с выгодным географическим положением, поскольку он занимал удобный выход к морю и господствовал над двумя берегами Тибра вплоть до устья, где добывалась соль. Через Рим пролегала важная «соляная дорога», и он был удален от берега, что обеспечивало безопасность от пиратов. Отсюда открывались пути в Этрурию, наиболее развитую область Италии того времени.

С Ромула начинался царский период, длившийся с VIII по VI вв. до Р. Х. Династии сменялись представителями разных племен – сначала латино~сабинских, потом, со второй половины VII в., – этрусских. В этот период сформировались основы общественно~государственной организации Рима.

Родовая структура. Элементарной ячейкой римского общества царского периода являлась семья – государство в миниатюре. В широком смысле слова внутреннее строение семьи повторяло структуру государства. Основная власть сосредоточивалась в руках отца, и все члены семьи: жена, взрослые сыновья, дочери не имели никаких прав, пока жил отец. Ее границы были означены лишь религиозными обычаями и традицией, но юридических ограничений не было. Полноправными сыновья становились лишь после смерти главы семьи.

Следующая ячейка – род. Это исходная единица в делении римского общества, связанного с общинной структурой. В род включались, в первую очередь, мужчины, способные носить оружие, составлявшие костяк общества, народное собрание. Род был экзогамным, то есть не замкнутым, и его члены могли жениться на женщинах других родов. Представители одного рода носили общее имя (одним из наиболее древних считался, например, род Юлиев), которое в то же время являлось личным именем женщин.


Основной общественной единицей у римлян являлась курия (буквально: «союз мужчин~воинов»), представлявшая собой союз родов. По преданию, в курию их входило десять, однако с уверенностью можно говорить только о трех: этрусков, латинян и сабинян, среди которых латинский элемент со временем взял верх. То есть римляне, как и греки, не являлись чистой в этническом плане народностью. Деление на курии производилось в политических целях, так как курия была основой воинской организации. По территориальному признаку курии составляло население конкретных поселков, выставлявших определенное число пеших воинов.

Следующей, более крупной единицей была триба, в нее входило десять курий. Фактически триба являлась племенем. Из трех триб составлялся римский народ. То есть римский народ – это три трибы и тридцать курий.

Государственное устройство. В государственном управлении играли роль три ключевых звена: царь, сенат и народное собрание. Государственное устройство являлось повторением устройства семейного. Царь избирался из среды свободных граждан, и в его руках сосредоточивались функции военного вождя, жреческие (верховный жрец) и судебные (верховный судья). Он имел право безапелляционной власти над своими согражданами, заключал мир, начинал войну, на период военных действий назначал градоначальников и военачальников, которые были не должностными лицами, а его уполномоченными. Существовало легальное ограничение царской власти: правитель мог применять лишь существовавшие законы, но не изменять их или составлять новые.

В сенат («совет старейшин») сначала входило сто человек: влиятельные и богатые люди из латинских городов, а также представители местных общин, то есть римляне и сабиняне. Их избрал Ромул, даровав земельные владения и назначив своими советниками.

Потомки отцов~сенаторов стали называться патрициями (от слова pater – «отец»). В случае смерти царя, не назначившего себе преемника, сенат имел право по жребию назначить временного царя из своей среды. Сенат не мог рекомендовать к обсуждению на народном собрании постановление, противоречившее римским традициям, нарушавшее обязанности по отношению к богам, другим государствам или законы самой общины. Сенат не обладал законодательными функциями и влиятельным государственным органом стал лишь с конца IV в. до Р. Х.

Народное собрание иначе называлось комициями и представляло собой собрание мужчин~воинов по куриям, поэтому первые сходки назывались куриатными комициями. Граждане собирались не реже двух раз в год. Происходило приблизительно то же, что и при процедуре голосования в древней Спарте: народ либо утверждал, либо не соглашался с постановлением, выдвигавшимся царем и не дебатировавшимся. Однако без согласия народа невозможно было начать войну или провести изменения в законодательстве. В случае необходимости на комициях по рекомендации сената избирался царь.

Социальная организация. Первый слой, наиболее привилегированный, составляли патриции, дети и потомки сенаторов. Они обладали всей полнотой прав, голосовали в куриатных комициях, имели право входить в сенат. Патриции стали ядром будущей аристократии.

Следующий слой – клиенты, выделившиеся в результате обеднения граждан. Клиенты были политически бесправными, ими становились иноземцы, прибывшие в Рим после его основания и оформления патрицианских родов, и вольноотпущенники, то есть бывшие рабы. Клиенты как бы вступали в родовую организацию патрициев, но на правах зависимых членов, и обычно, хотя не всегда, получали родовое имя своих покровителей (патронов).

Плебеи составляли простой народ, обладавший, как и патриции, гражданскими правами, но незнатный. Плебеи объединялись в роды со своими традициями и были едины в политической борьбе против патрициев.

Реформы Сервия Туллия. Для формирования полнокровной государственной системы был необходим иной критерий организации общества, наподобие имущественного ценза, введенного Солоном в Афинах. Такую реформу провел царь Сервий Туллий, правивший примерно с 578 по 555 г. Традиция приписывала ему три заслуги: проведение территориального деления Рима, осуществление цензовой дифференциации общества и создание общего войска из патрициев и плебеев.

Отныне Рим делился на двадцать одну трибу (4 городских и 17 сельских), каждая из которых была организована не по родовому, а по административному принципу.

Сервий Туллий ввел шесть цензов. Имущество граждан оценивалось в медных монетах – ассах. Первый слой должен был обладать имуществом не менее 100 тыс., второй – 75 тыс., третий – 50 тыс., четвертый – 25 тыс., пятый – 11,5 тыс., шестой составляли пролетарии, люди, не имевшие ничего, кроме своего потомства (proles). Для определения ценза проводилась перепись. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинов: богатые – тяжеловооруженных и конницу, остальные – вспомогательные отряды. Новые боевые единицы назывались центуриями (центурия – 100 человек).

БанкШпор.RU - Конструктор шпаргалок - BankShpor.RU


Первый триумвират
Гражданская война 49-45 до н. э.
Второй триумвират

Царский период Древнего Рима , Римское царство (лат. Regnum Romanum ) - древнейший период истории Древнего Рима , в который существовала выборная монархия во главе с римскими царями . Традиционная хронология - с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э. Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и в значительной степени носят легендарный характер.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Древний Рим за 20 минут

    ✪ Древний Рим в царский период. Римская община. Патриции и плебеи. (рус.) История древнего мира

    ✪ I. Краткая история Рима: Царский Период

    ✪ Час истины - Цари древнего Рима - Передача первая

    ✪ Ромул. Основатель Рима. (рус.) Исторические персоны

    Субтитры

Легенды о древнейшей истории Рима

Согласно сведениям, переданным античными авторами, место, где возник Рим , было издревле заселено и привлекало иноземцев. Первыми колонистами Италии стали древние греки , в их числе знаменитые герои Геракл и Эвандр . Затем, после падения Трои к побережью Лация пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем (см. «Энеида» Вергилия). Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плавание и сжечь корабли. Звали её Ромой; существуют версии, по которой в честь неё и был назван город Рим. Один из местных царей, Латин, приветливо встретил троянцев и даже выдал за Энея свою дочь - Лавинию. В честь неё Эней основал город Лавиний . После смерти Латина Эней стал царствовать и над переселенцами, и над коренными жителями. Сын Энея Асканий-Юл впервые был вынужден сдерживать агрессию этрусков и перенёс столицу государства в новый город - Альба-Лонгу , который вскоре стал господствовать над всеми городами Лация и сплотил их в Латинский союз . Правящая династия потомков Аскания-Юла получила название Сильвиев. Четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги Нумитор был свергнут своим братом Амулием , который, желая обезопасить себя, убил сына Нумитора и под видом почести отдал его дочь Рею Сильвию в жрицы богини Весты , потому что они должны были 30 лет хранить обет безбрачия . Но юную весталку посетил бог Марс , после чего у неё родились близнецы - Ромул и Рем , которых Амулий приказал сбросить в Тибр . Близнецы не утонули и были, по легенде, вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда же братья выросли, они, убив Амулия, вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Он же послал их основать новую колонию Альба-Лонги. Между братьями вышел спор о том, где именно следует построить город, Ромул убил Рема и стал таким образом первым царём Рима.

Первоначальное население города составляли преступники и изгнанники из других городов. Они часто совершали набеги на соседние народы; благодаря хитрости, они сумели организовать похищение сабинянок , тем самым, после окончания кратковременной вражды, обеспечив союз с сабинянами и их царём Титом Татием . В городе начали развиваться ремёсла и торговля . Были образованы государственные структуры, такие как сенат и институт ликторов . Влияние Рима настолько возросло, что бывшая колония сумела захватить и разрушить свою метрополию - Альба-Лонгу (при Тулле Гостилии); однако все последующие годы Рим был вынужден вести затяжные войны с соседями: сабинянами, латинами и этрусками. Все цари после Ромула имели этрусские имена, что косвенно свидетельствует о том, что Рим попал под сильное этрусское влияние. Сама власть царей была ограничена. Должность царя поначалу не передавалась по наследству: на то время, пока пустовало курульное кресло , сенатом назначался временный царь (интеррекс), который правил не более одного года и за это время должен был найти кандидатуру на должность царя и выставить её на голосование в куриатных комициях . Впоследствии власть передавалась либо по сестринской линии, либо приёмным детям, что также является этрусским обычаем. Последние цари приходили к власти в результате заговоров и убийства своих предшественников. Последним царём Рима был Луций Тарквиний Гордый , который прославился своим тираническим правлением и был изгнан римлянами. После свержения Тарквиния Гордого в Риме была провозглашена республика .

Правление последнего царя закончилось в 510 году до н. э.

Анализ легенд и данные археологических раскопок

Годы правления, как и имена римских царей, легендарны и условны. Долгое время учёные считали историю Древнего Рима вымыслом античных писателей, однако археологические раскопки и лингвистический анализ показали, что в них, при всём обилии фантастических деталей, содержится много достоверной информации. По обнаруженным осколкам керамики микенского типа и наличию в латинском языке многих заимствованных слов из линейного письма Б, выяснилось, что легенды об Эвандре и Геракле могут иметь реальные основания: во II тыс. до н. э. ахейские греки создали торговые фактории на юге Италии, хотя следов их пребывания в Лации не найдено.

Археологические данные не подтверждают и не опровергают версию об основании Рима в VIII веке до н. э. Первые поселения недалеко от Бычьего Форума и в районе Сант-Омобоно относятся к XV веку до н. э., однако, их связь с поселениями более поздней эпохи не установлена. Палатин и район Форума были заселены с X века до н. э. В IX - начале VIII века до н. э. деревни Лация уже являлись частями более крупных объединений, но никаких следов общелатинского союза, которое античная традиция связывала с Альба-Лонгой , не обнаружено .

На Палатине, точнее, на склоне Гермала, в 1948 были раскопаны остатки трех хижин VIII века до н. э., но мнение о том, что это был дом Ромула, разумеется, ни на чём не основано. Период III фазы Лациальной культуры (около 770-730 до н. э.) характеризуется более заметными признаками социальной дифференциации. Железо становится общедоступным, в более богатых мужских могилах постоянно встречается оружие; керамические модели колесниц, означающие высокий социальный статус, обнаружены в мужских и женских захоронениях. В первой половине VIII века до н. э. греческая колонизация достигла западного побережья Италии, и греческий импорт начал оказывать влияние на культуру и экономику Лация. Местное ремесленное производство выходит за рамки обеспечения хозяйственных потребностей и приобретает товарный характер .

В VII веке до н. э. появляются признаки заселения Капитолийского холма . Находки, относящиеся к IVа фазе лациальной культуры (ранняя и средняя ориентализирующие стадии, 730-630 до н. э.), свидетельствуют о значительном богатстве аристократии, однако, римские гробницы не могут сравниться с этрусскими или пренестинскими . Возможно, что наиболее богатые захоронения были разграблены ещё в древности, или до сих пор не открыты. Другое объяснение предполагает, что либо римская аристократия не располагала большими средствами, либо законы и обычаи Рима, известного позднее показной строгостью нравов, уже тогда запрещали чрезмерно богатые погребения .

В VII веке до н. э. в Этрурии и Лации распространяется греческий тип вооружения и тактики пехоты и кавалерии, вытеснивший прежние двойные топоры и колесницы, сохранившиеся с тех пор только в церемониальной сфере .

Основным районом раскопок в Риме является Палатинский холм; о поселениях на других холмах известно очень мало, так как плотная городская застройка препятствует планомерным изысканиям. Таким образом, археология не в состоянии подтвердить версию о сабинском поселении на Квиринале , а об Авентине и Целии известно ещё меньше .

Возникновение Рима

Первоначально поселения, возникшие на территории города, представляли собой разобщённые посёлки, в которых община играла главную роль. В VIII в. до н. э. в Лации, на холмах Палатина, Эсквилина, Целии и Квиринала появилась группа примитивных поселений. Укреплённые селения были родовыми посёлками, расположенными на вершинах и верхних склонах холмов. Болотистые низины между ними стали пригодны для жилья лишь со временем, когда люди начали осушать их. Жители Палатинского холма сжигали своих умерших, как и другие латинские племена, в то время как на Квиринальском или Виминальском холмах покойных хоронили в земле, в деревянных колодах, как в Сабинской области. Поэтому считается, что Палатин и часть Целия принадлежали латинам, а северные холмы - сабинянам. Первые римские поселенцы жили в круглых или прямоугольных хижинах, построенных на деревянном каркасе с глиняной обмазкой; основным их занятием было скотоводство . В хозяйственных целях осваивались не только холмы, но и низины между ними.

Объединённая римская община образовалась путём слияния мелких посёлков. В течение VII в. до н. э. соседние селения слились в одно. Первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также лежащей под ним долины Субуры. На Палатине была выстроена крепость этого нового посёлка. Обитатели его справляли ежегодно праздник «семигорья», название которого произошло от семи остановок праздничной процессии. Впоследствии это название и дало повод считать, что Рим возник на семи холмах. Вскоре селение расширилось за счёт присоединения общин Квиринала. В том же VII в. до н. э. Целий был заселён этрусками и также включён в состав возникающего города. В начале VI в. до н. э. становится обитаемым Капитолий, а низина между холмами - общей базарной площадью - форумом - будущим центром общественной и политической жизни города Рима. На Капитолии была построена общая крепость. В то время народ Рима (populus) состоял из трёх родовых триб , соответствующих афинским филам . Известны их поздние названия: тиции, рамны и луцеры; считается, что трибы соответствовали этнической структуре; так рамны - это латины , тиции - сабиняне , а луцеры - этруски . На основе триб комплектовались всаднические отряды; вероятным способом управления римской общины была военная демократия , причём основным политическим институтом были комиции - собрание воинов, аналог русского вечевого схода. К тому же периоду относится осушение болот в низинах между холмами - это привело к освоению низин и строительству центрального рынка - Форума . Восстановление дренажной системы Рима Наполеоном Бонапартом позволило начать раскопки форума.

Так путём объединения различных посёлков в единую общину возник Рим. На заре своего существования будущая столица огромной империи представляла собой чередование кривых улиц, петляющих по невысоким холмам и сыроватым низинам - постоянному рассаднику малярии. Жилища первых римлян были весьма неприглядны: это даже не дома, а разбросанные без всякого плана хижины из ветвей, обмазанные глиной и крытые соломой или тростником. Но город стоял в удобном месте. Возвышенности создавали естественную защиту от врагов, рядом протекала судоходная река, в устье её можно было добывать соль, вокруг было много леса, а по склонам холмов - сочные пастбища.

Жители Древнего Рима занимались в основном скотоводством, земледелие играло меньшую роль. Немалое значение на первых порах имели охота и рыболовство, а также добыча соли.

Древний Рим в VII-VI вв. до н. э.

Социальное устройство древнейшей римской общины

В древнейшее время в Риме сохранялись родовые отношения. Род, подобно греческому, был отцовским, сородичи носили одно имя, которое производилось от имени предка. Из древнейших родов известны Аврелии, Валерии, Клавдии, Корнелии, Фабии, Юлии, Эмилии и др. Члены рода сообща владели землёй, обладали общим местом погребения.

Население состояло из 300 родов, 10 родов соединялись в курию , а 10 курий - в трибу . Каждая из трёх триб представляла собой отдельное племя. Членом римского народа мог стать лишь тот, кто принадлежал к одному из родов. Старейшину выбирали все члены рода, совет старейшин (сенат) ведал делами общины. Впоследствии в качестве старейшин стали избирать представителей только одной семьи каждого из родов, что привело к возникновению родовой знати и «патрицианских» семей. Напротив, более бедные семьи представляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходных с патриархальным рабством. Процесс разрушения родовой организации усугублялся тем, что на расширившейся в результате завоеваний территории Рима оказалось новое население из покоренных, преимущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло, получили название плебс - то есть множество.

Институт клиентелы , возникший в тот же период, предполагал предоставление покровительства со стороны знатных людей чужакам, не входившим в состав римских родов, либо представителям обедневших семей. Знатные люди становились их патронами . Патрон принимал клиента в свой род, давал ему своё имя, выделял часть земли, защищал в суде; клиент (верный, послушный ) во всём подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Институт клиентелы был распространён до возникновения оформленной государственной власти.

Успешные набеги на соседние народы и большая военная добыча способствовали выделению военной аристократии , представители которой составляли сенат и выбирали царя, который по своим полномочиям примерно соответствовал древнегреческому тирану . Это народное собрание, собиравшееся по куриям, принимать участие в котором имели право только мужчины-воины, получило название куриатных комиций . На них обсуждались, а затем принимались или отвергались новые законопроекты, а также избирались высшие должностные лица, включая царя. Оно представляло собой высший судебный орган в вопросах вынесения смертного приговора римскому гражданину, в её функции входило также объявление войны. Римские цари совмещали функции военачальника и верховного судьи. Являясь выборными племенными вождями, они не были похожи на самодержцев древневосточных деспотий, следовательно, применение к ним термина царь представляется весьма условным.

Рост населения Рима привёл к тому, что в трибы перестали записывать новых членов, и новые пришельцы становились плебеями , которые получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимались торговлей и ремеслом. В процессе смешения с римскими родами и через институт клиентелы плебеи постепенно включались в родовую организацию на ограниченных правах. К данному периоду Римской истории относится и возникновение рабства, не получившего ещё значительного развития. Рабы, использующиеся преимущественно в домашнем хозяйстве, набирались из числа военнопленных. Так начинается классовое расслоение внутри римской общины и её разложение.

Реформы Сервия Туллия

Эпоха Анка Марция (VI в. до н. э.) отмечена усилением влияния на Рим этрусской культуры. Все последующие цари были по происхождению этрусками. В обиход вводятся многие этрусские обычаи и верования. Возможно, этруски захватили власть в Риме. Вскоре после этого обостряется борьба народа против родовой знати, причиной которой могли являться противоречия между плебеями и коренным населением Рима.

В этот период аристократия по рождению заменяется аристократией по богатству (реформы Сервия Туллия). Вводится новое устройство римской общины (территориально-имущественный принцип). В результате территория Рима была разделена на 4 трибы, представлявших теперь обычные территориальные округа, вместо старого родоплеменного значения. Следует отметить включение плебеев в политическую жизнь общества и ослабление власти сената. В состав новых триб вошло всё гражданское население, проживающее на данной территории, из числа как патрициев, так и плебеев (землевладельцев данного округа). Патриции и плебеи были разделены на 5 классов по имущественному признаку. На каждый из классов возлагались военные обязанности по выставлению определённого количества центурий - сотен (пехотинцев или всадников), разграничение касалось и качества вооружений. Политическим результатом реформы стало вытеснение куриатных комиций - собранием по центуриям , большинство в котором принадлежало представителям высших классов.

Неимущие не входили ни в один из классов. Они получили название пролетариев (от лат. «proles» - потомство ). Этим подчёркивалось, что всё их имущество состоит только в потомстве.

В современной исторической науке высказываются мнения о том, что Сервию было приписано много установлений более позднего периода. В частности, указывается на то, что проведение центуриатной реформы и слияние патрициев и плебеев в один народ могли иметь место не ранее V-IV вв. до н. э.

Падение царской власти

Новое общественное устройство привело к ослаблению власти родовой патрицианской знати и крушению прежних порядков, на месте которых возникают органы государственной власти. Включение плебеев в общину и борьба против этрусского господства усиливают сопротивление царям. Недовольство тиранией последнего римского царя Тарквиния Гордого привело к его свержению и образованию республики. Изгнание царя, очевидно, символизирует освобождение Рима от этрусского господства.

Культура

Письменность и литература

Культура римского общества в этот период была ещё довольно примитивной, хотя уже существовала письменность. Алфавит заимствован римлянами у греков, которые жили в Кумах на западном побережье Апеннинского полуострова.

Древнейшим памятником латинской письменности, который удалось дешифровать, является Пренестинская фибула . К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. К сожалению, до нас не дошли памятники древнейшей народной поэзии, которая существовала у римлян, как и у других народов; но в более поздних источниках имеются их отрывки, восходящие к глубокой древности.

Традиции и образование

В древнюю эпоху семье принадлежала важнейшая роль в воспитании. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к предкам, подчинения отцовской власти. Хороший гражданин отождествлялся у римлян с послушным сыном и дисциплинированным воином. Древнее законодательство предусматривало суровые наказания за нарушение родительской воли.

Возникновение элементарных школ в Риме историк Тит Ливий относит к V в. до н. э. В них обучались, главным образом, дети свободных. Обучение было совместным. Принимались дети с 7 лет, учёба продолжалась в течение 4-5 лет. Дома или в школах детей обучали латинскому и греческим языкам, письму, чтению и счёту.

Искусство и архитектура

Искусство Рима представляло собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств организации жизни, поэтому ведущее место в Риме заняли архитектура, инженерные поиски, скульптурный портрет, отличающийся интересом к конкретной личности, а также исторический рельеф, который обстоятельно повествует о деяниях граждан и правителей.

В древнеримском искусстве реализм преобладал над вымыслом, а повествовательное начало - над философским обобщением. Кроме того, в Риме произошло чёткое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии в завоёванных областях.

Особенно велико значение архитектуры, которая сочетала идеологические функции с организацией общественного быта. В римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, которые позволяли зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки.

Распространяя свой стиль в покорённых провинциях, римляне в то же время легко усваивали художественные принципы этрусков и греков. В древнейший период искусство Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа . В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры, в VIII-IV вв. до н. э. римское зодчество испытывало колоссальное влияние этрусской архитектуры. У этрусков римляне заимствовали высокую строительную технику и исходные типы ряда сооружений.

Сегодня древнеримская история у большинства наших современников, далеких от исторической науки, ассоциируется с именами таких правителей как Цезарь и Нерон. Большинство православных не слышали даже имени императора Тиберия, а об эпохе его правления наслышаны по евангелическим описаниям судилищ, подводимых префектом Иудеи – Понтием Пилатом. В тоже время до императорской эпохи Древний Рим пережил республиканское правление, а его государственность сформировалась в эпоху «Reges Romae» — период владычества первых римских царей, длившийся с 753 по 509 год до новой эры.

Первый царь Древнего Рима

Сегодня большинством историков признается факт основания города Рима полулегендарным правителем . Он же считается и первым царем Древнего Рима. Его матерью была весталка Сильвия, род которой прослеживается до легендарного героя Троянских войн Энея, похождения которого описаны Вергилием в поэтическом эпосе «Энеида».

На жриц древнеримской Весты налгался тридцатилетний обед безбрачия. Для того чтобы оправдать свой блуд Сильвия «призналась» что зачала будущих основателей Рима, близнецов Ромула и Рема, от бога войны Марса, который явился ей прихрамовой роще. Близнецов бросили в Тибр, а после их чудесного спасения и вскармливания (как Маугли) волчицей, они вступили в борьбу со своим дядей Амулием – правителем италийского города-государства Альба-Лонги.

При основании Рима между близнецами возник спор о месте основания города – в низине и на холмах. Не найдя взаимоприемлемого решения, братья передрались, и Ромул убил Рема. К дошедшим до нашего времени деянием этого древнего царя Рима следует отнести разделение города на три части Палатин, Эсквилин и Авентин, дав им названия соответствующих холмов. К заслугам Ромула историки относят основание и первичную организацию сената.

О смерти первого римского царя достоверных фактов не имеется. По преданиям он просто вознёсся на небо


Период правления древних царей Рима

Династического наследования трона в период правления царей Рима не существовало. После смерти Ромула на престол, после голосования римских патрициев, избирается Нума Помпилий. Поводом для его выдвижения в единоличные правители послужили несомненные таланты, проявленные Нумой Помпилием еще при царствовании Ромула.

К несомненным достоинствам правления второго римского царя историки — исследователи относят:

  • введение новых божественных культов Весты и Януса, ставших прообразом всей позднейшей религиозной идеологии;
  • запрещение человеческих жертвоприношений, включая рабов и плененных врагов;
  • введение нового времяисчисления, по которому год продолжался 365 дней;
  • первичная организация и оформление сословных каст (клан ремесленников).

Умер Нума Помпилий в возрасте 80 лет естественной смертью, оставив после богатейшее . После его смерти на римский трон избирается Тулл Гостилий.


Тулл Гостилий
- третий римский царь был внуком Гостия Гостилия – одного из солдат Ромула, погибшего во время обороны Рима от нашествия сабинян, возжелавших разрушить Рим – обитель зла древнего мира, после того как были похищены сабинянки.

К выдающимся событиям правления Тулла Гостилия относятся разрушение города-государская Альба-Лонга и существенное расширение территорий, подвластных Риму.

Внук Тулла Гостилия – Анк Марций был избран четвертым царем Рима и в первые годы своего правления отличался тихим нравом и скромным поведением. Эти внешние признаки бессилия дали повод латинам и этрускам начать перманентные войны с Римом, целью которых был захват этого города – государства.

Однако победу в этих войнах одержал Анк Марций, сформировав из завоёванных латинов касту плебеев. Римские войска под предводительством Анк Марция захватили несколько городов этрусков.


Луций Тарквиний Приск (Тарквиний Древний)
происходил из древнего этрусского рода, а его восшествие на римский престол было обеспечено близостью к Анку Марцию. С именем пятого римского царя связывают большинство преобразований Рима и превращения его их полудеревенского – полугородского поселения в полноценный город – государство, подобное или Спарте. Это было достигнуто путем проведение определенных строительно-организационных мероприятий. В период правления Тарквиния Древнего были проведены следующие строительные работы:

  • осуществлено каменное замощение существующих на тот момент форумов;
  • проложены общегородская канализация - «Великая Клоака» и городской водопровод;
  • издал указ о предпочтительном возведении жилых домов и общественных зданий из камня.

Сервий Тулий происходил из рабского сословия, но стал вольноотпущенником. Благодаря близости к жене Тарквиния Древнего – Танаквиль, создавшей легенду о божественные предзнаменованиях, сопровождавших рождение Сильвия, и его женитьбе на дочери Луция Тарквиния Приска он был избран шестым царем Рима. Сервий Тулий известен своими административными реформами:

  • осуществил территориальное деление Рима на 21 округ;
  • разрешил набор римского войска из касты плебеев;
  • упростил процедуру переходя римских рабов (плебеев) в сословие римских граждан;
  • оснастил городские стены Рима мощными фортификационными сооружениями.

Был убит Тарквинием Гордым , совершившим государственный переворот и ставшим последним древним царем Рима.


Последний царь Древнего Рима

Отцом последнего римского царя был Тарквиний Древний, его женой – младшая дочь царя Сервия носившая имя Тулии. Эти два факта стали формальным поводом для притязаний Тарквиния на римский престол. Все его государственные, военные и административные реформы оцениваются историками негативно. Основные нововведения, проведенные в жизнь последним римским царем следующие:

  • сокращение полномочий законодательных и представительских органов;
  • ограничение прав низших сословий;
  • формирование войска преимущество из варварских племен;
  • проведение репрессий в отношении широкого круга римских граждан.

Эти преобразования вызывали самую негативную реакцию во всех слоях римского общества - особенно среди знати и жречества. Формальным поводом низвержения Тарквиния Гордого послужило изнасилование Лукреции - дочери Триципитина, которая являлась супругой патриция Коллатина. В 510 году до новой эры он был лишен престола, а через год, во время одного из восстаний - убит.

Социальная структура. Римский полис возник в результате объединения трех племен (триб ) разного этнического происхождения: латинов, сабинян и этрусков. Это родоплеменное объединение составило в совокупности «римский народ» (populus romanus). Видимо, первоначально оно включало в себя 100, а позже 300 родов. Мужское население этих родов входило в военные объединения – курии, которые нельзя полностью отождествлять с фратриями у греков, но курии были генетически связаны с фратриями. На каждую трибу приходилось по 10 курий, каждая курия представляла 10 родов. Члены рода вели свое происхождение от общего предка и имели общее родовое имя. Их стали называть патрициями («имеющими отцов (patres)»). Патриции являлись полноправными членами римской общины, они владели наследственными участками земли и могли пользоваться общей землей общины («общественной землей» – ager publicus). Они обладали политическими правами: могли участвовать в народных собраниях, занимать общественные должности и служить в куриатном ополчении. Патрициям противостояло неполноправное население, находившееся вне рамок родоплеменной организации и первоначально не входившее в состав «римского народа» – плебеи (собирательное plebs, что значит «толпа, множество»). Плебеи были лишены политических прав и права на пользование «общественной землей», но обладали другими имущественными правами. В литературе также отмечается отсутствие у них права на брак с патрициями. Юридически такого запрета не существовало до издания Законов XII таблиц (около 450 г. до н.э.), но, очевидно, что подобные браки не поощрялись.

Римское общество раннего времени знало разные формы зависимости. Одной из них был патронат , отношения личной связи между покровителем – патроном и опекаемым лицом – клиентом, основанной на их верности друг другу. Патрон обязывался обеспечить защиту своего клиента, а клиент должен был оказывать ему послушание, служить в доме патрона, сопровождать его в военном походе. Позднее в первых законах римского полиса – Законах XII таблиц нарушение патроном верности расценивалось как религиозное преступление. В Царский период существует и рабовладение, но оно не получило еще широкого распространения и носило патриархальный характер: рабы считались низшими членами семьи господина и обладали ограниченной правоспособностью.

Управление римской общиной. Во главе римской общины находился царь – rex. Его положение вполне сопоставимо с положением басилея в Афинах. Он являлся военачальником, верховным жрецом и судьей. Традиция называет семь римских царей, большинство из них выбиралось общиной (за исключением, видимо, двух последних царей Сервия Туллия и Тарквиния Гордого). Царь избирался на пожизненный срок. Его власть не была абсолютной и ограничивалась волей совета старейшин и народного собрания. Совет старейшин получил название сенат (от лат. senex – «старик»). Первоначально в его состав входило 100 членов (по числу патрицианских родов), затем – 300. Сенаторы являлись советниками царя по важным вопросам. Вместе с царем они утверждали либо отклоняли решения народных собраний. Власть сената значительно возрастала в период междуцарствия, когда после смерти царя еще не выбран его преемник. Правление в это время осуществлялось членами сената попеременно (одним из них в течение пяти дней). Уже в эпоху царей в Риме появились должностные лица (магистраты; от лат. magister – «начальник»). В частности, на время своего отсутствия в Риме царь мог назначать префекта города.


Народные собрания в раннем Риме были известны только в одном виде – куриатных комиций , собраний народа по куриям (comitia curiata). Ведению комиций подлежали наиболее важные дела всей общины, вопросы религиозного культа и семьи. Комиции объявляли войну и могли избирать царя. Они обладали правом суда по тяжким преступлениям. Решения на комициях принимались открытым голосованием. При этом каждая курия имела один голос.

Реформы Сервия Туллия. Рост плебейского населения и его экономического влияния совершенно не соответствовал его приниженному в правовом отношении положению. В середине VI в. до н.э. в Риме были проведены реформы, которые были направлены на ослабление старых родоплеменных связей и включение плебеев в состав римской общины. Царь Сервий Туллий разделил всех свободных жителей на пять классов (classis) по имущественному признаку. В основу деления, видимо, было положено обладание определенным участком земли, но в сохранившихся источниках ценз указан в денежном выражении (в ассах – медных монетах, которые появились в Риме не ранее IV в. до н.э.): 1-й – 100 тыс. ассов; 2-й – 75 тыс.; 3-й – 50 тыс.; 4-й – 25 тыс.; 5-й – 12,5 (или по другим сведениям 11 тыс.) ассов. В зависимости от имущественной состоятельности каждый класс должен был выставлять строго определенное количество центурий (сотен) воинов для римской армии: 1-й – 80; 2–4-й – по 20 и 5-й – 30 центурий пехоты.

Кроме того, часть самых богатых граждан образовывала 18 центурий всадников. Ремесленники и музыканты выставляли 4 центурии. Неимущие же лица получили название пролетарии (от лат. proles – «потомство»; у них не было ничего, кроме детей). Они выставляли только одну центурию. В результате армия должна была насчитывать 193 центурии. В ней служили граждане в возрасте от 17 до 60 лет, экипировавшиеся за свой счет: характер вооружения определялся принадлежностью к имущественному разряду. Но цензовая реформа имела и политическое значение. По центуриям граждане могли принимать участие в новых народных собраниях – центуриатных комициях (comitia centuriata). При этом каждая центурия (вне зависимости от числа граждан, ее выставлявших) имела только один голос. Учитывая, что лица с имущественным цензом в 100 тыс. ассов выставляли в общей сложности 98 центурий (80 пехоты и 18 всадников), а все остальные – 95, можно заключить, что на этих комициях исход голосования определяли самые состоятельные граждане Рима. Как в римской армии, так и в народных собраниях по центуриям наравне с патрициями могли принимать участие и плебеи. Таким образом, последние приобрели политические права.

Другая важная реформа Сервия Туллия заключалась в создании территориальных округов, названных так же, как прежние племена, трибами . В самом городе было образовано 4 таких трибы, еще больше триб (по разным данным от 16 до 26) было образовано в сельской местности. К каждой трибе были приписаны граждане, имевшие в ее пределах земельное имущество, и патриции, и плебеи. Создание таких округов, как и цензовая реформа, нанесло удар по старым родоплеменным связям. Проведение этих преобразований завершило процесс складывания в Риме государства.

Падение царского режима. В следующее правление возник конфликт царя Тарквиния Гордого с аристократией. Тарквиний попытался править самостоятельно, не прибегая к помощи сената, стал осуществлять репрессии в отношении представителей знати. Его политика вызвала ответную реакцию аристократических кругов. Возможно, это патрицианское движение также являлось выражением разногласий на этнической почве: против царя этрусского происхождения выступила латино-сабинская знать. В результате около 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был изгнан из Рима, были избраны высшие должностные лица государства. В Риме была установлена республика.