Символ Инь-Янь известен практически каждому. Его изображение вы можете увидеть где угодно: его наносят на одежду, используют в декоре, амулет Инь-Янь носят в качестве украшения и талисмана, дарят амулет Инь-Янь для двоих влюблённых. Значение же этого древнего китайского символа хозяевам этих вещей и украшений может быть даже не известно. Давайте сегодня узнаем, что означает амулет Инь-Янь и каково его значение как талисмана.

Немного истории

В переводе с китайского языка Инь-Янь означает Свет и Тьма. Возможно поэтому считается, что эти слова изначально символизировали два склона горы – освещённый и находящийся в тени, свет и тьму. Ведь по- разному освещённые стороны всё равно остаются единым целым – горой. Поскольку процесс освещения является не статичным, а меняющимся в зависимости от положения Земли, то и эти противоположности – свет и тьма взаимодействуют и переходят одна в другую.

Китайская «Книга Перемен» трактовала Инь и Янь как символ единства и борьбы противоположностей. Это символ единого целого, в котором противоположные части взаимодействуют друг с другом, как бы обмениваются своими энергиями чтобы составить в итоге мощнейшую энергию «Ци».

Значение символа Инь-Янь

Круг, в который заключены компоненты этого символа означает бесконечность всего существующего на Земле. Этот круг разделён волнистой линией на две абсолютно равные части. Волнистая, а не прямая линия создаёт эффект проникновения одной половинки в другую. Обе части влияют друг на друга, ведь увеличив одну часть пришлось бы уменьшать вторую. При этом, в каждой половинке находится малая толика противоположного цвета – точка. Подытоживая можно сказать, что Инь-Янь - это символ всего Мира, противоположности, которые в сочетании и во взаимодействии создают единое целое.

Со временем и с развитием различных философских течений люди наделяли этот символ всё большим количеством значений. Так, считается что Инь-Янь – это мужское и женское начало, небо и земля, добро и зло. Но смысл их остаётся один – это двойственность, противоположности.

Инь-Янь как талисман

Такой талисман может послужить не только украшением, но и замечательным помощником для человека, который будет его носить. Талисман Инь-Янь поможет восстановить утраченную гармонию и равновесие, поможет уравновесить противоположные стороны характера и приведёт к их балансу.

Если у вас появился такой амулет или талисман – не спешите его сразу надевать. Вы же хотите, чтобы он работал на полную мощность? Тогда сначала очистите свой талисман он чужой энергетики, подержав его в соли или под проточной водой.

После этого зарядите его своей стихией. Так, водным знакам (Рыбам, Ракам, Скорпионам) надо семь раз окунуть талисман в воду, знакам огня (Овен, Стрелец и Лев) надо пронести свой оберег семь раз через пламя свечи, знакам воздуха (Водолеям, Весам, Близнецам) – стоит зажечь благовония и окурить оберег. Земные знаки (Тельцы, Девы, Козероги) должны присыпать талисман землёй и оставить так на несколько минут.

Теперь ваш талисман заряжен и готов помогать вам. вы можете в нашем магазине.

В каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии, женская (Инь) и мужская (Ян), но для гармонии и ощущения целостности личности важно, чтобы у женщин было больше именно женской энергии, а у мужчин - мужской.

Иначе начинают происходить различные перверсии, искажения на уровне энергетики, здоровья и психики. Какого рода это могут быть искажения и откуда они возникают, берутся, мы поговорим чуть позже, в следующих статьях, а для начала полезно вообще разобраться, в чем же отличие женской и мужской энергий.

Женской энергии в астрологии соответствует такая планета, как Луна, в то время как мужской – Солнце. Отсюда женское начало – это все непроявленное, это тьма, сумерки, бездна, скрытое, таинственное, потому что Луна и женское начало – это все глубинное и бессознательное в нас, все, что скрыто в глубинах нашей психики, сознания, Души. Мужское же, наоборот, это все явное, проявленное, это сила разума, в то время как женская сила - это сила интуиции и эмоций.

Женскому началу соответствует принцип текучести, гибкости, отсюда такие исконно женские качества и особенности поведения, как мягкость, принятие, нежность, умение прощать и принимать, соответствует принципу недеяния, пассивного действия, внутреннего действия. Мужскому началу соответствует принцип активности, энергичного действия, сила действия, боевой дух, способность к претворению в жизнь, мужество, рациональность, логика, рассудок и техническое мышление. Его физическое соответствие находится в левом полушарии головного мозга. В то время как «женское» полушарие - это правое, отвечающее за эмоции, чувства, творческое начало, способность работать с символами и скрытыми знаками.

Отсюда и такие образы, описывающие сущность, суть женской энергии, как Тень, Зеркало. Так же, как и зеркало, женщина имеет свойство отражать и тень тоже является отражением нас. И в этом скрыт смысл того, что при взаимодействии с мужчиной женщина имеет свойство чувствовать его, знать его фантазии и даже понимать его тайные (подавленные) чувства. Чем больше в женщине энергии Инь, тем больше она способна отражать, воспринимать, принимать, ведь женская энергия - это потребление энергии, когда энергия берется извне и потребляется внутрь, а мужское начало – это когда энергия идет от объекта, идет наружу, отдается.

Так же можно выделить следующие особенности женской и мужской энергии.

Ян, мужской энергии соответствуют такие характеристики, как:

  • Действие
  • Выбор
  • Решение
  • Целеустремленность
  • Управление
  • Планирование
  • Собранность
  • Давать защиту, ощущение безопасности
  • Надежность
  • Соответствие данному слову

Инь, женской энергии соответствуют:

  • Бездействие
  • Способность бескорыстно желать
  • Творчество
  • Умиротворение
  • Сосредоточение на процессе
  • Безусловность
  • Доверие
  • Доброта
  • Забота

При этом в современном мире об особенностях и силе женской энергии говорится мало, этому не учат с детства, а наоборот есть перекос в сторону воспитания в девочках мужских качеств. Однако важно помнить, что Природа, Бог, Высшие силы, Система не просто так сделали на нашей планете разделение на женский и мужской пол. Помимо того, что у каждого пола есть свои функции, в нас и энергия двигается по-разному. В Ведах говорится о том, что у каждого человека есть 7 психических энергетических центров, чакр и мы устроены так, что у мужчин и у женщин энергия в этих центрах движется по-разному, именно поэтому мужчина и женщина вместе дополняют друг друга.

Рассмотрим, в чем энергетические отличия мужского и женского начала по чакрам. Самая нижняя, первая чакра – Муладхара (чакра связана с жизненной энергией ее кол-вом, способностью жить и выжить), она устроена таким образом, что у мужчины эта чакра (в идеале) активна, а у женщины пассивна. То есть мужчина дает энергию, а женщина ее принимает. В социуме это проявляется в том, что мужская функция – давать защиту для выживания женщины. Обязанность же женщины – научиться принимать эту защиту, полностью довериться мужчине, и положиться на него.

Вторая чакра – Свадхистана (чакра отвечает за систему размножения, за наслаждение и желания) работает уже по-другому - у женщин она активная, а у мужчин пассивная, женщина дает, а мужчина принимает. Отсюда такие идущие издревле «профессии» женщин, как Гетеры, наложницы. Даже в Ведах говорится, что мужчина это наслаждающийся, а женщина это та, через которую наслаждаются. Это говорит о том, что задача женщин, состоит в том, чтобы создать мужчине комфортный и уютный мир.

Третья чакра – Манипура (связи, деньги, достижения), активна у мужчин и, соответственно, пассивна у женщин, то есть мужчина дает женщине, а женщина – принимает.

Следующая чакра - Анахата (отвечает за любовь и чувства, за интуицию, экстрасенсорику), это женская чакра, значит женщины, должны давать, а мужчина принимать все, что относится к этой чакре.

Пятая чакра - Вишудха (общение, самовыражение, работа с информацией).
Мужчине в жизни очень важно себя выразить, реализоваться и эта чакра активна у мужчин и пассивна у женщин.

Шестая чакра - Аджна, третий глаз (ясновидение), активна у женщин, здесь женщина дает – мужчина принимает. По идее каждая жена должна быть главным помощником своего мужа. И, основная ее помощь в том, чтобы предоставить ему информацию о тайном, о скрытом от него, о том, что не видно обычным зрением, разумом.

Седьмая чакра - Сахасрара работает у всех одинаково – это наша связь с Богом, с Духом, с Высшим, тут уже нет понятия пола как такового. На уровне этой чакры уже не неважно, мужчина мы или женщина, а важно то, что в первую очередь мы – Душа, а Душа не имеет пола. Половые различия важны здесь, на Земле, для того чтобы исполнить кармические задачи, ради которых мы воплотились в этом теле, а половая принадлежность создает нам условия, для выполнения этих задач, реализации своего Предназначения.

Если же рассматривать работу чакр вместе, то выделяют два вида женской энергии. Сексуальная женская энергия - это женская энергия нижних энергетических центров. Благодаря ей рождаются дети, потому как именно эта энергия разжигает в мужчине страсть, именно эта энергия в женщине заставляет мужчин терять голову и покой. Если эта энергия преобладает в женщине, то происходят такие вещи, как:

  • мужчинам вокруг женщины нужен только секс,
  • у женщины мало или совсем нет подруг (никто не хочет знакомить мужа с такой подругой – это опасно),
  • этаэнергия не позволяет мужчине отдохнуть и расслабиться рядом с такой женщиной,
  • нет уважения в семье, отношениях, а есть только секс, только страсть.

Практики развития этой энергии обычно сводятся к интимным гимнастикам, науке флирта и обольщения. Очень часто именно этим занимаются девушки, у которых пока нет партнера – им кажется, что просто не хватает сексуальности. И ведет это обычно к тому, что партнеры появляются, а вот мужа так и нет.

Но есть и другая женская энергии, энергия верхних центров (верхних чакр), это энергия чистоты, дружбы, любви и нежности. Такая энергия:

  • вызывает желание заботиться о женщине и взять за нее ответственность,
  • позволяет углубить отношения,
  • умиротворяет мужчин, и они могут восстанавливать свои силы рядом с такой женщиной.

Но это отнюдь не означает, что сексуальная энергия нам не нужна, просто для нее важно знать место и время. Кроме этого блокирование сексуальной энергии чревато женскими заболеваниями и сложностями с деторождением. Однако злоупотребление ею ничуть не лучше, как для здоровья, так и для души. Поэтому каждой женщине важно соблюсти баланс этих двух энергий внутри себя. А начало этого пути честно посмотреть на себя и проанализировать, больше в Вас женской или мужской энергии, а каковы признаки нехватки женской энергии, читайте на нашем сайте в отдельной статье.

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных — то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т. п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма — вместилище души предка — в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры — те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.


Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.


Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» - царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная - та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство - загробный мир - при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках


В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги - это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках - домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями - казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост


Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа - Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть». Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище - Змей Горыныч.

Змей Горыныч


В христианстве змей - это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея - одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч - символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня - один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже - с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» - сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный


Кащей (или Кощей) - один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость - непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок - «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей - обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, - это характеристики смерти.

Кащей - бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом - Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» - пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».



Почему у Бабы Яги костяная нога?

Многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия - страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.

Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой - там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы…
Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже - сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.

Трупы рядовых членов племени после сгнивания на открытом воздухе переносили либо туда, где они жили раньше, либо в небольшую пристройку из коры рядом, через некоторое время хоронили в общей могиле. Любопытно, что аналогичный обычай существовал и у американских ирокезов.

Нганасаны хоронили детей и подростков завернутыми в шкуру или положенными в деревянный ящик, помещая на вершину столба высотой в человеческий рост. В некоторых районах Японии умершего человека в древние времена хоронили, а по прошествии определенного времени эксгумировали, чтобы перезахоронить кости. В далекой Австралии сооружали постройки наподобие могильных домиков русичей.

У ряда монгольских племен была выделена специальная природная площадка, куда укладывали покойников… на съедение хищникам, а потом собирали кости и устраивали погребальный ритуал. Зороастрийцы тоже помещали посмертное ложе таким образом, чтобы плоть умершего склевали птицы и похоронный обряд совершали исключительно с оставшимися после птичьей трапезы частями скелета.

На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров - длиной около 4 метров. Почему же?

Нам сегодня это может показаться дикостью, но не стоит торопиться с выводами. У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода - вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее - связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.

Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.

И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси - золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности - не человек, а дух.

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?

Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180 градусов. Были ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных сооружениях наших предков? Давайте разбираться.

Курьи ножки

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных - то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т.п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма - вместилище души предка - в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры - те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.