Оглавление
Введение 19
Часть I. Весь этот джаз: 23
Глава 1. Мир джаза 25
Глава 2. Этому нужно научиться 31
Глава 3. Элементы теории джаза 45
Глава 4. Инструменты джаза 57
Часть II. История джаза 77
Глава 5. Рождение американской музыки: 20-е годы 79
Глава 6. Золотая эра свинга: 30-е годы 97
Глава 7. Бибоп и кул: 40-50-е годы 117
Глава 8. Коренные изменения: 60-70-е годы 143
Глава 9. Латинский джаз 161
Глава 10. Настоящее и будущее джаза 173
Часть III. Полюби джаз! 185
Глава 11. Джаз в массовой культуре 187
Глава 12. Как организовать джазовую вечеринку 197
Глава 13. Как ходить на концерты 207
Глава 14. Поездка на джазовый фестиваль 219
Часть IV. Джазовый музыкант 225
Глава 15. Советы начинающему музыканту 227
Глава 16. Игра в группе 237
Глава 17. Цифровой джаз и высокие технологии 257
Часть V. Великолепные десятки 265
Глава 18. Десять джазовых городов 267
Глава 19. Десять советов по созданию джазовой коллекции 273
Часть VI. Приложения 281
Приложение А. Сто рекомендованных джазовых альбомов 283
Приложение Б. Звукозаписывающие компании 289
Предметный указатель 293 10 стартовых джаз-пластинок, чтоб не клонило в сон и не тошнило

Согласно моим самым субъективным в мире подозрениям, современные люди отказывают себе в джазе не потому, что он скучен, старомоден или неприятен. А тупо потому, что не знают, с чего начать.

Вот представь, будто ты никогда в жизни не имел дела с картофолем, понятия не имеешь каков он на вкус. Собираешься приобщиться к картофельной культуре, берешь тележку, идешь в супермаркет - а там пятнадцать рядов стеллажей этого проклятого корнеплода. И жареная, и пареная, и сырая, и молодая, и в чипсах, и в кубиках, и фри и даже пирожное с названием "Картошка". И вот что брать? Невольно плюнешь и пойдешь в отдел водки, как обычно.

Первая джазовая пластинка была записана в 1917 году. Число джазовых музыкантов исчисляется тысячами. И что самое страшное - у каждого в дискографии по 30-60 пластинок. Здесь я могу пуститься в нескончаемое словоблудие о разнообразии джазовых стилей и необходимости иметь дома хотя бы килограмм двадцать джазовых дисков, но нам пора переходить к делу. Я тупо отобрал ровно десять дисков, которые тебе помогут так или иначе протиснуться в джаз-клуб в одну из открытых дверей.

A. САМЫЙ ЛЕГКИЙ ДЖАЗ

Glenn Miller Orchestra
In the Digital Mood 1983

Мелодии оркестра Гленна Миллера под нос каждый горазд насвистывать. Но вот слушать эти записи в оригинале - испытание специфическое, т.к. качество звука в те времена было устрашающим (напомню, что самолет с Миллером был сбит над Ла Маншем в 1944).
В 1983 году ради пиара новорожденной CD-технологии, был собран оркестр, имитирующий "тот самый вкус", после чего главные хиты Гленна Миллера пошли в продажу в цифровом формате с блистательным качеством. Как некоторые люди живут без этой пластинки - ума не приложу.

Django Reinhardt & Stephane Grapelli
The Ultimate Collection
1935-1940

Французский цыган Джанго Рейнхардт - для гитаристов всего мира это нечто совершенно невообразимо громадное, яркое и недосягаемое. Джими Пейдж как-то признался, что не представляет, сколько часов в день надо играть ежедневно, чтобы достигнуть уровня великого Джанго.
Самое замечательное в записях Рейнхардта (в первую очередь речь о его совместных работах со скрипачом Стефаном Грапелли) - они по-цыгански задорны и совершенно не утомительны.
Создавалась эта музыка в те времена, когда долгоиграющих альбомов практически не было, потому Джанго вполне можно изучать по сборникам типа этого. Если же тебя пугает мутный звук тридцатых годов, попробуй приобщиться к музыке Рейнхарда через последователей - подойдет альбом "Djangologists" (2011) от блистательного The Rosenberg Trio.

Count Basie
The Complete Atomic Basie
1957

Название и обложка говорят само за себя - это очень и очень взрывной и зажигательный джаз. Оркестр Каунта Бейси вообще не в состоянии испортить своей музыкой первое впечатление от джаза. Эта классическая и всеми любимая пластинка также известна под названиями "The Atomic Mr. Basie" или "E=MC2".

Oscar Peterson
My Favourite Instrument 1968

Оскар Питерсон - даже не пианист, а, скорее, пулеметчик. Завистники и зануды все жаловались: там где у нормального джаз-пианиста играются две ноты, у Оскара - десятки. Чтобы понять суть изречения, будет верным ходом послушать его версию джаз-стандарта "Caravan", записанную вместе с Диззи Гиллеспи.
Что касается долгоиграющих работ Питерсона, обычно все для старта рекомендуют "Night Train" (1962) Oscar Peterson Trio, но я бы пошел наперекор традиции в данном случае, и посоветовал его первую сольную пластинку "My Favourite Instrument". Когда нет оркестра его пулеметные очереди кажутся еще более искрометными. И здесь лучше удается сосредоточение в местах, где хочется немного угомониться.

C. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДЖАЗ

Miles Davis
Kind of Blue 1959

В начале сороковых годов, стараниями Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса и Диззи Гиллеспи появилось новое музыкальное течение - бибоп, и с этого момента джаз стал расслаиваться на "народный" и "интеллектуальный", для утонченной публики с претензией. Кстати, в современном джазе интеллектуальная ветка доминирует, но основные событие в ней свершились на стыке 50-х и 60-х годов.
В частности в 1959 году мир впервые услышал "Kind of Blue" - одну из первых и самых знаменитых работ в стиле "модальный джаз". Сразу предупреждаю, что проникновение в это произведение требует от слушателя определенной сосредоточенности и некоторой подготовки. В противном случае она - нет, конечно, не отпугнет - но не раскроется вовсе. Если говорить рок-терминологией, то это нечто вроде классики прогрессив рока в джазовых сферах. Да, существует информация, что это самая продаваемая джаз-пластинка всех времен.

John Coltrane
A Love Supreme 1965

Это еще интереснее. Пластинка из разряда "если ты хочешь иметь дома лишь один джаз-альбом. то это должен быть он!". Вершина спиритуального джаза, бесконечно глубокая и красивая музыка, которую можно слушать и разумом, и телом, и сердцем. В зависимости от настроения - порознь или одновременно.
Если опять пользоваться рок-аналогиями, то "A Love Supreme" Колтрейна в джазовой иерархии занимает примерно то же место, что и "The Dark Side of the Moon" в музыке нашей с тобой эпохи.


Charles Mingus
Mingus Ah Um 1959

Один из великих джазовых контрабасистов, Чарльз Мингус пришел к тебе чтобы доказать - умный джаз не обязан быть скучным, грузить нравоучениями и парить мозг. "Mingus Ah Um" в сущности своей серьезен и мудр и в чем-то даже грозен, но со стороны он выглядит старым добрым дружелюбным, заводным и всеми любимым джазом.

D. ДОЛБАНУТЫЙ ДЖАЗ

Ornette Coleman
Ornette!
1962

В маниакально-психопатических областях джаза я могу копаться бесконечно. Даром, что их навалом - экспериментальный, авангардный, и в первую очередь - фри-джаз (обычно все это играется одновременно). Другое дело, тысячу раз стоит подумать, прежде чем рекомендовать кому-то хоть одну пластинку.
Шизанутых работ хватает даже у таких титанов, как Джон Колтрейн, но ключевая фигура в авангардно-экспериментальных полях - это, конечно, саксофонист Орнет Коулмэн. Для старта этот альбом, наверное, идеален - здесь совсем уже не осталось каких-то компромиссов, как на более ранних пластинках, при этом он слушабелен и все еще принадлежит золотой эпохе Коулмэна. А если перестать умничать и сказать откровенно, по-рокерски - то это просто очень скоростная и угарная пластинка от начала до конца.

Слева-направо: Billie Holiday, Lester Young, Coleman Hawkins, Gerry Mulligan

Меня иногда спрашивают: как, “с какого бока”, подступиться к такому малопопулярному в наши дни жанру музыки, как джаз. Джаз, как известно, многолик, и имеет множество подстилей, анализировать которые в рамках небольшой статьи, я, конечно же, не смогу. Да и нет необходимости – все желающие могут найти информацию в Википедии, на сайте www.jazz.ru , или прочесть что-нибудь общедоступное, вроде «Краткой истории джаза для начинающих» , составленной признанным знатоком в этой области Михаилом Михайловичем Митропольским. Поставим задачу так: с чего новичку начать слушать эту музыку, чтобы не получить душевной травмы или стойкого отторжения. Ибо, как сказал в свое время Никита Сергеевич Хрущев: “Бывает такая джазовая музыка, что её и понять нельзя, и слушать противно.”

В мире есть немало рейтингов “лучших” джазовых альбомов всех времен, но правда в том, что эти списки составляют профессиональные музыканты, музыковеды и журналисты. Одно дело – иметь в виду влияние какого-либо диска на развитие мировой музыкальной культуры, а совсем другое – получать удовольствие от его прослушивания.

Например, считающиеся одними из величайших и влиятельнейших альбомов в этом жанре: “A Love Supreme” Джона Колтрейна, или “Bitches Brew” Майлза Дэвиса, воспринимать неподготовленному человеку непросто. Лучшее, что можно будет услышать от несостоявшегося неофита: “какофония” или “бред”. Поэтому оставим списки “альбомов перевернувших мир” для меломанов со стажем. Мой список, естественно, так же субъективен, как и любой подобный список, но хотя бы проверен на близких людях. Итак: десятка джазовых релизов рекомендуемых для первого ознакомления:

1. Stan Getz / Joao Gilberto (1963) Это тот самый романтичный альбом, содержащий знаменитую “The Girl From Ipanema”.

2. Gerry Mulligan Quartet – Dragonfly (1995) Замечательный, изысканный по красоте диск великого баритон-саксофониста.

3. Ella Fitzgerald And Louis Armstrong – Ella & Louis (1956) Прекрасный песенный дуэт двух легендарных фигур в мире джаза. И не обращайте внимание на год выпуска – качество такое, как будто записано вчера.

4. Dave Brubeck – Time In (1966) В игре квартета Брубека чувствуется влияние больше классического наследия. Особенно отмечу красивые, сочные импровизации саксофониста Пола Десмонда.

5. Jim Hall – Concierto (1975) Джазовый гитарист Джим Холл собрал вокруг себя таких выдающихся личностей, как Чет Бейкер, Пол Десмонд, Рон Картер. Иначе, чем шедевр получиться просто не мог. Признаюсь, сам когда-то полюбил джаз под влиянием именно этой пластинки.

6. John Coltraine – Ballads (1961) Колтрейна лучше начинать слушать с этого лиричного и чуть грустного альбома.

7. Chet Baker – Chet Is Back! (1962) Запись секстета Чета Бейкера сделанная в Риме. В мире джаза не было более утонченного трубача и вокалиста.

8. Miles Davis – Kind Of Blue (1959) Настоящая классика джаза. Важно, что на этом альбоме мощно выразили себя два сильнейших саксофониста: Кэннэнбол Эддерли и Джон Колтрейн. Игра самого Дэвиса, как всегда, минималистична и маловразумительна, но он общую картину не слишком портит.

9. Diana Kroll – The Girl In The Other Room (2007) Отличный альбом канадской певицы и пианистки. Здесь есть даже версия песни Тома Уэйтса “Temptation” в ее исполнении.

10. Coleman Hawkins encounters Ben Webster (1957) Два самых сильных тенор-саксофониста старшего поколения записали чудесный альбом, сыгранный сочно и вдохновенно. Замечу, что за фортепиано сам Оскар Питерсон!

Если же и вышеприведенные записи покажутся вам слишком сложными или непривычными, попробуйте начать с альбома Norah Jones – Come Away With Me (2002). Хотя это уже скорее поп-музыка… И напоследок еще один совет: не слушайте все эти бесконечные сборники: “коллекция романтического джаза”, “саксофон для влюбленных”, и тем более – разных там Кенни Джи.

Распространено мнение, что джаз - дело скучное и пахнет нафталином. Огромное число течений, стилей, школ может отпугнуть любого. А ведь такая хитрая музыка может значительно расширить музыкальный кругозор человека и дать возможность понимать более сложную и тонкую музыку. Да и такие, на первый взгляд, простые жанры, как хип-хоп или техно, смогут открыться с новой стороны, когда станут не отдельными островками, а звеньями одной цепочки.

Сегодня можно заметить возрождение интереса к этому жанру. Пусть для массового признания эти знаки пока мало заметны, но их число растет: трио BADBADNOTGOOD начало с джазовых каверов на хип-хоп-хиты, а теперь записывается с Wu-Tang Clan; год назад под фри-джаз зачитывал тексты сегодня уже главный рэп-дебютант года Кендрик Ламар; аргентинский вундеркинд танцевальной музыки Николас Жаар сравнивает с джазом всю современную электронную сцену, да и ни одна рецензия на Flying Lotus не обходится без обсуждений на эту тему.

Чтобы начать понимать этот, казалось бы, сложный жанр, нужно не так уж много: пара наушников и «точка входа» - первая джазовая запись в жизни, которая неожиданно захватывает, дает возможность «зацепиться», понять стиль и приводит к новым альбомам. Для каждого такая точка входа своя. По просьбе FURFUR Александр Роголев подобрал шесть образов современного человека и джазовые записи, которые могут стать для каждого из них точкой входа в стиль.


Западный берег США - место для Голливуда, звезд, богатых тусовщиков, прикрывающих лысину купюрами. Именно среди них стал популярен стиль джаза, появившийся в 1950-х, - «дорогой», «белый» стиль, возникший в результате проникновения джаза в высшие слои общества. Его так и назвали - джазом Западного побережья.

Тогда джаз уже перестал считаться музыкой времен сухого закона и только для танцев «цветных». Теперь богатые модники и респектабельные господа в костюмах ценой десятка саксофонов полюбили бывать в джазовых клубах, чтобы слушать интеллектуальную музыку.

Это наиболее спокойный стиль джаза. Он про то, что волнует победителей по жизни и интеллектуалов. И тем, и другим торопиться некуда.

ЧТО СЛУШАТЬ


С ЧЕМ СЛУШАТЬ

ЧТО СЛУШАТЬ

Count Basie
« The Complete Decca Recordings»

Benny Goodman
«Sing, Sing, Sing»

Chick Webb
«Stompin’ at the Savoy»


Изначально джаз был акустической музыкой, хотя и игрался на чем угодно - от старого военного корнета до табуретки и стиральной доски. Но со временем стиль стал весьма консервативным в выборе инструментов. Даже в 1970-х, несмотря на гигантский прогресс, джаз чаще исполнялся на саксофоне-ударных-контрабасе-фортепьяно. Даже электрогитара в джазе казалась некоторым допущением.

В определенный момент не замечать достижения прогресса стало уже невозможно, и джазмены обратили внимание на электронные достижения. Одним из пионеров был пианист Херби Хэнкок, использовавший синтезатор.

Электроника расширила звуковую палитру джаза, внесла свежие оттенки. Новые ритмы соединили джаз с роком и танцевальной музыкой. Получился фьюжн, который объединил джаз прошлого с джазом будущего.

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

Коктейль неонового цвета

Ретрофутуристич-
ная обстановка

Фигурка из хрома

ЧТО СЛУШАТЬ

Herbie Hancock
«Head Hunters»

Weather Report
«Birdlаnd»

Medeski, Martin and Wood
«Uninvisible»


Джаз придумали самые непослушные люди на свете, да и впоследствии процент хулиганья среди джазменов был пугающе высоким. Но именно эти люди, нарушающие спокойствие обывателя, заставляли людей смотреть на простые вещи по-другому. Бунтарь с нахальным выражением лица - таким долгое время был образ джазмена в глазах окружающих.

В 1940-х свинг окончательно превратился в коммерческую жвачку для танцующих ног. И самые отчаянные из джазменов решились реанимировать протестное настроение в жанре. По тем временам их «бибоп» звучал просто оскорбительно, словно панк-рок того времени. Но за несколько лет эти неугомонные музыканты поменяли джаз полностью, вернув ему первоначальные злость, радость и тоску.

В 1960-е чаша терпения граждан США переполнилась, а социальное напряжение накалилось добела. И лучшие джазовые музыканты выплеснули эти эмоции в ноты, тяжелые, наполненные тоской и желанием видеть свет в конце тоннеля. Такой джаз стали называть хардбопом.

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

ЧТО СЛУШАТЬ

Сharlie Parker
«Salt Peanuts»

Fats Navarro
«Blues in Bebop»

Charles Mingus
«Fables of Faubus»


Настоящее искусство - всегда поиск. Джазовые музыканты всегда испытывали тягу к поиску нового и переосмыслению уже существующего. В 1960-х годах часть джазменов обратила взгляд внутрь себя. Им хотелось простоты, красоты и спокойствия, когда их собственная жизнь была сопряжена с постоянным риском. Майлс Дэвис первым сформировал концепцию нового стиля. Собрав вокруг себя наиболее талантливых музыкантов того времени, он записал один из главных альбомов джаза - «Kind of Blue».

Новый стиль назвали модальным джазом. Название стиля имеет прямое отношение к музыкальной терминологии. Но главное - во внутренней сосредоточенности и энергии, которая скупо прорывается за пределы музыки.

Эта музыка лучше всего подходит для поиска ответов на вечные вопросы. Для ее восприятия лучше приглушить свет, избегать шумной компании и крепких алкогольных напитков.

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

С чего начать слушать джаз – вопрос, которым наиболее часто задаются начинающие любители импровизации. Чтобы облегчить вам эту задачу, мы уже писали о 12 золотых альбомах, которые претендуют на право быть услышанными прежде других и сформировать представление слушателя о жанре. Однако для тех, кто пока даже не решил, стоит ли ему интересоваться этим музыкальным направлением, JazzPeople приготовил несколько полезных советов. Это не является единым сводом неотъемлемых правил. Но эти пункты определенно станут уверенным стартом в поиске ответа на вопрос, как начать слушать джаз .

Джаз, особенно современный, может показаться пугающей формой музыки с длинными инструментальными соло и с непонятным ритмом. На самом деле джаз – это одна из наиболее живых и энергичных музыкальных форм, которая оказала колоссальное влияние на большинство популярных жанров за последние 100 лет.

Со времен, когда Original Dixieland Jazz Band сделал первые записи в 1917 году, блистательные джазовые музыканты продолжали упражняться в мастерстве на протяжении десятков лет. Как результат, появились тысячи великих альбомов, которыми мы имеем честь наслаждаться по сей день. Ведущие мировые джазмены, представляя свои сольные композиции, полные мелодического и ритмического изящества, таким образом делятся с будущими поколениями музыкантов своим бесценным опытом и даром импровизации. И это музыка, под которую можно танцевать. Как говорил : «В этом нет смысла, если нет свинга».

1 Изучайте историю жанра

Золотые биографии джазовых музыкантов

Джаз зародился в Северной Америке. Слияние разных культур принесло этот жанр на западный континент, и особенно важна была музыка, которая прибыла вместе с африканскими рабами. Колыбелью джаза был и остается Новый Орлеан, но Чикаго и Нью-Йорк признаны центрами средоточия современного мирового джаза. Жанр развивался, и из новоорлеанского джаза вырос свинг. Лучшим образцом традиционного свинга является Оркестр Каунта Бэйси, который умел строго держать ритм, но при этом смело экспериментировал с бибопом. Позднее и полностью изменили представление о джазе, разрабатывая новые музыкальные направления.

2 Слушайте великих джазовых композиторов

Не секрет, что для того чтобы разобраться в чем-либо, необходимо изучить основы. Начав знакомство с историей джаза, можно постепенно переходить к лучшим музыкальным образцам жанра. Следует слушать произведения, ставшие джазовыми стандартами и положенные в основу импровизационной классики.

3 Джаз – искусство солирования в ансамбле

Не только сольные произведения оставили глубокий след в истории жанра. Когда наступила эпоха биг-бэндов, танцевальные залы были полны восторженной публикой, готовой пуститься в пляс при первых же звуках трубы. Обратите внимание на легендарные оркестры, изменившие историю импровизационной музыки XX века.

4 Читайте книги о джазе

Узнать больше о джазе можно, не только прослушивая лучшие джазовые произведения великих композиторов и просматривая видео-хроники с концертов прошлых лет. Всегда с собой вы можете иметь художественную книгу о джазе или биографическую литературу о музыкантах или джазовых стилях.

5 Обязательно познакомьтесь с блюзом

Мир блюза полон блестящими музыкантами, которые отдавали себя в каждом альбоме, а некоторые из них стали легендами, так и не выпустив ни одной пластинки! Предлагаем вашему вниманию , записанных великими музыкантами и повлиявших не только на их собственную жизнь и творчество, но и оказавших влияние на все развитие музыки этого жанра.

6 Исследуйте современную джазовую сцену

Среди молодых музыкантов все больше появляется талантливых импровизаторов. Узнавайте больше и всегда будьте в курсе новостей о .

7 Поинтересуйтесь, где слушать джаз

Говоря об отечественном джазе, Санкт-Петербург мог бы претендовать на звание джазовой столицы. Здесь всегда открыты самые разные клубы для ценителей жанра. Но именно московский джаз все чаще оказывается под влиянием современных музыкальных тенденций, развивая прогрессивные направления и сохраняя при этом традиции жанра.



8 Посещайте джазовые фестивали

Джазовая культура ежегодно проникает в другие виды искусства и становится все более популярным жанром. Завоевать любовь широкой аудитории джазу помогают зарубежные и российские фестивали. Можно смело сказать о том, что несмотря на противоречивое отношение к джазу в нашей стране еще в советские времена, музыканты и деятели искусства, поддерживающие интерес к нему, продолжали пропагандировать и развивать культуру джазовой музыки. Во многом, благодаря им и будущим последователям единой музыкальной идеи