Думаете, все песчаные дюны похожи друг на друга? Подумайте еще раз! Ниже приведены некоторые способы, как отличить песчаные дюны друг от друга.

Песчаные дюны являются удивительными творениями природы. Это курганы, состоящие их рыхлых зерен песка, поднятых ветром и собранных в одном месте, формируя небольшой холм. Песчаные дюны не могут появится без песка и ветра. Большинство дюн образуются в пустынях и на песчаных пляжах. Огромные песчаные дюны в пустыне Сахара называются песчаными морями. Понимание типов песчаных дюн и их формирование способствует развитию таких инфраструктурных объектов, как газовые и нефтяные месторождения. Это также помогает контролировать движение песка. Пять основных типов песчаных дюн представляют собой звездные, линейные, параболические, барханные и реверсивные песчаные дюны. Скорость, турбулентность и направление ветра определяют формы песчаных дюн. Кроме того, количество доступного песка также влияет на их тип. Например, звездные дюны образуются только когда есть большое количество песка.

Звездные

Звездные песчаные дюны имеют пирамидальную форму. Они формируются в местах с многонаправленными и сильными ветровыми режимами. Кроме того, для их образования требуется большое количество песка. Звездные дюны растут вверх и наружу. Они имеют три или более хребта, которые исходят от центральной точки. Поверхность скольжения звездных песчаных дюн продолжает меняться в зависимости от потока ветра. Помимо формы пирамиды, звездные дюны являются самыми высокими дюнами на Земле. Например, звездные дюны в пустыне Бадын-Джаран в Китае достигают 500 метров в высоту. Еще один пример звездных дюн находится в Большом Восточном Эрге пустыни Сахара. В других пустынях звездные дюны образуют около топографических барьеров вокруг краев песчаных морей. Звездные дюны составляют 8,5% от всех песчаных дюн в мире. Другие места, где встречаются дюны-звезды включают Мексику, а также восточный Рубаль Хали, расположенный на арабском полуострове.

Линейные

Линейные песчаные дюны - самый длинный тип песчаных дюн на планете. Они могут простираться на 120-200 км, например, в пустыне Сахара. Кроме того, они прямые, регулярные и змеевидные по форме. Характерной особенностью линейных песчаных дюн является хребет. Дюны кажутся изолированными и крупными симметричными пиками. Километры гравия, песка и скалистых промежуточных коридоров отделяют их друг от друга. Помимо прямой формы, некоторые линейные песчаные дюны объединяются в Y-образную форму. Для образования линейных песчаных дюн требуются сильные ветра с обоих направлений. Проще говоря, линейные дюны формируются в двунаправленных ветровых режимах. Большинство из них появляются в пустынных местах, где между дюнами есть бесплодная земля. Также, линейные дюны имеют длинные оси, которые простираются в направлении движения песка.

Параболические

Параболическая песчаная дюна - это перевернутая дюна в форме полумесяца, в которой есть кончики с привязкой к растительности. Иногда кажется, что они U-образные. Концы параболической дюны указывают на направление по ветру. С другой стороны, крутая поверхность скольжения указывает на подветренную сторону. Самая длинная известная параболическая дюна, когда-либо зафиксированная, имеет продольный рычаг длиной почти 12 км. Параболические дюны образуются, когда на концах песчаной дюны начинает появятся растительность. Для их образование требуется умеренное количество песка и сильных ветров. Большинство параболических песчаных дюн образуются вблизи береговых зон, и, как правило, их можно встретить в прибрежных пустынях.

Барханы

Барханы - это дюны в форме полумесяца. У них есть крутой скользкий склон, а концы указывают в направлении от ветра. Дюны отделены друг от друга и постоянно двигаются по поверхности бесплодных пустынь. В большинстве случаев образование барханов происходит там, где есть ограниченные участки песка. Фактически, пустыни, которые имеют много барханов, являются внутренними и открытыми. Барханы - самый распространенный тип песчаных дюн по сравнению с другими, встречающийся как на Земле, так и на Марсе. Они более широкие, чем длинные, и могут быть длиной 9-30 м и шириной 370 м.

Барханы образуют там, где ветер дует последовательно с одного направления. Они движутся быстрее по поверхностям пустыни, чем любые другие дюны, поэтому барханы являются самыми быстро движущимися песчаными дюнами. Скорость их движения может составлять от 1 до 100 метров в год. Например, в китайской провинции Нинся группа дюн ежегодно передвигалась на 100 м в период с 1954 по 1959 года. Западная пустыня в Египте также имеет барханы, пересекающие пустыню со скоростью, близкой к дюнам в Нинся. Крупнейшие барханы на Земле находятся в пустыне Такламакан, Китай. Барханы также встречаются на морских пляжах.

Реверсивные

Реверсивные песчаные дюны можно найти в областях, где ветер периодически меняет свое направление. Ветер, дующий в противоположных направлениях, имеет сбалансированное сочетание продолжительности и силы. Примеры реверсивных песчаных дюн находится в Альгодоне, Калифорния. Эти дюны образуются там, где осадки в изобилии. Реверсивные песчаные дюны могут перемещаться горизонтально на ограниченное расстояние из-за сезонных сдвигов в направлении ветра. Они имеют две поверхности скольжения: первичную и вторичную. Вторичная поверхность скольжения указывает на противоположное направление относительно первичной основной поверхности скольжения. Реверсивные песчаные дюны растут вертикально.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Рельеф нашей планеты потрясающе многообразен. В этой статье речь пойдет о дюнах. Как и где они образуются? И что собой представляют эти живописные природные образования?

Эоловый рельеф. Дюны - это…

География изучает не только страны и города. В сферу интересов этой науки входит еще и рельеф - совокупность всех неровностей на поверхности планеты Земля. Геоморфология (специальный раздел географии) изучает его основные формы, генезис, а также распространение.

Рельеф бывает разным. В процесс его образования вовлечены практически все силы и явления, наблюдаемые в нашем мире. Так, одни форма рельефа возникают под воздействием внутренней энергии Земли, другие формируются постоянными или временными водотоками. А вот дюны - это не что иное, как классический продукт работы ветра.

Дюна - одна из форм так называемого эолового рельефа. Данный термин происходит от имени древнегреческого персонажа, полубога Эола. Согласно мифам, он является главным повелителем ветров.

Эоловые процессы сопровождаются переносом мелких песчаных, глинистых или пылеватых частиц на определенные расстояния, их накоплением и распределением по земной поверхности. Самые подходящие условия для этих процессов - в зоне пустынь и полупустынь, где материал отложений не закреплен корневыми системами растений.

Основные формы эолового рельефа - барханы и дюны. Это песчаные природные образования, которые отличаются друг от друга формой, размером, а также местом своего формирования. Барханы образовываются исключительно в пустынях, имеют серповидную форму и достигают в высоту 60-70 метров. В свою очередь дюны - это более мелкая форма рельефа, широко встречающаяся по берегам озер, морей и крупных рек. Более подробно речь о них пойдет далее.

Дюны - это что такое? Формирование и основные типы дюн

Если на берегу моря или какого-либо крупного водоема есть кустарники, валуны, остатки стен, то это отличная предпосылка к формированию описываемой формы рельефа. Что такое дюны? Это, если говорить простыми словами, созданные ветром песчаные холмы. Крохотные песчинки со временем накапливаются возле какого-нибудь препятствия. Так и формируются дюны, форма которых в плане зависит от розы ветров конкретной местности.

Высоты дюн, как правило, колеблются в пределах от 20 до 40 метров. В отдельных частях планеты встречаются настоящие песчаные гиганты до 100-150 метров (например, на берегах Наветренный склон у них обычно пологий (около 10-15 градусов), а подветренный - круче примерно в два раза. Одиночные дюны встречаются довольно редко. Чаще всего они образовывают вытянутые цепи холмов из песка.

В зависимости от формы дюны делят на три типа:

  • подковообразные (формируются тогда, когда ветер круглый год дует примерно в одном направлении);
  • поперечные (образовываются в местах с большим количеством песка);
  • звездные (самые живописные дюны, формируемые в местах, где ветер часто меняет свое направление).

Движение дюн

Эти удивительные природные образования еще и перемещаются! Происходит это, опять-таки, под воздействием ветра. Он перекатывает песчинки с одного склона на другой, заставляя дюны менять свое положение в пространстве. Скорость движения у них невелика - около 20-30 метров за год.

Важно отметить, что движение дюн - это настоящая проблема. Ведь блуждающие песчаные холмы уничтожают посевы на полях, засыпают дороги, пастбища и даже целые селения. Люди пытаются бороться с этим явлением с помощью закрепления песков. Для этого на наветренных склонах дюн и барханов высаживаются травы, деревья и кустарники. Своими корневыми системами растения удерживают песчинки от дальнейших «путешествий».

Самые известные дюны планеты

Франция, Намибия, Россия, Уэльс и Австралия - что объединяет все эти страны? Правильно - дюны! В каждой из них имеется свое «диво из песка». Расскажем о них по-порядку.

Дюна Пила (Франция) является самой высокой в Европе. Она расположена на берегу Аркашонского залива Атлантики и имеет высоту 130 метров. Это место очень популярно среди туристов. Интересно, что с каждым годом Пила на несколько метров продвигается вглубь векового соснового леса.

«Большой папочка» (Намибия) - самая высокая дюна (304 метра). Покорение этой оранжево-красной песчаной горы - обязательный пункт программы любого туриста, приехавшего сюда.

Высота Эфа (Россия) - интереснейший природный объект, расположенный на в Калининградской области. Максимальная высота этой дюны - 64 метра. На ее вершину ведет специальная туристическая тропа.

Дюна Инислас (Уэльс) - одно из живописнейших мест в этой части Британии. Причем Инислас вовсе не выглядит безжизненным, он практически полностью покрыт красивейшими травами и полевыми цветами. К тому же дюна необычайно подвижна и постоянно меняет свою форму.

Гора Темпест (Австралия) считается второй по высоте дюной в мире (285 метров). Расположена она на северо-востоке страны, неподалеку от города Брисбена. Дюна привлекает внимание не только путешественников, но и профессиональных фотографов, ведь с ее вершины открывается чудесный вид на австралийское побережье.

Заключение

Итак, дюны - это форма рельефа эолового происхождения. То есть ее главным «строителем» и «скульптором» выступает ветер. Дюны формируются на берегах крупных водоемов, отличаются небольшими размерами и подвижностью.

Роман Фрэнка Герберта «Дюна» ждал выхода своей первой экранизации долгих 19 лет. С одной стороны, для книги такого уровня это незаслуженно долго, с другой — как показала практика, даже этого срока оказалось недостаточно.

Роман «Дюна» — это не просто фантастика. И дело даже не в том, что роман получил кучу премий и считается едва ли не лучшей фантастической книгой всех времён. «Дюна» — произведение, переосмысливающее или, если угодно, домысливающее философскую и этическую эволюцию человечества, без утопических прикрас, но и без антиутопических кошмаров, самобытно, уверенно, временами дерзко, но во всяком случае правдоподобно в том смысле, в котором может быть правдоподобным любое предсказание будущего на 19 тысяч лет вперёд.

В книге не просто переплелись, а неразрывно слились воедино мистика и психология, политика и религия, развитие технологий и совершенствование человеческого духа. Перед любым драматургом, который взялся бы писать сценарий по «Дюне», вставала труднейшая задача не растерять всё это богатство, не свести сложный многогранный сюжет романа к банальному фантастическому боевику со спецэффектами.

Первым за экранизацию «Дюны» взялся Алехандро Ходоровски, но этот проект так и не был доведён до конца. Так что лавры (оказавшиеся вскоре скорее терновым венцом) первого экранизатора романа достались Дэвиду Линчу.

Если рассматривать выбор режиссёра не задним умом, а с позиции 1981 года (именно тогда владелец прав на экранизацию продюсер Дино ди Лаурентис пригласил на роль режиссёра Линча), он кажется идеальным. С его тогда ещё не известной всему миру, но уже замеченной продюсером любовью к мистике, загадкам и нестандартным сюжетным ходам Дэвид Линч действительно представлялся наиболее подходящим кандидатом для того, чтобы перенести на киноплёнку загадочное, мистическое и нестандартное творение Гэрберта. Сам Линч зажёгся этой идеей, отказавшись ради неё даже от кресла режиссёра «Возвращения джедая».

Во вселенной Фрэнка Герберта, в отличие от большинства других фантастических миров, главным признаком будущего является не фантастически развитая техника, а фантастически развитый человек. Парадоксальным образом Герберт перекликается тут с великим советским фантастом Иваном Ефремовым, хотя и направления развития, и получившиеся в результате миры у них различаются диаметрально. Тем не менее, «Дюна» — это гимн стремлению человека к совершенству, недаром главной целью ордена Бене Гессерит является создание Квизац Хедераха, совершенного человека, а главной надеждой фрименов — его приход. Одной из заповедей вселенной Герберта стала «Не подменяй машиной человеческий разум», и вот вместо наделённых искусственным интеллектом роботов появляются обладатели сверхмощного естественного ума ментаты, а вместо лихих, но недалёких пилотов космические корабли ведут Навигаторы, способные сворачивать пространство-время исключительно усилиями своего мозга. Телесное совершенство для Герберта не менее важно, чем интеллектуальное. И во дворцах Великих Домов, и в пещерах фрименов отточенное владение своим телом является не просто предметом гордости, но условием выживания и торжества над смертельным врагом. И это только в первой книге, а ведь есть ещё «лицевые танцоры» Тлейлаксу и огромное множество других чудес человеческого совершенствования.

Именно в этой части экранная «Дюна» понесла серьёзную потерю в сравнении с книжной. Линч не захотел делать «ещё один фильм про кунг-фу», зато в результате у него получился «ещё один фильм про супер-гаджеты». С точки зрения содержания различий между бластерами «Звёздных войн» и звуковыми модулями Линчевской «Дюны» гораздо меньше, чем между тем, что создал писатель, и тем, как это исказил режиссёр. Возможно, в этом одна из причин того, что успех у публики «Дюны» не идёт ни в какое сравнение с творением Лукаса, от руководства съёмкой которого Линч отказался. Махина романа Герберта оказалась для режиссёра неподъёмной, хотя возможно, «Дюна» просто стала жертвой монтажа.

Фильм асимметричен, он начинается неспешно и очень детально, хотя и с самого начала серьёзно искажая сюжет книги. К двадцать шестой минуте экранного времени действие добирается только до сцены с Гом Джаббаром, которая в книге находится на пятой странице. Причём снята эта сцена просто блестяще, во всех подробностях, а главное точно передавая смысл этого ключевого для понимания всего сюжета момента. Юный дебютант Кайл МакЛоклен в дуэте с Сильваной Мангано играют блестяще, накаляя обстановку по обе стороны экрана до предела.

Но продолжать дальше в том же духе было невозможно. Известно, что Дэвиду Линчу пришлось сокращать экранное время фильма с четырёх часов до максимально позволительных для того времени двух, однако и четыре часа были явной уступкой режиссёра кинематографическим условностям. Чем дальше по ходу сюжета, тем более действие начинает нестись вскачь, пропуская важные куски, оставляя без объяснения сюжетные повороты, в конце концов экранизация романа становится скорее фантазией, визуальной симфонией Линча на тему романа, чем экранизацией в полном смысле этого слова.

Крупной потерей фильма была его политическая составляющая, хитросплетение интриг и коварных замыслов, тонких ходов, чей эффект проявится только через десятки лет, «ловушек внутри ловушек» и «планов внутри планов», где истина и ложь меняются таким стремительным калейдоскопом, что невозможно становится отличить одну от другой. От всего этого богатства Линч оставляет только основную сюжетную линию. Попавшего под очарование гербертовской мистики режиссёра можно понять. Легендарная и религиозная составляющая мира «Дюны» продуманы глубоко и тонко, а мир фрименов, в котором почти всё является не тем, чем кажется, способен заворожить и менее тонко чувствующие души, чем будущего создателя «Твин Пикса». Но разрушив многомерность романа, Линч — автор сценария оказал медвежью услугу своему фильму, превратив его в помесь госпела и боевика, хотя «Дюна» — ни то, ни другое.

Особенно заметно это проявляется в концовке фильма, которая следует только формальной цепочке событий романа, но изображает их кардинально по-иному, комкано и зло. Финальные кадры заряжены такой яростью, как будто режиссёр пытался через них сублимировать собственное отношение к работе, вышедшей из-под его контроля и вылившейся совершенно не в то, чем должна была стать изначально. В конце концов, как известно, режиссёр и убрал своё имя из титров, заменив его традиционным Аланом Смити, но, несмотря на все проблемы фильма, почерк и визионерский подход Дэвида Линча к кино видны в каждом кадре «Дюны».

Что ж, с первой попытки оседлать песчаного червя не получилось даже у Пола Атридеса. Снятый в 2000 году мини-сериал Джона Харрисона тоже оказался неудачным — в нём много политики, но совершенно ушла мистическая сторона, отчего сюжет стал ещё более плоским. Теперь надежда на Дэни Вильнёва, который в настоящее время занимается подготовкой новой экранизации романа. Возможно, именно ему удастся стать настоящим наездником песков.

Балетмейстер - это постановщик танцевальных номеров в концертах, балетных спектаклей, хореографических сцен в музыкальных и драматических спектаклях, руководитель ансамбля танца или труппы танцовщиков. Это тот человек, который придумывает и воплощает в жизнь образы персонажей, их движения, пластику, выбирает музыкальный материал, а также определяет, какими должны быть свет, грим, костюмы, декорации.

Балетмейстер

То, насколько сильное эмоциональное воздействие окажет танцевальный номер, хореографическая сцена в музыкальном и драматическом театре или всё балетное представление полностью, зависит от того, насколько красиво и точно организованы перемещения и взаимодействия танцовщиц и танцовщиков, от выразительности и оригинальности их движений, от того, как сочетаются их танцы с музыкальным материалом, с освещением сцены, с костюмами и гримом - всё это вместе создаёт единый образ всего действа. А балетмейстер - это как раз тот человек, который и является его создателем. Он должен знать все правила и тонкости искусства балета, его историю, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам. Постановщик должен владеть знаниями, иметь опыт и способности организатора, обладать богатым воображением, фантазией, быть оригинальным в своих идеях, иметь талант, быть музыкальным, понимать музыку, иметь чувство ритма, уметь выражать эмоции при помощи пластики - именно из этих составляющих и складывается искусство балетмейстера. Если всё это есть в арсенале руководителя, то его постановка будет иметь успех у публики и критиков.

Слово «балетмейстер» в переводе на русский язык означает «мастер танца». Эта профессия сложна, и в неё требуется вкладывать очень много труда и сил, как физических, так и моральных. Постановщик должен показывать всем исполнителям их партии, объяснять, какие эмоции они должны выразить в пластике и мимике. Сложность такой работы ещё и в том, что сценарий танца нельзя записать на бумагу, балетмейстер должен держать его в голове и показать артистам, чтобы они выучили свою партию. Знакомство танцовщиков с ролью происходит непосредственно на репетициях, тогда как актёры драмы и музыкального театра имеют возможность заранее получить текстовый и нотный материал. Балетмейстер должен раскрыть исполнителю содержание его роли, показывая ему, что необходимо танцевать и как. И чем выразительнее постановщик продемонстрирует свою мысль артисту, тем быстрее и легче его замысел будет понят и усвоен.

Задача балетмейстера заключается ещё и в том, чтобы выстроить танец или весь спектакль таким образом, чтобы поддерживать и повышать зрительский интерес. Сами по себе танцевальные движения - это всего лишь механические упражнения, набор поз, которые ничего не скажут зрителю, они лишь продемонстрируют гибкость тела исполнителя, а говорить они будут только в том случае, если постановщик наполнит их мыслью и чувством и поможет артисту вложить в них ещё и его душу. Во многом от этого будет зависеть успех спектакля и продолжительность его «жизни» на сцене. Самым первым исполнителем всех танцев является сам балетмейстер, ведь ему нужно сначала продемонстрировать исполнителям их партии.

Балетмейстеры прошлого и настоящего

Знаменитые балетмейстеры России и мира 19 и 20 столетий:

  • Мариус Петипа, который внёс огромный и неоценимый вклад в русский балет;
  • Хосе Мендес - был постановщиком во многих знаменитых театрах мира, в том числе и в Большом театре в Москве;
  • Филиппо Тальони;
  • Жюль Жозеф Перро - один из ярчайших представителей «романтического балета»;
  • Гаэтано Джойя - представитель итальянской хореодрамы;
  • Джордж Баланчин - положил начало американскому балету, а также современной балетной неоклассике, считал, что сюжет должен выражаться исключительно при помощи тел танцовщиков, а декорации и пышные костюмы - это лишнее;
  • Михаил Барышников - внёс большой вклад в мировое балетное искусство;
  • Морис Бежар - один из самых ярких балетмейстеров 20 века;
  • Марис Лиепа;
  • Пьер Лакотт - занимался реставрацией старинной хореографии;
  • Игорь Моисеев - создатель первого в России профессионального ансамбля в народном жанре;
  • Вацлав Нижинский - был новатором в хореографическом искусстве;
  • Рудольф Нуриев;

Современные балетмейстеры мира:

  • Жером Бель - представитель школы современного балета;
  • Анжелен Прельжокаж - яркий представитель нового

Балетмейстеры России 21 века:

  • Борис Эйфман - создатель собственного театра;
  • Алла Сигалова;
  • Людмила Семеняка;
  • Майя Плисецкая;
  • Гедеминас Таранда;
  • Евгений Панфилов - создатель своей балетной труппы, энтузиаст в жанре свободного танца.

Все эти русские балетмейстеры очень известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мариус Петипа

Французский и российский балетмейстер, который оставил огромное наследие. С 1847 года поступил на службу балетмейстером в Мариинский театр Санкт-Петербурга и в Большой театр Москвы, по приглашению российского императора. В 1894 году он стал подданным Российской Империи. Был постановщиком огромного количества балетов, таких как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Сон в летнюю ночь», «Дочь снегов», «Роберт-Дьявол» и мн. др.

Ролан Пети

Есть известные балетмейстеры, которые считаются классиками балета 20 века. Среди них одна из ярких фигур - это Ролан Пети. В 1945 году он создал собственную балетную труппу в Париже, которая была названа «Балет Елисейских полей». Через год он поставил знаменитый спектакль «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, который вошёл в классику мирового искусства. В 1948 году Ролан Пети основал новую балетную труппу под названием «Балет Парижа». В 50-е годы был постановщиком танцев для нескольких фильмов. В 1965 году поставил в Париже легендарный балет «Собор Парижской Богоматери», в котором сам же исполнил роль горбуна Квазимодо, в 2003 году он осуществил эту постановку в России - в Большом театре, где партию уродливого звонаря станцевал Николай Цискаридзе.

Гедеминас Таранда

Ещё один знаменитый во всём мире балетмейстер - это Гедеминас Таранда. После окончания хореографического училища в Воронеже был солистом в Большом театре Москвы. В 1994 году основал свой «Имперский русский балет», который и подарил ему мировую славу. С 2012 года является лидером и соучредителем фонда «Содействия творческому образованию», президентом фестиваля балета «Гранд Па». Гедеминас Таранда имеет звание Заслуженного деятеля искусств России.

Борис Эйфман

Яркий, современный, самобытный, балетмейстер - это Б. Эйфман. Он основатель собственного театра балета. Имеет различные звания и награды в области искусства. Первыми его постановками в 1960 году стали: «Жизни навстречу» на музыку композитора Д.Б. Кабалевского, а также «Икар» на музыку В. Арзуманова и А. Чернова. Известность как балетмейстеру принёс балет «Жар-птица» на музыку композитора Своим собственным театром руководит с 1977 года. Постановки Бориса Эйфмана всегда оригинальны, они являются новаторскими, в них комбинируются вместе академическая, беспуантовая, а также современная в стиле рок хореография. Ежегодно труппа выезжает на гастроли в Америку. В репертуаре театра детские, а также рок-балеты.

Профессия балетмейстера

Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.

Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.

В можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель, который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.
  • Балетмейстер-постановщик, который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстерсам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
  • Балетмейстер-репетитор, который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.
  • Танцмейстер, который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.