Борис Павлович Владимиров (урожденный Сыромятников). Родился 8 марта 1932 года в Москве - умер 8 апреля 1988 года в Москве. Советский актёр театра и кино, эстрадный актёр, половинка эстрадного дуэта Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Авдотья Никитична).

Отец - Борис Сыромятников, юрист.

Мать - Ольга Владимировна Владимирова, певица, в последние годы жизни пела в хоре Ваганьковской церкви.

Имел младшего брата Юрия.

От рождения носил фамилию Сыромятников, однако позднее взял более благозвучную материнскую - Владимиров.

В 1941 отец ушел добровольцем на фронт и погиб. Мать с двумя мальчиками осталась в Москве. В 1941 году их дом на Малой Тульской разбомбили немцы и они жили в помещении школы № 583.

В 1943 году Борис Владимиров в возрасте 11 лет организовал свою театральную команду из своих сверстников - для выступления перед киносеансами в кинотеатре «Ударник». Сам ставил сценки на военные темы. Вскоре гвоздем программы стала "бабка" в круглых очках и белом платочке, которая комично тушила зажигательную бомбу. Именно она стала прообразом его знаменитой "бабки на футболе", а затем и Авдотьи Никитичны.

В 1944 году поступил в Центральный дом художественного воспитания детей при театре им. Вахтангова.

В старших классах создал молодежную труппу, они ставили отрывки из спектаклей, с которыми бесплатно выступали перед публикой.

После окончания школы поступил на актерский факультет ГИТИСа в класс Гиацинтовой. На этот же курс поступил - его будущий напарник. С актерского факультета Владимиров перевелся на режиссерский факультет к Юрию Завадскому, который оконичл в 1956 году.

В 1959 году создал и возглавил эстрадный театр «Комсомольский патруль».

Еще с 1958 года стал выступать с монологом Виктора Ардова «Бабка на футболе» - мужчина с платочком на голове о чём-то разглагольствовал старушечьим голоском. Владимиров удачно нашёл комический образ вредной, ехидной, но очень колоритной старухи в чёрных массивных очках, с длинным носом и выпяченной нижней челюстью. Артист разговаривал скрипучим «старческим голосом», трескуче смеялся и без конца облизывался.

А всесоюзную славу Борис Владимиров завоевал в роли Авдотьи Никитичны - эксплуатировал образ простоватой, но сметливой «деревенской» бабушки, составлявшей контраст «аристократке» Веронике Маврикиевне (Вадим Тонков).

Борис Владимиров - Авдотья Никитична

Впоследствии Элеонора Прохницкая говорила: "Не могу сказать, что между нами была какая-то "мексиканская страсть", но я была очень счастлива с ним: надежный, щедрый, заботливый, остроумный, искрометный - мне было очень хорошо с ним. Я была за ним, как за каменной стеной! Борис раскрыл меня как яркую характерную актрису. Я играла все - от пионерок до дедушек. Он вселил в меня веру в то, что я могу петь. Только благодаря ему я стала звездой мюзик-холла. Я сделала большую ошибку в жизни, что ушла от него к Эмилю Кио".

Борис Владимиров, Элеонора Прохницкая и Вадим Тонков

Вторая - Татьяна Державина (сестра актёра ). В браке родился сын , известный российский актер, ведущий артист Московского академического театра сатиры.

Фильмография Бориса Владимирова:

1959 - Неоплаченный долг - Лютиков
1962 - Семь нянек - продавец в зоомагазине
1971 - Терем-теремок (фильм-спектакль) - Авдотья Никитична
1971 - Старики-разбойники - начальник планового отдела
1979 - Бабушки надвое сказали... - Авдотья Никитична
1986 - Что такое Ералаш? - Авдотья Никитична

Озвучивание мультфильмов Бориса Владимирова:

1974 - Мешок яблок - Ворона
1975 - Уступите мне дорогу
1977 - 38 попугаев - Бабушка Удава
1978 - Чудеса среди бела дня - Продавщица пирожков
1978 - Дед Мороз и Серый волк - Ворона
1981 - Самый маленький гном - бабушка козлика
1982 - Каша из топора - Меланья
1983 - Как старик наседкой был - Меланья



Дуэт быстро обрел популярность: Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична даже стали героями анекдотов, наряду с Чапаевым и Штирлицем. Они постоянно участвовали в «Голубых огоньках» и юмористических телепередачах, во всех праздничных концертах, выступая как с короткими репризами, так и целыми номерами. Тонков и Владимиров ездили с гастролями по всей стране, были даже в Афганистане. Неоднократно их приглашали на закрытые концерты для членов правительства. Говорят, их очень любила семья Брежнева.

В 1979 году на экраны вышел фильм Валерия Харченко и Юрия Клебанова «Бабушки надвое сказали…» По сюжету картины Тонков и Владимиров на гастролях встречают собственных персонажей - Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну…

Любопытно, что, несмотря на огромную популярность, Бориса Владимирова, в отличие от Вадима Тонкова, не узнавали на улице. В конце концов, он стал вкладывать в паспорт свое фото в образе Авдотьи Никитичны – на случай общения с «официальными лицами».Увы, в 1982 году дуэт распался. Борис Владимиров прекратил выступать. Причины называли разные – кто пьянство, кто – творческий кризис, кто – онкологическую болезнь… Поговаривали также о том, что участники дуэта по жизни не очень ладили между собой.

Владимиров скончался в 1988 году, прожив всего 56 лет. Вадим Тонков какое-то время продолжал выступать в образе Вероники Маврикиевны. Его новым партнером стал Г. Гриневич. Но на сцене они появлялись редко. В 1994 году Тонкову было присвоено звание заслуженного артиста России. Умер он в 2001 году.

Идею мужского дуэта, изображающего старушек, впоследствии позаимствовали «Новые Русские бабки» Игорь Касилов (Клавдия Ивановна Цветочек) и Сергей Чванов (Матрена Ивановна Нигматуллина). Но им не удалось добиться славы их предшественников, и до сих пор многие жители бывшего СССР с ностальгическим сожалением вспоминают старых добрых Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну…

И Бориса Владимирова , существовавший в СССР с по 1982 годы .

Владимиров играл старушку ещё в 1958 году . Он выступал тогда с монологом Ардова «Бабка на футболе». Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове о чём-то разглагольствует старушечьим голоском. Потом, уже после распада «Комсомольского патруля», Владимиров использовал однажды найденный удачный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова.

Прообразом Вероники Маврикиевны послужили вполне реальные люди, - вспоминал впоследствии Вадим Сергеевич. - Это две мои тёти плюс известная артистка Александра Александровна Яблочкина . Все они женщины были интеллигентные, любили пококетничать, глубоко порядочные, остроумные. С ними происходили постоянно какие-то комичные сцены.

Эстрадный дуэт был постоянным участником «Голубого огонька » и юмористических телепередач тех лет, где исполнял и короткие репризы и целые номера. Галина Брежнева лично приглашала Владимирова и Тонкова выступить перед жёнами членов правительства на неформальном концерте .

Роль Авдотьи Никитичны исполнял Борис Владимиров, а Вероники Маврикиевны Мезозойской - Вадим Тонков.

Дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны много ездил с гастролями по СССР, были и поездки в Афганистан во время войны 1979-1989 .

Дуэт Владимирова и Тонкова построен на контрастах. «Вот находка, бабушки из разных социальных слоёв!» - писал о дебюте дуэта в телепрограмме «Терем-теремок» Александр Ширвиндт в своих мемуарах «Былое без дум» (1994). Владимиров изображает прямодушную, грубую, ехидную старуху с сильно выпяченной нижней челюстью, шамкающую и облизывающуюся. Старуха Владимирова постоянно задевает и высмеивает утончённую до гротеска, интеллигентную и сюсюкающую старуху Тонкова. Персонаж Владимирова смеётся резким скрипучим смехом, а персонаж Тонкова подыгрывает ему (ей), неизменно оставаясь в проигрыше. Оба артиста выступают в старушечьих белых старомодных платочках, в старомодных очках в толстой роговой оправе. Кроме того, Тонков надевает под платочек нелепую шляпку и парик.

Идея мужского дуэта, изображающего старушек, впоследствии была заимствована дуэтом Новые русские бабки (персонажи Матрёна и Цветочек).

См. также

Напишите отзыв о статье "Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична"

Примечания

Отрывок, характеризующий Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична

– Мы одарили тебя ВЕРОЙ, она поможет тебе, Дитя... Внемли ей... И пращай, Изидора...
Я не успела даже ответить, а Волхвы «вспыхнули» дивным Светом и... оставив запах цветущих лугов, исчезли. Мы с Севером остались одни... Я печально огляделась вокруг – пещера осталась такой же загадочной и искристой, только не было в ней уже того чистого, тёплого света, проникавшего в самую душу...
– Это и был Отец Иисуса, не так ли? – осторожно спросила я.
– Так же, как дед и прадед его сына и внуков, смерть которых тоже лежит виной на его душе...
– ?!..
– Да, Изидора, Он тот, кто несёт горькую ношу боли... И ты никогда не сможешь себе представить, насколько она велика... – грустно ответил Север.
– Быть может, она не была бы сегодня столь горькой, если бы Он пожалел в своё время гибнувших от чужого невежества и жестокости хороших людей?.. Если бы Он отозвался на зов своего чудесного и светлого Сына, вместо того, чтобы отдать его на истязание злых палачей? Если бы он и сейчас не продолжал бы лишь «наблюдать» со своей высоты, как «святые» пособники Караффы сжигают на площадях Ведунов и Ведьм?.. Чем же он лучше Караффы, если он не препятствует такому Злу, Север?! Ведь если он в силах помочь, но не хочет, весь этот земной ужас будет вечно лежать именно на нём! И не важна ни причина, ни объяснение, когда на карту поставлена прекрасная человеческая жизнь!.. Я никогда не смогу понять этого, Север. И я не «уйду», пока здесь будут уничтожаться хорошие люди, пока будет разрушаться мой земной Дом. Даже если я никогда не увижу свой настоящий... Это моя судьба. И потому – прощай...
– Прощай, Изидора. Мир Душе твоей... Прости.
Я опять была в «своей» комнате, в своём опасном и безжалостном бытии... А всё только что происшедшее казалось просто чудесным сном, который уже никогда больше в этой жизни не будет мне сниться... Или красивой сказкой, в которой наверняка ждал кого-то «счастливый конец». Но не меня... Мне было жаль свою неудавшуюся жизнь, но я была очень горда за мою храбрую девочку, которой удастся постичь всё это великое Чудо... если Караффа не уничтожит её ещё до того, как она сможет сама защищаться.
Дверь с шумом открылась – на пороге стоял взбешённый Караффа.
– Ну и где же Вы «гуляли», мадонна Изидора? – наигранно милым голосом спросил мой мучитель.
– Хотела навестить свою дочь, ваше святейшество. Но не смогла...
Мне было совершенно безразлично, что он думал, и сделала ли его моя «вылазка» злым. Душа моя витала далеко, в удивительном Белом Городе, который показывал мне Истень, а всё окружающее казалось далёким и убогим. Но Караффа надолго уходить в мечты, к сожалению, не давал... Тут же почувствовав моё изменившееся настроение, «святейшество» запаниковал.
– Впустили ли Вас в Мэтэору, мадонна Изидора? – как можно спокойнее спросил Караффа.
Я знала, что в душе он просто «горел», желая быстрее получить ответ, и решила его помучить, пока он мне не сообщит, где сейчас находится мой отец.
– Разве это имеет значение, Ваше святейшество? Ведь у Вас находится мой отец, у которого Вы можете спросить всё, на что естественно, не отвечу я. Или Вы ещё не успели его достаточно допросить?
– Я не советую Вам разговаривать со мной подобным тоном, Изидора. От того, как Вы намерены себя вести, будет во многом зависеть его судьба. Поэтому, постарайтесь быть повежливее.
– А как бы Вы себя вели, если бы вместо моего, здесь оказался Ваш отец, святейшество?..– стараясь поменять, ставшую опасной тему, спросила я.
– Если бы мой отец был ЕРЕТИКОМ, я сжёг бы его на костре! – совершенно спокойно ответил Караффа.
Что за душа была у этого «святого» человека?!.. И была ли она у него вообще?.. Что же тогда было говорить про чужих, если о своём родном отце он мог ответить такое?..
– Да, я была в Мэтэоре, Ваше святейшество, и очень жалею, что никогда уже более туда не попаду... – искренне ответила я.
– Неужто Вас тоже оттуда выгнали, Изидора? – удивлённо засмеялся Караффа.
– Нет, Святейшество, меня пригласили остаться. Я ушла сама...
– Такого не может быть! Не существует такого человека, который не захотел бы остаться там, Изидора!
– Ну почему же? А мой отец, святейшество?
– Я не верю, что ему было дозволено. Я думаю, он должен был уйти. Просто его время, вероятно, закончилось. Или недостаточно сильным оказался Дар.
Мне казалось, что он пытается, во что бы то ни стало, убедить себя в том, во что ему очень хотелось верить.
101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Маврикиевна и Никитична

Маврикиевна и Никитична

Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична - комический эстрадный дуэт актеров Вадима Тонкова и Бориса Владимирова, существовавший в СССР с 1971 по 1985 год.

Впервые этот дуэт появился 1 января 1971 года в телепередаче «Терем-теремок». По сюжету две бабуси привели своих внучат на елку, а сами стали судачить на разные темы.

Идея появления таких персонажей на эстраде принадлежит, согласно одним источникам, Александру Ширвиндту, а согласно другим - его придумали сами актеры.

Вдова Бориса Владимирова Элеонора Прохницкая сообщила в интервью газете «Комсомольская правда» следующее. Владимиров играл старушку еще в 1958 году. Он выступал тогда с монологом Ардова «Бабка на футболе». Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове о чем-то разглагольствует старушечьим голоском. Потом, уже после распада «Комсомольского патруля», Владимиров использовал однажды найденный удачный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова.

Вадим Тонкое, в свою очередь, вспоминал, что прообразом манерной пожилой леди Вероники Маврикиевны послужили вполне реальные люди: «Это две мои тети плюс известная артистка Александра Александровна Яблочкина. Все они женщины были интеллигентные, любили пококетничать, глубоко порядочные, остроумные. С ними происходили постоянно какие-то комичные сцены».

Эстрадный дуэт был постоянным участником «Голубого огонька» и юмористических телепередач тех лет, где исполнял и короткие репризы и целые номера. Галина Брежнева лично приглашала Владимирова и Тонкова выступить перед женами членов правительства на неформальном концерте.

Роль простоватой Авдотьи Никитичны исполнял Борис Владимиров, а «аристократки» Вероники Маврикиевны Мезозойской - Вадим Тонков.

Дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны много ездил с гастролями по СССР, были и поездки в Афганистан во время войны 1979–1989 годов.

В 1979 году режиссерами Валерием Харченко и Юрием Клебановым был снят фильм «Бабушки надвое сказали…». По сюжету этого фильма Борис Владимиров и Вадим Тонков во время гастролей встречаются с собственными персонажами - Вероникой Маврикиевной и Авдотьей Никитичной.

Народ обожал эту уморительную парочку. Когда «бабушек» Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну показывали по ТВ, над территорией Советского Союза стоял оглушительный хохот.

Дуэт в самом деле был запоминающийся, сценки - короткими и забавными, образы - характерными. Хорошо соответствовали образам имена: Вероника Маврикиевна - старушка интеллигентная, но с чудинкой, а Авдотья Никитична - бабка народная, грубоватая. Сюжеты маленьких скетчей были разнообразными, иногда злободневными, иногда просто забавными недоразумениями, взаимное непонимание бабушек заставляло задуматься… Существовало множество анекдотов, где действовали Маврикиевна и Никитична.

Дуэт долго был популярен, много лет выступал, однако внимательный зритель с грустью наблюдал за эволюцией образов и сюжетов. Первоначально Маврикиевна была хоть и чудаковатой, но разумной и образованной, а Никитична часто просто не понимала ее высказываний и интеллигентных выражений, все перетолковывала по-своему, обрывала Маврикиевну и попадала впросак. Над этим и смеялись - невежественная и грубоватая бабка презирала ученую и умную. Маврикиевна же, по деликатности, не поправляла Никитичну и вообще вела себя интеллигентно - тушевалась перед хамством.

Со временем Маврикиевне авторы вкладывали в высказывания все больше старческой глупости и жеманства, а Никитичне - так называемой житейской народной мудрости. И смеялись уже над глупой подслеповатой интеллигенткой, которая не понимает простых вещей, заморачивается такой ерундой, как деликатность, боится сделать замечание - вот дура (гы… гы… гы… - скрипучий смех Никитичны).

В костюмах тоже шла эволюция: в первые годы успеха дуэт Владимирова - Тонкова выступал в обычных костюмах, только Маврикиевна набрасывала немодный газовый шарфик, а Никитична повязывалась косынкой. Все! Остальной эффект достигался актерской игрой - зрители видели на сцене старушек в образе. Потом их стали одевать уже по-женски, в платье и юбку с кофтой. Это тоже был шаг назад… Но главное - юмор опустился, шутки стали примитивнее, обыгрывались всякие нелепости, в основном - глупость Маврикиевны, которая уже совершенно не понимала, что вокруг происходит. Никитична же являла собою образец здравого смысла. Таким образом, «в народ» продвигалась мысль о том, что интеллигентность, деликатность и образование - ненужные заморочки.

Со временем успех дуэта сошел на нет, чему немало способствовала роковая болезнь Владимирова и сопутствовавший ей алкоголизм.

Идея мужского дуэта, изображающего старушек, впоследствии была заимствована дуэтом «Новые русские бабки» (персонажи Матрена и Цветочек).