Заработок умственным трудом становится путем к постепенному развитию автора и тех кто принимает творчество – читает книгу, изучает картину, слушает музыку. Активный поток мыслей формирует рабочий процесс, приносящий автору моральное удовлетворение, признание публики. Но что делать, когда все гениальные идеи пропали и настал творческий кризис.

Что значит творческий кризис?

Временное состояние автора, в котором он теряет способность создавать проекты и есть тот самый кризис. Вдохновение внезапно исчезает, а вместе с ним пропадает . Формулировка, простой и очевидной вчера идеи, становится непосильной задачей сегодня. Творческий человек с успешными проектами в интеллектуальной сфере знает, что такое творческий кризис, и как неожиданно пропадают гениальные идеи из головы. Усердные попытки работать в такой период не принесут ожидаемых результатов, наоборот – разочаруют автора или работодателя.

Творческий кризис - причины


Интеллектуальный застой или кризис творчества, некоторые психологи называют обычной ленью. Но вряд ли человек осознанно захочет вдруг остановиться на определенном этапе работы, если результат негативно повлияет на него в первую очередь. Творчество не знает границ, его нельзя изготовить под заказ. Определить причины такого состояния очень важно.

  1. Усталость. Наступает, если человек полностью концентрирует все силы над работой.
  2. Завершение удачного проекта. Признание успеха и приличный доход расслабляют нервную систему, менее значимая работа становится неинтересной.
  3. Крупные масштабы выполнения работы – неуверенность в силах в начальной стадии проекта и результат – плоды работы, которых следует долго ожидать.
  4. Однообразный образ жизни – размеренный рабочий график, комфортные условия и стабильная оплата притупляют стимул к достижению высоких результатов.
  5. Личные проблемы – здесь у каждого может возникнуть индивидуальная ситуация.
  6. Отсутствие поощрения и необъективная оценка.

Творческий кризис - что делать?

Надо поставить на первое место четкое осознание, что этот период – временное явление, после него настает новая волна активного прилива творчества. Что делать если творческий кризис постиг автора, и какими методами наладить генерацию идей:

  1. Повернутся лицом к природе – выехать на пикник, рыбалку, охоту или просто погулять под звездным небом.
  2. Надо отдохнуть, если нет возможности отложить работу на определенный период - взять выходной. Один день полноценного отдыха способен вернуть вдохновение.
  3. Сменить привычную обстановку, найти новые знакомства - записаться в спортзал, бассейн или курсы кроя и шитья. Заняться каким-то непривычным делом, занять голову новыми мыслями.
  4. Заняться физической нагрузкой – повысить насыщенность крови кислородом, от чего мозг начинает активно работать.
  5. Изменить рацион – подпитать мозговые клетки. Пойдет на пользу употребление: орехов, инжира, банана, клубники, черники, клюквы, ананаса, лимона, авокадо, морковки, лука репчатого, свеклы, шпината, креветок.
  6. Исключить энергетики и стимуляторы. На несколько дней следует отказаться от напитков, содержащих в составе кофеин и алкоголь.
  7. Пообщаться с друзьями, попросить подсказки у авторитетного человека. Он сможет показать неизвестную грань проблемы, после чего наступит момент просветления – творческий процесс возобновится с новой силой.
  8. Совершить ошибку, значит понять, как не надо поступать. Даже провалы ведут к опыту, сидеть, сложа руки и впадать в депрессию не надо.

Сколько длится творческий кризис?

Период, в котором творческий спад посетил автора, может характеризоваться разными промежутками времени. Рабочий процесс может идти полным ходом, но не приносить очевидных результатов, кроме того, эта работа вызовет негативную критику окружающих. Иногда такое состояние может длиться несколько месяцев. Это может стать поводом открыть в себе неизвестные таланты, переключиться на другую сферу деятельности.

Как выйти из творческого кризиса?


Из биографий творческих людей можно понять, что творческий кризис всегда ступень к взлету – переосмысливание творчества и переход на новый уровень. Советы для выхода и кризиса:

  1. Не надо выдавливать идею из мозга, если ее там, в определённый момент, просто нет.
  2. Отказаться от попытки на основе старой раскрученной версии сообразить ошеломительный успех нового проекта.
  3. Полностью переключится и выбросить из головы рабочий процесс – заскучать по любимому делу.
  4. Если умные мысли посещают отдельными частями - записывать на бумаге. Через некоторое время эти короткие фразы могут стать основой работы.

Как преодолеть творческий кризис и поддержать в тонусе – подать мозгу для рассуждения логические вопросы. Занятия умственными упражнениями и решения головоломок помогут проявлять нестандартный подход к очевидным задачам. Иногда, ассоциативное сравнение становится ключом, он легко вернет творческие идеи с новым зарядом энергии. Нива творчества приносит хорошие плоды для тем кто любит на ней трудится.

Брэндон Тёрнер (Brandon Turner)

Предприниматель, инвестор, автор нескольких книг и главный редактор социальной сети, специализирующейся на недвижимости. Брэндон вывел свой собственный алгоритм, соблюдая который можно навсегда забыть о том, что такое творческий кризис. Используя его, он смог написать 250 000 слов за год.

Вы твёрдо решили что-то написать, уселись за рабочее место, открыли ноутбук и текстовый редактор, но вдохновение внезапно куда-то коварно улетучилось. Прошло уже добрых полчаса, а вы так и продолжаете сидеть перед абсолютно пустой страницей.


Неважно, что вы пытаетесь писать: книгу, статью для блога или что-то ещё. Писательский блок, или творческий тупик, - вполне реальная вещь, которая будет тормозить вашу работу и до невозможности раздражать.

Вряд ли кто-то из нас может стопроцентно гарантировать, что каждый день при любых условиях и погоде сможет беспрепятственно выдавать по одному, а то и по несколько .

Вдохновение - штука капризная и непостоянная, поэтому необходимо уметь писать не дожидаясь его. Ниже рассмотрим четыре простых совета, которые должны помочь в такой ситуации.

1. Используйте «детсадовские» уловки

Вспомните, когда вы были ребёнком, учителя наверняка не раз предлагали вам выполнить задание, в котором необходимо было заполнить пробелы недостающими словами. Что-то вроде этого:

Мой любимый цвет - ________.
Имя моей мамы - ________.
Когда я вырасту, я хочу стать ________, потому что ________.

Вряд ли вы тогда испытывали какие-то особые затруднения выполняя это задание, правда ведь? Ни о каких творческих блоках и речи не шло. Причина такой простоты в том, что тема была уже заранее определена и всё, что от вас требовалось, - это просто-напросто вписать нужные слова в подходящие места.

Именно поэтому заполнение пробелов в работе считается самым лёгким способом преодолеть писательский блок. Вам поможет детальный план действий. Чем больше подробностей и тонкостей вы сможете предварительно обдумать и мысленно поместить в свой пока ещё воображаемый текст, тем легче будет его в конечном счёте написать.

Сегодня, прежде чем ответить на письма нужным людям, я провёл пять минут обрисовывая в общих чертах каждую мысль, которую мне хотелось бы донести. Поэтому, когда пришло время писать сами письма, всё, что мне оставалось сделать, - это всего лишь «восполнить пробелы» для каждого конкретного письма, расширить по пунктам каждую идею. Написание писем не отняло много времени: на то, чтобы разобраться с почтой, ушло всего-то полчаса. Я так быстро справился только потому, что не должен был принимать никаких решений. Не было такого, что я просто сидел и думал: «Хм-м, а о чём же я должен был написать сегодня?»

Брэндон Тёрнер

Самое трудное в работе - процесс принятия решений. Поэтому если вы справитесь с этой задачей заранее, то намного . Не усложняйте: когда вы понимаете, что не можете сдвинуться с мёртвой точки, просто вспомните про этот наивный детсадовский метод.

2. Берите пример с профессиональных спортсменов

Вы когда-нибудь видели, как профессиональный гольфист готовится загнать шарик в лунку? Обращали внимание, как баскетболист реализует штрафной бросок? Или как бейсбольный питчер подаёт мяч?


playbuzz.com

Когда спортсмены собираются выполнить трюк, который проделывали уже миллион раз, они практически всегда придерживаются какого-то заранее установленного . Например, делают три шага вправо, прокручивают мяч в руке или отбивают его от пола. У них у всех есть маленький ритуал, который предшествует рутинному действию.

Для чего им это? Заранее установленный порядок помогает настроиться на правильное выполнение действия и усиливает своеобразное «мышление успеха». Те же правила работают и для писателей. Самое время придумать для себя парочку ритуалов.

Когда Брэндон Тёрнер (Brandon Turner) писал свою первую книгу, его распорядок дня был очень прост:

Встать в 5:30.
Выпить стакан воды.
Сделать пятиминутную зарядку.
Немного посидеть на диване (всегда на одном и том же месте).
Открыть ноутбук.
Просмотреть заранее продуманный план действий.
Начать «заполнять пробелы».

Брэндон уверяет, что следовал этому ежедневно на протяжении ста дней и ни разу не сталкивался с творческим кризисом. Благодаря чёткому режиму дня он сразу же приступал к работе, ограничив воздействие всех отвлекающих факторов, которые могли бы привести к потере работоспособности.

  • Пишите в одном и том же установленном месте.
  • Пишите в одно и то же время.
  • Слушайте перед работой одну и ту же песню.
  • Используйте для письма один и тот же текстовый редактор.
  • Пишите каждый день. Ничто не убивает установленный порядок быстрее, чем выходные.

3. Добавьте немного странности

Этот пункт может показаться вам немного диковатым, но Брэндон уверяет, что это один из лучших способов преодолеть трудности, которые могут возникнуть при письме.

Во-первых, решите, для кого вы пишете. Нет, не надо придумывать абстрактный персонаж какого-то пола, возраста или профессии. Найдите настоящего, реально существующего человека, для которого вы будете писать.


После того как вы нашли счастливчика, распечатайте его фотографию (да, это именно тот момент, когда всё начинает становиться странным). Не стоит печатать огромный портрет, ограничьтесь маленькой фотокарточкой. Поместите её неподалёку от своего рабочего места (иголки в неё втыкать не надо).

Теперь всё, что от вас требуется, - писать для этого человека. Как бы вы объяснили тему ему или ей? Как рассказали бы свою историю? Получается, что, вместо того чтобы писать некоему неизвестному читателю, вы теперь пишете для определённого человека. Удивительно, но эта небольшая уловка реально работает.

4. Пишите как можно больше

Зачастую причиной творческого тупика становится не отсутствие вдохновения, а банальная . Вы начинаете писать, потом перечитываете, и через мгновение вас уже переполняет тотальное недовольство собой. Единственный вопрос, который вы в данную секунду задаёте себе: «Кто вообще написал эту чертовщину?»

Вместо этого просто притормозите. Остановитесь, возьмите паузу. Вы сейчас слишком выбиты из колеи, чтобы двигаться дальше, в вас закралось сомнение относительно ваших писательских навыков. Именно поэтому вы пробуксовываете.

Когда я пишу, то я просто пишу. Я не редактирую, не оглядываюсь назад, не пытаюсь перепроверить каждое предложение. Если мне кажется, что я застрял, то я просто пишу больше. Ещё больше. И потом ещё чуточку. После того как я заканчиваю писать дневную норму, я могу возвратиться для того, чтобы немного поправить текст, но никогда не позволяю самокритике брать верх. Продолжать писать - это лучший выход для меня.

Брэндон Тёрнер

Если вам кажется, что вы не можете писать, не паникуйте. Чтобы преодолеть творческий кризис, попробуйте применить на практике какой-нибудь из этих советов.

Сегодня у нас еще один гостевой пост от Игнашова Евгения, который представляет проект Candysign : создание сайтов, иконок, проведение сетей, программирование.
Эти строки читают творческие люди или те, кто себя к ним причисляют? Если да, то им наверняка знакомы времена, как сумасшедшего креативо-извержения так и творческого застоя. Мне, по крайней мере знакомы (будем считать, что это говорит о том, что я настоящий творец:)) Застой у нас, дизигнеров может случаться по великому множеству причин, как-то: спать охота, заказчик тупой, муза покинула или любимая песня в винампе закончилась. У каждого своё. Возникает вопрос: “Как же, блин, всё-таки безболезненно подстегнуть креативность и творческое мышление?”. Честно говоря, я действительно считаю, что можно как-то выделить из общей массы вариантов, несколько, которые действуют наиболее эффективно и на наибольшее количество людей.

Например, вы – дизайнер (хотя, скорее всего так и есть) и у вас тот самый застой, а народ требует и даже периодически названивает с вопросом: “Ну чё там?”. Наиболее действенный лично для меня метод трансформации в боевую дизайнерскую единицу это, как не странно, выжидание . Да, действительно поговорка “утро вечера мудренее” справедлива. Сидите вы предположим в час ночи рисуете что-то, но чуете, что, как говорится, не прёт. И порыва нет, и подолгу торчите на одном месте, с целью довести его до идеала, и прочее. Кто учился в художке или тупо ходил в кружок в детстве, тому наверняка преподаватель при таких же моментах советовал отойти минут на 10-15 от своего рисунка и просто отвлечься другими делами. Отвлекаясь, образ рисунка частично уходит у вас из головы и потом вы, так сказать, с новым свежим взглядом смотрите на своё детище и сходу видите то, чего не замечали при пристальном часовом разглядывании.

Муза также может вернуться и при созерцании чего-нибудь/кого-нибудь прекрасного . Но непременно не просто прекрасного или вызывающего умиление как, например, маленькие дети, щенки, котята или голые тётки, а “тематически прекрасного”. Т.е. неплохо ознакомиться с работами старших товарищей, коллег по цеху, тех, кого вы считаете своим духовным наставником, Гуру и прочих. Желательно поискать схожие по теме работы, а не просто картинки зырить. Щас наверно некоторые думают мол: “На что это он намекает, стервец? Спереть чужие идеи предлагает?”. Отвечу прямо и честно, не кривя душой – нет). Я клоню к, опять таки, всем известной поговорке “Учись у многих, не подражай никому”. Даже великие, на этапе своего становления у кого-то учились, в чём-то черпали вдохновение, что-то употребляли … Ежели при вас простом дизайнере есть ваш личный арт-директор, то можно и к нему обратиться, пускай з/п отрабатывает. Не стремайтесь ходить по портфелям качественных веб-студий и учиться у них.

Напомню ещё раз, что нужно именно учиться, а не воровать . Да, грань тонка, да иногда червь бездарности так и точит, падла: “Сопри, сопри, интернет большой, никто не спалит”. Роль этого червя иногда могут заменять не слишком совестливые коллеги по цеху, мол: “А чё? Я всегда так делаю и ничего”. Тут должно включаться ваше дизайнерское самолюбие, коего у каждого дизигнера обычно хватает.

Как-то лазил по сайту одной известной в сфере дизайна “птицы” и наткнулся на статью или скорее заметку общий смысл которой в том что творческий кризис может возникнуть только если вы идете в неправильном направлении , а придумать нечто оригинальное и необычное и вовсе нельзя. Необычное может появиться лишь само-собой в процессе работы. Отчасти согласен. Например, в том, что интересная идея может возникнуть в процессе, но считаю что и сама-собой она тоже может появиться. Допустим, вам дали заказ на сайт булочной и вы сходу прямо в процессе обсуждения деталей дальнейшей работы придумали, что по центру экрана будет толстая тётка с тарелкой булок ну или типа того. Не слишком оригинально конечно и на шедевр дизайнерской мысли не тянет, но не будем забывать, что это просто пример и придумал я его на ходу за 3,5 секунды.

Преодолевать этот творческий кризис можно ещё и генерируя заведомо не самые оригинальные идеи (что-то вроде “мозгового штурма”).То есть просто накидывая некий рабочий материал процентов 70 которого в дальнейшем отсеяться сами-собой. Но, по крайней мере, это даст вам некий вектор по которому уже можно идти не тратя время впустую. Например, по той же булочной можно сразу для себя уяснить, что делать сайт в тёмных тонах не сильно-то логично, следовательно, надо делать в светлых либо нейтральных тонах. Цвета бывают тёплые и холодные, думая про то какая должна быть идеальная булка вы непременно наткнётесь на мысль, что она должна быть свежей, пышной, и непременно ТЁПЛОЙ. Цепь логических рассуждений можно продолжать и дальше, периодически записывая или зарисовывая (кому как удобнее) стоящие идеи. Поразмыслив над придуманным мною же заказом, я пришёл к некоторым вполне логическим выводам. Короче в итоге мы имеем:

  1. Фон сайта для булочной может быть телесного цвета (знаете такой розово-светло-коричневый) или его оттенков.
  2. С неким персонажем (баба по центру)
  3. Цвет текста тоже можно сделать тёплым
  4. Ну и добавить свежести позволят холодные цвета где-то сверху (голубое небо или типа того).

Согласитесь, с этим уже можно начинать работать. Не так ли?

Что ж, спасибо Евгению Игнашову из Candysign за очередной дизайнерско-философский материал для обсуждения. Интересно было бы почитать в комментариях какие именно источники вдохновения используете вы и что вообще делаете, когда креатива нет.

В принципе, думаю, данная ситуация применима и для других «творческих профессий», например, блоггинга или, если упростить, написания текста. Бывает, ты садишься за очередную статью, которую нужно опубликовать, придумал тему, но мысли никак не желают материализироваться в буквы и строки на экране монитора. В этом случае, думаю, как и для любой другой творческой, кропотливой, «умной» работы нужно отвлечься – буквально на 10-15 или более минут занять себя чем-то другим, либо отдохнуть. Во-вторых, можно провести аналогии с созерцанием работ других дизайнеров и чтением публикаций других авторов. Это может разрешить вопрос творческого кризиса или застоя в плане поиска идей для новых публикаций.

P.S. Постовой. Читаем про DIP 2.0 – Новый сервис для хранения закладок .
Где развлечься в Киеве? Полная Афиша Киева онлайн , новости и статьи о Киеве.
Полезная статья про то как раскрутить форум – обсуждаем и делимся опытом.

Творческий кризис английском языке принят термин Writer’s block , писательский блок) - состояние, в котором автор теряет способность создавать новые произведения или переживает творческий спад. Тяжесть состояния варьируется от сложности в придумывании оригинальных идей до многолетней неспособности заниматься работой. На протяжении всей истории творческий кризис много раз подтверждался документально.

Творческому кризису были подвержены такие профессиональные деятели искусств, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд , Джозеф Митчелл , художник-карикатурист Чарльз Монро Шульц , британская певица Адель и пр. Исследования по данной теме проводились в конце 1970-х и 1980-х гг. Исследователи фокусировались в основном на творческом кризисе писателей . Состояние впервые было описано в 1947 г. психоаналитиком Эдмундом Берглером .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Zwook-ответ #4: Творческий кризис

    КАК ЗА 4 ШАГА ВЫЙТИ ИЗ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА

Субтитры

Причины

Творческий кризис может иметь несколько возможных причин. Иногда это творческие проблемы внутри самого автора. Писателю может не хватать вдохновения , или он может отвлекаться на другие события. Вымышленный пример можно найти в романе Джорджа Оруэлла «Да здравствует фикус! », в котором главный герой Гордон Комсток тщетно пытается закончить эпическую поэму , описывающую один день в Лондоне (пер. В. Домитеевой): «Размах не по плечу, да - не по силам. Собственно поэма не двигалась, за два года налеплена только куча фрагментов, разрозненных и незаконченных.»

Также кризис может возникать из-за внешних неблагоприятных обстоятельств в жизни или карьере писателя: физическая болезнь, депрессия, разрыв отношений, финансовое давление, ощущение провала. Сама необходимость иметь на выходе продукт может способствовать кризису, особенно если автор вынужден работать несвойственным ему образом (то есть под дедлайном или в неподходящем стиле или жанре). Писательский блок может также происходить от страха не соответствовать прежним большим успехам. Писательница Элизабет Гилберт , размышляя над своими перспективами после выпуска бестселлера, предложила освобождаться от такого давления, называя креативных писателей «имеющими» гений, а не «являющихся» гениями.

Высказывалось предположение, что творческий кризис - больше, чем просто психическое явление. В условиях стресса человеческий мозг «переключает управление от коры больших полушарий к лимбической системе » . Лимбическая система связана с инстинктивными процессами, такими, как реакция «бей или беги» , и с поведением, основанном на «глубоко укоренившемся обучении». Ограниченный входной сигнал от коры больших полушарий препятствует творческим процессам, которые заменяются на поведение, связанное с лимбической системой. Человек часто не догадывается об этих изменениях и считает, что он творчески «заблокирован». В своей книге 2004 г. «The Midnight Disease: The Drive to Write, Writer’s Block, and the Creative Brain » (ISBN 978-0-618-23065-5) писатель и невролог Элис Флаэрти утверждала, что литературное творчество является функцией определенных областей головного мозга , и что блок может возникнуть из-за нарушения активности мозга в них.

В статье Лоуренса Оливера «Как преодолеть творческий кризис. В помощь студентам» говорится, что «студентам мало или совсем не советуют, как генерировать идеи и анализировать свои мысли, и обычно они проходят через писательский процесс без корректирующей обратной связи и без руководящего участия преподавателя, который воздерживается от комментариев и критики до оценки конечного результата.» Он говорит, что студенты «учатся писать в процессе письма», и часто чувствуют себя незащищенными и/или парализованными правилами.

Филлис Кёстенбаум в статье «The Secret Climate the Year I Stopped Writing» писала о своём страхе перед писательством, утверждая, что он напрямую был вызван реакцией её преподавателя. Она пишет: «Мне нужно было писать, чтоб чувствовать, но без чувства я не могла писать». В противоположность опыту Кестенбаум, преподавательница писательского мастерства Нэнси Соммерс выражает уверенность, что как не заканчиваются задания, даже когда студенты перестают писать, так не должны заканчиваться и комментарии преподавателей. Она призывает к обоюдному «партнерству», так, чтобы ответы писателей на черновики студентов превратились в беседу.

Джеймс Адамс в своей книге «Conceptual Blockbusting » отмечает, что среди различных причин блока имеются страх риска, «хаос» на стадии обдумывания текста, конфликт рассудительности с генерированием идей, неспособность взращивать идеи или отсутствие мотивации.

Преодоление кризиса

» рассматривает различные стратегии преодоления писательского блока , обращая особенное внимание на работы Роуз, Оливера и Кларк. Джеймс Адамс, так же, как и Рико, обсуждает участие правого полушария в процессе написания текста. Автор книги «Write ON! » («Продолжайте писать! ») Билл Дауни хотя и намеревается основывать свой подход на практических случаях, его концентрация на правополушарных техниках говорит о когнитивно-теоретическом подходе, аналогичном подходу Рико, с более практическими советами для писателей.

Синдром чистого листа

Синдром чистого листа похож на писательский блок, но термин этот не психологический. Данный синдром может случиться с писателем в любой момент, вне зависимости от карьерного успеха. Он может раздражать авторов и часто приводит к долгому промежутку времени, когда они не могут начать ничего нового. Можно практиковать следующие стратегии преодоления этого синдрома: на некоторое время отвлечься от работы, читать книги или принуждать себя насильственно писать что-нибудь, даже не видя в этом смысла. Чтобы избежать синдрома чистого листа, лучше всего иметь чёткое представление, когда садиться писать, и не откладывать письмо на потом, потому что стресс только усугубляет этот синдром.

О, это состояние потока, когда паришь как птица над бескрайним океаном творчества! Когда всё намеченное получается, когда из-под пера выходит что-то действительно креативное, когда рождается гениальный проект. Что же делать, если выпадаешь из этого состояния? Существует ли рецепт, который поможет пережить творческий кризис и даст толчок к новым открытиям?

Профессор Михай Чиксентмихайи, автор бестселлера «Креативность» исследовал судьбы девяноста величайших людей XX столетия. На протяжении нескольких лет профессор вместе со своей командой изучал жизнь научных работников, художников и прочих творческих личностей. Исследования проводились, чтобы выявить общие черты, привычки, образ жизни креативных людей. Главной целью было определить способы повышения личной креативности.

Итак, у всех творческих, да и нетворческих, людей мозг устроен одинаково. Способность и лимит на обработку информации практически не отличается. Разница заключается лишь в том, о чём именно мы думаем, как умеем отдыхать, можем ли концентрироваться на задаче.

Вы победите творческий кризис и станете более креативными, если будете следовать семи советам:

Исследования показали, что рассеянность — плохой помощник в креативности. Недостаточная концентрация внимания — как правило, следствие многозадачности. Уделяя внимание нескольким делам одновременно, сложно создать что-то ценное:

1. Установите лимит на ежедневное посещение интернета и соцсетей. Частое перепрыгивание с ссылки на ссылку притупляет внимание и ухудшает память.

2. Заведите полезные привычки. Альберт Эйнштейн не тратил время на ежедневный выбор одежды. Он одевался в один и тот же свитер и мешковатые брюки, тем самым концентрируясь на более важных вещах. Вам не обязательно так минимизировать гардероб, но избавиться от лишней одежды, которую давно не носите, будет полезно. Оставшиеся вещи разложите на готовые комплекты и повесьте в шкаф. Это поможет сэкономить время и сконцентрироваться на важном.

3. Медитируйте. Это помогает сосредоточиться и отпустить лишнее. Начинайте каждый день с пятиминутной медитации, и результат не заставит себя ждать.

4. Интересуйтесь тем, что происходит в мире , больше общайтесь с людьми. Сосредоточенность на своих потребностях и амбициях мешает развитию и усвоению новой информации.

Вспомните, как ребенок восхищается простыми вещами. Взрослый человек с годами теряет это качество. Вот несколько способов разбудить в себе любознательного ребёнка:

1. Удивляйтесь прочитанному, услышанному, увиденному. Посмотрите новый фильм. Прочитайте сонет Шекспира в оригинале, и неважно, что ваш английский далек от совершенства. Послушайте симфонический концерт, попробуйте необычное блюдо. Не старайтесь оценить все это с позиции эксперта. Просто наслаждайтесь новыми впечатлениями.

2. Удивляйте хотя бы одного человека каждый день. Пригласите друга или супруга в театр, а не в кафе. Купите одежду в новом стиле и отправляйтесь “выгуливать наряд” в людное место.

3. Каждый день записывайте инсайты. Заведите дневник и фиксируйте в нём всё, что показалось интересным или необычным. Перечитайте записи спустя неделю и поразмышляйте над ними. Возможно, вы заметите какую-то закономерность и захотите изучить её более подробно.

4. Если вы чем-то заинтересовались, не оставляйте это без внимания. Обычно интерес длится недолго. Мы слишком заняты, чтобы изучать понравившуюся песню, цветок или идею. Если мы не будем познавать мир, мы многое пропустим, упустим и не успеем попробовать.

Не важно, что вы делаете: моете пол, чистите картошку или сажаете огурцы на даче. Важно получать удовольствие от любой деятельности — работать, танцуя в душе. Рутинные дела, сделанные с радостью, помогают отвлечься и высвободить творческую энергию.

В книге «Креативность» Михай Чиксентмихайи приводит слова скульптора Нины Холтон о креативности:

«Мне нравится выражение «душа поёт», и я довольно часто так говорю. У нас с Кейпе дом, вокруг него растёт такая высокая трава, и я на неё смотрю и говорю: «Это поющая трава, она поёт». Понимаете, у меня есть такая потребность, мне нужна радость. Я это чувствую. Думаю, я рада, что живу, рада, что есть мужчина, которого я люблю, рада, что у меня такая прекрасная жизнь, а когда я работаю над какой-нибудь вещью, у меня порой поёт душа. Я надеюсь, что это чувство есть у всех. Я рада, что мне досталась такая поющая душа».

— Нина Холтон

Подумайте, о чём поёт ваша душа? Что помогает входить в состояние потока и просто радоваться тому, что есть в вашей жизни?

Важно понять, какое время суток эффективно для работы, а какое — дл я отдыха. Поэкспериментируйте, не зацикливайтесь на общепринятых стандартах. Возможно, самым полезным временем для работы будет не утро, как вы всю жизнь думали, а вечер или день.

Выпишите себе в блокнот оптимальные часы для работы и отдыха. Отметьте также, в какие дни недели вы максимально продуктивны, а в какие вам хочется полениться или помечтать.

Совет 5. Найдите время для расслабления и размышлений

Многим просто не сидится на месте: моют полы дважды в день, перекладывают вещи в шкафу, полируют до блеска люстру или окна. Узнали себя? Такая«обезьянка в голове» плохо сказывается на творчестве. Постарайтесь выделить в своем своём расписании немного времени для ничегонеделания. Просто посидите в тишине, посмотрите вдаль и позвольте мыслям течь, как им вздумается.

Поразмышляйте над своей жизнью, подумайте о прошлых достижениях и предстоящих задачах. Чем меньше усилий вы будете прилагать, тем более интересные решения будут рождаться. Совмещайте периоды размышления с физической активностью, например, с ходьбой, плаванием или бегом.. Чередуйте стресс с расслаблением. Если у вас сидячая монотонная работа, то для отдыха выбирайте экстремальные виды спорта, такие как горные лыжи и альпинизм.

Совет 6. Приведите в порядок пространство вокруг себя

Так вам легче будет сосредоточиться на творчестве. Избавьтесь от всего лишнего: от вещей, которые отвлекают, напрягают, вводят в состояние депрессии. Свободное пространство помогает течь творческой энергии. Подумайте, устраивает ли вас вид из окна, воздух, этаж вашего дома и рабочее место?

Хотите начинать рабочий день рано утром? Организуйте рабочее место в комнате, окна которой выходят на восток. Летом в 5 утра в вашей комнате уже будет светло, и вы не будете думать о том, как бы поспать еще часок… Выберите один день в неделю, когда вы освобождаете дом или рабочее место от лишнего — такая практика способствует притоку творческой энергии.

В течение нескольких дней отслеживайте свои ощущения от той или иной деятельности. Поставьте будильник на телефон, и пусть он каждые 15 минут напоминает об этом эксперименте. Через некоторое время станет понятно, какие дела приносят удовольствие, а какие наводят скуку.

После того, как вы поняли, что вам нравится, а что нет, делегируйте близким какие-то рутинные занятия, например, сборы чемодана или мытье посуды. Другие дела организуйте так, чтобы они стали интересными и полезными Например, прогулку с собакой совмещайте с прослушиванием подкаста. А от ненужных дел, вроде ежечасной проверки почты, и вовсе откажитесь. Чаще занимайтесь тем, что приносит удовольствие и радость. Неудовлетворенный человек не может быть креативным.

Подведем итоги

Творческий кризис — не стоит считать однозначно негативным явлением. Все зависит от нашего отношения. Для кого-то кризис — это возможность развиваться дальше и стать лучше, а для кого-то — путь к деградации. Упорство, умение справляться с трудностями и преданность делу творят чудеса. Менделеев годами работал над своей таблицей химических элементов, прежде чем она ему приснилась.. Джоан Роулинг,автор серии романов о Гарри Поттере, встречала немало препятствий на пути к своей мечте, и у неё не раз опускались руки. Но всего за пять лет она превратилась из скромного секретаря в известного на весь мир писателя.

Случайностей не бывает. И всё над чем вы сейчас трудитесь обязательно даст сочные плоды в будущем! Верьте в себя, и тогда вы сможете победить любые кризисы.