В анализе процесса обмена указывал на наличие в любом товаре одновременно двух различных категорий: «потребительной стоимости» (ценность, полезность для потребителя) и «меновой стоимости» (стоимость , нечто, что позволяет обменивать разные товары в определённых пропорциях друг к другу и при этом каждая из сторон считает такой обмен справедливым).

Мнение австрийской экономической школы о товаре

Учению о товаре посвящена 7 глава «Оснований о политической экономии» основателя австрийской экономической школы Карла Менгера . Менгер различает товар и экономическое благо. Определяя товар, как экономическое благо, предназначенное для продажи, и теряющее свойства товара при попадании к конечному потребителю, он впервые разграничивает эти два важные экономические понятия . Также приводится описание основных свойств товаров, как экономической категории - границы способности товаров к сбыту, степени способности к сбыту и способность товара к обращению. Под границами способности товара к сбыту понимается суммарный потребительский спрос. Так, согласно Менгеру, спрос на сочинение о языке индейцев Латинской Америки тупи не превысит 600 экземпляров при минимальной цене, в то время как граница способности к сбыту произведений Шекспира превышает сотни тысяч . Степень способности товара к сбыту важна для товаров, которые не имеют самостоятельным значением, а нужны лишь как составные части других. Менгер приводит пример пружин для механических часов и манометров. Какова бы ни была их цена, количество продаваемых пружин будет зависеть только от производства часов и манометров. В то же время золото и серебро практически не имеют пределов способности к сбыту .

Нет сомнения, что и в тысячу раз большее количество золота и в сто раз большее количество серебра, чем имеется теперь, всё ещё нашли бы на рынке покупателей. Правда, в таком случае эти металлы сильно упали бы в цене, и даже менее состоятельные люди стали бы употреблять их в виде посуды и домашней утвари, а бедные - в виде украшения, но все же и при таком из ряда вон выходящем увеличении их количеств, они поступили бы на рынок не напрасно, но, по-прежнему, находили бы себе сбыт, тогда как такое же увеличение количества лучших научных произведений, прекраснейших оптических инструментов, даже таких необходимых товаров, как хлеб и мясо, вызвало бы невозможность продать эти товары. Отсюда видно, что для владельца золота и серебра очень легко всегда найти сбыт любому количеству своего товара, в крайнем случае с небольшой потерей в цене, тогда как в случае внезапного увеличения количества других товаров, потери в цене бывают гораздо большими, а некоторые из них при таких обстоятельствах и совсем не могут быть проданы.

Способность товара к обращению предполагает лёгкость его циркулирования. Некоторые товары имеют одинаковую почти способность к сбыту в руках любого человека. Крупица золота «найденная грязным семиградским цыганом в песках реки Араньош», обладает одинаковой способностью к сбыту, как и в руках владельца рудника. В то же время предметы одежды, постельное бельё и др. товары подобного рода из рук этого же человека потеряют способность к сбыту, даже если бы он им и не пользовался, а приобрёл для перепродажи .

Нетрадиционное определение

Сегодня товаром называют всё, что можно продать. Часть современных товаров невозможно отнести к предметам: электроэнергия , информация , квота на выбросы озоноразрушающих и парниковых газов , рабочая сила . Часть товаров никогда непосредственно не удовлетворяет человеческих потребностей и не используется в технологических процессах: ценные бумаги , деньги (особенно бумажные и электронные). Над частью товаров покупатели не получают полного права собственности : компьютерная программа , фонограмма, видеокассета. Есть товары, к появлению которых человек не имеет никакого отношения: можно купить себе кусочек Луны , Марса или дикого леса . Сегодня самостоятельным товаром может выступать любое право на что-либо. При изготовлении вещи сразу же возникают различные права на эту вещь. В начале развития товарного обмена сама вещь была носителем всех прав, которые передавались вместе с передачей вещи и отдельно не вычленялись. Возможно, первым отделилось право пользования в виде аренды . Организационное, юридическое, техническое развитие общества позволило разделить некогда единое право собственности на большое число отдельных прав и независимо друг от друга передавать их от одного лица к другому. Сегодня вещь часто передается как приложение к приобретённому праву (полной собственности, пользования, прослушивания).

Таким образом, товаром можно назвать передаваемое другому лицу право на что-либо, которое может сопровождаться передачей вещей.

Юридические определения

  • Согласно ГОСТ Р 51303-99, товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
  • В Таможенном праве РФ товары - перемещаемые через государственную или таможенную границу предметы, являющиеся объектами внешнеторговой купли-продажи или мены (бартера).

Этимология

Русское слово товар согласно словарю Фасмера имеет тюркские корни и произошло от тюркского «tauar» («тауар»), которое и в современных башкирском, казахском и ряде других языков имеет значение «товар». На одном из тюркских языков, уйгурском , tavar (тавар ) обозначало имущество, скот.

Качество

Качество товара - оценка потребителем соответствия товара назначению (обычному, общепринятому или назначению, указанному производителем). Включает в себя оценку объективных потребительских свойств (производительность, надежность, ремонтопригодность) и субъективных (модность, престижность, легкость в эксплуатации). В современных условиях планирование качества является основой маркетинговой политики производителя. Кроме качества для оценки товара используется показатель технического уровня продукции.

См. также

  • Товарные сделки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Товар" в других словарях:

    Муж., ·стар. именье, имущество, добро, достаток, пожитки, нажитое; | походный, военный обоз. Мстислав же зая товара много, золота и сребра, и челяди, и копий, и скота, ·летописн. Распревшеся (т. е. поссорясь) убойци Миндовгови о товаре его, убиша … Толковый словарь Даля

    ТОВАР, товара (товару), муж. 1. (мн. в знач. разных видов, сортов). Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли продажи (экон.); вообще всё, что является предметом торговли. «Надо, наконец, понять, что товары… … Толковый словарь Ушакова

    - (commodity) 1. Сырьевые товары, например зерно, кофе, какао, шерсть, хлопок, джут или каучук (иногда называемые мягкими товарами (soft commodity), которые продаются на товарном рынке (commodity market). В некотором смысле эти сырьевые товары… … Словарь бизнес-терминов

    - (commodity) Продаваемый и покупаемый без упаковки стандартный товар, все единицы которого взаимозаменяемы. Товарами такого рода являются преимущественно продукты первичного сектора экономики (primary sector), к которому относятся сельское… … Экономический словарь

    Предмет торговли; опт, мал, рестант, изделие, левак, залежь, третьяк Словарь русских синонимов. товар сущ., кол во синонимов: 40 автотовар (1) … Словарь синонимов

    товар - ТОВАР, а, м. Женщина, девушка. Водка есть, товар нужен. Общажный (из общежития) товар. Возм. из уг … Словарь русского арго

Технические условия (ТУ) - это документация, которая устанавливает технические требования или группу конкретного товара, изделия, материала или вещества. В ТУ должны быть указаны процедуры и действия, с помощью которых можно , соблюдены ли технические требования. ТУ разрабатываются по решению изготовителя промышленной продукции или по требованию её потребителя. На каждый конкретный товар, изделие, материал или вещество указывается код по ОКП (общероссийский классификатор продукции).

Разработка ТУ

Разработка технических условий начинается в тот момент, когда изготовитель товара принимает решение выпускать продукцию не по государственному стандарту, а по особой процедуре. Необходимость в разработке ТУ возникает, в том числе и в тот момент, когда отсутствует соответствующий государственный . Технические условия определяют практически все этапы производственной цепочки, по которой должен происходить весь процесс производства промышленной продукции.

Разработка и оформление технических условий требуют от исполнителя специальных знаний и навыков. Разработка ТУ происходит в соответствии с ГОСТ 2.114-95 (единая система конструкторской ) и ГОСТ Р 51740-2001 (общие требования к разработке и оформлению).

Лицо, которое утверждает технические условия на продукцию, является собственником и держателем подлинника ТУ. Подпись собственника ТУ находится в верхнем правом углу титульного листа технических условий. Собственник технических условий на продукцию априори имеет единоличное право вводить изменения в технические условия. Право вносить изменения в ТУ может передаваться по договору.

Согласно ТУ проводится продукции, по итогам которой получают сертификат соответствия.

Для чего нужны ТУ

В значительной мере, технические условия определяют уровень качества готового изделия или продукции на всех этапах её жизненного цикла (технические нормы, специфика производства, техпроцесса изготовления, методы контроля, нормы безопасности, экологические нормы, транспортировка, использование, хранение и качества). Покупатель, как и потребитель промышленной продукции, при ТУ, может судить об уровне качества и о добросовестности производителя.

Вследствие этого, несет прямую ответственность за соответствие уровня качества готового товара заявленному. Оттого, насколько техусловия будут полными и информативными, зависит успех промышленной продукции на рынке.

  • 1. В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что:
  • 1) товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;
  • 2) товаром является то, что апробировано трудом; например, ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать ими после того, как затрачен труд на их сбор;
  • 3) товаром является то, что предназначено для продажи.
  • 2. В австрийской экономической школе (ее видным представителем является К. Менгер) товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

К экономическим благам К. Менгер относит тс, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями (см. параграф 19.5).

Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое – не учитывает.

Несмотря на различие подходов, и гой и другой школой признается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы, и разного вида услуги.

Товары могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Товар обладает двумя свойствами:

  • способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
  • способностью обмениваться на другие товары.

Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью.

Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т.е. является общественной потребительной стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со способностью товара обмениваться на другие товары.

Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость.

В меновой стоимости проявляется стоимость. Что же такое стоимость?

Вопрос, что лежит в основе обмена и определяет количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, впервые поставил Аристотель. В дальнейшем разные экономисты отвечали на него по-разному.

По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в лице трудовых затрат , которые и определяют стоимость.

По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность.

Полезность (utility ) – это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.

Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам.

Обратимся к этим концепциям.

Трудовая теория стоимости сформировалась в течение XVIII и XIX вв. Ее основы мы находим в работах классиков политэкономии, которые определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. Труд товаропроизводителя двойственен. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом – определенной потребительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название конкретного труда. С другой стороны, труд – это затрата рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме, частица совокупного общественного труда. Он называется абстрактным трудом. Именно он создает стоимость, ибо является тем общим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг другу.

Различны были взгляды и на меру стоимости. А. Смит за меру стоимости принимал рабочее время; Д. Рикардо – рабочее время на производство товара в худших условиях производства; К. Маркс определял стоимость общественнонеобходимым рабочим временем, которое идет на производство продукта при общественно-нормальных условиях производства: среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Теория предельной полезности наиболее ярко выражена в трудах представителей австрийской школы: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, У. Джевонса и др.

Сторонники этой концепции определяют стоимость исходя из субъективных оценок покупателей. А субъективная ценность товара зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага (редкости) и степени насыщения потребности в нем. Например, если вас мучает жажда, а вы находитесь в пустыне, где вода – редкость, то первый сосуд воды для вас бесценен. По мере утоления жажды полезность каждого последующего, дополнительного сосуда будет для вас уменьшаться. Последний потребляемый сосуд с водой имеет для вас наименьшую полезность.

Вывод : предельная полезность – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной единицы товара или услуги. Она равна изменению общего количества полезности, деленному на изменение в потребленном количестве.

Затратная концепция представлена в трудах Дж. Милля, Дж. Р. Мак-Куллоха и других, сводивших стоимость к издержкам производства, т.е. затратам на средства производства и оплату труда.

Попытки объединить эти теории предпринимались О. Бем-Баверком, А. Маршаллом, Дж. Кларком, П. Самуэльсоном.

Наиболее удачной оказалась концепция А. Маршалла, в которой он отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства.

Тем самым в предложенном им методе анализа выявляется взаимовлияние полезности, спроса/предложения, издержек и цены.

К. Маркс начинает исследование закономерностей развития капиталистического общества с анализа товара. Первая глава I тома "Капитала" открывается словами: "Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой". Затем дается определение товара и рассматриваются его свойства, противоречия.

Основу экономики образуют два фундаментальных положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т.е. средств для производства товаров и услуг. Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Перечень таких товаров и услуг поразительно широк и он непрерывно приумножается. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. И в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость.

Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости и стоимости.

Советская экономическая наука базировалась на трудовой теории стоимости К. Маркса. Ее смысл заключается в том, что всякий товар есть продукт человеческого труда и величина его стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство. Величина этого труда определяется средним временем на производство товара при данном среднем уровне развития производительных сил, при среднем уровне умелости и интенсивности труда.

В реальной экономике ни общественно-необходимого труда, ни усредненного рабочего времени не существует. Здесь господствуют конкретный труд и определенное время в часах и минутах. Любой товаропроизводитель, предлагая покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены, которая бы возместила ему понесенные расходы (издержки производства) и принесла определенную, при том не меньшую, по сравнению с другими бизнесменами, прибыль. Прибыль выступает как доход на затраченный самим предпринимателем труд. В теории трудовой стоимости выражена позиция продавца. но ведь покупателю нет никакого дела до "чужих" издержек производства и сбыта. Он оценивает товар по своим критериям, ценностью того, чем необходимо пожертвовать для приобретения данного товара. Он рассуждает примерно так: "Мне нравится сливочного масло и сырокопченая колбаса. Если я их куплю, то в жертву будут принесены все другие потребности. У меня не останется денег даже на хлеб. Поэтому ограничусь покупкой говяжьего жира и ливерной колбасы". Выходит, покупатель определяет стоимость блага своими затратами. Это есть альтернативная стоимость, понятие которое связывает воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением. Высокие цены за билеты на концерты эстрадных "звезд" объясняются не высокими затратами общественно необходимого труда, а готовностью людей пожертвовать многим ради "билетика".

Противоречивость позиций продавца и покупателя блага в марксистской теории получила свое разрешение в определении стоимости как "определенном общественном отношении", в несовпадении цены блага с его стоимостью. Стоимость есть лишь основа, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. Эта проблема будет рассмотрена в отдельной лекции. На протяжении более ста лет не утихает дискуссия вокруг трудовой теории стоимости и механизма ценообразования. нет единства и в определении товара. К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В основе первого свойства товара лежит его полезность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит в основе приравнивания одного товара к другому? Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Действительно, когда-то можно было застрелить зайца и сделать из него жаркое. Зайцев-то было много. То, что сегодня имеется в неограниченном количестве никак нельзя назвать неэкономическими благами и просто благом. Опасно для жизни. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда.

Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом, необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров.

В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность и проблема полезности занимает важное место в их учении. Поскольку теория предельной полезности, по мнению многих западных экономистов, произвела настоящий переворот в экономической науке, остановимся на ней более подробно. Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.

Товар является основной категорией рынка.

Существуют различные классификации товаров по следующим признакам:

1) по характеру спроса на товар:

а) повседневного спроса;

б) предварительного спроса;

в) особого спроса;

г) пассивного спроса;

2) по характеру потребления товара:

а) товары индивидуального потребления;

б) товары производственного потребления;

3) по длительности использования:

а) товары кратковременного пользования;

б) товары длительного пользования.

Существуют две теории, анализирующие свойства товара.

1. Маржиналистская теория предельной полезности . Согласно данной теории товар имеет два свойства:

1) полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от товара;

2) ценность – индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов потребностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность товара определяется:

а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром;

б) значимостью для потребителей этих потребностей;

в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем больше запасы товара, тем ниже полезность и, следовательно, ценность каждой следующей единицы товара.

Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:

1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);

2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);

3) меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;

4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.

Свойства товара определены двойственным характером труда:

1) конкретный труд – это труд, затрачиваемый в определенной форме;

2) абстрактный труд – это труд вообще независимо от конкретной формы.

    СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ.

Когда английские колонисты впервые поселились в Новом Свете, они привезли с собой совсем немного фунтов, шиллингов и пенсов, которыми пользовались дома. На самом деле это было и неважно, ведь коренные американцы, с которыми велась торговля, не хотели иметь британские деньги. Они не проявляли никакого желания обменивать пищу на маленькие куски металла и бумаги. Однако коренные американцы готовы были торговать рыбой, мехом и другими предметами первой необходимости посредством бартера. Бартер – это обмен одних товаров или услуг на другие. Например, голодная пуританская семья, имеющая английское сукно, могла бы выторговать себе взамен рыбу у коренных американцев. Но у бартера есть множество недостатков. Для того, чтобы пообедать, пуританской семье нужно было найти того, кто хотел бы получить сукно в уплату за рыбу. Или представьте, что им нужно обменять корову на небольшое количество рыбы. Как подсчитать, сколько рыбы нужно получить за корову?

Что такое деньги? Деньгами может быть все, что принимается в уплату за товары и услуги. С древних веков драгоценные металлы, такие как золото и серебро, были самыми популярными формами денег. На протяжении веков различные общества использовали в качестве денег табак, соль, рыболовные крючки, раковины, камни и конечно всевозможные виды бумаг.

Первоначальной формой стоимости была простая или случайная

Х товара А = Y товара Б .

Следующей исторической формой стоимости является полная или развернутая форма стоимости

Y товара Б

Х товара А = Z товара В

W товара Г

(относительная) (эквивалентная формула стоимости)

Всеобщая форма стоимости выражается следующей формулой:

Y товара Б

Z товара В = Х товара А

W товара Г

Деньги это особый товар, который является всеобщим эквивалентом для остальных товаров.

Существуют следующие теории денег:

1) металлическая теория – возникла в Англии в XVI – XVII вв. Суть – отрицание необходимости бумажных денег;

2) номиналистическая теория – стоимость денег должна устанавливаться государством (XVII – XVIII вв.). Происходило отрицание товарной природы денег;

3) количественная теория денег (XVIII – XIX вв.). Представители данной теории видели в деньгах только средство обращения. Дальнейшее развитие получила в трудах Р. Фишера, который выделил следующие факторы развития данной теории:

а) количество денег в обращении;

б) скорость денег в обращении;

в) средневзвешенный уровень цен;

г) количество товаров;

д) сумма банковских депозитов;

е) скорость депозитно-чекового обращения.

Разновидностью количественной теории денег является монетаризм (А. А. Фридман).

Хотя все что угодно может быть деньгами, этот предмет с практической точки зрения должен обладать следующими качествами:

1) стабильность – стоимость денег должна быть более или менее одинаковой и сегодня, и завтра. В тех обществах, где стоимость денег меняется (увеличивается или уменьшается), люди будут их откладывать в надежде, что их стоимость увеличится, или немедленно расходовать, полагая, что завтра они обесценятся. И то, и другое вредно сказывается на экономике;

2) портативность – современные деньги должны быть достаточно малы и легки, чтобы люди могли носить их с собой. Например, деньги в форме шара были бы непрактичны;

3) долговечность – выбранный материал должен быть достаточно прочным, иметь значительную «продолжительность жизни». По этой причине многие страны мира используют бумагу высокого качества;

4) однородность – деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость. Для многих людей ситуация была бы затруднительной, если бы одна четверть рубля стоила бы больше, чем другая монета такого же достоинства;

5) делимость – одно из самых важных преимуществ денег перед бартером – это то, что деньги можно разделить на части. Другими словами, размен рубля не представляет особого труда, тогда как размен одного цыпленка намного сложнее;

6) отличимость – деньги должно быть трудно подделать, и они должны быть легко узнаваемы. Качество бумаги и усложненные рисунки делают подделку денег очень затруднительной.

Деньги также можно охарактеризовать по тем функциям, которые они выполняют:

1) средство обращения;

2) мера стоимости;

3) средство накопления;

4) средства платежа;

5) мировые деньги.

Средство обращения. Экономические системы, основанные на денежном обращении, отличаются от экономических систем, где обмен производится с помощью бартера. В условиях экономики бартера вы должны найти человека, который имеет то, что хотите вы, и хочет то, что у вас есть. В денежной же экономике люди могут продать то, что у них есть, любому и использовать вырученные деньги для покупки необходимого. Деньги поэтому являются средством, которое делает обмен более простым.

Мера стоимости. Деньги дают нам возможность выразить стоимость чего-либо в терминах, которые понятны каждому. Можно сказать, что дюжина яиц стоит 26 руб. Это намного проще, чем подсчитать, сколько молока, мяса или одежды потребуется за дюжину яиц.

Средство накопления. Деньги позволяют использовать стоимость того, что продано сегодня, для оплаты какой-либо покупки в будущем. Например, продавец яиц может отложить деньги от дневной продажи для оплаты обучения в колледже в следующем году. Немало трудностей вызовет сбережение яиц для этой цели.

Средства платежа . С помощью денег осуществляется продажа в кредит, в долг.

Мировые деньги. Деньги выполняют роль средства осуществления международных деловых операций.

В развитии денег можно выделить два этапа:

1) этап полноценных денег;

2) этап неполноценных денег.

Полноценные деньги – это действительные деньги, в роли которых выступал сам денежный товар, имеющий собственную стоимость (золото, серебро). В связи с этим необходимо различать собственную стоимость денег, определяемую затратами на их производство, и номинальную стоимость денег, которая на них обозначена.

Неполноценные деньги – это заменители полноценных денег, денежные знаки, собственная стоимость которых незначительна и, как правило, не соответствует их номиналу. Таким образом, если полноценные деньги обращались благодаря собственной стоимости, то неполноценные действуют согласно своему официальному назначению.

Основные виды неполноценных денег можно разделить на три вида :

1) бумажные деньги;

2) биллонные монеты;

3) кредитные деньги.

Бумажные деньги – это бумажные денежные знаки, которые по воле государства представляют часть стоимости в национальной экономике. Первоначально существовали казначейские билеты, сейчас – банковские билеты.

Биллонные монеты (биллоны ) – это металлические знаки денег в виде монет из дешевого серебра и недрагоценных металлов (алюминия, меди, никеля и других материалов и их сплавов). Они обслуживают мелкий оборот, а также размен более крупных по стоимости бумажных денежных знаков на меньшие стоимостные знаки.

Кредитные деньги – это знаки только тех денег, которые взяты или даны в долг, т. е. связаны с кредитом.

Товар и его свойства

В коммерческой деятельности коммерческие процессы связаны с товаром , который и выступает как основной предмет купли-продажи. Во всем многообразии объектов коммерции главенствующую роль играют товары.

Понятие товара

Понятие «товар» многоаспектное. Оно включает в себя:

Функциональное назначение;

Эстетику самого товара и его упаковки;

Безопасность в употреблении, безвредность.

Совершенен лишь тот товар, которому свойственны все признаки и показатели высокого качества.

Товар – продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена рис. 4.1.

Рисунок 4.1 – Свойства товара

Объект сделки (товар) должен, прежде всего, благодаря своим свойствам вызвать интерес покупателя и в конечном счете удовлетворить определенные потребности, т.е. обладать потребительной стоимостью.

Кроме того, большинство товаров (за некоторым исключением, например, земельный участок, водоем и др.) – это продукты труда, их продавцами выступают либо сами производители, либо посредники, которые в результате сделки превращают свой потенциальный доход в реальный.

Причем не каждый продукт труда выступает в качестве товара, а только тот, который предназначен для обмена, продажи, передачи кому-либо с условием возмещения усилий и затрат на его производство (например, изготовленный хозяином для своей кухни стул не является товаром, но он станет таковым, если будет передан соседу на каких-либо условиях компенсации).

Объектом коммерческой деятельности является все, что можно продать или купить. Купле-продаже подлежат товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты и лицензии, компьютерные программы, произведения искусства, науки, литературы). Исключение составляют те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики.

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность , реализуемая на рынке.

Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра – все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.

В узком смысле подтоваром понимают продукт труда , произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

Товар – это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.

При товарном производстве производимые продукты становятся товарами.

Товар есть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Он изготовлен не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью рис. 4.2.

Рисунок 4.2 – Экономические свойства товара

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую- либо потребность общества или отдельного человека. Стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд. Характерные черты стоимости: она выражает производственные отношения многоукладной экономики, проявляется через меновую стоимость. Стоимость и меновая стоимость – не тождественные понятия. Первая – это внутреннее свойство товара, вторая – внешнее проявление стоимости.

Два свойства товара, по мнению сторонников трудовой теории стоимости, определяются двойственным характером труда товаропроизводителя. Его труд выступает как конкретный и как абстрактный . Потребительную стоимость создает конкретный труд. Стоимость товара создается абстрактным трудом или трудом вообще, т.е. затратами интеллектуальной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводителя. Однако не всегда товар реализуется, следовательно, частный труд товаропроизводителей не всегда признается общественным. Товар не реализует своей потребительной стоимости, потому что не может реализоваться как стоимость, частный труд, воплощенный в товаре, не получает общественного признания (конкретный труд не сводится к абстрактному труду).

Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем.

Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда.

Все товары можно подразделить на две большие группы:

Материально-вещественные (физические товары);

Невещественные (неосязаемые) – различные услуги, консультации.

Товары вневещественной (нематериальной, неосязаемой) форме достаточно разнообразны и очень специфичны. Среди них выделяются: наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, информация, права, услуги.

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

Ассортиментную;

Качественную;

Количественную;

Стоимостную.

Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.

Основными составляющими товара являются:

Набор физических и потребительских свойств;

Сопутствующие товары (шнурки, дискеты);

Марочное название (торговая марка);

Качественная упаковка;

Сопутствующие услуги;

Гарантии.

Товар обладает двумя принципиальными свойствами – потребительной стоимостью и стоимостью меновой рис. 4.3.

Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом.

Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением се в акте обмена.

Рисунок 4.3 – Характеристика стоимости товара

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара кобмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.



Поведение потребителя является рациональным, т.е. он так распоряжается своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность.

Потребитель имеет сложившуюся систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке.

Все товары и услуги предлагаемые потребителям имеют цену, отражающую фактор редкости. Потребитель должен идти на компромиссы, он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный с его точки зрения набор. Главным фактором поведения потребителя или потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы (упорядочены). Количественно измерить полезность, то есть придавать определенное значение в единицах полезности каждой альтернативе (кардиналистский подход) очень сложно. В результате исследований экономистов австрийской школы было выявлено, что потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция полезности непрерывна. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности TU.

Хотя общая полезность с увеличением количества потребляемого блага постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

Предельная полезность – это величина добавочной полезности, полученной от прироста величины потребления, блага на дополнительную единицу при прочих равных условиях (MU – marginal utility). Максимум общей полезности достигается, когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что данное количество блага полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается, Следовательно, чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя рис. 4.4.

Рисунок 4.4 – Свойства полезности товара

У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Для покупателя ценность товара заключается в его полезности. Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода. Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.

Набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные индивидуальные потребности, представляет собойассортимент. Многообразие ассортимента товаров подвергается классификации, которая включает в себя деление на группы, подгруппы, на виды и разновидности.