И вот обещанное интервью с цыганкой готово, и я с удовольствием представляю его на ваш суд, но вначале — вот кусочки той информации, которую я зачерпнула по пути в цыганский дом в интернете:

— В России цыгане являются самым угнетаемым нацменьшинством!
— Всего на Земле их 8−10 млн.
— Исповедуют обычно религию того народа, среди которого живут.
— В разных странах зовут из по-разному: египтяне, богемцы, чехи, фараоново племя, черные и, наконец, рома.

А уважаемый В. Даль иначе, чем «Обманщик, плут, барышник, перекупщик» о цыгане не говорит в своем толковом словаре.

И именно такие слова приходят на ум почти каждому из нас при упоминании этих людей, черноволосых, шумных, веселых, непонятных нам. Очень странное у нас отношение к цыганам: то мы песни цыганские слушаем и плачем чувственно от такого волнующего душу вокала, то мы ругаем их зло, едва завидев в вокзальной толпе цветастые юбки и грязные мордашки маленьких цыганят.

Кто из нас, женщин, не завидовал страстной любви Будулая к обычной деревенской женщине? А кто не замирал от проникновенного голоса цыганской певицы Валентины Пономаренко, когда она пела: «А напоследок я скажу…»?

Откуда в нас эти прямо противоположные эмоции к ним, цыганам? Откуда такой интерес? А они совсем недавно у нас поселились, всего лишь в 18-м веке появилось первое официальное упоминание о них (1733 г.). Мы их просто не знаем еще. И хотя большую часть российской истории жили неплохо, в последнее время вдруг стали изгоями. Да, да, по мнению членов Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в России самым угнетаемым нацменьшинством являются цыгане.

И как их только не называют, этих непонятно как заблудившихся выходцев из Индии! И живут эти десять миллионов человек на нашей планете как инопланетяне, по своим законам, законам выживания. (В Беларуси, кстати, их всего лишь семнадцать тысяч!).

Я знаю цыган не понаслышке, я жила и живу с ними по соседству. Я, пожалуй, не знаю таких людей, которые бы не отзывались о них чаще всего с пренебрежением и даже ненавистью.

Но оказалось, они все же есть: «Мне всё интересно, особенно, история народа. Где-то читала, что цыгане — выходцы из Индии. Правда ли это? А ещё, у меня такой вопрос, может, наивный, но это — по незнанию. Как быть женщине, когда всё время кочуешь с табором? Ведь нужны какие-то элементарные условия чисто гигиенические. И можно ли верить цыганскому гаданию? Я бы хотела узнать побольше о них. Отношусь с огромным уважением и сочувствием. Этим людям много незаслуженных обид приходится терпеть. А о цыганских баронах — это правда? А можно я ещё вопросы придумаю? Очень хочется пообщаться.»

Когда люди на сайтах стали писать мне вопросы для интервью с цыганами, я даже растерялась. Ну, как можно ТАКОЕ спросить у человека, даже у какого-то абстрактного человека, без признаков нации и национальности?

Некоторые вопросы, заданные пользователями двух сайтов, я приведу здесь. Но сразу же оговорюсь, что не все я смогла произнести. Листок с вопросами, скопированными из интернета, я закрывала ладонью, когда мы сидели и беседовали за столом в цыганском доме. Ники пользователей, понятно, убираю, многие просто-таки неприличные вопросы игнорирую.

— Как часто вы моетесь?

Вопрос такой я задать не могла, потому что от Жанны-домохозяйки пахнет той туалетной водичкой, которую может себе позволить только женщина, ну, по крайней мере, со вкусом. А в ванной комнате у них порядок, не так часто встречаемый в квартирах нецыган…

Я этот вопрос перефразировала так: «Жанна, а когда цыгане были кочевыми, как они гигиену поддерживали, как мылись и т. п. »?

— Старые цыганки и до сих пор знают, и нам, молодым, рассказывают о травах и разных снадобьях. На костер ставился большой чан, в котором готовилась настойка, заменяющая шампунь и что-то вроде мыла или антисептика. Я уже практически ничего не знаю и не умею — нет необходимости. Если ты имеешь в виду вшей, то ведь лет пятьдесят назад эта зараза была знакома не только цыганам, но и всем другим. Каждый боролся по-своему. Конечно, у кочевых людей не было таких условий, как у оседлых. Но одна бричка всегда была наполнена всякой утварью. На стоянке табора в палатках цыгане старались какой-никакой комфорт организовать для себя. В общественные бани ходили в больших поселках и деревнях, платили за это хорошо, потому что пускать-то никто не хотел.

— Считают ли необходимым давать своим детям образование? В нашем городке есть школа для цыган, обучаются по своей азбуке, как же весело и вместе с тем трудно, их обучать. Имею к этому непосредственное отношение.

— Конечно! Саша наш хочет на юрфак поступать, но мы агитируем получить какую-нибудь техническую, чисто мужскую профессию. Может, строителя… А цыганских детей образованных наши очень все уважают и ценят. Гордятся такими. В Витебске у нас, знаю, есть цыганская школа. Но мы ж своей письменности не знаем. Ты не видела, как, интересно, алфавит цыганский выглядит?

— Не-а. Посмотрю в интернете, самой интересно. Покажу тогда, Жан.

— Как проходит их старость? Заботятся ли о них их дети?

— Старость проходит так, как ты ее заложил. Забота о родителях, о их благополучии — первое дело. Причем, разделения на то, кто дороже — родители жены или мужа — нет. Теперь это общие родители. Дети даже на втором плане. Зато потом мы будем у наших детей на первом. Не знаю такого случая, чтобы цыган не слушался или оставил родителей-стариков. Ему придется плохо от старейшин, от совета. Изгонят, накажут.

— А что такое совет старейшин? Он и сейчас существует?

— Конечно. Это известные всеми уважаемые пожилые люди. Справедливые, честные. Как судьи. Если возникает какой-то спорный вопрос среди цыган, идем к кому-то из них, приглашаем рассудить. Они приходят к нам в дом, вызывают на совет спорщиков, выносят решение. Ослушаться нельзя. Кричать, доказывать — тоже. Просто каждая сторона и свидетели все рассказывают, а старейшины решают. Если вопрос чисто женский (такое бывает), вызывается женский совет старейшин. Мужчины не допускаются.

— В каком возрасте её выдали замуж и как это происходило? Кто в её семье «голова»?

— Меня выдали замуж в восемнадцать лет. За цыгана. По любви. Такой же молодой был. На свадьбе было 150 человек. Разошлись, потому что работать не хотел, о ребенке не заботился. На совете цыганском разводили, потом и в ЗАГСе. На алименты не подавала, просто ушла и все. Никаких проблем и пересудов не было для меня, для бывшего мужа это плохо, у него испорчена репутация. До сих пор не женился. Сейчас сын заканчивает школу уже. Второй муж Миша стал ему отцом. С братом и сестрой у него отличные отношения, естественно. Ему же о них заботиться придется потом.

— А что дарят на свадьбу?

— Ну, кто что может и хочет. Золото в банку трехлитровую не собирают, как в кино показывают. Близким минимум положенный $ 500, дальним — хотя бы $ 200. Родные, как и у всех, могут и квартиру и машину дарить. Зависит от благосостояния.

— Как она сама думает, по какой причине в обществе столь сильны негативные настроения по отношению к цыганам? Почему они так не любят работать?

— Ну, понятное дело, по какой! Воруют, обманывают… Так уже исторически сложилось: если цыган, то что-то уже нечисто, верить нельзя. Когда цыгане кочевали, как они могли учиться, работать? Где еще было брать деньги, чтобы прокормить детей. Они и воровали ровно столько…

Я думала, что на интервью с Жанной мне максимум часа хватит. Но цыгане есть цыгане — мы постоянно прерывались и все пили и пили чай.

Вот и сейчас у нас чайная пауза… Но мы непременно !

Инструкция

По мнению историков, цыгане много веков назад вышли с территории Индии, после чего оказались разбросаны по всему миру. Сложно найти страну, где не ступала бы нога «рома» - именно так сами цыгане называют своих соплеменников. Уникальность этого народа заключается, в частности, в том, что, сохраняя свои традиции, они не остаются равнодушными и к влиянию других культур.

Среди сегодняшних цыган можно выделить две основные группы - кочевники и те, кто ведет оседлый образ жизни. Кочевая жизнь, когда табор, состоящий иногда из сотен цыган, включая маленьких детей, женщин и стариков, до сих пор встречается как на территории России, так и по всему миру. Зачастую цыгане из более бедных регионов стремятся за рубеж, выбирая большие города, надеясь там заработать. К сожалению, уровень образования среди цыганской молодежи и детей пока остается далеким от нормы. Поэтому большая часть кочующих таборных цыган, как правило, рассчитывают заработать попрошайничеством, гаданием и мошенничеством на улицах мегаполисов.

В ряде европейских городов после соответствующего решения местных властей цыган выселили в отдельные районы. А таборы, которые время от времени появляются в парках и скверах крупных городов, зачастую вызывают яростное неодобрение у местных жителей. Цыган обвиняют в тунеядстве, нежелании вести трудовую деятельность, склонности к различного рода криминалу и т.д.

Кочующие цыгане для остановок выбирают окраины городов, леса. На территории России, по данным официальной статистики, периодически выявляются таборы, разбивающие палаточные лагеря. Для того чтобы создать временное жилище в лесу, цыгане используют самые разнообразные материалы - фанеру, картон, полиэтилен и т.д. К сожалению, в подобных примитивных условиях живут не только таборные цыгане. Например, на окраине Белграда сербские цыгане создали целый город, дома которого созданы из того, что «попало под руку».

Среди цыган на сегодняшний день встречаются как бедные, едва обеспеченные представители (например, выходцы из Средней Азии, промышляющие в России попрошайничеством), так и очень богатые. Представители цыганской диаспоры, которые ведут оседлый образ жизни, как правило, стремятся к роскошному образу жизни. Великолепные каменные и кирпичные дома, уставленные дорогой мебелью, картины в позолоченных рамах, обилие красочных ковров и мраморные лестницы - вот далеко не полный перечень «атрибутов» подобных особняков.

В цыганских домах может жить как одна, так и несколько семей. Среди традиций, присущих этому народу, особое место занимает уважение молодежи к старшему поколению. Мужчины и женщины преклонного возраста пользуются непререкаемым авторитетом у других членов семейства. На свадьбах и других праздниках, сопровождающихся застольем, старейших гостей обязательно усаживают на самые почетные места.

«Цыгане шумною толпой / По Бессарабии кочуют / Они сегодня над рекой / В шатрах изодранных ночуют…» Так начинается знаменитая южная поэма Пушкина, почти 200 лет назад прославившая бессарабский край и посеявшая в обществе огромный интерес к экзотическому народу, описанному в ней. Романтическое тем и отличалось, что противопоставляло пресыщенному, развращенному цивилизацией европейскому сознанию иное - «чистое», природное, естественное отношение к жизни. Поэтому героями таких произведений становились то независимые, гордые горцы, то свободолюбивые дети дорог цыгане, то отважные, рисковые пираты-контрабандисты без роду-племени. Конечно, художественный вымысел многое приукрашивал, многое выставлял в особом свете. А как живут рома на самом деле? Проведём небольшое исследование, опираясь на этнографические материалы бывшей Бессарабии, а нынешней Молдовы.

Три столицы

На территории государства насчитывается 3 признанных центра цыганского племени. Все они находятся в северной части Молдавии, в городах Сороки, Атаки и Единцы. Это не значит, что больше нигде по территории бывшей союзной республики не встретишь этих смуглолицых черноволосых людей с быстрым цепким взглядом и своеобразным гортанным говором. Длинные цветастые юбки ромских женщин метут мостовые и кишинёвских, и бельцких, и унгенских улиц. Но именно на севере Молдовы сконцентрированы наиболее крупные, многочисленные общины этого некогда кочевого народа. И у каждой диаспоры есть свои цыганские бароны!

Значение титула

У людей культурных, музыкально образованных данное словосочетание будет ассоциироваться со знаменитой опереттой австрийского композитора Иоганна Штрауса. Однако интересует нас иное значение выражения. Цыганские бароны - это авторитетные представители племени (табора) или целого клана.

Народ рома, хоть и считался европейцами диким, неуправляемым, на самом деле не чужд некой организованности и подчинения своим законам, «свычаям и обычаям». Поэтому рядовые цыгане позволяли, чтобы над ними «стоял» достаточно солидный, уважаемый человек, умеющий говорить цветисто и ярко, знающий несколько основных языков той местности, по которой табор обычно кочует или где клан осел. Он должен был решать спорные вопросы между «своими» и местным населением, администрацией и органами правопорядка. Ещё цыганские бароны регулировали внутритаборные или внутриобщинные отношения.

Игра слов

Кстати, о «баронетстве». У народа рома нет на самом деле никаких высоких титулов, тем более дворянских, аристократических. Зато есть звучное слово «баро», которое означает «важный». А ром баро переводится как «важный цыган». Что напоминает это сочетание людям, чей язык далёк от наречия «романтиков с большой дороги»? Правильно, того самого «барона». Так и возник миф, что вожаки табора - это аристократы из аборигенов. То есть цыганские бароны! Однако те, кто напрямую соприкасался с жизнью табора, знает её нюансы изнутри, скажут обратное: власть там сосредотачивается в руках не одного человека, а группы наиболее уважаемых людей. Они-то и руководят обществом на основе достаточно строгих местных цыганских законов. Кстати, неписаных!

От сказки к реальности

Также огромное количество слухов, легенд, сказок окутывает быт этого некогда кочевого племени. Да, давно прошли те времена, когда жизнь цыган проходила на колёсах, под бодрый цокот лошадиных копыт и скрип кибиток. Большинство представителей народности стало вести оседлый образ во второй половине ХХ века. Многие родители даже отдавали своих детей в школы - правда, ненадолго, класса на 3-4, чтобы научились читать-писать. В советскую эпоху тотального дефицита цыганки продавали джинсы и резиновые вьетнамки, книги и косметику, сигареты, кошельки-«хамелеоны» и ещё множество самых разных атрибутов «красивой» жизни. А также знаменитые леденцы на палочках, конфеты-«тянучки», жвачку. Естественно, попутно они предлагали погадать, «рассказать всю правду», приворожить, снять порчу и даже излечить от внезапно приключившегося недуга. Конокрадством, воровством в советское время промышлял бедовый народ рома редко. Дети, правда, попрошайничали, но не явно, в меру.

Положение дел резко изменилось за последние 20 с лишком лет. Цыгане, с одной стороны, явно «окультурились», несколько цивилизовались. С другой - произошло сильнейшее их социальное расслоение. Криминал, маргинализация - ныне вполне привычные явления среди рома. Зато они всё так же обожают золото, яркие, цветастые наряды, замечательно танцуют и поют, сохраняя свою самобытность. Даже у маленького чумазого цыганёнка есть крутой мобильник, чаще всего «экспроприированный». Работают в семьях в основном женщины. Сфера применения их труда - всё те же рынки, торговля. Мужчины промышляют доставкой товаров и «проворачиванием» дел. Девушкам запрещена интимная близость до свадьбы. И даже обычай показывать простынь после первой брачной ночи цыгане чтят и исполняют. Старших в роду обязательно чтят, супружеская неверность карается жестоко, разводы берутся редко, аборты запрещаются, детей любят и родят много - таковы основные реалии бытия цыган.

К вопросу о замках

Как уже говорилось, социальное расслоение народности бросается в глаза сразу, стоит только пройти по тем улицам небольшого посёлка Единцы или городам покрупнее - Атакам и Сорокам, где сконцентрировано цыганское население. Последний населённый пункт - действительно молдавская столица этого народа. Старые дома с облупленными оконными рамами, трещинами по фасаду, осыпающейся штукатуркой, стоящие в захламленных, неухоженных дворах, являют вид печальный и вопят о глубокой бедности. Картину завершают полуголые грязные малыши с явно голодными, но очень даже хитренькими личиками.

Иное дело дома цыганских баронов и просто очень богатых представителей диаспоры! В тех же Сороках под их пышные застройки отведён целый холм! А сами жилища по прихотливости архитектурных решений, богатству оформления могут соперничать с дворцами звёзд шоу-бизнеса. И ещё вопрос - кто победит в споре!

Архитектурные фантазии

Как живут цыганские бароны, можно представить хотя бы по внешним параметрам их домов. Одноэтажных нет. Редки в два этажа. Обычно - в три и четыре. Красные черепичные крыши, колонны и балюстрады, арки, фронтоны, лепнина, статуи, флюгеры... Башенки, средневековые шпили, купола как на соборах - это тоже приметы «бароновских» дворцов. Многие украшены гербами, как уверяют хозяева, древними. Правда, почему-то с изображениями самого главы семьи, который, собственно, об истории рода и повествует. Дворы выложены плиткой и напоминают итальянские дворики. В них есть фонтаны, беседки или просто скамейки, уютно расставленные под сенью деревьев, среди цветущих клумб. и богини, квадрига Большого театра, шпиль Адмиралтейства, чудные звери, павлины - обычные атрибуты дворцов, в которых обитает клан цыганского барона. Но великолепие это часто напоминает название романа «Блеск и нищета куртизанок». Большинство строений не завершены, работы идут из года в год, и конца им не видно.

Внутреннее убранство

Иконы, картины, позолота, мрамор, натуральное дерево, старинные ковры и новомодные обои, мягкая мебель составляют внутренний антураж жилищ. Бьющая в глаза роскошь, иногда явно со вкусом, но чаще пёстрая и аляповатая, является главным элементом в отделке интерьера. Множество комнат, в числе которых отдельные спальни, гостиные, столовые, даже кабинеты для приёма гостей и просителей. Цыганские бароны, фото которых вы можете увидеть в данной статье, своё звание передают по наследству, а вместе с ними и множество серьёзных обязанностей и обязательств перед соплеменниками. Ведь в настоящее время именно у этих людей сосредоточилась полнота власти в диаспоре. Юридические даже семейно-бытовые разборки у цыган принято решать через барона. Потому в их домах и отведены отдельные комнаты под приёмные.

Вместо заключения

Сказать, что знать рома богата - значит ничего не сказать. Как указывали СМИ, в 2012 году, по подсчётам, у барона Артура Чераря из Сорок и его клана годовой доход насчитывает до 40 миллионов евро. И это ещё не потолок! Особенно впечатляют, как ни странно, похороны. Склепы из итальянского мрамора, могилы, куда вместе с телом опускаются автомобили, компьютеры, предметы быта, мебель и многое другое, что, как считают рома, может понадобиться их сородичам и на том свете, лишний раз подтверждают справедливость известной песенки: «Цыгане любят кольца, / А кольца золотые…» Да, они любят блеск, шум, движение, всё яркое, экзотическое - такое, какие они сами.

«Не балуйся, а то цыганке отдам!» - не раз слышал я, как мамы пугают так детей. Но кто такие цыгане, и почему их все так боятся? Действительно ли они гипнотизируют людей и выманивают деньги? Кто такой барон и как он живет? За ответами на эти вопросы я отправился в цыганский табор.

Однажды я выезжал из города и заметил по обочине странные картонные домики. Посмотрев дома на карту, я увидел, что это цыганский поселок. Я был очень удивлен - никогда бы не подумал, что такое бывает по-настоящему и в Челябинске. С тех пор мысль наведаться туда не покидала меня. И вот, волей случая мы уже едем.

Оба табора находятся на выездах из города, с противоположных сторон. Мы выбираем тот, в котором, как оказалось, у нашего водителя есть знакомый. По дороге все шутят, вспоминая цитаты из фильма «Большой куш», ожидая, как нам попытаются «впарить» фургон и «собаку в нагрузку»...

И вот мы на месте. Я вижу перед собой одноэтажные дома, сколоченные из фанерных досок. Домики серые и грязные, их всего около 25–30. Первой мы видим цыганку, которая гонит гусей в загон, я тороплюсь достать фотоаппарат, но не успеваю.

Наша машина останавливается и внезапно, изо всех щелей появляются дети, которые облепляют машину. Становится не по себе.

Мальчик в красной футболке только что вышел из «Приоры» и держит в руках ключи и сотовый телефон.

У цыган есть необычное умение - они неожиданно появляются из ниоткуда и так же неожиданно исчезают. К нам подходит мужчина и спрашивает, зачем мы к ним заехали. Объяснив, что мы хотим пофтогографировать быт, нам дают разрешение. Что интересно, это не особо важно, потому что, как выяснилось, разрешение каждый из них дает свое, не спрашивая остальных, а остальные могут быть и против.

Я начинаю фотографировать, а вокруг меня толпа детей. Все кричат «дядя, сфотографируй меня!» и лезут в кадр. Начинается просто какой-то ужас... Все бегут за мной, трогают за руки, пытаются снять очки. Девочка рядом садится в лужу и начинает ходить в туалет...

Наш водитель Серега был здесь несколько раз и говорит, что лучше сфотографировать их или сделать вид - все равно не отстанут. Я начинаю снимать детей, и с каждым кадром они не успокаиваются, а напротив, все громче кричат и просят фотографировать их еще. При этом они все толкаются и лезут в кадр первыми.

Поселок состоит из нескольких импровизированных улиц. Здесь живет около 30 семей.

Скоро появляется сын одного из авторитетных мужчин в таборе - Валера (в синей футболке слева) и сообщает нам, что в таборе траур и пока нам лучше не фотографировать здесь, а приезжать через неделю. Мы понимающе вешаем камеры на шею.

Но при этом он сам просит сфотографировать некоторых детей, которые не успокаиваются... Я окончательно запутываюсь и продолжаю снимать.



На улицу потихоньку стягиваются взрослые мужчины. Все сначала выглядят очень сурово и спрашивают о цели нашего визита и вроде бы запрещают снимать, но потом сами позируют и пытаются попасть в кадр.

А один цыган даже красиво сел и сам попросил его запечатлеть.

И самый активный мальчик, который вышел из «Приоры»

Я постепенно двигаюсь к машине, боясь за свои карманы, мои напарники тоже уже садятся. Немного успокоился я только тогда, когда сел на заднее сиденье за тонированными стеклами и закрыл дверь на кнопку. Теперь дети лезут в машину, не давая закрыть дверь, и кричат «дядя, дай копеечку!».

С борьбой мы закрываем дверь в машину и трогаемся. Я молюсь, чтобы машина не сломалась и мы побыстрее уехали. За нами еще бегут несколько цыганят...

Естественно, мы не удовлетворяемся таким результатом и принимаем решение отправиться во второй табор, который стоит в другом конце города. Прибыв на место, мы видим точно такие же домики. Но если в первом таборе у нас был хоть какой-то знакомый, то здесь мы вообще никого не знаем. Поэтому, приехав, мы еще несколько минут сидим в машине, предвкушая то, что сейчас начнется...

Но здесь все начинает развиваться несколько по другому сценарию. Первой нас замечает женщина, и уже за 30 секунд из одной она превращается в несколько с детьми. Дети, увидев камеру, сразу просят сфотографировать их, но не так нагло, как в первом таборе, а уже намного более цивилизованно. Женщина оттаскивает своего ребенка, не желая, чтобы он попал в кадр.

Но это ему (или ей) не особо мешает. Все уже смеются, включая маму.

В этом таборе все происходит намного спокойнее. Цыганки начинают рассказывать нам, что их поселок хотят отобрать, и все говорят фамилию Давыдов. Говорят, что к ним уже приезжали люди с камерами и что-то снимали. Общаются они спокойно и вежливо, даже на некоторое время становится интересно и приятно с ними разговаривать. Разница с первым поселком разительная.




За разрешением на съемку нас отправляют к барону, и мы начинаем искать его дом. По пути за нами отовсюду наблюдают и с интересом рассматривают. Но дети ведут себя прилично, не кричат и не бегут толпой.

Дом барона был найден не сразу, попробуй различи эти дома...

И уже около дома нас встречают несколько взрослых и крепких мужчин и начинают, что называется, задавать «неудобные вопросы». Здесь уже становится не по себе. Адекватно воспринимать реальность мозгу не дают стереотипы про цыган.

Кое-как объяснив им, зачем мы приехали, мы видим подъезжающую к дому машину. «А вот и барон из магазина приехал!».
Мне сразу представляется, что сейчас выйдет какой-то здоровый черноволосый мужик в золотых цепях и шубе на голое тело, но к нам подходит очень приятный и приветливый мужчина по имени Юра. По крайней мере, так он нам представился. Я рассказываю о наших съемках.

Он приглашает нас в дом. Мне становится жутко, со спины подходит около десятка мужчин и все настойчиво предлагают войти в дом и «выпить чаю». В конце концов мы соглашаемся и следуем внутрь. В голове крутятся самые жуткие картины.

Миновав маленькую прихожую, мы сразу попадаем в кухню. Садимся за стол и вдоль стен встают мужчины, барон садится с нами за стол. Все остальные стоят. Смотря на это все, возникает устойчивая ассоциация со сценой из фильма «Большой куш». С нами так же разговаривает один барон, но все остальные мужчины дополняют его ответы.

У плиты суетится женщина - жена барона. И уже скоро на столе появляется три стакана на блюдцах, в каждом из которых лежит слива. Мы с коллегами недоуменно переглядываемся. Но вскоре выясняется, что это традиционное приготовление чая. В эту же кружку кладется обыкновенный пакетик чая и заливается кипятком.

В верхней левой части кадра, вы можете увидеть, как вдоль стен стоят те самые цыгане.

Мы начинаем разговор с Юрием, и я объясняю, что моя цель - показать в своем репортаже цыган обыкновенными людьми. Показать, что цыгане такие же люди, как все, и что человеческое им не чуждо. Первые вопросы мы почему-то задаем о свадьбе.

Традиционная свадьба, какая она?
- Детей мы женим в 12 лет...

Мы сначала думаем, что это шутка, но Юра улыбается и начинает объяснять.

Когда мальчику уже 12 - его пора женить. Его отец разговаривает с отцом какой-нибудь девочки и они договариваются о женитьбе.

Мальчика, а девочку тем более, спрашивать никто не будет. За них уже все решено.

Почему детей женят так рано? Это нужно для того, чтобы мальчик, как будущий мужчина, с детства привыкал нести ответственность и понимал, что у него есть семья, которую нужно кормить и защищать. Свадьба длится три дня и мало чем отличается от нашей с вами традиционной свадьбы.

Пока идет эта беседа, на столе появляется кое-какая еда. Я уже, совершенно осмелев и забыв о том, «что меня пытаются отравить», уплетаю бутерброд. А мужчины, будто окончательно расслабившись, расходятся по делам, а один садится с нами за стол.

Как раз в день нашего приезда в таборе гостил цыган из Самары, приехавший в гости на несколько дней. Он тоже показался довольно приветливым и общительным. По дому ходит мальчик без штанов, жуя что-то, а рядом с ним «пёсик».

Я выбираю момент и задаю вопрос, который больше всего меня волнует: «Почему вы не живете в квартирах, а строите свои дома» и получив ответ, я нахожусь в шоке.

Нельзя, чтобы женщины были над мужчиной. Это неправильно и недопустимо.

Оказывается, у цыган страшное преступление, если женщина находится на втором этаже, над головой мужчины.

«Она должна знать свое место и всегда быть ниже», - показывает нам рукой Юра.

Мы затрагиваем тему иерархии и выясняется, что это касается и еды. За одним столом с мужчинами женщины есть не могут - они едят после. Но если женщина уже старая и мудрая, то иногда её пускают за стол, выражая уважение. Более того, нижняя часть тела женщины считается изначально оскверненной. И одежда, которую носит женщина ниже пояса. Прикасаться к ней мужчина никогда не будет.

Традиционно, у женщины должна быть длинная юбка до пола. У мужчин традиционная одежда - папаха. Рассказав об этом, Юрий убегает в комнату искать в шкафу шапку. Для фотографии он одевает её.

- Она осталась мне еще от деда. Позор мужчине, когда у него нет такого головного убора, тем более, если ты барон, - рассказывает Юра. Но на сегодня традиции опускаются, ведь мы живем в современном мире, и папаха одевается уже только по праздникам.

Барон, кстати, выбирается всем табором. В его задачи входит контроль за порядком в таборе, решение споров, контроль денег и т.д. Барон - это такой локальный и 100% уважаемый «президент». Очень важно, чтобы в таборе был порядок. В первую очередь для того, чтобы другие цыгане, из других городов, никогда не могли сказать, что в нашем таборе что-то плохо.

Каждый вечер, цыгане собираются на «пятиминутку». Здесь табор обсуждает, как у кого дела, кто в чем провинился, как дела на работе и т.д. Работают, кстати, челябинские цыгане с металлом. Даже называют себя они «металлоломщики». Поэтому молодые мужчины-цыгане не фотографируются - боятся.

А вот с русскими вы дружите? Бывает такое, что они приходят в табор? - спрашиваю я и понимаю, что задаю глупый вопрос. Сам ведь сижу, пью вкусный чай и угощаюсь нехитрой едой.
- Конечно, у нас часто гостят русские друзья, и мы общаемся с соседним поселком.
- А бывает брак между русскими и цыганами?
- Нет, ни в коем случае! Это недопустимо!

С Юрием общаться очень интересно. Он рассказывает нам про проблемы.

Администрация города не хочет давать бумаги, подтверждающие право владения землей, поэтому мы не можем строить уже нормальные, хорошие дома. Вдруг нас выгонят? Сейчас у меня идут переговоры с Давыдовым, и я надеюсь, что скоро все у нас получится, и мы сможем законно жить на свей земле.

Оказывается, цыгане, которые сидят на улицах с грудными детьми, так же ненавистны настоящим цыганам, как и нам с вами. Зовутся они «люли». Люли - это позор цыганского рода. Кстати, они православные. Но бывают и мусульмане, они называются «харохане». К цыганкам, которые на вокзале раздевают людей, Юра относится тоже негативно. «Это ведь просто грабеж!», - говорит Юрий.

В доме становится душно и жарко от чая и мы выходим на улицу.

В прихожей кошка с котятами.

А с другой стороны - пёсик.

На улице женщины кипятят воду. Дети здесь, кстати, все грязные и чумазые. Но это выглядит даже смешно. Зато все сытые и довольные.

Пока мы ходим и фотографируем, в табор приезжает такси. Я сначала подумал, что у меня галлюцинации, а потом увидел, что это цыгане приехали домой.

Один дом здесь вообще выглядит прилично, и на нем есть даже спутниковая тарелка, которая не очень сочетается со всеобщим хаосом в поселке. К слову, в этом таборе тоже около 30 домов и 30–40 семей.

А другие дома, выглядят, например, так:

Мы разговариваем с Юрием и мимо нас идет женщина. «Повернись!» кричит она. Мы с недоумением смотрим на Юру и он улыбнувшись рассказывает.