Пожалуй, самый популярный и старинный сад России - Эрмитаж не всегда был таким, каким его привыкли видеть москвичи и многочисленные туристы. Он даже был расположен в другом месте: в 19 веке Эрмитаж находился на Божедомке и слыл единственным в Москве увеселительным парком с театром, павильонами, кофейнями, причудливыми беседками, яркими цветочными клумбами. А одним из известных дворцов является .

Расцвет сада пришелся на конец 19 века, когда огромная территория принадлежала частным лицам. Драматург Станиславский, описывая тогдашний Эрмитаж, говорил о большом спектре развлечений. В числе прочего он упоминал катание на лодках по великолепному пруду и удивительный по богатству и многообразию водный фейерверк с битвами броненосцев и их потоплением, балет на воде и берегу, праздничные шествия гондол, плескающихся нимф в пруду, хождение по натянутому канату, хоры цыган, отечественных песенников, представления военного оркестра. Вся Москва и гости города, по словам великого драматурга, посещали знаменитый парк.

Тем не менее, собственники, несмотря на дикую популярность не имевшего в Москве аналогов сада, разорились. Он постепенно пришел в упадок, а в дальнейшем вовсе подвергся частичной застройке, которая до неузнаваемости изуродовала одно из самых почитаемых и прекрасных мест Москвы рубежа 19-20-х столетий. Ничто уже не напоминало о той эпохе, когда в районе Самотечных переулков, бурно шла ярмарочная жизнь.

В настоящее время сад Эрмитаж представляет собой исторически ценный памятник садового искусства. Здесь регулярно устраиваются культурно-массовые мероприятия, на которые приглашаются звезды шоу-бизнеса, деятели искусства, политики. Зеленая зона раскинулась в центральной части Москвы, на улице Каретный Ряд.

История сада Эрмитаж: царская эпоха

Сад появился на Каретном Ряду на месте особняка купца Олонцова. Завидное место в центре города приглянулось Московскому Артистическому кружку, однако господа артисты не сумели открыть здесь театр. Позже торговец Липский и инженер Мошнин пытались основать на этой территории роскошный сад, но их инициативы претерпели крах. После этого на участок положил глаз купец Щукин, и в 1894 году он заложил камень сада Эрмитаж.

Года не прошло, как на скучном пустыре появился цветущий сад, были уложены дорожки, реконструировано театральное здание, были разбиты клумбы, высажены декоративные кустарники и деревья. И 18 июня 1895 года Щукин при большом стечении народа торжественно открыл сад. Московская публика сразу полюбила парковую зону - энтузиазм и упорный труд Щукина вызывал по меньшей мере уважение и любопытство. Его хвалили даже коллеги, которые скептически относились к затее купца.

Практически сразу Эрмитаж обзавелся электрическим освещением, стационарным водопроводом, внушительным бассейном. Год спустя именно здесь был проведен один из первых сеансов синематографа в России.

На сцене театра выступали такие музыканты и исполнители, как Шаляпин, Нежданова, Собинов, Рахманинов, Ермолова, Бернар, Комиссаржевская. В 1898 году в театре Эрмитаж при аншлаге прошло открытие МХАТа. Артисты ставили постановку Царь Федор Иоаннович. Чуть позже здесь состоялись премьерные спектакли по пьесам Чехова. Сад принимал Толстого, Ленина, других выдающихся людей своего времени.

Щукин с завидной регулярностью развивал инфраструктуру уникального парка. В 1909 году им был построен Зеркальный летний театр. Первая Мировая война вкупе с революцией и гражданской войной повлияли на строительство. В результате от грандиозного зимнего театра на 4 тысячи мест осталась лишь коробка, ныне известная под названием Щукинской сцены.

После памятных событий 1917 года сад подвергся национализации, затем в период действия закона О новой экономической политике был передан в аренду частным лицам. В театре в 1924 году квартировался Горсовет Профсоюзов столицы, который позже переименовали в театр имени Моссовета. Художественным руководителем объединения стал Ю.А. Завадский. Сад оставался одним из любимых мест отдыха и досуга среди постреволюционной Москвы. И даже гражданская война и попытка интервенции не изменили размеренной жизни Эрмитажа.

В годы Великой Отечественной войны сад вынужденно закрыли на несколько месяцев, когда угроза взятия Москвы была практически неизбежной. В 1943 году спектакли в театре возобновились, артисты, вернувшиеся из регионов эвакуации, усердно репетировали и выступали, не жалуясь даже на неотапливаемые помещения. Эрмитаж жил потому, что городу, стоически пережившему оборону, нужно было высокое искусство.

После войны сад подвергся очередной реконструкции. Так, в 1948 году строители завершили работы над летним концертным залом, в котором впоследствии играл оркестр Утесова, смешил народ Райкин, пели Русланова, Шульженко, а также устраивались представления Кукольного театра.

В 50-60-е годы Эрмитаж, как и другие общественно-культурные объекты, был погружен в эйфорию вследствие политики оттепели. Здесь играли в шахматы, обсуждая спорт и политику, читали свои произведения начинающие поэты, смотрели кино, наблюдали за выступлениями известных артистов. В это время было поставлено немало рекордов посещаемости. Так, в 1957 году в рамках Молодежного фестиваля парк посетили 1.5 млн человек. На сценах выступали музыкальные и театральные коллективы из СССР и дружественных стран. Парк помнит премьеру интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?", энергичные и ироничные выступления Высоцкого, Карцева, Ильченко.

Современная история Эрмитажа

В 1991 году на площадке сада была открыта Новая опера, дополнившая дуэт театров Сфера, Эрмитаж. К 850-летию со дня основания города сад серьезно изменился: специалисты отреставрировали исторические постройки, дизайнеры по ландшафту поработали над зелеными композициями.

На стыке тысячелетий Эрмитажу были вручены две скульптуры: бюсты Виктора Гюго и Данте Алигьери. Бюст выдающегося французского писателя Гюго авторства Лорана Маркеста безвозмездно передала парку мэрия Парижа в знак уважения. Бюст итальянского писателя эпохи Ренессанса, выполненный мэтром Ринальдо Пирасом, был передан городу Москва при непосредственном участии общества Данте.

Четыре года спустя сад Эрмитаж принимал поздравления в связи с 110-летием с даты открытия. В 2006 году парк получил один из самых узнаваемых на сегодня композиционных элементов - Памятник Всем Влюбленным. Импровизированное Серебряное Сердце представляет собой комплекс согнутых в виде сердца труб длиной 70 м. Колокольчики, находящиеся внутри конструкции, звенят от порывов ветра, создавая романтическую атмосферу. Согласно народному преданию, влюбленные, поцеловавшись впервые под символической композицией, будут счастливы, а их чувства не ослабнут на протяжении всей жизни.

Несмотря на тот факт, что сад удивителен и притягателен сам по себе, каждый год он вписывает новые невероятные события в многолетнюю славную историю города.

Активный отдых в саду Эрмитаж

Территория одного из старейших парков отдыха в столице вмещает множество обществ и клубов. Причем никакой тесноты в результате этого не возникает. Между тем, на просторах сада действуют три театра, фонтан, эстрада, детская площадка, гарден-коттеджи, цветочные клумбы, деревья. Помимо двуногих гостей сада, здесь обитают любопытные белки, дружелюбные голуби, пугливые фазаны.

В зимнее время администрация Эрмитажа заливает каток, который сохраняет за собой неофициальный статус самого романтичного в Москве. В теплое время года здесь устраиваются многочисленные музыкальные фестивали. В частности, это регулярный Джаз фест и Московские духовые сезоны. Это лишний раз свидетельствует о том, что сад являет собой идеальное место для досуга и отдыха в любое время года.

Весной, когда погода позволяет без опаски заниматься спортом, на многочисленных площадках Эрмитажа устраиваются опен-айр мастер-классы по йоге, тайм-менеджменту, другим дисциплинам.

Для праздных туристов и городских жителей функционирует сервис проката самоходных устройств типа Segwey. Он находится на ярмарочной площади в непосредственной близости к вагончику Дары природы. Транспортное средство можно взять до 25 минут. За это время любой человек, вне зависимости от мастерства управления сигвеем, сумеет осмотреть все достопримечательности сада. Цена за удовольствие варьируется от 300 до 800 рублей. При необходимости инструктор будет следовать за Вами, чтобы подсказать или помочь при возникновении проблем.

Любители настольного тенниса могут устроить мини чемпионат, причем играть можно совершенно бесплатно. К услугам гостей три стола. Ракетки выдаются в административном корпусе.

Йога и танцы

Когда в Москву приходит долгожданное тепло, и погода радует стабильностью, Эрмитаж принимает первых участников клуба йогов. Коврики и пледы для занятий гимнастикой выдаются администрацией. В роли преподавателей выступают известные инструкторы столицы, имеющие лицензии для такого рода деятельности. Всех желающих разбивают на две группы: новички и опытные йоги. Занятия проводятся на бесплатной основе. При желании после сеанса можно отблагодарить инструктора, поместив любую сумму денег в установленной здесь donationbox ("коробка для пожертвований").

Кроме того, можно записаться в школу танцев DanceFirst. Лучшие преподаватели Москвы регулярно проводят танцевальные вечеринки и мастер-классы по наиболее популярным стилевым направлениям: танго, сальса, бачата.

October 24th, 2016

В июле 1894 года московский предприниматель и меценат Яков Щукин приобрёл участок бывшего механического завода, пустырь и каретные лавки в Каретном ряду, устроив на этом месте сад «Эрмитаж». Прежде увеселительный сад с таким названием был отмечен на картах города в районе Божедомки. Но его владелец антрепренер М.Лентовский разорился и парк - хоть и был он популярным местом отдыха москвичей - пришлось закрыть. Судьба сада с позаимствованным названием оказалась более счастливой. Официальное открытие нового «Эрмитажа» состоялось 18 июня 1895 года.





Яков Щукин в саду «Эрмитаж». 1910 год: https://pastvu.com/p/35648

Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс с демонстрацией десятиминутного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Новое развлечение появилось в России спустя пять месяцев после самого первого кинопоказа в Париже.

Стараниями Щукина неказистый московский уголок превратился в цветущий сад с тенистыми аллеями, клумбами, скульптурами, беседками и электрическим освещением. Пролетарская революция хотя и внесла диссонанс в размеренную жизнь горожан, но не избавила от привычки гулять в саду. Даже в годы Великой Отечественной войны «Эрмитаж» закрывался совсем ненадолго.

В советский период на аллеях установили новые фонари и малые архитектурные формы, некоторые из них и сейчас можно увидеть, но вот скульптуры остались только на старых фотографиях. Впрочем, кое-что сохранилось даже с щукинских времён.


1960 год: https://pastvu.com/p/112428


1964 год: https://pastvu.com/p/93746


1986 год: https://pastvu.com/p/170142


Схема с сайта http://www.mosgorsad.ru/ (2016 год)


Фонарь электрический для светильника с лампой накаливания (изготовлен в 1913 году на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы). Этот фонарь был отреставрирован в 2004 году.


Летняя веранда. 1965 год: https://pastvu.com/p/35657 В послевоенные годы посетителей сада привлекала летняя эстрада, где выступали артисты Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, играл джаз-оркестр Леонида Утёсова. Эстрада и сейчас располагается на прежнем месте, здесь установлены бюсты композиторов Чайковского и Глинки.

В 2000 году на аллеях установили бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго, переданные в дар Москве правительством Италии и мэрией Парижа.


Композиция «Памятник всем влюблённым», изготовленная из согнутых в форме сердца металлических труб, появилась в 2006 году. Внутри этого памятника находятся колокольчики, которые звенят на ветру.


Перекусить можно в нескольких кафе и ресторанах

Сад всегда был знаменит своими театрами, на сцены которых выходили Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, балерина Анна Павлова, европейские звёзды Сара Бернар, Эрнесто Росси. И сейчас в саду сразу три театра: «Эрмитаж», «Новая опера» и «Сфера».


Театр «Эрмитаж». 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/335361 Старейшее здание сада

26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр под руководством Станиславского и Немировича-Данченко (МХАТ). На этой сцене состоялись и премьеры пьес Антона Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня».


Московский театр миниатюр. 1979-1981 гг.: https://pastvu.com/p/86438


В саду снимались сцены культового телефильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 год: https://pastvu.com/p/467080 Жаль, что в кадр вместе с Владимиром Конкиным не попал Владимир Высоцкий, для которого эти места были родными. Здесь прошла юность поэта и артиста. Где мои семнадцать лет? - На Большом Каретном...

В первые годы советской власти в здании театра «Эрмитаж» располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), который впоследствии переименовали в театр имени Моссовета. В 1959 году в здание вселился Московский театр миниатюр, основанный драматургом и сатириком Виктором Поляковым, а в 1987 году художественный руководитель Михаил Левитин подыскал новое название, более соответствующее его сути - «Эрмитаж».

Кредо театра занятно сформулировано на официальном сайте http://ermitazh.theatre.ru/history/ : «Сегодня сад - со своими ресторанами, аттракционами и прочими массовыми затеями - средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры. Нам такой подход не по душе; искусство, поставленное на поток, отупляет и развращает. Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным, не забывает первоначального значения слова «ermitage»: уголок отшельника, место уединения. Обитатели нашего дома (уголка) всё-таки ближе к отшельникам, чем к массовикам-затейникам. Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев, но коллекционируем своих зрителей, чтобы уединяться с ними в другой реальности».

Увы, попасть в театр «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» невозможно по причине затянувшейся реконструкции исторического здания. Но театральная жизнь продолжается и спектакли идут на других московских сценах, в сезоне 2016 года это Новый Арбат, 11.

«Лир король» в постановке Михаила Левитина на сцене «Мастерской Петра Фоменко» (2014 год). В главной роли Михаил Филиппов.


Зеркальный театр. 1910 год: https://pastvu.com/p/35652

В 1909 году по проекту архитектора А.Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Здесь ставились оперные спектакли «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова, где в качестве дирижёра дебютировал Сергей Рахманинов.


Зеркальный театр. 1981 год: https://pastvu.com/p/44234

В «Зеркальном» театре прошла первая игра интеллектуалов клуба «Что? Где? Когда?». Ну а потом случился период, когда в саду «Эрмитаж» появились ночные клубы (в «Зеркальном» был Penthouse), но со временем здесь вновь зазвучали оперные партии. На месте дореволюционного «Зеркального» выстроили здание для «Новой оперы» Евгения Колобова, театра, основанного в 1991 году. Среди его постановок, отмеченных театральными премиями, «Евгений Онегин», «Риголетто», «Джанни Скикки», «Кошкин дом». Всего в репертуаре «Новой оперы» более семидесяти произведений оперного и концертного жанров.

Как готовилось новоселье, рассказывает сайт «Новой оперы» http://www.novayaopera.ru/?page=history : «В 1991 году по распоряжению Правительства Москвы здание «Зеркального театра» переходит в ведение НОВОЙ ОПЕРЫ, и с этого времени начинается вторая жизнь знаменитого театра в саду «Эрмитаж». Генеральный подрядчик стройки австрийская фирма «Леннекс» и московские строители в короткие сроки возвели на месте полуразрушенного здания современный оперный театр. Главный архитектор проекта В.Котельников нашел возможность сохранить стиль первоначального здания, использовать отдельные элементы убранства «Зеркального театра» в оформлении фасада нового здания. Люстры и занавес выполнены по эскизам народного художника России Э.Кочергина. Организаторы проекта не ограничились реконструкцией памятника архитектуры. Новое здание театра - это зал на 660 мест, оснащённый современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Это также уютное фойе и холл, помещения для артистов, современная студия звукозаписи, репетиционные помещения, библиотека, административные службы». Открытие состоялось в 1997 году.

Лариса Долина, Екатерина Гусева, Лика Рулла и другие артисты на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра» в «Новой опере»


1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/369897 На этом месте начнётся строительство «зимнего» театра на 4000 мест, но оно так и останется незавершённым. То ли власти запретили Щукину возводить столь громоздкое сооружение, то ли помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Вокруг Щукинской сцены остались кирпичные корпуса, один из которых занимает Московский драматический театр «Сфера», созданный в 1981 году решением Министерства Культуры СССР по инициативе Екатерины Еланской, которая сформулировала идею театра: «Мы отвергаем принцип театра куба со снятой стенкой и подглядыванием - мы утверждаем принцип сферы общения». Поначалу театр располагался в ДК завода «Каучук» на Плющихе, но уже в 1984 году была закончена реконструкция зрительного зала театрального здания в саду «Эрмитаж».

Зал театра представляет собой круговой амфитеатр с центральной сценой и подвижными площадками внутри него. Архитектором проекта стала Наталья Голас, главным художником - Владимир Солдатов.

Екатерина Еланская создавала спектакли, объединяя актёров разных театров - Александра Калягина, Георгия Тараторкина, Евгении Симоновой, Татьяны Дорониной, Евгения Киндинова, Михаила Козакова. Среди её постановок «Маленький принц» Сент-Экзюпери, «Театральный роман» Булгакова, «Там, вдали» Шукшина, «Комедии» Зощенко, «Чайка» Чехова и другие.

Как сообщает официальный сайт театра http://www.spheratheatre.ru/ , «спектакли «Сферы» никого не оставляли равнодушными, вызывая горячие споры у зрителей и у профессиональных критиков - настолько неординарными и непривычными они всегда казались. После ухода из жизни Екатерины Еланской, театр продолжает свою работу под творческим руководством народного артиста России Александра Коршунова, взявшего курс на продолжение дела «Сферы», сохранение эстетики и принципов этого театра. Зритель не теряет интереса к театру «Сфера» - театру выразительных, живых композиций, бешеной динамики, сильных и ярких чувств».


http://www.yamoskva.com/node/13886

Немного истории

Днём рождения Сада «Эрмитаж» считаеся дата 16 июля 1894 года. В этот день участок перешел во владение московского купца Я. В. Щукина. Всего за год всего скучный пустырь Щукин сумел превратить в цветущий сад с клумбами, дорожками, деревьями и кустарниками. Было реконструировано старое здание, в котором ранее располагался театр.

Официальное открытие сада «Эрмитаж» состоялось 18 июня 1895 года . Московская публика проявила к нему немалый интерес – упорство и энтузиазм Щукина вызывал невольное уважение даже у тех, кто упрекал его в недостаточной тонкости вкуса. В том же году в «Эрмитаже» появилось электрическое освещение, проведен водопровод, обустроен бассейн.

Годом позже здесь состоялся один из первых в России киносеансов. На сцене «Эрмитажа» пели такие известные оперные певцы как Фёдор Иванович Шаляпин, Леонид Витальевич Собинов, Антонина Васильевна Нежданова. Сергей Васильевич Рахманинов дебютировал как дирижер, играли Сара Бренар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская.

Щукин постоянно предпринимал строительство новых театральных площадок, в 1909 году был построен летний «Зеркальный» театр. Было запланировано открытие уникального зимнего театр на 4 тысячи мест, но неблагоприятные обстоятельства, порожденные Первой Мировой войной и революцией, привели Щукина к разорению. Коробка, называемая сейчас Щукинской сценой, - все, что удалось возвести.

После революции сад был сначала национализирован, затем передан в частную аренду. Но не смотря на глобальные катаклизмы Сад «Эрмитаж» продолжал быть любимым местом отдыха москвичей.

В годы войны сад был закрыт совсем недолго – с осени 1941 по апрель 1942. В 1943 году возобновились спектакли, вернувшиеся из эвакуации артисты репетировали и играли в нетопленном здании, но «Эрмитаж» жил.

В послевоенные годы сад был реконструирован, в 1948 году построен летний концертный зал. В 50-6 60 годы в саду «Эрмитаж» играли в шахматы, гуляли, читали, слушали известных артистов, смотрели кино на экране для летнего кинотеатра. Во время Фестиваля Молодежи и студентов в 1957 году в саду побывало полтора миллиона посетителей.

К 850-летию Москвы сад преобразился, были отреставрированы многие исторические постройки. В 2004 году сад «Эрмитаж» отмечал 110 годовщину со дня основания

Интересные достопримечательности в Саду «Эрмтаж»

В 2000 году саду «Эрмитаж» были переданы две скульптурные работы: бюст Данте Алигьери (скульптор Ринальдо Пирас) и бюст Виктора Гюго (скульптор Лоран Маркест). Бюст Данте передан в дар Москве правительством Италии. Бюст Виктора Гюго был подарен саду «Эрмитаж» мэрией Парижа.

В 2006 году в саду «Эрмитаж» было установлено большое Серебряное Сердце «Памятник Всем Влюбленным» . Памятник представляет собой композицию из труб длиной 70 метров, которые согнуты в форме сердца. Внутри этого памятника находятся колокольчики, которые звенят от ветра. Есть придание, что влюбленные, которые впервые поцеловались под металлическим сердцем, будут счастливы, а их чувства будут прочными и яркими всю жизнь.

Первый московский электрический фонарь, отлитый на Екатерининском заводе , был установлен в Саду «Эрмитаж» в 1880 году, а после реставрации вновь зажжен в честь 110-летия Сада 16 июня 2004 года.

Прогулки в Саду «Эрмитаж»

Территория Сада «Эрмитаж», хоть и не очень велика, но там удивительно и без какой-либо тесноты умещается столько всего интересного!

На территории сада функционируют три театра: «Эрмитаж», «Сфера» и «Новая опера» . Помимо этого, постоянно проходят разного рода театральные мероприятия, гастроли, антрепризы.

Летняя эстрада – место легендарное . В 60-70 годы ХХ века там выступали такие артисты, как Геннадий Хазанов, Михаил Жванецкий, Владимир Высоцкий, Людмила Зыкина и многие другие. На этой площадке проходит знаменитый регулярный джазовый фестиваль, выступления звезд, концерты на День Города и другие праздники, крупные презентации, иногда здесь просто играет оркестр.

Фонтан подарит прохладу и настроит на медитативный лад: наблюдая за струйками воды, вы отдохнёте, а мысли обретут ясность и живость.

Детская площадка подарит радость маленьких посетителям Сада «Эрмитаж».

Чудесные клумбы, цветущие по весне деревья : липы, клены, дубы, тополя, красивые кустарники вдоль дорожек : сирень, жимолость, боярышник, розы.

Две беседки «гарден-коттедж» в английском стиле с литыми металлическими узорами создают особый уют и атмосферу изысканности. Прекрасное место для романтического свидания и красивой фотосессии.

В саду живут симпатичные пушистые белки и породистые голуби .

Зимой в Саду «Эрмитаж» открывается самый романтический в Москве каток . Переодеться и взять напрокат коньки посетители смогут в отапливаемых павильонах. На катке в саду «Эрмитаж» проводятся занятия с профессиональными тренерами по фигурному катанию. А для самых маленьких посетителей в прокате есть специальные поддерживающие установки в виде забавных фигурок животных (пингвинов и медвежат) - они помогают удержать равновесие.

Также в саду «Эрмитаж» много разнообразных кружков и студии для детей их родителей:

  • детские клубы, в которых проводятся увлекательные развивающие, обучающие, творческие занятия;
  • уроки иностранных языков (английский, итальянский, французский);
  • студии живописи, музыки, балета;
  • танцевальные клубы;
  • йога, фитнес программы для всех возрастов
  • есть столы для игры в пинг понг и прокат необходимого для игры спортинвентаря.

В саду «Эрмитаж» часто проводятся различные интересные мероприятия , афишу которых вы можете изучить на официальном сайте сада «Эрмитаж».

Во время увлекательных прогулок по саду, обязательно захочется подкрепится и перекусить чем-то вкусненьким. Сад «Эрмитаж» позаботился и об этом. Здесь есть бар, ресторан, летнее кафе с едой и напитками на любой вкус.

В саду «Эрмитаж» гуляют с возлюбленными, друзьями, детьми, родителями. Здесь хорошо всем в любое время года. И, попав сюда однажды, Вы обязательно захотите ещё не раз вернуться!

Моё посвящение в поэзию

В жизни мне очень повезло. Уже в семь лет я обрёл свою веру. Это было в Клинцах, столице старообрядчества, где я крестился тайно ночью в единоверческом храме. Он находился прямо рядом с театром, где мой отец, ученик Мейерхольда и продолжатель его традиций, умудрился в страшном 1949 году поставить «Золушку» Шварца. Спектакль был абсолютно мейерхольдовский и по форме, и по содержанию.
С помощью каких-то странных приспособлений волшебница разрасталась на глазах у зрителей в два человеческих роста. Я в роли гнома, приносящего Золушке хрустальные башмачки, болтался на каких-то качелях где-то над сценой и спускался вниз на верёвках, держа на вытянутых руках шёлковую подушку с туфельками. Это были обыкновенные туфли, обклеенные зеркальными осколками. Но как же они переливались!
Однажды качели слишком взметнулись, и я рухнул вниз, не выпуская из рук подушку с драгоценными башмачками. Башмачки остались целёхоньки, и я протянул их Золушке.Вот башмачки из хрусталя,
Возьми их, Золушка, скорее,
Хрустальные возьми, земля,
А кожаных я не имею.
Тайное крещение в единоверческом храме ночью казалось мне продолжением «Золушки». Такое же волшебство, а я всё тот же гном, только в белой крестильной рубашке до пят и с крестильным шёлковым пояском, как у ангелов.
Несколько смутило, что надо было плевать в сторону дьявола, отрекаясь от дел его. Я был воспитанным ребёнком и не умел плевать даже в нечистого. Священник снисходительно улыбнулся и сказал, что плевать вовсе не обязательно, надо лишь изобразить плевок. Сценическая условность была мне уже хорошо знакома, и я всё условно изобразил.
Через полвека мой гениальный друг Юрий Петрович Любимов слегка огорошил меня заявлением: «Театр не терпит условности. Всё должно быть конкретно». Это относилось и к моей пьесе «Посвящение Сократа», которую я по просьбе режиссёра легендарной Таганки написал для постановки в Греции в 2001 году. Потом в Афинах, у подножия Парфенона в античном театре под открытым небом состоялась наша мистерия на торжествах, посвящённых памяти Сократа.Ионический Орден, прощай,
И Дорический Орден, пока,
Древнегреческий радостный рай
Где одежда богов – облака.

В Парфеноне приют для богов,
Боги в небе, как рыбы в воде.
Для богов всюду мраморный кров,
А Сократ пребывает везде.

Аристотель всегда при царе,
В Академии мудрый Платон.
А Сократ – он везде и нигде,
И приют для Сократа – притон,

В Древней Греции – греческий сон,
В Древней Греции – греческий лад.
Там всегда пребывает Платон,
И всегда проживает Сократ.
У меня было двойное посвящение в далёком 49-м – на сцене и в храме.
Странно, что в самый разгар борьбы с космополитизмом, а заодно и с театрами, отцу удалось поставить «Золушку», столь напоминающую будущие спектакли Любимова. Однажды Юрий Петрович даже меня спросил: «А вы не сын моего учителя Кедрова?» – «Нет. Мой отец режиссёр, выпускник студии Мейерхольда, Александр Лазаревич Бердичевский». Любимов задумчиво так на меня посмотрел и произнёс с надеждой: «А может, всё-таки..?» И не закончил фразу. В Афинах и в Дельфах мы в два голоса объясняли актёрам, что это такое – посвящение, и чем мистерия отличается от спектакля. Посвящённый должен умереть и родиться заново ещё при жизни, опередив и тем самым победив свою смерть. Вот так и я умер, упав с качелей на сцену, и воскрес с зеркальными башмачками в руках.
А Сократ, по замыслу нашей мистерии, одновременно нарекается бессмертным в Дельфийском храме и приговаривается к смерти или изгнанию в Афинах. «Дельфы справа, Афины слева, помоги мне, Афина дева». Один из актёров, претендующий видимо на лавры Высоцкого, так упился, что на глазах у будущих зрителей умылся собственной струёй. Пришлось отправить его в Москву.
И театр, где я играл гнома в «Золушке», и храм, где я крестился, власти скоро закрыли. Не помогла и статья в «Огоньке», где отец снят в роли Несчастливцева в «Лесе», а я рядом с любимой Золушкой затылком к объективу. Забавно, что сорок лет спустя этот снимок обнаружила одна поэтесса в заочном отделении Литинститута, где я работал старшим преподавателем. Удивительно, что она меня узнала мгновенно, несмотря на то, что виден только затылок. А подпись под снимком: «Пришли в гости к Золушке юные зрители». Нет, и в 7 лет я уже не был зрителем – был актёром.Премьера я загримирован
я гном-седая борода
Я первой ролью зачарован
И зачарован навсегда
Срывали бороду я плакал
Потом приклеивал опять
И часто кровь с засохшим лаком
Мне приходилось отдирать
Почему-то историки театра зациклились на столичных сценах, забывая, что и Станиславский, и Мейерхольд обобщили гигантский опыт русских бродячих передвижных театров. А в советское время после закрытия театра Мейерхольда и расстрела великого режиссёра многие его ученики рассыпались по той же провинции. Аркашки Несчастливцевы советских времён создали настоящее чудо под названием «театры глубинки». Ведь именно оттуда пришёл гениальный Смоктуновский. Вся декорация состояла из десятка задников, нередко разрисованных учениками Лентулова, Малевича, Добужинского, Татлина. Это было настоящее чудо, когда из рулона разворачивался замок Тауэр, а потом снова сворачивался в рулон, как в Апокалипсисе: «И небо свернулось, как свиток».Бетховен открыл зеркальный рояль
Свет втекал в него
как в Титаник течь
В чёрных клавишах была ночь
Он не то играл не то смотрел

Наполеон смотрел в раскладной рояль
как в трюмо
Перед ним он брился
чистил зубы
засыпал
играя «баю»
Рояль, – говаривал Наполеон, –
необходимая вещь в бою

Его выдвигал на передовую генерал-маршал
рояль играл боевые марши
Во все стороны от него свет слад
в пространство зеркальных лат

Лучи скрестились – началась битва света
Наполеон зажмурился и упал с коня
А в небе Лондона вместо битвы
лучи показывали мираж-кино

В небе стоял зеркальный Наполеон
Зеркальные пушки палили из света в свет
Светлое воинство брало в небесный плен
всех кто в битве зеркал пересилил смерть
Сегодня мой взор тоскует по этим декорациям, которые во время выездных спектаклей валялись в кузове в пыли и угольной крошке, а потом в каком-нибудь сельском клубе выворачивались в сияющие дворцы.
Мой отец избежал лагеря, наверное, только потому, что едва ли не каждый год перебирался из театра в театр через легендарную московскую театральную биржу. Как ни странно, но эта актёрская вольница просуществовала аж до самой перестройки, хотя власти всячески с нею боролись. Летом комики, герои-любовники, благородные отцы из Костромы – все съезжались в Москву и находили себе работу где-нибудь в Клинцах, в Новозыбкове, в Рыбинске, в Кудымкаре, в Бугуруслане, в Пугачёве… Я перечислил здесь театры, где был вместе с отцом. И в каждом из этих городов среди обязательного соврепертуара была одна постановка-праздник, на которую сходился весь город и запоминал на всю жизнь то, что произошло на сцене, будь это волшебная «Золушка», или «Мария Тюдор» Виктора Гюго, или легендарная пьеса Галича «Вас вызывает Таймыр». Ведь умудрился Галич под видом полярной станции показать концлагерь, а под видом полярников показать зеков – арбатских интеллигентов.Демократы, автократы,
Засудили вы Сократа,
Позабыли вы уроды:
Без Сократа нет свободы

Если нет у вас Сократа,
Значит нет у вас свободы.
В каждом городе, куда приезжал я с театром отца, я прежде всего искал храм. И вскоре оказывался в алтаре в стихаре, прислуживая священнику. А на сцену отец больше не пустил. «Только через мой труп», – сказал он сердито, не желая мне своей участи. Отец покинул сцену жизни в октябре 1991 года, до последних дней выступая с моноспектаклями от Дома ветеранов сцены в Москве, где закончились его дни. А я всё-таки оказался на сцене Таганки в 2001 году со своей мистерией «Сократ | Оракул». И даже на сцене античного театра Афин. Церковную службу теперь транслируют по телевидению, а провинциальные театры по-прежнему закрывают как нерентабельные. Удивительная страна Россия. И люди в ней удивительные.О сцена ты как колода карт
где за спиной тасуются виды
чередуя поп-арт оп-арт
пейзажи висят на дыбе

Вот вверх уплывает старинный Новозыбков
обнажая Чернобыль
где жил я в детстве
за Новозыбковом рябь и зыбь
сплошное пещное действо

Излучаясь к другим мирам
гамма-гаммой вдаль излучен
старообрядческий клинцовский храм
где после спектакля ночью я был крещён

В каждой тени актёра таится гамма
излучений всего актёра
теперь я знаю – театр был храмом
а храм – реактором

Так узор и волн и частиц
плетет незримое кружево
квантовое барокко лептонных птиц
от Клинцов до Чернобыля

Я не знаю какова роль
человека в этом театре
где мама королева а папа король
до сих пор в невидимом гамма-спектре

Где занавес как рубашка колоды
опускается падает ниц
где болью залитый как коллодием
я застыл в кутерьме ресниц

От каждой ресницы к другой реснице
тянется невидимый луч
луч вибрирует как границы
когда происходит путч
Константин КЕДРОВ


Фото нач.20 в.

16 декабря 1894 года в культурной жизни Москвы произошло значительное событие: в Каретном ряду открылся оборудованный по последнему слову тогдашней «шоу-индустрии» новый увеселительный сад «Эрмитаж» с театром. Он мгновенно приобрел популярность у московской публики. Достаточно сказать, что в первый сезон сад посетило более семидесяти тысяч человек.




Фото 1900-х гг.

История «Эрмитажа» восходит к 1830-м гг., когда бывший екатерининский вельможа и фаворит любвеобильной императрицы И.Н.Римский-Корсаков, приобрёл у генерала А.П.Тормасова усадьбу на Божедомке.
В огромный сад своей усадьбы на Божедомке новый владелец позволял по воскресеньям входить всякому прилично одетому, и "Корсаков сад" стал популярным гуляньем москвичей. Лучший московский путеводитель начала 19 в., написанный И.Г.Гурьяновым, так отзывался о нем: "Приятность вечера, темнота аллей, чистота проспектов, иллюминация, звуки музыки, мелодические тоны песенников и разнообразие лиц и нарядов делают гулянье сие превосходным".
Примерно с середины 19 в. сад превратился в открытое увеселительное заведение и стал называться "Эрмитажем" - при входе в него (против нынешнего дома N 20) стояла хижина, в которой находилась статуя сидящего старца-отшельника ("Эрмитаж" по-французски - жилище отшельника, "ermite" - отшельник; в переносном смысле слово "Эрмитаж" означало уединенное, пустынное место, хотя московский Эрмитаж уж никак нельзя было представить таким). В то время сад был, наверное, самым популярным в Москве, чему немало способствовали изобретательность и выдумка его содержателей Борегара, Педотти, Мореля, показывавшему публике знаменитую Юлию Пастрану - «женщину-обезьяну», Парадиза. Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. - в саду размещался знаменитый ресторан "Яръ ".
Но, наибольшую популярность сад получил при известном антрепренере Лентовском, который приобрёл этот сад в 1878 г. Лентовский произвел перепланировку сада, изменил программу. "Чего только не было в этом саду! - вспоминал К.С.Станиславский. - Катанье на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождением по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками; купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде... Два театра - один огромный, на несколько тысяч человек, для оперетки (по проекту М.Чичагова - d1), другой - на открытом воздухе для мелодрамы и феерий, называемый "Антей", устроенный в виде греческих развалин по проекту Ф.О.Шехтеля. В обоих театрах были великолепные по тому времени постановки, с нескольким оркестрами, балетом, хорами и прекрасными артистическими силами. А наряду с театрами - эстрада, громадный цирковой амфитеатр под открытым небом..." На новой большой эстраде играл популярный оркестр маэстро Гунгля. "Семейная публика, простой народ, аристократы, кокотки, кутящая молодежь, деловые люди - все по вечерам бежали в "Эрмитаж"... вся Москва и приезжавшие в нее иностранцы посещали знаменитый сад", - продолжал Станиславский.

Лентовский М.В.

Новая затея имела успех, «Эрмитаж» хорошо посещался публикой. Однако через четырнадцать лет Лентовский разорился.
Весной 1894 г. сад "Эрмитаж" был закрыт, огромный его участок владельцы решили разделить на множество мелких и отдать под застройку. На рубеже веков здесь, в четырех Самотечных переулках, выросли новые жилые кварталы, и ничто сейчас тут не напоминает о шумной славе московского "Эрмитажа".
С корсаковым садом граничила большая усадьба Стрешневых, перешедшая впоследствие московской семинарии, тоже с большим садом. Остатки его сохранились до сих пор позади главного здания - теперь там детский парк.
Рядом с этим садом одно время снимала квартиру Т.Л.Щепкина-Куперник. Об этой своей квартире она так писала впоследствии: "Чисто московский адрес: "Божедомка, дом Полюбимова, что против большой ивы". Ива росла в семинарском саду, на который выходили окна белого домишки, принадлежавшего маляру Полюбимову, добродушному хромому человеку <...> Квартирка в четыре комнаты, и первая "своя обстановка", купленная на заработанные деньги <...> В столовой стояло "некрасовское кресло", принадлежавшее покойному поэту, в котором он проводил последние годы своей жизни <...>"


Фото il_ducess . Бывш.семинарский сад.

Тем не менее, идея "Эрмитажа" не умерла. Купец и антрепренер Яков Васильевич Щукин решил открыть новый увеселительный сад, но ближе к центру города, внутри Садового кольца. За большие деньги он на двенадцать лет арендовал в Каретном ряду пустырь, который долгое время фактически был городской свалкой. Щукину пришлось сильно залезть в долги. Рассказывают, что для печатания первой афиши он вынужден был заложить свое зимнее пальто. К тому же пришлось «откупить» у Лентовского и название.


Фото 1910 г.

Щукин понимал: предстоит жестокая конкуренция с пользовавшимся тогда большой популярностью садом «Аквариум», находившимся поблизости, на Большой Садовой улице, но это только придавало ему силы. Из-за границы были выписаны новейшие аттракционы. На тысячах телег вывезли копившийся годами мусор и верхний слой грунта. Вместо них уложили слой чернозема. По заказанному архитектору А. Болевичу проекту тщательно разбили дорожки и газоны. Щукин лично подбирал породы деревьев и кустарника, посадка проводилась под его наблюдением. В парк провели водопровод и электричество для устройства фонтана, струи которого подсвечивались специальными фонарями.
За год всего скучный пустырь превратился в цветущий сад, были разбиты клумбы, дорожки, высажены деревья и кустарники, реконструировано здание театра. Театр был открыт 16 декабря 1894 года. А 18 июня 1895 года и сад «Эрмитаж» официально открылся. Московская публика проявила к нему немалый интерес – упорство и энтузиазм Щукина вызывал невольное уважение даже у тех, кто упрекал его в недостаточной тонкости вкуса.
Под театр Щукин перестроил и оборудовал помещение бывших вагонных мастерских. В результате получилось комфортабельное, прекрасно оснащенное помещение. Что касается репертуара, то сегодня он показался бы странным: например, Сару Бернар здесь сменяли цирковые клоуны. Щукин понимал, что для привлечения публики надо было потрафлять людям с различными вкусами - от мещан до утонченных эстетов. Имея в виду пристрастия последних, Яков Васильевич лично ездил по Европе, заключая контракты со звездами первой величины. У него выступали певец Сальвини и итальянская опера с Жюлем Девалем. Удалось даже заполучить прославленного эквилибриста Блондена. Летом 1896 года в «Эрмитаже» впервые показали «движущуюся фотографию-синематограф» братьев Люмьер. Что именно показывали - неизвестно; возможно, все те же «Прибытие поезда» и «Поливальщик».

Щукин Я.В.

Вход в сад стоил 50 копеек. Зрители приходили задолго до начала спектаклей и с удовольствием прогуливались по живописным дорожкам под звуки военного оркестра - не каких-нибудь пожарников, а музыкантов 1-го лейб-гвардии гренадерского Екатеринославского Его Величества полка. Оркестр обычно играл с 18 часов до часа ночи. К двадцатилетию «Эрмитажа» на специальной веранде открыли ресторан, а на зиму залили каток. Столетнюю годовщину войны с Наполеоном сад отметил программой «1812 год в песнях» в исполнении духового оркестра, хора и солистов. Типичная афиша того времени: «Представление сенсационного фарса из интимной жизни деятелей текущих политических событий на Ближнем Востоке и Парижа».

В 1909 году завершилось строительство по проекту архитектора А. Новикова «Зеркального театра», где летом давали оперетту, а зимой - драматические спектакли. Спустя три года приподнимают и реконструируют открытую сцену и делают при ней партер и оркестровую яму. Когда здание нового Зимнего театра стал арендовать Московский Художественный Общедоступный театр, оно находилось в плачевном состоянии. Вот что писал Станиславский: «Эрмитаж в Каретном ряду был в то время в ужасном виде: грязный, пыльный, неблагоустроенный, холодный, нетопленый, с запахом пива и какой-то кислоты, оставшийся еще от летних попоек. (...) Стены оказались настолько ветхи и тонки (уборные были переделаны из простого сарая), что от ударов молотка кирпич выскакивал на улицу». Помещение отремонтировали, на зрительские кресла надели чехлы. Именно здесь, в «Эрмитаже», 14 октября 1898 года состоялась премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович», с которого и начался МХТ, а 17 декабря - премьера чеховской «Чайки».

Щукин не терпел никакого беспорядка. В своей книге воспоминаний Н. Ф. Монахов описывает такой случай. Щукин, прохаживаясь по саду и наблюдая работу садовников, вдруг увидел молодую даму. Она сидела на скамейке и беззаботно что-то рисовала концом зонтика на дорожке. Это была балерина Тамара Карсавина, ожидавшая начала репетиции. На сделанное замечание Карсавина, которую Щукин не знал в лицо, сказала, что не желает с ним разговаривать, и демонстративно сорвала цветок. Рассвирепев, Щукин приказал управляющему вывести «эту женщину» из сада и никогда больше ее сюда не пускать. Когда Щукину сказали, что он выгнал приглашенную для выступления балерину, и ей все равно придется заплатить по контракту, он воскликнул: «Черт с ней, заплатите! Но чтобы она никогда больше не появлялась в моем саду, раз не умеет себя вести». Карсавиной заплатили, отменив концерты.


Фото veraklo . Вензель "Я.Щ."- Яков Щукин.
В саду сохранилось ещё пара люков с таким же вензелем.

Дела Щукина шли в гору, заведение процветало, ничто не предвещало беды. Тем временем подходил срок окончания двенадцатилетней аренды. Владелец участка инженер-механик К. В. Мошнин под давлением родственников потребовал выкупить у него сад. Первое предложение было сделано самому Щукину. Запрошенных 500 тысяч рублей у Якова Васильевича не оказалось. В роли его конкурента выступил владелец ресторана «Яр» А.А.Судаков, предложивший Мошнину на 50 тысяч больше. Чудо спасло «Эрмитаж» от продажи: из-за какого-то недоразумения сделка расстроилась, выигравший время Щукин достал нужную сумму и оставил «Эрмитаж» за собой.


Фото 1900-х гг.

В 1908 году в саду началось строительство нового театра с намерением превзойти по вместимости Большой. Зал на три тысячи мест и сегодня считается весьма солидным, а тогда это было почти фантастикой. Работы велись начались на участке вблизи Успенского переулка. Успели возвести огромную сценическую коробку, которую и сейчас можно видеть в глубине сада (многие ошибочно принимают ее за остатки сгоревшего театра). Но дело в силу разных причин двигалось туго. Стройку законсервировали. Грянувшая мировая война привела к падению посещаемости «Эрмитажа» - людям стало не до увеселений. Надвигался финансовый крах.


Фото 1970/2008 гг. Автор современной фотографии и коллажа А.Сорокин(с).

Таким образом, новый щукинский театр это самый большой долгострой нашего города - более ста лет. Уже в наше время в нём открыли клуб "Дягилев". Зимой 2008 г. весь интернет был забит снимками пожара этого заведения.


Фото 1965/2008 гг. Автор современной фотографии и коллажа А.Сорокин(с).

В январе 1917 года, видимо, предчувствуя беду, Щукин продал «Эрмитаж» акционерному обществу фон Мекк, а сам уехал в Евпаторию, где и скончался в 1925 году.
В 1918-м сад национализировали и передали в ведение Пролеткульта. На площадке «Эрмитажа» Эйзенштейн поставил свой первый самостоятельный спектакль «Мудрец» по пьесе Островского А. Н. «На всякого мудреца довольно простоты».
С пришествием нэпа сад взяла в аренду группа антрепренеров и открыла там танцзалы «Европейский» и «Мавританский». Тогда же начал действовать Эстрадный театр, где выступали Леонид Утесов и другие известные артисты. Заработали ресторан, шахматный клуб, тир, лекторий. Перед войной в «Эрмитаже» гастролировала труппа театра имени Моссовета, в здании которого случился пожар.


Фото 1966/2008 гг. Автор современной фотографии и коллажа А.Сорокин(с).

В годы Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания сад не закрывался. Постоянными летними гастролерами были театр Сергея Образцова и Ленинградский театр миниатюр под руководством молодого Аркадия Райкина. Спектакли проходили при аншлагах. На дорожках и аллеях светильники - тяжелые сооружения из гипса и крашеной фанеры с лепниной в виде гроздьев винограда. Света они давали мало, но впечатление производили монументальное. Потом эти светильники куда-то исчезли.


Фото 1967 г. Эстрада у входа.


Фото 1972 г. Зеркальный театр.

Театр Новая опера (с)


Фото сер.1980-х гг. Д.Борко . Сад «Эрмитаж».
Хорошо помню эту читальню. А рядом ещё был шахматный клуб. Именно с этим шахматным клубом у меня во многом "Эрмитаж" и ассоциируется. Сам я не ахти какой шахматист, а мой одноклассник играл очень неплохо, был кмс. И мы частенько ходили с ним в сад - он гонял "блицы" по "червонцу", а я выступал в качестве болельщика и поддержки. Выигрывал он почти всегда. Мороженое и лимонад были за его счёт.

Сад "Эрмитаж". "Мне сверху видно все - ты так и знай!" Играют мм Тамара Миногина и гм Наталия Коноплева.

В сети нашёл любопытные воспоминания старожила эрмитажных шахмат".

Старый Семен. ЛЮДИ САДА "ЭРМИТАЖ"
Когда-то поиграть блиц в Москве было проблемой. В ЦШК, например, часы выдавали только избранным. Да и в других клубах получить инвентарь было трудно. Летом спасали парки. Два самых популярных места были "Сокольники" и "Эрмитаж". В Сокольниках, по-моему, павильон существует до сих пор, а "Эрмитаж" - что ж поделаешь, кусочек дорогой земли в центре Москвы - деревянный павильон сгорел в эпоху рыночных отношений. И всё. Нет - значит и не было. Но он же был!
Это было в семидесятые годы. Деревянная развалюха, где хранился инвентарь - столы, стулья, шахматы, часы. Рядом - крытая веранда, где можно было играть, если пошёл дождь. Если же погода была хорошая, то столы выносили просто на улицу рядом с павильоном. Тут же, в саду "Эрмитаж" - концертные залы, ресторан, многочисленные павильоны с пивом - по тем временам большая редкость. Говорили, что ещё раньше, в шестидесятые, стояли и винные автоматы. Во всяком случае, мне рассказывал один любитель, Толя И., что как-то он предложил гроссмейстеру Васюкову (которого он не знал в лицо), заглянувшему вместе с супругой в павильон, сыграть по стаканчику за партию. Васюков вежливо отказался и ушёл. После чего Толе сказали, кому он сделал предложение, от которого, казалось, невозможно отказаться. "А я видел по глазам, что хотел сыграть!" - говорил Толя. "Жены постеснялся!".

ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА
Заведовала всем хозяйством Юлия Сергеевна Балясная. Было ей лет под семьдесят. А может, и больше. До пенсии она преподавала математику в школе. К ней относились с симпатией, но обходили стороной. Иначе Юлия Сергеевна начинала говорить, и несчастный, вместо того, чтобы рубиться в блиц, должен был выслушивать её бесконечные монологи. Между прочим, как-то она сказала мне: "Деточка, я ведь на всех вас стучу. Меня заставляют".
Помню один случай, который меня, по молодости, неприятно поразил. Ходил в "Эрмитаж" играть Володя Б. - красивый высокий блондин. Как и все, он старался к Юлии Сергеевне близко не подходить. Сидел себе и играл в шахматы. Но однажды он появился с девушкой под руку - видимо, надо было убить время. И вот он подходит к Юлии Сергеевне, наклоняется, и целует ей руку. Та, естественно, счастлива. Но когда Володя пришёл в следующий раз играть, то не то, что руку поцеловать - близко не подошёл к Юлии Сергеевне.

Сад "Эрмитаж". Под присмотром мужчин и снаружи и внутри мастер Надежда Киселева и гм Наталия Коноплева.

ЗМЕЙ
Как было его имя - никто не знал. Звали его Змей. Молодой, всегда небритый, парень со странностями. Приходил каждый день, в руках - "Спидола". Садился играть и включал "Голос Америки" на полную громкость. Говорили, что у него справка из психдиспансера. Во всяком случае, никакая милиция его не трогала.

СЛАВИК
Он появился как-то внезапно. Ходил каждый день. Играть не умел абсолютно, но играл со всеми - на деньги. Расплачивался почему-то электробритвами "Харькiв". Потом стали говорить, что он профессиональный вор, и ящик бритв он просто украл. У него были способности к игре, во всяком случае, очень скоро он уже играл на равных с кандидатами. И вот, помню, играл Славик на деньги с одним кмс - теперь он видный детский тренер. И, выиграв очередную партию. Славик говорит: "Хочу получить!" А тот платить не хотел - а может, денег не было. И он, глядя мимо Славика, закричал в пустоту: "Товарищ капитан! Подойдите сюда! Срочно!" Через секунду Славика не было в саду. Что с ним стало потом - бог весть.

КАТАЛЫ
Было несколько человек, которые курсировали от ипподрома к катрану (для молодых: азартные игры тогда были запрещены, катраном в те годы называлась снимаемая для этого опасного занятия квартира, попросту говоря, подпольный игорный дом), из катрана в "Эрмитаж", из "Эрмитажа в биллиардную. Им было всё равно, во что играть, лишь бы на деньги. Играли они и в шахматы, некоторые - очень прилично. Были среди них и мастера (шахматные). Все ведущие московские каталы состояли на учёте в милиции. Но сажали их редко. Правда, просили сообщать о своих передвижениях по стране. Был у них свой особый язык, своя этика. Вообще, об этом мире мало написано.

ЛЕША ГУБИН
Легендарная личность. Ходил во все московские парки. Маленький, горбатый человечек. Всем предлагал фору минута на пять по циферблату. Играл очень неплохо, но основная его сила была в том, что он во время партии подводил часы. Все это знали, но поймать его было трудно - мастерство было высокое. Если всё же проигрывал, то никогда не отдавал денег. Не помогало даже мордобитие.

БОБ ЭВЕРИ
Вот удивительно - даже имя его запомнил. Это был молодой американец, любитель шахмат, приехавший в Москву в командировку от фирмы Hewlett Packard, на завод Лихачёва. В те годы общаться с иностранцем было непривычно, да и небезопасно. Тем не менее, мы подружились. Помню потрясшую меня сумму его суточных - десять рублей! Ещё запомнился его рассказ о том, как он играл с Фишером в одной швейцарке, и после бессонной ночи к Фишеру был приставлен мальчик, который должен был его будить, если будущий чемпион мира засыпал. Помню и его вопрос моему приятелю обо мне: "Я читал, что в СССР евреям плохо живётся, почему же он все время улыбается?".

Сад "Эрмитаж". За игрой гроссмейстеры Елена Фаталибекова и Татьяна Затуловская. За стеклом - мужчины-зрители.

ВЫСОЦКИЙ И ШАХМАТЫ
Несколько лет подряд в саду проходил финал женского первенства Москвы по блицу. Все было организовано хорошо и празднично. Нарядные женщины играют, кругом болельщики, поклонники, журналисты. Однажды, тем не менее, турнир чуть не сорвался. В сад зашёл Высоцкий. Все девушки бросили играть и побежали смотреть на кумира.

ПУТЬ К ИСТИНЕ
(ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ И КОЛЯ)
Было в старые времена в Москве ещё одно место, где играли в шахматы - сад Баумана.
И был там, среди прочих, такой Владимир Михайлович И., сильно пьющий интеллигент. Известен он был прежде всего своим художественным "звоном". И был ещё один персонаж - Коля С. Он зимой зарабатывал деньги - играл вратарём в хоккей с мячом. А летом проигрывал часть заработанного в шахматы.
Потом павильон снесли, люди разошлись кто куда. И через много лет Владимир Михайлович и Коля случайно встретились. И решили сыграть в блиц - по старой памяти. Проблема была в том, на что играть. Дело в том, что за эти годы Колина судьба изменилась. Он стал глубоко верующим баптистом. И играть на деньги не мог.
И решили они так - выигрывает Владимир Михайлович - получает стакан. Выигрывает Коля - Владимир Михайлович читает вслух главу из Евангелия. И трезвый Коля раз за разом обыгрывал нетрезвого Владимира Михайловича. И Владимир Михайлович открывал книгу и читал вслух.
И потом он жаловался: "Тяжело мне было. Текст трудный, надо всё время думать, а я уже отвык!".