Николай Александрович Львов, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора - крупнейший деятель русской культуры 18 - начала 19 века. Традиционно его считают архитектором, однако, помимо строительства, он внес существенный вклад в развитие других отраслей знания. Он был поэтом, драматургом, гравером, прекрасно разбирался в геологии, химии, древнерусской литературе и фольклоре. Словом, это был представитель своего времени, когда в России были широко распространены идеи просвещения среди дворянской интеллигенции.

Обзор эпохи

Львов Николай был яркой личностью екатерининского правления. В это время в общественно-политической мысли страны господствовала идея о том, что просвещение и образование способны существенным образом изменить условия развития страны к лучшему. Это время поисков новых идей и решений во всех областях культуры. Россия, войдя в число ведущих европейских государств, активно осваивала мировые достижения в искусстве. В эти десятилетия не так уж и много было ученых, однако настоящие исследователи были, по сути, универсальными, т.е. разбирались одновременно хорошо во всех областях знания. Яркий пример тому - личность и деятельность Ломоносова. Такие люди во многом задавали тон культурному развитию. Их влияние на общественно-политическую мысль было огромно. К такой плеяде и принадлежал Львов Николай.

Кратко о биографии

Будущий знаменитый архитектор и деятель культуры родился в 1751 году в Тверской губернии. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Образование получил в Петербурге, в Измайловском полку, где готовили офицеров. Однако уже в то время Львов Николай проявил интерес к гуманитарным дисциплинам, а также к строительству. Он даже организовал в полку кружок любителей литературы, что было вполне типично для того времени, когда заинтересованные в той или иной области дворяне объединялись в кружки по самым разным направлениям. Показателен тот факт, что Львов Николай не получил специального образования, однако, когда был организован конкурс на строительство собора, победил именно его проект. Сама Екатерина II его одобрила, поскольку в то время она способствовала распространению новых направлений в архитектуре.

Заслуги молодого и талантливого архитектора были высоко оценены: он стал членом Русской Академии, а несколько позже стал членом Академии Художеств. Кроме того, он работал в что позволяло ему путешествовать и знакомиться с достижениями мировой культуры. В последние годы жизни архитектор был обвинен в растрате государственных средств, против него началось следствие. Это подорвало его здоровье, и в 1803 году он скончался.

Особенности творчества

Русская архитектура второй половины 18 века начала понемногу отходить от барокко, переходя на классический стиль. Именно в данном направлении работал Львов. Он был приверженцем творчества итальянского архитектора Палладио, который был ярчайшим представителем нового направления в искусстве. Он даже перевел его книги на русский язык, что говорило о переходе к классическому стилю построению. Проекты Львова предусматривали простые, сдержанные линии строений. Он отказался от пышности предыдущего стиля и обратился к более строгим композициям.

Постройки в провинциях

Город Торжок известен тем, что в нем архитектор создал одно из самых своих известных строений - надвратную церковь Ее конструкция отличается простой и сдержанностью. Белый цвет придает особенную красоту. Архитектор также строил храмы и в других городах. Так, по его проекту построена церковь святой великомученицы Екатерины в городе Валдае. Кроме того, Львов возводил и светские строения. Он знаменит тем, что спроектировал целый ряд дворянских усадеб, при проектировании которых проявился его талант как конструктора. Именно здесь он сумел проявить себя не только как архитектор, но смог продемонстрировать свои способности в организации садово-паркового ансамбля. Так, он отстроил свою родовую усадьбу Никольское-Черенчицы.

Строения в столице

Памятники архитектуры Санкт-Петербурга включают и несколько работ, принадлежащих Львову. Это а также здание столичной почты. В это время архитектор активно работает над строительством частных особняков. Крупнейшие и известные деятели того времени делали ему заказы, что свидетельствовало о признании, которое к нему пришло в еще очень молодом возрасте. Он создал церковь Пресвятой Троицы. Инициатива принадлежала князю Вяземскому, и строительство было окончено в 1790 году. Кроме того, Николай Александрович Львов построил замок в Гатчине.

Новшества

Архитектор внес большой вклад в развитие землебитного строительства. Он даже основал школу, в которой специально обучали этому типу строений. Кроме того, Львов интересовался проблемами вентиляции и отопления. Для своего времени его достижения были весьма прогрессивны. Также архитектор занимался геологией и нашел ряд месторождений на Широкий круг интересов и интерес ко всему новому и определили новаторский подход автора при строительстве. Его конструкции отличались от построений барокко и привлекали своей простой, изящностью и сдержанностью линий.

Другие сферы деятельности

Львов прославился не только как талантливый архитектор, но также как ученый, писатель и поэт. Он увлекался древнерусским фольклором, нашел и издал старинную летопись, которая в науке с тех пор называется его фамилией. Николай Александрович Львов собрал народные песни и издал их отдельным изданием, сопроводив их музыкальным оформлением. Он сам был автором ряда литературных произведений: его перу принадлежат поэмы (в былинном духе), а также либретто, оперы, которые пользовались широкой популярностью.

Архитектор был талантливом художником, рисовальщиком и гравером. Он сам гравировал собственные эскизы и наброски. Выше уже говорилось об его увлечении минералогией.

Русская архитектура обогатилась его архитектурными достижениями. Таким образом, деятельность Львова - это целый этап развития в отечественной культуре, который имеет большое значение для понимания особенностей эпохи в целом.

Значение творчества

Работы Львова следует рассматривать в контексте своего времени. Дело в том, что во второй половине 18 века многие образованные дворяне одновременно посвящали себя сразу нескольким специальностям и занятиям. В принципе, это было своеобразным веянием времени. И помимо Ломоносова, который был весьма разносторонней личностью, Львов также занимает видное место в данном ряду.

Его творчество - это яркий пример многогранности личности и широкого кругозора, который был характерен для представителей интеллигенции екатерининского времени. Показателем признания заслуг архитектором является тот факт, что город Торжок стал местом его памятника.

Точная дата рождения Львова была установлена в 2001 году в ходе анализа документов, содержащихся в ГАТО:

«Специальные справочники и прошение Львова епископу Тверскому и Кашинскому от августа 1789 г. помогли установить, что Черенчицы входили в приход церкви Николая Чудотворца с. Арпачево. В метрических книгах этой церкви за 1751-1752 гг. нет интересующих нас записей. Но в „Книге Новгородской епархии Новоторжского уезда села Арпачево церкви Николая Чудотворца попа Якова Карпова, пономаря Петра Михайлова записная о приходских тоя церкви людех на три части: кто имяны когда родились, браками венчались и померли. 1753 года, генваря 1 числа“ в первой части о родившихся под № 2 значится: „4 маия. Санкт-Петербургского гарнизона прапорщика Александра Петрова сына Львова сын Николай“.

Этот факт подтверждается и сведениями, содержащимися в исповедной ведомости вышеназванной церкви. В „Росписи Новгородской епархии Новоторжского уезда села Арпачево церкви Николая Чудотворца попа Якова Карпова, пономаря Петра Михайлова, обретающихся при оной церкви, в приходе нижеявленных чинов людем, со изявлением против коегождо имене о бытии их в святую сего 1753 года четыредесятницу у исповеди и святые тайн причастия и кто ж исповедался токмо, а не причастился и кто ж не исповедался“ имеется запись о том, что в 1753 г. „у исповеди были: сельца Черенчицы Санкт-Петербургского гарнизона прапорщик Александр Петров сын Львов 30 лет, его жена Параскева Федоровна 28 лет, дети: Николай полугода, Надежда 5 лет, Мария 3 лет, Евдокия 2 лет“».

Дмитриева Г. М. «Документы Государственного архива Тверской области о Н. А. Львове» // «Гений вкуса: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной творчеству Н. А. Львова» / Ред. М. В. Строганов. - Тверь: ТвГУ, 2001. - С.9

  • Усадьба «Василёво » на реке Тверце в трех километрах севернее Торжка.
  • Андреевский А.К. Отопление. - Минск: Выш. школа, 1982. - с. 5.
  • Грунтостроение - Благотворительный фонд им. Н. А. Львова
  • Тверское училище культуры им. Н. А. Львова
  • Доступны в часы работы музея Петропавловской крепости (официальный сайт музея).
  • В здании по-прежнему располагается Петербургский почтамт; внутренность здания полностью перестроена.
  • Церковь действующая, открыта для доступа практически постоянно.
  • В здании располагается Музей русской словестности - филиал Всероссийского музея Пушкина (официальная страница музея)
  • Дворец отреставрирован и музеефицирован (официальный сайт музея).
  • Памятник достаточно сильно разрушен.
  • Памятник, представлявший собой фантазию на тему античного бассейна для водных представлений, разрушен практически полностью; в настоящее время на его месте сохранился только бесформенный пруд.
  • Церковь действующая.
  • Авторство Львова для собора установлено документально; атрибуция надвратной церкви произведена только по схожести стилистики. Монастырь частично действующий, частично музеифицирован. Собор находится в достаточном хорошем состоянии, в интерьере (на 2010 год) установлены леса и доступ закрыт. Надвратная церковь-колокольня находится в удовлетворительном состоянии, доступ внутрь здания закрыт.
  • Усадьба передана в аренду частной фирме, на 2010 год идет реставрация, доступ в парк платный в определенные часы, доступны платные экскурсии по усадебному дому, возможно остановиться на ночлег (официальный сайт усадьбы).
  • В часовне интересные фрески, выполненные по мотивам европейских гравюр 18 века. На 2010 год часовня закрыта, ключ в соседней усадьбе Знаменское-Раёк, посещение только по особой договоренности.
  • В церкви хорошо сохранилась богатая отделка. Церковь действующая, службы проводятся нерегулярно; для доступа следует обращаться к священнику церкви села Заовражье (контакты Осташковского благочиния Тверской епархии РПЦ). Рядом расположен большой запущенный усадебный парк, усадебный дом и постройки в парке утрачены.
  • Все постройки расположены в большом запущенном парке. На 2010 год погреб-пирамида отреставрирован и постоянно открыт, усадебный дом полностью заброшен и разрушается, церковь в хорошем состоянии, закрыта и доступа внутрь нет, захоронения Львовых в крипте церкви большей частью уничтожены.
  • На 2010 год церковь медленно реставрируется по инициативе местного жителя Г.Шапошникова; реставрация снаружи почти закончена, интерьер в лесах; колокольня заброшена и быстро разрушается; церковные службы не проводятся.
  • Усадьба музеифицирована, на ее территорию перенесены различные памятники деревянной архитектуры Тверской области (
  • Львов Николай Александрович - известный русский архитектор, деятель культуры, поэт, переводчик, график, ботаник. Львов член Российской академии с ее основания, почетный член Академии художеств.

    Годы жизни: 1751-1804.

    Ещё в детстве Львов был записан в гвардейский Измайловский полк.

    После наступления восемнадцатилетия молодой человек направился в Санкт-Петербург для прохождения военной службы. В Измайловском полку работала полковая школа, готовившая офицеров для армии. В этой школе Николай Львов увлёкся литературой. Вокруг него даже образовался кружок, где обсуждались произведения русских и зарубежных авторов.

    За время учёбы талантливый юноша приобрёл навыки поэта, рисовальщика, гравера. Но его любимым предметом стала архитектура. Первый петербургский адрес Николая Львова - 11-я линия Васильевского острова, дом братьев Соймоновых, его близких родственников.

    Оставив службу в Измайловском полку, Николай Львов перешёл в Коллегию иностранных дел. Благодаря этому архитектор стал часто бывать за границей: в Германии, Франции, Италии, Испании. Во время этих поездок кроме исполнения служебных обязанностей он знакомился с европейской архитектурой.

    Первая самостоятельная работа Николая Львова как архитектора - проект собора святого Иосифа в Могилёве. Для данного важного проекта в 1780 году был организован конкурс, на котором Львову помог выиграть граф А. А. Безбородко, знавший таланты зодчего. Кроме того, успеху сопутствовало желание императрицы Екатерины II способствовать новым веяниям в архитектуре. После утверждения проекта, Львову был поручено обустроить всю площадь вокруг собора.

    В 1780-х годах Николай Львов активно строил частные особняки. Среди всех частных заказов в 1780-х годах оказалась постройка Свято-Троицкой церкви, которую в народе прозвали "Кулич и Пасха". Этот храм стал одной из самых заметных работ архитектора.

    В посёлке Мурино Львовым было построено здание церкви великомученицы Екатерины. Самым значимым проектом зодчего стал собор Борисоглебского монастыря в Торжке, совсем рядом с Родиной Львова.

    В 1791-1793 году Николай Львов построил особняк для Г. Р. Державина (наб. р. Фонтанки, 118) в котором сейчас размещается Музей-усадьба Г.Р.Державина .

    Результатом экспериментов Николая Львова с новыми строительными материалами стал землебитный замок Приорат в Гатчине. Приоратский дворец стал уникальным сооружением, построенным буквально из земли. Его соорудили всего за три месяца. Львовым была основана школа, где обучали землебитному строению. Однако этот способ строительства в России не прижился. Вместе с тем, земляной Приоратский дворец уцелел даже во время Великой Отечественной войны.

    Современники часто сравнивали Николая Львова с Леонардо да Винчи. Как и знаменитый итальянец, Львов владел многими профессиями: инженер, изобретатель, геолог, ботаник, историк, археолог, поэт, драматург, прозаик, переводчик, мастер рисунка и архитектор.

    В 1799 году на Львова было заведено уголовное дело по поводу расходов на землебитные постройки. Это подорвало здоровье архитектора. 3 января 1803 года после череды болезней Николай Александрович Львов умер.

    Известный русский поэт и друг Львова написал стихотворение на смерть друга:

    "Плакущие березы воют,
    На черну наклоняся тень,
    Унылы ветры воздух роют,
    Встает туман во всякий день –
    Над кем? – Кого сия могила,
    Обросши повиликой вкруг,
    Под медною доской сокрыла?
    Кто тут? Не муз ли, вкуса друг?.."

    В 1807 году умерла и жена архитектора - М.А. Львова. после смерти родителей стал опекуном их детей.

    История свадьбы Львова

    Женой архитектора стала М.А. Дьяковой. Когда они познакомились, Н.А. Львов был дворянином из обедневшей семьи. Согласия на брак родители невесты не дали. Будущие супруги любили друг друга и обвенчались тайно. Помог им в этом В.В. Капнист, жених младшей сестры М.А. Дьяковой, который был принят в доме родителей и сопровождал сестер на балы. В 1780 году они венчались в маленькой деревянной церкви у Галерной гавани на Васильевском острове.

    Через 4 года, когда Львов стал известным архитектором, его заметила Екатерина II, он получил согласие Дьяковых на брак с их дочерью. В это время Львову был 31 год, а Дьяковой - 28 лет. Но как венчаться во второй раз?! Шли приготовления к свадьбе, а перед самым обрядом венчания молодые сообщили гостям, что уже обвенчаны. Н.А. Львов заранее нашел крепостных – лакея и горничную, которые хотели обвенчаться. Их и обвенчали, а поздравления принимали обе пары.

    Н.А. Львов любил повторять, что он на «счастии женат». О себе он скажет: Родился, Влюбился, Женился И жил, пока любил.

    Проекты Львова Н.А.

    Церковь Спаса Нерукотворного Образа (надвратная) (Борисоглебский монастырь , )
    Казанская церковь и колокольня-маяк ()
    Валунный мост ()
    Часовня Даниила Столпника (

    Николай Александрович Львов родился 4 марта 1751 года в Тверской губернии в поместье Черенчицы, в обедневшей дворянской семье. Ещё в детстве он был записан в гвардейский Измайловский полк. После наступления восемнадцатилетия молодой человек направился в Санкт-Петербург для прохождения военной службы.

    В Измайловском полку работала полковая школа, готовившая офицеров для армии. В этой школе Николай Львов увлёкся литературой. Вокруг него даже образовался кружок, где обсуждались произведения русских и зарубежных авторов. За время учёбы талантливый юноша приобрёл навыки поэта, рисовальщика, гравера. Но его любимым предметом стала архитектура. Первый петербургский адрес Николая Львова - 11-я линия Васильевского острова, дом братьев Соймоновых, его близких родственников.

    Оставив службу в Измайловском полку, Николай Львов перешёл в Коллегию иностранных дел. Благодаря этому архитектор стал часто бывать за границей: в Германии, Франции, Италии, Испании. Во время этих поездок кроме исполнения служебных обязанностей он знакомился с европейской архитектурой.

    Первая самостоятельная работа Николая Львова как архитектора - проект собора святого Иосифа в Могилёве. Для данного важного проекта в 1780 году был организован конкурс, на котором Львову помог выиграть граф А. А. Безбородко, знавший таланты зодчего. Кроме того, успеху сопутствовало желание императрицы Екатерины II способствовать новым веяниям в архитектуре. После утверждения проекта, Львову был поручено обустроить всю площадь вокруг собора.

    В том же 1780 году Николай Львов создал проект Невских ворот в Петропавловской крепости . Почти сразу же он приступил к работе над зданием Петербургского почтамта. Работу зодчего высоко оценили. В 1783 году его избирают в Российскую Академию, а ещё через два года Львов становится почётным членом Академии художеств.

    Зодчий тратил своё время в основном на другие, не архитектурные задачи. Николай Львов продолжал служить в Коллегии иностранных дел и выезжать за границу. Графом Безбородко он был назначен советником почтового департамента. Из-за занятости Львова здание почтамта достраивал Я. Шнейдер. В одной из квартир, построенных в этом здании Львов прожил десять лет.

    В 1780-х годах Николай Львов активно строил частные особняки. Среди всех частных заказов в 1780-х годах оказалась постройка Свято-Троицкой церкви , которую в народе прозвали "Кулич и Пасха". Этот храм стал одной из самых заметных работ архитектора. В посёлке Мурино Львовым было построено здание церкви великомученицы Екатерины. Самым значимым проектом зодчего стал собор Борисоглебского монастыря в Торжке, совсем рядом с Родиной Львова. В 1791-1793 году Николай Львов построил особняк для Г. Р. Державина (наб. р. Фонтанки, 118) в котором сейчас размещается музей Державина и русской словесности его времени.

    Результатом экспериментов Николая Львова с новыми строительными материалами стал землебитный замок Приорат в Гатчине. Приоратский дворец стал уникальным сооружением, построенным буквально из земли. Его соорудили всего за три месяца. Львовым была основана школа, где обучали землебитному строению. Однако этот способ строительства в России не прижился. Вместе с тем, земляной Приоратский дворец уцелел даже во время Великой Отечественной войны.

    Современники часто сравнивали Николая Львова с Леонардо да Винчи. Как и знаменитый итальянец, Львов владел многими профессиями: инженер, изобретатель, геолог, ботаник, историк, археолог, поэт, драматург, прозаик, переводчик, мастер рисунка и архитектор.

    Николай Александрович был женат на Марии Алексеевне (урождённой Дьяковой). У них было шестеро детей: три сына - Леонид, Александр и Василий и три дочери - Елизавета, Вера и Прасковья .

    Львов Николай Александрович (1751-1803/04), русский писатель, музыковед, ученый и изобретатель, архитектор и график, один из наиболее универсальных талантов русского «века Просвещения».

    Родился в деревне Черенчицы (Новоторжский уезд, Тверская губерния) 4 (15) марта 1751 в семье отставного прапорщика. Приехав в Петербург (скорее всего, в 1769), вступил в бомбардирскую роту Измайловского полка, но уже в начале 1770-х годов перешел на гражданскую службу. В 1771 поместил свои первые стихотворные опыты в рукописном журнале «Труды четырех общинников». Путешествовал по Западной Европе, побывав, в частности, во Франции и Италии (1777; второй раз ездил в Италию в 1781). По возвращении в Петербург служил в Коллегии иностранных дел, а с 1782 в Почтовом департаменте. Жил в Петербурге и своем родовом имении Черенчицы-Никольское.

    Новый театр из новейших театров полюбился мне столко, сколко может понравится посредственная вещь между дурными.

    Львов Николай Александрович

    Долгие годы входил в поэтический кружок, членами которого были также Г.Р.Державин, В.В.Капнист, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев и другие. Писал эпиграммы, басни, кантаты, оды, элегии сатиры, поэмы (Русский 1791 год), в том числе в жанре научной поэмы (Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, мая 8-го). Со временем перешел от сентиментализма (Идиллия. Вечер 1780 года, ноября 8-го) к романтизму (Ночь в чухонской избе на пустыре, 1797). Опубликовал сборник подстрочных переводов Анакреона (1794). Наиболее исторически значительны те из его литературных произведений, что тематически или постановочно связаны с музыкой (ода Музыка, 1780-е годы; неоконченная поэма Добрыня, богатырская песня - опубликована посмертно в 1804).

    Будучи одаренным музыкантом, душою домашних концертов и спектаклей, Львов (по словам Державина) «особенно любил русское природное стихотворство», т.е. крестьянскую песню. Песенный фольклор с пестрыми вкраплениями народного арго составляет речевую основу его комической оперы Ямщики на подставе (музыка Е.И.Фомина; 1787) - первой в России хоровой оперы.

    Среди других текстов Львова, рассчитанных на музыкальное исполнение, выделяется «героическое игрище» (или «ирои-комическая опера») Парисов суд (1796), сочетающее античную мифологию с чертами русской «простонародной» пасторали. Большое значение для фольклористики имело изданное им вместе с чешским композитором И.Прачем Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем (1790), - в сопровождении львовского трактата О русском народном пении, где автор впервые указал на многоголосный характер русского пения. Мелодии этого сборника позднее нашли отражение в творчестве ряда композиторов, включая Бетховена и Н.А.Римского-Корсакова.

    Публиковал также древние летописи (Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины царя Иоанна Васильевича, 1792; Подробная летопись России до Полтавской баталии, 1798), тогда же задумал создать Словарь художников и художеств, - который стал бы первой русской арт-энциклопедией, но остался просто замыслом).

    Зодчий-самоучка, внес большой вклад в архитектуру русского классицизма. Базисный смысл со времени визитов Львова в Италию имело для него творчество А.Палладио; в 1798 издал в собственном переводе и со своим предисловием и примечаниями первый том Четырех книг об архитектуре. Стремился распространить в своих постройках первозданный «вкус Палладиев», с его гармоническим сочетанием красоты и практической пользы.

    Среди его реализованных проектов - собор святого Иосифа в Могилеве (1781-1797; разрушен в 1930-е годы), петербургский почтамт (1782-1789), Невские ворота Петропавловской крепости (1784-1787), Троицкая церковь в селе Александровском, ныне в черте Петербурга (Кулич и Пасха, 1785-1797), Борисоглебский собор в Торжке (строил архитектор Ф.И.Буци; 1785-1796), Екатерининская церковь-ротонда в городке Валдай (1793), усадьбы в Знаменском («Раек»), Арпачево, Митино-Василево, Премухине в Тверской области, Воронове и Введенском в Московской области (все - 1780-1790-е годы; сохранились лишь более или менее крупные фрагменты былых ансамблей). К 1789-1804 относятся жилые и хозяйственные постройки, а также семейная усыпальница в Никольском-Черенчицах. Часто выделяясь - подобно Невским воротам или «Куличу и Пасхе» (храмовая ротонда с пирамидальной колокольней) - оригинальной выразительностью композиции и силуэта, архитектурные идеи Львова имели в то же время и большое типообразующее значение, прежде всего в усадебной архитектуре. К тому же он постоянно сочетал свои сооружения с новаторскими инженерными разработками (такова, в частности, система водоснабжения в Торжке, оформленная ротондой-колодцем на Торговой площади, 1802).