Основной и наиболее характерный вид инвентаря раннетрипольскнх поселений представлен рядом коллекций, различных по составу и количеству находок. Крупнейшая коллекция (около 15 тыс. фрагментов керамики) получена в результате раскопок Бернашевско- го поселения. Керамические комплексы Флорешт и Окопов состоят соответственно из 9,5 и 8,5 тыс. фрагментов. В Луке-Врублевецкой обнаружено около 4 тыс. фрагментов керамики, в Ро- гожанах и Берново - 3,5 тыс., в Саба- тиновке II - 1,5 тыс., в Гайвороне - 1 тыс. По данным Е. К. Черныш, коллекция Левковцев состояла из 400 сосудов . На остальных ранпе- трипольсквх поселениях найдено по нескольку сот фрагментов керамики.

Целые сосуды или их развалы встречаются редко (наиболее благополучны в этом отношении Александровна, Гре- новка, площадка 3 в Сабатнновке II и др.), однако каждая крупная коллекция насчитывает определенное количество полностью сохранившихся или реконструированных сосудов, позволяющее объективно охарактеризовать ран- нетрвпольскую керамику.

Классификация ее основана на технологическом принципе, учитывающем примеси к глиняной массе, характер обработки поверхности, степень обжига; большое значение имеет также орнаментация сосудов. Этими критериями пользовалась, в частности, Т. С. Пассек при описании керамики из Флорешт ; ими руководствовалась (хотя и не всегда последовательно) С. Маринеску-Былку, вырабатывая классификацию прекукутен- ской посуды .

Исходя, прежде всего, из технологических признаков, в керамике культуры Прекукутени - раннее Триполье можно выделить три группы, наиболее четко проявляющиеся на ранних памятниках (Флорешты, Бернашевка, Ларга-Жижия, Окопы и др.). Посуде каждой группы присущи своя формы и специфический орнамент. Следует, однако, подчеркнуть, что это членение не является абсолютным и незыблемым: встречается керамика, в которой сочетаются технологические признака в орнаментация различных групп . В качестве отощителя в тесто добавляли песок, верна кварца, известняк или измельченные раковивы (Лука-Врублевецкая, Берново).

Для описываемой посуды характерны коричневато-желтые тона; своим розоватым мажущимся ангобом выделяется керамика Гайворона.

Посуда 1-й группы, очевидно, использовалась в основном для приготовления пигци и хранения припасов; в литературе она иногда называется кухонной. Для нее характерны следующие основные формы сосудов (47, 1-18).

Горшки нескольких подтипов:

1) С невысоким, обычно чуть стянутым венчиком, край которого слегка отогнут либо горизонтально срезан. Плечики подчеркнуты легким перегибом-ребром, ниже которого тулово конически сужается ко дну. Последнее иногда имеет невысокий (1 см) поддон- чик-закраину; изредка придонная часть цилиндрически вытянута. В отдельных случаях такие горшки могли иметь невысокий (2-3 см), полый цилиндрический поддон (ряс. 57, 5).

Обычно эти сосуды небольших и средних размеров, высота которых колеблется в пределах 12-18 см (47, 1; 53, I; 65, 7; 68, 3).

2) С довольно высоким (3-5 см), прямым или чуть отогнутым венчиком. Диаметр горла равен максимальному диаметру, приходящемуся на ребристые высокие плечики. Тулово сужается ко дну (47, 2; 60, 2; 66, 5).

3) Бвконвческпе горшки с резким перегибом профиля, приходящимся примерно на середину высоты сосуда (47, 3; 53, 4).

4) С невысоким, чуть стянутым венчиком, округлыми плечиками и приземистым (высота 10-12 см) ту- ловом, плавно сужающимся ко дну (ряс. 47, 4\ 57, 3\ 65, 2). В отдельных случаях такие горшки имеют цилиндрически вытянутую придонную часть (60, 7).

5) Округлотелые, близкие по форме глубокий полусферическим чашам. Край сосуда обычно закруглен и слегка загнут внутрь. Реже имеется невысокий отогнутый венчик (47, 5; 54, 1-3, 9; 61, 5).

6) Удлиненных пропорций (высота 30-40 см, максимальный диаметр немногим превышает диаметр горла), с высоким прямым венчиком и округлым туловом без выраженных плечиков (47, в; 53, 8, 9).

7) Широко открытые котловндные горшки, диаметр горла которых равен или чуть меньше максимального диаметра тулова, приходящегося на высокие плечики (округлые или обозначенные легким ребром). Тулово широкое, стенки покато сужаются к узкому дну. Высота котловндных горшков достигает 50 см (47, 7; 61, 3; 69, 5).

8) Банковидные горшки с почти не- расчлеиенным прямым профилем. Край венчика иногда чуть стянут (47,8; 53, 3, б; 67, 2).

С осуды-« зерновики». Под этим условным наименованием исследователи обычно описывают крупные сосуды для хранения припасов и воды. Обломки их найдены в Луке-Врублевецкой, Сабати- вовке II; реставрврованные зерновики имеются в коллекции Александровки . Для этих сосудов характерно высокое прямое горло диаметром до 0,3 м, округлое тулово без четко выраженных плечиков, со слегка вытянутой придонной частью. В высоту они достигали 0,7-0,8 и при толщине стенок и дна 2-3 си. В ряде случаев зерновики снабжены несколькими ручками (округлыми или уплощенными в сечении), которые закреплялись при помощи цилиндрических «шипов», вдавленных в толщу стенки. Иногда ручки асимметрично расположены на разных высотах (47, 9; 69, б).

Изредка встречаются зерновики высотой до 0,5 м, со слегка намеченными плечиками в верхней части тулова: обычно они лишены ручек (47, 9\ 57, 11).

Кувшины. К этому типу относятся сосуды с цилиндрический или ионическим горлом высотой 7-8 см и ВЫСОКИМИ угловатыми плечиками (47, 10; 53, 11). Представлены они небольшим количеством экземпляров.

Миски нескольких подтипов:

1) С коническими стенками и невыделенной придонной частью. Венчик в ряде случаев слегка загнут внутрь или отогнут. Обычно размеры этих мисок невелики, лишь наиболее крупные экземпляры достигают в диаметре 0,35 - 0,4 м ири высоте 10-15 см и толщине стопок 1 - 1,5 см (47, 11; 54, 4, 12; 57, 2; 61, 6).

2) Полусферические, с округлыми стенками и загнутым внутрь краем венчика (47, 12; 61, 7; 66, 7). Миски этого подтипа встречаются редко.

3) С высокими вертикальными стенками, кран которых слегка отогнут наружу (47, 13; 61, 5).

4) Миски с четко выделенной придонной частью - слегка вытяпутой и зауженной (47, 14; 57, 7; 64, 2).

Жаровни. Открытые округлые сосуды диаметром 15-25 см с прямым вертикальным бортиком высотой 1,5-2 см. Иногда крап бортика слегка отогнут (47, 15: 54, 11; G7, 5).

Фруктооницы. Так цазываемые фрук- тоиницы - широко открытые сосуды па иолом поддоне - представлены зиа- чительыым количеством экземпляров. 11 П/КПЯЛ чисть фруктовницы - нод- доп - невысокая (6-9 см), с прямыми плтт чуть расширяющимися книзу стенками (45, 15; 54. 5; 57, 10). Изредка встречаются поддоны с «раздутыми», слегка выпуклыми стенками (рпс. 63, 4). Край поддона («венчик») обычно отогнут; в стенках его на разной высоте могут быть проделаны два (очень редко - четыре) овальных или подпрямоугольных окошка (45,14).

Особый интерес представляют поддоны, моделпроваппые в виде схематизированных человеческих фигур, разделенных удлиненно-овальными окошками. Фрагменты таких поддоиов найдены в Луке-Врублевецкой (61, 9), Берново (рпс. 63, 2) и па других поселениях. Антропоморфные черты этим пзображепням придают реалистически моделированные бедра и ягодицы; мы как бы видим со стороны группу людей, объединенных в ритуальном танце-хороводе . Судя по обломку сосуда из Тырпешти, в отдельных случаях к поддонам фруктовниц крепились глиняные антропоморфные фигурки, аналогичные раннетрнполь- ским женским статуэткам .

В зависимости от формы верхней части фруктовницы, укрепленной на поддоне, эти сосуды можно разделить на два основных подтипа:

1) Резко профилированные, с уступом-ребром, сравнительно неглубокие, напоминающие современную тарелку с плоски г. скошенным венчиком (47, 16; 54, 2; 57, 8).

2) Влубокие чаши с плавно закругленными плечиками и невысоким прямым или чуть отогнутым венчиком, часто имеющие небольшие выпуклые ручки-ушки па уровне максимального диаметра тулова (47, 17; 45, 12; 54, 10; 63, 4).

Из Ленковцев происходит сосуд па цилиндрическом поддоне (65, 4), близко напоминающий описанные выше фруктовницы, но пустотелый (верхняя часть лишена дна).

Крышки. Крышки от сосудов 1-й группы встречаются редко. Обычно они полусферической формы, ПСБЫСО- кне, снабжены короткой цилиндрической ручкой-столбиком, имеющей цпо- гда горизонтальное отверстие (47, 18; 54, 8). Отдельные экземпляры крышек бывают плоскими ИЛИ коническими.

Единичпымн образцами представле- отогнутым краем бортика (54, 7). пы ноднрямоугольпые в плане новы- Это же относится п к неглубоким сокие плошки с прямым или чуть овальным ложкам и черпакам с упло- щеввой ручкой (Флорешты, Левков- ручками, соединяющими край венчика и основание шейки сосуда (

К индивидуальным формам относит- 70, 1). ся небольшой кувшинчик из Гре- Следует отметить, что некоторые новки с двумя округлыми в сечении сосуды 1-й группы (глубокие чаши, небольшие горшки, фруктовницы) имеют в дне или стенках сквозные округлые отверстия диаметром от 2 до 7 мм (45, 16; 69, 3). Очевидно, они выполняли функции цедилок или курильниц.

Обычно значительная часть (до 50 %) посуды 1-й группы на каждом поселении лишена орнамента (некоторыв горшки, миски, тазы, жаровни, фруктовницы). Остальная посуда украшена преимущественно защипным и накольчатым орнаментом. Пальцевые защипы, нередко выполненные с «отворотом» и оставляющие оттиск ногтя, опоясывают одним или двумя рядами основание шейки сосуда (46, 15- 21; 53, 1; 57, 3, 4; 66, 4). Часто ряды защипов - горизонтальные, вертикальные, косые - покрывают все тулово горшка, за исключением шейки и придонной части (46, 1-3, 5-14; 53, 5, 8; 54, 2; 66, 2, 2). Защипы, поставленные под углом друг к другу, создают так называемый колосковый узор (46, 7-10; 67, 3); в ряде случаев мы имеем дело с несомненной имитацией отпечатков хлебных колосьев (53, 7), Наколы и оттиски, выполненные плоским заостренным концом палочки, призваны заменить защшшый орнамент: они также нанесены под углом, с «отворотом», встречаются в тех же композициях, что и защипышс. 45, 5-7; 60, 3; 63, 1, 3; 64, 2). овторяется в таком исполнении и колосковый рисунок. Примечателен сосуд из Вороновицы, тулово которого украшено накольчатым узором из вертикальных и горизонтальных рядов, составляющих чередующиеся зоны (46, 4\ 60, 2).

Распространен и рельефный орнамент, обычно в виде четырех или двух конических, плоских или округлых вы- ступов-налепов на плечиках горшков; часто налепы бывают парными (45, 7-10). Тулово крупного котловидного сосуда нередко украшено иалепами в несколько ярусов. Изредка налепами или небольшими коническими бугорками, оттянутыми из стенки сосуда, бывает покрыто все тулово, за исключением шейки и придонной части (ряс. 45, 22); фрагменты керамики с таким орнаментом найдены в Бернашевке, Гайвороне, Луке-Врублевецкой. Из Бернашевки происходит целый горшочек, украшенный тесно соприкасающимися бугорками (53, 10). Немногочисленные фрагменты сосудов украшены горизонтальным валиком, в единичных случаях (Берново, Лука-Вру- блевецкая) далеко оттянутым на манер воротничка под краем венчика сосуда (63, 2). Некоторые кухонные горшки украшены рельефными стилизованными изображеннямн трехпалых лап птиц или животных , букраниями (53, 2).

Изредка сосуды 1-й группы украшались несколькими неглубокими каннелюрами на шейке или плечиках (45, 3, 12; 54, 9); в единичных случаях мы находим на- них вреванпые линии или оттиски зубчатого штампа, изображения крута, креста (45,13),

Своеобразную декоративную функцию имел распространенный прпеа тщательного лощения, полировки венчика и придонной части горшков, в то время как поверхность тулова оставалась нарочито грубой, шероховатой (45, 2\ 53, 9).

Наконец, отметим те редкие случаи, когда для орнаментации сосудов 1-й группы применялась красная краска. Примером может служить фрук- товннца из землянки 2 в Берново, найденная в крупных обломках (63, 4). Верхняя часть ее (ниже ребра) и весь поддон были покрыты после обжига густым слоем бурой охры. На этом же поселении красной краской покрыты отогнутые венчики нескольких горшков. Окрашенные сосуды обнаружены в Ленковцах . В цепом же красная краска гораздо чаще использовалась в декоре керамики остальных технологических групп.

Посуда 2-й группы в литературе часто называется столовой. Оиа[ обычно изготовлена из тщательно промешанной тонкоструктурной глины с примесью мелкого песка, в ряде случаев - измельченного шамота или сухой глинистой породы, в виде исключения- толченой ракушки (Берново). На поселении Вороновица найден большой округлый ком отмученной гончарной глины с глубокими следами пальцев, очевидно, предназначавшийся для изготовления именно столовой керамики (48).

Эта посуда хорошо обожжена, черепок на изломе однородный, плотный, крепкий. Сосуды, как правило, тонкостенные (0,4-0,5 см) и лишь наиболее крупные имеют стенки толщиной 0,9- 1 см. Цвет поверхности сосудов чаще всего сероватый (разных оттенков), черный ИЛИ более светлых тонов - коричневый, розоватый, палевый. Снаружи и внутри поверхность хорошо заглажена, часто покрыта тонким слоем мажущегося ангоба и залощена.

Выделяются следующие основные формы (типы) сосудов 2-й группы (47, 19-28). Горшки разных подтипов: 1) Сравнительно невысокий (8-

15 см) горшок с округлый туловом и прямым, чуть отклоненным наружу венчиком. Маленькое дно горшка слегка вогнуто, образуя по краю кольцевой поддончик. Это наиболее распространенная форма столового горшка (47, 19; 49,3,4, 6-9; 50,1,2; 55,1; 58, 1, 2; 63, 6, 7). Некоторые горшки этого подтипа имеют высокие выпуклые плечики (47, 19; 66, 9; 67,

2) Горшки таких же размеров, с невысоким прямым венчиком и плечиком-ребром (острым или слегка закругленным) на середине высоты сосуда, придающим ему биконическую форму (47, 20; 49, 2; 55, 3; 58, 3, 8).

3) Широко открытые горшки с почти прямым профилем, напоминающие банку. Придонная часть слегка заужена и снабжена невысоким цилиндрическим поддоном (47, 21; 55, 6). Горшки этого подтипа встречаются редко.

4) Широко открытые горшки с прямым венчиком. Конически сужающиеся стенки переходят в вытянутую придонную часть. Дно, часто слегка вогнутое, имеет небольшую закраину. Горшки а того подтипа в небольшом количестве встречены в Бернашевке, Окопах, и на других поселениях (47, 22; 58, 15).

Кувшины. Это крупные (иногда высотой до 0,3-0,4 м) сосуды с приземистым ребристым туловом, сравнительно высокой (6-10 см) цилиндрической или конусовидной шейкой и отогнутым плоским венчиком (47, 23; 49, 12; 50, 6; 55, 4, 8; 60, 6; 69, 7). Некоторые кувшины имеют округлое, часто слегка приплюснутое тулово в короткую цилиндрическую (или в виде усеченного конуса) шейку (49, 13; 55, 2; 16: 58, 7; 70, 6). Многие снабжены двумя или четырьмя ручками с отверстиями, расположенными на максимальном диаметре тулова.

Чашки - это небольшие сосуды диаметром 5-8 см. Тулово приземистое, с угловатыми или округлыми плечиками в выделенным коротким вертикальным венчиком (47, 24; 49, 19; 58, 9, 10, 18; 66, 11). Встречаются также чашки полусферической формы (47, 24; -49, J5; 50, 3; 55, 7; 58, 4, 6).

Черпаки и ложки находят в большом количестве на каждом раннетриполь- ском поселении. Исключение составляют Берново и Флорешты, где данная посуда представлена единичными экземплярами. Черпаки с полусферическим корпусом нередко достигают в диаметре 8-10 си и имеют значительную емкость. Венчик черпаков обычно чуть отогнут, ручка находится под углом к корпусу (47, 25; 49, 24; 55, 9; 58, 5; 68, S; 69, 10). Н. Б. Бурдо, выделяя наиболее крупные экземпляры черпаков из Александровки в отдельную подгруппу, называет их ковшами .

Ложки, как правило, неглубокие, овальных очертаний, с закругленным краем, ручка расположена в одной плоскости с вместилищем (47, 27). Ручки ложек и черпаков (49, 21- 25) плоские, округлые, овальные, треугольные; пятиугольные в сечении. Иногда в основании ручки или на ее конце имеются округлые сквозные отверстия. Часто ручки моделированы в виде «хематиаированных антропоморфных или зооморфных изображений (55, 13; 60, 11; 69, 10).

Крышки - невысокие, полусфериче- " ские - встречаются редко. В центре они имеют грибовидную столбчатую ручку; на разной высоте бывают снабжены противолежащими ушками - бугорками со сквозными отверстиями (47, 28; 55, 10, 12).

Из единичных форм следует отметить найденный на поселении Вороновнца небольшой горшок с округлым туловом и невысокой прямой шейкой. На максимальном диаметре тулова помещены четыре коротких, вертикальных, плоско срезанных рожка со сквозными вертикальными каналами, Этот сосуд - поилка (гутус) - по количеству рожков и форме заметно отличается от сосудов аналогичного назначения, иввестных по находкам на многих трипольских поселениях (60, 5).

Наконец, упомянем хорошо известный сосуд из Луки-Врублевецкой , моделированный в виде фигурки птицы. Узкая цилиндрическая горловина сосуда заканчивается отогнутым венчиком (не сохранился), иа плечах - небольшие ушки-бугорки с горизонтальными отверстиями; сосуд стоял ва четырех ножках, от которых уцелели лишь освоваввя. Орнамент выполнен ври вомощи каннелюр и неглубоких ямок (62, 7). Сосуд, вероятно, имел культовое назначевве.

Рельефный орнамент выполнен на посуде 2-й группы в виде двух - четырех небольших конических или округлых налепов на максимальном диаметре тулова (49, 5, 11-13, 18). Иногда налепы снабжены сквозными проколами и играют роль ручек-ушек (рве. 49, 10; 58, 15). Налепы обычно опоясаны концентрическвмв каннелюрами или врезанной линией (49, 12; 50, 8; 60, 4).

Перечисленные элементы орнамента изредка сопровождаются округлыми ямками-лунками, идущими вдоль рядов каннелюр, по обводу два (49, 16, 17; 50, И, 12; 62, 5-7; 64, 4).

Второстепенную роль в орнаментации сосудов играют короткие насечки, нарезки и вмятины (чаще всего по сре- ву венчика), наколы, оттиски трубчатого пустотелого штампа, плоско сре- яанные и тщательно зашлифованные овальные выступы (49, 5).

Примечательны небольшие прочерченные значки-пиктограммы; один из них, возможно, изображающий кисть руки, нанесен на придонную часть столового горшка из Бернашевки (55, 11). Подобные звачкв имеются и па- керамике из Рогожая [ 105, с. 39, 5, 4\. Солярные и другие знаки также зафиксированы на дне нескольких сосудов (49, 20).

Наконец, отметим, что в орнаментации посуды 2-й группы иногда использовалась красная охра, которой после обжига сосуда прокрашивались ленты, образованные прочерченными линиями (Лука-Врублевецкая, Ленковцы).

Посуда 3-й группы изготовлена из глины с примесью мелкотолченого шамота или измельченной сухой глинистой породы и песка. В отличие от кухонной посуды черепок плотный, менее комковатой структуры. Керамика этой группы из Бернашевки, Флорешт, Окопов И некоторых других поселений имеет хорошо обработанную, заглаженную, покрытую плотным слоем ангоба и часто подвощенную, поверхность. Иногда здесь встречаются образцы посуды из однородной глины без ведомых примесей, тщательно обработанной внутри й снаружи. В Берново и Ленков» цах посуда 2-й и 3-й групп близка технологически: примесь носка н очень мелкого шамота, мажущаяся поверхность; в Греновке сосуды, форма которых характерна для 2-й и 3-й групп, изготовлены из одной глины. Цвет поверхности сосудов обычно коричневатый, красноватый, серый. Наиболее яркие образцы описываемой посуды могли выполнять парадную, декоративную или культовую функцию. Выделяются следующие основные типы (47, 29-39).

Горшки двух подтипов:

1) Широко открытые (диаметр горла равен или больше максимального диаметра тулова), приземистые, с округлыми плечиками (47, 29; 65, 7).

2) С коротким венчиком, высокими угловатыми плечиками, ниже которых тулово конически сужается ко дну; диаметр дна равен диаметру горла (47, 30). Горшки этого подтипа встречаются редко.

Грушевидные сосуды с округлым или слегка приплюснутым туловом, узкогорлые (диаметр горла обычно в два раза меньше максимального диаметра), с невысоким, прямым, стянутым внутрь венчиком. Выпуклые плечики нередко опоясаны широкой и глубокой канавкой, как бы расчленяющей тулово на два яруса. Стенки конически сужаются ко дну с выделенной невысокой закраиной. Высота грушевидных сосудов колеблется в пределах 10-30 см (47, 31; 56, 2, 8; 59,1, 8).

Реповидные сосуды - с приплюснутым туловом, узким горлом и коротким стянутым венчиком. По максимальному диаметру тулова размещены конические выступы-ушки (четыре) со сквозными отверстиями. Вытянутая нижняя часть сосуда имеет вид усеченного конуса (иногда стенки ее слегка раздуты), у дна, как правило, выделена небольшая закраина (47, 32; 51,8; 65, 11; 66, 12; 69, 11).

Чаши невысокие, широко открытые (днанетр устья равен максимальному диаметру тулова или превышает его), с выделенными округлыми плечиками, иногда снабженными парой небольших ушек со сквозными отверстиями. Венчик уплощен и отогнут. Дво чаши имеет небольшую закраину (47, 33; 51, 5\ 62, 1, 4; 67, 10; 68, 13). Высота чаш - не более 10 см, диаметр устья - от 12 до 20 см.

Фруктовницы на полых поддонах близки соответствующим сосудам 1-й группы, отличаясь от них более крупными размерами: поддон нередко имеет высоту 12-15 см; диаметр верхней частя достигает 25-30 см. Исходя из формы последней, можно выделить фруктовницы двух подтипов:

1) В виде неглубоких ребристых тарелок с плоским отогнутым краем

47, 34; 51, 1-3; 52, 6; 56, 1; 59, ; 60, в; 67, 12). На отдельных экземплярах ребро выражено не столь четко (59, 12).

2) В виде чаш значительной емкости с выпуклыми округлыми стенками и парой ручек-ушек на максимальном диаметр? тулова (47, 35; 51, 4, в; 63,10; 65,12; 68, 11).

Фруктовшщам 3-й группы также присущи антропоморфные черты, наиболее ярко проявившиеся на известном сосуде из Греновки (70, 9). Не менее известно скульптурное глиняное изображение «атланта» из Луки-Вруб- левецкой, поддерживающего чашу на спине и согнутых в локтях руках (61, 2). Фигурка эта, несомненно, была частью фруктовницы, находясь на переходе от поддона к чаше.

Сосуды типа ваз с зауженной и вытянутой придонной частью. Различаются вазы двух подтипов:

1) С выделенными округлыми плечиками и конически сужающейся придонной частью (47, 36; 51, 7; 64, 12; 70, 8).

2) В виде глубоких реберчатых мисок с цилиндрически вытянутой придонной частью (47, 37; 69, 12).

Крышки для почти всех перечисленных выше сосудов представлены на раннетрипольских поселениях. Выделяются крышки двух подтипов:

1) Относительно высокие, конусовидные, часто снабженные парой небольших ушек-бугорков с. отверстиями размещенных на корпусе или ближе к краю (47, 3S; 51, 10; 65, 10; 70, 7).

2) Невысокие, полусферические, обычно бее ушек (47, 39; 52, 11; 56, 7; 60, 12).

В центре крышки находится невысокая ручка-столбик, плоско срезанная или с грибовидным навершкем.

В заключение упомянем крупный сосуд, найденный на площадке 3 поселения Сабатиновка II. Верхняя его часть имеет вид широкой воронки; в скошенной нижней части, заканчивающейся круглым отверстием (дно отсутствует), прорезаны овальные окошки, перемычки между которыми имеют антропоморфные черты (68, id). Еще один большой пустотелый сосуд, близкий вышеописанному, происходят нз Лен- ковцев . По-видимому, здесь мы имеем дело с какими-то специализированными сосудами (подставками?) , которые использовали при культовых церемониях.

Посуде 3-й группы присущ богатый и разнообразный углубленный орнамент, размещенный на всей поверхности сосуда. Наиболее часто узор создавался с помощью врезанных или проглаженных линий шириной от 2 до 5 мм. Две параллельные линии образовывали ленту, обычно заштрихованную поперечными отрезками или иногда заполненную округлыми наколами, оттиском гребенчатого штампа, врезанной косой сеткой (51, 9; 52, 12-14; 56, 1, 5; 59, 12). Лента и ряды углубленных линий создавали на тулове сосуда (горшок, грушевидный и реповид- ный сосуд, ваза, крышка, поддон фруктовницы) спиральный узор, завитки, петли. Обычны также угловые композиции, составленные сходящимися рядами линий. Часто внутри орнаментальной ленты оставались округлые «окошки», свободные от узора, или имеющие в центре небольшой конический выступ (52, 8; 9; 59,1, 7; 69, 11).

Изредка на сосудах встречаются стилизованные антропоморфные и солярные изображения, нанесенные с помощью отрезков врезанных или проглаженных линий (65, 7).

В качестве второстепенных и дополнительных видов углубленного орнамента выступают каннелюры и округлые ямки (62, 4, 3; 64, 10).

Особое место в декоре керамики 3-3 группы занимает выемчатый орнамент, присущий посуде некоторых поселений Подвестровья (Флорешты, Рогожины, Бернашевка, Окопы). Основные его элементы - треугольники, квадраты, вертикальные и горизонтальные прямоугольники, смыкающиеся вершинами удлиненные треугольники («волчьи зубы»), узкие удлиненные прямоугольники. Часто узор комбинировался из нескольких видов указанных геометрических фигур. Сначала элементы орнамента, скомпонованные в несколько рядов, составляющих широкую ленту, тонкими линиями вареэались на поверхность сырого еще сосуда. Затем по контуру фигуры глина выбиралась на определенную глубину, причем углубленные и нетронутые участки чередовались. Ленты, заполненные негативно-позитивным выемчатым орнаментом (прежде всего, в виде «шахматной доски»), украшали тулово грушевидных сосудов, поддоны фруктовниц (52, 1-3, 15, 16; 56, 2, 8; 59, 7, 8, 13). Треугольниками обычно орнаментированы верхнве части («тарелки») фруктовниц, поддоны, края крышек. Изредка встречается выемчатый узор в ромбических и меандровых композициях (52, 10; 56, 4). Характерно сочетание разных видов углубленного орнамента - выемчатого, врезанного, пггам- пового и т. д.

Важным орнаментально-смысловым сюжетом, связанным с керамикой 3-й группы, является изображение змея-дракона, переданное разными видами орнамента - временным, выемчатым, штамповым (71, 1-10).

Рельефный орнамент не играет самостоятельной роли. Обычно он имеет вид двух или четырех конических (реже - уплощенных округлых) выступов, симметрично расположенных на максимальном диаметре сосуда (63, 64,12; 68, 5). В некоторых случаях эти выступы, несомненно, имитируют женскую грудь (56, 5).

Определенную роль в декоре керамики 3-й группы играла краска. Часто заполнение всех видов углубленного орнамента белой пастой усиливало его эстетическое воздействие. Для украшения посуды таких памятников, как Лу- ка-Врублевецкая, Ленковцы, Греновка, Александровна, довольно часто применялась красная охра. Ею после обжига прокрашивались ленты, образованные углубленными линиями (56, 62, 9; 63, 10; 64, И; 68, 11).

Привлекают внимание первые одиночные образцы керамики, расписанной до обжига. Здесь следует назвать фрагмент сосуда, найденный при раскопках поселения Берново. В тесте черепка - примесь песка и измельченного шамота; поверхность шероховатая. На светло-кофейный ангоб тусклой бурой краской до обжига нанесена роспись в виде отрезков лент (63, 5). О фрагментах расписной керамики (роспись белой и коричневой красками) , найденных в жилище 1 на поселении Александровна, упоминает А. Л. Есипенко . В фондах Одесского археологического музея хранится найденная в Александровне (раскопки 1953 г.) полусферическая крышка, украшенная снаружи углубленным, а внутри - расписным орнаментом. Роспись нанесена до обжига белой краской на красный облицовочный фон. Небрежно выполненный рисунок передает крестовидную фигуру, образованную четырьмя тонкими пересекающимися полосками; в углах креста изображены завитки спирали (69, 13).

Несколько фрагментов керамики, расписанных беловатой, красной или черной краской по фону разного цвета, найдены В. И. Маркевичем в раннетри- польском горизонте поселения Новые Русешты в Молдавии . Примитивная роспись в виде полосок, нанесенных коричневой, белой, красной краской на внешнюю или внутреннюю поверхность сосуда до обжига, встречается на керамике прекукутенского поселения Тырпешти . На таких памятниках Молдовы, как Тыр- гу-Негрешти, Траяи-Дялул Фынтыни- лор, Тырпешти, обнаружены сосуды, поверхность которых до обжига была покрыта жидкой молочно-белой краской .

Описанные выше первые образцы ^рипольской расписной керамики имеют мало общих черт. Это обстоятельство позволяет предположить, что в разных частях ареала культуры Пре- кукутени - раннее Триполье древние гончары осваивали изготовление монохромной расписной посуды независимо друг от друга. По-видимому, уже в конце раннего этапа были созданы предпосылки для восприятия еще более сложной технологии производства высококачественной полихромной посуды начала развитого Триполья.

Существовавшая в 6-3 тысячелетии до нашей эры (примерно 5400-2750 гг. до н. э.) на землях между Дунаем и Днепром. Это была наиболее развитая и многочисленная древнеземледельческая цивилизация времен энеолита. Ареал ее обитания занимал примерно 190 тысяч квадратных километров и находился на территориях современных Румынии, Молдовы и Украины.

Трипольцы жили на землях от Карпат до Днепра, от Полесья до Черного моря и Балкан. А население их по разным оценкам могло составлять от 400 тысяч до двух миллионов человек. Об особенностях Трипольской культуры будет рассказано читателям далее в статье.

История открытий

Первые публикации о древней культуре и ее рисованной керамике появились в 70-х годах XIX столетия. Их автором был львовский археолог и этнограф Антон Шнайдер. Свои находки и открытия ученый сделал на Галичине во время раскопок.

В 1884 году во время раскопок в Румынской деревне Кукутень, проводимых румынским этнографом Теодором Бурада, были также найдены фрагменты керамики и статуэтки, относящиеся к той же эпохе энеолита. А в 1885 году группа энтузиастов начала уже широкомасштабные раскопки, результаты которых были оглашены в 1889 году на международной конференции в Париже. По названию деревни исследователи назвали свое открытие культурой Кукутень.

На территории Украины первые поселения этой культуры были открыты в 1893-94 гг. археологом-любителем Викентием Хвойкой в Киеве по улице Кириловская. А в 1897 году похожие поселения были найдены рядом с городком Триполье Киевского повета. Именно этот городок дал название описываемой культуре.

Постепенно стало ясно, что Трипольская культура и Кукутень принадлежат к единому культурному пласту. Поэтому сейчас употребляют оба названия как порознь, так и объединяя их в общее название «Кукутень-Триполье».

Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что первые находки памятников Трипольской культуры были сделаны еще в 1750 году на Галичине, а знаменитая пещера Вертеба была открыта в 1822 году, причем совершенно случайно. Но в то время этим открытиям не было уделено достаточно внимания и не проводилось системных изысканий.

Исследования

Пять поколений ученых трудилось над изучением трипольской цивилизации. Изданий на эту тематику насчитывается больше чем 2500. В конце XIX столетия изучением Трипольской культуры Украины занимались: А. Шнайдер, А. Киркор, И. Коперницицкий и В. Пшебиславский. Ими была сделана первая хронологизация и систематизация находок.

В Советском Союзе исследованиями Трипольской культуры занимались археологи Б. А. Латынин и Т. С. Пассек. Именно они разработали четкую периодизацию ее этапов развития. Но Латынин был репрессирован, и Татьяна Пассек самостоятельно опубликовала их общие труды. Впрочем, похожую периодизацию культуры Кукутень и Трипольской культуры составили в свое время также Губерт Шмидт и Раду Вулпе.

Хронология

После доработок и усовершенствований, периодизация, по Т. Пассек, делится на три периода:

  • ранний;
  • средний;
  • поздний.

Два из них, в свою очередь, делятся на подэтапы. Рассмотрим их подробнее.

Ранний период

Во второй половине 6-го и первой половине 5-го тысячелетий до н. э. племена трипольской цивилизации расселились возле Днестра и Южного Буга. Поселения были небольшими. Жили люди чаще всего в землянках или полуземлянках, но строили и наземные жилища. Орудия труда в большинстве были каменными, костяными или деревянными, лишь изредка попадались медные.

Наряду с земледелием и разведением скота в период каменного века население занималось охотой и рыбалкой. Из домашних животных разводили в основном крупный рогатый скот - быков и коров. Но держали также овец, коз, свиней.

Керамика уже была достаточно развита. Наблюдается разнообразие посуды из глины: миски, ложки, горшки, большие сосуды для хранения зерна. Также из глины мастерили статуэтки, бусы, амулеты. Поверхность керамических изделий украшали глубокими бороздками из множества параллельных линий, которые создавали спиралевидный рисунок.

Средний период

Последняя четверть 5-го тысячелетия - третья четверть 4-го тысячелетия до н. э. (каменный век). Племена трипольской культуры расселились на огромных территориях от Днепра до Восточной Трансильвании. Множество поселений трипольцев появилось в речищах Верхнего и Среднего Днестра, Прута, Южного Побужья и правого берега Днепра. Значительно увеличилось население, соответственно поселения стали больше.

Дома в них располагали по кругу. Жилища строились наземные, часто двухэтажные. Они имели форму вытянутого прямоугольника. Внутри обязательно находилась печь с припеками и лежанками.

Значительно увеличилась роль скотоводства. Выделились ремесла. Существовали мастерские по изготовлению керамической посуды и орудий труда. Их изготовляли по-прежнему из кости, кремния, камня или дерева. Началась добыча медной руды, например, на Волыни или в Поднестровье. Выплавка меди позволила увеличить ассортимент медных орудий: топоры, кинжалы, иголки, ножи, украшенья. Начали делать и расписную керамику с характерным спиральным узором черной краской на желтовато-красном фоне.

Поздний период

Конец 4-го тысячелетия - начало 3 тысячелетия до н. э. Ареал обитания трипольцев расширился еще больше: Киевское Приднепровье по обоим берегам, земли восточной Волыни, северо-западное Причерноморье. Именно в степной зоне они начали контактировать с носителями иных культур.

В начале 3-го тысячелетия до н. э. в степных зонах и Дунайско-Днепровском междуречье начали селиться племена «ямной культуры» Они постоянно перемещались, ища новые пастбища для своего скота и частично ассимилировались с трипольцами, привнеся в их культуру много своих особенностей. В итоге создались отдельные локальные группы трипольцев, чья культура начинала приобретать значительные различия. Например, появляется новый тип погребения в ямах с насыпью и с каменной обкладкой вокруг. Такой способ захоронения был характерен для племен «ямной культуры». Поменялся и характер строительства жилищ, а в украшении керамических изделий исчезли спиральные узоры, мастера начинали создавать посуду округлой формы.

Происхождение трипольцев

В 2005 году в пещере Вертеба в Тернопольской области удалось получить первые образцы генетического материала трипольцев. А в 2010 году были опубликованы первые результаты. Они подтвердили родство трипольцев с народами, которые упоминаются в истории неолита. Они проживали на Балканах. Было установлено, что по материнской линии истоки идут из Малой Азии, а доминировали гены донеолитического населения, которое проживало в районе Карпатских гор до северного Причерноморья еще до прихода туда земледельцев.

С точки зрения антропологов аборигены всех этих неолитических, дотрипольских культур были северными европеоидами. Они были рослыми людьми с массивным скелетом, крупным черепом и широким, даже плоским лицом. А население, принесшее земледелие и скотоводство из Карпато-Дунайского региона и создавшее трипольскую культуру, являлось в основном представителями древнесредиземноморского типа. Они были невысокими, стройными, хрупкого телосложения, с узким лицом.

Из-за того что было найдено очень немного сохранившихся погребений, данных по антропологии недостаточно для полноценных генетических исследований. Но по тем немногим останкам, которые до нас дошли, можно с уверенностью сказать, что в трипольской культуре существовали оба типа людей: крупные, высокие протоевропейцы и грациозные средиземноморцы.

Большинство могильников, датирующихся поздним периодом, имеют оба типажа. В могильнике возле села Выхватинцы можно наблюдать очень любопытный факт: женщины, что были там захоронены, были массивными, протоевропеоидного типа, а вот мужчины - изящными средиземноморцами.

Хозяйственная деятельность

Уже в начале зарождения в трипольской культуре было сильно развито земледелие. Мягкий влажный климат, плодородные почвы благоприятствовали успеху земледельческих хозяйств и их бурному развитию. Трипольцы выращивали в основном зерновые культуры: пшеницу, овес, ячмень, просо. Также сеяли горох и бобы. Выращивали и некоторые плодовые культуры, например абрикосы, сливы, виноград.

Триполье - одно из первых земледельческих сообществ, которое сумело наладить столь успешное хозяйство, что начало получать продовольствие в избытке. Излишки были столь значительны, что они наладили торговлю зерном с другими цивилизациями той эпохи: Балканами, Кавказом, Египтом, Месопотамией, Критом.

Разводили трипольцы также крупный и мелкий рогатый скот. Основу стада составляли коровы и волы, которых использовали как тягловую силу. Лошадей одомашнили и начали использовать в хозяйстве чуть позже. Выращивали также коз, овец и свиней.

Активно занимались также охотой при помощи лука и стрел. В охоте часто использовали собак. Также распространены были рыбалка и собирательство. Кроме трав и кореньев собирали дикие груши, яблоки, кизил и вишню.

Трипольцы были талантливыми ремесленниками. Существовали гончарные мастерские и мастерские по изготовлению кремниевых орудий труда. А немного позже они научились изготовлять орудия высокого качества из меди. Поражает наличие у трипольских мастеров многоканального горна для обжига керамической посуды. Подобный совершенный горн появился у мастеров древнего Крита лишь спустя 3000 лет, а у гончаров Эллады еще позже.

Был известен им и ткацкий станок. Искусные женщины достигли большого мастерства в изготовлении тканей и пошива из них рубах, платьев и свиток. Одежду они украшали ткаными или вышитыми цветными узорами.

Поселенья и жилища

Особенностями поселений трипольской культуры была их круглая или овальная форма. Жилища в них располагались по кругу, образовывая в центре свободную площадь. Предположительно, в центр селенья сгоняли на ночь скот, чтобы защитить его от хищников. Подобная структура селений характерна для скотоводческих народов. Подобные деревни можно встретить и в наши дни у южноафриканских народов - деревни краали.

Такая центрическая структура построения сохраняется и в очень крупных трипольских поселениях. Только там строения располагались в несколько рядов сужающихся колец. Существовали как совсем маленькие поселенья-хутора на 7-15 домов, так и огромные для того времени города, где могло жить 10-15 тысяч населения.

Располагались посёлки обычно на открытых пологих склонах, возле рек, на землях, пригодных к земледелию. Чаще всего они не имели никаких оборонительных сооружений, что свидетельствует об отсутствии серьезных конфликтов и удивительно низком для того времени уровне агрессии. И лишь в позднем периоде, видимо, с появлением большого количества пришлых племен, поселения начали укреплять рвами и валами.

В раннем периоде развития трипольцы сооружали довольно большие дома: 4-5 метров в ширину и 15-20 метров в длину. Строили из дерева и глины. Внутреннее пространство было разделено на много отдельных помещений, каждое из которых имело свою печь.

По всей видимости, в таком доме жило несколько семей, связанных родственными связями. Позже дома стали меньше размерами, каждый предназначался для отдельной семьи. Часто строили двухэтажные дома. Первый этаж имел вид деревянного сруба, сверху сруб был накрыт плитами из обожженной глины. Второй этаж делали из более легкого материала, часто из лозы, обмазанной с двух сторон глиной. Накрывали крышу камышом или соломой, покрытой слоем жидкой глины. Первый этаж, по-видимому, служил хозяйственным помещением, а на втором была печь и жилые комнаты. Печи делали на деревянной основе, нанося на нее несколько шаров глины, смешанной не с половой, а с песком. Позже деревянная основа выгорала и оставалась глиняная печь. По бокам от печи обязательно сооружали лежаки. В степных областях, где был дефицит древесины, дома строили из самана.

Судя по моделям жилищ из глины, которые были найдены во время раскопок, трипольцы любили расписывать свои дома как снаружи, так и внутри. И делали они это с большим мастерством, не жалея ярких красок и орнаментов. Найденная в с. Володимировка на Уманщине модель дома демонстрирует эффектную роспись в золотистых, желтовато-красных, розово-черных тонах.

Протогорода-мегаполисы

Совершенно уникальными объектами археологии являются трипольские протогорода. Их исследования начались в 70-х годах XX столетия с раскопок Н. Шмаглия возле с. Майданецкое. Позже к этим исследователям присоединилось много других археологов. Раскопки велись в Доброводах, Тальянке, Веселом Куте.

Открытие больших поселений стало возможно благодаря магнитной съемке и аэросъемке. Все началось с того что в 60-х годах прошлого столетия военным топографом Шишкиным на аэроснимках регионов центральной Украины были обнаружены следы огромных поселений. Сначала археологи не могли поверить в реальность таких следов. Но уже первые экспедиции организованные Шмаглием нашли на отмеченных местах следы культурного слоя трипольской цивилизации.

Радиоуглеродный анализ показал, что эти города существовали в период 4-3 тысячелетия до н. э. Спустя 20 лет исследований В. Дудкин создал более 40 планов трипольских поселений на территории Украины и Молдовы. Семь из них были протогородами, с населением, достигавшим 10-15 тысяч человек. Самый большой из них находился в Тальянках Черкасской области. Его площадь равнялась примерно 450 га. Он имел овальную форму, примерно 3,5 км в длину и 1,5 км в ширину. Геомагнитная съемка позволила подсчитать количество сооружений. Оно составило примерно 2700 домов и хозяйственных построек. В городе имелся даже храм. Это было самое крупное поселение в Европе того времени.

Дома в трипольских городах строились очень близко друг возле друга, создавая линии укреплений. Первая возводилась вокруг центральной площади, вторая располагалась по внешнему радиусу, на расстоянии полета стрелы от первой. Интересно, что все протогорода, где бы они не были построены, имеют одинаковую планировку.

В настоящее время к раскопкам протогородов активно подключились ученые из Германии, Великобритании, США. С помощью современных приборов ведутся масштабные изыскания в Польше, Венгрии, Чехии, Болгарии и Румынии.

Керамика Трипольской культуры

Именно расписная керамика стала настоящей визитной карточкой Триполья. В каждом жилище археологи находят от 30 до 200 керамических изделий.

Сначала глиняную посуду изготовляли вручную в каждой семье для собственных нужд. К глине подмешивали полову, конский навоз, толченые ракушки. Поэтому она была толстостенной и грубоватой. Позже появился гончарный круг, скорее всего, одновременно с появлением отдельных гончарных мастерских.

Изготовляли посуду трех типов:

  • хозяйственную;
  • кухонную;
  • ритуальную.

Для хранения зерна делали большие до 1,5 метров сосуды и вкапывали их в землю на первом хозяйственном этаже. Для приготовления пищи использовали горшки, тарелки, сковородки, чашки, кувшины и многое другое. В зависимости от формы, выделяют 16 типов трипольских керамических изделий. В мастерских керамику изготовляли в огромных количествах, и вся она была отменного качества - тонкая, гладкая и мастерски расписана. Трипольская роспись - явление абсолютно уникальное. Ни в одной культуре не существовало ничего подобного. Орнаменты выполняли белой, черной, красной, коричневой краской. Ученые сходятся, что для трипольцев керамика имела сакральное значение.

Кроме посуды изготовляли множество глиняных статуэток. Очень часто это была женская фигурка с выразительными женственными изгибами. Делали также фигурки животных, модели жилищ. Видимо, их использовали для проведения различных религиозных обрядов.

Религия

Древние не делили окружающий мир на духовный и светский. Все было едино, поэтому существовало множество обрядов, которые сопровождали трипольцев и в работе, и в быту. Все они были призваны сохранять стабильность и благополучие людей. Та же керамическая посуда несла множество зашифрованных посланий, обращенных к высшим силам.

На домашнем алтаре трипольцев обязательно были глиняные фигурки почитаемых божеств: Богини-матери, символа плодородия - быка, змеи, голубя и других.

В эпоху больших городов трипольцы строили храмы. Самый большой был найден в Небелевке. Его размер составил 20 х 60 метров. Это самое крупное здание, возведенное 4 тысячи лет до н. э. в Европе, а возможно и в мире. Ширина входной двери составляла 1,7 метра. Внутри было найдено 7 алтарей, на которых разжигали священный огонь. Стены и пол были выкрашены в красный цвет. На открытой площадке внутри могло одновременно находиться несколько тысяч человек.

Язык и письменность

Неизвестно точно, была ли у трипольцев письменность. Споры об этом ведутся много лет. На керамической посуде часто можно видеть загадочные символы, которых ученые насчитали 239. Но до сих пор никто не смог их расшифровать, поэтому невозможно доказать, были ли эти символы первым буквенно-звуковым алфавитом или являлись просто орнаментом.

Подобные трудности ученые испытывают и с языком. Считается, что трипольский язык имел отношение к группе древних черноморско-средиземноморских языков. Для них характерно превалирование открытых слогов и равномерное чередование согласных и гласных. Подобная структура характерна и для современных славянских языков. Наиболее явственно эта тенденция характерна для украинского.

Трипольская культура: интересные факты

И напоследок, несколько интересных фактов:

  • Из всех разновидностей трипольской керамики больше всего споров вызывает загадка предназначения так называемой биноклевидной посуды. Ни в одной культуре нет аналогичных сосудов. После долгих споров, не придя к единому мнению, ученые решили отнести его предметам религиозного культа. Якобы он использовался для вызывания дождя.
  • Принято считать, что наиболее древнее изображение колеса можно увидеть на шумерских фресках в Месопотамии, которые датируют 3200 г. до н. э. Но колесо можно увидеть на трипольских керамических изделиях, которым примерно 5000 лет до н. э. Это повод поспорить, кем и когда было изобретено колесо.
  • Удивительно, но всем известный китайский символ "инь-янь" - те самые две змеи образующие извечный круговорот жизни - можно увидеть на керамических изделиях древних трипольцев.
  • Интересно, что трипольцы не жили подолгу на одном месте. Не больше 50-70 лет. Это не удивительно, поля за это время истощались, дичь в лесах заканчивалась. Удивительно другое, уходя на новое место, они обязательно сжигали свои жилища вместе с утварью, посудой и прочим. Возможно, это был своеобразный обряд очищения для новой жизни на новом месте.

Развитие культуры земледелия длительное время оставалось не до конца изученным. Благодаря археологическим исследованиям XIX века учёным удалось приоткрыть завесу тайны и сложить воедино научные находки, связанные с жизнью древнего человека в районах Поднепровья и Причерноморья. В это же время учёные начали уделять внимание исследованию палеолитических стоянок у Днепра, заниматься раскопками курганов на юге страны, проводить масштабные работы по изучению древнегреческих колоний на черноморском побережье России.

В конце второй половины XIX века в области Поднепровья у села Триполья произошло открытие новой особой культуры, получившей название «трипольской».

Трипольская культура, зарожденная в Киевской области Украины, является археологической культурой эпохи энеолита, распространявшейся на территории от Восточного Прикарпатья до Среднего Поднепровья. В области Румынии это явление называли культурой Кукутени.

Трипольская культура захватила территорию Запрутской Молдовы, Молдавию, Правобережную Украину и развивалась на протяжении 1500 лет. Отличительной чертой данной культуры является то, что она тесно переплеталась с балканскими традициями, а также находилась на границе ареала земледелий, что позволяло ее носителям осваивать и заселять новые территории.

Археолог из Киева В. В. Хвойко стал первооткрывателем памятников трипольской культуры, дающих представление о первых земледельцах. В 1899 году состоялся XI Археологический съезд, в рамках которого Хвойко выступил с докладом под названием «Каменный век Среднего Приднепровья», отнеся изученные им памятники к особой неолитической культуре.

После исследований Хвойко у села Петрены около Бельцы Э. Р. Штерном были проведены раскопки, давшие возможность изучить другую сторону трипольской культуры. Работа Штерна в течение долгого времени представляла собой единственный сборник материалов, связанных с западной расписной керамикой.

Зачатки трипольской культуры появились в Буго-Днестровском бассейне, благодаря неолитическим племенам, которые на протяжении долгих тысячелетий проживали на данной территории, обладали мотыгами и серпами, проводили постройку не только землянок, а даже прямоугольных домов с печами в виде каминов, одомашнивали диких животных.

На сегодняшний день общий объём научных достояний, имеющих непосредственное отношение к культуре Триполья, впечатляет своей масштабностью. Известно свыше полутора тысяч работ, посвященных трипольской культуре. За время проведения научных операций было обнаружено и изучено огромное количество поселений и археологических памятников.

Поселения культуры Триполья

Советский археолог Татьяна Сергеевна Пассек разделила трипольскую культуру на три этапа развития:

Ранний этап — вторая половина VI — начало первой половины V тысячелетия до н.э. В роли домов выступали землянки, также были обнаружены маленькие «площадки» из глины.

Средний этап — вторая половина V тысячелетия до н.э. — 3200/3150 гг. до н.э. Поселения в районах мысов укреплялись при помощи валов и рвов, площадь поселений возрастала, жилища начали располагать по кругу. Иногда можно было встретить дома, имеющие два этажа, двускатную крышу и окна круглой формы.

Поздний этап — 3150 — 2650 до н.э. Территория культуры Триполья разрастается на север и восток путём расселения племён на укреплённых местах. Встречаются как некрупные наземные жилища, так и простые землянки.

Множество поселений, организованных во времена трипольской культуры, было обнаружено начиная с 1880 года в районе Правобережной Украины. Особым отличием этих стоянок стали специальные «площадки», которые укреплялись с помощью обожжённой глины. Такие платформы имели квадратную форму, длина одной стороны «площадки» варьировалась от 5 до 18 метров. На некоторых стоянках остались следы бывших очагов, построенных из глиняных плит.

Типичное трипольское поселение имело довольно интересный план организации. Дома располагались в два круга, чтобы усилить защиту населения в случае возможной атаки. Иногда в середине малого круга домов не строили, так как эта территория представляла собой городскую площадь.

Хозяйство культуры Триполья

Период с 5500 по 4000 г. до н.э. считается временем земледельческой революции, когда народ перешел от собирания растения и трав к их выращиванию, от охоты на зверей к их одомашниванию и разведению. Также и племена, относящиеся к трипольской культуре, начали заниматься сельскохозяйственным производством одними из самых первых.

Трипольцы обрабатывали земли и жили на одном и том же месте около 60 лет. По прошествии этого времени ресурсы земли истощались, и жители вынуждены были перемещаться на соседние территории. Учёные выяснили, что сельское хозяйство трипольцев было так хорошо развито, что продукция всегда была в избытке. Трипольская цивилизация по праву считается одной из первых земледельческих общин, которая не страдала от нехватки продовольствия.

Трипольцы зарекомендовали себя не только как грамотные земледельцы, но и как талантливые ремесленниками. Сначала их орудия труда изготавливались из камня, затем уже из кремния, который можно было применять для производства наконечников стрел, топоров, серпов и многих других незаменимых в быту вещей.

Высокое развитие получило скотоводство, гончарное дело и ткачество. Земледельцы выращивали не только зерновые культуры и овощи, но и целые фруктовые сады. На территории Украины именно трипольцами были посажены первые вишневые деревья.

В Поднестровье появились мастерские по добыче и обработке кремния, что также свидетельствовало об огромном прогрессе в сфере хозяйственной деятельности.

Помимо земледелия и скотоводства большую роль в становлении хозяйства Триполья сыграла охота и рыболовство. Также отмечено существенное развитие техники обработки меди, полученной Балканского полуострова, найдены многочисленные сельскохозяйственные орудия, приборы для ткачества, деревообработки, плетения, выделки шкур и так далее. Трипольская керамика была богато украшена красивым орнаментом.

Трипольцы возделывали землю при помощи мотыг из камня, кости и рога, а урожай убирали самодельными серпами, которые сначала были каменными, а после и медными. Медное орудие труда повсеместно вошло в обиход, благодаря раскопкам было обнаружено несколько сотен различных предметов из чистой меди, полученной из балкано-карпатских рудников.

Скотоводству также отводилась значительная роль в хозяйстве. Трипольцы содержали быков двух пород, одни из которых были мелкими, а другие – очень крупными, похожими на диких туров. В большом количестве жители содержали овец и свиней, а к концу культуры Триполья появились и домашние лошади. Выпас скота проводился недалеко от посёлка, а ночью животных закрывали в загонах.

Искусство Трипольской культуры

В каждом трипольском доме археологами было обнаружено от пары десятков до нескольких сотен керамических изделий потрясающего качества – блюдец, тарелок, кувшинов, кубков, амфор и фруктовниц. Качество посуды поражало своим превосходством – керамика гладкая, тонкая, искусно окрашенная в белый, черный или красный цвета. Чёткость орнамента была совершенной, насыщенной символами и особыми знаками. Не исключено, что эти знаки считались магическими, являлись оберегами и способом защиты от высших сил.

В каждом доме трипольца можно было найти один или два ткацких станка. Женщины были настоящими мастерицами с золотыми руками. Они ткали рубахи, платья, свитки, украшали свои произведения оригинальным орнаментом и узорами. Поверх платьев модницы времен Триполья носили медные, каменные или ракушечные бусы. Любили они и изделия из драгоценных металлов.

Отличительной чертой трипольской культуры являются статуэтки из глины, которые свидетельствовали о значительных успехах в становлении художественного вкуса. Обнаруженные предметы искусства отражали специфику экономического развития времен Триполья-Кукутени и этапы социального развития носителей данной культуры.

Верования и идеология трипольцев

Во времена трипольской культуры образовались специфические идеологические представления, на которые прямым образом повлиял земледельческий характер хозяйства. Трипольцы отражали свои мысли и в орнаментах сосудов, которые отличались своей витиеватостью и, безусловно, несли в себе религиозно-магические свойства. В орнаменте отражались представления трипольцев об окружающем мире, планете в целом.

Древние земледельцы вплетали в орнаменты своё представление о дожде и ветре, времени суток, временах года. На сосудах красовались изображения животных, растений, пахоты и посевов. Культ плодородия отразился в трипольских статуэтках женщины-богини с явными признаками женственности. В глину умельцы подмешивали зёрна пшеницы и муку.

Объектом культа во всём Средиземноморье на тот момент являлся и бык, приносящий огромную пользу в хозяйстве. Это животное обеспечивало жителей мясом, как и корова, дававшая молоко. Изображения этих животных были очень распространены, а статуэтки быков встречались в большинстве домов трипольских поселений.

Храм имел особое значение для каждого трипольца. Его всегда ярко раскрашивали, расписывали орнаментом, оснащали высокими арками, алтарём и жертвенной чашей. Народ Триполья был озабочен идеей Возрождения, которого можно было достигнуть при помощи ритуалов и обеспечения душевного бессмертия.


Ариушд отражает один из ранних местных вариантов культуры, широко распространенной в бассейнах Cepeта, Прута, Днестра, Буга и Днепра, в том месте, где эти реки пересекают покрытое лёссом лесистое плато, простирающееся к востоку от Карпат и вдающееся языком в территорию Восточноевропейской равнины. При всем единообразии в экономике, бытовом оборудовании и эстетических принципах, лежащем в основе этой, культуры, имеются и различия в архитектуре жилищ, орнаментации посуды и в соотношении отдельных элементов внутри общей хозяйственной системы, помогающие выделить отдельные местные группы и хронологические фазы. Па основе типологического исследования орнаментации керамики Пассек выделяет пять фаз - 0, I, II, III и IV, из которых I, по-видимому, совпадает с Ариушдом, в то время как 0 представлена поселениями в Восточной Галиции, между Бугом и Днестром, и, возможно, в Траяне, на Бистрице. Ее типология подтверждается стратиграфическими данными только в двух местах - в Кукутени и Незвишке, где остатки поселений с керамикой I фазы погребены под культурным слоем с керамикой II фазы. Но на основании этой типологии можно сделать вывод о том, что жители прикарпатских селений, относящихся к 0 и I фазам, постепенно продвигались на северо-восток, до тех пор пока в IV фазу они не пересекли недалеко от Киева Днепр и не проникли в лесную зону; после этого, покинув лесостепную полосу, они повернули в степь и достигли близ Херсона побережья Черного моря.

Остатки жилищ с разрушенными печками образуют неправильные прямоугольники из кусков обожженной глины, объединяемые обычно под одним общим названием «площадок», которые на самом деле представляют собой несколько различных типов построек. Повсюду в I фазу, а в некоторых областях и позднее, обожженная глина, как и в Ариушде, представляет собой обвалившиеся плетеные обмазанные стены. Но во II и III фазы в бассейнах Буга и Днепра появились дома новой и более сложной архитектуры. По имеющимся сведениям, глиняные полы в этих домах намеренно обжигали с помощью разложенных на них костров, вследствие чего печки, горшки и зернотерки находятся уже на поверхности слоя обожженной глины. В некоторых случаях пол состоит из нескольких слоев; иногда на нижней поверхности одного из таких слоев можно встретить отпечатки горизонтально настеленных расколотых плах, на которые накладывалась глина. Полагают, что такая многослойность является следствием обновления полов, которое иногда сопровождалось расширением всей постройки. Поселение в Коломийщине на Днепре состояло из 39 домов, расположенных радиально по двум концентрическим кругам диаметрами 60-70 и 180 м; вход в домах был всегда обращен к центру. В небольших домах, размерами 7 X 4 м и меньше, имеются только одна печь и одна зернотерка и встречается от 10 до 15 сосудов. Но таких домов было мало. Более крупные дома часто достигают таких размеров, как 22 X 5 м или 17X8 м; они бывают разделены перегородками и насчитывают 4-5 печей, столько же зернотерок, 30 и более сосудов. Кричевский считает, что такие дома образовались в результате пристройки к маленькому дому помещений, предназначавшихся для новых семей, возникавших внутри одного большого хозяйства. В некоторых поселениях, например во Владимировке (II), наряду с такими наземными сооружениями существовали и полуземлянки, состоявшие из сеней и длинного помещения с печкой и глиняными скамьями
вдоль одной из стен. В IV фазу люди перестали строить большие дома, рассчитанные на много семей. Одно жилище в Бучаче, относящееся к этой фазе, вкопанное на глубину 1 м в лёссовую почву, крыша которого покоилась на вертикальных столбах, имело площадь 4 кв. м, причем четверть этой площади занимала двойная печь, сложенная из камней.

Глиняные модели, найденные близ Умани в бассейне Буга, дают полное представление о внутреннем устройстве небольшого трипольского дома и вполне совпадают с данными, полученными в результате раскопок, произведенных за последнее время советскими археологами.

В раскопанных жилищах тоже имеются сени печь (которая в настоящих домах строилась на каркасе из ивовых прутьев), невысокое крестообразное возвышение (с углублением на поверхности), сосуды для хранения зерна и зернотерка. В моделях же изображена и хозяйка растирающая зерно. Модель из Полудни, показанная на рис, 71, имеет 42,5 см в длину и 36 см в ширину. Некоторые авторы предполагают, что, поскольку эта модель и модель из Сушковки имеют ножки, они обе изображают свайное жилище, но это предположение не подтверждается данными раскопок. Другая модель из Сушковки изображает, по-видимому, одну из землянок с центральной печкой, а модель из Коломийщины воспроизводит двускатную соломенную крышу, имеющую с одного конца дымовое отверстие.

Общества трипольской культуры возделывали пшеницу (Triticum vulgare, compactum и monococcum), ячмень, просо и рожь, а также некоторые другие растения, как, например, укроп, и разводили преимущественно крупный рогатый скот, но также свиней и овец или коз. В IV фазу под Одессой количество костей овцы увеличивается. Появляются также в изобилии кости лошади; кости лошади были также найдены и в нескольких более ранних поселениях. Установлено, что в Дарабани, в Бессарабии, они принадлежат диким, а в Усатове - домашним лошадям. Имеются сообщения о находках в двух поселениях костей верблюда, но сомнительно, что они относятся к древним временам. Большое значение как дополнение к продуктам сельского хозяйства имели мясо диких животных и птиц (лосей, благородных оленей, бобров и диких уток),рыба, моллюски (Unio) и жолуди. Но наконечники стрел и рыболовные крючки встречаются редко, гораздо чаще попадаются глиняные грузила для рыболовных сетей. Благоприятные в хозяйственном отношении районы густо усеяны поселениями. Южнее Киева на площади 307 кв. км имеется 26 поселков II и III фаз. Но ни одно поселение не было заселено в продолжение более чем одной фазы развития культуры, так что остатки их никогда не образуют теллей. На этом основании можно предполагать, что трипольцы, подобно дунайским племенам, были вынуждены вследствие хищнической системы земледелия периодически переносить свои поселки на новое место. Однако, по-видимому, эти передвижения происходили не слишком часто, так как пристройка дополнительных помещений говорит о том, что дома служили жилищем по меньшей мере двум поколениям.

Обычно земледельцы довольствовались при изготовлении орудий местными материалами. На протяжении всех периодов они пользовались теслами или мотыгами из мягких пород камня и просверленными с помощью полого сверла топорами-молотами характерных дунайских форм и наряду с этим проушными теслами или мотыгами из рога благородного оленя. Топоры появляются впервые к концу III стадии. В Кукутени каменные боевые топоры появились во II стадию; там же был найден боевой топор из оленьего рога, подражающий каменным образцам. Но повсюду топор получает широкое распространение только в IV фазу. Вообще до этого времени военное оружие, по-видимому, не было в ходу, если не считать булавы с выступами из Веремья (II), на Среднем Днепре, которая имеет сходство с булавами из Мариуполя и из одной могилы III периода на Муреше.

В некоторых случаях, однако, трипольцы пользовались привозными материалами. Во II фазу в Петренах применялся обсидиан. Медь встречается уже в 0 фазу. В Извоаре, в Молдавии, она представлена булавкой к небольшой пластинкой, откованными холодным способом, в Кукутени I - плоским клиновидным топором, а в II фазу - топором типа, изображенного на рис. 53, направо вверху, плоским кинжалом треугольной, несколько вытянутой формы с осевым ребром и заклепками и браслетами из небогатой оловом бронзы. В поселениях той же фазы на Среднем Днепре найдены два тесла и проушной топор-мотыга вместе с литейными формами. После этого сухопутная торговля металлом, очевидно, затухла. Но все же в IV фазе в Усатове, на побережье Черного моря, найдены один кинжал с осевым ребром и один топор, а в относящемся к тому же времени селении Городиштя, на Пруте, было найдено плоское тесло.

Изделия трипольских гончаров давно пользуются заслуженной славой. Во всех поселениях они лепили из хорошо отмученной железистой глины сосуды замысловатых форм и нередко очень больших размеров, которые после обжига приобретали ровную, преимущественно оранжевую или кирпично-красную окраску. Некоторый упадок техники гончарного производства наблюдается и III и IV фазы, когда, например, чтобы замаскировать дефекты поверхности, сосуды покрывали более густым слоем облицовки (ангоба). На протяжении всего периода существования трипольской культуры применялись три вида техники орнаментации, хотя в различном соотношении: монохромная роспись черной краской по оранжевой поверхности самого сосуда или по светлому фону облицовки, полихромная роспись черным в комбинации с красным по белой облицовке или в комбинации с белым по красной поверхности глины и углубленный орнамент в виде линий, настолько широких, что они почти заслуживают названия каннелюр. В 0 и I фазы применялся, хотя и не очень широко, четвертый прием - ребристый орнамент, как в Ариушде. На Среднем Днепре и, хотя и в меньшей степени, на Буге во II и III фазы расписной орнамент преобладает над нарезным, но в Бессарабии и Молдавии, судя по опубликованным находкам, соотношение было обратным. Орнамент в О фазу представлял собой узор в виде повторяющихся спиралей, покрывавший всю поверхность сосуда, который уже в I фазу уступил место замкнутым S-образным спиралям. В ходе дальнейшего развития эти спирали превращаются в окружности, а старый способ орнаментации, при котором узор покрывал всю поверхность сосуда, уступает место конструктивной композиции, подчеркивающей членение сосуда. Во все фазы сосуды имели формы, характерные для глиняной посуды, включая кубки на поддонах и полые подставки I фазы, типа распространенных в Ариушде (рис. 68), но наряду с этим встречаются и двойные подставки, известные под названием биноклевидных сосудов. Последние более характерны для II и III фаз (рис. 72, 3-й ряд, третий слева, и 5-й ряд, крайний справа). Грушевидные сосуды с шлемовидными крышками (рис. 72, 5-й ряд, 3) восходят к 0 фазе и удерживаются до II фазы, когда начинают появляться сосуды с широкой шейкой (1-й ряд, слева). Кратеры, похожие на северные кубки с воронкообразной шейкой (3-й ряд, оправа), не встречаются ранее II фазы, и сосуды с ручками (4-й ряд, второй слева) свойственны исключительно III фазе. С II до IV фазы встречаются чаши с тремя и большим количеством ножек. Начиная со II фазы наряду с обычной красной керамикой попадаются грубые сосуды относительно плохого обжига,

вылепленные из пористой глины, иногда с примесью толченых раковин. Часто их поверхность бывает покрыта нанесенными гребнем бороздками; иногда на краях таких сосудов можно встретить лепные изображения голов животных. По технике эта посуда напоминает керамику лесных охотничье-рыболовных племен и встречается в особенно большом количестве на границе лесной полосы, на всем ее протяжении от Буковины до Среднего Днепра. Наконец, еще во II фазу в Кукутени и в Городиште, на Пруте, употреблялась керамика со шнуровым орнаментом, а в таких поселениях, как Городск, на Тетереве, и Усатово, шнуровая керамика значительно преобладает над керамикой подлинно трипольских образцов.

Судя по раскопанному целиком поселению в Коломийщине, трипольское общество было построено на основе такого же равенства и демократии, как и община дунайской культуры в Кёльн-Линдентале, так как размеры каждого дома были обусловлены числом населявших его совместно семей. Однако у Нестора упоминается о том, что в Фельделесени, поселении I фазы в Молдавии, один дом был богаче остальных, и в нем было найдено каменное навершие от жезла в виде животного; этот жезл мог принадлежать вождю. Булава из Веремья, возможно, тоже была символом власти.

Предметы практического назначения сопровождаются не менее богатым набором предметов домашнего культа. Широкое распространение во все периоды имели глиняные, преимущественно женские, статуэтки, хотя в раннюю фазу они встречаются на Украине реже, чем в Молдавии. В фазу А все они обладают признаками стеатопигии и покрыты сплошь нарезными спиралями (рис. 70, 2). Для фазы В характерны более плоские фигурки с отверстиями для подвешивания, совершенно обнаженные, только с ожерельем на шее (рис. 73, b и е). Модели тронов, фигурки животных (преимущественно быков) и тавроморфные сосуды, а также модели домов, возможно, имели такое же ритуальное назначение. В Ариушде в I фазу были в употреблении глиняные печати (пинтадеры). Не имеется никаких погребений, по которым можно было бы судить о существовании какого-либо культа мертвых (старая теория о том, что площадки представляют собой остатки «погребальных построек», полностью опровергнута). Имеются, однако, сведения о том, что в нескольких жилищах, особенно на Среднем Днепре, были найдены черепа и обломки обожженных человеческих костей.

К началу IV фазы классическая система трипольского хозяйства пришла в упадок и основанная на ней культура, в результате ли внутренних изменений или под каким-то внешним воздействием, преобразовалась в новую, сохранив лишь отдельные прежние элементы, как,

например, немногочисленную расписную керамику. В Усатове наиболее распространенной из мясных пород скота, употреблявшихся в пищу, становится не корова, а овца. В большом количестве попадаются кости лошади. Большие дома с полами из обожженной глины исчезают. Заметное место занимает военное оружие, как, например, боевые топоры. Выдвигаются вожди. Их хоронили в каменных гробницах под курганной насыпью, которая покрывала также и бедные могилы, принадлежавшие, очевидно, рабам. Украшенные шпуровым орнаментом амфоры из курганов, из Усатова и из других поселении, имеют сходство с поздними вариантами саксо-тюрингской керамики (стр. 235), а форма погребальных сооружений соответствует одному из вариантов причерноморских погребений, сменивших погребения катакомбного типа (стр. 221). В то же время в Западной Украине земледельческие поселки уступили место поселениям, жители которых занимались разведением свиней. Эти люди хоронили своих покойников в больших каменных ящиках и ставили в могилы шаровидные амфоры (стр. 263). Вопрос о том, в какой мере эти изменения являются следствием внутреннего развития обществ трипольской культуры, а в какой - результатом нашествия из степей и лесов скотоводческих племен, будет рассмотрен ниже. Еще позднее под Киевом люди срубной стадии насыпали на местах покинутых трипольских деревень свои, характерные для причерноморских культур, курганы, нанося при этом сильные повреждения обожженным глиняным полам разрушенных домов. В Монтеору - одном из поселений бронзового века в Валахии - крашеная керамика IV фазы встречается в слоях, предшествующих наслоениям V периода.

Эти факты проливают свет на судьбу трипольской культуры и дают возможность установить terminus ante quem для всего ее развития, которое, по-видимому, прекратилось приблизительно к 1400 г. до н. э. Кинжал с продольным ребром и бронзовый браслет из Кукутени II, если они ведут свое происхождение из Центральной Европы, относятся, по-видимому, ко времени более раннему, чем IV период, приблизительно к 1600 г. до н. э. На основании тех же предположений верхний предел I фазы с ее глиняными печатями (пинтадерами) должен быть ограничен II дунайским периодом. На Нижнем Дунае эта фаза, несомненно, совпадает по времени с распространением культуры Гумельницы. Более точный предел может быть установлен на основании находок фрагментов привезенной из Эгейского мира серой минийской посуды, обнаруженной, по сообщению Шмидта, в Кукутени «между слоями I и II фазы», и, по сообщению Нестора, - в Фельделесени, в «доме вождя». Если определение этой керамики верно, начало I стадии должно быть отнесено ко времени не раньше 1900 г. до н. э. С другой стороны, эта стадия не могла начаться и значительно позднее, если несколько черепков из Ариушда были правильно определены как раннеэлладская «древняя лаковая» керамика. Во всяком случае, пять столетий - время вполне достаточное для изложенного здесь вкратце развития трипольской культуры, так как легко доказать, что ни одна фаза не охватывала более двух поколений.

Описанная нами культура является в своей основе дунайской. Образование ее, по-видимому, было результатом распространения на восток дунайской культуры, испытавшей уже на себе во II период влияние Эгейского мира. Ускорению ее дальнейшего развития вполне могло способствовать возобновление непосредственной связи между Молдавией и Малой Валахией, с одной стороны, и Эгейским миром - с другой, на которую указывают черепки привозной, как предполагают, раннеэлладской и мининской, керамики и которая была вызвана развитием торговли золотом и медью из залежей в Карпатских и Трансильванских горах. Возможно, что впоследствии эти связи оборвались в результате перенесения эгейской торговли из Центральной Европы на побережье Адриатического моря и, может быть, через Болгарию в черноморские гавани, южнее устья Дуная.

Средний этап (3600 – 3150 гг. до н.э.) трипольской культуры. Возникают укрупненные поселения, появляются большие протогорода, укрепленные валами и рвами от четырех до десятка гектаров. Строятся даже 2 – 3-этажные дома. Найдены мастерские по обработке кремня, увеличивается количество медных орудий. Для многих трипольских протогородов характерно наличие улиц и тротуаров. В центре находилась большая площадь, окруженная обычно тремя улицами (причем внешний ряд домов соприкасался и образовывал подобие крепостной стены) и менее регулярными застройками; строения были каркасные, в основном, деревянные.

На территории Украины помещаются трипольские поселения: Тальянки, Небеловка, Майданецкое, Доброводы, Вильховец. Это наибольшие города (протогорода) тогдашнего мира. Они возникли за 500 – 1000 лет до возникновения шумерских и египетских городов, более чем за 1,5 тыс. лет до Вавилона.

Поздний этап (3150 – 2350 г. до н.э.) культуры трипольцев характеризуется упадком и исчезновением ее. Крупные поселения забрасываются и пустеют, происходит переселение трипольцев. К 2200 г. до н.э. трипольская культура исчезает полностью.

Основными причинами упадка трипольской цивилизации были, вероятно: изменение климата, который стал более засушливым и суровым; падение плодородия постоянно обрабатываемой земли; переход трипольского общества к скотоводству с необходимостью кочевать в поисках корма.

Трипольцы перешли постепенно к скотоводству и патриархальному строю с властью мужчин-воинов, с превращением в ямную культуру и культуру «шнуровой» керамики и каменных топоров, которые представляли основную группу праиндоевропейского сообщества.

Есть гипотезы, что индоевропейцы-трипольцы создали древнейшее на Земле государство – «Священную страну земледельцев Арату». Из ее многочисленных святилищ выделяется Каменная Могила – уникальное, подобное пчелиным сотам, геологическое образование: холм из песчаниковых плит, образующих бесчисленные пещерки, гроты, навесы. На протяжении тысячелетий до новой эры они были едва ли ни сплошь покрыты рисунками и символами, напоминающими письменность.

Каменная Могила – уникальное геологическое образование

Из символов следует, что существовали ритуальные жертвоприношения не только животных и пленных, но и воинов. Подобные обычаи бытовали затем у скифов и галлов; их пережитки обнаруживаются в средневековых надмогильных тризнах и рыцарских турнирах.

Подвижная скотоводческая экономика, распространение колесного транспорта, тягловых животных (быка и коня) и всадничества, переход власти в руки мужского населения (патриархат) – все это создало возможность расселения на гигантской территории, от Среднего Дуная до Алтая.

АРКАИМ – СТРАНА ГОРОДОВ

На Южном Урале известны мастерские и кремнедобывающие выработки в неолитическое время (V – начало III тысячелетия до н.э.), к которым относятся мастерские по обработке камня: Усть-Юрюзанская, Синташта-20, Синташта-21, Карагайлы-1 и многие другие. Работали в этих мастерских предки индоевропейцев (прарусы-бореалы) по соседству с иными племенами, о чем свидетельствуют захоронения и предметы культуры и быта. Далее в этих же местах возникают металлургические районы по обработке металлов, связанные со многими районами Евразии.

В 1987 г. на Южном Урале, где пролегают легендарные Рифейские горы, были найдены древние протогорода и селения. Чаще всего они занимают возвышенные площадки террас по берегам рек – притоков Урала и Тобола в их верхних течениях. К началу XXI в. их открыли более 20, что дало возможность говорить о «Стране городов», которая обладает протяженностью 350 – 400 км в направлении север-юг и 120 – 150 км в направлении запад-восток и имеет возраст от 3 тысяч лет до н.э.

Работая с материалом археологических раскопок крупных укрепленных поселений, ученые отмечают в них ряд признаков, характеризующих ранний город. Поэтому, по мнению специалистов, при характеристике археологических памятников «Страны городов» можно с уверенностью применять термины «ранняя государственность», «протогород» индоарийского, протославянского, древнего прарусского мира того периода исторического времени. Очевидно, что не все укрепленные поселения этого периода открыты и раскопаны, некоторые навсегда погибли для науки, так и не дождавшись археологов, другие ждут своего часа.

Скорее всего, «Страна городов» возникла именно здесь из-за доступных и добротных медных руд. И крепости были поставлены для защиты металлодобытчиков и ремесленников. По соседству со знаменитой ныне Магниткой действовали рудники и комбинаты бронзового века. Местный металл и орудия шли на «экспорт» далеко за пределы Южноуралья.

Главное поселение этой «Страны городов» – Аркаим – являлся не только городом, но еще и храмом со священным огнем на центральной площади! Здесь жили и вершили обряды жрецы, сюда собирались на священные празднества соплеменники со всей округи.