Андреас Гурски — один из самых знаменитых и самых дорогостоящих фотографов современности. родился 15 января 1955 года в Лейпциге. Его отец был рекламным фотографом, так что, можно сказать, Андреас с самого детства жил среди фотокамер, плёнок, проявителей, осветителей и так далее. Именно отец и стал его первым учителем, который научил его всем основам и секретам мастерства. Помимо этого, обучался в Государственной академии искусств в Дюссельдорфе.

Андреас Гурски много путешествовал. Побывал во многих городах мира, среди которых такие как Лос-Анджелес, Париж, Чикаго, Токио, Бразилия, Нью-Йорк, Гонконг, Каир и многие другие. Его главным направлением в фотографии считается создание широкомасштабных панорамных снимков. У фотографа есть особое чутье и видение. Он находит совершенно немыслимые пейзажи и сюжеты, которые в панорамном виде выглядят по-настоящему впечатляюще. Некоторые из его снимков при печати для выставок достигают 4 метров! При этом, немецкий фотограф добивается высокой реалистичности и натуральности, а также повышенной чёткости всех объектов, независимо от их удалённости. При взгляде на его снимки, может показаться, что смотришь не на фото, а в окно, и видишь не просто снимок на камеру, а настоящий мир, настолько он свежий, живописный и живой. Выставки фотографа проходили в Швеции, Германии, Англии, США, Италии, Испании. Искусство фотографии принесло ему не только славу, но и хорошие деньги. Некоторые из его работ в разное время считались одними из самых дорогих в мире и били все рекорды по стоимости. Так, например, фотография «99 центов» в 2007 году была продана за 3 340 456 долларов, а фотография «Рейн II» была продана в 2011 году за 4,4 млн. долларов.

99 центов, 2001 год

Бахрейн, 2005 год

Дортмунд, 2009 год

Дубай, 2008 год

Камиоканде, 2007 год

Нячанг, 2004 год

Пхеньян, 2007 год

Рейн II, 1999 год

Собор I, 2007 год

Тур де Франс, 2007 год

Немецкий фотограф Андреас Гурски прославился тем, что создает самые дорогие в мире фотоизображения. Его огромные панорамные фотографии продаются на мировых аукционах за суммы в несколько миллионов долларов – цифры, совершенно недостижимые для многих других талантливых и известных фотохудожников. Что же такого примечательного и интересного в работах Гурски для частных коллекционеров фотографии и искусства, что последние готовы тратить миллионы долларов на их покупку? На самом деле ответить на этот вопрос не просто. Хотя масштабные полотна фотографий Андреаса Гурски, безусловно, завораживают и открывают зрителю путь в огромный, наполненный различными деталями, мир.

Талантливый фотохудожник родился в Лейпциге, но свои юношеские годы провел в Дюссельдорфе, где

его отец успешно занимался рекламной фотографией. Он-то и научил Андреаса всем тонкостям фотосъемки еще в ранние годы. Андреас начал снимать на камеру с детских лет, попутно изучая, что такое диафрагма, выдержка и экспозиция. И можно сказать, что его путь в жизни оказался предопределен. Сначала обучение искусству фотографии в школе в Эссене, где он познакомился с традициями документальной фотожурналистики, а затем учеба в дюссельдорфской Академии искусств. Последнее учебное заведение получило известность в Германии как место становления авангардного искусства.

В Академии сильное влияние на его дальнейшую творческую судьбу оказали учителя. Это была семейная пара фотографов Бехер, которые в фотографии применяли способ систематической «каталогизации» антропогенных видов. Между прочим, в 2004 году они получили престижную фотографическую премию Hasselblad Award. Возможно, влияние учителей на Гурски было настолько велико, что именно оно сформировало его собственный стиль в фотографии – огромные, масштабные фотографические полотна, которыми впоследствии он покорил весь мир.

Уже с середины 80-х годов Гурски стал участвовать в различных групповых и персональных выставках, проходивших в крупных центрах современного искусства в Германии. С самого начала своего профессионального творчества он сосредоточился на создании фотографий значительного размера, которые были наполнены мелкими деталями и цветом. Это достаточно самобытный и интересный стиль в фотографии, отличающий Гурски от других фотохудожников современности. В своих работах автор словно стремится показать масштабность и величие окружающего мира. Достаточно упомянуть о том, что на его фотографиях люди выглядят маленькими муравьями, суетящимися и увлеченными своими повседневными делами. В то время как природные ландшафты на снимках Гурски поражают своей естественной красотой, величественностью и спокойствием.

За время своей профессиональной карьеры он много времени посвятил путешествиям и знакомству с различными странами. Гурски объездил практически все крупные города мира, также побывав в девственных уголках Африки и Южной Америки. В начале своего творческого пути он снимал преимущественно туристические сюжеты, после чего переключился на более сложные темы – изображения огромных промышленных заводов и офисных центров, лыжные гонки и Олимпийские игры, современный мир высоких технологий и глобализации, в котором каждый человек чувствует себя лишь маленькой деталью. За время путешествий Андреас Гурски создал большой архив фотографий. Работы из этого архива тут же раскупаются за огромные деньги, как только попадают на аукционы.

Фотографии немецкого мастера – это большие по размерам полотна, которые на домашнем принтере можно отпечатать только по частям. Даже на выставке три – четыре его фотографии могут заполнить весь выставочный зал. О своем видении фотографии Андреас говорит следующее: «Я стремлюсь создать произведение искусства, которое должно отличаться от натуры - я же не занимаюсь реалистической фотографией». Его работы идеально структурированы и обладают невероятной детализацией. Иногда бывает трудно поверить, что вся сцена, запечатленная на фотоизображении, не является какой-то красочной, спланированной постановкой.


Самым дорогим фотоснимком современности является масштабное полотно Гурски «Рейн II». Он был сделан в 1999 году и демонстрирует панораму величественной немецкой реки. Изображение размером 185 на 363 сантиметров предлагает зрителю знакомство с одной из крупнейших рек в Европе. Примечательно, что с этой панорамы с помощью средств обработки были убраны прохожие и здания. В 2011 году фотография была продана на аукционе за рекордные 4,34 миллиона американских долларов.

Ценность этого панорамного изображения заключается не только в художественной стороне. Дело в том, что на фотографии запечатлена река и ее берега в том виде, в котором они уже не существуют. К настоящему моменту берега Рейна в этом месте уже практически полностью застроены. Сама же композиция картинки выполнена в классическом стиле, все линии в ней соотносятся друг к другу в масштабе примерно один к четырем. Это облегчает зрителю восприятие панорамного изображения. Некоторые критики объясняют такую высокую стоимость этой фотографии еще и тем, что в ней заложен некий философский подтекст – противопоставление неба и земли.

Еще одна дорогостоящая фотография Гурски – это изображение «99 центов», на котором запечатлены ряды супермаркетов, заваленных разнообразными товарами. Данная фотография поражает обилием деталей и ярких красок. Рассматривая масштабное полотно во всех подробностях, можно буквально утонуть в цветовой гамме товаров. Добавляет красочности фотографии использование метода хромогенной цветной печати и добавление отражения некоторых товаров на потолке. Каждый товар на этом трехметровом снимке можно рассматривать очень долго. Эта фотография ушла с молотка на одном из аукционов за более чем три миллиона долларов. Многие другие полотна немецкого мастера также стабильно занимают высокие места в списках самых дорогостоящих фотографий современности. Покупка таких масштабных полотен, судя по всему, стала хорошим вложением денег, поскольку фотографии Андреаса Гурски постоянно растут в цене.


«99 центов», диптих (2001). Фотограф Андреас Гурски (Andreas Gursky)

Интересным выглядит взаимоотношение автора с различными компьютерными редакторами и цифровой обработки. Как известно, многие легендарные фотографы «старой закалки» не слишком жалуют подобные средства обработки, иной раз предпочитая просто снимать на пленочные камеры. Что касается Андреаса Гурски, то вплоть до середины 90-х годов он не пользовался компьютером, чтобы обрабатывать свои произведения. Однако в дальнейшем к компьютерным средствам обработки он стал прибегать очень часто, чтобы создавать более объемные и масштабные пространства, чем те, которые способна захватить цифровая камера в одном единственном кадре. В некоторых его работах используются приемы фотоколлажа с добавлением или устранением отдельных деталей. Он зачастую соединяет несколько кадров для получения более объемных, пространственных фотоизображений. Например, в его панорамном фотоизображении о ралли в Монте-Карло совмещено сразу три различных вида.

Сама съемка осуществляется немецким фотографом на камеру большого формата (размер кадра 9 на 12 сантиметров). Однако с помощью программных средств и печатной техники фотоизображения «разгоняются» до двух — или четырехметровых полотен. Несмотря на масштабность работ, Гурски удается сделать так, чтобы все детали на фотографии получились четкими и детализированными, независимо от расстояния. Он с удовольствием «набивает» свои фотокартины огромным количеством людей, предметов и архитектурных элементов. Иногда на фотоизображениях Гурски мы видим буквально «живые муравейники», в которых каждый человек занят каким-либо своим делом. Другая интересная особенность фотографий немецкого мастера – съемка с высокой точки. Для этого он даже забирается с фотооборудованием на строительные краны и высотные сооружения, а также снимает с вертолета.

В своих полотнах Гурски демонстрирует публике современный мир потребления и огромные производственные ландшафты. Зачастую в фотоизображениях совершенно нет какой-либо сюжетной линии или подтекста. Фотографии же со скоплениями людей поражают, прежде всего, своей статичностью и монотонностью. Словно все движения и жесты людей, зафиксированные одновременно, в сумме исторического развития не дают ничего.

Собственное творчество Андреас Гурски описывает как область искусства, которую нельзя отнести к чистой фотографии. Действительно, из-за серьезной цифровой обработки работы немецкого фотохудожника нельзя назвать фотографиями в полном смысле слова. Скорее, это масштабные, псевдо реалистические фотокартины. Впрочем, автор отмечает: «Истоком всех моих работ является непосредственный визуальный опыт, на его основе я развиваю идею фотографии, пригодность которой проверяю в ателье, а затем разрабатываю ее и уточняю с помощью компьютера».

Умные и сложные монтажи Андреаса Гурски пользуются большой популярностью у публики и частных коллекционеров, интересующихся произведениями современного искусства. Спектр его фоторабот охватывает самые разные темы – от архитектуры и природных ландшафтов до музыкальных концертов с массовым скоплением людей. Но везде мы видим огромный пространственный мир с идеальной структурой и детализацией. В 2010 году Гурски вернулся к корням и стал профессором в Академии художеств в Дюссельдорфе, где он воспитывает собственных учеников.

Немецкий фотограф Андреас Гурский родился в 1955 году. Его авторский стиль узнаваем: огромные полотна фотографий с практически осязаемой текстурой, зачастую сделанные с высокой точки съемки.

На Гурский сильное влияние оказали его учителя - Хилла и Бернд Бехер, известные своим особым методом систематической «каталогизации» индустриальных видов. Такой подход ощущается и в художественном почерке Андреаса Гурский.

До середины 90-х он не обрабатывал свои снимки на компьютере, однако впоследствии стал прибегать к подобному виду работы с материалом, чтобы генерировать большее пространство, чем то, что было запечатлено камерой. Работа Гурский «99 Cent II, Diptych» была продана с аукциона «Сотбис» за рекордную сумму в 1,7 миллиона английских фунтов стерлингов (около 3,3 миллиона долларов США).

На другой фотографии, сделанной в 1995 году во время фестиваля Dance Valley под Амстердамом, изображена толпа, беснующаяся в свете мерцающих огней перед стойкой ди-джея на большой арене. Дым, спускающийся со сцены, похож на гигантскую руку, держащую толпу. Сделав этот снимок, Гурский сказал, что из музыки он слушает только техно, чья простая, но проникающая в самое нутро симметричность перекликается с его собственными работами.

Можно сказать, что фотографии Андреас Гурский обучался трижды. Вырос он в Дюссельдорфе, его отец был успешным рекламным фотографом, так что всеми тонкостями и хитростями ремесла Андреас овладел еще до окончания школы. В конце 70-х он провел два года недалеко от Дюссельдорфа - в городе Эссене, где расположена Школа Фолькванг, знаменитое учреждение для подготовки профессиональных фотографов (и особенно фотожурналистов) в Западной Германии, основанное Отто Штайнертом. Там Гурский познакомился с традицией документальной фотографии - со сложным искусством постоянного и объективного наблюдения за действительностью, лишенной прикрас, свойственных рекламной фотографии.

Кроме того, в начале 80-х Гурский обучался в Государственной академии искусств в Дюссельдорфе, которая благодаря таким художникам, как Джозеф Бойс, Зигмар Польке и Герхард Рихтер, стала колыбелью немецкого послевоенного авангарда. Там Гурский научился видеть нити, связывающие различные сферы искусства, и именно там освоил скрупулезный метод Бернда и Хиллы Бехер, чьи фотографии снискали уважение среди приверженцев художественных направлений минимализма и концептуализма.

Когда в конце 80-х Гурский, наравне с другими учениками Бехера, стал завоевывать признание, творчество Андреаса интерпретировалось как продолжение эстетики его учителя. Однако полный спектр умений и навыков Гурский нашел отражение в зрелых его работах, позволив фотографу перерасти все три «образования» вместе взятых. Его фотографии - крупные, дерзкие, насыщенные цветом и деталями - являют собой одно из наиболее самобытных и, благодаря своеобразному стилю Гурский, одно из самых «сложносочиненных» достижений прошедших десятилетий. С 90-х годов он сконцентрировался на тех предметах, которые отражают дух времени, и нашел адекватный и современный способ их изображения.

Жизнь заводила его в разные уголки планеты: он бывал в Гонконге, Каире, Нью-Йорке, Бразилии, Токио, Стокгольме, Чикаго, Афинах, Сингапуре, Париже, Лос-Анджелесе и многих других городах. И тематика ранних работ - воскресный отдых и туристические очерки - сменилась эстетикой огромных заводов, отелей, офисных зданий и складов. Семейные вылазки уступили место Олимпийским играм, лыжным марафонам по пересеченной местности с сотнями участников, немецкому парламенту, биржевым залам, завлекающим вывескам именитых брендов и полночному неистовству сотен посетителей техно-концертов. Мир 90-х, по Гурский, огромен, дорог и всеобъемлющ. Это стремительно развивающийся мир хай-тека и глобализации, мир, где безымянный человек - всего лишь один из тысяч таких же.