Что такое постмодернизм?
Постмодернизм – это направление в искусстве во всех его сферах, более подробно представляющее собой преодоление модернизма, начавшего постепенно изживать себя.
Время начала эпохи постмодернизма – 50-е годы ХХ века. Время окончания – 80-е годы XX века. Затем наступит эпоха постпостмодернизма, еще более запутанная и непредсказуемая.
Постмодерн возникает повсеместно в мире, сразу охватывает все сферы существования человека как социального существа. Лучшие умы проектируют теоретические предпосылки его возникновения и развития, а творческие люди уже создают свои бессмертные творения в соответствии с формирующимися концепциями этого непростого периода.
Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Бодрийар – это основные идеологи постмодернизма. Но впервые это понятие появляется у Р. Панвица.
Постмодернизм предполагает особое состояние искусства, раздробленного и противоречивого.
Ученые выделили несколько характеристик постмодернизма:
- эпистемная неуверенность
Мировоззрение в эпоху постмодерна, как правило, преимущественно негативно. Оно сомневается в том, что новое знание сможет чего-то достичь. Следовательно, сомнению подлежит все. На веру теперь ничего не принимается.
- мир представляется в роли текста
Все знаки, совокупность которых и есть текст, уже не способны отражать действительность в той форме, какая она на самом деле.
- невозможность больших проектов
Если традиционное индустриальное общество объединяло людей, имеющих идентичные цели, то в постмодерне «великие истории» терпят поражение.
- смерть бога, провозглашенная Фр. Ницше.
Так как мир представляет собой текст, то и все, созданное богом, - тоже текст. Человек в том числе.
- постмодернистская философия и ее альтернативная характеристика
В постмодернистском дискурсе философия тесно сближается с не с наукой, как бы стремительно она не развивалась, а с искусством. Философия теперь включает в себя хаотичные, трудноперевариваемые концепции. Литература и философия вступают в перекличку. В моде лингвистические дискуссии, литературные игры, все необычное и непонятное, доступное лишь тем, кто основательно увлекся и проникся идеями постмодернизма.

Основные направления постмодернизма выделяются следующие:
1. Историзм. Он обобщает все стилистические направления в искусстве во всех его формах, они могут быть многозначными. Все доступные средства отсылают в прошлое. Так выражается историческая память.
2. Полуисторизм, или точное воспроизведение исторического образца. Это могут быть реминисценции из прошлого или откровенные вариации на тему давно минувших лет.
3. Традиционализм. Типичный постмодернистский прием. Он характеризуется своими межстилевыми особенностями. Хотя этот метод значительно серьезнее историзма, который может допустить иронию и многозначные ситуации.
4. Контекстуализм. Название говорит само за себя. При нем соотносятся все решения каждого конкретного постмодернистского продукта, например цвет, стиль или масштаб. Контекстуализм вариативен по отношению к тому или иному объекту.
5. Метафора – еще и средство выразительности всего, что попадает в угол его зрения. Получаются образы, символы и прочие элементы выражения иносказательного смысла.
6. Новое усложненное пространство. Это особое направление, ориентирующееся на то, чтобы постоянно создавать чего-то нового и более сложного по сравнению с предыдущим. Но при конструировании создается пространство с четкой структурой, всем понятной и простой. Новое пространство ориентируется соответственно на старое пространство, преобразуя его в новые формы, более качественные, чем прежде.

) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века - на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы XX века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Термин появляется в период Первой мировой вой­ны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 го­ду Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует ко­нец западного господства в религии и культуре.

Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американ­ский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теоло­гия». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и приме­нялось в американской литературной критике 60-70-х го­дов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.

Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновы­вая свой антирационализм, антифункционализм и анти­конструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс наста­ивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Лакан, Жак, Альтюссер, Луи, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Фуко, Мишель) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

Основные трактовки понятия

В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:

Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.

В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании - это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно

Постмодернизм - общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса - «постмодернистская чувствительность» (Hassan,1980; Welsch,1988, Ж.-Ф. Лиотар).

Постмодернизм - самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающее радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).

По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

Постмодернизм - эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).

Отличие постмодернизма от модернизма

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм - это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм - это не-экстремистское отрицание все того же Модерна.

Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения, что делает возможным потенциальную универсальность постмодернистского искусства, его способность включить в себя всю палитру жизненных явлений, но также зачастую приводит к нигилизму, своеволию и абсурдности, подстраиванию критериев искусства к творческой фантазии художника, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.

Существование современного искусства Бодрийяр видит в рамках противопоставления разума и стихии бессознательного, порядка и хаоса. Он утверждает, что разум окончательно потерял контроль над иррациональными силами, которые стали доминировать в современной культуре и обществе. Согласно Бодрийяру, современные компьютерные технологии превратили искусство из сферы символов и образов, имеющих неразрывную связь с подлинной реальностью, в самостоятельную сферу, виртуальную реальность, отчужденную от подлинной реальности, но не менее эффектную в глазах потребителей, чем подлинная реальность и построенную на бесконечном самокопировании.

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

Использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Их происхождение не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, ремейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», - вот содержание искусства эпохи постмодерна.

Постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней - это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).

Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) - демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация - все это не просто термины современного искусства, но его сущность», - (Ж. Бодрийяр).

Концепция Бодрийяра основывается на утверждении о необратимой порочности всей западной культуры (Baudrillard, 1990). Бодрийяр выдвигает апокалиптический взгляд на современное искусство, согласно которому оно, став производным от современных технологий, безвозвратно потеряло связь с реальностью, стало независимой от реальности структурой, перестало быть подлинным, копируя свои собственные произведения и создавая копии копий, копии без оригиналов, становясь извращенной формой подлинного искусства.

Смерть современного искусства для Бодрийяра происходит не как конец искусства вообще, а как смерть творческой сущности искусства, его неспособность создавать новое и оригинальное, в то время как искусство как бесконечное самоповторение форм продолжает существовать.

В постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).

Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «диджейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта - все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

кровать «Боксерский ринг», группа «Мемфис», 1981

стул «Sheraton», Роберт Вентури, 1984

кресло «Как высока луна», Широ Курамата, 1986

кресло «Miss Blanche», Широ Курамата, 1988

Постмодернизм распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время.
Еще в 1966-м году в США вышла книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», где были сформулированы принципы антифункционализма. «Я скорее за богатсво значений, чем за ясность значений; я за неявную функцию, так же как и за явную функцию. Я предпочитаю «и то и другое», а не «или то, или другое», и черное и белое, а иногда серое, — черному или белому». Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности. Более в широком смысле это понятие начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма»(1977 г.), ставшей третьей среди «книг века», посвященных архитектуре. Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл.
Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.
В этом же 1977 году американский архитектор Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип — круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых.
В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм.
Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Многие из них работали и в области дизайна.
Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью.

По материалам:
«История дизайна» том 2, С.Михайлов
«История архитектуры. Утопии и реальность» в 2-х томах, А.В.Иконников

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ

(фр. postmodernisme) - широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия 20 в. попадают , эстетика, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в , творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов П. можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в т.ч. и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и » на проблему «эстетика и ». Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь наслоившиеся стереотипы о нем, понять которые позволяет , анализирующий и интерпретирующий искусства как самоценность.
Философско-эстетической основой П. являются идеи фр. постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. ), а также иронизма ит. У. Эко, амер. неопрагматика Р. Рорти. В США произошел расцвет художественной практики П., оказавшей затем воздействие на европейское искусство. В «силовое » постмодернистской культуры попали постнеклассическая наука и окружающая .
Термин «П.» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей кн. «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет этот для обозначения реакции на , однако в эстетике он не приживается. В 1947 А. Тойнби в кн. «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: П. символизирует конец зап. господства в религии и культуре. Амер. теолог X. Кокс в своих работах нач. 1970-х гг., посвященных проблемам религии в Лат. Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская ». Ведущие зап. политологи (Ю. Хабермас, З. Бауман, Д. Белл) трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, постиндустриального общества, внешний глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях «конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме. В политической культуре П. означает различных форм постутопической политической . В философии - торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике - постгуманизм постпуританского мира, нравственную личности. Представители точных наук трактуют П. как постнеклассического научного мышления. Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают П. как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии.
Популярность термин «П.» обрел благодаря Ч. Дженксу. В кн. «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) он отмечает, что, хотя само это и применялось в амер. литературной критике 1960- 1970-х гг. для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, ему можно придать и принципиально иной смысл: П. означает отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры.
Специфика постмодернистской эстетики берет на вооружение неклассическую трактовку классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, П. не вступает с ней в , но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Эстетикой П. выдвинут принципиальных положений, свидетельствующих о ее существенном отличии от классической западноевропейской эстетики. Это относится прежде всего к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики.
Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы - лабиринт, ризома. Теория деконструкции отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла, «метафизики присутствия» в искусстве, перенося на проблему дисконтануальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого. Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы - желания (Делёз, Гваттари), либидозных пульсаций (Лакан , Ж.Ф. Лиотар), соблазна (Ж. ), отвращения (Ю. Кристева).
Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий. Новый взгляд на как сплав чувственного, концептуального и нравственного обусловлен как его интеллектуализацией, вытекающей из ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную второго порядка как эстетическую норму постмодерна, так и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, - парадоксальным. Центральное в эстетике П. занимает в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства.
Др. особенностью постмодернистской эстетики является онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное. Неклассическая разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное - воображаемое, оригинальное - вторичное, старое - , естественное - искусственное, внешнее - , поверхностное - глубинное, мужское - женское, индивидуальное - коллективное, часть - , Восток - Запад, присутствие - отсутствие, - .
Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки . Утверждается экуменически-безличное искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства, «фристайл».
Постмодернистские принципы филос. маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. П. отказывается от дидактически-профетических оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом вызван новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды трансформировали критерии эстетических оценок ряда феноменов культуры и искусства (кича, кэмпа и т.д.). Антитезы высокое - массовое искусство, научное - не воспринимаются эстетикой П. как актуальные.
Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации». Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста - художественного, культурного, исторического, научного, религиозного. Симулякр занял в эстетике П. место, принадлежавшее художественному образу в классической эстетике, и ознаменовал собой разрыв с репрезентацией, референциальностью как основами классического западноевропейского искусства.
Наиболее существенным филос. отличием П. является переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое обнимает все живое - , природу, Вселенную. В сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Лат. Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с некласссической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы. Признаки становления новой филос. антропологии соотнесены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности.
Наиболее известными исследователями П. являются Бодрийар (Франция), Дж. Ваттимо (Италия), В. Велш, X. Кюнг, Д. Кампер, Б. Гройс (Германия), Д. Барт, У. Джеймс, Ч. Дженкс, Рорти, А. Хайсен, И. Хассан (США), А. Крокер, Д. Кук (Канада), В.В. Бычков, И.П. Ильин, В. Курицын, В.А. Подорога, М.К. Рыклин, М. Эпштейн, А. Якимович, Б. Ямпольский (Россия), М. Роз (Австралия), М. Шульц (Чили). К принципиальным критикам П. принадлежат Ф. Джеймисон, А.И. Солженицын, Хабермас.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ - тенденции, проявившиеся в культурной практике и самосознании Запада в течение двух последних десятилетий. Речь идет о пересмотре кардинальных предпосылок европейской культурной , связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом, организующим вокруг себя весь познаваемый , либеральными ценностями как эталоном социально-политического обустройства, экономической задачей неуклонного прироста материальных благ. Такое переворачивание привычных - “модернистских” - представлений (отсюда и термин “постмодернизм”) охватывает самые разные сферы культурной деятельности, и если в . 1960-х гг. постмодернизм ассоциируется по преимуществу с архитектурными экспериментами, основанными на новом образе пространства и стиля (“классиками” постмодернистской архитектуры считаются Ч.Дженкс и Р.Вентури), то со временем этот термин получает более широкое хождение, распространяясь на все области общественной жизни. В философии этот термин укореняется Ж.-Ф.Лиотаром, предложившим говорить о “постмодернистском состоянии”, для которого характерны , отсутствие жестких иерархий, асимметричных оппозиционных пар (высокое - низкое, реальное - воображаемое, субъект - объект, целое - часть, внутреннее - внешнее, поверхность - глубина. Восток - Запад, мужское - женское и т.д.). Постмодернизм сторонится “тотализующих моделей” и связан со сменой познавательной парадигмы, пересмотром позиции субъекта как центра и источника системы представлений. Место субъекта занимают разнообразные безличные структуры, будь то потоки желания и интенсивности (Ж.Делёз и Ф. Гваттари), трансгрессия и эротизм (Ж ), соблазн в его гиперреальном измерении (Ж.Бодрийар), пульсации, связанные с либидо (Ж. Лакан), сингулярности (П.Вирилио, Ж.-Л.Нанси), (Р.Рорти) или же (Ю.Кристева). В результате , характерный для “нововременной”, или просвещенческой, картины мира, сменяется множеством онтологии, выстраиваемых сообразно множеству “объектов”. Значительную роль в разработке этих идей сыграла “деконструктивная” Ж.Деррида “метафизики присутствия”. Попытка постичь отсутствие истока, а не тождество как отправную точку самого мышления приводит Деррида и его единомышленников к переосмыслению статуса события: перестает соотноситься с универсальной истиной бытия. Анализ M.Фуко субъективности как исторического конструкта, как своеобразной функции властных отношений, познавательных практик и закрепляющих их институтов, оказал решающее влияние на “бессубъектной” философии. С этим же связаны и идеи о “смерти автора” (M.Фуко, Р.Барт, M.Бланшо), выражающие историческую исчерпанность как феномена авторства, так и традиции герменевтического (“смыслового”) толкования текстов, основанной на нем. Многие понятия, заимствованные из философии постмодернизма, были перенесены в литературоведение и “арт-критику”, утратив исходный и превратившись в новый “язык власти”. Постмодернизм оказал большое влияние на различные виды искусства, что связано с изменением статуса произведения искусства в наше (неизбежная вторичность материала и художественного жеста, сознательно реализуемая стратегия цитирования, пастиш, ирония , игра).

Е. В. Петровская

В постмодернизме велика роль описательного плана, т. е. характеристики вновь возникшей реальности, и плана полемического, связанного с переоценкой ценностей мысли и культуры. Целостная ускользает от слов и отрицается постмодернизмом. Признаются только описания. Эти описания конституируются как единственная реальность. Подчеркиваются те черты электронной культуры, которые стирают различия между истиной и ложью. Реальность и сливаются в “виртуальной” действительности, как в “Диснейленде”. Карта предшествует территории и создает “территорию”, телевизор формирует .

С развитием культуры постмодернизма возникло своеобразное между Америкой и Францией. США первенствуют в производстве кинокартин, телевизионных программ, компьютерных игр; Франция первенствует в осмыслении и критике того, что возникает. Эта критика сливается с антиамериканизмом. В Америке господствует “видеотии”: самый яркий апологетический принадлежит Маршаллу Маклюену.

Французские постмодернисты (Ж.Бодрийар, П.Бурдье, Ж.Деррида, M.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Лиотар) атакуют логоцентризм западной метафизики, “метафизику фонетической письменности”, книжную культуру Нового времени, навязывающую человеку ограниченный взгляд на мир, между знанием и властью и др.

M.Фуко отвергает “натурализацию” картезианской мысли, законов аристотелевской логики в законы природы, псевдорациональную гегемонию мысли белых состоятельных мужчин. Отступление от норм трактовалось Новым временем как болезнь, женственность - как , цветная кожа - как неполноценность. Пафос Фуко - зашита “другого”, защита “плебса”, ставшего объектом тонких форм насилия.

Труды Фуко охватывают много областей, но всегда сосредоточены на проблеме власти, в т.ч. сексуальной. Его тела стала важнейшим источником современного феминизма, продолжающего Фуко. Согласно Д. Батлер, бинарная концепция пола - искусственная конструкция. Бинарные классификации (в т.ч. грамматическая рода) в явной или скрытой форме рассматривают мужское как норму Согласно феминистической теории, наследственная гетеросексуальность и фаллоцентризм понимаются как власти. Эта утверждается самим языком - он фаллоцентричен. От Фуко подхвачена и , что юридические системы власти создают субъектов, которых они потом представляют. Следовательно, женщинам бесполезно добиваться эмансипации от политической системы, которая их конституирует в качестве объекта манипуляции и контроля. Мужская должна быть разрушена до основания.

За этими гротескными теориями стоят, однако, реальные сдвиги. Социальные движения захватывают сферу культуры и гораздо меньше - экономические отношения. Сексуальные меньшинства, этнические группы, экологические активисты, религиозные фундаменталисты стремятся к иным целям, чем прежний . Многие группы травмированы психологически и бунтуют против господствующих психологических норм.

Критики постмодернизма отмечают, что это интеллектуальной элиты, не затрагивающее “молчаливого большинства”. Однако “молчаливое большинство” просто не видит, что Новое время кончилось и начался поворот неизвестно куда, дрейфа, потери и обновления ориентиров. Постмодернизм сравнивают с Александрийским периодом древности. Как и тогда, ныне господствует и скептицизм. Подобно Понтию Пилату, постмодернизм спрашивает: “Что есть истина?”, будучи заранее уверен, что еще не родился тот, кто скажет: “Я есть истина”. Однако есть обстоятельство, которое подрывает эту историческую аналогию: возникновение и развитие телевидения. Некоторые приемы телевидения (напр., коллаж) использовались сначала в прозе, в эссе, в пластических искусствах. Теперь же мы видим обратное влияние телевидения на искусство. Техногенная цивилизация, создавшая телевидение, вызвала необратимые сдвиги во взгляде человека на мир. Их отразил постмодернизм. Но все попытки увековечить современное мира, нынешний стиль восприятия жизни необоснованны.

Безответственность телевидения должна быть преодолена. Разрушительное влияние телевидения на частную политическую , на культуру отмечали А.Потер, Г.-Х.Гадамер и др. История культуры - это история обуздания новых стихий. Телевидение предоставляет огромные возможности для интеграции современного человека, неспособного достичь цельности в обществе, стихийно движущемся к разобщению и хаосу. В современной культуре господствует нежелание знать, куда движется человеческое общество. Это бегство от истории приводит к идее о конце истории, принимает форму искусства без “почвы и судьбы”, ушедшего в мир снов и свободной игры форм. Место Бога, абсолюта, бессмертия объявляется пустым. Все предметы воспринимаются как бы на поверхности и держатся на пороге пустоты, цепляясь друг за друга. Нет иерархии глубин, иерархии значительного и ничтожного.

Культура постмодернизма освобождает европейцев от европоцентризма, но одновременно освобождает и от всякого центра, от всякого фокуса, в котором собирается множественность мира. Это расшатанное состояние духа Запада получает новый смысл в афро-азиатских культурах. Для интеллектуалов “третьего мира” очередная вчерашних кумиров становится теоретической деконструкцией западной цивилизации в целом. Возникает соблазн утверждения своей, антизападной культуроцентричности, своей национальной и конфессиональной спеси. Преодоление постмодернизма требует нового духа.

Г. С. Померанц

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

ББК Ш5(7США)+Ш100.3+Ш107

ПОСТМОДЕРНИЗМ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Н.С. Олизько

Постмодернизм - это понятие, описывающее существенные изменения в мышлении, происходящие в начале XX века. Определить место и время появления постмодернизма достаточно непросто. Сложность состоит и в вычленении его отличительных особенностей, так как постмодернизм находит выражение в философии, искусстве, критике, литературе, архитектуре, истории и культуре. Постмодернизм стирает границы между высокими и низкими формами искусства, отрицает жесткие жанровые различия и акцентирует внимание на пастише, пародии, иронии и игре. Постмодернистское искусство (и мышление) развивает рефлексивность, самосознание, фрагментарность и дискретность (особенно в нарративных структурах), множественность и оперирование деструктурированными, децентрированными, дегуманизированными предметами.

Постмодернизм - это особое видение мира, сложившееся и оформившееся как главенствующее течение в искусстве второй половины XX века. Понятие постмодернизма, как известно, зародилось в архитектурных кругах (Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодерна»). Некоторые источники утверждают, что впервые термин «постмодернизм» появился на страницах журнала «Art in America» в 1971 году в статье Брайана О’Доуэрти «Что такое постмодернизм», другие связывают его появление с выходом в свет в 1976 году статьи И. Хассана «Post-modern literature». По наблюдениям М.А. Можейко, прилагательное «постмодер-ный» дебютировало еще в 1917 году в работе немецкого философа Р. Ранвица «Кризис европейской культуры»; в 1934 данный термин был использован у Ф. де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала XX века, радикально отторгающих литературную традицию; с 1939 по 1947 в работах Тойнби было постулировано содержание понятия «постмодернизм» как обозначающего современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна; в конце 1960-1970-х данное понятие использовалось для фиксации нотационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего, вербальные его формы); начиная с 1979 (после работы Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании») постмодернизм утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом1.

Время возникновения постмодернизма как культурной формации определить достаточно трудно, и по этому поводу до сих пор происходят споры. Одни считают, что его истоки следует искать еще в XIX веке, другие называют постмодернизм «детищем» XX века. По мнению известного искусствоведа Н. Маньковской, постмодернизм возник в конце 50-х - 60-х годах XX века - это так называемый модернистский постмодернизм, связанный с появлением новой фигуральности, осо-

бенно американской (поп-арт, о\у-арт). На 70-е годы приходится расцвет так называемого неоконсервативного постмодернизма. В это время появляется интерес к наследию, к культурным корням, к традиционным ценностям, то есть пробуждается желание осмыслить все пространство культурноисторического прошлого. В 80-90-е годы проявляется так называемый постмодернистский постмодернизм, утверждающий цитатность, гротескность, игровое начало и иронизм культуры2.

В настоящее время постмодернизм оформился в самостоятельную систему взглядов практически во всех областях духовной жизни человеческого общества, однако дать конкретное определение данному направлению достаточно непросто. В культурологии постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, в философии означает торжество постметафизики, пострационализма. Представители точных наук трактуют его как стиль постнеоклассического научного мышления. Психологи видят в постмодернизме симптомы тревожного состояния общества, тоску индивида и т.п. Этот список может быть продолжен. Что же объединяет все эти подходы?

Разные авторы вкладывают в понятие постмодернизма разный смысл и выделяют разные признаки феномена. Сложности с определением постмодернизма происходят от того, что это не ка-кой-то конкретный стиль или художественное течение, а скорее противоречивое состояние искусства и жизни в постсовременную эпоху. Основная идея заложена в самом слове «постмодерн», которое означает «то, что состоялось (не состоится, а уже состоялось!) после настоящего (то есть в будущем), но имело место уже в прошлом». Другими словами, это явление, которое принадлежит современности, идет из прошлого, а именуется по-слесовременным, но не будущим. Постмодернизм есть нечто виртуальное, симукляр - по определению Ж. Бодрийара, «копия того, чего нет»3. Более полную дефиницию дает Н. Маньковская. Это «образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверх-

Лингвистика текста и перевод

ностный гиперреалистический обект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности»4.

Попытаемся вычленить ряд отличительных примет постмодернизма и остановиться на характеристике таких его особенностей, как цитатность, принципиальная возможность различных интерпретаций, игровое начало, пародийность, ирония, хаотичность и другие.

Важнейшее отличие постмодернизма - размывание границ между массовым и элитарным искусством. Задача постмодернистского художника построить свое повествование таким образом, чтобы произведение было понятно всем и в то же время, будучи многомерным, могло удовлетворить изысканные вкусы так называемого «элитарного читателя». Для постмодернистского произведения характерна «двойная референция»: сюжет - для одного круга адресатов, ассоциации - для другого. При этом необходимо помнить, что нельзя понять конкретное произведение без культурного и исторического контекста. Каждый художник может и должен прочитываться в диахроническом аспекте, то есть в пространстве всей истории культуры5. Иначе говоря, читатель, чтобы интерпретировать конкретное произведение на фоне всеобщей интертекстуальной истории, должен быть высоко образованным. И все-таки многослойность постмодернистского произведения позволяет автору рассчитывать на самых разных реципиентов - не только подготовленных. Умберто Эко, один из родоначальников и теоретиков постмодернизма, прекрасно продемонстрировал это на собственной художественной практике. Его роман «Имя розы» стал бестселлером, являясь серьезным культурологическим исследованием. Вот пример того, как произведение может одновременно с интересом читаться и изучаться серьезными специалистами. Итак, постмодернистское произведение предполагает разные уровни понимания. Текст превращается в ребус, в загадку с множеством разгадок - в зависимости от фантазии и эрудиции читателя.

Пытаясь найти выход из элитарного мира литературы, философии, музыки в жизнь, постмодернисты сталкивают разнообразные тексты в многомерном пространстве культуры, что означает членение текста на фрагменты, новые интерпретации, перевод на язык условности, «двойное кодирование» (сопоставление разных стилей), пародии на шедевры, совмещение времен и стилей. Постмодернизм - это некая виртуальная реальность, в сознании художника она основывается на богатом опыте человечества. Это явление можно охарактеризовать как тенденцию к объединению в рамках одного произведения разных образных мотивов и художественных приемов, заимствованных у многих историко-культурных эпох. Постмодернизм говорит на языке прошлого и настоящего, который весьма пластично и адекватно вписывает-

ся в контекст современности. Оперирование готовыми формами, культурными кодами и клише позволяет использовать традицию в качестве строительного материала для новых конструкций.

Принципиально размытое и принципиально открытое постмодернистское пространство вбирает в себя максимальное число текстов, написанных в различные эпохи. Любое постмодернистское произведение может быть рассмотрено как место пересечения уже существовавших текстов - «нитей ризомы», то есть место преломления и переплетения всего многообразия текстов культуры. Ризоматичность находит воплощение в калейдо-скопичности, мозаичности, «лоскутности» многочисленных образов постмодернистской эстетики, представленных в формах коллажа и пастиша. Поскольку современный мир человеческого бытия как бы «сшит» из различных «лоскутков» представлений, ценностей и взглядов, культурных кодов и следов, то коллаж в определенной степени является их отражением. В результате постмодернизм характеризуется принципом свободного компилятивного использования и переоценкой различных сложившихся форм искусства. По сути, происходит полное переосмысление истории культуры: цитирование приводит к воспроизведению традиционных произведений в новом контексте, радикально меняющим их смысл.

Еще одно из центральных понятий постмодернизма - постмодернистская чувствительность -заключается в представлении человеком мира как хаоса, в котором нарушена причинно-следственная связь и утрачены авторитеты. В сознании постмодерниста мир предстает как текст, лишенный структуры, иерархии и центра. Фрагментарность и неупорядоченность восприятия действительности порождает эпистемологическую неуверенность, сомнение в возможности рационального, научного постижения мира. Следствием подобного мироощущения современного человека выступают следующие признаки постмодернизма:

Обращение к Востоку, к «восточной мудрости» из-за дискредитации западной философии и культуры;

Недоверие к метарассказам, то есть к любому знанию, к науке, искусству, религии, философии, психологии, истории;

Дискретность и эклектичность;

Сомнение в существовании самого смысла произведения;

Включение в произведение уже готовых текстов;

Коллажирование и пастиширование.

В рамках постмодернизма как особого типа философствования под влиянием теоретиков структурализма и постструктурализма (Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида и другие), отстаивающих панъязыковой характер мышления, сознание человека отождествляется с письменным текстом как якобы единственным более или менее

Олизько Н.С.

Постмодернизм: к проблеме определения понятия

достоверным способом его фиксации. В результате все рассматривается как текст: литература, общество, история, сам человек, что приводит к восприятию человеческой культуры как единого «интертекста», который в свою очередь служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста6. Как отмечает Ж. Деррида, «постмодернистский текст... имеет форму структуры толкований. Каждое предложение, которое уже само по себе имеет толковательную природу, поддается толкованию в другом предложении, - реально имеет место не интерпретационная деятельность субъекта, но моменты самотолкования мысли»7. Другими словами, мир как система «письменных» знаков предстает в качестве некой последовательности комментариев к самому себе как к тексту с бесконечными отсылками к «следам» предыдущих текстов, которые, в свою очередь, отсылают к более ранним текстам, и так до бесконечности. По мнению М. Эпштейна, «мир мыслится как бесконечная перекодировка и игра знаков. Текст в свою очередь понимается «интертекстуально», как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат и клише. Личность, оригинальность, авторство рассматриваются как иллюзии сознания или условные конструкции, за которыми действуют механизмы знаковых систем, языка, бессознательного»8. Итак, в постмодернизме искусство становится жизнью, а жизнь искусством - исчезает грань, отделяющая художественный вымысел от реальности. Текст не отображает, а создает некую новую реальность. На первый план выдвигается не сама действительность как таковая, но язык, опосредующий взаимоотношения автора с реальностью.

Постмодернистское сознание своеобразно воспринимает время, как бы упраздняя хронологическую последовательность. Многомерные динамические наслоения событий отражаются друг в друге, прошлое реализуется в настоящем, а настоящее дает ключ для того, чтобы войти в прошлое. Всякое событие, находясь на пересечении множества различных систем, в каждой из которых оно может быть по-своему истолковано, приобретает значимость в момент не столько своего появления, сколько - повтора. Благодаря подобной концепции времени категории оригинала и копии теряют свое значение. В результате мы имеем дело с огромной «библиотекой» текстов, которые можно интерпретировать, комбинировать и редактировать.

Цитатность, или заимствование идей, образов, способов выражения мысли, настроений, эстетики, стиля, существовала с незапамятных времен. Вопрос лишь в том, как используется данный прием. В одном случае мы имеем дело с наглым плагиатом, а в другом - автор заимствует символику, образы, но придает им свой смысл, заново вдыхает в них жизнь, общается с реципиентом намеками, направляя его подсознание в нужную сторону. Постмодернизм стремится к тому, чтобы почерп-

нуть все самое лучшее из, казалось бы, несовместимых областей и эпох и создать на этой основе нечто новое и доступное каждому. Цитата становится инструментом выражения определенной степени свободы в творчестве.

Конструирование нового авторского произведения из свободно извлекаемых из «культурного слоя» и компонуемых в произвольном порядке фрагментов возможно лишь в рамках условного пространства игры. Постмодернизм - это некая территория тотальной игры, в которой читатель, текст, контекст и сам автор занимают в идеале равноправные позиции. Автор не диктует и не может диктовать все те смыслы, которые порождает текст, а читатель заранее настраивается вычленить из текста гораздо больше, чем хотел сказать автор. Текст рассматривается как бесконечная вязь смыслов и ассоциаций, не все из которых были запрограммированы автором. Осознание отсутствия конечной истины и, соответственно, какого-то единого смысла художественного произведения и приводит к волюнтаризму в отношении к культурным традициям, цитатности и ироничности, к приоритету игрового начала.

В качестве определяющего критерия отнесения того или иного произведения к разряду постмодернистских может служить отношение автора к своему тексту и к художественному творчеству вообще. Художнику-постмодернисту свойственен некоторый цинизм по отношению к своей персоне - он не питает иллюзий по поводу особого призвания творца, эксклюзивности своих идей и степени их влияния на окружающий мир. Выстраивая свое произведение, автор играет, примеряет на себя то одну, то другую маску. Размытость авторского начала выражается в том, что создатель произведения пользуется некими готовыми культурными блоками, культурными ассоциациями, чтобы выстроить что-то свое. Автор-постмодернист как бы «заключает в рамку» кусок действительности и создает какой-то текст, но восприятие этого текста рассчитано на то, чтобы читатель не ограничивался уровнем автора, а попытался иронически переосмыслить текст, то растворяясь в нем, то снова отстраняясь. Данный принцип восприятия связан с переходом от моно-логизма к диалогизму. Автор предлагает некую структуру, принципиально открытую и свободную, из которой читатель собирает какие-то собственные ассоциации, способные сложиться во что-то принципиально другое. Текст изначально богаче, чем то, что автор хочет сказать. Постмодернистский автор это осознает и отдается во власть текста, во власть культурной традиции и сложившихся образов. И все-таки, несмотря на то, что авторское начало может маскироваться за множественностью цитат и сложностью формы, индивидуальная характерность должна оставаться ощутимой, иначе произведение не может быть жизнеспособным.

Лингвистика текста и перевод

Завершая рассмотрение опознавательных признаков постмодернизма, отметим основополагающие из них:

Сближение элитарной и массовой культуры;

Активное смешение художественных языков, стилей и жанров;

Отношение к миру как к тексту;

Акцентированная поливариантность, волюнтаризм в отношении к культурным традициям;

Цитатность как художественный принцип;

Приоритет игрового начала в художественном творчестве;

Повышенная ироничность и скептицизм;

Пристрастие к пародии и гротеску;

Данное течение в современном искусстве настолько многообразно, глубоко и все еще неизве-

данно, что возможно существование и других приемов постмодернистского толка.

1 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. М., 2001. С. 601.

2 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.,

3 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. С. 84.

4 Маньковская Н.Б. С. 220.

5 Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997. С. 731.

6 Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.,

7 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. С. 234.

8 Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. М., 2000. С. 5.