Рецепт Филипповских булочных для жителей района Сокольники!

Хороший хлеб с душой делать надо, со словом ласковым: «Одна мучка, да разные ручки» - не у каждого пекаря настоящий хлеб получится - говаривал на всю Россию, известный хлебопек Филиппов. Сохранились и дошли до наших дней рецепты Филиппова, да только возродить дело хлебное не так-то просто. Не тот нынче хлеб пекут и продают. Ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские.

Русский историк XVIII века И.Болтин писал, что "русские вообще едят больше хлеба, чем мяса" и что "рабочий человек съедает присестом со щами до двух фунтов черного хлеба", во оно как!

Чем же объясняется высокое потребление хлеба в нашей стране, в частности в России?

Прежде всего, надо иметь в виду, что русский национальный хлеб - это черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки, дрожжевой, кислый. И это многое объясняет. Как показали новейшие биохимические исследования, такой хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске, а не просто на прессованных дрожжах. А именно так готовился русский национальный ржаной хлеб.

Закваска - это часть старого теста, которое остается на дне и стенках посуды, в которой замешивается тесто. Она богата витаминами, ферментами и другими полезными для нашего организма веществами, которые еще более активизируются, попадая вместе с тестом в печь. Например, хрустящая корочка черного хлеба - это один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.

Приверженность русских к черному хлебу и, наоборот, трудности, испытываемые другими народами при переходе с привычного для них пресного хлеба на кислый, неоднократно отмечались и в специальной медицинской литературе, и в художественной особо наблюдательными писателями. Во время своего путешествия на Кавказ А.С. Пушкин заметил, что пленные турки, строившие Военно-Грузинскую дорогу, никак не могли привыкнуть к русскому черному хлебу и поэтому жаловались в целом на пищу, им выдаваемую, хотя она была хорошей.

Любовь к черному кислому хлебу у русского народа издревле была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия для всей истории России. Дело в том, что один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, на католичество и православие - произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине XI века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор об евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный (опресноки) согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва IX употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был бы невозможен.

На протяжении веков искусство хлебопечения в России получило исключительное развитие, в результате чего было создано то разнообразие сортов и видов национального хлеба, которым всегда славилась Россия. Этот процесс не окончился, между прочим, и по сей день. Российские хлебопеки разработали технологию выпечки таких сортов хлеба, как обдирный, столовый, барвихинский, освоили выпечку до десятка сортов диетических хлебов, среди которых докторский, здоровье, белково-отрубной, молочный, ахлоридный, бессолевой. В то же время широкое распространение имеют в стране проверенные вековым опытом народа традиционные хлебные сорта вроде заварного, пеклеванного, бородинского, красносельского, калачей, ситников, саек. Большинство из этих старых сортов ведут свое начало с XIV - XV веков.

Деление хлеба на многочисленные сорта в России связано с различиями и в сырье (муке), и в технологии приготовления (в еще большей степени), и в размерах хлебов в разных районах, областях, местностях страны. Так, весь хлеб крупных размеров и весом свыше двух килограммов штука считался вплоть до середины 50-х годов XX века весовым и продавался на вес. Хлеб же меньшего веса считался штучным и продавался не на вес, а на штуки. Сюда относятся разные батоны, батончики, булочки, сайки, витушки, жулики, то есть преимущественно белый хлеб, получивший особое развитие лишь со второй половины XIX века.

Что же касается качества муки, то она делилась в России на пять разборов, или сортов, а при хлебопечении сорта делились еще на две большие категории - решетные и ситные - в зависимости от того, просеивалась мука сквозь сито или через решето (ячейки у них разные). Тесто для решетных хлебов замешивалось к тому же всегда на воде или на квасе, а тесто для ситных хлебов - на сыворотке или на простокваше. Для каждого вида хлеба в русском языке существуют свои названия, как правило, непереводимые на другие языки. Большинство видов хлебных изделий прочно "привязано" к определенной местности, району, их зачастую можно попробовать только там, где они исстари изготовляются. Таковы московские калачи и сайки, смоленские крендели, валдайские баранки, калужское соложеное тесто.

Любимые народом виды и сорта национального хлеба имеют большую популярность в наши дни. К их числу принадлежат, например, сайки, ситники (ситный хлеб) и калачи. Эти три основных вида национального русского хлеба, выпекаемого из пшеничной (белой) муки, - единственные "пшеничные исключения" на фоне многообразия ржаных русских хлебов.

Что же они собой представляют? Все это тоже дрожжевой, кислый хлеб, но по-разному сделанный. Сайки - это русский белый хлеб с очень тонкой, мягкой корочкой в отличие от французских булок с хрустящей плотной корочкой. Чтобы сделать саечный хлеб, надо к тесту прибавить молоко и немного масла, а еще лучше говяжьего жира. Саечное тесто рыхлое и мягкое, но не особенно скважистое, то есть почти не имеет пустот. Его, хотя оно и содержит немало дрожжей, не квасят, не дают ему подходить - сразу сажают в печь, оттого и не успевают накопиться в тесте углекислый газ, оттого и не пронизано оно скважинами.

Из всех белых хлебов России самым скважистым является Калач. За это его особенно и любят. Скважистость всегда была показателем высокого качества хлеба, точнее, одним из пяти основных показателей: внешний вид, цвет, вкус, аромат и скважистость. Калачи принадлежат к ситным хлебам, т.е. сделанным из тонкой, высокосортной и к тому же очень сухой муки, неоднократно пропущенной сквозь сито. Такая мука хорошо пропекается, тесто из нее хорошо подходит. Кроме того, ему дают вызреть, подойти не один, а два раза, его хорошо месят, тоже неоднократно. Поэтому ситники выходят пышными, скважистыми, с мягкой корочкой, не успевающей даже подрумяниться, и с тягучим, упругим, приятным хлебным мякишем.

Есть у него и еще одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. Прежде хорошие калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делались металлические ящики, которые набивали льдом, от чего поверхность стола, на котором месили тесто, будь она жестяная или даже из тонкой доски, была холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники. Но дело в том, что тесто, насыщенное углекислым газом, должно полностью сохранить его до самой посадки в печь, а металлические руки смесителей "выбивают" из теста этот газ, и постановка на холод после вымеса, а не во время его дает возможность части газа уйти, хотя его надо "заморозить" целиком.

В России издавна были известны калачи московские и муромские. Но муромские остались лишь в пословицах, а московские сохранились до наших дней. Благодаря своему высокому качеству московский калач издавна прославился на всю Россию. "Московские калачи, как огонь, горячи", - одобрительно говорили в народе.

Хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Он - символ народного благополучия. Именно поэтому с хлебом в России связаны обычаи, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая черного хлеба с солонкой. Хлеб означает полный стол, а соль является древними уже забытым символом охраны, сбережения дома от пожара, позднее она стала высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды. Вынос хлеба-соли как высший и торжественный знак народного расположения сохранился и до сих пор. Писал В.Похлебкин в своей книге "Занимательная кулинария". Отличный образец истории и кулинарии.

Русские традиции хлебопечения.

Филипповские батончики от старика Филиппова. Автор рецепта хлеба утверждает, что надо строго придерживаться всем составляющим рецепта, чтобы точно не получилось как в магазине за углом!


Художник: Борис Кустодиев. Название картины: Купчиха за чаем. Год создания:1918 год.

Рецепт хлеба из булочной Филиппова!

Рецепт из знаменитых на всю Москву Филипповских булочных - Филипповские батончики. Замесите тесто: Стакан наполовину наполните водой, добавьте и хорошо размешайте соль и сахар. Всыпьте дрожжи и подождите, когда они поднимутся хорошей "шапочкой". Перелейте их туда, где собираетесь замешивать тесто. Добавьте оставшуюся воду и 2 стакана муки. Хорошо все перемешайте и дайте тесту подняться в теплом месте, после обомните и тутже подмешайте 1 стакан муки и подсолнечного масла. Оставьте тесто подниматься во второй раз. Как тесто поднимется во второй раз, разделите его на 10 комочков (как пирожки). Скатайте в ровные шарики и оставьте на 10 минут для расстойки. Раскатайте из каждого шарика колбаску (10 см.), положите швом вниз, острым ножом сделайте по 3 косых не глубоких, но явно выраженных надреза. Переложите на смазанный маслом противень и оставьте на 15 минут. Смажьте разболтанным яйцом и поставьте в разогретую до 200 градусов духовку на 15-20 минут. Сильно не зажаривайте. Филипповские батончики готовы, прятного аппетита!

В XIX веке хлеб в России выпекался только четырех сортов:

. Пушной (наиболее грубый) из мякины и высевок;

. Мякинный - из плохо провеянной ржи и непросеянной муки;

. Решотный - из ржаной муки, просеянной через решето;

. Ситный - из пшеничной муки, просеянной через частое сито.

Ситный хлеб был самого высшего сорта!

О рецептах хлеба Филиппова. Что особенно любопытно, выпекать хлебные изделия в точности по филипповским рецептам пробовали и при царском дворе в Санкт-Петербурге, но не годилась невская вода для хлеба Филиппова! Владимир Гиляровский с гордостью писал о хлебнике Филиппове: "По зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали - тоже особым способом, в сырых полотенцах, - и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу с жару". Вот такие были прекрасные рецепты у короля булок Филиппова.

Секрет рецепта хлебопека Филиппова - очень важно что тесто готовилось в зависимости от типа муки: для решотных хлебов - на воде или квасе, для ситных - на простокваше, или в крайнем случае, на обрате. Обрата - обезжиренное молоко. Получается путём отделения сливок от цельного молока на сепараторе. Слово обрата устаревшее, происходит от глагола оборачивать, то есть возвращать. Обезжиренное молоко раньше возвращали для питания молодняка. Также используется для приготовления сухого и сгущённого молока и других обезжиренных молочных продуктов. Для улучшения вкуса хлеба в закваску взамен воды вливают 1/2 стакана простокваши или сыворотки от творога или обрата. Приблизительно через сутки закваска для приготовления хлеба готова.

Рецепты хлебов из ржаной муки: Приготовление ржаного хлеба более сложное, нежели пшеничного. Ржаное тесто разрыхляется закваской. В нее входят дрожжи и молочная кислота. Это она придает хлебу приятный кисловатый вкус. Закваска - это кусок теста от предыдущего приготовления. Обычно оставляют окатыш в 0,5 кг и хранят в холодильнике. Перед употреблением разводят в теплой воде. Закваску можно приготовить и специально, замесив 500 г ржаной муки, 25 г прессованных дрожжей и 1 - 1,5 литра воды. Массе нужно побродить в теплом месте.

Рецепт - Хлеб ржаной заварной: Заварной хлеб вкуснее простого ржаного, кислосладкого вкуса и долго не черствеет. В квашню засыпают одну треть муки, отмеренной на выпечку, заваривают кипятком и хорошо вымешивают. Квашню накрывают и выдерживают в покое 2 - 3 часа. Затем добавляют закваску, разведенную теплой водой, старательно выбивают, сверху тесто посыпают мукой и оставляют подходить в теплом месте 18 - 20 часов. Когда тесто закваситься, его выбивают, добавляют оставшуюся муку, растертый с солью тмин, хорошо вымешивают и ставят в теплое место. Пока заварное тесто поднимется, проходит больше времени, чем при выкисании обыкновенного хлеба. Поэтому печь затапливают, когда тесто почти созрело. Выпекают как обыкновенный хлеб. Через час буханки из печи вынимают для того, чтобы поверхность хлебов увлажнить кипятком, и снова отправляют в жар - допекаться.

Рецепт - Хлеб ржаной обыкновенный: Одну треть предназначенной для выпечки муки разводят в теплой воде и добавляют подготовленную закваску. Старательно вымешивают тесто, посыпают сверху мукой, посуду хорошо укрывают и ставят в тепло. Нужно, чтобы тесто занимало не больше одной трети квашни, так как во время брожения его объем увеличивается в 2 - 3 раза. Примерно через 14 часов, когда тесто закваситься, его хорошо выбивают, досыпают остальную муку и соль, промешивают и снова ставят подходить в тепле.
Печь разжигают, как только хлеб начинает подниматься. Буханки средней величины разделывают прямо на лопате, выстланной капустными, дубовыми листьями или посыпанной отрубями. Поверхность заготовки смачивают водой и сглаживают, чтобы не было трещин. В печи хлеб выпекается за 2,5 - 3 часа. Готовые буханки слегка смачивают горячей водой и накрывают полотенцем - от этого корка становится мягкой. Хлебы нельзя класть горячими один на другой - помнуться, а у смятого каравая отстает корка.

Рецепт - Булочки с изюмом:
.Молоко - 150 мл
.Свежие дрожжи - 20 г
.Сахар - 120 г
.Мука - 350 г
.Яйцо - 2 шт.
.Изюм (без косточек) - 125 г
.Сливочное масло - 50 г
.Мелко натертая цедра одного лимона
.Соль - 1 щепотка
Молоко немного подогреть, добавить в него измельченные дрожжи, 1 ч. ложку сахара и 2 ч. ложки муки. Замесить опару и поставить её в теплое место на 20 минут. Остальную муку просеять в большую миску, сделать в центре углубление и положить в него 100г сахара, яйцо, цедру лимона, соль и опару. С помощью миксера замесить тесто. Затем добавить сливочное масло, изюм, и еще раз все перемешать. Выложить тесто на посыпанную мукой доску и вымешивать до тех пор, пока оно не станет однородным и эластичным. Из готового теста сделать лепешку, накрыть её салфеткой и оставить в теплом месте на 1 час. После того как тесто подойдет, сформировать из него 16 булочек и выложить их на смазанный жиром противень. Накрыть булочки салфеткой и оставить на 20 минут, чтобы они поднялись.
Затем обмазать булочки взбитым яйцом и посыпать сахаром. Выпекать булочки в духовке около 20 минут до появления золотисто-желтой корочки.

И не много дегтя в Филипповской булочке с изюмом!

Историческая справка:пишет, Салтыков-Щедрин М.Е. "Современная идиллия" 1877 год:

"- Калач-то от Филиппова? - спросил я.
- Да, от Филиппова,
- Говорят, у него в пекарне тараканов много...
- Мало ли что говорят! Вкусно - ну, и будет с тебя! Глумов высказал это несколько угрюмо, как будто предчувствуя, что у меня язык начинает зудеть".

«На Тверской, против Леонтьевского переулка, высится здание бывшего булочника Филиппова. Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин.

На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими, калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества.
Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный ход, всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиками черный хлеб и ситный. Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору»
В.А. Гиляровский, «Москва и москвичи», очерк «Булочники и парикмахеры».

«Булошная» Филиппова – одно из самых известных исторических хлебопекарных предприятий старой Москвы. Раньше здесь выпекали и продавали самые вкусные хлеб и булки в городе.
Родоначальником знаменитой московской династии булочников был Максим Филиппов, а продолжателем его дела – сын Иван. За отличное качество и широкий ассортимент продукции Иван Филиппов с соизволения государя Александра II получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества. Долгие годы булочная Филиппова, как и Елисеевский магазин, была лицом торговли российской столицы. Семейная фирма просуществовала до национализации после революции в конце 1917 года. Здание, в котором располагалась ранее булочная, долгие годы находится на реконструкции, от него остались лишь стены, и судьба этого дома весьма туманна.

Возрождением знаменитой сети булочных занялась команда бренда «Хлеб Насущный».
Флагманская булочная открылась на днях на Тверской в доме номер 17, напротив той самой, первой Филипповской.

Интерьер сделали по нескольким уцелевшим архивным фотографиям первой кафе-пекарни: ручная роспись стен, небольшой фонтан, витражные панно на потолке и на стенах, витрина с хлебом, сайками и пирожками. Деревянные элементы витрины вырезаны из старых бревен сносимых исторических построек мастерами из Вышнего Волочка.

Ее фронтальную панель украшают панно с обёртки от шоколада, конфет и леденцов, открытки и фрагмент меню.
Двухэтажное пространство нового заведения поделено на зоны, в одной из которых можно купить продукцию с собой, а во второй пообедать, поужинать или выпить кофе с сайкой.

В меню есть пироги по традиционным русским рецептам - губники с грибами (70 руб.) и наливашники с яйцом и сыром (65 руб.), хлеб - как светлый, так и темный, калач «Московский» с ручкой (65 руб.),

филипповские батончики с шоколадом (55 руб.), бублик с маком (55 руб.), различные пряники: медовые, шоколадные, мятные (набор - 285 руб.) и самое главное, сайки (25 руб.)

Сайка с изюмом – титульное изделие Филипповской булочной, сдобное, с белоснежным пушистым мякишем, с румяной и блестящей тонкой корочкой. Выпекаются они блоками, и на разломе виден мякиш с вкраплениями изюма.

Губник – пирог с грибами и луком, родом из Псковской губернии, где его часто выпекали с рыжиками. Чтобы при выпечке пирога свободно выходил пар из сочной начинки, сверху пирог не полностью защипывался.
Наливашник – еще один вид традиционных пирогов с начинкой из яиц и сыра, довольно жидкой консистенции, которую «наливали» в тесто. Чаще их готовили пряжеными (жареными), но здесь вариация этого пирога с красивыми защипами выпекается в печи.

Ассортимент знаменитой булочной, восстановленный пекарями «Хлеба Насущного», пока можно попробовать только на Тверской, но в планах – открытие еще нескольких заведений подобного формата.
___________________________
Булочная "Филипповъ" от "Хлеб Насущный"
ул. Тверская, 17

В конце XIX — начале XX века в Москве, да и во всей Российской Империи, была популярна знаменитая булочная Филиппова. Открыл пекарное дело Максим Филиппов, а его сын Иван продолжил отцовское дело, развил его и добился настоящего успеха. В 1917 году все булочные были национализированы и булочная Филиппова прекратила свое существование. Возрождением знаменитой сети булочных займется команда бренда« Хлеб Насущный».

Идея возникла во время изучения архивных сведений о хлебном производстве во времена Российской Империи. Информацию о булочных Филиппова черпали из разных источников. Удалось, например, найти адрес первой пекарни и узнать об особенностях производства Филипповского хлеба — воду для хлеба использовали только московскую, петербургская не годилась, а тесто для калачей после замеса выносили на холод, что придавало готовой выпечке особый вкус. Хороший хлеб должен быть доступен каждой семье — таков был принцип работы Филиппова. Команда« Хлеба Насущного» разделяет его и придерживается того же принципа в своей работе. Булочным Филиппова быть!


Во время изучения архивов была найдена фотография первой кафе-пекарни, расположенной по адресу Тверская, 10. Именно она послужила основой для интерьера новой булочной на Тверской, 17: ручная роспись стен, небольшой фонтан, витражные панно на потолке и на стенах, и, разумеется, витрина с хлебом, сайками и пирожками. Конечно, фотография была черно-белой и плохого качества, поэтому команда художников и дизайнеров в течение нескольких месяцев разрабатывала эскизы рисунков, присутствующих в интерьере XIX века. Помимо прочего, были найдены обертки от конфет, открытки и фрагменты меню Филиппова — они украсят интерьер, разместившись на фасаде прилавка с выпечкой. Пространство будет поделено на 2 этажа, и на зоны, в одной из которых можно будет купить продукцию с собой, а во второй пообедать, поужинать или выпить кофе с сайкой.




В меню будут старинные пирожки — губники с грибами(70 руб.) и наливашники с яйцом и сыром(65 руб), хлеб — как светлый, так и темный, калач« Московский» с ручкой(65 руб.), бублик с маком(55 руб.) и различные пряники. Отдельное место займут знаменитые Филипповские сайки(от 25 руб.). Согласно легенде, описанной В. А. Гиляровским в книге« Москва и москвичи», одному из московских градоначальников попался в сайке таракан. Хитроумный Филиппов откусил негодный кусок и заявил, что это — «изюминка». Пару часов спустя он привез Закревскому новую партию саек с изюмом, а на следующий день стал ими торговать. Новая сайка с изюмом стала едва не самым популярным продуктом в булочных Филиппова. Помимо сдобных изделий в меню кафе-пекарни будет богатый выбор кофейных напитков.

Один из символов старой столицы может не пережить реконструкции

Одни гостиницы в центре (“Интурист”, “Минск”, “Россия”) сносятся по причине моральной изношенности. Другие (“Москва”) — из-за ветхости конструкций. “Центральной” присуще и то и другое. Однако здание, строившееся с 1884 по 1911 год, является вновь выявленным памятником архитектуры, поэтому Градостроительный совет при мэре Москвы в 2007 году разрешил снести лишь внутренние строения, среди которых бывшая пекарня Филиппова и другие подсобные помещения. За счет застройки внутреннего двора площадь отеля должна увеличиться на 40%. В здании появится любимый инвесторами стеклянный атриум и пятиуровневый паркинг.


К реконструкции “Центральной” приступили весной. Здание уже лишилось трех верхних этажей. В мэрии утверждают, что исторической ценности они не представляют. Стены 4 этажа были в свое время переложены, а 5 и 6 уровни надстроены в советские годы. “В предмет охраны входят интерьеры двух нижних этажей и фасадные стены на высоту трех этажей. Они будут полностью сохранены и воссозданы”, - уверяют в горадминистрации. Юрий Лужков потребовал, чтобы новая гостиница не превышала исторической высоты и не выбивалась из масштабов застройки улицы. Однако на сайте инвестора представлен проект здания в 7 этажей с массивной стеклянной мансардой.


Не ясна судьба и булочной Филиппова. Ее интерьеры восстановят полностью, включая фонтан и раковину с жемчужиной, но статус не определен. В описании 5-звездочного отеля, который будет открыт в 2012 году под названием “Люксъ”, первые три уровня представлены как общественная зона с конгресс-центром, бал-румом, спа-центром, а также ресторанами. Кстати, бренд “Филиппов” инвесторам не принадлежит. Поэтому даже если булочная здесь останется, Филипповской она не будет.

В этом году создатели сети “Хлеб насущный” возродили легендарную кафе-пекарню Филиппова на Тверской. В прошлом это заведение, как и его владелец и создатель – купец Максим Филиппов, сильнейшим образом повлияло на развитие культуры общепита в нашей стране. Поэтому в этом обзоре мы уделим большое внимание истории.

Бывший крепостной Максим Филиппов приехал в 1803 году в Москву с семьей и с большой мечтой открыть собственную булочную. Продавая выпечку с тележки в торговых рядах, он на удивление быстро накопил денег и открыл 3 заведения – на Тверской, на Мясницкой и на Сретенке. Увы, в пожаре 1812 года сгорела большая часть Москвы, и Филиппову пришлось начинать все сначала.

Первый этаж

К семейному бизнесу подключился сын Иван, который обладал коммерческой хваткой. За высокое качество и широкий ассортимент к середине 19 века Филиппова сделали п оставщиком Двора Его Императорского Величества, о чем свидетельствовал размещенный в заведении специальный знак. А через несколько лет открылись первые Филипповские пекарни в Санкт-Петербурге. Из трёх десятков пекарен в Москве и Санкт-Петербурге хлеб доставлялся уже по всей стране.

В булочные Филиппова всегда стояли большие очереди как из бедных студентов, так и из бояр. Акцент Филиппов всегда делал на доступности и высоком качестве, за которым он следил лично. Например, воду в Петербургские пекарни привозили из Москвы, так как Филиппов считал, что местная вода для его выпечки не подходит.

Фирменным продуктом стала сайка с изюмом. Наверняка вы слышали историю про появление сайки с изюмом. А знали ли вы, что речь в ней идет о Филиппове? Эта история описана в книге Гиляровского “Москва и Москвичи”. Когда ко двору доставили очередную партию свежей выпечки, одна из знатных персон откусила сайку и увидела внутри таракана. Филиппов был тотчас же вызван для объяснений. Он рассказал, что это изюм и на глазах знати доел булочку с тараканом. Но дело в том, что на тот момент изюм при выпечки саек не использовали, и у двора все еще оставались сомнения. Тогда Филиппов сразу же отправился на производство, и уже утром во всех его булочных на продажу поступили сайки с изюмом.

На самом же деле, известный русский историк хлеба Святослав Коновцев документально доказал, что никакого таракана не было, и эта история – выдумка. Кстати, традицию доступных цен сохранили и в новом заведении: сайка с изюмом стоит 40 руб., а без изюма – всего 20 руб.

Фонтанчик с фресками, восстановленный по старинному фото (слева)

Однако достоверно можно сказать, что именно Филипповы изобрели московский калач. Так как Филиппов хотел сделать свой хлеб доступным для всех, многие его покупатели были обычными рабочими людьми, которым часто приходилось есть прямо на работе или на улице грязными руками. У московского калача была и остается большая удобная ручка, держа за которую можно съесть всю выпечку, а ручку потом выбросить. Есть версия, что известное выражение “дойти до ручки” появилось именно благодаря этому калачу.

Примечательно, что филипповские булочные стали первыми кафе-пекарнями, где можно было не только купить выпечку, но и съесть ее с напитком. Филиппов принес в Российскую империю новый формат заведений и культуру.

Губник с грибами и яйцом (слева) – 70 руб., наливашник с сыром и яйцом – 65 руб.

До революции 1905 года все булочные и весь хлебопекарный бизнес находились под управлением династии Филипповых – внуков Максима Филиппова. В 1905 году в связи с повсеместными забастовками, к которым присоединились и пекари, руководству пришлось пойти на уступки, увеличив зарплату и уменьшив рабочее время. Уже к 1915 году компания из-за накопившихся долгов была признана банкротом.

Филипповский батончик с шоколадом (слева) – 55 руб., сайка с изюмом – 40 руб.

В сентябре 2017 года сеть “Хлеб насущный” запустила первую кафе-булочную “Филипповъ” по адресу Тверская 17 – напротив Тверской 10, где когда-то жил и открыл свою первую булочную Максим Филиппов. Интерьер двухэтажного кафе восстанавливали с предельной точностью по единственной старинной фотографии тех времен. Два месяца художники занимались росписью стен и потолка. Был воспроизведен фонтанчик с античными фресками, но перенесен на второй этаж заведения, а также витражи по образцу середины 19 века.

Московский калач – 65 руб.

Рецепты выпечки также были найдены в архивах, и сохранили их настолько, насколько это позволяют современные продукты и технологии. Сейчас в заведении разрабатывается собственное меню, но вы уже можете приобрести здесь около 20 видов выпечки, взять с собой или съесть за столиком. Пока в “Филиппове” действует также меню сети “Хлеб насущный”.

Завтраки из меню “Хлеб насущный”

Если вы хотите попробовать московский калач, то не откладывайте свой поход на вечер – уже после обеда все калачи разбирают. Одним из знаков качества этого калача было прохождение такой проверки: нужно было нажать на калач ладонью и подержать 7 секунд, если после этого калач снова поднимался – значит, выпечка качественная. Обязательно посетите это кафе, чтобы дойти до знаменитой ручки калача и попробовать легендарные сайки с изюмом.